7. Баранов А.Н., Плунгян В.А., Рахилина Е.В. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. Москва, 1993.
8. Ляпон М.В. Смысловая структура сложного предложения и текст: к типологии внутритекстовых отношений. Москва, 1986.
9. Черемисина М.И., Колосова Т.А. Очерки по теории сложного предложения. Новосибирск, 1987.
10. Филимонов О.И. Скрепа-фраза как средство выражения синтаксических связей между предикативными единицами в тексте. Диссертация ... кандидата филологических наук. Ставрополь, 2003.
11. Прияткина А.Ф., Стародумова Е.А. Текстовые скрепы в «Словаре служебных слов». Сибирский филологический журнал. 2015; № 2: 134 - 141.
12. Национальный корпус русского языка. Available at: http://www.ruscorpora.ru/new/
References
1. Papusha I.S. Slozhnoe sintaksicheskoe celoe - bazovaya edinica producirovaniya teksta. Lingvoritoricheskaya paradigma: teoreticheskie iprikladnye aspekty. 2009; Vypusk 13: 113 - 120.
2. Kamenskaya O.L. Tekst i kommunikaciya. Moskva, 1990.
3. Vaglina N.S. Teoriya teksta. Moskva: Logos, 2003.
4. Kazachenko O.V. Kogerentnost' i kogeziya teksta. Tambov. Gramota. 2009; Ch. 2, № 8: 88 - 90.
5. Priyatkina A.F. Tekstovye «skrepy» i «skrepy-frazy» (O rasshirenii kategorii sluzhebnyh edinic russkogo yazyka). Russkij sintaksis v grammaticheskom aspekie (sintaksicheskie svyazi i konstrukcii. Izbrannye trudy. Vladivostok, Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2007: 334 - 343.
6. Dressler V. Sintaksis teksta. Novoe v zarubezhnoj lingvistike. Lingvistika teksta. 1978; № 8.
7. Baranov A.N., Plungyan V.A., Rahilina E.V. Putevoditel' po diskursivnym slovam russkogo yazyka. Moskva, 1993.
8. Lyapon M.V. Smyslovaya struktura slozhnogo predlozheniya i tekst: k tipologii vnutritekstovyh otnoshenij. Moskva, 1986.
9. Cheremisina M.I., Kolosova T.A. Ocherki po teorii slozhnogo predlozheniya. Novosibirsk, 1987.
10. Filimonov O.I. Skrepa-fraza kaksredstvo vyrazheniyasintaksicheskih svyazejmezhdupredikativnymiedinicamivtekste. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Stavropol', 2003.
11. Priyatkina A.F., Starodumova E.A. Tekstovye skrepy v «Slovare sluzhebnyh slov». Sibirskij filologicheskij zhurnal. 2015; № 2: 134 - 141.
12. Nacional'nyj korpus russkogo yazyka. Available at: http://www.ruscorpora.ru/new/
Статья поступила в редакцию 15.11.19
УДК 070 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10212
Nisredova Kh.N, MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov G.A., Cand.of Sciences (History), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
POLITICAL COMMENT IN THE MEDIA SPACE OF DAGESTAN: FEATURES OF THE GENRE AND THE PROBLEM OF ANALYTICAL CONTENT IN THE STATE MEDIA. The article reveals features of the use of such an analytical genre as political commentary by the Dagestan media, the problems of in-depth analysis on the pages of republican publications - printed and electronic versions. The relevance of the topic in the first place is that the commentary is not only a reaction to new phenomena, problems are actively outlined in it, the facts related to them are discussed. In the flow of information received by society through gadgets, social networks, the reader or viewer does not have time to fully perceive the information and draw conclusions. The article explores how political frequency appears in the audiovisual and print media, whether journalists use it as a genre or more as a method. Political commentary as a modern genre is more widely represented in independent mass media: state television channels, periodicals and news agencies avoid deep analytics and expert pluralism. The article contains theoretical information necessary for the journalist, which allows to understand features of the genre and its construction on the basis of the analysis made. The article summarizes the new material, with the help of which the authors provide detailed ways of designing a political commentary, argue the importance of analytical media content. The article analyzes concepts and presents them in an accessible language, which will help the founders of publications and the creative team to review and evaluate commentary as a genre on newspaper pages and on television and radio broadcasts.
Key words: political commentary, analytical genres, expert, media, politics.
Х.Н. Нисредова, магистрант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail:[email protected]
Г.А. Магомедов, канд. ист. наук, доц., зав. каф. печатных СМИ, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ДАГЕСТАНА: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И ПРОБЛЕМА АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ
В статье раскрываются особенности применения дагестанскими СМИ такого аналитического жанра, как политический комментарий, проблемы глубинного анализа на страницах республиканских изданий - печатных и электронных. Актуальность темы заключается в первую очередь в том, что комментарий представляет собой не только реакцию на новые явления, в нем активно обрисовываются проблемы, обсуждаются относящиеся к ним факты. В потоке получаемой обществом информации посредством гаджетов, соцсетей читатель или зритель не успевает полноценно воспринять информацию и сделать выводы. В данной статье исследуется, как часто политический комментарий появляется в аудиовизуальных и печатных СМИ, используется ли журналистами как жанр или больше - как метод. Политический комментарий как современный жанр в большей степени широко представляется в независимых масс-медиа: государственные телеканалы, периодические издания и информагентства избегают глубокой аналитики и экспертного плюрализма. В статье содержится необходимая журналисту теоретическая информация, которая позволяет на основании сделанного анализа понять особенности жанра, его построение. В статье обобщен новый материал, с помощью которого авторы детально приводят способы оформления политического комментария, аргументируют важность аналитического контента в СМИ. В статье проанализированы концепции и представлены доступным языком, что поможет учредителям изданий и творческому коллективу пересмотреть и переоценить комментарий как жанр на страницах газет и в теле- радиоэфирах.
Ключевые слова: политический комментарий, аналитические жанры, эксперт, масс-медиа, политика.
«В наше время один из наихудших ответов в газете или в телеинтервью -«без комментариев». Раньше такой ответ действовал, хотя и не слишком хорошо, но теперь он утратил всякую силу», - утверждает известный тележурналист Ларри Кинг, уверенный, что на всякий вопрос должен быть ответ, как и любое общественно значимое событие должно быть прокомментировано [1, с. 185]. Среди многообразия жанров и форм журналистики комментарий занимает важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, проблемам, обращая внимание зрителя или читателя на детали, давая свою оценку происходящему или прогноз. Журналистская диагностика позволяет установить закономерности и причинную обусловленность поведения, может дать ему оценку как в штатных, так и в непредвиденных ситуациях [2, с. 112].
В контексте журналистской деятельности комментарий является аналитическим жанром. На этом сходятся мнения теоретиков и практиков журналистики. В частности, А.В. Колесниченко отмечает, что комментарий - это расширение новости, цель которой - дать разъяснение или оценку Именно на эти два типа теоретик и делит комментарии [3]. В пятой главе учебника по журналистике В.В. Ворошилов пишет, что в теории журналистики наблюдается множество точек зрения, каждый «творит собственную теорию жанров» [4]. Чтобы быть более объективными, необходимо рассмотреть множество источников и изучить разные мнения. Но так как учебник претендует на высокий уровень объективности, мы будем опираться именно на данную здесь классификацию. А.А. Марков отмечает, что «комментарий не является самостоятельным авторским материалом, а толь-
ко составляющим фрагментом иного материала» [5]. Комментарий может быть важной частью как информационных, так и аналитических жанров СМИ, содержащим в себе информацию пояснительного характера и нередко - эксклюзив. Метод комментирования может быть положен в основу газетной полосы, теле- и радиопередачи. Попытаемся раскрыть особенности жанра и проанализировать политические комментарии дагестанских СМИ.
Политический комментарий - это освещение процессов и явлений, которые происходят или уже произошли в политической жизни общества и интересны общественности, ведь все события, происходящие в стране и мире, требуют не только констатации факта, но и пояснения. Журналист может освещать событие, представлять факт как самостоятельный и изолированный предмет, а может отражать его как часть целого, элемент сложного явления. Соответственно, аудитория СМИ получает информационный продукт, в разной степени отражающий действительность [6, с. 11].
Колесниченко А.В. делит все комментарии на эти два типа - оценочный и разъясняющий [3]. Разъясняющий, как правило, отвечает на вопросы, связанные с причинами, целями, взаимосвязями нескольких событий, а также их подробностями. В оценочном же комментарии автор критикует или хвалит нечто, являющееся спорным.
Комментарий широко применяется как в печатных изданиях, так и в аудиовизуальных средствах массовой информации, информационных агентствах. Так, телевизионный комментарий - это чаще всего разновидность выступления журналиста в кадре, его личный анализ происходящих общественно значимых явлений.
Известным телекомментатором является Михаил Леонтьев. Его программа «Однако» - комментарий как жанр в чистом виде, авторская передача с иллюстрациями и видеосюжетами на самые злободневные темы внутренней и внешней политики России. У Леонтьева свой неповторимый стиль, почерк, автора сложно спутать с другими комментаторами. Между тем Елена Черникова считает, что «успех журналиста сейчас не связан с умением писать изысканным стилем. Таковое умение, скорее, удача, хотя обладание своим индивидуальным стилем вообще - безусловно, успех» [7, с. 90]. Важнее сегодня, по мнению теоретика, не опоздать к дедлайну, за что во многих редакциях штрафуют.
На дагестанском телеэкране комментарий как жанр аналитической публицистики встречается крайне редко. Чаще - это лишь попытки комментирования общественно-политических событий республики. Одним из ярких примеров комментария можно назвать «Ремарку» Ханжана Курбанова на ННТ. Известно, что в журналистике существуют жанры, которые требуют особенного композиционного подхода, драматургии, и в «Ремарке» это наблюдается: расположение журналиста в кадре (чаще всего автор находится по правую или левую сторону телекадра, реже - в центре, что придает картинке больше художественности), работа со светом - жесткие тени, четкие контуры говорящего, интонации, паузы и ударения. Кроме того, комментарий Х. Курбанова отличается еще одним явным художественным элементом: «Ремарка» имеет пролог и эпилог.
В целом способов построения комментария существует множество. Классическим построением публикаций данного жанра является расположение материала по схеме «факт - комментарий». В «Ремарке» этот принцип соблюден. Так, 10 ноября 2018 года Х. Курбанов подготовил специальный выпуск своей программы, которая была посвящена главному политическому событию года - в Дагестане определились с членами нового правительства. Первые фразы автора звучат под отбивкой «пролог», который можно отнести к такому структурному элементу комментария, как информационный повод.
Колесническо считает, что «факт - комментарий» - общая характеристика структуры жанра. Кроме факта, который и является, как правило, информационным поводом, комментарий состоит из тезиса, бэкграунда, аргумента и вывода [3]. Как же они представлены в «Ремарке?» В августовском выпуске программы автор и ведущий проекта затронул тему энергосистемы Дагестана «Россети. Операция - адаптация». В своем прологе Х. Курбанов констатировал факт о ходе ремонтирования электрических сетей в городах и районах Дагестана. Сразу после озвучивания информационного повода и заставки программы звучит тезис, который, как и необходимо в данном случае, должен привлечь внимание зрителя. И здесь речь не только о самой проблеме энергосистемы, под адаптацией понимается и подход энергетиков к этой проблеме, учет региональных и культурных особенностей Дагестана.
Что же здесь является бэкграундом, и как понимать это иностранное слово? Бэкграунд нужен для введения читателей в курс дела, в обратном же случае комментарий могут просто не понять. Ведь далеко не все читатели следят за происходящим и ориентируются в событиях наравне с журналистами или экспертами. В «Ремарке» автор вводит в курс проблемы: низкая налоговая и платежная культура населения, аварийное состояние энергосетей, реакция властей, непосредственно дело - ремонт сетей, масштаб работы, количество задействованных людей. В этом же эфире мы видим обсуждение проблемы с привлечением специалиста, который комментирует, сравнивая ситуацию с зарубежьем.
Аргументы как структура комментария - это факты и логические конструкции, при помощи которых автор комментария обосновывает свое мнение. Аргументация бывает прямой, когда автор доказывает истинность тезиса, и косвенной, когда доказывается ложность антитезиса - утверждения, противоположного тезису. У автора «Ремарки» аргументы приводятся на протяжении всего выпуска,
в сопровождающемся видеоряде зрителю показывают документы, фрагменты выступлений чиновников, а также скриншоты народных обсуждений в социальных сетях.
Завершается «Ремарка» эпилогом, то есть таким структурным элементом, как вывод, который у данного автора обычно содержит в себе не только подведение итогов сказанного, но и оценочные суждение.
Конечно, наличие всех элементов в комментарии встречается редко, либо одно плавно вытекает из другого. Аналитика в принципе нечастое явление на дагестанских телеканалах. Передачи тематического вещания изобилуют такими жанрами, как интервью, некомментированный репортаж, отчет о важном политическом событии, тогда как аналитики, рассуждений на тот или иной счет нет То есть зритель вынужден сам расставлять акценты.
На государственных республиканских телеканалах жанр комментарий встречается редко, чаще зрители оставляются наедине с фактами. Частично отнести к жанру комментарий можно программу «Акценты» И. Алипулатова. Выпуск не состоит целиком из комментирования происходящих событий: большое место занимают интервью, видеоролики, экспресс-опросы. Однако ключевые политические перемены в республике все же не остаются без внимания ведущего-аналитика, такие как задержания высокопоставленных чиновников, выборы президента страны, избрание Народным Собранием Главы Республики Дагестан. По мнению автора программы И. Алипулатова, все СМИ должны отдавать себе отчет в том, что «они играют решающую роль в формировании и ориентации или дезориентации, понимании роли идеологической и информационной составляющей на этом непростом этапе развития нашего общества» [8, с. 66].
Для комментирования резонансных событий ведущий часто приглашает экспертов-политологов. Так, первые громкие назначения главой региона Владимиром Васильевым в студии программы «Акценты» обсуждают, анализируют политолог Э.мУразаев и доктор экономических наук Р. Шахбанов. Гости дают свою оценку социально-экономической обстановке в Дагестане, выступают с прогнозом в свете новых кадровых назначений, давая таким образом зрителю возможность понять, «увидеть» шире политическую картину региона. Приглашение специалистов-экспертов - один из выигрышных ходов в подготовке программы, уверен журналист Павел Шеремет. Либо же ведущий-аналитик сам должен быть экспертом в поставленном вопросе. «Главным критерием при выборе места работы должно быть ее содержание, - подчеркивает практик, - поэтому я вам советую изучать какие-то определенные области, к примеру, экономику или искусство» [9, с. 7].
На главном республиканском канале РГВК «Дагестан» также нет программы, представляющей собой комментарий в чистом виде, как нет и яркого комментатора, который был бы узнаваем зрителями и интересен как аналитик. Между тем есть ряд программ, где те или иные социально-политические темы и проблемы находят отражение и комментируются. Это «Городская среда», «Человек и право», «Агросектор». К комментарию, хотя больше к интервью, можно отнести программу Дины Бейгишиевой «Правовое поле». Получасовая беседа с гостями студии, как правило, посвящается актуальным юридическим темам и законопроектам, волнующих общественность.
Общение со специалистами, их мнение на политические явления республики в более свободной интерпретации, нежели в государственных СМИ, можно услышать в эфирах радиостанции «Эхо Москвы - Махачкала». Сразу несколько программ нацелены на комментирование происходящих процессов. Это и «Особое мнение», и «Актуальное интервью», и «Эксперт-клуб». Все они следуют главному принципу жанра «факт - комментарий». В рамках радиопрограммы «Эксперт-клуб» в студию приглашаются известные политологи, экономисты, юристы, финансисты.
Особое место комментарий занимает на страницах республиканских газет. С учетом того, что основная часть дагестанской периодики - это еженедельные издания, материалы в идеале должны содержать высокий процент аналитики. Публикацию сухих фактов могут себе позволить лишь сайты тех изданий, где постоянно обновляется лента новостей и отдельные страницы единственного республиканского ежедневника «Дагестанская правда».
Комментарием по жанру можно назвать выступления журналистов-колумнистов в газете «Новое дело», лидеров мнений, экспертов среди экспертов. Как правило, это мнения авторов на яркие или текущие события. В номере еженедельника от 14 марта 2018 года публицист и политолог Р Курбанов комментирует визит президента в республику. Колонка носит именно такой заголовок - «Эксперт о визите Путина в Дагестан». Как известно, хороший комментарий должен иметь четкую вводную часть, факт или несколько фактов, на который опирается дальнейший текст. В данном случае факт вынесен в заголовок. В авторской колонке, небольшой по объему, автор успевает привести и аргументы, дать оценку событию и даже прогнозы: «Если Чечню после двух войн он превратил в витрину для демонстрации миру, как в разрушенном боевыми действиями регионе установить мир и порядок, а также обеспечить процветание, то на примере Дагестана он показывает мировому сообществу победу над коррупцией. И, возможно, в дальнейшем эта модель борьбы с коррупцией будет тиражирована на остальные субъекты страны» [10].
Частыми комментаторами в еженедельнике являются Расул Кадиев, Ба-гаудин Узунаев, Тимур Магомаев, Андрей Меламедов, Гаджимурад Сагидов,
Шахрудин Халидов. Свои комментарии по тем или иным событиям публикуют и известные журналисты - Алик Абдулгамидов, Эдуард Уразаев.
А. Меламедов как экономический обозреватель еженедельника часто комментирует социально-экономическую и политическую картину Дагестана. Так, под острие журналистского пера может попасть цитата политика или его действия, большое поле для деятельности всегда давали заседания кабинета министров с участием главы региона, где чиновники приводят статистические данные и другие социально-экономические показатели. «Путь к сердцу Васильева» -комментарий с таким ироническим названием родился сразу после появления на официальных сайтах власти информации об итогах работы налоговой службы [11]. Здесь мы видим структуру доказательного рассуждения по данному вопросу. В ходе рассуждения комментируемое новое событие связывается с более широкими общими процессами, ситуациями и задачами, как правило, уже известными аудитории. Таким образом осуществляется интерпретация новых явлений, их объяснение и оценка.
В теории журналистики различают несколько видов комментария: расширенный, экспертный, синхронный, полярный. Последний, полярный комментарий - это разновидность жанра, в котором толкования и разъяснения даются не одним, а несколькими специалистами. Яркий пример - публикация в еженедельнике «Новое дело» под двусмысленным заголовком «Второе пришествие» [12]. Речь в комментарии идет о повторном назначении Артема Здунова председателем дагестанского правительства. Этот материал интересен тем, что в нем приведены мнения самых разных людей. Это и руководители политических партий, и политологи Э. Уразаев и Д. Халидов, это и взгляд главного экономиста фонда «Реальная политика» Х. Халилова. Мнение каждого отлично, не повторяется, не растекается, а конкретно и понятно читателю.
Марков А.А. отмечает, что «комментарий не является самостоятельным авторским материалом, а только составляющим фрагментом иного материала» [5]. Но немало примеров, когда мы видим, что комментарий вполне может существовать как самостоятельный жанр, хотя и крайне редко встречается именно в такой форме на полосах республиканских печатных изданий. Чаще всего это короткие цитаты, перепечатки или же крупные аналитические статьи, имеющие свои жанровые особенности.
Собственных комментариев современный дагестанский журналист в большей степени избегает, работая с сухими фактами. Особенно ярко это проявляется на телевидении. Уходят в прошлое профессиональные фельетонисты и прочие публицисты, передававшие факты сквозь призму своей личной критики. Сегодня свое мнение в СМИ чаще высказывают журналисты, ставшие политическими или общественными фигурами, то есть те, кто вышел за рамки профессии. Именно такими людьми и являются комментаторы, их приглашают для освещения какого-либо события как раз потому, что мнение этих людей по достоинству считается компетентным и воспринимается с уважением широкими массами людей.
Подводя итоги нашего исследования, можно сделать вывод, что комментарий как самостоятельный жанр чаще встречается в печатных дагестанских изданиях и крайне редко Фонда «Реальная политика» - на телевидении. Чтобы овладеть искусством его создания, надо запастись багажом теоретических и практических знаний, накопить журналистский опыт, освоить структуру и особенности построения данного жанра. Нельзя забывать, что комментарии субъективны, то есть исходят от определенного человека, и то, как он их преподносит, влияет на зрительское / читательское восприятие проблемы. Поэтому для комментирования любой информации надо приглашать экспертов в определенной, интересующей нас области, которые также должны обладать качествами журналиста.
Библиографический список
1. Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. Москва, 2016.
2. Васильева Л.А. Делаем новости. Москва, 2003.
3. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Москва, 2008.
4. Ворошилов В.В. Журналистика. Москва, 2016.
5. Марков А.А. Коммуникационные аспекты в связях с общественностью. Санкт-Петербург, 2008.
6. Мельников М. Прикладная конфликтология для журналистов. Москва, 2006.
7. Черникова Е.В. Грамматика журналистского мастерства. Москва, 2011.
8. Алипулатов И.С. Власть, СМИ, общество: уровень доверия. Махачкала, 2018.
9. Шеремент П.Г Журналистика: введение в профессию. Санкт-Петербург, 2004.
10. Новое дело. 2018; № 22, 14 марта.
11. Новое дело. 2018; № 46, 1 декабря.
12. Новое дело. 2018; № 36, 22 сентября.
References
1. King L. Kak razgovarivat's kem ugodno, kogda ugodno i gde ugodno. Moskva, 2016.
2. Vasil'eva L.A. Delaem novosti. Moskva, 2003.
3. Kolesnichenko A.V. Prakticheskaya zhurnalistika. Moskva, 2008.
4. Voroshilov V.V. Zhurnalistika. Moskva, 2016.
5. Markov A.A. Kommunikacionnye aspekty v svyazyah s obschestvennost'yu. Sankt-Peterburg, 2008.
6. Mel'nikov M. Prikladnaya konfliktologiya dlya zhurnalistov. Moskva, 2006.
7. Chernikova E.V. Grammatika zhurnalistskogo masterstva. Moskva, 2011.
8. Alipulatov I.S. Vlast', SMI, obschestvo: uroven'doveriya. Mahachkala, 2018.
9. Sherement P.G. Zhurnalistika: vvedenie v professiyu. Sankt-Peterburg, 2004.
10. Novoe delo. 2018; № 22, 14 marta.
11. Novoe delo. 2018; № 46, 1 dekabrya.
12. Novoe delo. 2018; № 36, 22 sentyabrya.
Статья поступила в редакцию 17.11.19
УДК 811 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10213
Chalaeva P.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
WORD-FORMATION AND PHRASEOLOGICAL TRACING IN LAK LANGUAGE. The article reveals a problem of translation from Russian into Lak. The presented material allows to draw a conclusion that actually word-forming words built in cliché mode of Russian words in the Lak language are very few that is explained by typological features of contacting languages. However, the need for adequate translation or "translation of the inner speech" in the Lak language stimulates the search of Russian equivalents of derivatives and enhance the internal resources of the language. The clichés from Russian are not very noticeable, but more active and effective way to influence the Lak language.
Key words: Lak language, Russian language, word-formative clichés, phraseological clichés.
П.Ш. Чалаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ КАЛЬКИ В ЛАКСКОМ ЯЗЫКЕ
В статье раскрывается проблема калькирования с русского языка на лакский. Представленный материал позволяет сделать вывод, что собственно словообразовательных калек русских слов в лакском языке очень мало, что объясняется типологическими особенностями контактирующих языков. Однако необходимость адекватного перевода текста или «перевода внутренней речи» русскоязычно мыслящей личности на лакский язык стимулирует поиск эквивалентов русских производных слов и активизацию внутренних ресурсов языка. Калькирование устойчивых выражений русского языка является менее заметным, но более активным и результативным способом влияния русского языка на лакский.
Ключевые слова: лакский язык, русский язык, словообразовательное кальки, фразеологическое кальки.