Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРАУДСОРСИНГ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ'

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРАУДСОРСИНГ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРАУДСОРСИНГ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Прибытков Юрий Борисович

В статье анализируется политический краудсорсинг как фактор развития муниципальных образований и политической культуры участия в РФ в рамках развития информационного общества. Автор предлагает взглянуть на систему местного самоуправления с точки зрения социальных интересов местных сообществ. Политический краудсорсинг становится актуальным в системе местного самоуправления. Основой исследования выбран системный подход, позволяющий выявить современные виды и принципы организации политического краудсорсинга на местном уровне. Основным актором политического краудсорсинга является молодежь как наиболее активная и креативная социальная группа. Предлагается на базе молодежной организации при представительном органе местного самоуправления создание аналитического центра для реализации политических краудсорсинговых проектов. Разработанный вариант позволяет развивать и поддерживать демократический режим в России, увеличить процент гражданской и политической активности, увеличить скорость и качество коммуникации между государством и гражданским обществом, наиболее эффективно включить молодежь в политическую сферу в притягательной форме, создать школу профессионального роста молодых политологов и политиков. Цель: определение современных видов и принципов организации политического краудсорсинга на местном уровне и разработка варианта её продвижения. Метод или методология проведения работы: в статье использовались системный подход, анализ современной научной литературы и интернет сайтов по политическому краудсорсингу. Результаты: определены современные виды и принципы организации политического краудсорсинга на местном уровне и разработан вариант создания аналитического центра на базе молодежной организации при представительном органе местного самоуправления. Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять политическим субъектами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Прибытков Юрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CROWDSOURCING IN THE SYSTEM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AS A FACTOR OF CIVIL POLITICAL CULTURE OF RUSSIA

The article analyzes the political crowdsourcing as a factor of development of municipalities and political culture of participation of the Russian Federation in the framework of the information society. The authors propose to look at the system of local self-government from the point of view of social interests of the local communities. Political crowdsourcing becomes relevant in the system of local government. The basis of the study is a systematic approach that allows viewit modern types and principles of organization of political crowdsourcing at the local level. The primary implementers of political crowdsourcing is the youth as the most active and creative social group. Is offered on the basis of youth organization under the representative body of local samoraneniya the creation of the analytical center for the implementation of political crowdsourcing projects. A variant allows you to develop and maintain a democratic regime in Russia to increase the percentage of civil and political activity, to increase the speed and quality of communication between government and civil society, is most effective to include young people in the political sphere in an attractive form, to establish a school for professional growth of young scientists and politicians. Purpose: identify current types and principles of organization for political crowdsourcing at the local level and developing options for its promotion. Methodology: the authors use a systematic approach, the analysis of modern scientific literature and Internet web sites for political crowdsourcing. Results: defined the modern types and principles of organization of political crowdsourcing at the local level and developed a variant of the analytical center on the basis of youth organization under the representative body of local self-government. Practical implications: the obtained results should apply to political actors at the Federal, regional and municipal levels.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРАУДСОРСИНГ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ»

DOI: 10.12731/2070-7568-2017-4-69-85 УДК 352.9

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРАУДСОРСИНГ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Прибытков Ю.Б.

В статье анализируется политический краудсорсинг как фактор развития муниципальных образований и политической культуры участия в РФ в рамках развития информационного общества. Автор предлагает взглянуть на систему местного самоуправления с точки зрения социальных интересов местных сообществ. Политический краудсорсинг становится актуальным в системе местного самоуправления. Основой исследования выбран системный подход, позволяющий выявить современные виды и принципы организации политического краудсорсинга на местном уровне. Основным актором политического краудсорсинга является молодежь как наиболее активная и креативная социальная группа. Предлагается на базе молодежной организации при представительном органе местного самоуправления создание аналитического центра для реализации политических краудсорсинговых проектов. Разработанный вариант позволяет развивать и поддерживать демократический режим в России, увеличить процент гражданской и политической активности, увеличить скорость и качество коммуникации между государством и гражданским обществом, наиболее эффективно включить молодежь в политическую сферу в притягательной форме, создать школу профессионального роста молодых политологов и политиков.

Цель: определение современных видов и принципов организации политического краудсорсинга на местном уровне и разработка варианта её продвижения.

Метод или методология проведения работы: в статье использовались системный подход, анализ современной научной

литературы и интернет сайтов по политическому краудсор-сингу.

Результаты: определены современные виды и принципы организации политического краудсорсинга на местном уровне и разработан вариант создания аналитического центра на базе молодежной организации при представительном органе местного самоуправления.

Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять политическим субъектами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: политический краудсорсинг; молодежный парламент; гражданское общество; политическая культура; местное самоуправление; аналитический центр.

POLITICAL CROWDSOURCING IN THE SYSTEM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AS A FACTOR OF CIVIL POLITICAL CULTURE OF RUSSIA

Pribytkov Ju.B.

The article analyzes the political crowdsourcing as a factor of development of municipalities and political culture ofparticipation of the Russian Federation in the framework of the information society. The authors propose to look at the system of local self-government from the point of view of social interests of the local communities. Political crowdsourcing becomes relevant in the system of local government. The basis of the study is a systematic approach that allows viewit modern types and principles of organization of political crowdsourcing at the local level. The primary implementers of political crowdsourcing is the youth as the most active and creative social group. Is offered on the basis of youth organization under the representative body of local samoraneniya the creation of the analytical center for the implementation of political crowdsourcing projects. A variant allows you to develop and maintain a democratic regime in Russia to increase the percentage of civil and political activity, to increase the speed and quality of communication between government

and civil society, is most effective to include young people in the political sphere in an attractive form, to establish a school for professional growth of young scientists and politicians.

Purpose: identify current types and principles of organization for political crowdsourcing at the local level and developing options for its promotion.

Methodology: the authors use a systematic approach, the analysis of modern scientific literature and Internet web sites for political crowdsourcing.

Results: defined the modern types and principles of organization of political crowdsourcing at the local level and developed a variant of the analytical center on the basis of youth organization under the representative body of local self-government.

Practical implications: the obtained results should apply to political actors at the Federal, regional and municipal levels.

Keywords: political crowdsourcing; youth Parliament; civil society; political culture; self-government; analytical center.

Введение

Теория и практика вовлечения граждан в управление и самоуправление интересует ученых и мудрецов с древних времен. Аристотель и Цицерон писали в своих трактатах о необходимости контроля граждан за справедливостью принимаемых решений в государственной деятельности. В Новое время трудами представителей теории естественного права и крупных идеологов демократического либерализма Дж. Локка, Т. Пейна, Т. Джеффер-сона, Ш. Монтескье были заложены основы современного учения о правовом государстве и гражданском обществе, развитые впоследствии И. Кантом, Г.В. Гегелем. Идея развития активного гражданского общества и равного взаимодействия с государством получила развитие в трудах классическом А. де Токвиля, П.Н. Новгородцева, Б.Н. Чичерина, А. Грамши и современных авторов К. Поппера, Ю. Хабермаса, У. Эко, Ф.А. Хайека. В рамках деятельности гражданского общества в сфере контроля за

государством представлены в работах Г.Дж. Бермана, П. Бурдье, Дж.Л. Коэна, Р. Дарендорфа.

Информационная политика является важной компонентой работы любой социальной и государственной структуры, в условиях современной турбулентности политических процессов приобретая характер одного из важнейших факторов обеспечения социально-политической стабильности и безопасности [10, с. 108-109]. Хабермас Ю. выделяет телеологичность социального действия. В частности, оно выражается в коммуникативном действии, целью которого является достижение консенсуса в рамках сложившейся ситуации [20]. Информационная политика приобретает важный статус в формировании коммуникативного поля для взаимодействия различных институтов власти и гражданского общества. Коммуникативное поле в муниципальной среде возможно с помощью средств электронной демократии, таких как краудсорсинговые площадки в сети интернет.

Интересы населения в развитии демократии играют всё большую роль в управлении системами государственной и муниципальной власти. В условиях внешнеполитической и экономической нестабильности, имеющиеся ресурсы у стран нуждаются в грамотном и целенаправленном использовании с участием и под контролем населения. Страны нуждается в обновлении организующего её ядра, вовлекая наиболее целеустремленных инициативных граждан, обладающих современными компетенциями [2, с. 126-127].

Политический краудсорсинг в деятельности местной власти

Согласно Конституции Российской Федерации статьи 130, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, что ведет к тому, что именно органы местного самоуправления или население непосредственно должны решать вопросы местного значения [9, с. 200]. Местная власть воспринимается жителями двояко. Положительные изменения в уровне жизни и городской активности повлияли на позитивную оценку местных граждан, но с другой стороны, местная власть

воспринимается как формальный институт органов местного самоуправления, которые недостаточно быстро и эффективно реагируют на нужды и потребности населения [11]. Участие местного сообщества в делах местного самоуправления является выражением деятельностного начала муниципального интереса как особой формы социального интереса. Особое значение имеет участие местных предпринимателей в работе местного хозяйства, в комплексном развитии территории, обеспечении высоких норм ЖКХ [6, с. 82].

Термин краудсорсинг (от англ. сrowd - толпа и sourcing - источник, использование ресурсов) означает передачу отдельных функций управления (целеполагание, сбор, анализ, контроль, реализация) неопределённому кругу лиц без заключения договора от субъекта управления к объекту. Краудсорсинг основан на принципе количественного и качественного состояния большего знания группы людей в сравнении со знаниями одного человека. Создаваемые идеи, знания и действия формируют базу данных, которая используется в намеченных целях [4].

Политический краудсорсинг представляет собой передачу части функций от органов местного самоуправления непосредственного жизнеобеспечения нужд и потребностей местного населения, в виде бирж политических и управленческих идей, поиска перспективных государственных и муниципальных служащих, сбора средств на политические кампании и акции, общественного контроль над различными политическими институтами и некоммерческими организациями, территориальных общественных самоуправлений (ТОСов), а также наиболее распространенные - выборы и референдумы.

Примером могут служить такие сайты как «Красивый Волгоград», «Красивый Петербург», в г. Волжском Волгоградской области сайт «Открытый Волжский». На таких площадках происходит взаимодействие власти и отдельных граждан по вопросам участия в решении местных вопросов, в рамках которых предложения и решения без каких-либо ограничений может предлагать каждый пользователь сети интернет. В рамках общероссийской инициативы можно выделить интернет ресурс «Российская общественная инициатива»

организованная фондом информационно демократии в 2013 году и уже собравшая более 9000 инициатив от граждан РФ [14], также популярны ресурсы РосОтвет команды 29 - коллектива юристов, способствующих защите 29-й статьи Конституции о защите прав на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом [13] и Change.org - Глобальная платформа, которая позволяет создавать петиции и собирать необходимое количество голосов для рассмотрения государственными и муниципальными органами [5]. В качестве краудсорсингового проекта можно привести «Клуб развития территории» в г. Волжском, который предполагает создание внеструктурного объединения активных жителей города на основе создания комфортного и современного муниципального пространства [12, с. 91-94].

Благодаря участию в краудсорсинговых проектах граждане обретают субъектность совместного решения общих проблем. Повышается уровень гражданственности и политической гражданской культуры за счет практической реализуемости идеи гармоничного взаимодействия триады государства, муниципалитета и гражданского общества [8, с. 33]. Это особенно важно при формировании культуры у молодежи, которая является активными пользователями сети интернет. Поэтому необходимо молодежь вовлекать в социальную и политическую практику местного самоуправления.

По нашему мнению, причины внедрения обусловлены следующими мотивами:

1. Возможность общества легко и просто проявлять свою инициативу и гражданскую позицию;

2. Консолидация сил и возможностей государства, МСУ и гражданского общества;

3. Современное средство для обратной связи между органами власти и гражданским обществом в публичной сфере.

Функции муниципальной власти, которые можно отдать на кра-удсорсинг:

• Благоустройство территорий;

• Выборы публичной власти;

• Часть функций социальной защиты местного сообщества;

• Экологические вопросы;

• ЖКХ;

• Оценка эффективности работы органов власти.

В общем виде процесс создания и продвижения краудсорсино-го проекта начинается с определения инициатора проекта. В рамках общественного инициатив инициатором проекта могут быть государственные и муниципальные органы, общественные организации, коммерческие организации и частные лица - благотворители. Далее четко формируются потребности и задачи. Выбирается мотивация для участия в данном проекте. Определяется целевая аудитория и создается сетевое сообщество, которая будет помогать реализовывать краудсорсинговый проект. Инициатор далее выбирает краудсорсинго-вую платформу - интернет-площадку, которую ведут фасилитаторы и модераторы для поддержания чётких правил участия в проекте [18].

В основе каждого краудосрингового проекта лежат три базовых принципа:

1. Принцип «добровольности»;

2. Принцип «открытости»;

3. Принцип «любительства».

В процессе реализации краудсорсингового проекта необходимо учитывать следующие особенности:

• Поддержание постоянной мотивации краудсорсеров;

• Отслеживание корректности поставленных задач;

• Возможности для манипуляции при голосовании;

• Трудоёмкость при отборе и фильтрации идей;

• Большое количество низкокачественных входящих идей;

• Ограниченная популярность тем для работы;

• Необходимость в операционном контроле задач.

В России количество платформ, закрывающих те или иные ниши краудсорсинга, стабильно растет. Для крупных проектов -это, прежде всего, Витология, для средних и малых - Citycelebrity, Collective, GoDesigner, WorkDone, MillionAgents и ряд других. Создание новых и эффективных платформ под различные социальные

и коммерческие идеи не прекращается. Для социальных проектов привлечение средств возможно на популярных краудфандинговых платформах Boomstarter и Планета.ру.

Норма зрелой политической жизни предполагает постоянное участие граждан в ней [19, с. 12]. Но и с этой нормой приходит возможность манипулирования общественным мнением с помощью политического краудсорсинга и влияния на политику велика. На примере портала change.org с историями о лишении родительских прав семьи Даль и раскрутки информационной кампании против уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова мы может сделать вывод о необходимости строго контроля над данными системами [1].

Социально-политическая активность в современном российском обществе имеет различную природу и с усложнением структуры социальных и политических связей вследствие развития информационных и коммуникационных технологий требует постоянного совершенствования теоретических и практических моделей. Коллективная гражданская активность населения в значительной степени определяется социальным благополучием. В период 2007-2012 гг. произошел рост количества мероприятий, проводимых на фоне недовольства соотечественниками различными сторонами социальной и политической жизни во время макроэкономической нестабильности [17, с. 36].

Политические партии в интернете проявляют себя тремя способами. Во-первых, партии не проявляют инновационных подходов, а действуют традиционно к ведению политики и своей работы. К таким партиям можно отнести крупные партии в странах с авторитарными или псевдодемократическими режимами. Во-вторых, это небольшие партии не способные на равных противостоять крупным партиям в традиционной политической сфере, но готовых в сети интернет на паритетных началах осуществлять борьбу за электорат. В-третьих, это трансформировавшие структурно и организационно в сетевые партии, работающие в онлайн режиме киберпространства [15, с. 23].

Политический краудфандинг как форма политического крауд-сорсинга - это сбор средств на реализацию политических проек-

тов. В политические партии и НКО используют краудфандинг для непосредственной цели собрать деньги, а также для привлечения внимания к себе потенциального электората, подчеркнуть собственную легитимность и степень общественной поддержки [16]. За счет политического краудфандинга на Западе выросло несколько партий. «Движения пяти звезд» в Италии с 2009 года выросла одну из крупнейших партий за счет блога её основателя Грилло и проводимых им акций и кампаний. Партия недовольной молодежи «Подемос» выросла из протестного движения молодежи в одну из 3 ведущих партий в Испании [3].

Аналитический центр молодежного представительного органа МСУ

Государственное и общественное управление возможно на современном этапе с помощью аналитических центров. По мнению профессора Ю.В. Курносова, руководителя Русской аналитической школы (РАШ), в стране не хватает аналитических центров («фабрик мысли»), способных заниматься прогнозированием и прикладных анализом [7]. Важным направлением создания аналитических центров высокого уровня является включение людей, умеющих применять междисциплинарные подходы, способных осваивать работу с метаданными и перерабатывать в прикладные знания и достоверные прогнозы. Современное образование позволяет молодежи становиться аналитиками высокого уровня и их необходимо вовлекать в данную работу. Научно-прикладной проект РАШ рассчитан на государственные и муниципальные организации, подключение молодежных организаций при представительных органах власти во взаимодействии с научными центрами ВУЗов поможет активизировать работу по созданию сети аналитических центров поддержки принятия решений (Ситуационных центров), как это организовано в США и Китае [21]. Это, в частности, позволит увеличить эффективность работы по предупреждению и профилактике появления и распространения различных идеологий и практик политического экстремизма и терроризма [22, рр. 620-623].

В основе работы аналитика и команды аналитиков в виде центра является прикладной системный анализ, который отличается от других наук нацеленностью на решение прикладных задач, меж-дисциплинарностью, сочетанием технологии науки и искусства в процессе решения задач участниками, которые и являются системными аналитиками одновременно.

Рассмотрим создание аналитического центра на базе молодежного парламента. Возможные риски при создании молодежного парламента:

1. Молодежный парламент должен быть эффективной школой подготовки молодежи к аналитической работе и к политическому участию в решении социально-экономических проблем;

2. Молодежный парламент не должен переходить в юридический статус молодежного общественного объединения без образования юридического лица, взаимодействующим с комитетом, отвечающим за молодежную политику, перестав быть социально-политических институтом аналитики и политического участия молодежи;

3. Важна поддержка депутатского корпуса. В случае недостатка поддержки данная структура будет распадаться в связи с лабильностью молодежного мышления;

4. Смена ориентиров в молодежной политике на развитие волонтёрского движения и патриотизма может спровоцировать отсутствие интереса к проекту развития РАШ на уровне молодежного парламента;

5. На начальном этапе важно понимать отсутствие финансовой самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности молодежного парламента;

6. Отсутствие устойчивых связей с ВУЗами и ССУЗами муниципалитета и региона, общественными, коммерческими, государственными и муниципальными организациями.

Для минимизации рисков предлагается:

1. Молодежному парламенту обрести фактический статус эффективной школой подготовки молодежи к аналитической работе и политическому участию в решении социально-эко-

номических и политических задач муниципального образования. Для этого необходимо реализовывать проект РАШ, который включает проведение лекций ведущих ученых региона по политологии и экономике, семинары с действующими политиками муниципалитета, участие в деятельности депутатов во время работы с жителями по определенному плану-графику, участие в правотворческой и аналитической деятельности думы и ВУЗов, участие в создании стратегий развития муниципального образования.

2. Членам Молодежного парламента необходимо становиться субъектами реализации совместных проектов и идей при помощи представительного органа власти и администрации муниципального образования. Проекты должны корректироваться и дополняться на совместных встречах и заседаниях;

3. Увеличение внимания депутатов к молодежи и всесторонняя поддержка в проактивных действиях через назначение ответственных депутатов за деятельность молодежного парламента;

4. Вовлечение молодежи через дискуссионные клубы, анали-тико-экспертные группы и «круглые столы» с последующей реализацией программ по итогам деятельности коллективов и мероприятий. Необходимо включить инновационный потенциал молодежи в политическую и социально-экономическую сферы муниципального пространства;

5. Взаимодействие с органами власти и хозяйствующими субъектами позволит в дальнейшем обрести финансовую самостоятельность данной структуре;

6. В течение 2-х лет создать новые устойчивые связи с ВУЗами и ССУЗами г. Волжского, общественными, коммерческими, государственными и муниципальными организациями. Заключить договоры о сотрудничестве с ВУЗами, ССУЗами, средними общеобразовательными учебными заведениями муниципальными образованиями, общественными организациями, эффективно работающие на территории муниципалитета и приглашать новые Всероссийские и крупные региональные общественные организации.

Выводы

• Необходим актуальный проект создания аналитического центра при молодежном представительном органе МСУ, позволяющий поддерживать и развивать демократический режим в России;

• В процессе включения местного сообщества в принятии решений местного самоуправления через краудсорсинговые платформы позволяет увеличить процент гражданской и политической активности;

• Такие формы активности гражданского общества как территориальное общественное самоуправление, некоммерческие организации, институт выборов и референдумов являются формами политического краудсорсинга;

• Введение интернет-краудсорсинга позволяет увеличить скорость и качество коммуникации между государством и гражданским обществом;

• Молодежь получает возможность проявления политических прав и свобод в более близкой и притягательной форме;

• Молодежный парламент получает сектор для выражения своей субъектности через аналитическую работу в политической и социально-экономической сферах;

• В институте молодежного парламентизма создается школа для профессионального роста политологов и политиков;

• Политический краудсорсинг способствует развитию политической культуре участия. На российской почве это потребует изменения подданнического ритуального поведения в отношении представителей власти и патернализма в отношении государства.

• Политический краудсорсинг позволяет предостеречь элиты от усиления и монополизации власти, обеспечить функцию интеграции государства и гражданского общества.

• В противовес бюрократическим режимам политический кра-удсорсинг позволяет передать ведущую роль при принятии решений по отдельным важным вопросам местному сооб-

ществу. Таким образом, Демократический режим начинает опираться на сеть активных гражданских групп и местных сообществ.

Список литературы

1. Боты из опеки. Голосование о лишении родительских прав семьи Дель на портале Change.org «накрутили» с помощью роботов // РИА Катюша. URL: http://katyusha.org/view?id=4264 (дата обращения 4.08.2017).

2. Будаев А.М. Народное представительство на местном уровне: история вопроса и современные реалии // Труды ИГП РАН. 2015. №5. С. 104-128.

3. Вышли мы все из онлайна. Как из интернета вырастают новые партии // Коммерсант. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3189079 (дата обращения 3.06.2017).

4. Голубев Е.В. Краудсорсинговый проект, как система: необходимые элементы, их взаимосвязь, ограничения и способы преодоления // Интернет-журнал «Науковедение», 2014, Выпуск 5 (24), С. 1-13 URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/56EVN514.pdf (дата обращения 14.08.2017).

5. Глобальная платформа для ваших кампаний // Сайт «Change.org -Глобальная платформа для ваших кампаний». URL: https://www. change.org (дата обращения: 11.03.2017).

6. Колесников В.А. Социальный интерес и общественный фактор развития современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4. Ч. 2. С. 81-86.

7. Курносов Ю.В. Аналитика как интеллектуальное оружие / Юрий Курносов. Москва : Ритм, 2015. 613 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Масланов Е.В., Масланов Д.В., Подсеваткин И.С. Краудсорсинго-вые проекты: пространство взаимодействия общества и власти // Власть. 2016. №04. С. 29-34.

9. Модникова Т.Н. К вопросу о самостоятельности местного самоуправления в современной России // Среднерусский вестник общественных наук, 2015, том 10, №6, С. 197-201.

10. Морозов И.Л. Информационный аспект международной безопасности // Актуальные проблемы в области гуманитарных наук: от теории к практике. Сборник статей. Под ред. И.А. Треушникова, С.Л. Ива-шевского. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2016. С. 107-113.

11. Пилипенко Л.М., Барбаков Г.О. К вопросу взаимодействия органов местного самоуправления и населения // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id= 20208 (дата обращения: 10.07.2017).

12. Прибытков Ю.Б. Развитие муниципального пространства и политической культуры участия в России // Наука Красноярья, 2016. №6 (39). С. 83-96.

13. РосОтвет - задай свой вопрос государству и получи ответ // Сайт «РосОтвет». URL: http://rosotvet.ru (дата обращения: 11.08.2017 г.).

14. Российская общественная инициатива // Сайт «Российская общественная инициатива». URL: https://www.roi.ru (дата обращения: 10.09.2017).

15. Сморгунов Л.В. Сетевые политические партии // Полис. Политические исследования. 2014. № 4. C. 21-37.

16. Соколов А.В. Особенности возникновения политического крауд-фандинга в российской политической практике // Вестник РУДН, Серия Политология, 2014, № 2. С. 31-38.

17. Ушкин С. Г. На пути к лучшему обществу, или почему люди становятся активистами? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 3. С. 33-47.

18. Хисаметдинова М.Ф. Технология краудсорсинга в государственном управлении // Управленческие науки в современной России. 2014. Том 1, №1. С. 133-135.

19. Яковенко И.Г. Политическая субъектность масс. Культурологический аспект политической жизни России. М.: Новый хронограф, 2009. 178 с.

20. Habermas Jürgen. The Theory of Communicative Action. Volume 1: Reason and the Rationalization of Society Boston-Press, 1984. 562 p.

21. James G. McGann. 2016 Global Go To Think Tank Index Report, 2017. URL: https://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1011&-context=think_tanks (дата обращения 2.08.2017).

22. Morozov I.L. Information and political security of the democratic state -world experience and Russia // Life Science Journal, 2014. T. 11. №11, pp. 620-623.

References

1. Boty iz opeki. Golosovanie o lishenii roditel'skih prav sem'i Del' na portale Change.org «nakrutili» s pomoshch'yu robotov [Bots from custody. The vote on the termination of parental rights by the family Del portal Change.org "clocked" with the help of robots]. RIA Katyusha. http:// katyusha.org/view?id=4264pdf

2. Budaev A.M. Narodnoe predstavitel'stvo na mestnom urovne: is-toriya voprosa i sovremennye realii [Popular representation at local level: background and current realities]. Trudy IGP RAN. 2015. №5, pp.104-128.

3. Vyshli my vse iz onlajna. Kak iz interneta vyrastayut novye partii [We all came from online. As the Internet grows up a new batch]. Kommer-sant. http://www.kommersant.ru/doc/3189079

4. Golubev E.V. Kraudsorsingovyj proekt, kak sistema: neobhodimye ehle-menty, ih vzaimosvyaz', ogranicheniya i sposoby preodoleniya [The crowdsourcing project as a system: the necessary elements, and their relations, constraints and ways of overcoming]. Naukovedenie, 2014, № 5 (24), pp. 1-13. http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN514.pdf

5. Global'naya platforma dlya vashih kampanij [A global platform for your campaigns]. Sajt «Change.org - Global'naya platforma dlya vashih kampanij». https://www.change.org

6. Kolesnikov V.A. Cocial'nyj interes i obshchestvennyj faktor razvitiya sovremennoj Rossii [Social interest and social factor of development of modern Russia]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki. 2016. № 4. Part 2, pp. 81-86.

7. Kurnosov YU.V. Analitika kak intellektual'noe oruzhie [Analytics as a smart weapon]. M.: Ritm, 2015. 613 p.

8. Maslanov E.V., Maslanov D.V. Podsevatkin I.S. Kraudsorsingovye proekty: prostranstvo vzaimodejstviya obshchestva i vlasti [Crowd-

sourcing projects: the space of interaction between society and authorities]. Vlast'. 2016. №04, pp. 29-34.

9. Modnikova T.N. K voprosu o samostoyatel'nosti mestnogo samoupra-vleniya v sovremennoj Rossii [To the question of independence of local government in modern Russia]. Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk, 2015, V. 10. №6, pp. 197-201.

10. Morozov I.L. Informatsionnyy aspekt mezhdunarodnoy bezopasnosti [Information aspect of international security]. Aktual'nye problemy v oblasti gumanitarnykh nauk: ot teorii kpraktike. Sbornik statey [Actual problems in the field of the humanities: from theory to practice. Digest of articles] / ed. I.A. Treushnikov, S.L. Ivashevsky. Nizhniy Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2016, pp. 107-113.

11. Pilipenko L.M., Barbakov G.O. K voprosu vzaimodejstviya organov mestnogo samoupravleniya i naseleniya [To the issue of interaction of local authorities and population]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. №1-2. https://science-education.ru/ru/article/ view?id=20208

12. Pribytkov YU.B. Razvitie municipal'nogo prostranstva i politicheskoj kul'tury uchastiya v Rossii [Development of public space and political culture of participation in Russia]. NaukaKrasnoyar 'ya, 2016. №6 (39), pp. 83-96.

13. RosOtvet - zadaj svoj vopros gosudarstvu ipoluchi otvet [Rosotvet - ask your question to the state and get an answer]. Sajt «RosOtvet». http:// rosotvet.ru

14.Rossijskayaobshchestvennayainiciativa [Russian public initiative]. Sajt «Rossijskaya obshchestvennaya iniciativa». URL: https://www.roi.ru

15. Smorgunov L.V. Setevye politicheskie partii [Network political parties]. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2014. № 4, pp. 21-37.

16. Sokolov A.V. Osobennosti vozniknoveniya politicheskogo kraudfand-inga v rossijskoj politicheskoj praktike [Features of occurrence of political power in the Russian political practice]. Vestnik RUDN, Seriya Politologiya, 2014, № 2, pp. 31-38.

17. Ushkin S.G. Na puti k luchshemu obshchestvu, ili pochemu lyudi sta-novyatsya aktivistami? [On the way to a better society, or why people

become activists?]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: EHkono-micheskie i social'nyeperemeny. 2016. № 3, pp. 33-47.

18. Hisametdinova M.F. Tekhnologiya kraudsorsinga v gosudarstvennom upravlenii [Crowdsourcing in public administration]. Upravlencheskie nauki v sovremennojRossii. 2014. V. 1, №1, pp. 133-135.

19. Yakovenko I.G. Politicheskaya sub"ektnost' mass. Kul'turologicheskij aspekt politicheskoj zhizni Rossii [The political subjectivity of the masses. Cultural aspects of Russian political life]. M.: Novyj hronograf, 2009. 178 p.

20. Habermas Jürgen. The Theory of Communicative Action. Volume 1: Reason and the Rationalization of Society Boston-Press, 1984. 562 p.

21. James G. McGann. 2016 Global Go To Think Tank Index Report, 2017. URL: https://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1011&-context=think_tanks

22. Morozov I.L. Information and political security of the democratic state -world experience and Russia. Life Science Journal, 2014. V. 11. №11, pp. 620-623.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Прибытков Юрий Борисович, магистрант

Волгоградский институт управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» ул. Гагарина 8, г. Волгоград, 400131, Российская Федерация pribytkow@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Pribytkov Juri Borysovych, Master Student

Volgograd Institute of management of the Russian Presidential

Academy of National Economy and Public Administration

8, Gagarin st., Volgograd, 400131, Russian Federation

pribytkow@mail.ru

SPIN-code: 7080-7080

ORCID: 0000-0003-2246-0537

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.