♦-------
УДК 321
--------------♦
Т.С. Мельникова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
В статье рассматриваются сущность и структура политического имиджа государственной власти как совокупность взаимосвязанных элементов, в качестве которых выступают имидж политического деятеля (лидера), имидж правящей политической партии и некоторые характеристики имиджа государства. Предполагается, что политический имидж государственной власти существует в массовом и индивидуальном сознании вне зависимости от реализации субъектами политики предвыборных технологий. Рассмотрены основные компоненты и составляющие имиджа политического деятеля, партии и государства, на основе чего выявлен набор взаимосвязанных элементов, характеризующих политический имидж власти как феномен массового сознания.
Ключевые слова: политический имидж, имидж государственной власти, политический деятель, политическая партия, структура политического имиджа, элементы имиджа.
T.S. Melnikova
POLITICAL IMAGE OF GOVERNMET AS SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON OF MASS CONSCIOUSNESS
The article studies the essence and structure of the government's political image as a set of interconnected elements such as an image of a political leader, an image of a ruling political party and some characteristic images of the state. It is assumed that the government's political image exists in mass and individual consciousness regardless of the way election campaign was used. Having considered the basic components of the politician, party and government images, the author identifies a set of interrelated elements that characterize government political image as a phenomenon of mass consciousness.
The key words: political image, image of government, politician, political party, structure of political image, elements of image.
Создание и поддержание позитивного имиджа является одним из важных направлений внутренней деятельности государственной власти, необходимым усло -вием для успешного продвижения реформ, построения социального государства, решения проблем человеческого развития; фактором, во многом способствующим повышению культурного и политического уровня граждан, формированию определенного политического поведения как отдельной личности, так и общества в целом. В этой связи к данному феномену проявляют интерес многие общественные науки, особенно политология. Она ставит задачу по выявлению сущности и природы политического имиджа, определению механизма его формирования и т.п. Мы сконцентрируем внимание на структуре политического имиджа государственной власти, ее основных элементах.
Прежде всего, определимся с терминологией. Политический имидж - это искусственно создаваемый, устойчивый социально-психологический образ того или иного субъекта политики, влияющий на поведение личности в политической сфере общества, включающий в себя как общие характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные кон -кретной разновидности политического имиджа. Некоторые специалисты [11, с. 203; 2, с. 43] определяют политический имидж как целенаправленно формируемый и пропагандируемый образ политика (кандидата), партии, общественного или политического движения, т.е. так или иначе связывают процесс формирования
политического имиджа именно с предвыборной кампанией субъекта политики. Под таким углом зрения классифицировать политический имидж можно по следующим основаниям:
- по субъекту (имидж политического деятеля, имидж партии и т.д.);
- по стадии избирательной кампании (исходный, текущий, вторичный);
- по категории (реальный - идеальный, первичный -вторичный);
- по модальности (позитивный - негативный);
- по сопоставительному признаку (имидж кандидата - имидж конкурента) и некоторым другим [13, с. 153; 6, с. 43 - 44; 10].
Очевидно, что свой собственный имидж есть у каждого политического деятеля (лидера), партии, объединения. Наряду с имиджами отдельно взятых субъектов политики существует политический имидж государства (внутренний, внешний (международный)), а также имидж государственной власти. В нашем случае целесообразно рассматривать политический имидж государственной власти как некую совокупность, включающую в себя имидж политического деятеля (лидера), имидж правящей политической партии и политический имидж государства, т.е. как социально-психологический феномен массового и индивидуального сознания, ко -торый, на наш взгляд, существует вне зависимости от реализации (а иногда вопреки ей) предвыборных технологий. В свою очередь, каждый из вышеназванных
элементов структуры политического имиджа государственной власти - это целостное образование, включающее в себя определенный набор компонентов, т.е. структура политического имиджа власти многоуровневая. Рассмотрим эти компоненты в отдельности.
Имидж политического деятеля (лидера) формируется с целью воздействия на сознание граждан (избирателей), с целью побуждения какого-либо рода эмоций, имидж политика способен воздействовать на деятельность и поведение как отдельных людей, так и целых групп населения. Другими словами, имидж политического деятеля (лидера) создается с определенной целью. Например, имидж, с которым действует политик во время избирательной кампании, определяется как строго обусловленный стратегический образ. Безусловно, при конструировании имиджа необходимо учитывать культурную специфику, уровень образования населения, проблемы сложившейся экономической ситуации и другие особенности избирательного округа [1; 4]. Стратегический образ обусловлен также и временем. Использование успешного имиджа предыдущих лет не гарантирует успеха в других избирательных кампаниях, так как потребности избирателей меняются, как меняется и обстановка в стране в целом.
Вместе с тем особую роль при формировании имиджа играют ситуативные факторы - резкие, внезапные изменения в политической или государственной сфере [7]. Не менее важны политическая позиции, предвыборная программа и деятельность политика, способ и формы получения информации о его личности и деятельности, особенности электората в конкретной социальной ситуации развития общества. Важными также являются соотношение и степень соответствия идеализированного представления о подходящем на определенную должность кандидате с формируемым образом, что может как усилить, так и уменьшить привлекательность и повысить шансы на успех кандидата [10].
Тем не менее не всегда единственной и конечной целью формирования имиджа политического деятеля является успешное проведение предвыборной кампании и победа на выборах. Имидж политических деятелей, лидеров способен формировать в сознании граждан определенное отношение к политике в целом (как к сфере общественной жизни), тем самым мотивируя соответствующее политическое поведение. Позитивный имидж политического лидера вызывает доверие как к самому политику, так и к государственной власти, способствует формированию других положительных эмоций и настроений, тем самым вызывая у населения интерес к социально-политическим и иным происходящим в обществе процессам. Элементы имиджа политического деятеля отдельные исследователи [2, с. 47] представляют перечень имиджевых характеристик, который включает следующие группы:
1. Моральные характеристики: честность, порядочность , справедливость, принципиальность, обязательность, бескорыстность и др.
2. Профессиональные характеристики: компетентность, образованность, деловитость, работоспособность, напористость, жесткость, властность, ответственность, решительность и др.
3. Социальные характеристики: забота о населении, понимание его проблем, доброта, человечность, отзывчивость и др.
4. Персональные характеристики: физические и психофизиологические особенности, характер, тип личности и др.
Какой набор характеристик целесообразно использовать в процессе конструирования имиджа - зависит от того, в какой стране, в какой период времени формируется имидж, а также от статуса, которым обладает политический деятель в иерархической структуре власти [2, с. 49]. Таким образом, имидж политического деятеля (лидера) синтезирует совокупность представлений о внешности, личностных и профессиональных качествах, месте в определенной иерархии, убеждениях, образе жизни и стиле политической деятельности.
Второй элемент структуры имиджа власти - имидж правящей политической партии - можно представить как совокупность следующих составляющих:
- программно-идеологической (концептуальной);
- деятельностной (интерактивной);
- личностной (лидерской);
- внешней (атрибутивной) [14].
Программно-идеологическая составляющая является главной, поскольку отражает основной смысл создания и деятельности политической партии. Партия, не имеющая своей программы и идеологии, не может являться полноценной политической партией, поскольку лишена всякого политического смысла. Кроме того, в российской партийной системе существуют и формальные требования к необходимости разработанных партийных программ - в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» партийные программы приобрели статус необходимых документов, которые должна иметь политическая партия для прохождения государственной регистрации.
Деятельностная, или интерактивная (от англ. interaction - «взаимодействие»), составляющая имиджа политической партии формирует имидж через постоянный процесс политической коммуникации и взаимодействие с обществом, посредством которого у населения появляются определенные представления и установки. Деятельностная составляющая относится к числу важных элементов позиционирования партий, по которым избиратель формирует свои политические предпочтения.
В процессе коммуникаций лидеры партий, как правило, выступают ее лицом, поэтому очевидно, что их имидж во многом будет проецироваться на имидж всей политической партии, а в некоторых случаях и полностью ассоциироваться с ним. Поэтому при конструировании партийного имиджа также учитывается имидж лидера партии. Отождествление партии с ее лидером является характерной психологической особенностью восприятия российских политических партий [10]. С другой стороны, политические партии представляют собой массовые политические организации, в которых лидерство может быть распределено среди нескольких членов партии. В этом случае эффективному формированию более целостного и развернутого имиджа способствует актуализация личности не только лидера партии, но и тех политических персоналий, которых принято считать лидерами общественного мнения [14].
Внешняя (атрибутивная) составляющая имиджа партий представляет собой определенный набор визуальных способов воздействия на массовое сознание в процессе формирования имиджа. Единый стиль и ди-
зайн основных атрибутов политической партии помогают сформировать к ней позитивное отношение, создать необходимые условия для отличия партий друг от друга, подчеркнуть индивидуальность партии. В избирательном процессе, характеризующемся обостренной межпартийной борьбой, конкурируют в первую очередь имиджи политических партий, которые в конечном итоге и определяют результаты голосования. В этой связи чрезвычайно важным является построение эффектив -ной имиджевой стратегии политической партии в избирательном процессе, а также в межвыборный период [9; 14].
Третий элемент структуры политического имиджа власти - имидж государства - представляет собой взаимосвязь характеристик государственной системы (экономических, политико-правовых, географических, национальных, военных, демографических и др.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития государства. Совокупность этих характеристик и эффективность их взаимодействия определяет тенденции социально-экономических, национальных и иных процессов [3]. Структура имиджа государства включает в себя следующие компоненты, которые, в свою очередь, можно дифференцировать по принципу объективности и субъективности характеристик:
1. Условно -статичные [5; 8] (их можно отнести к объективным характеристикам, которые определяются некоторой «данностью» и, как правило, при формировании имиджа не поддаются корректировке, однако возможно изменять угол зрения, смысловое наполнение этих характеристик):
- природный ресурсный потенциал;
- национальное и культурное наследие общества;
- геополитические параметры (географическое положение, площадь занимаемой территории, протяженность границ, выход к морям и т.д.);
- исторические события, повлиявшие на развитие государственности;
- базовая форма государственного устройства и структура управления.
2. Условно-динамичные [5; 8] (их можно отнести к субъективным). Характеристики изменяются в процессе трансформации страны и могут корректироваться при формировании имиджа:
- социально-психологические настроения в обществе;
- морально-нравственные аспекты развития общества;
- характер и принципы деятельности общественнополитических объединений;
- устойчивость экономики (оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровня доходов на душу населения, объема привлекаемых инвестиций, финансовой обеспеченности бюджетов, гарантий прав и свобод хозяйствующих на рынке субъектов реального сектора экономики и др.);
- правовое пространство государства и соответствие его правовых норм международным требованиям;
- политико-правовой режим;
- функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в государстве (эффективность властной кон -струкции).
3. Характеристики-константы (исторические сложившиеся национальные образы-символы, связанные с географическими, цивилизационными, историко-культурными, этнорелигиозными и другими особенностями государства) [5].
Из вышесказанного следует, что имидж страны - это сложное, многофункциональное явление. Внешний и внутренний имидж являются взаимопроникающими элементами. В процессе формирования имиджа немаловажную роль играет отношение общества к своей стране, а также восприятие данной страны на международной арене [12].
Рассмотрев общую структуру политического имиджа государственной власти, выделим теперь его базисные взаимозависимые и взаимодополняющие элементы:
1. Персональные (индивидуальные), профессиональные, моральные, социальные характеристики политических деятелей государства (лидера государства, лидеров партии и др.).
2. Программы, идеология отдельных политических деятелей и правящей политической партии.
3. Деятельность и результаты деятельности политических деятелей, партий, объединений и т.д.
4. Условно-динамичные характеристики имиджа государства.
Безусловно, элементы структуры имиджа государственной власти различаются по степени значимости. Учитывая высокий уровень персонификации российского политического процесса, можно говорить о том, что персональные характеристики политических деятелей , лидеров являются наиболее значимыми для целевых аудиторий.
Таким образом, имидж власти формируется в массовом и индивидуальном сознании как социально-психологическое явление, объединяющее сформировавшиеся образы различных субъектов политики и отдельные характеристики имиджа государства (например, уровень благосостояния населения, обеспечение социальных гарантий и др.), которые, в свою очередь, очевидно , являются результатом деятельности тех или иных политических деятелей, лидеров, партий, объединений и т. п.
1. Абашкина Е, Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю, Раз-воротнева С., Сиверцев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Психологическое пособие для политиков. М., 1993.
2. Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имеджело-гию. М., 2008.
3. Галумов Э.А. Основы РК М.: Летопись XXI, 2004.
4. Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1995.
5. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели. иК1_: http://www.mediascope.ru/ пос1е/252.
6. Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. Обнинск, 1995.
7. Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России. Н. Новгород. 1996.
8. Киселев И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы. иК1_: http://www.ia-centr.ru/archive/public_detailsa5fc. Мтга=491.
9. Колковский И. Современные инструменты управления процессом формирования политического имиджа. URL: http:// www.consult-com .info/anal itika/sovremennye-instrumenty-upravleniya-protsessom-formirovaniya-politicheskogo-imidzha.html.
Ї0. Петрова Е.А. Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации // Корпоративная имиджелогия. 2007. №0Ї(0Ї). URL: http://www.ci-journal.ru/article/70/200701 polit_ image.
ЇЇ. Почепцов Г.Г. Политическая имиджелогия. М., 2006.
Ї2. Феклюнина В.С. Политический имидж России в американской прессе 2000 - 2004 гг.: автореф. дис. ...канд. полит. наук. Саратов, 200б.
ЇЗ. Фуре Р.Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура. М., Ї996.
Ї4. Ханов Г.Г., Чижов Д.В. Имидж политической партии: основные составляющие и методы продвижения. URL: http:// www.publicity.ru/upravlenie/articles/9731/9733.html.