Научная статья на тему 'Этнополитика и миграция: тенденции геополитических процессов на примере Астраханской области'

Этнополитика и миграция: тенденции геополитических процессов на примере Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Клочков Г. В., Усманов Р. Х.

«Каспийский регион: Политика, экономика, культура», Астрахань, 2007, № 1(10), с. 17-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнополитика и миграция: тенденции геополитических процессов на примере Астраханской области»

Будем откровенны: негативную тенденцию в восприятии ислама в России вряд ли удастся в ближайшем будущем переломить. Тем более что далеко не все зависит от хода событий в самой России. В том, чтобы остановить рост исламофобии, заинтересованы все, среди прочих и мусульмане, которым тоже следует быть осторожнее и не высказывать рискованные суждения, например, о неизбежности исламизации России или замене ее герба.

А.В.Малашенко, «Ислам для России», М., 2007, с. 83-87.

Г.В. Клочков, Р.Х. Усманов,

политологи

ЭТНОПОЛИТИКА И МИГРАЦИЯ: ТЕНДЕНЦИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в мире значительно увеличился поток миграций, охвативших всю территорию земного шара. Мотивации этого процесса могут быть различными. Но главная из них - поиск лучших условий для проживания. На сегодняшний день более 100 млн. человек живут вне тех стран, где они родились (20 млн. из них беженцы). Это еще раз подтверждает, что перемещение населения выступает в роли исторического спутника развития, приобретающего в эпоху глобализации все более масштабный характер. Поэтому методы принудительного характера со стороны властных структур для прекращения этого процесса приводят к негативным конфликтным ситуациям. Как бы ни стремились эти процессы сдержать, все же миграция в настоящее время достигла исторически нового уровня, сформировав особую модель глобализации, включающую распространение информации по передвижению людей, денег и товаров. А с другой стороны, пускать эти процессы произвольно, без учета специфики традиций той страны и нормативной, законодательной базы данного государства, куда направлен поток мигрантов, - этому уже есть примеры западноевропейских стран (Франция, Германия, Бельгия и др.), - тоже неверно. Существует предположение ученых специалистов, что придет время, когда народы, поставляющие мигрантов в развитые страны Западной Европы, кардинально изменят этнический состав этих государств. Основными причинами возрастающей миграции населения

выступают прежде всего экономические и политические кризисы, а также межэтнические столкновения.

Привлекательность дешевой рабочей силы, ее зависимость от условий труда, размера материальных вознаграждений проще для работодателя, чем наем работников своей страны. Усугубляет часто эту ситуацию распространение информации СМИ о более высоком благосостоянии и уровне жизни в тех странах, куда направляются мигранты. При этом не учитывается готовность регионов к миграционному наплыву и обустройству мигрантов. По этим причинам на каждом этапе развития общества государство должно определять свои национальные интересы. Для многонациональной России в данный период приоритетными являются: территориальная целостность страны, сохранение гражданского мира и политическая стабильность государства, которая, конечно же, основывается на благоприятной экономическую основе. Особое значение приобрели в настоящее время вопросы, касающиеся межнациональных конфликтов в районах, прилегающих к кавказской границе России, достижения договоренности об экономическом пространстве в рамках бывшего СССР и, соответственно, режиме границ между государствами.

В современном мире все чаще обнаруживаются опасные тенденции, когда национальная политика строится только на политической целесообразности, при этом не учитываются культурное наследие, развитие объективных процессов жизни наций, народностей и этнических групп и преследуются только узконационалистические интересы. Сегодня очевидно, что у российских реформ, у самой России нет и не может быть будущего без политики, способной обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех населяющих страну народов. Выработка такой политики, последовательное ее осуществление государством -задача не менее важная, чем выработка и осуществление экономических и политических реформ. Сегодня, и это подтверждается учеными в научных работах последних лет, межнациональные отношения являются следствием степени восприятия народа, нации, ее культуры, традиций и истории. Несмотря на современные тенденции возрождения традиционных религий и культур как в России, так и в Западной Европе, подход и решение проблем, связанных с вопросом межнациональных отношений, остаются пока, к сожалению, прежними. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос влияния миграционных процессов на межнациональные

отношения через проблемы регионального масштаба, в частности Астраханской области, которая является южным форпостом России и очень показательна в этом отношении.

Астраханская область с ее многонациональным населением является наиболее ярким примером, отражающим развитие Российского государства. Астраханский регион находится в центре евразийской цивилизации (условно ее можно назвать православномусульманской, или - еще более условно - славяно-тюркской) и в некотором роде представляет собой микромодель культурнонационального пространства России, что часто отмечается в работах ряда ученых. Астрахань ввиду своей истории и географического положения, будучи центром пересечения торговых и транспортных путей, является многонациональным краем, где в настоящее время при численности населения почти 1 млн. человек и территории 44,1 тыс. км2 насчитывается около 150 национальностей, народностей и этнических групп. Здесь проживает 70% русских и более 20% (в том числе из коренного населения 14% - казахи, около 8% - татары) народов, исповедующих ислам. Надо отметить, что по численности населения России из 160 ее народов татары, например, по г. Астрахани занимают второе место. Если рассматривать соотношение национального состава городского населения Астраханского региона, то два первых места пока соответствуют в целом российскому. Но если взять в целом по области, то, например, в приграничном Лиманском районе, который находится ближе всего к Кавказскому региону, темп миграции более значителен, меняется и соотношение, и коренное татарское население находится в данном районе на пятом месте. Результаты такой неуправляемой миграции не заставили себя ждать. Анализ этнического состава был сделан автором в 2002 г., а в 2005 г. произошли межэтнические конфликты в известном уже на всю Россию селе Яндыки Лиман-ского района.

Пестрота этнической картины данного региона явилась результатом, с одной стороны, исторического прошлого и географического расположения территории. Так, на востоке Астраханская область граничит с Казахстаном, на севере и северо-западе с Волгоградской областью, на западе с Республикой Калмыкия. Астраханская область дает выход России через Каспийское море в Иран, Индию, государства Средней Азии и Кавказа, а железнодорожный путь и автодороги связывают ее с Северным Кавказом. С другой стороны, характерно влияние современных тенденций социально-

политического и экономического характера. Это спад экономики в стране, распад СССР, что явилось причиной привлекательности Астраханского региона: область богата рыбной, сельскохозяйственной продукцией, не требующей при добыче и разработке больших капитальных вложений, трудоемкого производства. Наряду с вышеизложенными причинами, сопутствующими факторами яв-ляяются близость расположения регионов, осуществляющих между собой обмен, куплю и перепродажу товаров, наличие выгодных рынков рабочей силы, относительное спокойствие Юга России в отличие от конфликтных зон Дагестана, Чечни и др.

Все это, безусловно, привлекает миграционное население так называемого «первого эшелона» соседних республик, краев и областей в Астраханскую область. Отмечена тенденция миграции в регион «второго эшелона» - это, в основном, специалисты-профессионалы, бизнесмены-предприниматели из центральной части России, из промышленно развитых регионов, стран СНГ, республик, краев и областей. «Второй эшелон» миграционного населения привлекают в Астраханский регион перспективы экономического развития. Это возрождающееся судостроение, разработка богатых месторождений газа, серы, нефти, соли, строительство трубопроводного концерна, международного морского порта Оля, открытие иранского и казахского консульств, турецких представительств и т.д.

Следует отметить, что в «доперестроечный период» в Астраханском регионе существовал некий исторически сложившийся баланс межнациональных отношений, что сообщало относительное спокойствие области. Миграция населения с территории Северного Кавказа, Азербайджана и Ирана в Астраханскую область, в отличие ог других регионов центральной части России, здесь воспринимается более благосклонно, и коренное население традиционно свободно вступает с мигрантами в контакт и разного рода взаимоотношения. Это ведет к перераспределению этнического состава и увеличению населения мусульманского вероисповедания. В 90-е годы наметилось значительное изменение структуры национального состава Астраханской области по количественным и качественным параметрам. Традиционное соотношение между исторически проживающими нациями изменяется. Так, согласно последней переписи населения 2003 г., приток с Северного Кавказа некоторых национальностей увеличился в несколько раз по сравнению с 1989 г. Наиболее крупные потоки миграции из кавказских регионов

привели к перегруппировке исторически сложившейся структуры населения.

При изучении этих процессов и соответствующей работе, думается, необходимо дифференцированно подходить к данной ситуации и конкретно к мусульманскому населению Астраханской области, т.е. к коренным жителям и к миграционному населению, строящим свои взаимоотношения с другими национальностями на основе традиционной многовековой дружбы, взаимоуважения и доверия. Особую роль здесь должно сыграть изучение и популяризация идей исламской культуры, а также разъяснительная работа, проведение соответствующих мероприятий с национальными обществами, мусульманскими общинами, конечно же, в тесном контакте с их старейшинами, лидерами, имамами мечетей и т.д. Если подходить к создавшейся ситуации объективно, общие принципы, видимо, должны сводиться к исторически сложившемуся сосуществованию русского населения с другими российскими этносами при терпимом взаимном отношении государства со всеми религиозными конфессиями, традициями, культурами, особенностям уклада жизни нерусских народов.

Практика последних лет показывает, что миграция должна четко регламентироваться и регулироваться со стороны государства. Один из главных вопросов национальной безопасности России - законодательное регулирование миграционных процессов. И потому при формировании федеральной концепции, предусматривающей современные тенденции народонаселения с ее быстрыми изменениями, крайне важно акцентировать внимание на таких ее составляющих, как:

- государственные (общереспубликанские, региональные и местные) программы целевой помощи переселенцам, их интеграция в рыночную экономику;

- тесное взаимодействие СМИ и региональных структур в области миграционных процессов и межнациональных отношений;

- хорошо поставленная система информации о положении на этих рынках, об условиях жизни в разных территориях;

- межрегиональные соглашения, регулирующие вопросы миграции населения, предупреждающие дискриминацию национальных меньшинств и диспропорцию рынка рабочей силы.

По оценкам экспертов, Юг России относится к тем регионам, которые в ближайшие годы могут осуществить экономический рывок. Программа социально-экономического развития «Юг России»,

разработанная администрацией ЮФО, ориентирована именно на такую перспективу. Одним из факторов, благоприятствующих экономическому росту, является миграционная привлекательность региона, чему должны способствовать, безусловно, СМИ. В ситуации нарастающего демографического кризиса, который отмечается в Астраханской области, проблемы, связанные с нехваткой рабочей силы, могут решаться посредством регулируемой миграции. Характер миграционных процессов на территории Астраханской области подтверждается статистическими материалами регионального Управления федеральной миграционной службы. Основной пассажиропоток иностранных граждан проходит через железнодорожную станцию «Аксарайская» на поездах среднеазиатского направления. По морскому каналу в порты прибывают суда Казахстана, Туркмении, Азербайджана, Ирана. Наибольший поток пассажиров пересекает границу на автопаромах через порт Оля. На авиационном транспорте прибывают иностранные граждане Армении, Казахстана, Украины, Туркмении, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции.

На протяжении ряда лет растет количество иностранных граждан, въезжающих на территорию Российской Федерации через Астраханскую область. На 30 июня 2006 г. въехало 245 244 тыс. человек (аналогичный период 2005 г. - 222 700 тыс. человек). В процентном отношении наибольший миграционный поток составляют граждане Казахстана (31,6%), Таджикистана (27,4%), Узбекистана (35,6%). С учетом неблагополучной социально-экономической обстановки в странах СНГ ЦентральноАзиатского региона на ближайшие несколько лет можно уверенно прогнозировать дальнейший рост миграционных потоков через территорию Астраханской области (в первую очередь, из Узбекистана и Таджикистана).

Граждане СНГ, прибывающие в Астраханскую область с целью трудоустройства, создают ситуацию, характеризующуюся жесткой конкуренцией на рынке низкоквалифицированного труда между ними и коренными жителями. Значительная часть привлекаемых в строительство и сельское хозяйство региона трудовых ресурсов из числа иностранных граждан формируется в обход российского законодательства. Нелегальное положение мигрантов позволяет их работодателям уходить от налогообложения, соблюдения требований Трудового кодекса РФ. Действующие на астраханском участке российско-казахстанской границы пункты

пропуска не имеют официально закрепленного статуса. В результате отсутствуют правовые основания для задержания иностранцев на период, необходимый для осуществления соответствующих проверок. Необходимы места временного размещения нелегальных мигрантов и лиц, подозреваемых в причастности к незаконным вооруженным формированиям и террористическим организациям, для проведения совместно с заинтересованными ведомствами фильтрационной работы.

На современном этапе надо отметить, что миграция населения является одним из важнейших индикаторов этнополитических и социально-экономических процессов, происходящих в обществе и государстве. По характеру этих миграционных потоков можно судить о степени открытости и демократичности общества, об уровне его урбанизированности и эффективности экономики и инфраструктуры, о региональных диспропорциях развития, о состоянии межэтнических отношений, о назревающих или уже явных этнических конфликтах. Как уже было отмечено, Каспийский регион, включающий в себя Российскую Федерацию, Исламскую Республику Иран, Республики Туркменистан, Азербайджан и Казахстан, интересен с точки зрения миграционной проблематики своим географическим положением, наличием моря, международный статус которого окончательно не определен, и, самое главное, реальными перспективами развития нефтяной отрасли в масштабах, позволивших ему стать точкой пересечения политических и экономических интересов ряда стран, претендующих на мировое лидерство. Кроме того, приобретение независимости бывшими республиками СССР повлекло за собой обострение геополитической ситуации в Каспийском регионе, что, в свою очередь, оказало существенное влияние на миграционные процессы внутри региона. Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо сегодня исследовать проблемы, связанные с современными миграционными процессами в Прикаспийских государствах, и их влияние на социально-политическую обстановку в регионе, в том числе и в Астраханской области.

На одной из значительных территорий Прикаспийского региона - в Азербайджане - процесс миграции законодательно регулируется. Совершенствование законодательной базы по миграции осуществляется по нескольким направлениям. Так, комиссия по социальной политике Милли Меджлиса работает над улучшением условий проживания азербайджанцев за рубежом. В связи с этим Милли Меджлис решает следующие задачи: изменение националь-

ного законодательства в пользу его унификации с международными правовыми актами; ратификация межгосударственных документов; использование законодательной практики стран СНГ в этой области; разработка совместно с международными структурами правовой базы миграции.

К настоящему моменту Республика Азербайджан присоединилась к семи основным документам ООН, регулирующим права мигрантов, в числе которых Конвенция ООН о противодействии транснациональной организованной преступности и соответствующие дополнительные протоколы по борьбе с торговлей людьми и против незаконного ввоза мигрантов. Указанные международно -правовые акты легли в основу Национального плана действий по борьбе с торговлей людьми и Закона по борьбе с торговлей людьми, принятых соответственно в 2004 и 2005 гг. Служба миграции МВД осуществляет профилактику и функции контроля в области миграции, рассматривает ходатайства об иммиграции, выдачу документов, подтверждающих статус иммигрантов, и осуществляет лишение таких документов, контролирует передвижение иммигрантов по стране, выезд из страны. Всего в стране насчитывается 3,8 млн. экономически активного населения. За 2004-2005 гг. создано 300 тыс. рабочих мест. Официальные показатели безработицы в Азербайджане составляют 6,8%. Уровень заработной платы на конец 2005 г. составил 127 манатов (порядка 140 долл. США, в 2004 г. - 97,5 долл.). Инфляция, которая еще недавно в Азербайджане была почти незаметной, усилилась в 2005 г. до 12,7%. Положение усугубляется притоком свыше 700 тыс. беженцев из Армении и районов военных действий в период обострения нагорнокарабахского конфликта. По приблизительным оценкам, за пределами страны, в основном в России и Турции, сегодня работает до 25% трудоспособных азербайджанских граждан. Считается, что официальные источники занижают количество безработных в Азербайджане, в то время как их фактическое количество (по разным источникам) превышает 1 млн. человек. Поэтому единственным средством существования для многих остаются госдотации и заработки за рубежом, прежде всего в России, где в настоящее время (по неофициальным данным) пребывает около 4 млн. азербайджанцев. В соответствии с официальной версией признается только

1,5 млн. азербайджанцев, проживающих в РФ. Их денежные переводы своим семьям составляют весомую часть ежегодного дохода азербайджанской экономики. Исчезновение такого источника фи-

нансовых вливаний в экономику страны, как доходы мигрантов, могло бы нанести серьезный удар по социальному уровню населения республики. С середины 90-х годов в самом Азербайджане также появились трудовые иммигранты, работающие в нефтяных и иных компаниях, главным образом граждане Турции и Ирана, всего около 60 тыс. человек. Из них только 5 тыс. прошли регистрацию - остальные являются нелегальными иммигрантами.

Несколько иная ситуация в Исламской Республике Иран. Исследование миграционной политики Ирана затруднено закрытостью информации. Так, отсутствуют переводы любых законодательных актов на русский язык. Кроме этого, на официальных сайтах государственных органов Ирана освещение проблем миграции не находит достаточного для исследования распространения. Таким образом, при описании миграционной ситуации в стране можно ориентироваться только на информацию Международной организации по миграции. По данным MOM, Иран по своим географическим характеристикам, демографическим и экономическим возможностям является страной, через которую проходит транзит миграционных потоков. В то же время Исламская Республика Иран - это страна, принимающая беженцев со всего мира, дающая им прибежище. Сами иранцы покидают страну в поисках лучшей работы и лучших условий жизни, перебираясь в различные районы мира. Иранские диаспоры имеются во всех более или менее развитых странах планеты. При этом они не теряют связь со своей страной. Иран также подвержен нелегальной миграции из разных стран мира. Наибольшую часть мигрантов в Иран составляют азербайджанцы. Эти лица в связи с низким уровнем жизни в Азербайджане приезжают в Иран нелегально (около 80%). Возможно, это связано с особенностями иранского законодательства о миграции, возможно, с национальным законодательством государств, откуда прибывают мигранты.

В Республике Казахстан правовое регулирование миграционных процессов в республике начинает складываться в середине 90-х годов прошлого века. В 1997 г. в республике принимается Закон «О миграции населения», который является основным нормативным документом, регулирующим общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создание необходимых условий жизни на новом месте для лиц и семей, возвращающихся в современную республику. В настоящее время Рес-

публика Казахстан является принимающей трудовых мигрантов страной, жители которой в то же время выезжают на заработки в другие страны. Число иностранных работников, официально зарегистрированных на территории республики, в 2002 г. насчитывало

11,7 тыс. человек. Однако в основном трудовая миграция носит нелегальный и полулегальный характер и составляет от 200 до 500 тыс. человек. До 10% домохозяйств имеют в своем составе работника, выезжающего, на заработки, главным образом в Россию, Турцию, Китай. Несмотря на то, что Казахстан ратифицировал все основные международные документы в области прав человека, а также принял ряд национальных законов, отмечаются массовые нарушения прав незарегистрированных мигрантов. Мигранты подвергаются жесткой эксплуатации, условия и охрана труда, правила безопасности не соблюдаются, социальные гарантии не обеспечиваются. Миграционные процессы постсоветского периода в Казахстане в отличие от многих других бывших республик СССР имели не только стихийно-массовый характер, но и беспрецедентные масштабы. Пик внешней миграционной активности в Казахстане приходится на 1994 г.: во внешних миграционных процессах участвовало свыше полумиллиона - 547,467 тыс. человек: страну официально покинули 477,068 тыс. прежних граждан и прибыло 70,389 тыс. иммигрантов. Всего за 9 лет (с 1991 по 1999 г.) во внешнемиграционных процессах в Казахстане участвовало 3,3 млн. человек. Беспрецедентный случай, учитывая население в 14,5 млн. человек. Серьезные социально-экономические потрясения, пережитые страной в начале и середине 90-х годов, наряду с политизацией этничности и кризисом государственной идентичности у части населения, стали основными факторами масштабной внешней миграции этого периода. 2004 г. ознаменован кардинальными изменениями. Впервые за последние десятилетия достигнуто положительное сальдо миграции. Согласно официальным данным, с 1991 по 2004 г. в Казахстан прибыли более 600 тыс. казахов из ближнего и дальнего зарубежья. Под легальными иммигрантами, согласно практике и казахстанскому законодательству, подразумеваются обычно казахи-репатрианты, оралманы. Казахстан сохраняет условия упрощенного порядка принятия гражданства для всех россиян, вне зависимости от этнической принадлежности, наличия родственных связей. Что неудивительно, учитывая сходство полиэтнического состава населения, уровня образования, обуславливающих «моментальную» интеграцию мигрантов; огромные мас-

штабы территории при малочисленности населения Казахстана. В рамках СНГ именно Россия является основной принимающей страной эмиграционного потока из республики. На Россию приходится подавляющая часть всех эмигрировавших из Казахстана в страны СНГ в 1991-2004 гг.

В Республике Туркменистан основным законом, регулирующим миграцию в стране, является Закон о миграции. В нем даются основные понятия миграции и мигрантов, принципы и задачи миграционных органов. Особенностью этого нормативного документа является доскональность в описании частных случаев взаимоотношений власти и мигрантов, как то: порядок выдачи виз, случаи отказа в выдаче виз, условия регистрации, порядок выдачи вида на жительство и многое другое. Даже описаны такие частные случаи, как аннулирование виз, продление документов. Причем перечень этих условий является по своему характеру исчерпывающим. Основными задачами настоящего закона являются: регулирование и стабилизация процессов миграции в Туркменистане; защита прав и законных интересов мигрантов, обеспечение их социальной защиты; предупреждение и предотвращение незаконной миграции; ведение единого реестра населения Туркменистана; содействие обеспечению национальной безопасности и соблюдению интересов государства в условиях развития миграционных процессов; совершенствование механизма правового регулирования процессов миграции. Задачи миграционного законодательства соответствуют задачам демократичной страны. Вместе с тем определенным новшеством в миграционном законодательстве республики, противоречащим демократическим нормам, можно считать так называемый «единый реестр населения» - систему единого учета персональных данных граждан Туркменистана. При этом государственные органы Туркменистана жестко контролируют обязательную регистрацию иностранных граждан, прибывших в республику. Миграционные настроения получают все большее распространение среди граждан Туркменистана, при этом данная тенденция прослеживается у представителей различных, включая и титульную, национальностей. По некоторым данным, мигрантов насчитывается около 200 тыс. человек, между тем как население республики составляет порядка 5 млн. человек. Своего пика миграция достигала дважды - в 1992 и 1996 гг. Начиная с 1997 г. наблюдается устойчивая тенденция снижения эмиграционных и иммиграционных потоков. В период с 1996 по 2001 г. в страны ближнего и дальнего

зарубежья выбыло около 100 тыс. человек, преимущественно русских, казахов, украинцев. В 2001 г. уровень эмиграции составил около одной трети от уровня 1996 г. (соответственно, 9,8 и 30,3 тыс. человек). Основной поток мигрантов направлен в страны СНГ, в первую очередь в Россию, Казахстан, Украину и Узбекистан. Эмигранты выезжали также в страны дальнего зарубежья: Германию, Израиль, США. В составе эмигрантов преобладают лица трудоспособного возраста. В Туркменистане с советских времен сохранился разрешительный порядок выезда за рубеж. Гражданин не имеет права покинуть страну без разрешения государства, причем разрешение выдается на посещение конкретной страны на определенный срок. Немногочисленным туркменским фирмам власти, следуя советской традиции, предписывают размещать иностранных туристов только в пустующих роскошных отелях, построенных государством, где минимальная стоимость номера сразу превращается в серьезный барьер для большинства бывших советских граждан. Ежемесячно в упрощенном порядке только туркмено-узбекскую границу до недавнего времени пересекали около 50 тыс. граждан Узбекистана и 600-700 граждан Туркменистана. Большой поток въезжающих из Узбекистана объясняется наличием крупных узбекских диаспор в Лебапском и Ташаузском (Дашогузском) велаятах. Ограничения свободы выезда из страны затронули более широкие слои населения после того, как с июня 1999 г. разрешительная виза стала необходима для поездок в государства СНГ. С этого времени возможности поддержания гражданами Туркменистана многочисленных дружеских, родственных, научных и деловых связей на территории бывшего СССР, занятие челночным бизнесом и т.п. оказались в полной зависимости от решения органов государственной власти. Те, кто желает эмигрировать из Туркменистана, также сталкиваются с многочисленными проблемами. Так, лицам, уезжающим в Россию, чтобы приватизировать и продать квартиру, нужно сначала получить статус переселенца, который в настоящее время не выдается без наличия российского гражданства и нотариально заверенного приглашения родственников о согласии предоставить переселенцу свое жилье. Таким образом, типичным является случай, когда только подготовка и оформление документов о гражданстве и статусе переселенца занимает несколько лет. Одновременно с введением в 1999 г. визового режима перед правоохранительными органами была поставлена задача усиления полицейского контроля за иностранцами, на-

ходящимися в Туркменистане. Разрешительный порядок выезда за рубеж открыто используется властями в качестве инструмента политического контроля за населением. Одновременно предпринимаются различные шаги, ограничивающие контакты с иностранцами, свободу передвижения и выбора места жительства внутри страны. В ряде случаев это ведет к грубому нарушению гражданских прав и находится в очевидном противоречии с международными обязательствами Туркменистана и даже внутренним туркменским законодательством.

Подводя итоги вышеизложенного, конкретизируя отдельные вопросы регулирования миграционной политики в Прикаспийских государствах, в том числе и в Российской Федерации, следует отметить, что, несмотря на принятие целого ряда законов в этой области, целостной политики в государствах по-прежнему не существует. Новые законы должны очень скоро вступить в силу, но подзаконных актов и разъяснений к ним так и не поступает. Ответственность по применению законов и реализации различных программ в области миграции переложена на плечи исполнителей в регионах. Но отсутствие на самых верхних этажах власти понимания того, как регулировать миграционные процессы и что, собственно, надо делать с тем огромным количеством мигрантов, которые буквально обрушились на страны в последние годы, существенно затрудняет ее регулирование. В заключение можно привести слова бывшего губернатора Астраханской области Анатолия Гужвина: «Ничего страшного в самой миграции нет... Сама миграция носит не только негативный оттенок. В ней есть свои позитивные моменты, которые работают в пользу России, и мы должны научиться управлять этими процессами, в том числе и на уровне глав местного самоуправления».

«Каспийский регион: Политика, экономика, культура», Астрахань, 2007, № 1(10), с. 17-25.

Д. Авилова,

историк

СУФИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Изучение исламского мистицизма на современном этапе развития России обладает особой актуальностью, так как в новой трансформирующейся социокультурной среде современного рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.