9.18. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ И ПРАВОТВОРЧЕСТВО: УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ситникова И. Е. аспирантка кафедры теории и истории государства и права Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина.
Аннотация. В статье рассматриваются условия взаимодействия политического плюрализма и правотворчества, к которым относятся юридические, политические, экономические, социальные и социокультурные, а также организационнопроцедурные принципы, исключающие монополию и гарантирующие соблюдение законности в правотворчестве.
Ключевые слова: политический плюрализм; правотворчество; субъекты политической жизни в правотворчестве; институт разделения властей; социальные отношения и противоречия; организационно-процедурные принципы формирования правотворческих органов.
Понятия «политический плюрализм» и «правотворчество» являются взаимосвязанными, широко используемыми в научных исследованиях, но, к сожалению, в литературе отсутствует их единая трактовка. Политический плюрализм рассматривается как: наличие многопартийности, различных объединений, движений, союзов, организаций, формирований1; многообразие мнений, «взглядов, подходов, позиций, концепций»2, инициатив и предложений, нередко альтернативного характе-ра3; «проявление многообразия политических интересов, устремлений, целей, установок, ценностей различных классов, социальных групп и слоев, наций и народностей, отдельных граждан и соответствующее отражение, учет и реализация этого многообразия в политической жизни, в организации и функционировании политической системы»4; состояние соперничества, столкновения интересов субъектов, участвующих в политической жизни5 и др. Правотворчество, как полагают ученые, - это
1 Маркин Г. Н. Политический плюрализм и проблемы консолидации современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 1993. ; Иванов А. А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия /Автор-составитель А. А. Иванов. - М.: Экзамен, 2006.
2 Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1999.
3Кейзеров Н. М. Дилеммы политического плюрализма в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 1994. -Вып. 1 (№ 6).
4 Василик М. А., Клюев А. В. Политический плюрализм: социальные основы, критерии и гарантии. - СПб.: Знание, 1992.
5Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные
проблемы: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2000.; Введение в политоло-
гию: Учеб. пособие /Науч. ред. М. Х. Фарукшин. - Казань: Изд-во
Казан. ун-та, 1992.; Плюрализм в социалистическом обществе: пути
утверждения в условиях перестройки («круглый стол>>) // Вестник
МГУ. Сер. 12. Теория научного коммунизма. - 1989. - № 4.
деятельность по созданию (изданию) правовых актов6; возведение государственной или общественной воли в закон7; принятие (создание), изменение, включая дополнение и поправку, или отмену норм права8 и др.
Рассмотрим политический плюрализм как фундаментальный принцип демократического государства, заключающийся в существовании множественных субъектов политической жизни и признании различных взглядов и позиций, а правотворчество - как деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц, а также иных субъектов, направленная на создание, изменение и отмену нормативных правовых актов.
В современных демократических государствах политический плюрализм является одним из главных принципов, что позволяет говорить об его влиянии на все сферы общественной жизни, включая и правовую. Поэтому связь политического плюрализма и правотворчества, их взаимная обусловленность не вызывает сомнений и предполагает наличие определенных условий, гарантирующих принятие законов в рамках политического и идеологического многообразия.
Полагаем, что характеристика условий взаимодействия политического плюрализма и правотворчества должна раскрывать основы сфер общественной жизни, свидетельствующие о существовании в конкретном государстве политического плюрализма и способствующие его беспрепятственному влиянию на правотворчество. Следует выделять юридические, политические, экономические, социальные и социокультурные условия.
6 См.: Васильев А. В. Теория права и государства: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2005.; Верстов В. В. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (теоретический и историко-правовой анализ): Дис. ... канд. юрид. наук. -Краснодар, 2006.; Фаткуллин Ф. Н. Основы учения о праве и государстве: Учеб. пособие. - Казань: Изд-во КФЭИ, 1997.; Дмитриевцев К. Н. Процесс правотворчества в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1994.
7 Шхагапсоев З. Л., Карданов А. К., Кумышева М. К. Законотворческий процесс в Российской Федерации. - Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005.; Демин А. В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М, 2002; Общая теория государства и права: В 2-х т. /Отв. ред. В. С. Петров, Л. С. Явич. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. - Т. 2. Общая теория права.; Проблемы теории государства и права: Учебник /Под ред. С. С. Алексеева. -М.: Юрид. лит., 1979; Спирин М. Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. - Самара, 2000.; Карташов Н. Н. Технологии нормотворчества (на примере МВД России): Автореф. дис. . канд. юрид. наук.
- М., 2004
8 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник.
- М.: Юристъ, 2004; Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2000; Бобылев А. И. Правотворчество и правотворческий процесс // Право и государство: теория и практика. - 2006. - № 6; Халфина Р. О. Проблемы советского правотворчества // Советское государство и право.
- 1980. - № 11; Цгоев Т. В. Правотворческая инициатива как стадия правотворческого процесса: Дис. . канд. юрид. наук. - М., 2006; Манахова Ю. В. Правотворческая деятельность в современном российском обществе (теоретический аспект): Дис. . канд. юрид. наук. -М., 2005.
Ситникова И.Е.
условия взаимодействия
Юридические условия включают конституционное признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, свободы мысли и слова, равенства прав человека и гражданина, а также законодательное закрепление возможности создания законов или инициативы выдвижения их проектов общественными объединениями и политическими партиями. Не менее важен запрет субъектов политической жизни, пропагандирующих «расовую, национальную, социальную, классовую, религиозную вражду и ненависть, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя>>9, предупреждающий принятие неправовых законов, отражающих интересы конкретной группы.
Политические условия - это, прежде всего, ограничение политической власти, исключающее возможность ее произвола как в политической, так и правовой сферах, что во многом определяет демократический характер правотворчества, осуществляемого не единолично парламентом, а с участием народа, политических партий и общественнополитических движений и объединений. Политическая власть может быть ограничена правами человека и гражданина, которые «выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще>>10. Способом ограничения политической власти может выступать и верховенство закона. Власть, в связи с этим, самоограничивает себя, ибо связана нормами права. Взаимная ответственность государства и личности является не менее значимым принципом, ограничивающим политическую власть. Он заключается в том, что личность и власть должны быть равноправными партнерами, должны взаимно сотрудничать и нести взаимную ответственность11.
Тесно связанным с политическими условиями признается существование института разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, направленного на «предотвращение монополизации политической власти, злоупотребление ею, обеспечение контроля за ней со стороны народа>>12 и сочетание различных классовых, групповых и иных интересов, способствующее достижению компромисса13, а, кроме того, устанавливающего четкую правотворческую компетенцию, исключающую реализацию законодательных полномочий неправомочными органами.
9 Василик М. А., Клюев А. В. Указ. соч.
10 Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.
11 См.: Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.
12 Василик М. А., Клюев А. В. Указ. соч.
13Тарасова О. Е. Принцип разделения властей и гражданское общество: диалектика взаимосвязи (социально-философский аспект): Дис. ... канд. философ. наук. - Красноярск, 2004.
Экономические условия, нередко являющиеся причиной разработки законов, означают наличие в обществе различных экономических интересов, на основе чего происходит дифференциация форм собственности не только на государственную и частную, но и на собственность предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных обществ и товариществ, хозяйственных ассоциаций и других объединений14. Значимость имеет и доминирование товарного характера производства и распределения, совершенствование различий в труде, условиях жизни и развитие <<у всех чувства хозяина на производстве». Ученые даже утверждают, что плюрализм - это <<новая коллективистская ценность, основанная на соединении плановых и хозрасчетных начал в экономике, на формировании собственников нового исторического ти-
па>>15.
Социальные условия составляют различия интересов социальных групп, а, следовательно, и многообразие их выражения в политической и правовой жизни. Взаимодействие политического плюрализма и правотворчества соответствует таким отношениям, когда доминирует система «социальных отношений и противоречий, приобретает значение многообразие расслоений и по горизонтали и по вертикали>>16.
Социокультурной основой взаимодействия политического плюрализма и правотворчества является наличие в обществе высокой политической и правовой культуры, способной сформировать общественную идеологию в сочетании с индивидуальной, так как <<на идеологические представления субъекта правотворчества воздействует общественно правовая идеология», а его идеологические представления под влиянием эмоционального отношения «формируют волевое действие, выражающееся в принятии нормы права>>17.
Не меньшее значение имеют и организационнопроцедурные принципы формирования правотворческих органов, в особенности парламента, а именно: внутренняя организация на двухпалатной основе, затрудняющая исключение из процесса принятия законов субъектов политической жизни и обеспечивающая плюрализм мнений. Следует согласиться с мнением Л. Дюги, полагающего, что лучший способ избежать парламентской тирании состоит в создании двух собраний, совместная работа которых ограничивает друг друга18.
14 Василик М. А., Клюев А. В. Указ. соч.
15 Плюрализм в социалистическом обществе: пути утверждения в условиях перестройки.
16 Плюрализм в социалистическом обществе: пути утверждения в условиях перестройки.
17 Власова Ю. Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации): Дис. . канд. юрид. наук. - М., 2005.
18 Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. -М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1908.
Значительно и соблюдение законности, служащей воплощением <<в законах идеалов справедливости, уважения прав человека, равенства всех перед законом, социальной свободы»19.
Таковы основные условия взаимодействия политического плюрализма и правотворчества, эффективность которого будет зависеть от совершенствования правового регулирования сфер общественной жизни и укрепления ее демократических порядков.
Список литературы.
1. Бобылев А. И. Правотворчество и правотворческий процесс // Право и государство: теория и практика. - 2006. - № 6.
2. Василик М. А., Клюев А. В. Политический плюрализм: социальные основы, критерии и гарантии. - СПб.: Знание, 1992.
3. Васильев А. В. Теория права и государства: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2005.
4. Введение в политологию: Учеб. пособие /Науч. ред. М. Х. Фарукшин. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992.
5. Верстов В. В. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (теоретический и историкоправовой анализ): Дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2006.
6. Власова Ю. Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.
7. Демин А. В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М, 2002.
8. Дмитриевцев К. Н. Процесс правотворчества в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1994.
9. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1908.
10. Иванов А. А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия /Автор-составитель А. А. Иванов. - М.: Экзамен, 2006.
11. Карташов Н. Н. Технологии нормотворчества (на примере МВД России): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.
12. Кейзеров Н. М. Дилеммы политического плюрализма в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 1994. - Вып. 1 (№ 6).
13. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2000.
14. Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2000.
15. Манахова Ю. В. Правотворческая деятельность в современном российском обществе (теоретический аспект): Дис. . канд. юрид. наук. - М., 2005.
16. Маркин Г. Н. Политический плюрализм и проблемы консолидации современного российского общества: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 1993.
17. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004.
18. Общая теория государства и права: В 2-х т. /Отв. ред. В. С. Петров, Л. С. Явич. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. - Т. 2. Общая теория права.
19. Плюрализм в социалистическом обществе: пути утверждения в условиях перестройки («круглый стол>>) // Вестник МГУ. Сер. 12. Теория научного коммунизма. - 1989. - № 4.
20. Политология для юристов: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1999.
21. Проблемы теории государства и права: Учебник /Под ред. С. С. Алексеева. - М.: Юрид. лит., 1979.
19 Фролов В. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения законности в России: монография. - СПб.: ООО «Типография <<Береста>>, 2008.
22. Спирин М. Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2000.
23. Тарасова О. Е. Принцип разделения властей и гражданское
общество: диалектика взаимосвязи (социально-
философский аспект): Дис. ... канд. философ. наук. - Красноярск, 2004.
24. Фаткуллин Ф. Н. Основы учения о праве и государстве: Учеб. пособие. - Казань: Изд-во КФЭИ, 1997.
25. Фролов В. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения законности в России: монография. - СПб.: ООО «Типография <<Береста>>, 2008.
26. Халфина Р. О. Проблемы советского правотворчества // Советское государство и право. - 1980. - № 11. - С. 33-40.
27. Цгоев Т. В. Правотворческая инициатива как стадия правотворческого процесса: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
28. Шхагапсоев З. Л., Карданов А. К., Кумышева М. К. Законотворческий процесс в Российской Федерации. - Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005.