Смоляков В.А. 2010. Регионализация Восточной Азии: формы, проблемы, перспективы. — Современные гуманитарные исследования на Дальнем Востоке, № 1. С. 16-26.
Стратегические проблемы национального развития и международного сотрудничества: дальневосточный вектор. 2005. Хабаровск, Отделение общественных наук РАН.
Титаренко М.Л. 2012. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы. М.: ИД «ФОРУМ», 544 с.
Труш С.М. 2012. Россия между Китаем и США. - Россия и Америка в ХХIвеке, № 3. Доступ: http://www.rodon.org/polit-120410103306 (проверено: 03.05.2014).
ДУБРОВИНА Ольга Юрьевна -
к.полит.н, доцент Сибирского института международных отношений ирегионоведения, координатор
Национального союза политологов
630078, Россия, г. Новосибирск, ул.Ватутина, 17/1
политический механизм регионального измерения внешней политики государств: понятие, структура, регулятивная составляющая политического механизма
Данная статья посвящена проблеме формирования политического механизма регионального измерения внешней политики. В ней рассмотрены понятие, структура, регулятивная составляющая политического механизма, показана важность данного вопроса для политологии и международных отношений. Ключевые слова: внешняя политика, региональное измерение внешней политики, международные связи регионов государств, регионализация, глобализация, глокализация
The article is devoted to the establishment of political mechanism of regional dimension of foreign policy. It examines the concept, structure, regulatory component of political mechanism, shows the importance of this issue for political science and international relations.
Keywords: foreign policy, regional dimension of foreign policy, international relations of regions of countries, regionalization, globalization, glocalization
Современная система междуна- ональное измерение, которое оказы-родных отношений характери- вает серьезное влияние на внешнюю зуется большим разнообразием. политику государства в целом.
В них участвуют международные Международная практика свиде-организации, государства и регионы тельствует о том, что регионы госу-государств. В системе международ- дарств активно выходят на междуна-ных отношений четко просматрива- родную арену и это влияет на фор-ется многоуровневая и многовектор- мирование внешней политики госу-ная структура, включающая в себя дарств, которые при ее осуществле-многообразие видов международных нии уже не могут не учитывать мне-отношений, а во внешней политике ние своих регионов. Данное явление государств, особенно федеративных, требует постоянного наднациональ-начинает четко прослеживаться реги- ного, государственного и региональ-
ного регулирования. Для этого государствами создается политический механизм регулирования внешней политики с учетом мнения, влияния и активности регионов стран. Этот процесс требует осмысления и анализа регионального измерения внешней политики государств, его влияния на международные отношения.
Для изучения данных процессов, учитывая, что в политической науке отсутствуют определения самого политического механизма и многих составляющих его частей, автор считает необходимым ввести в научный оборот ряд определений для пополнения научного понятийного аппарата.
Механизм - это внутреннее устройство, система чего-либо, взаимодействие составных частей этой системы. Следовательно, механизм регулирования внешней политики — это система международных и внутригосударственных нормативно -правовых актов, регулирующих внешнюю политику государств, система международных и государственных органов, ведающих ее осуществлением и регулированием.
Политический механизм регулирования внешней политики государств с учетом мнения, влияния и активности регионов стран, т.е. на региональном уровне, — это многоуровневая система, включающая в себя регулятивную, организационную и функциональную составляющие на международном, государственном и региональном уровне.
Международный уровень политического механизма регулирования внешней политики государств с учетом региональной составляющей — это система международных политических, организационных и правовых методов и решений, органов и структур, регулирующих внешнюю политику государств с учетом международных связей их регионов, совокупность взаимосвязей и процессов по реализации внешней политики государств с учетом региональной составляющей.
Государственный уровень политического механизма регулирования внешней политики государств с учетом
региональной составляющей — это система государственных политических, организационных и правовых методов и решений, институтов, органов и структур, регулирующих международные связи регионов, совокупность взаимосвязей и процессов по реализации внешней политики с учетом регионального измерения.
Региональный уровень политического механизма регулирования внешней политики государств с учетом регионального измерения — это система региональных политических, организационных и правовых методов и решений, институтов, органов и структур, регулирующих международные связи регионов, совокупность взаимосвязей и процессов по реализации внешней политики с учетом регионального измерения.
На каждом из этих уровней политический механизм включает в себя регулятивную, организационную, и функциональную составляющие. Несмотря на их тесную взаимосвязь, обусловленную принадлежностью к политическому механизму осуществления международного процесса, упомянутые выше элементы выступают также и как относительно самостоятельные его части.
Регулятивная составляющая политического механизма регулирования внешней политики государств с учетом региональной составляющей — это система нормативно-правовых актов, регулирующих международную деятельность регионов государств. Система включает в себя международно-правовые нормы, а также нормы внутригосударственного права (федерального и регионального уровня), регулирующие региональное измерение внешней политики государств.
Международно-правовые нормы, регулирующие международную деятельность регионов государств, закреплены в целом ряде международных документов, которые в т.ч. подписала и Россия1. Учитывая тре-
1 В их числе Европейская рамочная конвенция
о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, подписанная в Мадриде 21.05.1980, и протоколы № 1 (1995 г.) и № 2 (1998 г.). См. Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. 2002. М.
бования и рекомендации международных документов, государства берут на себя обязательство создавать благоприятные условия для развития приграничного и межтерриториального сотрудничества. В указанных документах представлены модели межгосударственных соглашений, которые предназначены для того, чтобы четко фиксировать рамки, формы и границы, в пределах которых государства разрешают действовать территориальным сообществам и властям. В документах даны рекомендации по созданию трансграничных регионов и пространств со статусом и без статуса юридического лица для развития приграничного сотрудничества, а также предложения о том, как можно придать правовую силу их актам в регионах разных государств1. Помимо приграничного сотрудничества, регионы государств активно развивают и меж-территориальное сотрудничество, которое также регулируется на международном уровне2.
К международно-правовым документам, регулирующим международные связи регионов (МСР) России, можно отнести также и договоры РФ с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству. Сегодня насчитывается около 3 000 таких договоров. Как правило, они имеют рамочный характер и определяют наиболее важные направления и основные механизмы сотрудничества. Около 2 000 таких соглашений заключены с правомочными органами административно-территориальных образований зарубежных стран, 1 000 — с самими государствами. С партнерами в странах СНГ заключены около 1 600 соглашений, а в дальнем зарубежье — около 1 400. В документах речь идет о разграничении предметов ведения между государствами и регионами, регионами и хозяйствующими субъектами.
Что касается норм внутригосударственного права России, регулирующих международные связи регионов РФ, то здесь можно выделить несколько уровней документов:
1 Там же. С. 351.
2 Там же. С. 385-397.
федеральный уровень — Конституция РФ, федеральные законы РФ, указы президента РФ, постановления правительства РФ; региональный уровень — конституции и уставы субъектов РФ, законы и иные акты субъектов РФ.
При наличии двухуровневой системы и 6 видов правовых норм важно обеспечить правильное сочетание названных уровней и видов правового регулирования и не допускать противоречий между ними. Рассмотрим каждый из этих уровней и видов более подробно.
Федеральный уровень правовых норм, регулирующих МСР, включает в себя 5 видов правовых норм. На высшей ступени стоят конституционные нормы3. Эти нормы касаются внешней политики государства, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне. В конституционном смысле это означает признание международной право -субъектности за Россией как федеративным государством и установление режимов участия регионов России в осуществлении международного сотрудничества. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, и на всей ее территории Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство (ст. 4). Конституция гарантирует единое экономическое пространство на территории России (ст. 4).
Особое место в Конституции отводится международно-правовым нормам (ст. 15). Если положения, содержащиеся в международном договоре, подписанном РФ, вступают в противоречие с положениями федерального законодательства, то применяются правила международного договора. Как видим, международный уровень правовых норм, регулирующих международные связи, является неотъемлемой частью правовой системы России.
В Конституции разграничены полномочия и предметы ведения федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ в сфере международ-
3 Конституция Российской Федерации. 2011. М.: Юридическая литература.
ных отношений и внешней политики (ст. 71, 72, 73). Конституцией установлено, что к ведению РФ относятся международные отношения, ведение внешней политики и заключение международных договоров, решение вопросов войны и мира, внешнеэкономические отношения. В силу того, что Россия является федеративным государством, Конституция определяет функции, которые находятся в совместном ведении государства и его регионов. К совместному ведению Конституция РФ относит координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации и выполнение обязательств по международным договорам, заключенным Российской Федерацией. Это конституционное положение означает, что субъекты федерации имеют право осуществлять свои международные связи (но не отношения) при условии их координации с федеральным центром. Вне пределов ведения и полномочий РФ и вне пределов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ регионы страны обладают всей полнотой государственной власти.
Второй вид правовых норм на федеральном уровне — это федеральные законы, принятые с целью регулирования МСР. Наибольшее значение имеют законы «О государственной границе Российской Федерации» (1993 г.); «О международных договорах Российской Федерации» (1995 г.); «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (1998 г.)1; «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.); «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.).
Третий вид правовых норм на федеральном уровне — это указы президента РФ. В осуществлении МСР они
1 Закон утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при этом не был принят законодательный акт, замещающий данный закон и регулирующий те же отношения.
имеют большое значение, т.к. президент, в соответствии с Конституцией РФ, является ее гарантом. Среди указов можно особо выделить те, которые непосредственно относятся к теме исследования: «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (1996 г.); Основы пограничной политики Российской Федерации (1996 г.); Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации (2004 г.); Концепция внешней политики Российской Федерации (2008 г.); Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (2010 г.); «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» (2011 г.). Данные указы непосредственно относятся к международным отношениям России и к международным связям субъектов РФ.
Четвертый вид правовых норм федерального уровня — постановления правительства России. Они играют значительную роль в регулировании МСР. Наибольшее значение в этой сфере имеют постановления «О порядке регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999 г.); «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств» (2000 г.); «Об утверждении Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (2000 г.); Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (2001 г.).
В Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации субъектам РФ предоставляется право заключать соглашения
разного уровня: с административнотерриториальными образованиями иностранных государств (так называемые горизонтальные соглашения); с государственными органами иностранных государств (диагональные соглашения); с органами местного самоуправления иностранных государств (вертикальные соглашения); с юридическими и физическими лицами иностранных государств1. Для развития приграничного сотрудничества в Концепции рекомендованы такие его направления2, как приграничная торговля, производственнотехническое сотрудничество, инвестиционные проекты, создание совместных предприятий, установление регулярных связей между хозяйствующими субъектами приграничных территорий, формирование совместных торгово-промышленных палат, сотрудничество в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, финансов, обмен технологиями и др. В Концепции также разработан механизм приграничного сотрудничества.
Как видим, в последние годы вопросы приграничного сотрудничества находят свое место в ряду приоритетных направлений российской государственной политики. В настоящее время в России разработан проект федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации». С принятием данного закона в целом завершится процесс формирования нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества. В нем должен быть отрегулирован процесс установления отношений в данной области с сопредельными государствами, определен статус приграничных территорий, очерчены полномочия всех российских участников приграничного сотрудничества.
Региональный уровень правовых норм, регулирующих МСР, как было
1 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Утв. распоряжением Правительства РФ от 09.02.2001 № 196-р. Доступ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=30364 (проверено 27.06.2014).
2 Там же.
сказано выше, включает в себя 2 вида правовых актов: основные законы субъектов РФ и законы или иные акты субъектов России, регламентирующие МСР.
Право на осуществление международных связей региональными органами государственной власти закреплено в основных законах (конституциях и уставах) всех субъектов РФ. Большинство из них устанавливает, что участие субъектов федерации в выполнении международных договоров РФ и координация их международных связей входит в область их совместной компетенции с федеральным центром. Все остальные вопросы в осуществлении МСР, которые не входят в компетенцию федеральных органов государственной власти и не относятся к сфере совместного ведения, субъекты относят к своему ведению.
Второй вид регионального уровня правовых норм — это законы и иные акты регионов, регламентирующие МСР. В законах субъектов РФ, как правило, определяются пределы их компетенции: осуществлять международную экономическую деятельность; реализовывать программы субъекта федерации по международным связям; заключать международные соглашения с регионами иностранных государств; учреждать свои представительства за пределами России по согласованию с МИДом России, а также содержать своих представителей при торгпредствах РФ в зарубежных государствах за счет регионального бюджета и по согласованию с соответствующими федеральными органами; разрешать открытие на территории субъекта федерации представительств иностранных партнеров (по согласованию с МИДом России). В законодательстве субъектов РФ, регулирующем международные связи регионов, определяются полномочия региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти в рассматриваемой сфере.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы: во внешней политике государств появляется региональное измерение, которое обусловлено
активным выходом регионов государств на международную арену, что потребовало принятия целого ряда документов на международном, государственном и региональном уровнях в разных странах мира, осо-
бенно в федеративных государствах. Создается политический механизм регулирования данных процессов, который включает в себя правовые, организационные и функциональные аспекты и составляющие.
УДК 352 + 314.727.3 + 323.2 ЩУКИНА Маргарита Юрьевна -
аспирант кафедры социологии управления факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 119991, Россия, Москва, Ленинские горы, 1. [email protected]
инициативы териториального общественного самоуправления в российских экопоселениях
INITIATIVES OF TERRITORIAL PUBLIC SELFGOVERNMENT IN RUSSIAN ECOVILLAGES
В статье рассматриваются предпосылки реализации инициатив российских экопоселений в развитии территориального общественного самоуправления. Низкая активность населения в создании территориального общественного самоуправления характеризуется следующими социальными тенденциями: отчужденностью от общественной жизни, индивидуализмом, иждивенческими настроениями, потребительским отношением, правовым нигилизмом. Кроме того, территориальное общественное самоуправление имеет важное политическое значение для устойчивого развития сельских территорий, сохранения социокультурной идентичности местного населения, обеспечения общественного контроля и продовольственной безопасности страны. Поэтому в рамках государственной программы интеграция экопоселений в качестве субъекта устойчивого развития сельских территорий позволит создать условия для развития территориального общественного самоуправления. Важным инструментом государственной поддержки в этом направлении станет присвоение экопоселениям статуса населенных пунктов.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, социально-территориальная общность, устойчивое развитие сельских территорий, сельские поселения, экопоселения
This article discusses a background of realization of Russian ecovillage's initiatives in the development of territorial public self-government. Low activity of the population in the territorial self-government creation is characterized by such features as exclusion from the public life, individualism, dependency, consumerism, and legal nihilism. In addition, territorial self-government is of great political importance for sustainable rural development, preservation of social and cultural identity of the local population, guarantee of public control and food security. Therefore, the state program of integration of ecovillages as a subject of the sustainable development of the rural areas will create conditions for development of territorial public self-government. An important tool of the state support in this context would be promotion of ecovillages to the status of settlements. Keywords: territorial public self-government, social and territorial community, sustainable development of rural areas, rural settlements, ecovillage