Научная статья на тему 'Политический анализ нормативно-правовой базы российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере'

Политический анализ нормативно-правовой базы российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Казахстан / гуманитарное сотрудничество / культура / наука / образование / спорт / туризм / здравоохранение / СМИ / международные договоры / Russia / Kazakhstan / humanitarian cooperation / culture / science / education / sport / tourism / healthcare / mass media / international treaties

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Канарова Виктория Николаевна

Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан были установлены более 30 лет назад – 22 октября 1992 г. Важнейшей составляющей двустороннего сотрудничества, обеспечивающей развитие союзнического взаимодействия между нашими странами в различных областях, является совершенствование нормативно-правовой базы межгосударственных отношений. Между тем, в современных казахстанских исследованиях соответствующие вопросы не получили специального освещения, что препятствует созданию целостной картины российско-казахстанских отношений на нынешнем этапе их развития. Данное обстоятельство определило научную новизну настоящего исследования, призванного заполнить соответствующую лакуну в изучении проблематики двустороннего сотрудничества. В статье осуществляется политический анализ нормативно-правовой базы российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере по состоянию на начало 2024 г. В качестве эмпирической базы данного исследования выступили различные двусторонние документы, а также соответствующие научные публикации, в которых затрагиваются вопросы формирования и развития нормативно-правовой базы российско-казахстанских отношений. Методологические основы исследования составили ряд общенаучных методов (анализ и синтез, описание и обобщение, констатация и концептуализация) и специальные методы, применяемые в современной политической науке (системно-структурный и институциональный подходы), позволяющие составить комплексное и наиболее целостное представление об изучаемых автором вопросах. В работе дается характеристика рамочных договоров России и Казахстана, регулирующих их отношения в целом, и определяется место в них гуманитарного взаимодействия между двумя государствами. Рассматриваются важнейшие специальные соглашения, регламентирующие взаимодействие сторон в культурно-гуманитарной сфере, которые классифицируются по нескольким основным направлениям (образование, культура, наука, физкультура и спорт, средства массовой коммуникации, туризм, здравоохранение, геодезия и картография). В заключение приводятся обобщающие выводы о текущем состоянии нормативной базы российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. В частности, отмечается, что, несмотря на ряд присущих ей недостатков, она может считаться вполне адекватной стоящим перед двусторонними отношениями масштабным задачам, при этом Москвой и Астаной реализуется инновационный подход в процессе ее совершенствования. Утверждается, что потенциал многих направлений двустороннего взаимодействия еще остается недостаточно освоенным. В данной связи для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российско-казахстанского сотрудничества автор предлагает осуществить комплекс мер, в том числе определение приоритетных направлений культурно-гуманитарного взаимодействия сторон, оценку потребностей сторон в высококвалифицированных кадрах и разработку ими серии узконаправленных соглашений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Канарова Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political analysis of the legal framework of Russian-Kazakhstani cooperation in the humanitarian field

Russia and Kazakhstan established diplomatic relations more than 30 years ago, – on October 22, 1992. One of the most important components of their cooperation, which ensures the development of their allied interaction in various fields, is the improvement of the legal framework of interstate relations. Meanwhile, in the modern Kazakhstan studies, the relevant issues have not been given special attention, which prevents the creation of a holistic picture of Russian-Kazakhstani relations at the present stage. This circumstance determines the scientific novelty of this work, which aims to fill the corresponding gap in the study of the issues of bilateral cooperation. The article provides a political analysis of the legal framework of Russian-Kazakhstani cooperation in the humanitarian sphere from the beginning of 2024. The empirical basis of this study is formed by various bilateral documents, as well as a number of scientific publications devoted to the formation and development of the legal framework of Russia-Kazakhstan relations. The methodological basis of the work is represented by a set of general scientific methods (analysis and synthesis, description and generalization, explanation and conceptualization) and specific political science methods (system-structural and institutional approaches), which together allow the author to create a comprehensive picture of the issues under study. It describes the basic treaties between the two nations, which govern their relations in general, and determines the place that humanitarian issues occupy in these texts. It also examines a corpus of specific agreements that directly regulate the interaction of the two parties in the humanitarian field, which can be divided into several groups (treaties on education, culture, science, sport, mass communication, tourism, health, geodesy and cartography). Finally, it provides general conclusions on the current state of the legal framework of Russian-Kazakhstani humanitarian cooperation. In particular, it argues that, despite some inherent drawbacks, the legal framework can be considered quite adequate for the major tasks in bilateral relations, while Moscow and Astana are implementing an innovative approach in improving it. It also suggests that the potential of many areas of bilateral interaction has not yet been sufficiently exploited. In this context, it recommends the implementation of a number of measures: the identification of priority areas of cultural and humanitarian interaction between the two states, the identification of the parties’ needs for highly qualified personnel and the development of a series of targeted bilateral agreements.

Текст научной работы на тему «Политический анализ нормативно-правовой базы российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере»

Научная статья / Research article

Политический анализ нормативно-правовой базы российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере

В. Н. Канарова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Е-mail: vika.kanaro vaamail. ru

Аннотация. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан были установлены более 30 лет назад - 22 октября 1992 г. Важнейшей составляющей двустороннего сотрудничества, обеспечивающей развитие союзнического взаимодействия между нашими странами в различных областях, является совершенствование нормативно-правовой базы межгосударственных отношений. Между тем, в современных казахстанских исследованиях соответствующие вопросы не получили специального освещения, что препятствует созданию целостной картины российско-казахстанских отношений на нынешнем этапе их развития. Данное обстоятельство определило научную новизну настоящего исследования, призванного заполнить соответствующую лакуну в изучении проблематики двустороннего сотрудничества. В статье осуществляется политический анализ нормативно-правовой базы российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере по состоянию на начало 2024 г. В качестве эмпирической базы данного исследования выступили различные двусторонние документы, а также соответствующие научные публикации, в которых затрагиваются вопросы формирования и развития нормативно-правовой базы российско-казахстанских отношений. Методологические основы исследования составили ряд общенаучных методов (анализ и синтез, описание и обобщение, констатация и концептуализация) и специальные методы, применяемые в современной политической науке (системно-структурный и институциональный подходы), позволяющие составить комплексное и наиболее целостное представление об изучаемых автором вопросах. В работе дается характеристика рамочных договоров России и Казахстана, регулирующих их отношения в целом, и определяется место в них гуманитарного взаимодействия между двумя государствами. Рассматриваются важнейшие специальные соглашения, регламентирующие взаимодействие сторон в культурно-гуманитарной сфере, которые классифицируются по нескольким основным направлениям (образование, культура, наука, физкультура и спорт, средства массовой коммуникации, туризм, здравоохранение, геодезия и картография). В заключение приводятся обобщающие выводы о текущем состоянии нормативной базы российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. В частности, отмечается, что, несмотря на ряд присущих ей недостатков, она может считаться вполне адекватной стоящим перед двусторонними отношениями масштабным задачам, при этом Москвой и Астаной реализуется инновационный подход в процессе ее совершенствования. Утверждается, что потенциал многих направлений двустороннего взаимодействия еще остается недостаточно освоенным. В данной связи для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российско-казахстанского сотрудничества автор предлагает осуществить комплекс мер, в том числе определение приоритетных направлений культурно-гуманитарного взаимодействия сторон, оценку потребностей сторон в высококвалифицированных кадрах и разработку ими серии узконаправленных соглашений.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, гуманитарное сотрудничество, культура, наука, образование, спорт, туризм, здравоохранение, СМИ, международные договоры.

Для цитирования: Канарова В. Н. Политический анализ нормативно-правовой базы российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере // Постсоветские исследования. 2024; 5(7):459-473.

Political analysis of the legal framework of Russian-Kazakhstani cooperation in

the humanitarian field

Victoria N. Kanarova

Saint Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia Е-mail: vika.kanarova@mail.ru

Abstract. Russia and Kazakhstan established diplomatic relations more than 30 years ago, - on October 22, 1992. One of the most important components of their cooperation, which ensures the development of their allied interaction in various fields, is the improvement of the legal framework of interstate relations. Meanwhile, in the modern Kazakhstan studies, the relevant issues have not been given special attention, which prevents the creation of a holistic picture of Russian-Kazakhstani relations at the present stage. This circumstance determines the scientific novelty of this work, which aims to fill the corresponding gap in the study of the issues of bilateral cooperation. The article provides a political analysis of the legal framework of Russian-Kazakhstani cooperation in the humanitarian sphere from the beginning of 2024. The empirical basis of this study is formed by various bilateral documents, as well as a number of scientific publications devoted to the formation and development of the legal framework of Russia-Kazakhstan relations. The methodological basis of the work is represented by a set of general scientific methods (analysis and synthesis, description and generalization, explanation and conceptualization) and specific political science methods (system-structural and institutional approaches), which together allow the author to create a comprehensive picture of the issues under study. It describes the basic treaties between the two nations, which govern their relations in general, and determines the place that humanitarian issues occupy in these texts. It also examines a corpus of specific agreements that directly regulate the interaction of the two parties in the humanitarian field, which can be divided into several groups (treaties on education, culture, science, sport, mass communication, tourism, health, geodesy and cartography). Finally, it provides general conclusions on the current state of the legal framework of Russian-Kazakhstani humanitarian cooperation. In particular, it argues that, despite some inherent drawbacks, the legal framework can be considered quite adequate for the major tasks in bilateral relations, while Moscow and Astana are implementing an innovative approach in improving it. It also suggests that the potential of many areas of bilateral interaction has not yet been sufficiently exploited. In this context, it recommends the implementation of a number of measures: the identification of priority areas of cultural and humanitarian interaction between the two states, the identification of the parties' needs for highly qualified personnel and the development of a series of targeted bilateral agreements.

Keywords: Russia, Kazakhstan, humanitarian cooperation, culture, science, education, sport, tourism, healthcare, mass media, international treaties.

For citation: Victoria N. Kanarova. Political analysis of the legal framework of Russian-Kazakhstani cooperation in the humanitarian field // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2024; 5(7):459-473 (In Russ.)

С момента распада СССР Казахстан является одним из главных союзников России. Двустороннее взаимодействие осуществляется в духе стратегического партнерства и союзничества и развивается по всем направлениям, имея преимущественно позитивную динамику и богатую нормативно-правовую базу [Мещеряков 2023: 30]. Важную роль в развитии российско-казахстанского диалога играет

культурно-гуманитарное сотрудничество, представляющее собой человеческое измерение двустороннего партнерства [Кшгу^ 2018: 432; Курылев, Шпаковская, Станис, Петрович-Белкин 2021: 120]. Тесные контакты друг с другом поддерживают российские и казахстанские университеты, театры, музеи, различные

неправительственные организации,

работающие над совместными культурными

и научно-исследовательскими проектами, выставками, фестивалями.

Гуманитарное сотрудничество России и Казахстана имеет крепкие

институциональные основы. Его фундамент составляют различные соглашения, инициативы и программы, определяющие основные цели и принципы двустороннего взаимодействия, а также устанавливающие механизмы его реализации.

Соответствующие документы могут быть разделены на две группы. Первая группа представлена рамочными договорами между Россией и Казахстаном, лежащими в основании всего комплекса их отношений; данные соглашения имеют наиболее общий характер и, как правило, не содержат конкретных формулировок, касающихся взаимодействия сторон в культурно-гуманитарной сфере. Ко второй группе договоров относятся соглашения, определяющие базовые принципы российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере в целом или по каждому из относящихся к ней направлений. Сюда же входят документы, затрагивающие более частные,

узкоконкретные вопросы российско-казахстанского сотрудничества по каждому из направлений двустороннего

взаимодействия.

Цель данной работы состоит в осуществлении политического анализа нормативно-правовой базы российско-казахстанских отношений в культурно-гуманитарной сфере по состоянию на текущий период.

Рамочные соглашения между Россией и Казахстаном

Первым из ныне действующих рамочных соглашений, лежащих в основании российско-казахстанских межгосударственных отношений, является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписанный президентами двух стран, Б.Н.

1 Ст. 25-29, 31-32 Договора о дружбе,

сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г. // Дипломатический вестник. 1992. № 15-16. С. 36-43.

Ельциным и Н.А. Назарбаевым, в Москве 25 мая 1992 г. Документ охватывает практически все аспекты двустороннего взаимодействия. Уже на начальном этапе развития двустороннего сотрудничества Москвой и Алма-Атой была поставлена высокая интеграционная планка. В частности, подписанный договор обязывал их согласовывать свою внешнюю политику и обеспечивать совместную оборону в рамках общего военно-стратегического

пространства [Мещеряков 2012: 144]. В культурно-гуманитарной сфере стороны договорились укреплять и расширять взаимодействие в проведении

фундаментальных научных исследований космического пространства, в области культуры и искусства, спорта и туризма, здравоохранения и выразили намерение обеспечивать режим свободной

деятельности средств массовой информации государства-партнера на своей территории1. Следует отметить, что в рамках данного документа приоритет отдавался проведению сторонами совместных исследований в различных областях научного знания. (Впоследствии, 7 июня 2012 г., в текст договора были внесены некоторые поправки, адаптировавшие его содержание к изменениям, произошедшим за истекшие 20 лет [Мещеряков 2015: 134]. Однако его положения, касавшиеся гуманитарных аспектов российско-казахстанского

сотрудничества, остались неизменными2).

20 января 1995 г. Б.Н. Ельциным и Н.А. Назарбаевым была принята Декларация о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества, что стало очередным свидетельством приверженности сторон курсу на сближение друг с другом. Документ закрепил намерение России и Казахстана придать новый импульс их взаимодействию по всем ключевым направлениям в том числе, обеспечить формирование общего научно-

технологического пространства двух стран, которое позволило бы наиболее

2 Протокол о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г., от 7 июня 2012 г. // Бюллетень международных договоров. 2014. № 4. С. 79-81.

рациональным образом использовать их интеллектуальный, научный и технический потенциал1. Также стороны выразили стремление активно взаимодействовать в области телекоммуникаций и

информационного обмена и в развитии своих научных и культурных связей2.

В июле 1998 г., с принятием президентами России и Казахстана Декларации о вечной дружбе и союзничестве между двумя государствами,

ориентированном в XXI столетие, начался новый этап в истории российско-казахстанских отношений. Важно подчеркнуть, что ранее понятие «вечной дружбы» не использовалось в каких-либо международных соглашениях постсоветской России, и закрепление данной формулировки в тексте вышеозначенного документа в очередной раз подчеркивало особый дух российско-казахстанского партнерства [Мещеряков 2014: 249]. В декларации указывалось, что стороны связывают себя вечной дружбой и обязуются укреплять ее на благо безопасности и процветания своих народов3. Россия и Казахстан вновь подтвердили свою готовность всемерно укреплять сотрудничество в области культуры, науки и образования, в целях чего договорились учредить совместные Русско-Казахский и Казахско-Русский университеты с гимназиями при них, а также Ассоциацию деятелей культуры и науки «За вечную дружбу между Россией и Казахстаном»4.

Следующее рамочное соглашение между Россией и Казахстаном - Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке было подписано президентами В.В. Путиным и Н.А. Назарбаевым в Екатеринбурге 11 ноября 2013 г. в ходе проведения Х Форума межрегионального

сотрудничества двух стран. Основной задачей договора провозглашалось создание необходимых условий для выхода межгосударственных отношений на качественно новый уровень, в полной мере отвечающий духу союзничества и долгосрочного стратегического партнерства двух Россией и Казахстаном5. Стороны подтвердили намерение совершенствовать свое взаимодействие в политической, военно-технической и экономической сферах, а также в области образования, науки и техники, здравоохранения, по вопросам сохранения духовной и культурной близости своих народов6. Примечательно, что в данном документе статьи, посвященные культурно-гуманитарному сотрудничеству России и Казахстана, стали более обширными, чем ранее, в них были подробнее изложены основные цели и определены институты двустороннего взаимодействия.

Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный президентами России, Белоруссии и Казахстана, В.В. Путиным, А.Г. Лукашенко и Н.А. Назарбаевым, в Астане 29 мая 2014 г., также является одним из основополагающих документов, регулирующих развитие российско-казахстанского сотрудничества. Несмотря на то, что он направлен, главным образом, на проведение сторонами согласованной политики в торгово-экономической сфере, он также содействует укреплению их гуманитарного сотрудничества, регулируя меры по ввозу и вывозу ими культурных ценностей, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия,

размещению и проведению культурно-просветительских мероприятий7. Выражая убежденность, что дальнейшее развитие

1 Ст. 6 Декларации о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества от 20 января 1995 г. // Дипломатический вестник. 1995. № 2. С. 40-42.

2 Там же. Ст. 8, 9.

3 Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 г. // Дипломатический вестник. 1998. № 8. С. 32-34.

4 Там же.

5 Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке от 11 ноября 2013 г. // Бюллетень международных договоров. 2015. N° 4. С. 45-52.

6 Там же.

7 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. // Правовой портал Евразийского экономического союза. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-

евразийской интеграции отвечает национальным интересам всех стран-участниц, Договор о ЕАЭС способствует укреплению солидарности их народов и сохранению ими своего культурного наследия1.

28 ноября 2022 г. в Москве президентами В.В. Путиным и К.-Ж.К. Токаевым была принята Декларация по случаю 30-летия установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, которую также следует рассматривать в качестве рамочного политического документа между двумя государствами, подтвердившего общие принципы их союзнического взаимодействия в условиях резко изменившейся международной обстановки. В декларации стороны подтвердили свою неизменную приверженность курсу на всемерное расширение равноправного сотрудничества и выразили намерение придать ему дополнительный импульс2. Целый ряд статей документа касался вопросов взаимодействия России и Казахстана в культурно-гуманитарной сфере - в области здравоохранения, культуры и искусства, образования и науки, туризма и спорта, средств массовой коммуникации3. При этом своей важнейшей задачей стороны определили сохранение духовной и культурной близости своих народов4.

На основании всего вышеизложенного возможно прийти к заключению о том, что на протяжении всего периода развития российско-казахстанских межгосударственных отношений вопросы культурно-гуманитарного сотрудничества сторон получили достаточное освещение в заключаемых ими рамочных договорах и принимаемых ими политических

документах. При этом с течением времени внимание, уделяемое сторонами

ru/0013611/itia_05062014_doc.pdf (дата обращения: 14 .04.2024).

1 Там же.

2 Декларация по случаю 30-летия установления дипломатических отношений между Российской

Федерацией и Республикой Казахстан от 28 ноября

2022 г. // Президент Российской Федерации:

Официальный сайт. 2022. 28 ноября. URL:

http://www.kremlin.ru/supplement/5871 (дата

обращения: 29.02.2024).

соответствующим аспектам их

взаимодействия, имело тенденцию к постоянному увеличению. Лежа в основании всего комплекса российско-казахстанских отношений, рамочные соглашения одновременно выполняли функцию фундамента системы взаимодействия сторон в гуманитарной сфере, поскольку их положения являлись основополагающими в процессе разработки сторонами более узких, специальных соглашений, регулирующих конкретные направления их гуманитарного сотрудничества.

Специальные соглашения о сотрудничестве России и Казахстана в культурно-гуманитарной сфере

Общие соглашения о сотрудничестве в культурно-гуманитарной сфере

Первым специальным соглашением, регулирующим сотрудничество России и Казахстана в культурно-гуманитарной сфере, стало заключенное сторонами 28 марта 1994 г. в Москве, Соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки и образования5. В документе закреплялась договоренность сторон о проведении Дней Российской Федерации в Казахстане и Дней Республики Казахстан в России6. Соглашение гарантировало гражданам двух государств широкий доступ к культуре страны-партнера, включая посещение музеев, художественных выставок, осмотр коллекций и участие в иных подобных мероприятиях7. Оно было направлено на развитие культурных, научно-

образовательных, спортивных, молодежных, здравоохранительных и туристических обменов между двумя сторонами и способствовало укреплению прямых партнерских связей между ними. Стороны также согласились признавать

эквивалентность выдаваемых ими документов об образовании,

3 Там же. Ст. 30-31, 33-36.

4 Там же. С. 33.

5 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 28 марта 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 1999. № 4. С. 44-49.

6 Там же. Ст. 1.

7 Там же. Ст. 2.

квалификационных аттестатов и дипломов1, что способствовало упрощению процесса признания квалификации и облегчению международной мобильности студентов и дипломированных специалистов. Таким образом, документом устанавливались рамки для реализации конкретных проектов и мероприятий, направленных на обогащение культурного, научно-образовательного и интеллектуального обмена между народами двух государств.

Меморандум между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества в гуманитарной сфере, подписанный 9 октября 2000 г., подчеркнул значение сохранения духовной и культурной близости между народами двух стран, укрепления взаимопонимания и дружбы между ними 2. В нем указывалось, что стороны будут прилагать усилия к сохранению общего культурного наследия, развитию контактов между своими гражданами и общественными

организациями, расширению сотрудничества в области образования, здравоохранения, научных исследований3.

Данный документ, как и предыдущее соглашение, следует отнести к числу базовых договоров России и Казахстана, определяющих самые общие принципы их сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. На основе указанных соглашений сторонами были разработаны различные документы, касающиеся вопросов их взаимодействия в конкретных областях гуманитарного сотрудничества

(образование, наука, туризм, спорт, и т. д.).

Сотрудничество в области образования

Одним из первых специальных договоров России и Казахстана в культурно-

гуманитарной сфере стало Соглашение о сотрудничестве в области образования, подписанное 12 февраля 1993 г.4. Оно охватило практически все уровни: дошкольное, общее, профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование5. В документе делался акцент на равноправии всех образовательных учреждений двух стран, вне зависимости от языка обучения, и содержалось обязательство сторон оказывать им равную государственную поддержку6. Благодаря данному соглашению Россия получила возможность разрабатывать и обновлять учебную и учебно-методическую литературу для казахстанских школ с русским языком обучения7.

28 марта 1994 г. Правительствами России и Казахстана было подписано Соглашение о сотрудничестве в области подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей

квалификации8. Документом определялись механизмы сотрудничества сторон - в частности, предусматривалось проведение ими совместных консультаций при разработке национальных концепций и перечней научных специальностей. Гражданам двух стран гарантировались равные условия поступления в научные учреждения. Устанавливались процедуры признания их квалификационных документов а также порядок решения возникающих при этом споров 9. В последующие годы данный документ стал основой для десятков

межправительственных и

межведомственных соглашений,

заключаемых по линии Министерств образования двух стран [Савичев 2015: 27].

1 Там же. Ст. 20.

2 Меморандум между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества в гуманитарной сфере от 9 октября 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 11. С. 51-52.

3 Там же.

4 Соглашение о сотрудничестве в области

образования между Министерством образования

Российской Федерации и Министерством

образования Республики Казахстан от 12 февраля

1993 г. URL:

https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1010509& pos=3;-88#pos=3;-88 (дата обращения: 28.03.2024).

5 Там же. Ст. 1.

6 Там же. Ст. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Там же. Ст. 4.

8 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 28 марта 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9.

9 Там же. Ст. 5, 10.

Соглашением между Правительствами России и Казахстана о создании и функционировании филиалов

образовательных организаций высшего образования России в Республике Казахстан и филиалов организаций высшего и послевузовского образования Казахстана в Российской Федерации от 24 февраля 2022 г. были созданы необходимые правовые основы для открытия в Казахстане филиалов ведущих российских вузов. Документом были определены уполномоченные органы, установлены процедуры создания, аккредитации и ликвидации филиалов, прописаны требования к условиям обучения студентов, разработаны механизмы государственного контроля и финансового обеспечения деятельности филиалов1. С целью создания для студентов благоприятной образовательной среды им была предоставлена возможность выбора языка обучения2, благодаря чему граждане Казахстана вновь получили право обучаться на территории своей республики на русском языке. (Примечательно, что еще до подписания данного соглашения стороны договорились об открытии на территории Республики Казахстан филиала Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, с целью чего 9 ноября 2019 г. ими было заключено межправительственное

Соглашение о функционировании Казахстанского филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова)3.

Среди документов, регулирующих российско-казахстанские отношения в области образования, существует ряд соглашений, заключенных напрямую высшими учебными заведениями двух стран. К их числу, например, относятся: Соглашение о совместной подготовке магистров между Российским университетом дружбы народов имени Патриса Лумумбы и Южно-Казахстанским государственным университетом имени М. Ауезова от 2 июня 2018 г.4, Меморандум о сотрудничестве в сфере науки и образования между Московским государственным

университетом спорта и туризма и Академией физической культуры и массового спорта от 26 апреля 2021 г.5, Меморандум о сотрудничестве

Национального исследовательского

института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук и Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан и создании казахстанско-российского экспертного совета от 18 октября 2022 г.6 и Соглашение о

1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о создании и функционировании филиалов образовательных организаций высшего образования Российской Федерации в Республике Казахстан и филиалов организаций высшего и послевузовского образования Республики Казахстан в Российской Федерации от 24 февраля 2022 г. // Бюллетень международных договоров. 2023. № 8.

2 Там же. Ст. 4.

3 Соглашение межу Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о функционировании Казахстанского филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова от 9 ноября 2019 г. // Бюллетень международных договоров. 2019. № 9. С. 74-77.

4 РУДН подписал двусторонние соглашения с

Южно-Казахстанским государственным университетом и Славянским университетом Республики Молдовы // Российский университет дружбы народов: Официальный сайт. 2018. 17

октября. URL:

https://www.rudn.ru/media/news/intemational-cooperation/mdn-podpisal-dvustoronnie-soglasheniya-s-yujno-kazahstanskim-gosudarstvennym-universitetom-i-slavyanskim-universitetom-respubliki-moldovy (дата обращения: 18.04.2024).

5 Меморандум о сотрудничестве в сфере науки и образования между Московским государственным университетом спорта и туризма и Академией физической культуры и массового спорта от 26 апреля 2021 г. // Московский государственный университет спорта и туризма: Официальный сайт. URL:

https://mgusit.mossport.m/upload/medialibrary/702/%

D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%

81%D1%82%D0%B0%D0%BD.%20%D0%90%D0%

BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8

%D 1%8F%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80

%D1%82%D0%B01.pdf (дата обращения:

13.04.2024).

6 Меморандум о сотрудничестве Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук и Казахстанского института стратегических

сотрудничестве между Санкт-

Петербургским государственным

университетом и Казахским национальным университетом имени Аль-Фараби от 3 апреля 2024 г.1. Подобные документы определяют основные направления, механизмы и формы сотрудничества между конкретными вузами. Благодаря их существованию студенты обеих стран открывают для себя новые возможности, получают необходимые им знания, обмениваются опытом и культурными ценностями.

Сотрудничество в области культуры

В основе российско-казахстанского сотрудничества в области культуры лежит одноименное соглашение, подписанное Министерствами культуры двух стран 14 апреля 1993 г.2. В нем стороны выразили намерение создавать благоприятные условия для развития культурных связей, а также осуществлять сотрудничество в различных областях культуры, таких как театр, изобразительное и эстрадное искусство, библиотечное и музейное дело, народное творчество и промыслы3. Предполагалось, что по каждому из вышеперечисленных направлений стороны заключат отдельные соглашения4, что впоследствии и было реализовано на практике.

12 октября 1998 г. в Алма-Ате Министерствами культуры России и Казахстана было подписано Соглашение об учреждении и условиях деятельности

исследований при Президенте Республики Казахстан и создании казахстанско-российского экспертного совета от 18 октября 2022 г. // Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук: Официальный сайт. URL:

https://www.imemo.ru/files/File/ru/events/2022/Memo randum.pdf (дата обращения: 13.04.2024).

1 СПбГУ и Казахский национальный университет имени Аль-Фараби подписали соглашение о сотрудничестве // Санкт-Петербургский государственный университет: Официальный сайт. 2024. 3 апреля. URL: https://spbu.ru/news-events/novosti/spbgu-i-kazakhskiy-nacionalnyy-universitet-imeni-al-farabi-podpisali (дата обращения: 22.04.2024).

2 Соглашение о сотрудничестве в области культуры

между Министерством культуры Российской

информационно-культурных центров,

главной задачей которых объявлялось сохранение и развитие традиционных связей между народами двух стран5. Стороны договорились об открытии Культурного центра Республики Казахстан в Москве и Российского центра науки и культуры в Астане6, призванных организовывать различные мероприятия (конференции, выставки, курсы), вести культурно-просветительную работу7, предоставлять информационное и консультационное обслуживание, оказывать помощь заинтересованным лицам по вопросам организации их обучения и стажировок на территории аккредитующего государства, а также сотрудничать с ассоциациями и учреждениями государств пребывания для проведения совместных мероприятий8. Деятельность информационно-культурных центров должна была осуществляться на некоммерческой основе, однако они получили право частично возмещать свои расходы, взимая плату за посещение мероприятий, распространяя различные издания и материалы, открывая в своих помещениях книжные магазины и предприятия общественного питания, а

9

также сдавая данные помещения в аренду .

Как и в случае с сотрудничеством в области образования, нормативная база российско-казахстанских отношений в сфере культуры включает в себя различные соглашения, заключенные на уровне

Федерации и Министерством культуры Республики Казахстан от 14 апреля 1993 г. // Информационно-правовая база «Гарант». URL: https://base.garant.ru/1119613/ (дата обращения: 29.03.2024).

3 Там же. Ст. 2.

4 Там же. Ст. 3.

5 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 12 октября 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 6. С. 42-46.

6 Там же. Ст. 1.

7 Там же. Ст. 4.

8 Там же. Ст. 5.

9 Там же. Ст. 8.

отдельных организаций и учреждений. Например, в 2014 г. были подписаны Меморандумы о сотрудничестве

Национального музея Республики Казахстан с Российским этнографическим музеем и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО»1, в 2016 г. - Соглашение о сотрудничестве кинематографистов Российской Федерации и Республики Казахстан2, а в 2017 г. - Меморандум о сотрудничестве между театрами «Астана Опера» и российским Большим театром3.

Научно-техническое сотрудничество

Научно-техническое сотрудничество также выступало важным элементом российско-казахстанских межгосударственных отношений в культурно-гуманитарной сфере.

Соответствующее соглашение было подписано правительствами двух стран в Москве 25 ноября 1996 г.4. Документом был определен широкий спектр форм научно-технического сотрудничества между Россией и Казахстаном: проведение сторонами консультаций по формированию их научно-технической политики, реализация совместных научных программ, создание совместных научно-

исследовательских организаций и инновационных предприятий, проведение совместных исследований и научных мероприятий5. Для координации и согласования приоритетных направлений своего взаимодействия стороны

договорились создать Российско-казахстанскую комиссию по научно-техническому сотрудничеству6, что свидетельствовало об особой важности научных и технологических инноваций для

1 Национальный музей РК подписал Меморандумы о сотрудничестве Национального музея с Российским этнографическим музеем (РЭМ) и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» // Казахский-научно исследовательский институт культуры: Официальный сайт. 2014. 4 июля. URL: https://cultural.kz/ru/news/view?id=409 (дата обращения: 11.04.2024).

2 Россия и Казахстан подписали соглашение о сотрудничестве в области кино // Информационное агентство «РИА Новости». 2016. 16 мая. URL: https://ria.ru/20160516/1434339552.html (дата обращения: 11.04.2024).

3 Большой театр договорился о совместных

проектах с «Астана Опера» и «Астана Балет»//

общественного и экономического прогресса двух стран.

Сотрудничество в области физической культуры и спорта

В области физической культуры и спорта Россией и Казахстаном не было подписано каких-либо специальных соглашений. Однако соответствующему направлению межгосударственного взаимодействия была посвящена статья 24 Соглашения о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 28 марта 1994 г. Она гласила, что стороны будут содействовать развитию связей в области физической культуры и спорта путем проведения различных мероприятий, реализации разных видов и форм сотрудничества. В частности, в документе были обозначены: продвижение прямого сотрудничества между

спортивными обществами России и Казахстана; проведение сторонами совместных соревнований и встреч; осуществление обмена спортсменами и тренерами, научно-методической

информацией и специальной литературой, опытом участия в международных соревнованиях7.

Необходимо отметить, что в последние годы развитие двусторонних контактов в области спорта обрело новый импульс. Подтверждением сказанного может служить принятие Плана мероприятий по развитию сотрудничества в области физической культуры и спорта между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2024-2026 гг., согласованного сторонами в ходе официального визита в Казахстан В.В.

Информационное агентство «ТАСС». 2019. 9 февраля. URL: https://tass.ru/kultura/6097554 (дата обращения: 11.04.2024).

4 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о научно-техническом сотрудничестве от 25 ноября 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 1997. № 6. С. 60-62.

5 Там же. Ст. 5.

6 Там же. Ст. 10.

7 Ст. 24 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 28 марта 1994 г.

Путина, состоявшегося 9 ноября 2023 г.1. Документом предусматривается организация разнообразных соревнований и тренировок, а также обучающих семинаров по нескольким видам спорта, таким как дзюдо, бокс, греко-римская борьба, хоккей, шахматы, велосипедный спорт, легкая атлетика и практическая стрельба. Предполагается, что ключевую роль в данном процессе будут играть спортивные федерации, а также учебные заведения олимпийского профиля двух стран (спортивные вузы и училища олимпийского резерва)2.

Активное развитие также получило сотрудничество между нашими странами в конном спорте. Так, 20 октября 2019 г. между Федерациями конного спорта России и Казахстана был подписан Меморандум о сотрудничестве, определивший в качестве главного приоритета развитие и поддержку конного спорта в масштабах всего региона ЕАЭС3.

Сотрудничество в сфере массовых коммуникаций

Средства массовой информации выступают площадкой для ученых и политиков, журналистов и публицистов, на которой высказываются мнения,

аргументируются точки зрения и принципиальные позиции [Адильбеков 2009: 7]. Российско-казахстанские

межправительственные соглашения о сотрудничестве в области информации от 23 декабря 1998 г. и о развитии сотрудничества в области связи и информатизации от 19

июня 2000 г. регулируют взаимодействие Москвы и Астаны в сфере массовых коммуникаций.

Каждая из статей договора 1998 г. была посвящена конкретному аспекту

сотрудничества между Россией и Казахстаном, включая свободу

распространения информации, обмен информацией между информационными службами и редакциями, поддержку средств массовой информации, трансляцию телевизионных и радиопрограмм, аккредитацию журналистов, обмен опытом, подготовку кадров и др. 4. Стороны договорились создавать благоприятные условия для свободного обмена информацией, обеспечивая при этом соблюдение своего национального законодательства5. Для координации практического взаимодействия по реализации договора стороны приняли решение создавать специальные рабочие группы и комиссии6.

Соглашением 2000 г. были определены конкретные механизмы и принципы сотрудничества между Россией и Казахстаном в области связи и информатизации7, указывалась

необходимость согласованных действий сторон в рамках международных организаций связи, таких как ИНТЕРСПУТНИК, ЕВТЕЛСАТ и ИНТЕЛСАТ, а также международных организаций, регулирующих распределение

1 Документы, подписанные в ходе официального визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Республику Казахстан от 9 ноября 2023 г. // Президент России: Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/6044 (дата обращения: 10.04.2024).

2 Подписан План мероприятий по развитию сотрудничества в области физической культуры и спорта между Россией и Казахстаном // Министерство спорта Российской Федерации: Официальный сайт. 2023. 9 ноября. URL: https://www.minsport.gov.ru/press-center/news/podpisan-plan-meropriyatij-po-razvitiyu-sotrudnichestva-v-oblasti-fizicheskoj-kultury-i-sporta-mezhdu-rossiej-i-kazahstanom/ (дата обращения: 10.04.2024).

3 Федерации конного спорта Казахстана и России

подписали меморандум о сотрудничестве в Алматы

// Спортивный портал Казахстана. 2019. 19 октября. URL: https://www.sports.kz/news/federatsii-konnogo-sporta-kazahstana-i-rossii-podpisali-memorandum-o-sotrudnichestve-v-almatyi (дата обращения: 10.04.2024).

4 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области информации от 23 декабря 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 1999. № 12. С. 38-40.

5 Там же. Ст. 2.

6 Там же. Ст. 12.

7 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о развитии сотрудничества в области связи и информатизации от 19 июня 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 11. С. 50-51.

адресного пространства Интернета1. Документ уделил внимание вопросам взаимодействия национальных сетей телекоммуникаций двух стран и проведения сторонами совместных мероприятий по согласованию работы спутниковых систем связи и вещания2. Важным элементом соглашения также стало обязательство сторон оказывать содействие в расширении услуг операторов связи и использовании информационных ресурсов на коммерческой основе3.

Таким образом, в первом соглашении речь шла, главным образом, о сотрудничестве России и Казахстана в области традиционных СМИ, тогда как второй договор регулировал взаимодействие сторон в сфере современных средств массовой коммуникации.

Сотрудничество в области туризма

Межправительственным соглашением о сотрудничестве в области туризма, заключенным Россией и Казахстаном 15 февраля 2001 г.4, были определены общие принципы взаимодействия между нашими странами в данной сфере: равноправие, стремление к взаимной выгоде, соответствие национальному законодательству сторон, а также требованиям, предъявляемым к ним международными договорами5. Органами, ответственными за выполнение положений соответствующего соглашения, были назначены Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту6. Стороны договорились о конкретных мерах по упрощению взаимодействия в области туризма, таких как поддержка туристских организаций, упрощение пограничных и таможенных формальностей, расширение

организованного и индивидуального туризма, обмен информацией, обучение кадров и координация действий с

1 Там же. Ст. 1, 2.

2 Там же. Ст. 3, 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Там же. Ст. 5.

4 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области туризма от 15 февраля 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 3. Ст. 258.

5 Там же. Ст. 1.

международными туристскими

организациями7. Документ стал новым шагом в развитии российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере и был направлен на практическую реализацию закрепленных в нем положений [Муратшина, Вербицкая, Хамзин 2020: 70].

В 2016-2018 гг. взаимодействие в области туризма было объявлено одним из приоритетных направлений российско-казахстанского сотрудничества [Мещеряков 2024: 34, 41-42, 50-51]. Так, 13 марта 2018 г. Российским федеральным агентством по туризму и казахстанской Национальной компанией «Kazakh Tourism» был подписан Меморандум о сотрудничестве,

затрагивавший вопросы совместного продвижения сторонами трансграничных туров и их участия в соответствующих инвестиционных проектах8. На основе данного документа, с формальной точки зрения, имевшего частноправовой характер, Россией и Казахстаном было разработано более крупное соглашение - Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области туризма, подписанный министром экономического развития России М.С. Орешкиным и министром культуры и спорта Казахстана А. Мухамедиулы 9 ноября 2018 г. в ходе проведения в Петропавловске XV Форума межрегионального сотрудничества двух стран. По сути, данный документ стал новым базовым соглашением между Россией и Казахстаном в области туризма, дополнившим и модернизировавшим аналогичный договор, заключенный в 2001 г. Он был направлен на установление сотрудничества между российскими и казахстанскими туристскими

организациями, развитие сторонами совместного предпринимательства в сфере туризма, углубление обмена опытом между их профильными экспертами и исследовательскими структурами,

6 Там же. Ст. 2.

7 Там же. Ст. 3-10.

8 Казахстан и Россия подписали соглашение в области туризма // Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации: Официальный сайт. 2018. 13 марта. URL: https://kazembassy.ru/rus/press_centr/novosti/?cid=0& rid=1536 (дата обращения: 13.04.2024).

расширение подготовки профессиональных кадров для туристического сектора1.

Сотрудничество в области

здравоохранения

Чрезвычайно важным элементом российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере является обеспечение здоровья населения [Онищенко 2012: 6]. В данной области 15 апреля 2003 г. был подписано Соглашение между Министерством здравоохранения

Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Казахстан о

сотрудничестве по вопросам

2

здравоохранения , в котором

приоритетными направлениями

взаимодействия сторон были объявлены предоставление медицинской помощи, осуществление санитарно-

эпидемиологического надзора и

медицинской профилактики, развитие фармацевтики, обеспечение санаторно-курортного лечения, проведение совместных научных разработок3. Документом предусматривалась возможность заключения прямых договоров и контрактов между организациями России и Казахстана, занятыми в сфере здравоохранения4. Для разработки системы взаиморасчетов, определения конкретных направлений и форм сотрудничества, а также осуществления контроля за выполнением соглашения стороны договорились учредить

постоянно действующую рабочую группу экспертов5.

Стремительное развитие медицинских технологий, последовавшее в первые десятилетия XXI века, обусловило необходимость принятия Министерствами здравоохранения России и Казахстана еще одного документа - Меморандума о сотрудничестве по созданию и развитию совместимых систем для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, подписанного ими 26 октября 2018 г. Стороны договорились осуществлять взаимодействие в области цифровизации здравоохранения и телемедицины, а также участвовать в разработке единых стандартов обмена данными в целях обеспечения взаимодействия систем для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий6.

В настоящее время Россия и Казахстан занимаются разработкой нового базового соглашения в области здравоохранения, подписание которого может состояться уже в ближайшем будущем7.

Сотрудничество в области геодезии и картографии

Еще одним перспективным

направлением российско-казахстанских гуманитарных отношений является сотрудничество в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли. Соответствующим

1 Россия и Казахстан подписали Меморандум о сотрудничестве в области туризма // Министерство экономического развития Российской Федерации: Официальный сайт. 2018. 9 ноября. URL: https ://www.economy. gov.ru/material/news/rossiya_i_ kazahstan_podpisali_memorandum_o_sotrudnichestve _v_oblasti_turizma.html (дата обращения: 13.04.2024).

2 Соглашение между Министерством здравоохранения Республики Казахстан и Министерством здравоохранения Российской Федерации о сотрудничестве по вопросам здравоохранения от 15 апреля 2003 г. // Бюллетень международных договоров Республики Казахстан. 2004. № 1. Ст. 3.

3 Там же.

4 Там же. Ст. 4.

5 Там же. Ст. 7.

6 Меморандум о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Республики Казахстан и Министерством здравоохранения Российской Федерации по созданию и развитию совместимых систем для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий от 26 октября 2018 г. // Система «Юрист». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37432758 &pos=1;-16#pos=1;-16 (дата обращения: 13.04.2024).

7 Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области здравоохранения: Проект. Одобрен постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 2023 г. // Информационная система «Континент» URL: https://continent-online.com/Document/?doc_id=32910277#pos=0;80 (дата обращения: 15.04.2024).

соглашением, подписанным сторонами 20 июля 1995 г. 1, был определен подробный перечень областей и видов деятельности, которые могли быть охвачены в рамках российско-казахстанского сотрудничества: проведение топографо-геодезических и картографических работ и аэрокосмических съемок, осуществление обмена данными дистанционного зондирования Земли и создание цифровых карт территории с определенными масштабами, подготовка квалифицированных кадров и др.2. Органами, ответственными за выполнение указанного соглашения были назначены Федеральная служба геодезии и картографии Российской Федерации и Главное управление геодезии и картографии при Кабинете Министров Республики Казахстан3.

Выводы и рекомендации

Политический анализ нормативно-правовой базы российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере позволил прийти к следующим выводам.

Во-первых, основные рамочные соглашения сторон (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан 1992 г.; Декларация о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества 1995 г.; Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, 1998 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке 2013 г.; Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 г.) содержат наиболее общие, базовые тезисы о направлениях и форматах двустороннего сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. Соответствующие статьи

вышеозначенных документов располагаются ближе к концу текста, свидетельствуя о том, что гуманитарная сфера не является высшим приоритетом российско-казахстанских отношений. Тем не менее, в большинстве

1 Соглашение между Правительством Российской

Федерации и Правительством Республики

Казахстан о сотрудничестве в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного

соглашений каждому направлению гуманитарного диалога (наука и образование, культура и спорт, туризм и здравоохранение и проч.) посвящена отдельная статья.

Во-вторых, правовые основы гуманитарного сотрудничества России и Казахстана начали более активно развиваться в последнее десятилетие. Если в 1990-е гг. нашими странами были заключены лишь базовые соглашения по конкретным направлениям двустороннего

взаимодействия, то теперь они уделяют большее внимание конкретным аспектам межгосударственного сотрудничества.

В-третьих, Россия и Казахстан активно взаимодействуют практически по всем направлениям культурно-гуманитарного сотрудничества, постоянно совершенствуя его нормативную базу и реализуя в процессе ее развития креативный и инновационный подходы.

В-четвертых, наибольшим богатством и разнообразием отличается нормативно-правовая база, лежащая в основе российско-казахстанских отношений в области образования, культуры, туризма, массовых коммуникаций. При этом правовое оформление двустороннего сотрудничества в области спорта еще не получило должного развития, а законодательство, призванное регулировать взаимодействие сторон в сфере здравоохранения, находится в состоянии интенсивной разработки.

В-пятых, существующая на сегодняшний день нормативно-правовая база российско-казахстанского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере, в целом, может считаться вполне адекватной стоящим перед двусторонними отношениями масштабным задачам.

В то же время, представляется необходимым согласиться с экспертами, утверждающими, что потенциал многих направлений двустороннего взаимодействия еще остается недостаточно освоенным [Рысбеков 2014: 33; Абаев 2023]. В данной связи автор считает необходимым выдвинуть

зондирования Земли от 20 июля 1995 г. // Бюллетень

международных договоров. 1996. № 1.

2 Там же. Ст. 5.

3 Там же. Ст. 3.

следующие предложения с целью узконаправленных соглашений, что позволит дальнейшего совершенствования придать их сотрудничеству большую

нормативно-правовой базы российско- эффективность и ускорит процесс его казахстанского сотрудничества в культурно- наполнения реальным содержанием. гуманитарной сфере. Наконец, необходимо определить

В первую очередь, стороны должны актуальные и перспективные потребности более четко определиться с приоритетными сторон в высококвалифицированных кадрах, направлениями своего диалога в что позволит гармонично сочетать интересы гуманитарной сфере, чтобы не развития личности отдельных граждан «распыляться» одновременно по всем России и Казахстана с перспективными векторам межгосударственного потребностями всего российского и

взаимодействия. казахстанского общества и долгосрочными

Также, нашим странам следует сохранять ориентирами обоих государств. тенденцию разработки и заключения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Абаев Д.А. О четырех факторах дружбы Казахстана и России // Независимая газета. 2023. 29 декабря.

Адильбеков С. Роль казахстанских и российских СМИ в укреплении общенационального согласия в казахском обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2009. № 5. С. 7-12. Курылев К.П., Шпаковская М.А., Станис Д.В., Петрович-Белкин О.К. Культурно-гуманитарное сотрудничество государств ЕАЭС как инструмент евразийской интеграции в 2015-2021 гг. // Вопросы истории. 2021. № 11-1. С. 120-126. Мещеряков К.Е. Российско-казахстанские отношения в посткрымский период: фаза стабилизации // Вестник РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». 2024. № 1. С. 31-59. Мещеряков К.Е. Российско-казахстанские отношения в посткрымский период: фаза повышенной турбулентности // Вестник РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». 2023. № 1. С. 28-56. Мещеряков К.Е. Российско-казахские отношения на современном этапе (2012-2014 гг.): укрепление стратегического партнерства и союзнического взаимодействия // Клио. 2015. № 3. С. 132-141.

Мещеряков К.Е. Становление стратегического партнерства и союзничества в российско-казахстанских отношениях в 1991-1999г. // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2012. № 4. С. 143-151. Мещеряков К.Е. Эволюция внешней политики Российской Федерации в Центральной Азии в 1991-2012 гг.: диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.15. СПб., 2014. 709 с.

Муратшина К.Г., Вербицкая Т.В., Хамзин И.Р. Сотрудничество в сфере туризма между Российской Федерацией и Республикой Казахстан: правовая база, направления, результаты // Наука. Культура. Общество. 2020. № 3. С. 68-73. Онищенко Г.Г. Объединение усилий в борьбе с эпидемиями — приоритетная задача

сотрудничества России и Казахстана // Гигиена и санитария. 2012. № 3. С. 4-7. Рысбеков Т.З. Развитие сотрудничества Казахстана с Россией в области образования //

Естественно-гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 31-34. Савичев Ю.Н. Россия и Казахстан: сотрудничество в сфере высшего образования //

Современная наука. 2015. № 2. С. 26-29. Kurylev K.P. Central Asia in foreign policy priorities of Russia: history and current status // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2018. № 5. С. 427-437.

REFERENCES

Abayev D.A. O chetyrekh faktorakh druzhby Kazakhstana i Rossii // Nezavisimaya gazeta. 2023. 29 dekabrya.

Adilbekov A. Rol' kazakhstanskikh i rossiiskikh SMI v ukreplenii obshchenatsional'nogo soglasiya v kazakhskom obshchestve // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii. 2009. № 5. S. 7-12. Kurylev K.P., Shpakovskaya M.A., Stanis D.V., Petrovich-Belkin O.K. Kul'turno-gumanitarnoe sotrudnichestvo gosudarstv EAES kak instrument evraziiskoi integratsii v 2015-2021 gg. // Voprosy istorii. 2021. № 11-1. S. 120-126. Meshcheryakov K.E. Rossiisko-kazakhstanskie otnosheniya v postkrymskii period: faza stabilizatsii // Vestnik RGGU. Seriya «Evraziiskie issledovaniya. Istoriya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniYA». 2024. № 1. S. 31-59. Meshcheryakov K.E. Rossiisko-kazakhstanskie otnosheniya v postkrymskii period: faza povyshennoi turbulentnosti // Vestnik RGGU. Seriya «Evraziiskie issledovaniya. Istoriya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniYA». 2023. № 1. S. 28-56. Meshcheryakov K.E. Rossiisko-kazakhskie otnosheniya na sovremennom ehtape (2012-2014 gg.): ukreplenie strategicheskogo partnerstva i soyuznicheskogo vzaimodeistviya // Klio. 2015. № 3. S. 132-141.

Meshcheryakov K.E. Stanovlenie strategicheskogo partnerstva i soyuznichestva v rossiisko-kazakhstanskikh otnosheniyakh v 1991-1999g. // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2012. № 4. S. 143-151. Meshcheryakov K.E. Ehvolyutsiya vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii v Tsentral'noi Azii

v 1991-2012 gg.: dissertatsiya ... doktora istoricheskikh nauk: 07.00.15. SPb., 2014. 709 s. Muratshina K.G., Verbitskaya T. V., Hamzin I.R Sotrudnichestvo v sfere turizma mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Kazakhstan: pravovaya baza, napravleniya, rezul'taty // Nauka. Kul'tura. Obshchestvo. 2020. № 3. S. 68-73. Onishchenko G.G. Ob"edinenie usilii v bor'be s ehpidemiyami — prioritetnaya zadacha

sotrudnichestva Rossii i Kazakhstana // Gigiena i sanitariya. 2012. № 3. S. 4-7. Rysbekov T.Z. Razvitie sotrudnichestva Kazakhstana s Rossiei v oblasti obrazovaniya // Estestvenno-

gumanitarnye issledovaniya. 2014. № 2. S. 31-34. Savichev Yu.N. Rossiya i Kazakhstan: sotrudnichestvo v sfere vysshego obrazovaniya //

Sovremennaya nauka. 2015. № 2. S. 26-29. Kurylev K.P. Central Asia in foreign policy priorities of Russia: history and current status // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2018. No. 5. pp. 427-437.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Канарова Виктория Николаевна, Victoria N. Kanarova, PhD student,

аспирант Факультета международных School of International Relations, St. Petersburg

отношений Санкт-Петербургского State University, Saint-Petersburg, Russia. E-

государственного университета, Санкт- mail: vika.kanarova@mail.ru. Петербург, Россия. E-mail: vika.kanarova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.