Postsovetskij institucionalizm — 2006: Vlast' i biznes: monograflja (pod red. R.M. Nureeva) [Post-Soviet Institutionalism — 2006: Government and Business (ed. R.M. Nureev)]. Rostov-on-Don: Nauka-Press Publ. 2006. 512 p.
Press release of Russian Banks Association. 2013. No 3.
Radaev V.V., Shkaratan O.I. Power and Property. - Sotsiologicheskiye issledovaniya. 1991. No 1. Sobstvennost> v zhizni rossijan: domysly i real>nost>. Analiticheskij doklad [Ownership in Russian Life: Fantasies and Reality. Analytical report]. M.: Institute for Complex Social Studies Publ. 2005. 112 p.
ДУБРОВИНА Ольга Юрьевна - к.полит.н., доцент Сибирского института международных отношений и
регионоведения, координатор Национального союза политологов.
630078, Россия, г. Новосибирск, ул. Ватутина, 17/1. [email protected]
политический механизм регионального измерения внешней политики государств: организационная и функциональная составляющие
Аннотация. Данная статья посвящена формированию и функционированию политического механизма регионального измерения внешней политики государств, его организационной и функциональной составляющим.
Ключевые слова: внешняя политика, региональное измерение внешней политики, международные связи регионов государств, регионализация, глобализация, глокализация
Политический механизм регулирования внешней политики государств на региональном уровне — это многоуровневая система, включающая в себя регулятивную, организационную и функциональную составляющие на международном, государственном и региональном уровне.
Рассмотрим организационную составляющую политического механизма регулирования внешней политики государств с учетом мнения, влияния и активности регионов стран, т.е. ее региональное измерение.
Организационная составляющая политического механизма регулирования внешней политики государств на региональном уровне — это система политических институтов, органов и структур, руководящих международным сотрудничеством регионов, координирующих и осуществляющих его. Система включает в себя международные организации, государственные политические институты, органы и структуры федерального и регионального уровня, осуществляющие международные отношения и связи.
В Российской Федерации организационную составляющую политического механизма регулирования внешней политики государств на региональном уровне можно представить как многоуровневую систему, включающую в себя международные структуры, занимающиеся международным сотрудничеством регионов государств, в которые входит Россия, и государственные органы, которые осуществляют внешнюю политику, координируют и контролируют процесс международного сотрудничества регионов России. Государственные органы делятся на органы федерального и регионального значения. Рассмотрим подробнее каждый из этих уровней.
Среди международных структур, занимающихся международным сотрудничеством регионов государств, в которые входит Россия и которые влияют на внешнюю политику страны, особое место занимает Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВ СЕ), созданный в 1994 г. Россия вошла в Совет
2014'09
ВЛАСТЬ
69
Европы в 1996 г. В 2000 г. было утверждено Положение о делегации Российской Федерации в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. Россия также входит в Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), который был создан в 1993 г. с целью укрепления стабильности, безопасности и сотрудничества на севере Европы. Россия и ее субъекты входят в Организацию черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Эта организация была создана в 1992 г. В ее рамках российские регионы осуществляют сотрудничество с регионами государств Черноморского бассейна. Российские регионы также осуществляют плодотворные международные связи через членство России в европейских региональных организациях, таких как Совет государств Балтийского моря (СГБМ), который был создан в 1992 г. для содействия торговым связям стран региона.
Российские субъекты принимают активное участие в европейских субрегиональных организациях, в т.ч. в Ассоциации субрегионального сотрудничества стран Балтийского моря (АСССБМ) и в Балтийском координационном комитете (БКК).
Степень участия российских регионов в деятельности упомянутых организаций зависит от значения проводимых ими программ для субъектов РФ. В участии России в этих организациях четко просматривается одна важная тенденция — субъекты РФ все активнее присоединяются к европейской интеграции через организации межрегионального сотрудничества.
Большую роль в развитии международного межрегионального сотрудничества играет участие России в еврорегионах. Россия участвует в Совете руководителей приграничных областей1 Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, который был создан в 1994 г. Она также принимает участие в еврореги-оне «Балтика»2, который был создан в феврале 1998 г. в г. Мальборке (Польша). Соглашение о создании и устав этого еврорегиона подписали представители региональных и муниципальных властей Королевства Дания, Королевства Швеция, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Польша, а также Калининградской обл. РФ.
Россия также является членом еврорегиона «Карелия». Этот трансграничный регион был создан в феврале 2000 г. правительством Республики Карелия и региональными союзами Кайнуу и Северной Карелии (Россия) и Северной Похъянмаа (Финляндия)3.
В одном ряду с вышеназванными регионами стоит еврорегион «Сауле». Он включает в себя регионы четырех стран: Королевства Швеция (уезд Сконе), Литовской Республики (Шауляйский и Таурагский уезды), Латвийской Республики (Елгавский район и г. Елгава), Российской Федерации (г. Советск, Неманский и Славский районы Калининградской обл.)4.
Российские регионы участвуют в еврорегионах «Шешупа», «Неман», «Днепр» (Брянская, Гомельская, Черниговская обл.), «Плескава» (районы Псковской обл.), «Слобожанщина» (Белгородская и Харьковская обл.) и др.
Что касается государственных структур как части организационной составляю -щей политического механизма формирования внешней политики с учетом мнения регионов России, то здесь тоже можно выделить несколько уровней.
Федеральный уровень. К нему можно отнести высшие институты и органы государственной власти России, осуществляющие внешнюю политику: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство России, а также специализированный государственный внешнеполитический орган — Министерство иностранных дел РФ, его представительства в регионах России и за рубежом, структуры совеща-
1 Совет руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. - МИД России. Официальный сайт. Доступ: http://www.mid.ru/bdomp/sbor.nsf/fe3845c0f6d9b35 443256c8a004e8835/93db1287b54ea44d43256c8a0047bc83 (проверено: 16.07.2014).
2 Еврорегионы с российским участием. - МИД России. Официальный сайт. Доступ: http://www.mid. ru/bdomp/sbor.nsf/fe3845c0f6d9b35443256c8a004e8835/b200ff9ba2d4e8bf43256c8b004a1d2a (проверено: 16.07.2014).
3 Там же.
4 Там же.
тельного характера, созданные при МИДе России, такие как Совет глав субъектов Российской Федерации при МИД России.
Региональный уровень. К нему можно отнести региональные законодательные органы государственной власти, наделенные Конституцией и законодательством России полномочиями в области осуществления международных связей; региональные исполнительные органы государственной власти, наделенные Конституцией и законодательством России полномочиями в области осуществления международных связей; представительства регионов за рубежом.
К ведению законодательных органов относятся: принятие законов, регулирующих внешнюю политику и международное сотрудничество субъектов РФ; осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта и предметам совместного ведения; утверждение бюджета для развития международных связей; утверждение программ развития международных и внешнеэкономических связей.
Функциональная составляющая политического механизма регионального измерения внешней политики государств — это совокупность сложившихся устойчивых взаимосвязей международных, государственных и региональных институтов, органов и структур, являющихся организационными элементами данного механизма. Она является отражением его сущности как функционирующей системы. Функциональная составляющая политического механизма регионального измерения внешней политики государств включает в себя согласование, соглашения, координацию, уведомление.
Примером может служить координирующая роль МИДа России в осуществлении внешней политики и международного сотрудничества регионов (МСР). Связи в рамках политического механизма осуществления внешней политики на региональном уровне представляют собой относительно устойчивые модели взаимодействия между государственными органами и их должностными лицами, необходимые для реализации внешнеполитических функций.
Говоря о политическом механизме регионального измерения внешней политики государств, необходимо выделить основные направления, формы и методы ее осуществления.
1. Осуществление внешней политики по развитию внешнеэкономических связей регионов государств, в т.ч. оказание регионам помощи в осуществлении международного сотрудничества в разных формах, таких как:
— прямые партнерские связи;
— открытие представительств фирм и регионов в зарубежных странах;
— создание органов сотрудничества со статусом юридического лица и без него;
— внешняя торговля (экспорт и импорт товаров);
— международное инвестиционное сотрудничество, международная производственная кооперация, осуществление международных валютно-финансовых и кредитных операций;
— проведение промышленных и сельскохозяйственных выставок;
— оказание помощи регионам в презентации их возможностей за рубежом, в т.ч. в международных организациях;
— совместное освоение энергетических ресурсов, проведение совместных работ в области геологоразведки и разработки неосвоенных нефтяных месторождений и др.
2. Осуществление внешней политики по развитию международного научно-технического сотрудничества регионов в разных его формах, таких как:
— оказание помощи в подготовке международных конгрессов, семинаров, симпозиумов по проблемам фундаментальной и прикладной науки и технологиям и участии в них;
— оказание помощи в осуществлении сотрудничества на основе лицензионных соглашений;
— проведение совместных разработок научных организаций и ученых;
— купля-продажа патентов, лицензий, технологий, результатов научно-исследовательских, конструкторских работ и др.;
2014'09
ВлАсть
71
— осуществление координации исследований в решении глобальных проблем современности и социального развития;
— разработка планов действий в области науки и техники на региональном уровне;
— осуществление комплексных программ научно-технического сотрудничества;
— учреждение комиссий и комитетов по международному научно-техническому сотрудничеству;
— осуществление международной научно-технической специализации;
— передача технологий, содействие в подготовке научно-технических кадров, создание учебных центров, осуществление научно-технических проектов, обмен учеными и специалистами и т.д.
3. Осуществление внешней политики по развитию приграничных связей сопредельных регионов государств в разных его формах, таких как:
— открытие торговых центров, больниц, объектов культуры на границе;
— обустройство и оптимизация пограничных пунктов пропуска;
— решение совместных экологических проблем;
— строительство дорог, совершенствование транспортной инфраструктуры приграничья;
— борьба с контрабандой, наркотиками;
— работа межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, по приграничному и региональному сотрудничеству;
— совершенствование общественной инфраструктуры и услуг;
— взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях;
— защита окружающей среды;
— развитие регионов, городов, сельских районов;
— обустройство и развитие приграничных регионов, развитие в них экономической и социальной сферы и т.д.
4. Осуществление внешней политики по развитию сотрудничества в области образования в таких его формах, как:
— подготовка кадров в высших и средних профессиональных учебных заведениях;
— направление ученых и специалистов для работы за рубежом в учебных заведениях разного уровня;
— обмен опытом;
— проведение выставок в области образования;
— организация практик и стажировок студентов;
— выделение грантов на бесплатное обучение за рубежом преподавателей и студентов;
— повышение квалификации и переподготовка кадров;
— проведение научных симпозиумов и конференций;
— проведение совместных научно-исследовательских работ студентов, проведение мастер-классов и т.д.
5. Сотрудничество в области культуры, в т.ч.:
— организация гастролей театров;
— открытие центров национальной культуры;
— обмен коллективами художественной самодеятельности и спортивными делегациями;
— совместные постановки фильмов, сотрудничество между киностудиями;
— проведение праздников и фестивалей народного творчества, дней культуры;
— открытие региональных центров иностранного языка, центров иностранной книги;
— проведение выставок художников;
— обмены выставками из собраний музеев;
— организация поездок молодежных и творческих делегаций и пр.
6. Сотрудничество в области экологии:
— предупреждение аварий, катастроф, стихийных бедствий, ликвидация их последствий;
72
ВлАсть
2014'09
— решение совместных экологических проблем;
— защита окружающей среды и т.п.
Помимо направлений и форм, можно выделить основные методы осуществления международного сотрудничества регионов и внешней политики на региональном уровне:
— международные визиты и встречи руководителей регионов стран друг с другом и с руководителями государств и международных организаций;
— участие представителей регионов государств в международных переговорах;
— согласование позиций государств с их регионами при осуществлении внешней политики;
— подписание международных соглашений вертикального, горизонтального и диагонального характера;
— координация сотрудничества;
— участие регионов государств в международных организациях и т.д. Подводя итог, можно сделать следующие выводы: механизм осуществления
внешней политики государств на региональном уровне — это система международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов, регулирующих международные связи регионов, система международных и государственных органов, ведающих их осуществлением и регулирующих его, а также совокупность процессов и взаимосвязей, из которых складывается международное сотрудничество государства и его регионов.
Политический механизм региональной составляющей внешней политики государств имеет свою внутреннюю структуру, которая обусловлена:
— политической волей руководства страны или политическими требованиями регионов предоставить им определенные права по реализации международной деятельности;
— совокупностью нормативно-правовых норм, регулирующих международные связи и определяющих правовой статус органов государственной власти в области осуществления международных отношений и регулирующих отношения сторон;
— комплексом взаимоотношений, сложившихся в ходе международного процесса с системой органов государственной власти, наделенных полномочиями в сфере внешней политики.
На каждом из данных уровней модель политического механизма включает в себя регулятивную, организационную и функциональную составляющие.
DUBROVINA Olga Jur'evna, Cand.Sci.(PoI.Sci.), Associate Professor, Siberian Institute of the International Relations and Regional Studies, Coordinator of the National Union of the Political Scientists (Vatutina str., 17/1, Novosibirsk, Russia, 630078; [email protected])
THE POLITICAL MECHANISM FOR THE REGIONAL DIMENSION OF FOREIGN POLICY
Abstract. The article is devoted to the structure and functioning of the political mechanism of the regional dimension of foreign policy and to its organizational and functional components.
Keywords: foreign policy, regional dimension of foreign policy, international relations of regions of countries, regionalization, globalization, glocalization