УДК 323.212
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРАУДСОРСИНГ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РО
П. П.Фантров
Волгоградский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье дана оценка политическому краудсорсингу как технологии гражданского участия по предупреждению угроз безопасности государства, проанализированы сетевые проекты, способствующие решению проблем защиты национальных интересов, выявлена роль краудсорсинговых проектов в системе обеспечения национальной безопасности России. Ключевые слова: политический краудсорсинг, национальная безопасность, гражданское общество, государственная власть.
Political Crowdsoursing in the System of Ensuring National Security of Russia
P. P. Fantrov
In the article an assessment of political crowdsourcing as technology of civil participation for the prevention and suppression of threats to security of the state is given, the network projects promoting the solution of problems of protection of national interests are analysed, the role of crowdsourcing projects in modernization of system of national security of Russia is revealed.
Key words: political crowdsourcing, national security, civil society, authorities.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2017-17-2-231 -235
Краудсорсинговые проекты способны оказывать существенное воздействие на развитие системы обеспечения национальной безопасности и ее модернизацию. О необходимости их использования в целях развития демократических институтов российского общества было сказано Президентом РФ В. В. Путиным: «... механизм коллективного отбора оптимальных решений, или, как называют его эксперты, краудсорсинг, -должен стать нормой на всех уровнях власти. Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой ре-ферендумной демократии»1. По мнению главы государства, нужно вводить в политическую практику использование краудсорсинга, являющегося современной технологией общественной экспертизы.
Одно из актуальных направлений использования политического краудсорсинга - инициирование и внедрение инноваций, способных модернизировать систему обеспечения национальной безопасности. Эффективная его реализация способствует созданию общественными активистами проектов, направленных на решение проблем
защиты национальных интересов. Авторы Стратегии национальной безопасности Российской Федерации относят к их числу: оборону страны, государственную и общественную безопасность, повышение качества жизни российских граждан, развитие науки и образования, здравоохранение и рациональное природопользование. Здесь возникает ряд вопросов. Как при защите национальных интересов может помочь краудсорсинг? Следует ли передавать некоторые функции системы обеспечения национальной безопасности неопределенному кругу субъектов - представителям гражданского общества? Допустима ли «социализация» системы обеспечения национальной безопасности, когда становится возможным широкое гражданское участие в ней? Многие отечественные исследователи считают, что использование краудсорсинга позволит органам власти совместно с заинтересованными гражданами вполне успешно обеспечивать социально-политическую стабильность государства и его устойчивое развитие2. Ведь взаимная отдаленность власти и гражданского общества -одна из главных причин зыбкости политической системы и, как следствие, представляет серьезную угрозу безопасности государства3. На это указывают, например, исследователи проблем взаимодействия власти, бизнес-элит и гражданского общества4.
Взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества по вопросам патриотического воспитания можно считать одной из важнейших составляющих укрепления российской государственности и обеспечения национальной безопасности России. Российская власть стремится всемерно поддерживать проекты, в том числе и краудсорсинговые, патриотически настроенных некоммерческих общественных организаций. В этой связи В. В. Путин заявил: «Конечно, мы будем поддерживать патриотизм -у нас нет другого объединяющего начала»5.
В настоящее время основными операторами грантов для общественных организаций в России являются Федеральное агентство по делам молодежи, Центр новой молодежной политики и Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб». Приоритетным направлением поддержки социально-политических инициатив граждан является их вовлечение в общественно-патриотическую деятельность6. Среди крупных всероссийских краудсорсинговых проектов по
© Фантров П. П., 2017
патриотическому воспитанию можно выделить следующие: «Мы - граждане России», «Страницы России» и «Живая история». Эти проекты созданы в контексте целей и задач государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Целевой аудиторией «Живой истории» являются различные возрастные категории - от дошкольников до ветеранов. Этот проект получил немалое количество наград в 2015-2016 гг., став победителем конкурса «Живая история: от поколения к поколению», лауреатом XII творческого конкурса «Камертон» в номинации «Кино-видеофильмы» за фильм «1945. Спасибо за Победу!», победителем конкурса «Конвейер молодежных проектов» в рамках Форума молодежи Уральского федерального округа «УТРО-2016».
Патриотические ценности не позволяют экстремистским светским и религиозным идеологическим течениям проникать в общественную среду. В. В. Путиным на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшем 8 декабря 2016 г., было отмечено, что необходимо бороться с экстремизмом в социальных сетях. Президент обратил внимание на то, что социальные сети «все чаще и чаще используются именно для экстремистской деятельности и в качестве механизма для вербовки людей, и в этой связи государство должно противостоять этому явлению»7. Общественные ассоциации могут оказывать существенную поддержку государству, реализуя краудсорсинговые проекты по профилактике экстремизма и терор-ризма8. Их задачами являются: проведение мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений, протестной активности населения; реализация профилактических мер по противодействию экстремизму и терроризму; проведение научных исследований и различных экспертиз, подготовка аналитических и справочных материалов по борьбе с преступлениями экстремистской и террористической направленности. Можно выделить ряд крупных общественных ассоциаций, реализующих проекты по противодействию экстремизму и терроризму: Российский конгресс народов Кавказа, Центр этнорелигиозных исследований, Общественная организация ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России, Региональная общественная организация содействия развитию регионов Севера «Великий Север», Уральская ассоциация беженцев и т. д.
Успешным примером борьбы с экстремизмом и терроризмом является реализация крауд-сорсингового проекта «МедиаГвардия». Его цель заключается в консолидации усилий интернет-пользователей для совместного выявления интернет-сайтов и сообществ в социальных сетях, которые специализируются на распространении противоправного контента, включая экстремистскую направленность. Данный проект был запу-
щен 13 марта 2013 г. в рамках форума молодежи Северо-Кавказского федерального округа «Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет». В ходе презентации краудсорсинго-вого проекта лидеры молодежных ассоциаций, руководители крупнейших сетевых порталов совместно с представителями Роскомнадзора и координаторами онлайн-акции в субъектах РФ, которые подключились к мероприятию посредством интерактивной связи, обсудили необходимые условия для успешной борьбы с экстремизмом и терроризмом в Сети9.
В 2014 г. проект «МедиаГвардия» выиграл престижную награду за заслуги в области российского сегмента сети Интернет в специальной номинации «Интернет без экстремизма». На начало 2015 г. рабочими группами ВОО «Молодая гвардия Единой России» было выявлено около
19 тыс. сайтов, из которых 2,5 тыс. были закрыты, поскольку в результате проверки в сетевых сообществах обнаружена информация, содержащая пропаганду экстремистской и террористической деятельности, а также нарушающая Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»10. В 2016 г. активистами проекта было выявлено и заблокировано более 20 тыс. ссылок по ключевым направлениям противоправного контента, включая экстремистский11. Следует отметить, что всего российскими спецслужбы в 2016 г. было обнаружено около 26 тыс. экстремистских и террористических интернет-ресурсов. Так, в одном из сообществ, ячейки которого ликвидировали МВД и ФСБ, состояло более 100 тыс. последователей, которые, помимо прочего, собирали деньги для «Исламского государства». Председателем НАК А. В. Бортниковым отмечено, что количество выявленных экстремистских и террористических сайтов с 2015 г. возросло более чем вдвое12. Однако реализация краудсор-сингового проекта существенно облегчает работу спецслужбам по борьбе с этим приоритетным направлением национальной безопасности. Кроме того, активисты «Молодой гвардии Единой России», помимо борьбы с пропагандой экстремизма и терроризма в сети Интернет, также ведут и профилактическую работу. Например, ими было разработано методическое пособие «Как не попасть в лапы вербовщиков ИГИЛ», которое будет распространяться как в Интернете, так и в вузах страны.
В 2011 г. Лига безопасного интернета создала «Кибердружину», которая объединяет более
20 тыс. добровольцев по всей России и странам СНГ. Благодаря мониторингу Интернета, проводимому кибердружинниками, были выявлены и заблокированы сотни сайтов с пропагандой наркотиков, призывами к суициду и другими видами опасного контента13. Данное межрегиональное молодежное общественное движение имеет свое представительство в 37 субъектах РФ. Площад-
кой для «живого» общения участников служит ежегодный Всероссийский слет активистов движения «Кибердружина».
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве приоритетной заявлена задача повышения качества жизни российских граждан. Среди значимых краудсорсин-говых проектов в данном контексте следует выделить такие, как «Демократор» (сбор информации о проблемах в различных сферах, их рейтингова-ние по наиболее острым, подача жалоб); «Дом-ДворДороги» (сайт по наведению порядка в сфере ЖКХ); «Куда кому» (online публичных обращений и сервис жалоб пользователей); «Рос-Яма» (о качестве отечественных дорог); «Твоя территория» (сбор информации о городских проблемах). Так, «Демократор» является одним из успешных отечественных краудсорсинговых проектов, представляющим собой структурированную и универсальную площадку общественного и открытого взаимодействия граждан, органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, политических партий и движений. Конструктивный потенциал проекта заключается, прежде всего, в эффективной реализации ряда задач: защита прав и свобод граждан; создание универсальной площадки в целях открытого общественного обсуждения проблем общественной безопасности; участие граждан и ассоциаций в процессе принятия решений органами власти; общественный мониторинг деятельности политических акторов. На начало 2017 г. краудсорсинговой платформой воспользовались 1 189 146 человек. При этом за почти 7 лет функционирования проекта по 845 петициям совместными усилиями подписавшихся удалось добиться успеха. Однако они составляют лишь 6% от общего числа зарегистрированных на сайте инициатив14. Наиболее активными регионами РФ по количеству созданных петиций являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Их доля в данных регионах превышает 10%.
Сервисы для обсуждений представляют собой интернет-площадки, которые позволяют аккумулировать идеи для решения тех или иных вопросов обеспечения национальной безопасности. К наиболее значимым можно отнести следующие краудсорсинговые проекты: «Обсуждение НПА» (предлагает интерактивное участие независимых экспертов и граждан в обсуждении общественно значимых законопроектов); «Правовое государство» (общественное обсуждение законопроектов); Общероссийский портал GosDiscuss (предназначен для создания «виртуальных» экспертных групп и обычных пользователей для обсуждения проектов решений политических акторов и выступления с социально значимыми инициативами. Экспертные заключения направляются в Государственную думу РФ, Правительство РФ, политические партии и
общественные организации); «Я - избиратель, Я - депутат» (участие граждан в обсуждении законопроектов).
Сетевые проекты, направленные на сбор материальных средств для решения социально значимых проблем, получили название - «кра-удфандинг» (коллективное финансирование). М. А. Гончарова и Н. Е. Поповничева дают следующую характеристику краудфандингу: «... это инновационный финансовый инструмент технологии краудсорсинга в вопросах практической реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития России»15. Краудфандинг существенно упрощает процедуру и механизм финансирования социально значимых проектов (целевой характер финансирования и большая фактическая «адресность»), а также способствует преодолению недостатка или ограниченности бюджетных средств на их финансирование. К крупным отечественным краудфандинговым площадкам следует отнести: «Виртуальная Рында» (сайт, позволяющий каждому гражданину сообщить о проблеме или желании оказать помощь); «Дедморозим» (сбор средств детям-сиротам); «С миру по нитке» (поиск финансовых средств для творческих или социальных проектов).
Краудсорсинговый проект «ГосБук» начал функционировать для российских государственных служащих и экспертов по инициативе Администрации Президента РФ в рамках реализации государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» и представляет собой экспертную сеть, нацеленную на разрешение проблем в сфере государственного управления. Данный проект направлен на модернизацию системы государственного и муниципального управления. Эксперты обсуждают актуальные проблемы информационной безопасности и защиты данных, развитие информационного общества, информационных технологий и регулирования сети Интернет, развитие цифровых секторов экономики. Результатом сетевого взаимодействия органов власти и граждан в области развития науки, технологий и образования посредством применения технологии краудсорсин-га могут быть различные виды интеллектуального продукта: решение определенной проблемы, инновационная идея, технология или ее модификация, продукция, услуги и др. К недостатку проекта «ГосБук» следует отнести значительное снижение публикуемых инициатив.
Сфера здравоохранения является одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности России. Реализация проекта «Волонтеры Склифа» позволяет решать многие острые проблемы здравоохранения. Задачами проекта являются оказание методической, консультативной и информационной поддержки волонтерскому движению, вовлечение молодежи в решение социально-значимых вопросов
через волонтерскую деятельность, поддержка молодых специалистов, обмен опытом и тиражирование лучших практик, популяризация здорового образа жизни и донорства, а также формирование качеств милосердия будущего врача. В 2013 г. проект «Волонтеры Склифа» был преобразован во Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики». Примечательно, что немногим ранее Президент России В. В. Путин выступил с посланием к Федеральному собранию РФ, в котором говорилось следующее: «Нам нужно возрождать традиции милосердия. Предлагаю организовать в России широкое движение добровольцев, готовых работать в системе здравоохранения, оказывать посильную помощь»16. За 2013-2016 гг. волонтеры оказывали помощь в российских больницах более 500 тыс. часов. В составе общественной ассоциации граждан на данный момент числится более 5400 волонтеров17.
Как известно, коррупция является одной из серьезных угроз национальной безопасности. На базе общественно-политического движения «Общероссийский народный фронт», лидером которого является Президент РФ В. В. Путин, реализуется краудсорсинговый проект «За честные закупки», представляющий собой открытую интернет-площадку для борьбы с коррупцией, неэффективным и расточительным использованием бюджетных средств в сфере государственных закупок. Результатом его работы стала отмена и устранение нарушений в государственных закупках на 231 млрд руб.18. Успешная работа данного проекта показывает, что часть функций по мониторингу исполнения государственного заказов органы власти вполне могут отдать в ведение общественных организаций. Граждане, пользуясь доступными краудсорсинговыми платформами, при помощи профессиональных юристов Общероссийского народного фронта могут вполне эффективно борьться с коррупцией. Как отмечают отечественные исследователи, «в рамках аппарата государственной власти решение соответствующих задач в таком объеме потребовало бы привлечения больших средств, совместной работы сотрудников нескольких силовых структур. Краудсорсинг же позволяет этого избежать»19.
Своеобразной альтернативой проекту «За честные закупки» является интернет-ресурс А. А. Навального «РосПил», созданный им в декабре 2010 г. Краудсорсинговый проект «Рос-Пил» ставит перед собой задачу контроля за расходованием бюджетных средств в области государственных и муниципальных закупок. Данный проект получил значительную поддержку граждан. Так, в его сообществе социальной сети «ВКонтакте» состоят более 245 тыс. пользователей. Хотя «РосПил» - формально гражданский проект, он продемонстрировал то, что благодаря реализации технологии краудсорсинга можно
приобрести существенное количество сторонников. Реализация проекта А. А. Навального, помимо политического интереса, не лишена и коммерческого, поскольку многие публикации о махинациях появлялись в разгар информационных кампаний против того или иного «фигуранта» и носят выборочный характер. Кроме того, политологи уже не раз публично ставили под сомнение возможность существования проекта «РосПил» исключительно благодаря пожертвованиям обычных граждан20.
Приоритетным направлением политики обеспечения национальной безопасности России является экология живых систем и рациональное природопользование21. Гражданские инициативы в этой области служат задачам национальной безопасности. В Указе Президента РФ прямо сказано, что «... в целях противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры, направленные на повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций»22. Так, ядром «гражданского сопротивления» пожарам лета 2010 г. стала деятельность сетевых сообществ, которые инициировали и мобилизовали граждан на борьбу с лесными пожарами, в результате чего появились «противопожарные сетевые сообщества». Краудсорсинго-вый проект «Карта помощи» в 2010 г. получил премию за вклад в развитие отечественного сегмента сети Интернет по направлению «Государство и общество»23.
Таким образом, реализация технологии политического краудсорсинга способствует повышению уровня национальной безопасности. В России создано множество краудсорсинговых проектов, нацеленных на решение приоритетных задач, заявленных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Более широкое их внедрение способно положить начало долгосрочному тренду «социализации» системы обеспечения национальной безопасности, когда становится возможным широкое гражданское участие в ней.
Примечания
1 Владимир Путин : «Демократия и качество государства». URL: http://www.kommersant.ru/doc/1866753 (дата обращения: 16.01.2017).
2 См.: Дзагиев М. Ю. Использование краудсординга в информационных технологиях при принятии политических решений // Власть. 2013. № 2. С. 48.
3 См.: ШестовН. И., Барашков Г. М. Гражданское обще-
ство и его аналоговые формы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2011. Т. 11, № 2. С. 76.
4 См.: Концептуальная модель взаимодействия власти, гражданского общества и бизнеса в условиях российского региона / под ред. Г. Н. Комковой. Саратов, 2011 ; Опыт взаимодействия власти, гражданского общества и бизнеса в российских регионах / под ред. Г. Н. Комковой. Саратов, 2010.
5 Путин : Государство будет поддерживать патриотизм как объединяющий фактор. URL: http://onf. ru/2016/12/23/putin-gosudarstvo-budet-podderzhivat-patriotizm-kak-obedinyayushchiy-faktor/ (дата обращения: 16.01.2017).
6 См.: Вилков А. А., Колесников К. Ю. Особенности предметного пространства политологического анализа патриотизма // Вестн. МГОУ (Электронный журнал). 2015. № 1. С. 1-10. Doi :10.18384/2224-0209-2015-1-629.
7 Владимир Путин призвал бороться с экстремизмом в соцсетях. URL: http://bashkortostan.mger2020.ru/ nextday/2016/12/09/89799 (дата обращения: 16.01.2017).
8 См.: Панкратов С. А., Морозов С. И. Государство и гражданское общество в поисках инновационных ресурсов преодоления ксенофобии, национализма и экстремизма в современной России // Вестн. ВолГУ. Сер. 4 : История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 1 (23). С. 149-150.
9 См.: МГЕР запустила проект по борьбе с экстремизмом в Интернете. URL: http://monavista.ru/blog/mger_ zapustila_proekt_po_borbe_s_ekstremizmom_v_internete/ (дата обращения: 16.01.2017).
10 См.: «Молодая гвардия ЕР» просит заблокировать «Правый сектор» в соцсетях. URL: https://ria.ru/ society/20150213/1047587944.html (дата обращения: 16.01.2017).
11 См.: «Молодая гвардия» за год добилась блокировки 20 тыс. сайтов с незаконным контентом. URL: http:// vz.ru/news/2016/12/15/849613.html (дата обращения: 16.01.2017).
12 См.: НАК отчитался о выявлении 26 тысяч экстремистских и террористических сайтов. URL: https://
meduza.io/news/2016/12/13/nak-otchitalsya-o-vyyavlenii-26-tysyach-ekstremistskih-i-terroristicheskih-saytov (дата обращения: 16.01.2017).
13 См.: Кибердружина. URL: http://ligainternet.ru/liga/ activity-cyber.php (дата обращения: 16.01.2017).
14 См.: Демократор : [сайт]. URL: https://democrator.ru/ about/ (дата обращения: 16.01.2017).
15 Гончарова М. А., Поповничева Н. Е. Краудфандинг как инновационный финансовый инструмент реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития региона // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2014. № 47 (284). С. 24.
16 Путин выступил с юбилейным «интернациональным» Посланием в день 20-летия Конституции, которую призвал «скорректировать». URL: http://mobile.newsru.com/ russia/12dec2013/poslanie2013.html#7 (дата обращения: 16.01.2017).
17 См.: Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики». URL: http://vritmema.ru/vserossijskoe-obshhestvennoe-dvizhenie-volontery-mediki/ (дата обращения: 16.01.2017).
18 См.: За честные закупки. URL: http://onf.ru/project_ results/27946 (дата обращения: 16.01.2017).
19 МаслановЕ. В., МаслановД. В., Подсеваткин И. С. Кра-удсорсинговые проекты : пространство взаимодействия общества и власти // Власть. 2016. № 4. С. 31-32.
20 См.: Доходы фонда Навального выросли на 40% после громких расследований. URL: http://www.rbc.ru/politics /19/04/2016/5714dbc09a79474c506824f9 (дата обращения: 16.01.2017).
21 См.: Гуляихин В. Н., Фантров П. П. Концептуальное измерение проблем совместной деятельности институтов государства и гражданского общества по обеспечению национальной безопасности РФ // Вестн. ВолГУ Сер. 4 : История. Регионоведение. Международные отношения. 2016. Т. 21, № 3. С. 127.
22 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 16.01.2017).
23 См.: Премия Рунета. URL: http://www.premiaruneta.ru/ laureates/2010/ (дата обращения: 16.01.2017).
Образец для цитирования:
Фантров П. П. Политический краудсорсинг в системе обеспечения национальной безопасности России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 231-235. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-2231-235.
Cite this article as:
Fantrov P. P. Political Crowdsoursing in the System of Ensuring National Security of Russia. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Pomology, 2017, vol. 17, iss. 2, рр. 231-235 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-2-231-235.