Научная статья на тему 'Политические вопросы миграции наций и народностей в условиях кризисного развития общества'

Политические вопросы миграции наций и народностей в условиях кризисного развития общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические вопросы миграции наций и народностей в условиях кризисного развития общества»

УДК 325.1

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МИГРАЦИИ НАПИЙ И НАРОДНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

А.А. Коробов,

кандидат политических наук, доцент кафедры документоведе-ния и документацион-ного обеспечения управления, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

Проблема миграции представителей различных наций и народностей в общей теории межнациональных отношений за последнее десятилетие выдвинулась на передний план. Если раньше взаимосвязь и взаимодействие миграционных процессов и национальных отношений рассматривались прежде всего как фактор, влияющий на развитие общества, то первые годы XXI в. показали, что их необходимо представлять как сложные политические процессы, которые, с одной стороны, весьма сильно влияют на жизнь индивидов, социально-этнические группы и общество в целом, с другой - сами подпадают под воздействие объективного процесса общественного развития. Процесс развития общества постоянно порождает новые проблемы в сфере национальных, этнополитических отношений, миграционных процессах и сфере их взаимодействия. У различных этнических групп появляются новые формы миграционного поведения, изменяются уровень участия наций и народностей в миграционных процессах, их причинность, последствия и детерминация. Особенно заметна динамика этнической миграции, когда развитие общества происходит в условиях кризиса. Будучи составной частью общественно-политических отношений, миграция наций и народностей зависит от конкретного состояния этого кризиса, его развития, последовательной смены состояний напряженности в обществе. Под воздействием такой внешней среды в миграционных процессах обостряется прежде всего их политическая составляющая, что и ставит задачу по изучению в первую очередь политических вопросов миграции наций и народностей в условиях кризисного развития. Анализ данной проблемы в значительной степени диктуется потребностями социально-экономических и духовно-политических преобразований в жизни всех современных наций и этносов. От решения межнациональных проблем и оптимизации миграций представителей различных национальностей во многом зависит все дальнейшее общественное развитие как в отдельно взятой стране (особенно России), так и в мире в целом.

Обострившиеся в настоящее время политические вопросы миграции наций и народностей в определенном приближении могут быть сведены к проблемам беженцев и вынужденных переселенцев, их успешной адаптации (интеграции в принимающем обществе), межэтнической толерантности и конфликтности. Все эти проблемы в своей совокупности лежат в сфере этнополитических отношений. Поскольку кризис общественного развития распространяется и на социальную структуру общества, то мы склонны рассматривать в качестве причин и последствий миграции наций в условиях кризиса прежде всего деструктивные изменения в социальной сфере. На форму же миграционных перемещений этносов (беженцев, трудовых или нелегальных мигрантов) оказывает влияние совокупность политических и экономических параметров. Главная функция социальной структуры общества состоит в таком распределении статусов и ролей между гражданами и их группами, которое позволяет

максимизировать общий результат жизнедеятельности, а также создает предпосылки для расширен -ного воспроизводства человеческого потенциала общества. Оптимальной с этой точки зрения является такая социальная система, которая обеспечивает относительное равенство жизненных шансов граждан вне зависимости от национального и социального происхождения на реализацию своих способностей и занятие достойного статуса, свободу выбора индивидуальных стратегий продвижения в социальном пространстве, интенсивную трудовую и социальную мобильность граждан с преобладанием восходящего направления над нисходящим. На политической карте мира едва ли можно указать страну, в которой бы полностью выполнялась глав -ная функция социальной структуры общества. Однако в большинстве стран Запада социальная система все-таки приближается (в разной степени, ко -нечно) к оптимальной. Это значит, что в мире нет государства, обеспечивающего своих граждан абсолютно равными возможностями продвижения по социальной и профессиональной лестницам. В поисках более высоких заработных плат, карьерного роста, улучшения своих жилищных и социальных условий люди постоянно мигрируют в индивидуальном плане. Когда же общество, в котором живут люди, поражает кризис, на смену индивидуальных миграций приходят миграционные потоки.

В России, например, с начала 1990-х гг. предполагалось , что либерально-демократические реформы будут способствовать улучшению социальной структуры общества в большинстве указанных направлений. Но ее действительное изменение носило противоречивый характер. Основные сдвиги, произошедшие в этой структуре за последние 14 лет, можно охарактеризовать следующим образом. Советская модель стратификации к настоящему времени разрушена, новая же ее модель до сих пор находится в стадии становления1. Административные и сословные методы регулирования социально-иерархических отношений к 2000 г. постепенно были вытеснены рыночными. В связи с этим кла-ново-сословный принцип структуризации общества сменился классовым. Наиболее тяжелое время для населения России пришлось на начало 1990-х гг., когда кризис полностью парализовал социально-экономическую систему. В тот период образовался масштабный эмиграционный поток россиян на За -пад. Судя по статистическим данным, большинство российских граждан в указанный период предпочло эмигрировать в Германию, Израиль и США. В эти государства с 1991 по 1995 гг. выехали около 500 тыс. россиян, что составило 95% от общего числа эмигрантов. С 1989 по 2001 гг. абсолютная и относительная численность выезжающих в Германию и США постоянно возрастала. В 1998 г. удель -ный вес эмигрантов, выехавших в Германию, со-

кратился и составил 58,8%, а удельный вес эмигрантов, выехавших в США, напротив, возрос и составил 12,9%. Эмиграция в Австралию и Канаду также возрастала, но в целом объем эмиграции в эти страны был значительно ниже по абсолютным показателям. В то же время наблюдалось устойчивое сокращение эмиграции в Израиль. Во все остальные государства по сравнению с 1989 г. эмиграционный поток россиян тоже уменьшился приблизительно в 9,6 раза2. По различным оценкам с учетом нелегальной миграции из России к 2001 г. безвозвратно эмигрировали 3 - 5 млн человек, из которых 1,5 млн - специалисты наукоемких отраслей знаний. Специалисты подсчитали, что убытки государства из-за утечки мозгов за рубеж катастрофические. Только за первые 5 лет рыночных реформ они оцениваются в 50 - 60 млрд дол.3. Все это потребовало от государства экстренной разработки эмиграционной политики, прежде всего создания эффективной законодательной базы в данной области. Это был новый политический вопрос относительно регулирования миграционных потоков населения, вставший перед правительством России в условиях возникшего общественного кризиса.

Нормативно-правовая база, созданная для обеспечения регулирования трудовой эмиграции, на сегодняшний день включает в себя соответствующие статьи Конституции РФ (о свободе передвижения), российское эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения России со странами-импортерами рабочей силы. К середине 1990-х гг. основной задачей государства в данном ракурсе становится формирование климата, способствующего решению эмиграционных проблем страны. Под этим понимаются в основном меры косвенного воздействия на поведение экономических агентов и функционирование специфической инфраструктуры внешней трудовой миграции. Поскольку государственное регулирование эмиграции касается исключительно трудовой миграции, можно выделить две его основные цели:

• защиту прав и интересов трудящихся-эмигрантов в странах-реципиентах;

• возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

В случае временной миграции основой эмиграционной политики государства является регулирование всех фаз миграционного цикла, таких как отъезд работников из страны, пребывание их за границей и возвращение на родину. На практике это означает соблюдение таких принципов, как признание прав граждан на свободу перемещений и трудоустройство, гарантия возможности возвращения мигрантов на родину; обеспечение стабильности поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся мигрантов;

содействие смягчению безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом; ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены; оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, получивших за рубежом профессиональные навыки, необходимые для развития национальной экономики; предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.

Во второй половине 1990-х гг. с приостановлением кризисного развития российского общества эмиграционный поток из России значительно снизился, но ему на смену пришел иммиграционный поток титульных наций Средней Азии и Закавказья. До тех пор пока в миграциях из бывших союзных республик в Россию преобладало русское и другое коренное население России (так было в первой половине 1990-х гг.), данный процесс положительно действовал на демографическую ситуацию в стране, где росла естественная убыль населения. За прошедшие годы количество умерших россиян превысило количество родившихся на 7,8 млн человек, причем естественная убыль населения имеет тенденцию к росту 4. С увеличением удельного веса в общем миграционном потоке представителей коренных наций Средней Азии и Закавказья стала значительно меняться не только иммиграционная обстановка в стране, но и возрастать межэтническая напряженность в определенных регионах. Если русскоязычное население уезжало из Средней Азии под давлением «бытового» национализма, то представители коренных национальностей покидали родину вследствие экономического кризиса (трудовые мигранты) или вооруженных конфликтов (беженцы). В 1998 г. в России возобновилась эскалация кризиса, но иммиграционные потоки из южных регионов СНГ не прекратились, а, напротив, продолжали увеличиваться. Эти два факта легли в основу перерастания потенциальной этнополитичес-кой напряженности между коренным населением и переселенцами в открытые (хотя и локальные) конфликты во всех районах компактного расселения иммигрантов России.

Таким образом, получается, что, когда общественно-политическая система пребывает в состоянии кризиса, иммиграция представителей инородных этносов, в какой бы форме она ни протекала, становится причиной этнополитических и межнациональных конфликтов. Главным политическим вопросом в таких условиях выступает предотвращение складывания конфликтной ситуации в местах массового заселения иммигрантов. Это более полезное средство по сравнению с разрешением или урегулированием этнополитического конфликта. Данное мнение разделяют многие отечественные и зарубежные политологи5. Одновременно с этим все

они считают эффективность предупреждения конфликта во всех направлениях крайне низкой. Предупреждение - одна из форм вмешательства в конфликт, а постороннее вмешательство на его ранней (латентной) стадии всегда встречает труднопреодолимые препятствия. Вмешательство в этно-политический конфликт возможно только тогда, когда конфликт начинает по своему масштабу затрагивать жизненные интересы других субъектов этнополитических отношений. Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его элементы (представителей коренных и иммигрировавших этносов, мотивы их поведения, объекты, используемые силы и средства) до того, как противостояние возникло. В зависимости от характера конфликта предупредительная деятельность может быть весьма разнообразной: устранением причин (это наиболее эффективная форма предупреждения), переселением иммигрантов на новое место (созданием там более выгодных условий для жизни и работы), стимулированием интеграции переселенцев в принимающее их общество и т.д.

В данном контексте предупреждение межэтнического конфликта между иммигрантами и принимающим населением целиком и полностью зависит от правильности и дальновидности государственного регулирования миграционных процессов. В идеале государственное регулирование в области миграции населения должно быть многоплановым и направленным как на увеличение собственных выгод, так и на смягчение ущерба для вовлеченных в эти процессы стран-экспортеров. На сегодняшний день контролю со стороны государства подвергаются и трудовые мигранты, и вынужденные переселенцы, и беженцы. При регулировании эмиграционных процессов под государственный контроль подпадает только та часть граждан, которая намеревается покинуть территорию своего го -сударства в поисках более высокого уровня заработной платы и (или) лучших условий жизни. При регулировании же иммиграции под контроль непременно ставятся все категории переселенцев: беженцы, трудовые мигранты, а в редких случаях и нелегалы. Поэтому иммиграционный контроль представляется нам более сложным процессом по сравнению с эмиграционным и более значимым с точки зрения обеспечения национальной безопасности государства.

Для регулирования иммиграции используется сложная система административных, организационно-правовых и экономических рычагов. Принцип, положенный в основу их действий, - рестриктив-но-запретительный. Однако вследствие заинтересованности некоторых государств в допуске определенных групп иммигрантов миграционная политика, особенно развитых стран, приняла в последнее десятилетие селективный характер. Во всех

развитых странах имеются государственные органы, на которые возложено решение проблем трудовой миграции. В целом, несмотря на разнообразие, практически во всех странах принята одна и та же схема - как правило, обеспечивается координация действий специальной иммиграционной службы, органа по труду и таких ведомств, как министерства внутренних дел, общественного порядка, бе -зопасности, иностранных дел, здравоохранения, образования и пр. Законодательство всех стран четко регламентирует взаимодействие кандидата на работу в принимающей стране, местного работодателя и уполномоченных государственных ведомств. Для упорядочения процесса трудовой миграции используются дву- и многосторонние между -народные соглашения. Двусторонние соглашения могут принимать форму либо межправительствен -ных, либо межведомственных соглашений. В качестве уполномоченных органов практически во всех странах выступают ведомства по труду. Особый вопрос представляет государственная борьба с нелегальной иммиграцией. По отношению к физи -ческим лицам (самим нелегалам непосредственно) применяются санкции в виде штрафов или даже лишения свободы. Но наиболее жесткие санкции устанавливаются в отношении нелегальных фирм-посредников, а также в отношении работодателей, использующих нелегальных иммигрантов.

Вместе с тем, как показывает практика, чаще всего государству приходится не предупреждать этнические конфликты на своей территории, а разрешать их. Конфликт может быть разрешён на разных стадиях. В некоторых случаях его развитие можно приостановить на ранних стадиях, когда стороны только вступили в противоборство. В иных (но, к счастью, редких) случаях конфликт начинает раз -решаться, уже достигнув в своём развитии воен -ной фазы. Общеизвестно, что наиболее результативный путь разрешения конфликта - устранение основного противоречия между интересами его участников. Это возможно при устранении объекта конфликта, разделе объекта конфликта между сторонами, установлении очерёдности или иных правил обоюдного использования объекта, возмещении компенсации одной из сторон за передачу объекта другой стороне, разведении сторон конфликта, переносе отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса. Но такие пути очень редко бывают доступными, так как объект конфликта - это всегда некий дефицитный ресурс, к единоличному контролю над которым стремятся представители коренных и иммигрировавших этносов. Поэтому при разрешении межэтнических конфликтов чаще всего приходится не устранять, а разрешать противоречия, лежащие в его основе.

Способы разрешения противоречий многообразны, но в конечном счете все они могут быть отнесе-

ны либо к мирным средствам, либо к насильственным. Среди насильственных средств самым древним является военный способ разрешения противоречия между народами 6, но он чреват перерастанием в гражданскую войну, расколом государства. В ХХ в. к этому способу добавились такие средства, как депортация народов, лишение политического и территориального статуса этноса, государственный геноцид. Данные меры были призваны решать насильственным путём противоречия в пользу коренного населения. Среди мирных средств разрешения межэтнических противоречий в конфликте самым древним являются переговоры. Позже стало применяться и судебное разбирательство.

Механизмы разрешения этнополитического конфликта в большинстве исследований сводятся к двум видам: разрешению конфликта самими участниками и вмешательству третьей стороны. Первый вид разрешения возможен только в начале переговорного процесса. В свою очередь, переход от насильственных к мирным средствам в конфликте осуществляется только после осознания обеими сторонами невозможности силового решения по данной проблеме. Процесс этот можно разбить на четыре фазы: прекращение насильственных действий, установление диалога, поиск решения проблем путём переговоров (или с помощью других мирных средств) и выполнение достигнутых договорённостей. Переговоры между враждующими этносами будут иметь успех, если только, во-первых, существует внимательное и конфиденциальное стремление к определению тех сфер, в которых есть подлинный общий интерес или искреннее желание к переговорам, во-вторых, осуществляется тщательное ограничение деталей дискуссии по этим сферам, в-третьих, есть понимание того, что соглашения не будут прочными, если их реализация каждой из сторон не будет продолжаться до тех пор, пока существует взаимный интерес в их соблюдении7. В противном случае возникнет тупиковая ситуация, одним из следствий которой могут стать прекращение диалога и новая эскалация конфликта. В случае вмешательства в этнополитический конфликт третьей стороны речь начинает идти о процессе урегулирования конфликтных отношений. Если разрешение конфликта направлено на разрешение основного его противоречия, то урегулирование - только на приостановку эскалации и возврат конфликта к латентной стадии8. Распространённый путь урегулирования международных конфликтов во второй половине ХХ в. - вмешательство тех или иных миротворческих сил (прежде всего, ООН). Эти силы могут воздействовать как на саму конфликтную ситуацию, так и на обстоятельства, поддерживающие конфликт, а также на самих его участ-

ников. Но такое вмешательство применяется исключительно при слабости государства, на чьей территории вспыхнул очаг вооруженного межэтнического конфликта, при его неспособности подавить конфликт собственными силами.

В заключение отметим, что при проведении грамотной миграционной и национальной политики государство способно обезопасить себя как от эт-нополитических, этноконфессиональных столкновений иммигрантов с коренными жителями на своей территории, так и от социально-экономических потрясений, являющихся результатом массового наплыва в страну трудовых и нелегальных иммигрантов, утечки специалистов наукоемких областей знаний за рубеж. Но проведение государством эффективной политики в сфере миграционных и национальных отношений возможно лишь в отсутствии общественно-политического кризиса. Другими словами, обострение политических вопросов миграции наций и народностей всегда является следствием кризисного развития общества. Применять меры для борьбы с какими-то конкретными негативными последствиями миграции всегда необходимо только в комплексе с мерами по стабилизации общей внутриполитической и социально-экономической ситуации в стране.

1 См.: Тихонова Н.Е. На пути к новой стратификации российского общества // ОНС. 199В. № 3.

2 См.: Международные экономические отношения. М., 2QQ1. С. 296.

3 См.: Ушаков И, Малаха И. Надо ли бояться утечки мозгов? // Миграция. 1996. № 1. С. 13.

4 См.: Россия-2015. Оптимистический сценарий. М., 2QQ4.

5 См., напр.: Иноземцев В.Л., Кузнецова Е.С. Глобальный конфликт XXI в. (Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий) // Полис. 2QQ1. № 6. С. 131-159; Уткин А.И. Геоструктура грядущего века // Свободная мысль - XXI. 2QQQ. № 1. С 6 -25; Шеллинг Т. Стратегия конфликта. Игры с нулевой и ненулевой суммой // Социально-политический журнал. 199В. № 6. С. 193 - 2Q6; Яковлев А. «Третья угроза»: Китай - враг № 1 для России? // Проблемы Дальнего Востока. 2QQ2. № 1. С. 48 - 61.

6 См.: Законы Ману / Пер. с санскритского С.Д. Эль-мановича. СПб., 1913.

7 См.: Райт К. Некоторые размышления о войне и мире // Социально-гуманитарные знания. 2QQQ. № 3. С. 243 - 244.

8 См.: Mitchell Ch.R. The structure of Internationa! conflict. L., 1981. Р 123.

УДК 316.624

АГРЕССИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

В.Г. Пeчepcкuй,

кандидат жихологи-чecкux fiaya, cmapшuй нсучныШ cоmpyднuк кaфeдpы ждагогики и жихологии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

Современные социально-экономические преобразования, происходящие в России, характеризуются не только снижением уровня жизни большей части населения страны, связанного со спадом производства и изменением социально-правовой базы собственности, но и разрушением старой системы ценностей и норм, которая в прошлом регулировала отношения личности с обществом. Всё это болезненно переживается населением России, отражается на его социальном и личностном самочувствии.

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психику людей, порождая тревожность и напряжённость, недоверие к другим и неуверенность в собственных возможностях, завтрашнем дне, фрустрированность социально-нравственных позиций, потребность в справедливости, социальной защищённости и самосохранении. Отсюда возникают состояния внутреннего и внешнего конфликтов, характеризующиеся неудовлетворённостью,озлобленностью,соперничеством,про-явлениями жестокости и насилия. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.

В трудной ситуации в этот период оказалась молодёжь. Трудности социальной адаптации и профессионального становления, вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.