УДК 334.021 JEL H73, F63
DOI 10.25205/2542-0429-2018-18-1-129-139
А. В. Симакова Г. Б. Козырева 2
1 Петрозаводский государственный университет пр. Ленина, 33, Петрозаводск, 185910, Россия
2 Институт экономики Карельского научного центра РАН пр. А. Невского, 50, Петрозаводск, 185030, Россия
[email protected], [email protected]
КРАУДСОРСИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ *
Основной целью статьи является анализ возможностей применения краудсорсинга в решении проблем на муниципальном уровне в Арктической зоне России. Проведенный анализ опирается на структурно-функциональный метод. В статье представлены возможности применения краудсорсинга на муниципальном уровне Арктической зоны России с точки зрения основных акторов ее социально-экономического развития. Выявлено, что краудсор-синг в Арктических муниципалитетах является перспективной возможностью в решении местных проблем силами местного населения.
Полученные в рамках исследования результаты позволяют углубить существующую систему знаний о крауд-сорсинге как новом феномене муниципального управления, а рассмотрение применения принципов краудсорсин-га на уровне муниципального управления позволит органам власти разработать объективные меры для качественного развития регионов Арктической зоны Российской Федерации.
Ключевые слова: краудсорсинг, Арктическая зона Российской Федерации, решение местных проблем.
Одним из актуальных вопросов повышения уровня и качества жизни населения Арктических регионов является решение задач местного самоуправления на локальном уровне. Эффективная реализация этих задач подразумевает конструктивное и диалоговое взаимодействие региональных, муниципальных органов власти и населения. В Федеральном законе № 131 от 06.10.2003 декларированы вопросы местного значения по типам муниципальных образований. «Вопросы местного значения» определяются как «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно» 1.
* Статья подготовлена в рамках государственного задания ФАНО России «Роль человеческого капитала: новые экономические теории - современные вызовы» (0224-2015-0003) и в рамках Программы стратегического развития ПетрГУ 2017.
1 Об обшдх принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ: измен. и доп. 07.12.2011 [Принят Госдумой 16.09.2003] // Консультант Плюс: комп. справ.-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122703/.
Симакова А. В., Козырева Г. Б. Краудсорсинг как инструмент взаимодействия власти, бизнеса и общества в решении проблем местного самоуправления в арктической зоне России // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 1. С. 129-139.
ISSN 2542-0429. Мир экономики и управления. 2018. Том 18, № 1 © А. В. Симакова, Г. Б. Козырева, 2018
На современном этапе большая часть вопросов местного самоуправления на локальном уровне остается неразрешенной и приобретает в настоящее время особую остроту. По данным всероссийского исследования Института современного развития «Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования» (2009 г.), к таким актуальным вопросам относятся: экономическое развитие территории; жилищно-коммунальное обеспечение, ремонт и очистка дорог; транспортное обслуживание; организация досуга и массового отдыха; предоставление услуг, организация культуры; работа с молодежью; развитие физической культуры и спорта; социальная защита, поддержка населения и инициатив граждан; охрана окружающей среды [1]. Данные проблемы особенно актуальны для Арктической зоны Российской Федерации.
Географические и климатические особенности Арктической зоны России обусловливают низкую плотность населения, отрицательные показатели миграционных процессов, отток человеческого капитала, что существенно снижает экономические возможности территории. Низкая экономическая эффективность сопровождается деградацией производственной и социальной инфраструктуры. Нерешенные социально-экономические вопросы обостряют проблему качества жизни населения и вызывают социальную напряженность, что влечет за собой падение уровня доверия к местной власти. Низкое доверие провоцирует дезинтегра-ционные процессы местных сообществ и затрудняет реализацию активного потенциала граждан в решении местных проблем во взаимодействии с органами местного самоуправления.
Говоря о человеческом капитале, необходимо учитывать, что его отток с территории запускает необратимые негативные процессы не только в экономическом контексте, но и с точки зрения способности населения участвовать в общественной жизни. Социальная активность сопряжена с уровнем и качеством человеческого капитала.
Обозначение проблем
и потенциала взаимодействия местной власти
и населения
Результаты исследования проблем и перспектив развития местного самоуправления в России свидетельствуют о существующей дистанции между населением и властью, потере сопричастности «малой родины». «Появление чувства хозяина своего города у местных жителей пока не произошло. Сам механизм взаимодействия граждан и органов муниципального управления, стиль взаимодействия сохраняет следы ушедшей эпохи» [2] (см. также [3; 4]).
За последние 25 лет в России произошла смена модели социальной активности. Хотя еще сохраняется менталитет коллективистского человека (и это позитивный признак), ушли в прошлое демонстрации, субботники, массовое и формальное участие населения в различных общественных организациях. Вместе с тем не произошло институционализации новых форм участия граждан в общественной жизни. Хотя спрос на эту институционализацию уже обозначился, что подтверждают данные всероссийского исследования, проведенного группой «Циркон» в 2011 г. 2 Согласно результатам данного исследования, весомая доля населения Арктической зоны России имеет потенциально высокий уровень социальной активности, однако реализация этой активности в улучшении условий жизни и повышении ее качества имеет весьма низкие характеристики.
По результатам исследования группой «Циркон» выстроен рейтинг регионов «Потенциал развития гражданского общества» 3, в который вошли и регионы Арктической зоны, представленные в табл. 1. В большинстве регионов Арктической зоны России наблюдается высокий уровень активности граждан, исключением является лишь Чукотский автономный округ. Высокий и средний потенциал активности населения в решении местных проблем свидетельствует о том, что при условии эффективной мотивации и наличия определенных ресурсов и инструментов, активность граждан можно направить в конструктивное русло на развитие территории.
2 Классификация российских регионов по потенциалу развития гражданского общества: краткий отчет по итогам анализа данных // Официальный портал исследовательской группы «Циркон». URL: http://www.zircon.ru/ upload/iblock/24e/Klassifikacija_rossijskih_regionov_po_potencialu_razvitija_GO.pdf
3 Там же.
Таблица 1
Рейтинг регионов Арктической зоны России по потенциалу развития общественной активности граждан
Регион Рейтинг Значение
Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ 2 Высокий уровень жизни. Очень высокий уровень развития экономики, потенциал гражданской активности. Высокий декларируемый уровень институциональной общественной активности
Мурманская область 3 Средний уровень жизни, уровень развития экономики. Средний потенциал гражданской активности. Низкий декларируемый уровень институциональной общественной активности
Архангельская область Республика Коми Красноярский край Республика Саха (Якутия) 4 Средний уровень жизни, развития экономики, потенциал гражданской активности. Высокий декларируемый уровень институциональной общественной активности
Чукотский автономный округ 6 Низкий уровень жизни. Средний уровень развития экономики. Низкий потенциал гражданской активности. Высокий декларируемый уровень институциональной общественной активности
Источник: Классификация российских регионов по потенциалу развития гражданского общества: краткий отчет по итогам анализа данных / Исследовательская группа «Циркон». URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/ 24e/Klassifikacija_rossijskih_regionov_po_potencialu_razvitija_GO.pdf
Проблематика заключается в неразрешенности базовых и социальных вопросов местного самоуправления, касающихся улучшения качества жизни населения, и в отсутствии и / или неэффективности инструмента непосредственного взаимодействия органов местного самоуправления и заинтересованных акторов по вопросам выявления, решения и мониторинга местных проблем. Именно органы власти всех уровней, органы местного самоуправления, бизнес и гражданское общество являются акторами развития территории. Взаимодействие этих акторов в решении местных проблем определяется как «социальная ответственность» [5].
В данном контексте актуализируется поиск новых подходов и инструментов для привлечения широких слоев населения в процессы управления территорией, одним из которых является краудсорсинг.
Краудсорсинг как инновационный инструмент реализации местных инициатив и решения местных проблем
Неразрешенные вопросы местного самоуправления являются потенциалом роста и развития территории по улучшению условий и качества жизни населения в Арктической зоне России. Повысить число решенных местных проблем, воплотить идеи развития и благоустройства территории можно путем привлечения населения, общественных организаций, бизнеса и органов власти в проявление общественно полезных творческих инициатив. Эффективным инструментом привлечения населения и других акторов, заинтересованных в решении местных проблем, является краудсорсинг, который приобрел популярность в зарубежной практике управления и бизнесе, а также в последние годы нашел применение и на российском рынке. Дополнительными современными инструментами привлечения населения и других акторов, заинтересованных в решении местных проблем, являются также краудсорсинг (вовлечение большого количества людей для совместного решения какой-либо задачи), крауд-
фандинг (финансирование проектов, пожертвование пользователями сети Интернет), крауд-инвестинг (объединение нескольких инвесторов в один проект) и др.
Понятие «краудсорсинг» (от англ. crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») в научно-исследовательский оборот ввел Д. Хау в 2006 г. Под краудсорсингом Д. Хау понимает использование коллективного мышления в совместной работе определенного круга лиц, объединенных общей идеей и целью на безвозмездной основе [6]. Применительно к решению вопросов местного самоуправления краудсорсинг представляет собой «инновацию с расчетом на пользователя» [7], при которой органы местного самоуправления полагаются на население, общественность и бизнес как основных потребителей местных благ при выборе и формулировке идей, инструментов и приоритетности их решения, а также в выявлении новых векторов развития территории. Трактовка понятия краудсорсинга в научном сообществе не вызывает разногласий. Зарубежные и отечественные исследователи чаще всего рассматривают возможности краудсорсинга, исходя из типов решаемых задач [8], сферы его применения в коммерческой среде [9; 10], в контексте функционирования политической системы [11], организации местного самоуправления [12].
В основе краудсорсинга заложено использование современных информационно-телекоммуникационных технологий, представление и реализация проектов на современных информационных порталах в сети Интернет. Передача выполнения задач широкому кругу пользователей в форме открытого сообщения, по мнению исследователей, занимающихся изучением применения современных технологий в государственной сфере, «является формой открытой инновации» [13; 14], которая доступна заинтересованному пользователю. Органы региональной и муниципальной власти, бизнес-сообщества и отдельные его представители, некоммерческие организации и население являются потенциальными участниками решения муниципальных вопросов (рис. 1).
Региональная власть Муниципальная власть Бюджетные организации
- образование
- здравоохранение
- социальное обслуживание ЖКХ
ВЛАСТЬ 3 СЕКТОР
Заинтересованные группы
Индивиды
Домохозяйства
Развитие территории
Повышение уровня и качества жизни
НАСЕЛЕНИЕ БИЗНЕС
Общественные организации Благотворительные фонды Движения, волонтеры Социально-культур на я сфера TOC
Бизнес
Работодатели Инвесторы
Рис. 1. Потенциальные участники краудсорсинга в решении местных проблем, воплощения идей по развитию и улучшению и повышения качества жизни населения Арктической зоны России
(составлено авторами)
При решении местных проблем в Арктической зоне России необходимо учитывать географические и климатические особенности регионов: удаленность муниципалитетов друг от друга, сезонную доступность к части инфраструктуры регионов, неполное покрытие информационно-телекоммуникационными технологиями. Таким образом, в Арктической зоне России применение краудсорсинга необходимо реализовывать в нескольких формах с применением передовых информационно-телекоммуникационных технологий и традиционных форм коммуникационного взаимодействия населения, власти, общественности и бизнес-организаций, средств массовой информации, активного привлечения местных лидеров, идейных руководителей, применения PR-технологий для популяризации идей и освещения позитивного опыта разрешения проблем.
Реализация краудсорсинга
с применением сети Интернет
Развитое информационно-телекоммуникационное пространство существенно упрощает и удешевляет применение краудсорсинга. Преимуществом краудсорсинга является использование имеющихся человеческих, материальных и организационных ресурсов, которые не нужно искать и консолидировать, так как они уже интегрированы в единое информационное пространство определенной территории. Как отметила Г. Н. Гайдукова, «в обществе всегда есть талантливые и активные люди, готовые бесплатно или за символическое вознаграждение генерировать идеи по улучшению условий жизни, воплощать эти идеи в жизнь, находить стандартные и нестандартные решения проблем» [15].
Существенным стимулом для социально активных граждан является не вознаграждение, а возможность увидеть воплощение своих идей в жизнь, осознать себя созидателем. Поэтому перспективы развития краудсорсинга определяет уровень социальной активности населения муниципальных сообществ, которая, в свою очередь, зависит от уровня и качества их человеческого капитала. Социально активное и грамотное население быстрее овладевает новыми информационными технологиями. При наличии проблемы шанс найти оригинальное, быстрое и эффективное решение, воплотить его в жизнь гораздо выше, когда в данном процессе задействованы 10 тысяч человек, нежели когда вовлечены всего 10 при традиционном способе решения.
Использование информационных систем в Арктической зоне признается актуальным и перспективным на государственном уровне. В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 года» одним из приоритетных направлений является «создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры» макрорегиона 4
В Арктической зоне России 58 крупных муниципальных образований и порядка 200 поселений, часть из которых территориально удалены и изолированы друг от друга. При этом, по данным Росстата на 2015 г., в Арктической зоне доля населения, использующего Интернет, составляет 83 % от общего числа (по России данный показатель равен 73,4 %) 5. Этот показатель отражает высокий уровень популярности данного ресурса у населения и позволяет рассматривать его как основной инструмент применения краудсорсинга. На рис. 2 представлена информация о доли домохозяйств, имеющих персональных компьютер и использующих Интернет. Существенная разница в показателях наблюдается лишь в Республике Саха (Якутия).
4 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. №-Пр-1669 // Консультант плюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/
5 Доля населения, использующего информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в общей численности населения Арктической зоны Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/tb3.docx/; Регионы России: социально-экономические показатели 2013, 2014 гг. // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ B14_14p/Main.htm/.
Рис. 2. Удельный вес домашних хозяйств в Арктической зоне России от общей численности имеющих персональные компьютеры и использующих сеть Интернет (конец 2013 г.). Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
Рис. 3. Алгоритм применения работы информационного ресурса с позиции пользователя «население»
(составлено авторами)
В качестве средства реализации краудсорсинга выступает использование специализированных информационных ресурсов, представляющих собой простой и удобный инструмент, настроенный под категории пользователей. На рис. 3 представлена схема функционирования ресурса в информационном пространстве сети Интернет. Представленный алгоритм работает по принципу «обозначение проблемы или решения - сообщение в специальном разделе информационного ресурса, в котором интегрированы основные акторы, - идентификация проблемы и поиск средств ее разрешения - реализация решения - эффект».
Интернет превосходит все медийные сферы по охвату людей и возможности быстрого получения обратной связи. В свою очередь, традиционные формы коммуникации будут ниве-
лировать ограничения интернет-пространства в вопросах привлечения населения в местностях, не охваченных Интернетом. Синергетический подход применения традиционных и современных форм коммуникации на удаленных и труднодоступных территориях позволит нивелировать сложности с использованием сети Интернет. Также Интернет не покрывает определенную, при этом социально активную, часть населения, которая заинтересована в улучшении качества жизни (пенсионеры, лица с высокой степенью занятости, молодые родители). Перечисленные категории могут реализовать свои способности и возможности на разных этапах решения проблемы от генерации до воплощения идеи в жизнь и ее популяризации.
В современном научном сообществе широко обсуждается проблематика использования современных технологий в решении вопросов социально-экономического развития. Одной из таких технологий является электронная демократия. Как отмечает М. В. Сухарев, эволюция демократического института «ведет к созданию системы коллективного мышления и социальной поддержки принятия решений, построенной на основе когнитивной науки» [16]. Одним из таких формообразующих демократических инструментов и является краудсорсинг применительно к обсуждению и решению местных проблем.
Таким образом, применение краудсорсинга на муниципальном уровне возможно для любых ситуаций, связанных выполнением задач местного самоуправления, - от обеспечения базового комфорта и безопасности жизнедеятельности до реализации индивидуальных профессиональных качеств и творческих способностей с привлечением различных ресурсов.
Реализация мероприятий, направленных на улучшение качества жизни людей определенной территории их же собственными усилиями, способствует сплочению людей, позволяет отслеживать и транслировать позитивный опыт и изменения в режиме реального времени. Интернет-технологии в данном случае позволяют объединять население, направлять и эффективно использовать его возможности на общественное благо с минимальными материальными и временными затратами.
Возможные эффекты
Применение краудсорсинга в Арктической зоне России в сочетании с традиционными формами коммуникации органов местного самоуправления и населения, населения и других акторов местного самоуправления позволит получить результаты:
• интеграция населения, органов власти, общественности и бизнеса в решение местных проблем, несмотря на территориальные и физические ограничения;
• благоустройство места проживания, создание благ для жизни и бережного отношения к труду;
• взаимодействие населения, органов власти, общественности и бизнеса на основе сопричастности создания благ в режиме реального времени;
• поиск путей решения проблем и реализации идей, поступающих от непосредственного потребителя;
• формирование информационного поля существующих проблем, разрешенных проблем, идейных проектов и реализованных идей.
Эффект применения краудсорсинга в решении местных проблем в Арктической зоне носит синергетический характер и заключается в оптимизации управления, скорости решения задач местного уровня, разгруженности органов местного самоуправления в вопросах решения местных проблем, повышении доверия населения к местной власти, повышении социальной активности населения, общественности, бизнеса. Оптимизация основ взаимодействия местной власти и населения затронет не только управленческую сторону, но и политическую, социальную, культурную, экономическую и педагогическую (табл. 2).
Большой потенциал реализации принципов краудсосинга в решении местных проблем арктических территорий и достижение заявленных эффектов обосновывается успешным применением данной формы взаимодействия на опыте зарубежных стран и российских и некоторых регионов. В табл. 3 представлен опыт применения краудсорсинга.
136 Региональная и международная экономика
Таблица 2 Эффекты от реализации идеи проекта в Арктической зоне России
Эффект Позитивные изменения
Политический ^ получение результата по благоустройству муниципальной территории; ^ повышение уровня доверия к местной и региональной власти; ^ повышение уровня удовлетворенности деятельностью органов местной и региональной власти; ^ увеличение гражданского участия в решении местных проблем
Экономический ^ повышение качества жизни населения; ^ получение благ на местном уровне при минимуме затрат местного бюджета; ^ снижение миграции населения из Арктической зоны; ^ стимулирование молодежи к жизни и труду в Арктической зоне
Социальный ^ повышение социальной роли семьи, группы людей, индивида, особых категорий населения (пенсионеры, молодежь); ^ влияние на продукты собственного труда, изменение и модернизация их в лучшую сторону; ^ укрепление семейных и общественных ценностей посредством совместного труда
Культурный ^ свобода творчества в рамках поставленной задачи способствует выявлению и реализации интересных и полезных для общества решений; ^ формирование социальной и эстетической культуры населения, общественности, бизнеса по отношению к месту проживания, его сохранения и развития
Педагогический ^ воспитание у молодого поколения бережного отношения к труду других; ^ формирование у населения ценностей взаимодействия и совместного решения проблем в позитивной и дружественной форме; ^ раскрытие потенциала, уникальности населения, групп, индивидов, формирование реальной ответственности за качество своей жизни и жизни других
* Составлено авторами.
Таблица 3
Зарубежный и отечественный опыт применения краудсорсинга в решении местных проблем
Наименование и инициатор проекта Характеристика проекта Охват проекта
Зарубежный опыт
FixMyStreet (Сенат Канады) Информационный портал о наличии и решении местных проблем Канада
To Make Sense of the Copyright Act (Правительство Финляндии) Вынесение законопроектов общественностью об авторских правах, которые при условии поддержки 50 тыс. пользователей подаются на рассмотрение в Парламент Финляндия
Российские проекты, направленные на комплексное решение местных проблем
Городской портал «One click Yakutsk» (Администрация г. Якутска) Решение городских проблем посредством сообщений о них. Цель - создание и реализация новых идей по улучшению города г. Якутск
Москва наш город: портал мэра Москвы С. С. Собянина Геоинформационный портал. Цель - выстраивание конструктивного диалога между жителями и органами исполнительной власти г. Москвы по конкретным вопросам городского хозяйства г. Москва
* Составлено авторами.
Выводы
Таким образом, в обществе при непосредственном участии граждан в благоустройстве и улучшении жизни в месте проживания повышается качество жизни, шанс сохранения и поддержания созданного самим человеком блага, повышается уровень личной и социальной ответственности за сохранение и улучшение территории, у молодого и подрастающего поколения формируются ценности созидания и сохранения. Местные жители сами участвуют в формировании условий для повышения своей социальной безопасности. Что касается управления решения местных проблем, в данном случае краудсорсинг выступает как форма институциональной модели электронной демократии.
Список литературы
1. Зевина О. Г., Ковалевский А. Э., Макаренко Б. И. и др. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад / Ин-т современного развития. М.: ЭконИнформ, 2009. URL: http://www.insor-russia.ru/files/final_report_MSU.pdf
2. Ключникова Т. Н. Социальная активность граждан как источник преобразований в местном самоуправлении // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 2. С. 155-170.
3. Антипьев К. А. Конфликтное взаимодействие местного сообщества и муниципальной власти // Научные ведомости. 2014. № 16. С. 39-44.
4. Бондаренко Г. И. Основные аспекты взаимодействия местного самоуправления, властных структур и населения // Общество и право. 2015. № 2. С. 314-318.
5. Федосова Р. Н., Хейфиц Б. И. Методы и способы взаимодействия бизнеса, власти и общества в области корпоративной социальной ответственности // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 34. С. 50-58.
6. Howe J. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. New York: CrownBusiness, 2008.
7. Усманов Б. Ф. Краудсорсинг: инновационные технологии для местной инициативы // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 3. С. 80-85.
8. Волошинская А. А. Краудсорсинг: новая классификация для анализа новых возможностей // Информационное общество. 2015. № 4. С. 31-38.
9. Садовская Т. Г., Антипин Д. М. Таксономия краудсорсинга. Анализ современных форм и типов организации сорсинга посредством сети Интернет // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2, ч. 1. С. 925-930.
10. Кораблинова А. И. Краудсорсинг в деятельности современных компаний: теоретико-методологический аспект // Universum: экономика и юриспруденция: Электрон. науч. журн. 2014. № 1 (2). URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/823
11. Масланов Е. В., Масланов Д. В. Типология проектов в области политического краудсорсинга в России // Социодинамика. 2016. № 12. С. 37-47.
12. Гайдукова Г. Н. Краудсорсинговый потенциал и барьеры его использования в практике муниципального управления // Управление городом: теория и практика. 2014. № 2. С. 312-318.
13. Насыров И. Р., Савельев И. Л. Технологии краудсорсинга в государственном управлении // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2012. № 6. С. 94-104.
14. Пурдехнад Дж. Открытые инновации и социальные сети // Проблемы управления в социальных системах. 2010. Т. 2, вып. 3. С. 110-115.
15. Гайдукова Г. Н. Использование технологии краудсорсинга в развитии территориального общественного самоуправления // Межрегиональное и приграничное сотрудничество: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2014. С. 28-30.
16. Сухарев М. В. Институты электронной демократии // Экономика и социум. 2016. № 3. URL: http://resources.krc.karelia.ru/economy/doc/publ/suharev_m.v._socialn.pdf
Материал поступил в редколлегию 17.08.2017
A. V. Simakova \ G. B. Kozyreva 2
Petrozavodsk State University 33 Lenin Ave., Petrozavodsk, 185910, Russian Federation
Institute of Economics of the Karelian Research Centre RAS 50 A. Nevskiy Ave., Petrozavodsk, 185030, Russian Federation
[email protected], [email protected]
CROWDSOURCING AS A TOOL FOR INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT, BUSINESS AND SOCIETY IN SOLVING PROBLEMS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT
IN THE RUSSIAN ARCTIC ZONE
The main goal of this article is to analyze the possibilities of using crowdsourcing in solving problems at the municipal level in the Russian Arctic zone. The analysis relies on the structural-functional method. This article presents the possibilities of using crowdsourcing at the municipal level of the Russian Arctic from the point of view of the main actors of the socio-economic development. It was revealed that crowdsourcing in the Arctic municipalities is a promising opportunity in the solution of local problems by the local population.
The results obtained within the framework of the study allow to deepen the existing knowledge system of crowdsourcing as a new phenomenon of municipal management, and consideration of the application of the crowdsourcing principles at the level of municipal management will allow the authorities to develop objective measures for the qualitative development of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation.
Keywords: crowdsourcing, the Russian Arctic zone, local problems solution.
References
1. Mestnoe samoupravlenie v Rossii: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniHya. Itogovy doklad [Local self-government in Russia: state, problems, ways of improvement. Final report]. Institut sovremennogo razvitiya; O. G. Zevina, A. E. Kovalevskiy, B. I. Makarenko et al. Moscow, EkonInform, 2009. URL: http://www.insor-russia.ru/files/final_report_MSU.pdf (In Russ.)
2. Klyuchnikova T. N. Social'naya aktivnost' grazhdan kak istochnik preobrazovaniy v mestnom samoupravlenii [Social activity of citizens as a source of transformations in local self-government]. Sovremennye issledovaniya social'nykh problem [Modern research of social problems], 2015, no. 2, p. 155-170. (In Russ.)
3. Antipev K. A. Konfliktnoe vzaimodeystvie mestnogo soobshchestva i munitsipal'noy vlasti. [Conflict interaction between the local community and municipal authorities]. Nauchnie vedomosti [Scientific Bulletins], 2014, no. 16, p. 39-44. (In Russ.)
4. Bondarenko G. I. Osnovnye aspekty vzaimodeystviya mestnogo samoupravleniya, vlastnykh struktur i naseleniya [Main aspects of interaction of local government, authorities and population]. Society and Law, 2015, no. 2, p. 314-318. (In Russ.)
5. Fedosova R.N., Heyfic B. I. Metody i sposoby vzaimodejstviya biznesa, vlasti i obshhestva v oblasti korporativnoy social'noy otvetstvennosti [Methods and ways of interaction of business, authorities and society in the field of corporate social responsibility]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and Practice], 2013, no. 34, p. 50-58. (In Russ.)
6. Howe J. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. New York, CrownBusiness, 2008.
7. Usmanov B. F. Kraudsorsing: innovatsionnye tekhnologii dlya mestnoy initsiativy [Crowdsourcing: Innovative Technologies for Local Initiatives]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2013, no. 3, p. 80-85. (In Russ.)
8. Voloshinskaya A. A. Kraudsorsing: novaya klassifikatsiya dlya analiza novykh vozmozh-nostey [Crowdsourcing: A New Classification for Analyzing New Opportunities] Information Society, 2015, no. 4, p. 31-38. (In Russ.)
9. Sadovskaya T. G., Antipin D. M. Taksonomiya kraudsorsinga. Analiz sovremennykh form i tipov organizatsii sorsinga posredstvom seti Internet [Taxonomy of crowdsourcing. Analysis of modern forms and types of organization of sourcing through the Internet]. Economics and Entre-preneurship, 2016, no. 2, part 1, p. 925-930. (In Russ.)
10. Korablinova A. I. Kraudsorsing v deyatel'nosti sovremennykh kompaniy: teoretiko-meto-dologicheskiy aspect [Crowdsourcing in the activities of modern companies: the theoretical and methodological aspect]. Universum: Economics and Jurisprudence: electron. Sci. Journal, 2014, no. 1 (2). URL: http://7universum.com/en/economy/archive/item/823/. (In Russ.)
11. Maslanov E. V., Maslanov D. V. Tipologiya proektov v oblasti politicheskogo kraudsorsinga v Rossii [Typology of projects in the field of political crowdsourcing in Russia]. So-cio-dynamics, 2016, no. 12, p. 37-47. (In Russ.)
12. Gaydukova G. N. Kraudsorsingovyy potentsial i bar'ery ego ispol'zovaniya v praktike munitsipal'nogo upravleniya [Crowdsourcing potential and barriers to its use in the practice of municipal government]. City Management: Theory and Practice, 2014, no. 2, p. 312-318. (In Russ.)
13. Nasyrov I. R., Savel'ev I. L. Tehnologii kraudsorsinga v gosudarstvennom upravlenii [Crowdsourcing Technologies in Public Administration]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki [Scientific notes of Kazan University. Ser. Humanitarian sciences], 2012, no. 6, p. 94-104. (In Russ.)
14. Purdehnad Dzh. Otkrytye innovatsii i sotsial'nye seti [Open innovation and social networks]. Problemy upravleniya v sotsial'nykh sistemakh [Problems of Governance], 2010, vol. 2, no. 3, p. 110-115. (In Russ.)
15. Gaydukova G. N. Ispol'zovanie tekhnologii kraudsorsinga v razvitii territorial'nogo obshhestvennogo samoupravleniya [The use of crowdsourcing technology in the development of territorial public self-government]. Mezhregional'noe i prigranichnoe sotrudnichestvo: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Interregional and cross-border cooperation: materials of the international scientific-practical conference]. Belgorod, 2014, p. 28-30. (In Russ.)
16. Sukharev M. V. Instituty elektronnoy demokratii [Institutes of e-democracy]. Ekonomika i socium [Economy and society], 2016, № 3. URL: http://resources.krc.karelia.ru/economy/doc/publ/ suharev_m.v._socialn.pdf (In Russ.)
For citation:
Simakova A. V., Kozyreva G. B. Crowdsourcing as a Tool for Interaction between Government, Business and Society in Solving Problems of Local Self-Government in the Russian Arctic. World of Economics and Management, 2018, vol. 18, no. 1, p. 129-139. (In Russ.)
DOI 10.25205/2542-0429-2018-18-1-129-139