Научная статья на тему 'Практика политического краудсорсинга: философско-антропологический и социально-философский анализ'

Практика политического краудсорсинга: философско-антропологический и социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРАУДСОРСИНГ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / POLITICAL CROWDSOURCING / ANTHROPOLOGICAL PRACTICE / SOCIAL PRACTICE / CIVIC IDENTITY / CIVIC SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Юлия Александровна, Симонова Ирина Александровна

В статье обосновывается необходимость перехода в осмыслении феномена политического краудсорсинга от технологического подхода к методологиям антропологической и социальной практик. Политический краудсорсинг представлен как практика становления гражданской идентичности и гражданской субъектности, что обуславливает пересмотр подходов к реализации крауд-проектов в политическом пространстве современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF POLITICAL CROWDSOURCING: PHILOSOPHIC-ALANTHROPOLOGICAL AND SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article justifies the necessity of transition from technological approach to methodology of anthropological and social practices when interpreting the phenomenon of political crowdsourcing. Political crowdsourcing is presented as a practice of forming civic identity and civic subjectivity which determines reconsideration of approaches to realizing crowd-projects in political space of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Практика политического краудсорсинга: философско-антропологический и социально-философский анализ»

УДК 323.21

ПРАКТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО КРАУДСОРСИНГА: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ1

Горбунова Юлия Александровна,

Уральский государственный педагогический университет, доцент кафедры философии и акмеологии, кандидат философских наук, г. Екатеринбург, Россия. e-mail: gorbunovaua2008@yandex.ru

Симонова Ирина Александровна,

Уральский государственный педагогический университет, доцент кафедры философии и акмеологии, кандидат философских наук, г. Екатеринбург, Россия. e-mail: luboe05@mail.ru

Аннотация

В статье обосновывается необходимость перехода в осмыслении феномена политического краудсорсинга от технологического подхода к методологиям антропологической и социальной практик. Политический краудсорсинг представлен как практика становления гражданской идентичности и гражданской субъектности, что обуславливает пересмотр подходов к реализации крауд-проектов в политическом пространстве современной России.

Ключевые понятия: политический краудсорсинг, антропологическая практика, социальная практика, гражданская идентичность, гражданская субъектность.

Краудсорсинг(буквально - «использование ресурсов мудрой толпы») в политической сфере представляет собой практику вовлечения граждан в процесс решения проблем государственного и муниципального управления. Наиболее распространенными формами политического краудсор-синга являются: общественное обсуждение законопроектов и государственных инициатив, общественная экспертиза управленческих решений; определение проблем общественного развития и сбор идей, направленных на их решение; общественный контроль и оценка эффективности деятельности власти, качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Необходимо отметить принципиальную особенность методологии исследования краудсорсинга в России: в отечественной науке преобладает технократический подход. В рамках данного подхода политический краудсорсинг представлен как:

- новый метод политического управления в условиях сетевого общества, сетевая технология политической мобилизации, обеспечивающая политическое участие граждан, технология формирования активного политического сообщества и обеспечения прозрачности процесса принятия политических решений (А.В. Курочкин);

- новая интернет-технология в государственном управлении, инструмент вовлечения людей в процессы разработки государственных решений и общественного контроля, инструмент развития взаимодействия власти и общества (Д.В. Масла-нов, Е.В. Масланов, И.С. Подсеваткин);

- механизм реализации электронной демократии (И.В. Мирошниченко);

- способ организации множества людей, который позволяет приблизиться к прямой демократии (А. Малых);

- коммуникационная политтехнология, технология политического проектного менеджмента (С.А. Панкратов, С.В. Шакар-биева);

- метод организации обратной связи между различными политическими, экономическими, общественными и научными акторами, оптимизации политической коммуникации между властью и обществом (Д.В. Акаев).

В целом, технократический подход сводит политический краудсорсинг к методу, инструменту, способу управления и

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 16-33-01057 «Социальный серфинг: форсайт гражданской субъектности российской молодежи».

т.д., то есть к некоторой управленческой технологии, в основании которой, в конечном итоге, лежит субъект-объектное отношение управляющего и управляемого: это означает, что в этой модели институтам государственной власти отводится ведущая роль, они конституируют процесс, стремятся нормативно очертить его, сводя отношения в системе «власть - общество» к управленческому воздействию и реализуя мобилизационный, централизованный тип политического краудсорсинга.

Анализ актуального состояния политического краудсорсинга в России показывает, что подобная теоретическая установка отражает реальные особенности, присущие российским крауд-проектам в сфере политики.

Большинство общенациональных краудсорсинговых площадок не являются проектами институтов гражданского общества, но вписаны в систему государственного управления, что обуславливает возможное превращение «официальных» проектов в декларативные и имитационные, в противовес развитию гражданской инициативы. Например, проект «Открытое правительство» (open.gov.ru) запущен и поддерживается институтом Президента РФ, федеральной и региональной исполнительной властью; создание крауд-плат-формы «Российская общественная инициатива» (roi.ru) инициировано Указом Президента Российской Федерации2; общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов осуществляется на Федеральном портале (regulation.gov.ru). Вместе с тем, некоторые крауд-проекты закрываются, не найдя поддержки и интереса со стороны государственных служащих и экспертов, как это произошло с «ГосБук» (gosbook.ru), Единым порталом электронной демократии РФ (e-democratia.ru); часть - перепрофилируются, трансформируются в информационные порталы, занимающиеся, например, правовым просвещением граждан («GosDiscuss.ru. Закон и право»). Гражданская же инициатива в основном реализуется на уровне петиционной активности на таких платформах, как «Сердитый гражданин» (angrycitizen.ru),

«Демократор» (democrator.ru), «Change. org» (change.org) и др. Однако зачастую коллективное обращение лишь актуализирует проблемы, не гарантируя их решения органами власти.

Исключительной чертой политического краудсорсинга в России является иерархичность, выраженная в решающем влиянии властного центра на этапе отбора сформированных предложений. Так, в течение первого года работы проекта «Российская общественная инициатива» было принято 7 инициатив, из которых 5 не прошли порога в 100 тыс. голосов; при этом 2 проекта, легко преодолевшие этот барьер, были отклонены экспертами3. Игнорирование органами власти общественных инициатив, получивших поддержку граждан, ставит под сомнение необходимость существования краудсорсинг-площадок, дискредитирует технологию политического краудсорсинга4.

«Вертикальный» характер российского крауд-проектирования сопряжен с качественными особенностями самой «умной толпы» и с теми условиями, которые созданы для ее формирования.

Следует отметить региональное неравенство, неравномерность в развитии политического краудсорсинга в России. Так, например, «Моя поликлиника» - первый краудсорсинговый проект г. Екатеринбург, запущенный в 2016 г. администрацией города и Управлением здравоохранения, собрал предложения граждан по улучшению работы детских и взрослых поликлиник города на официальном городском портале5. Несмотря на то, что проект является результативным (по его итогам принят и реализуется «Организационный стандарт работы амбулаторно-поликли-нических подразделений муниципальных учреждений здравоохранения МО «Город Екатеринбург»), можно констатировать низкий уровень вовлеченности граждан: участие приняло менее 0,3% населения города-миллионника. В свою очередь, в работу аналогичного проекта Правительства Москвы в 2015 г. было вовлечено более 58 тыс. жителей столицы (порядка 5% населения)6. Кроме того, если в Москве за

2 Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

3 «Российская общественная инициатива». URL: https://www.roi.ru

4 См., например, инициативу о введении ответственности за игнорирование общественных инициатив портала «РОИ». URL: https://www.roi.ru/32612

5 «Моя поликлиника». URL: https://екатеринбург.рф/жителям/здоровье/моя_поликлиника

6 «Московские поликлиники». URL: https://crowd.mos.ru/archive?id=clinics

май 2017 года только на одной площадке («Активный гражданин») успешно завершили свою работу 7 проектов7, то в Екатеринбурге в 2016-2017 гг. реализуется лишь 3 крауд-проекта («Городской контроль», «Моя поликлиника» и «Стратегия пространственного развития Екатеринбурга 2030»); еще один проект администрации города «Я предлагаю» (екЬигд.ги/проек-ты/suggest) фактически прекратил свое существование.

Как создание, так и участие в краудсор-синговых проектах оказывается доступным не для всех ввиду невысокой информационной грамотности населения, ограниченного числа пользователей Интернет: на 2016-2017 гг. ими является только 71%. При этом наиболее активные пользователи - россияне в возрасте от 18 до 24, а наименее - старше 458. Таким образом, практика политического краудсорсинга в России «технически» остается уделом молодежи. При этом существенной проблемой остается низкая активность в вопросах популяризации, информационной поддержки политического краудсорсинга, мотивации и подготовки граждан к участию в крауд-проектах.

Асимметричность в развитии политического краудсорсинга в России проявляется и в том, что отечественные крауд-про-екты в основном касаются повседневных нужд жителей города, региона и направлены на решение локальных проблем: совершенствование качества городской среды, здравоохранение, образование, досуг, инфраструктура, зоозащита9. При этом общественная дискуссия в системе отношений «власть - гражданское общество» о перспективах, будущем государства и долгосрочной стратегии развития страны не выстраивается.

Именно в этой связи, на наш взгляд, в политической сфере современного российского общества диффузия крауд-прак-тик остается недостаточной. Между тем, именно политический краудсорсинг отвечает запросу граждан на эффективное государство.

Если мы обратимся к зарубежному опыту, то увидим, что масштабные крауд-проекты в политической сфере весьма эффективны. Несмотря на то, что многие проекты (так же, как и у нас) поддерживаются государством, сам порядок их реализации отличается от российского - во многом благодаря преодолению указанных выше проблем. Наиболее репрезентативным является опыт Исландии, где в 2011 Комитет по разработке Конституции обратился к гражданам через страницу социальной сети с приглашением к участию в подготовке и обсуждении текста Основного Закона государства. Всего от граждан поступило 3600 комментариев к работе Комитета и 370 поправок10. Отметим, что согласно Internet World Stats доступ к сети Интернет имели более 85% населения страны11. Проект получил мощную информационную поддержку через Twitter, Youtube и Flickr. В результате на исландском всенародном референдуме 23 октября 2012 проект Конституции одобрили более 80% голосующих при явке в 66% 12.

В Британии проект Note My Vote (notemyvote.co.uk) позволяет гражданам выразить позицию по законопроектам, прежде чем они попадают на обсуждение в парламент. Одним из первых вопросов, вынесенных на общественное обсуждение, стало выяснение отношения граждан к предстоящему референдуму о членстве Великобритании в ЕС.

Также, согласно закону от 2012 года, гражданин Финляндии может при помощи краудсорсинговой системы Open Ministry (openministry.info) создать собственный законопроект, который обязательно будет представлен на голосование в парламент, если наберет за полгода 50 тысяч подписей13.

Анализируя успешный опыт реализации крауд-проектов, можно сделать вывод, что в таких случаях политический краудсорсинг предполагает отказ от субъект-объектной связи, устанавливает субъект-субъектные отношения между участниками, опирается на свободное деятельное отношение граж-

7 «Активный гражданин».URL: https://ag.mos.ru/results

8 «Развитие Интернета в регионах России». URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_ internet_regions_2016#auditorijainternetairezervyrosta

9 См. примеры успешных петиций на платформе «Демократор». URL: https://democrator.ru/about/

10 Politikus.ru. URL: http: //politikus.ru/events/45155-tihaya-revolyuciya-v-islandii-molchanie-mirovyh-smi.

html

11 Internet World Stats. Usage and Population Statistics. URL: http://www.internetworldstats.com/euro/ is.htm

12 Там же

13 Open Ministry. Crowdsourcing Legislation. URL: http://openministry.info

дан к происходящему, на их готовность и способность самостоятельно практиковать принятие управленческих решений.

В целом перспективы развития политического краудсорсинга в современной России видятся нами в переходе от технократической методологии исследования политического краудсорсинга и соответствующей этому практики его реализации как управленческой технологии к развитию его как антропологической и социальной практики.

Актуальность подобного перехода обуславливается не только отсутствием аналогичных исследований как в отечественном, так и в зарубежном обществозна-нии и человекознании, но и в смещении акцентов с конституирующей (директивной) на практикующую установку в ходе реализации политических крауд-активностей. Все это позволяет не только констатировать слабые, тонкие места в структуре теоретизирования и реализации крауд-практик, но и обнаружить возможные пути реальной интеграции крауд-практик в жизнь гражданина и государства.

Прежде всего, такой переход требует теоретико-методологического обоснования через обращение к концепту «практика», разрабатываемому новой антропологией и современной социальной философией.

Так, новая антропология все чаще обращается к понятию «антропологическая практика», не предписывающему человеку «готовую» сущность, но отсылающему нас к идее процессуальности, трансфор-мативности человеческого существования. Данное понятие определяется в рамках философско-антропологического подхода через обращение к идеям саморазвития, самообразования и самопреобразования, автономии и самодетерминации личности, самодеятельности, самостояния и управления жизненными траекториями [4, 5, 6].

В целом понятие «антропопрактика» восходит к концептам «заботы о себе» и «практик себя» М. Фуко. В «заботе о себе» М. Фуко видит определенный образ действий субъекта, в ходе которого он преобразует (t^ns^rm^) и преображает (transfigure) себя [7]. Позднее, определяя понятие «практики себя», он, как показывает С.С. Хоружий, раскрывает их как намеренные и отрефлектированные практики, посредством которых люди не только устанавливают для себя правила поведения, но и стремятся преобразовать самих себя, сделать свою жизнь собственным произведением [8]. Целью, намерен-

ностью такой трансформации является проектирование личностью собственной идентичности.

Политический краудсорсинг как антро-попрактика есть обретение личностью гражданской идентичности - системы таких качеств, как самостоятельное, критическое мышление, способность обнаруживать социальные противоречия, социальные проблемы, формулировать их и находить решения, чувство сопричастности к проблемам общества, неравнодушие; принятие ответственности, готовность к гражданскому действию, инициирующему социальные изменения, способность к самоорганизации и ориентация на конструктивное, ненасильственное взаимодействие с другими. Философско-антропологический анализ позволяет обнаружить такое значимое условие развития политического краудсорсинга в России, как практическое превращение гражданина de jure в гражданина de facto, в автора гражданской идентичности.

Обращение к социально-философскому анализу феномена политического краудсорсинга требует рассматривать его и в качестве социальной практики. Определяя это понятие, В.Е. Кемеров отмечает, что «практиковать - значит осуществлять определенный способ воспроизводства, концентрации, умножения или обновления человеческих сил» [2, с. 546]. Политический краудсорсинг как социальная практика -это не инструмент, не прикладная технология, но логика выстраивания отношений между людьми, естественным образом вырастающая из процесса их взаимодействия. Краудсорсинг собирает индивидов и соор-ганизует их; таким образом создается свое социальное пространство, новые социальные места, залегающие в плоскости города или виртуальности.

Опираясь на прозорливые идеи «публичной сферы» Ю. Хабермаса [9] и «общественности» Г. Блумера [1] (авторы говорят о формировании ассоциациями граждан некоторого пространства реализации практик, направленных на поиск решений актуальных социально-политических проблем), а также руководствуясь методологическими установками Р. Хиц-лера [10], Дж. Ло [3], выделим следующие особенности социального практикования политического краудсорсинга:

1. Формы взаимодействия основаны на принципах свободного сцепления индивидов и открытости, проницаемости крауд-сорсинговых сообществ.

2. Горизонтальная организация социального пространства практики - вместо иерархического (вертикального) устройства традиционных политических институтов.

3. Готовность индивида интенсифицировать свое самосознание в контексте общественной проблематики, соизмерять идею с интересами сообщества, воспринимать и совместно переживать политические вызовы среды.

4. Вместо использования предсказуемой функциональности официальных институтов пересобираемое сообщество вынуждено само творить свое действие.

5. Присваивающий характер практики, преодоление негативных аспектов отчуждения: индивид получает разделяемый с другими, но при этом персонализированный канал усиления собственного статуса и социального признания инициатив, позволяющий завладеть материальными и нематериальными благами, инструментами управления ими. В ходе прак-тикования политического краудсорсинга гражданская субъектность выступает как альтерация институциональных процессов: индивид берет на себя функцию институции за счет кооперации силы традиционных нормативов, актуальных общественных потребностей и своего собственного инноваторского потенциала, и аккумулирует совместно с другими ресурсы для достижения требуемого общественно значимого результата.

Здесь следует привести значимый для нас вывод: обращение к концепту антро-попрактики позволяет нам увидеть за политическим краудсорсингом гражданскую идентичность, социально-философский же анализ дает нам возможность в социальных практиках обнаруживать гражданскую субъектность краудсорсера. Гражданская идентичность как система личностных качеств гражданина и гражданская субъ-ектность как переход к их воплощению в деятельности, практической реализации, готовность выбирать способ проживания действительности, конструктивное обжи-вание пространства создают эффективного гражданина, способного повлиять на настоящее и будущее России.

Проект превращения политического краудсорсинга в антропологический и социальный тренд предполагает:

- во-первых, возникновение класса инноваторов: виртуальных сообществ, объединяющих граждан, способных к самоуправлению и сотрудничеству, заинтере-

сованных в реализации тренда, и рго]ей-менеджеров в системе государственного и муниципального управления, запускающих и поддерживающих тренд;

- во-вторых, преобразование гражданской идентичности современных россиян: переход от латентной (непроявлен-ной, скрытой) гражданской идентичности к гражданской субъектности, приобретающий не эпизодический, случайный, но массовый характер, становящийся типичным и реализуемым в повседневной жизни людей в национальном масштабе;

- в-третьих, институционализацию изменений: признание виртуализации, диа-логичности, деиерархиезации и дебюрократизации нормой взаимодействия власти и общества.

1. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 168-215.

2. Кемеров В.Е. Практика / / Современный философский словарь / под общей ред. д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова. М.: Академический Проект, 2004. С. 544-547.

3. Ло Дж. Объекты и пространства // Социологическое обозрение. Том 5. № 1. 2006. С. 30-42.

4. Розин В.М. Понятие и типы антропопрактик // Человек^. 2017. № 12. С. 13-33. URL: https://eli-brary.ru/download/elibrary_27810500_11004922.pdf (дата обращения: 30.04.2017).

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. М.: Издательство ПСТГУ, 2013. URL: http://www.koob.ru/slobod-chikov/psy_human_education (дата обращения: 15.05.2017).

6. Смирнов С.А. Антропологический навигатор. К событийной онтологии человека. Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2016. 438 с.

7. Фуко М. История сексуальности-III: забота о себе. Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. 288 с.

8. Хоружий С.С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. 688 с.

9. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere. Cambridge Massachusetts: The MIT Press, 1991. 301 p.

10. Hitzler R., Niederbacher A. Leben in Szenen: Formen juveniler Vergemeinschaftung heute. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2010. 312 p.

References

1. Blumer G. (1994) Kollektivnoe povedenie // Amerikanskaja sociologicheskaja mysl'. Moscow, Izd-vo MGU, pp. 168-215 [in Rus].

2. Kemerov V. E. Praktika (2004) // Sovremennyj filosofskij slovar. Moscow, Akademicheskij Proekt, pp. 544-547 [in Rus].

3. Lo J. (2006) Sociologicheskoe obozrenie, vol. 5, no 1, pp. 30-42 [in Rus].

4. Rozin V.M. (2017) Chelovek.RU, no 12, pp. 13-33, available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_27810500_11004922.pdf (accessed 30.04.2017) [in Rus].

5. Slobodchikov V.l., Isaev E.I. (2013) Psihologija obrazovanija cheloveka: Stanovlenie subiektnosti v obrazovatel'nyh. Moscow, Izdatel'stvo PSTGU, available at: http://www.koob.ru/slobodchikov/psy_ human_education (accessed 15.05.2017) [in Rus].

6. Smirnov S.A. (2016) Antropologicheskij navigator. K sobytijnoj ontologii cheloveka. Novosibirsk, OOO «Ofset-TM», 438 p. [in Rus].

7. Foucault P.-M. (1998) Istorija seksual'nosti-lll: Zabota o sebe. Kiev, Duh i litera, Grunt; Moscow, Refl-buk, 288 p. [in Rus].

8. Horuzhij S.S. (2010) Fonar' Diogena. Kriticheskaja retrospektiva evropejskoj antropologii. Moscow, In-t filosofii, teologii i istorii sv. Fomy, 688 p. [in Rus].

9. Habermas J. (1991) The Structural Transformation of the Public Sphere. Cambridge Massachusetts, The MIT Press, 301 p. [in Eng].

10. Hitzler R., Niederbacher A. (2010) Leben in Szenen: Formen juveniler Vergemeinschaftung heute. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 312 p. [in Germ].

UDC 323.21

PRACTICE OF POLITICAL

CROWDSOURCING:

PHILOSOPHICAL-

ANTHROPOLOGICAL AND

SOCIAL-PHILOSOPHICAL

ANALYSIS

Gorbunova Yulia Aleksandrovna,

Ural State Pedagogical University, Associate Professor of the Department Chair of Philosophy and Acmeology, Cand. Sc. (Philosophy), Yekaterinburg, Russia. e-mail: gorbunovaua2008@yandex.ru

Simonova Irina Aleksandrovna,

Ural State Pedagogical University, Associate Professor of the Department Chair of Philosophy and Acmeology, Cand. Sc. (Philosophy), Yekaterinburg, Russia. e-mail: luboe05@mail.ru

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article justifies the necessity of transition from technological approach to methodology of anthropological and social practices when interpreting the phenomenon of political crowdsourcing. Political crowdsourcing is presented as a practice of forming civic identity and civic subjectivity which determines reconsideration of approaches to realizing crowd-projects in political space of modern Russia.

Key concepts: political crowdsourcing, anthropological practice, social practice, civic identity, civic subjectivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.