Научная статья на тему 'Международные соглашения и национальные правовые акты государств Центральной Азии: ожидание и реальность сотрудничества с Россией в гуманитарной сфере'

Международные соглашения и национальные правовые акты государств Центральной Азии: ожидание и реальность сотрудничества с Россией в гуманитарной сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
436
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеполитический приоритет / стратегическое планирование / межгосударственное взаимодействие в области образования и науки / гуманитарная сфера сотрудничества. / foreign policy priority / strategic planning / interstate interaction in the field of education and science / humanitarian sphere of cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вербицкая Татьяна Владимировна

Статья посвящена исследованию вопроса о том, создана ли правовая основа, необходимая для заключения соглашений и сотрудничества России и государств Центральной Азии (с такими странами постсоветского пространства, как Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения) в гуманитарной сфере. Актуальность исследования обусловлена тем, что гуманитарное сотрудничество представляет собой важнейшую сферу межгосударственного взаимодействия в области образования, науки, искусства, спорта, туризма, позволяющую углубить и другие связи сторон. Цель исследования – на основании анализа двусторонних соглашений России и государств Центральной Азии в соотношении с положениями документов стратегического планирования указанных акторов определить направления и инструменты развития гуманитарного сотрудничества сторон. Материалы и методы исследования. Изучение содержания имеющихся двусторонних соглашений России и государств Центральной Азии, позволяют установить меры, посредством которых возможно развитие гуманитарного сотрудничества сторон. С помощью применения метода системно-структурного анализа осуществлена корреляция между положениями двусторонних соглашений России и государств Центральной Азии. Функциональный анализ применен для определения путей развития сотрудничества сторон в гуманитарной сфере. Сравнительное исследование позволило установить степень налаженности диалога сторон в указанной сфере. Выявлено несоответствие между заверениями центрально азиатских государств в готовности к диалогу с Россией в рамках двусторонних договоров и положениями национальных актов стратегического планирования этих стран, в которых не отражены подобные устремления. Исследуются причины такого несоответствия. Изучаются особенности положений о взаимодействии в гуманитарной сфере в рамках двусторонних договоров о дружбе и сотрудничестве России и государств Центральной Азии. Результаты. Исследование позволило сформулировать рекомендации относительно совершенствования двустороннего сотрудничества России и государств Центральной Азии в виде заключения отдельных соглашения сторон, посвященных вопросам развития межгосударственного диалога в области образования, науки, культуры, искусства, спорта и туризма. Делаются предложения относительно способах налаживания диалога Российской Федерации в гуманитарной сфере. Выводы. Установлено, что дискуссионным является вопрос об эффективности применения многостороннего формата сотрудничества сторон в гуманитарной сфере, при котором Россия будет выступать одной из сторон, а все государства Центральной Азии – в качестве другой стороны. Тем не менее, степень налаженности диалога сторон в иных сферах, основанного на глубоких исторических корнях, позволяет прийти к выводу о целесообразности применения подобного формата гуманитарного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Вербицкая Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International agreements and national legal acts of Central Asian states: the expectation and reality of humanitarian cooperation with Russia

The article is devoted to the study of the legal framework degree development, which is necessary for concluding agreements and cooperation between Russia and Central Asian states (including such post-Soviet countries as Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Uzbekistan, Turkmenistan) in the humanitarian sphere. The relevance of the study is due to the fact that humanitarian cooperation is an important area of interstate cooperation in the field of education, science, art, sports, tourism, which allows deepening other ties between the parties. The purpose of the study is to determine the directions and tools for the development of humanitarian cooperation between the parties. The research is based on an analysis of bilateral agreements between Russia and Central Asian states correlated to strategic planning documents provisions on the issue. Materials and research methods. A study of the existing bilateral agreements between Russia and the Central Asian states allows us to establish measures by which the development of humanitarian cooperation between the parties is possible. The method of system-structural analysis is used to define correlation between the provisions of bilateral agreements between Russia and Central Asian states and national legal acts on the issue. Functional analysis permits to determine ways of developing cooperation between the parties in the humanitarian sphere. A comparative study made it possible to establish the degree of dialogue between the parties in this area. A discrepancy is revealed between the assurances of the Central Asian states readiness for a dialogue with Russia in the framework of bilateral agreements and the provisions of the national strategic planning acts of actors, which do not reflect such aspirations. The causes of this discrepancy are investigated. The features of the provisions on humanitarian cooperation in the framework of bilateral treaties of friendship and cooperation between Russia and Central Asian states are being studied. Proposals are being made regarding ways to establish a dialogue between the Russian Federation in the humanitarian sphere. Results. The study made it possible to formulate recommendations on improving bilateral cooperation between Russia and the Central Asian states in the form of concluding separate agreements of the parties on the development of interstate dialogue in the fields of education, science, culture, art, sports and tourism. Conclusion. It has been established that the issue of the effectiveness of applying the multilateral format of cooperation between the parties in the humanitarian sphere, in which Russia will act as one of the parties and all Central Asian states as the other, is debatable. Nevertheless, the degree of dialogue between the parties in other areas, based on deep historical roots, allows us to conclude that it is advisable to use this format of humanitarian cooperation.

Текст научной работы на тему «Международные соглашения и национальные правовые акты государств Центральной Азии: ожидание и реальность сотрудничества с Россией в гуманитарной сфере»

Постсоветские исследования. Т.3. № 1 (2020) ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

Международные соглашения и национальные правовые акты государств Центральной Азии: ожидание и реальность сотрудничества с Россией в гуманитарной сфере

Т.В. Вербицкая

Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса о том, создана ли правовая основа, необходимая для заключения соглашений и сотрудничества России и государств Центральной Азии (с такими странами постсоветского пространства, как Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения) в гуманитарной сфере. Актуальность исследования обусловлена тем, что гуманитарное сотрудничество представляет собой важнейшую сферу межгосударственного взаимодействия в области образования, науки, искусства, спорта, туризма, позволяющую углубить и другие связи сторон. Цель исследования - на основании анализа двусторонних соглашений России и государств Центральной Азии в соотношении с положениями документов стратегического планирования указанных акторов определить направления и инструменты развития гуманитарного сотрудничества сторон. Материалы и методы исследования. Изучение содержания имеющихся двусторонних соглашений России и государств Центральной Азии, позволяют установить меры, посредством которых возможно развитие гуманитарного сотрудничества сторон. С помощью применения метода системно-структурного анализа осуществлена корреляция между положениями двусторонних соглашений России и государств Центральной Азии. Функциональный анализ применен для определения путей развития сотрудничества сторон в гуманитарной сфере. Сравнительное исследование позволило установить степень налаженности диалога сторон в указанной сфере. Выявлено несоответствие между заверениями центрально - азиатских государств в готовности к диалогу с Россией в рамках двусторонних договоров и положениями национальных актов стратегического планирования этих стран, в которых не отражены подобные устремления. Исследуются причины такого несоответствия. Изучаются особенности положений о взаимодействии в гуманитарной сфере в рамках двусторонних договоров о дружбе и сотрудничестве России и государств Центральной Азии. Результаты. Исследование позволило сформулировать рекомендации относительно совершенствования двустороннего сотрудничества России и государств Центральной Азии в виде заключения отдельных соглашения сторон, посвященных вопросам развития межгосударственного диалога в области образования, науки, культуры, искусства, спорта и туризма. Делаются предложения относительно способах налаживания диалога Российской Федерации в гуманитарной сфере. Выводы. Установлено, что дискуссионным является вопрос об эффективности применения многостороннего формата сотрудничества сторон в гуманитарной сфере, при котором Россия будет выступать одной из сторон, а все государства Центральной Азии - в качестве другой стороны. Тем не менее, степень налаженности диалога сторон в иных сферах, основанного на глубоких исторических корнях, позволяет прийти к выводу о целесообразности применения подобного формата гуманитарного сотрудничества.

Ключевые слова: внешнеполитический приоритет, стратегическое планирование, межгосударственное взаимодействие в области образования и науки, гуманитарная сфера сотрудничества.

International agreements and national legal acts of Central Asian states: the expectation and

reality of humanitarian cooperation with Russia

T.V.Verbitskaia

Ural federal university, Ekaterinburg, Russia

Abstract. The article is devoted to the study of the legal framework degree development, which is necessary for concluding agreements and cooperation between Russia and Central Asian states (including such post-Soviet countries as Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Uzbekistan, Turkmenistan) in the humanitarian sphere. The relevance of the study is due to the fact that humanitarian cooperation is an important area of interstate cooperation in the field of education, science, art, sports, tourism, which allows deepening other ties between the parties. The purpose of the study is to determine the directions and tools for the development of humanitarian cooperation between the parties. The research is based on an analysis of bilateral agreements between Russia and Central Asian states correlated to strategic planning documents provisions on the issue. Materials and research methods. A study of the existing bilateral agreements between Russia and the Central Asian states allows us to establish measures by which the development of humanitarian cooperation between the parties is possible. The method of system-structural analysis is used to define correlation between the provisions of bilateral agreements between Russia and Central Asian states and national legal acts on the issue. Functional analysis permits to determine ways of developing cooperation between the parties in the humanitarian sphere. A comparative study made it possible to establish the degree of dialogue between the parties in this area. A discrepancy is revealed between the assurances of the Central Asian states readiness for a dialogue with Russia in the framework of bilateral agreements and the provisions of the national strategic planning acts of actors, which do not reflect such aspirations. The causes of this discrepancy are investigated. The features of the provisions on humanitarian cooperation in the framework of bilateral treaties of friendship and cooperation between Russia and Central Asian states are being studied. Proposals are being made regarding ways to establish a dialogue between the Russian Federation in the humanitarian sphere. Results. The study made it possible to formulate recommendations on improving bilateral cooperation between Russia and the Central Asian states in the form of concluding separate agreements of the parties on the development of interstate dialogue in the fields of education, science, culture, art, sports and tourism. Conclusion. It has been established that the issue of the effectiveness of applying the multilateral format of cooperation between the parties in the humanitarian sphere, in which Russia will act as one of the parties and all Central Asian states as the other, is debatable. Nevertheless, the degree of dialogue between the parties in other areas, based on deep historical roots, allows us to conclude that it is advisable to use this format of humanitarian cooperation.

Key words: foreign policy priority, strategic planning, interstate interaction in the field of education and science, humanitarian sphere of cooperation.

Введение площадках и в заключении соглашения

Следует отметить, что государства [Beloglazov 2015: 221]. Однако анализ

Центральной Азии постсоветского национальных правовых актов государств

пространства (к числу которых относятся Центральной Азии, документов

Казахстан, Киргизия, Таджикистан, стратегического планирования этих стран в

Узбекистан, Туркмения) со времен СССР соотношении с двусторонними

привыкли относиться к России как к центру соглашениями России и государств

принятия решений. Любая инициатива Центральной Азии, в которых содержатся

взаимодействия, исходящая от России, положения о развитии гуманитарного

воспринимается ими как руководство к сотрудничества сторон, позволяет

действию: эти страны должны выразить определить, что действительного

глубокую заинтересованность в стремления к налаживанию диалога с

сотрудничестве на всех возможных Россией в этой области центрально -

азиатские государства не выражают [Боришполец 2014: 70].

Материалы и методы

Исследование двусторонних договоров России и государств Центральной Азии основывается на применении метода системно-структурного анализа

(необходимого при анализе норм, посвященных гуманитарному

сотрудничеству в контексте общей структуры соглашения), функционального анализа (используемого для определения роли и значения положений о развитии диалога сторон в гуманитарной сфере, содержащихся в двусторонних

соглашениях), сравнительного исследования (при установлении корреляции между двусторонними соглашениями и

национальными правовыми актами России и государств Центральной Азии).

Двусторонние договоры о дружбе и сотрудничестве России и государств Центральной Азии ожидаемо наполнены заверениями о готовности к диалогу во всех областях межгосударственного

взаимодействия, о наличии глубоких исторических, культурных и политических связях сторон [Oktyabrskaya 2016: 169].

В ст. 21, 22 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан 1992 г.1 отражена готовность сторон всемерно способствовать сотрудничеству и контактам в областях культуры, искусства, образования, туризма и спорта, содействовать свободным информационным обменам, в том числе посредством заключения отдельного соглашения по всем этим областям гуманитарного сотрудничества. Кроме того, государства указывают на необходимость открытия культурных центров на территории друг друга, и учреждения в г. Бишкеке Славянского университета (статус которого будет регулироваться отдельным договором) для

1 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан (Подписан в г. Москве 10.06.1992) от 9 октября 1992 г. № 3607-1. URL: http://docs.cntd.ru/document/901728231 (дата

обращения: 12.04.2019).

дальнейшего всестороннего

взаимодействия и развития культур двух народов. Следует отметить, что Положение о Славянском университете в Бишкеке, определяющее его правовое положение, было принято только в 2008 г.2

В Декларации о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Киргизской Республикой от 27 июля 2000 г.3 указывается на важность всестороннего развития научно-технического

сотрудничества сторон в рамках долгосрочных проектов (п. 8 Декларации), создания всех условий для изучения российского и киргизского языка на территории обоих государств, в том числе посредством подготовки научно-педагогических кадров для этого (п. 13 Декларации). Также в документе отмечается, что Россия и Киргизия будут осуществлять равноправное и

взаимовыгодное сотрудничество в области образования (п. 14 Декларации). Иными словами, Декларация 2000 г. по сравнению с Договором о сотрудничестве России и Кыргызстана существенно расширила и углубила области сотрудничества и интенсивность диалога сторон в гуманитарной сфере, был дополнен перечень направлений взаимодействия России и Кыргызстана [Журакулов 2011: 61]. Тем не менее, декларация - это документ, нормы которого носят рекомендательный характер. Возможно, именно этим и обусловливается принятие акта, в котором отражены

внешнеполитические приоритеты сторон в виде взаимовыгодного сотрудничества в гуманитарной сфере [Carlson 2007: 169]. Однако факт наличия такого документа позволяет считать возможным заключение договора, включающего в себя положения

2 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об условиях деятельности Киргизско-Российского Славянского университета от 30 апреля 2008 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/902121024 (дата обращения: 11.06.2019).

3 Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Киргизской Республикой от 27 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. № 8. 2000 г.

указанной Декларации [Delovarova, Shkapyak, Kukeyeva 2013: 1507].

Ст. 12, 21, 22 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан 1993 г.4, ст. 14 Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном 2002 г.5 [Мещеряков 2013: 169] и ст. 15, 18 Договора об основах межгосударственных

отношений, дружбе и сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан 1994 г.6 аналогичны вышеприведенным ст. 21, 22 Договора России и Кыргызстана 1992 г. В Договоре России и Таджикистана 1993 г. также отражена значимость открытия не только культурных центров обеих сторон на территории друг друга, но и Славянского университета в Таджикистане, статус которого определяется отдельным соглашением7. Такая схожесть

формулировок имеет положительное значение и свидетельствует о возможности создания правовой базы, необходимой для интенсификации гуманитарного

сотрудничества в разных областях не только на двустороннем, но и многостороннем уровне всех государств Центральной Азии [Исаматова 2015: 135].

4 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15 июня 1993 г. № 5442-1. URL: http://docs.cntd.ru/document/1902068 (дата обращения: 16.11.2019).

5 Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном. Ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 9 ноября 2002 г. № 135-Ф3. URL: http://docs.cntd.ru/document/901834834 (дата обращения: 13.08.2019).

6 Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9.

7 Соглашение между Правительством Российской

Федерации и Правительством Республики

Таджикистан об условиях учреждения и деятельности в городе Душанбе Российско-Таджикского (Славянского) университета от 10 июля 1997 г. URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreem c oop Tadzh Slav Univ 1997 (дата обращения: 14.09.2019).

На значимость открытия культурных центров на территориях обоих государств указывается также в ст. 26 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан 1992 г.8 и отмечается наличие многовековых традиций межгосударственного взаимодействия

[Kulnazarov 2015: 126]. Но в качестве областей сотрудничества гуманитарной сферы отражены только культура и искусство, спорт и туризм; образование и наука не упоминаются [Paramonov, Strokov 2008: 91]. Следует отметить, что перечень областей сотрудничества России и Казахстана в гуманитарной сфере был дополнен Договором между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI в. 2013 г.9 В соответствии со ст. 9 Договора России и Казахстана 2013 г. оба государства поддерживают деятельность

информационно-культурных центров,

осуществляющих культурно-

просветительскую и информационную

работу среди диаспор России и Казахстана. В соответствии со ст. 23 Договора 2013 г. стороны всемерно развивают

сотрудничество в области образования и науки, в рамках подготовки научных и педагогических кадров, осуществления совместных инновационных проектов. Особого внимания заслуживает Преамбула Договора 2013 г., в которой отмечено, что укрепление дружественных и союзнических отношений, основанных на глубоких исторических и духовных связях между российским и казахстанским народами, отвечает национальным интересам обоих государств. Только до 2013 г. необходимость сотрудничества сторон в области образования и науки не позиционировалось в качестве приоритета

8 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией

и

Республикой Казахстан от 16 июля 1992 г. № 3319-1. URL: http://docs.cntd.ru/document/901764295 (дата обращения: 19.10.2019).

9 Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI в. от 11 ноября 2013 г. URL: http ://www.kremlin. ru/supplement/1560 (дата

обращения: 21.11.2019).

для реализации национальных интересов России и Казахстана.

Можно отметить следующие особенности положений договоров о дружбе и сотрудничестве России и государств Центральной Азии, посвященных сотрудничеству сторон в гуманитарной сфере:

-практически во всех договорах делается упор на значимость открытия культурных и образовательных центров на территории обеих сторон, осуществления совместных проектов и на необходимость заключения отдельного соглашения о взаимодействии государств в конкретной области гуманитарной сферы (науки, образования, искусства, спорта, туризма);

- упор делается на сотрудничество в области культуры, науки и образования, туризма, спорта;

-указывается на значимость активизации диалога России и стран Центральной Азии в гуманитарной сфере на различных площадках (включая механизмы СНГ);

-акцент на экономические выгоды от сотрудничества сторон в гуманитарной сфере;

-большая часть договоров имеет аналогичные нормы и характеризуется обилием таких формулировок, как: «всемерно содействовать», «всестороннее сотрудничество», «на основе глубоких исторических и культурных связей».

Таким образом, можно отметить, что готовность к диалогу и всестороннему развитию отношений сторон в

гуманитарной сфере отражена в договорах России и государств Центральной Азии. Тем не менее, в своих национальных документах стратегического планирования центрально -азиатские государства придерживаются иной расстановки приоритетов

относительно сотрудничества с иными странами в гуманитарной сфере.

Необходимо подчеркнуть, что анализ положений стратегических документов России, посвященных вопросам

внешнеполитического планирования,

выстраиванию отношений на постсоветском пространстве, позволяет определить, что гуманитарное сотрудничество с

государствами-членами СНГ является

одним из региональных приоритетов России. Так, в соответствии с п. п. 53, 54 Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 г.10 Россия работает над дальнейшей реализацией потенциала СНГ, в том числе в рамках многостороннего политического диалога, а также в качестве механизма многопланового сотрудничества в сфере гуманитарного взаимодействия, включая региональные интеграционные структуры с российским участием, а также выступает за обеспечение дальнейшего развития интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ. Однако отдельные объединения государств в рамках СНГ, с которыми Россия будет развивать диалог в различных сферах, в том числе гуманитарной, не были отражены в указанном документе. Более

детализированные положения относительно сотрудничества России и отдельных территориальных групп государств в рамках СНГ (включая Центральную Азию) отражены в п.п. 81, 92 Стратегии национальной безопасности России 2015 г. 11, в которых подчеркивается важность русского языка в качестве инструмента укрепления национальной безопасности в области культуры, основы развития интеграционных процессов на

постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Также подчеркивается важность укрепления мер взаимного доверия и партнерства в рамках Центральной Азии [Wilhelmsen, Flikke 2011: 866]

Казахстан, в Стратегии развития государства до 2050 г., принятой в декабре

2012 г. и представленной в Послании Главы

12

государства народу страны12 указывает на

10 Концепция внешней политики Федерации 2016 г. (утв. Указом Российской Федерации от 30 ноября 2016 Собрание законодательства Российской 05.12.2016. № 49. Ст. 6886.

11 Стратегия национальной безопасности Федерации, утв. Указом Президента Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 законодательства Российской Федерации. № 1 (часть II). Ст. 212.

12 Стратегия развития Казахстана до 2050 в декабре 2012 г.

Российской Президента г. № 640) // Федерации.

Российской Российской // Собрание 04.01.2016.

г., принятая URL:

возможность участия страны в масштабных научных проектах, посредством

стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности

образовательных учреждений Казахстана, интегрирования усилий ученых Казахстана с зарубежным научно-исследовательским сообществом по стратегическим

инновационным направлениям.

Приоритетом модернизации внешней политики Казахстана определена интенсификация международного

сотрудничества в культурно-гуманитарной, научно-образовательной и других смежных сферах [Ибрагимов 2018: 69]. Одним из ключевых партнеров Казахстана, в том числе в гуманитарной сфере, названа Россия [Melnykovska, Р1атрег 2012: 78]. При этом в Стратегии развития системы образования Казахстана на 2019-2021 гг.13 Россия не упоминается. В указанном документе отражена важность для государства вхождения в европейское культурное пространство и участия Казахстана в Болонском процессе [Макенова 2018: 699]. Иными словами, Казахстан старается лавировать между акторами, которые оказывают существенное влияние на постсоветское пространство, стремясь поддерживать добрососедские отношения с Россией, и при этом считая более выгодным сближение с западными партнерами [Савичев 2015: 28].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обтекаемые формулировки содержатся в Стратегии развития Кыргызстана до 2031 г.14 В соответствии с п. 6.1 Документа, основа продвижения национальных интересов государства на международной арене определена, как конструктивный диалог, метод переговоров, более активное участие Кыргызстана в региональных и международных организациях. Исходя из п.

7.1 Стратегии, Кыргызстан стремится стать признанным на международном уровне образовательным центром в регионе Центральной Азии, предоставляющим качественное обучение. Иными словами, Кыргызстан готов сотрудничать с зарубежными партнерами, взаимодействие с которыми позволит стране укрепить свои позиции в Центральной Азии как качественного образовательного центра [Paramonov, Strokov 2008: 92]. Относится ли к таким партнерам Россия?

В завершающей части акта стратегического планирования

Таджикистана перечислены европейские и американские организации, которые работают в государстве, и в разделе этого документа, посвященном образованию и науке, отсутствуют указаний на развитие сотрудничества в гуманитарной сфере с иными государствами [Абдулхоликзода 2015: 29]. Речь идет только об имплементации передового опыта для совершенствования национальной системы образования и развития науки в стране15. Также, как и Таджикистан, Узбекистан в Стратегии развития государства указал на важность совершенствования национальной системы образования и науки за счет учета передового опыта других государств в гуманитарной сфере16.

Результаты

Анализ актов стратегического планирования государств Центральной Азии позволяет выделить следующие общие признаки, характеризующие положения о развитии сферы образования и науки и сотрудничества центрально - азиатских государств в данной области с иными странами:

-упор на обеспечение соответствия национальных систем образования

http://www.akorda.kz/ru/official documents/strategies a nd programs (дата обращения: 18.06.2019).

13 Стратегии развития системы образования Казахстана на 2019-2021 гг. URL: http://www.akorda.kz/ru/official documents/strategies a nd programs (дата обращения: 18.08.2019).

14 Стратегии развития Кыргызстана до 2031 г.

(Национальная стратегия развития - 2031). URL:

http://static.akipress.org/127/.storage/business/files/e2ee5 0c2348acff371a35e7c256a0c33.pdf (дата обращения: 10.04.2019).

15 Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 г., принятая в 2016 г. URL:

http://medt.ti/documents/main/strategic national progra mm/strategic national prog ru.pdf (дата обращения: 13.07.2019).

16 Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г. № 6. Ст. 70.

международным стандартам за счет учета передового опыта иных государств в данной области;

-оценка в первую очередь экономических выгод государств от улучшения качества человеческого капитала;

-к ключевым сферам взаимодействия с другими странами в гуманитарной сфере отнесены образование и наука;

- стремление лавировать между акторами, влиятельными на постсоветском пространстве, и поэтому стараются не указывать приоритетных партнеров для сотрудничества в гуманитарной сфере, подчеркивая значимость развития национальной системы образования и науки. Отмечается, что взаимодействие будет осуществляться с тем государством, диалог с которым позволит государством обеспечить реализацию внешнеполитических приоритетов;

- акцент на внедрение инноваций и технологический прорыв.

Обсуждение

Иными словами, готовность к сотрудничеству, которая отражена в договорах России и стран Центральной Азии не соответствует положениям документов стратегического планирования центрально - азиатских государств. Причины таких различий в следующем:

-государства Центральной Азии не считают, что для России сотрудничество с ними в гуманитарной сфере будет одним из приоритетов и соответственно сомневаются в его результативности;

-влияние внешних акторов, перед которыми у стран Центральной Азии крупный внешний долг (США, ЕС, Китай [Рамич 2018: 808]) и страны опасаются испортить отношения с кредиторами, понимая, что влияние этих внешних акторов на постсоветском пространстве не соответствует национальным интересам России;

- государства предпочитают сотрудничество в экономически выгодных областях и по вопросам безопасности и стремятся самостоятельно развивать национальные системы образования в

соответствии с международными

стандартами [Алдосов 2005: 34].

Тем не менее, можно назвать следующие обстоятельства, которые благоприятны для сотрудничества сторон в гуманитарной сфере и позволяют утверждать о возможности развития отношений России и государств Центральной Азии в указанной области:

-схожесть положении о взаимодействии в гуманитарной сфере, содержащихся в двусторонних Договорах о дружбе и сотрудничестве России и государств Центральной Азии;

- членство как России, так и центрально - азиатских государств в СНГ, различные площадки которого служат основой для диалога и выстраивания взаимодействия;

- нахождение в рамках одного геополитического региона - постсоветского пространства - области интенсивного взаимодействия государств (включая и противоречия интересов акторов);

- наличие налаженных связей в различных областях в силу общего исторического прошлого [Рашидов 2005: 129].

Выводы

Таким образом, в рамках межгосударственного взаимодействия

России и стран Центральной Азии были заложены основы для осуществления и интенсификации сотрудничества указанных акторов в гуманитарной сфере. Однако достаточной правовой базы для принятия необходимых мер по активизации сотрудничества с Россией в указанной сфере государствами Центральной Азии принято не было. Тем не менее, дальнейшее развитие сотрудничества России с этими странами в гуманитарной сфере возможно благодаря наличию глубоких исторических и культурных связей сторон и важно для укрепления позиций России как ведущего актора на постсоветском пространстве по сравнению с иными внешними силами, стремящимися вытеснить Россию из региона. Именно поэтому на площадках СНГ, на которых обсуждаются проблемы развития образования, науки, искусства, России желательно делать акцент на совершенствование человеческого капитала,

экономические выгоды, которые пространстве, стремление всех акторов

государства получат от сотрудничества с интегрироваться в Болонский процесс, Россией в гуманитарной сфере (прежде показатели России в международных всего, в области образования и науки). рейтингах оценки качества образования). Необходимо также подчеркнуть для Информация о финансировании

государств Центральной Азии Исследование выполнено при

преимущества интенсификации диалога с финансовой поддержке РНФ в рамках Россией в гуманитарной сфере по научного проекта № 19-78-10060 сравнению с западными партнерами «Гуманитарное сотрудничество между (наличие налаженных культурных, Россией и странами постсоветской экономических, исторических основ такого Центральной Азии: институты, содержание, сотрудничества на постсоветском оценка социальной эффективности».

Библиографический список Абдулхоликзода Л. Знания, исследования, научный поиск - приоритет Республики

Таджикистан // Государственная служба. 2015. № 6 (98). С. 28-30. Алдосов Н. От сильной власти и менее сильной власти: на примере стран Центральной Азии. Алмата. 2005. - 239 с.

Боришполец К.П. Русский язык в Центрально-азиатском регионе // Вестник МГИМО

Университета. 2014. № 2 (35). С. 63-70. Внешняя политика стран СНГ. М.: Аспект Пресс, 2019. 496 с.

Журакулов Ф. Современная практика «разделения властей» в государствах Центральной Азии и Кавказа // Центральная Азия и Кавказ. 2011. Т. 14. № 4. С. 52-64.

Ибрагимов Ж.И. Система обычного права казахов и его роль в модернизации общественного сознания // Вестник АлтГУ. 2018. № 1. С. 65-68. Исаматова А.Т. Особенности процесса институционализации стран Центральной Азии //

Известия ВУЗов Кыргызстана. 2015. № 9. С. 134-137. Макенова А.Б. Сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере образования, науки и инноваций // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 7. С. 698706.

Мещеряков К.Е. Российско-туркменские отношения в 2008-2012 годах: становление стратегического партнерства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 2 (172). С. 163-174. Рамич М.С. Выбор Центральноазиатских Республик: Россия или Китай // Постсоветские

исследования. 2018. Т. 1. № 8. С. 806-817. Рашидов Б. Россия в Центральной Азии: переход к позитивной внешней политике //

Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 2 (38). С. 128-136. Савичев Ю.Н. Россия и Казахстан: сотрудничество в сфере высшего образования //

Современная наука. 2015. № 2. С. 26-29. Савичев Ю.Н. О статусе русского языка в Кыргызстане // Вестник РУДН. Серия

Международные отношения, 2014. №4. С. 222-228. Beloglazov A. Russia's policy on providing security in Central Asia at the beginning of the XXI

century // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. P. 219-226. Carlson B. G. The limits of sino-russian strategic partnership in Central Asia // Journal of Public

and International Affairs. 2007. Т. 18. P. 165-187. Delovarova L., Shkapyak O., Kukeyeva F. Migration processes in Central Asia: main directions and key issues of regional system // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 15. № 11. P.1505-1510.

Kashin V., Lukin A. Russian-Chinese security cooperation in Asia // Asian Politics and Policy.

2018. Т. 10. № 4. P. 614-632. Kulnazarov R. New geopolitical role of central asia within foreign policy interests of world powers // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 12. P. 125-130.

Melnykovska I., Plamper H., Schweickert R Do Russia and China promote autocracy in Central Asia? // Asia Europe Journal. 2012. Т. 10. № 1. P. 75-89.

Na-Xi L., Shan-BingL., Meng-FangH. How the belt and road initiative can help strengthen the role of the SCO and deepen China's cooperation with Russia and the countries of Central Asia // India Quarterly: A Journal of International Affairs. 2019. Т. 75. № 1. P. 56-68.

OktyabrskayaI.V. Patteren felts: problems of preserving cultural heritage of Nomadic Oecumene in Central Asia // Universum Humanitarium. 2015. № 1. P. 165-173.

Paramonov V., Strokov A. Russia's projects and investments in Central Asia: the oil and gas industry // Central Asia and the Caucasus. 2008. № 6 (54). P. 89-100.

Wilhelmsen J., Flikke G. Chinese-Russian convergence and Central Asia // Geopolitics. 2011. Т. 16. № 4. P. 865-901.

Сведения об авторе: Вербицкая Татьяна Владимировна, магистр международных

отношений, преподаватель кафедры теории и истории международных отношений

Уральского федерального университета (e-mail: Aquitania-17@ya.ru).

References

Abdulholikzoda L. Znaniya, issledovaniya, nauchnyj poisk - prioritet Respubliki Tadzhikistan // Gosudarstvennaya sluzhba. 2015. № 6 (98). S. 28-30.

Aldosov N. Ot sil'noj vlasti i menee sil'noj vlasti: na primere stran Central'noj Azii. Almata. 2005. -239 s.

Borishpolec K.P. Russkij yazyk v Central'no-aziatskom regione // Vestnik MGIMO Universiteta. 2014. № 2 (35). S. 63-70.

Zhurakulov F. Sovremennaya praktika «razdeleniya vlastej» v gosudarstvah Central'noj Azii i Kavkaza // Central'naya Aziya i Kavkaz. 2011. T. 14. № 4. S. 52-64.

Ibragimov Zh.I. Sistema obychnogo prava kazahov i ego rol' v modernizacii obshchestvennogo soznaniya // Vestnik AltGU. 2018. № 1. S. 65-68.

Isamatova A.T. Osobennosti processa institucionalizacii stran Central'noj Azii // Izvestiya VUZov Kyrgyzstana. 2015. № 9. S. 134-137.

Makenova A.B. Sotrudnichestvo Respubliki Kazahstan i Rossijskoj Federacii v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. № 7. S. 698-706.

Meshcheryakov K.E. Rossijsko-turkmenskie otnosheniya v 2008-2012 godah: stanovlenie strategicheskogo partnerstva // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2013. № 2 (172). S. 163-174.

Ramich M.S. Vybor Central'noaziatskih Respublik: Rossiya ili Kitaj // Postsovetskie issledovaniya. 2018. T. 1. № 8. S. 806-817.

Rashidov B. Rossiya v Central'noj Azii: perekhod k pozitivnoj vneshnej politike // Central'naya Aziya i Kavkaz. 2005. № 2 (38). S. 128-136.

Savichev Yu.N. Rossiya i Kazahstan: sotrudnichestvo v sfere vysshego obrazovaniya // Sovremennaya nauka. 2015. № 2. S. 26-29.

Savichev Yu.N. O statuse russkogo yazyka v Kyrgyzstane // Vestnik RUDN. Seriya Mezhdunarodnye otnosheniya, 2014. №4. S. 222-228.

Vneshnyaya politika stran SNG. M.: Aspekt Press, 2019. 496 s.

About the author: Verbitskaia Tatiana Vladimirovna, Master in International Relations,

Professor, Ural federal university (Aquitania-17@ya.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.