Научная статья на тему 'Этнодемографические процессы в России: правовые и социальные аспекты'

Этнодемографические процессы в России: правовые и социальные аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнодемографические процессы в России: правовые и социальные аспекты»

♦

тике. Взгляд на природу языка с точки зрения эпистемологии М. Фуко задал новые системы координат в исследовании повествовательных стратегий текста в постмодернистской историографии.

В заключение отметим, что, хотя и не существует абсолютной «конвертируемости» философских идей и кон -кретно-научных стратегий, во многих сюжетах гуманитарных наук, в частности в историографии, явственно угадываются образы эпистемологии М. Фуко.

1 См., напр.: Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи» // Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М ., 1977. С. 23.

2 См .: Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М ., 2003. С. 255.

3 Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров, или Как философствовать молотом. О философах. Об истине и лжи во вненравственном смысле. Минск, 2003. С. 4, 18, 78.

4 Мы опираемся на осуществленную Ю. Хабермас ом ин -терпретацию историографической концепции М. Фуко как ини-циированной идеями Ф. Ницше.

5 Фуко М. Ницше, генеалогия, история // Постмодернизм и культура. М., 1991. С. 78.

6 Фуко М. Археология знания. СПб., 2004. С. 52.

7 Цит. по: Табачникова С. Комментарий // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996. С. 346.

8 Визги н В. Генеалогический проект Мишеля Фуко: он -тологические основания // Фуко и Россия. СПб. М., 2001. С. 106.

9 Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. С. 118.

10 Цит. по: Кастель Р. «Проблематизация» как способ прочтения истории // Мишель Фуко и Россия. СПб. М., 2001. С. 10.

11 Шартье Р. Интеллектуальная история и история мен-тальностей: двойная переоценка? // Новое литературное обозрение. 2004. № 2 (66). С. 45.

УДК 314.14

ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

В течение последних 15 лет особое беспокойство общества и государства вызывают проблемы социальной нестабильности, в том числе в сфере межнациональных отношений. В современный период модернизации российского общества когда не преодолены кризисные явления, охватившие все стороны жизни, межнациональные отношения представляют собой один из наиболее важных и значимых типов социальных отношений. В настоящее время процессы, происходящие как в России, так и в государствах бывшего СССР сопровождаются ростом национального самосознания, растущим стремлением народов к самовозрождению, с од -ной стороны, и разрушением межэтнического мира, нарастанием межнациональной напряженности, с другой. По справедливому утверждению исследователей они имеют под собой глубокие исторические корни. Это и массовые насильственные переселения целых народов, и волюнтаристские подходы к административному делению территорий. Сюда следует добавить и поверхностное отношение к национальным проблемам в более поздние периоды развития страны, включая серьезные теоретические и практические просчеты в проведении на разных уровнях государственной политики в последние годы1.

Таким образом, с начала 199 0-х гг. Россия вплотную столкнулась с проблемой интенсификации и диверсификации миграционных процессов. Проблема нелегальной миграции в мире не нова, но привлекает в настоящее время все более пристальное внимание и в России, и на Западе. Только с 20 02 по 20 03 гг. в российских СМИ было опубликовано более 6 млн статей, репортажей, вышло передач по телевидению, по -священных проблемам беженцев и вынужденных переселенцев. Раз -витию подобного рода явлений способствовали следующие факторы: переустройство постсоветского пространства; изменение политической и социально-экономической ситуации в зарубежных государствах; значительное сокращение производства на крупных предприятиях республик бывшего СССР; относительно высокий уровень жизни в России по сравнению со странами Азии, Африки, СНГ; развитие индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности с воз-

Ю.В. Ковалев,

доцент кафедры частного права,СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2006. № 13(2)

можностью привлечения капитала иностранных государств и т.д .2.

Известно, что на земном шаре проживает более 2 тыс. различных народов - от малочисленных до многомиллионных наций, а государств существует более 200. Поэтому около 90 наций и народностей вынуждены сосуществовать в составе многонациональных государств. Одно это обуславливает важность национальных проблем не только для отдельно взятой страны, но и для мирового сообщества3.

Происходящие в России социально-экономические и политические процессы, сопровождающиеся глубокими переменами в межэтнических отношениях, обострили объективно существовавшие межнациональные проблемы, а также вызвали новые. В условиях, когда отсутствуют научно обоснованная доктрина межнациональных отношений и осмысленная линия поведения государства в этноконфессиональной сфере, регионы, прежде всего полиэтнические, пытаются формировать свою национальную политику, способную предотвратить межнациональную напряженность4.

Эти процессы происходят практически в условиях депопуляции в России. Актуальной остается проблема укрепления российской семьи. По данным МВД РФ ежегодно из семей в России убегает около 40 тыс. детей, до 12 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством (!), более 8 тыс. детей впервые пробуют наркотики и алкоголь. При этом СМИ, в первую очередь телевидение, практически пропагандируют однополые браки, гомосексуальные связи и лесбиянство. Эти процессы особенно активно происходят в среде так называемой интеллигенции, что явно говорит о ее духовном кризисе. Количество заключаемых браков превышает количество разводов за тот же период не более чем на 20 -24%. Несмотря на приток мигрантов из-за рубежа, население России продолжает ежегодно уменьшаться на 850 - 950 тыс. чел. Как справедливо считают исследователи, этнос обречен на прозябание и вымирание, если им утрачены возможность и способность быть независимым и свободным, если он не укрепляет своих позиций в мировом сообществе наций3.

Волна национализма обусловлена не особенностями самосознания, а жестким столкновением интересов, понимаемых анахронически. Эт но политическая активность все более приобретает агрессивную сепаратистскую форму, что вызывает цепную реакцию насилия. Этнический сепаратизм обуславливается как социально-экономическими, так и лингвистическими, конфессиональными особенностями и нередко выливается в вооруженную борьбу, терроризм5. Начиная с 1987 г. по разным оценкам в границах бывшего Союза имели место от 100 до 150 этнополитических конфликтов, причем свыше 20 из них - вооруженных. Распространение нестабильности и конфликтов в южных регионах постсоветского пространства (по подсчетам экспертов) охватывает территории с населением около 3 0 млн чел.

Этносы не выступают самостоятельными реальными субъектами политического действия - ими выступают агрессивные, имеющие властные притязания элитные группы. И права профессор В.Н. Ярская, утверждавшая, что происходящие процессы виктимизации,

политизации этнических отношений тормозят интеграцию российской нации. Процесс привлечения в страну гастарбайтеров из стран Юго-Восточной Азии, Китая, некоторых стран Африки и Европы при наличии почти 25 млн русских в ближайшем зарубежье, на наш взгляд, кощунственная и несовместимая с интересами наро -дов России политика. По нашему мнению, необходимы немедленные и эффективные правовые, экономические, социальные меры исполнительной и законодательной властей на прекращение депопуляции, вымирания населения нашей Родины.

Резкое повышение детских пособий, рост матери -ального благосостояния населения, подъем качества жизни, снижение платы за дошкольные учреждения, снижение и регулирование цен на детские вещи, развитие детского и юношеского спорта, массовой физкультуры, возможности получить среднее и высшее профессиональное образование способным детям из мало -обеспеченных семей, квартиры молодым семьям, достойная зарплата не только госслужащим - все это будет способствовать при реализации укреплению семьи, росту рождаемости, уменьшению потока эмигрантов, ежегодно покидающих Россию, как правило навсегда. Актуальными являются слова директора французского Института политической демографии профессора Сорбонны Ж.Ф. Дюпона: «Численность населения страны питает ее мощь, и если эта численность не велика, возникает представление об относительной слабости страны »6. Процессы миграционных потоков происходят на фоне существующей безработицы, особенно среди молодежи, выпускников учебных заведений. Если в 2000 г. официально было зарегистрировано 6499 тыс. чел., не имеющих работу, то в 2002 г. их было 6153 тыс. чел., в 2003 г. - 5716 тыс. чел. Это свидетельствует о нерациональном использовании трудовых ресурсов при их недостатке. Вероятно, было бы правильно вернуться к системе государственного распределения выпускников колледжей и вузов, обучающихся за счет местных и федерального бюджетов.

Россия, вступившая в XXI в. и III тысячелетие, меняет вектор общественной эволюции. Развитие страны и мира перестало быть непрерывным и линейно детерминированным, превратившись в скачкообразный и многомерный процесс.

Как отмечают исследователи, победившие либералы-рыночники (молодые реформаторы) примерно до середины 1990-х гг. абсолютно были убеждены, что незачем учитывать этноконфессиональную и этнокультурную специфику, исторический опыт страны при выборе (а тем более навязывании) стратегических экономических целей7.

Все это и привело к тем трагическим событиям в Санкт-Петербурге, Воронеже, Белгороде и других городах, где происходят убийства по национальным причинам . После убийства Н. Гиренко, эксперта в области расизма, все труднее доказывать, что расизма в России нет. Первоначально правоохранительные органы пытались выдавать убийства таджикской девочки, нескольких студентов из стран Афри ки и Южной Америки за вылазки дворовых хулиганов, а не скинхедов. Сегод -ня уголовные процессы опровергли эти голословные первоначальные версии. Нетерпимость участников

П

этнического конфликта есть проявление этноцентризма. При этом когнитивная (познавательно-оценочная) функция этноцентризма, которая выражается в предвзятом сравнении групповых различий, и создает искаженный образ межгрупповых отношений8.

Саратовскую область в этнически-конфессиональном отношении легко сравнить с Российской Федерацией. Национальная структура области является результатом взаимодействия различных этносов и культур. Как известно, этнический состав области представлен 111 этносами. Большинство составляют русские (85,6%). На территории области проживают украинцы (3,8%), казахи (2,7%), татары (1,9%), мордва (0,9%), чуваши (0,8%), белорусы (0,7%), немцы (0,6%) и др. Проживают также представители других стран: поляки, болгары, греки, венгры, корейцы, турки, финны, чехи и др. Поселенческая структура народов Саратовской области сложилась исторически и отличается пестротой национального состава сельской местности и высокой степенью городской моноэтничности. Русские в составе городского населения составляют более 91%, в селах русских 78%. Размещение отдельных этносов по территории области довольно разнообразно и зависит от исторических условий.

Социально-демографическая ситуация народов области неоднозначна С 1992 г. в нашем регионе наблюдается естественная убыль населения. Основным источником роста численности населения стал миграционный прирост. Естественная убыль стала характерна для русских, украинцев, евреев, мордвы. У казахов, татар, чувашей, немцев, армян, азербайджанцев, грузин, узбеков, народностей Северного Кавказа идет естественный прирост, т.е. превышение числа родившихся над числом умерших.

По оценкам миграционной службы в Саратовскую область за период с 1 991 г. прибыло около 260 тыс. чел., из них 8 - 10% составляют мигранты внутри России, основная часть - из стран ближнего зарубежья. Но это не решает проблемы сохранения русского и некоторых других этносов. Как показала последняя перепись 2 002 г., начиная с 19 89 г. число проживающих в стране сократилось на 1,8 млн чел. При этом естественная убыль составила 7,4 млн чел. (родилось 20,5 млн чел., умерло 27,9 млн чел.), но 5,9 млн чел. было возмещено за счет миграционного прироста. По оценкам экспер -тов при сохранении этой тенденции к 2080 г. нас может остаться 45 млн чел.! В 2002 г. в стране было 11,6 млн чел. в возрасте от 45 до 50 лет и только 6,9 млн чел. - от 6 до 10 лет. Таким образом, трудовые ресурсы в ближайшие годы будут быстро уменьшаться, что станет ограничителем экономического роста в России и, естественно, на -шем регионе. Все чаще звучат голоса о том, что сегодня единственное спасение - в увеличении миграционного притока рабочей силы10.

Конституция РФ начинается со слов «мы, многонациональный народ России», тем самым декларируется, что население России составляют многие национальности, т.е. группы людей, являющихся носителями этнических свойств (этноформами) и объединенных этими свойствами в определенные общности. Таких в России насчитывается 168. Сегодня в России идет поиск форм институционализации этно национальной

политики. Первой структурой, отвечающей в стране за «национальный вопрос», был Госкомитет РСФСР по национальной политике (создан 28.11.1991 г.). Его последовательно сменили Госкомитет по делам Федерации и национальностей (19.02.1 993 г.), Министерство РФ по делам национальностей и региональной политике (10. 01. 94 г.), Министерство РФ по делам национальностей и федеральным отношениям (4.03.1996 г.), Министерство РФ региональной и национальной политики (30.04.1998 г.), Министерство РФ национальной политики (22.09.1998 г.), Министерство РФ по делам Федерации и национальностей (25.05.1999 г.), Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики (17.05.2000 г.). Вопросы национальных отношений после бесланских событий переданы в ведение Министерства РФ регионального развития11. Это свидетельствует о том, что власть не смогла найти адекватную форму государственно-правового регулирования этой важной сегодня сферы жизни. Согласно выводам Центра этнопо-литических и региональных исследований в «период стабилизации» этнополитическая ситуация радикально изменилась по сравнению с предшествовавшей «революционным периодам». Основной зоной межэтнических конфликтов выступают не республики, а русские края и области, особенно на юге России12.

События последних лет, на наш взгляд, не дают оснований для такого категоричного вывода. В 2000 г. Президентом РФ был подписан указ, утвердивший Концепцию национальной безопасности РФ13. В число отмеченных угроз национальной безопасности страны вошли несовершенство системы государственной власти и гражданского общества, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений. В Концепции отмечено, что усилению национализма, этносепаратизма способствуют этноэ-гоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция.

Проблема нелегальной миграции в мире не нова. Но сегодня это явление стало прибыльным бизнесом для организованной преступности: образовалась целая сеть фирм, способствующих этому процессу. По данным исследователей в США число подпольных иммигрантов оценивается от 2 до 13 млн чел., в России - от 3,5 до 5 млн чел., в Японии - от 300 тыс. до 1 млн чел., в Южной Америке - от 1,5 до 6 млн чел.14.

Феномен миграции стал составляющим фактором практически всех глобальных проблем. Массовые перемещения людей привнесли в традиционные отношения ряд значительных деструктивных изменений.

Нынешнее положение и п ерспективн ое развитие народов Саратовской области определяются как общими для России процессами, так и региональной спецификой . Под влиянием политических и социально-эко -номических перемен, суверенизации и этнизации в ближнем зарубежье и национально-территориальных образованиях России произошли серьезные сдвиги в миграционном обмене Саратовской области. Только с 1992 по 1998 гг. в область прибыли более 50 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, в националь-

ном составе которых преобладают русские. Сегодня официально этот показатель составляет около 9,5% от численности жителей области.

В 2000 г. в России по данным Федеральной миграционной службы насчитывалось 88 0 394 лиц, имеющих официальный статус вынужденного переселенца (в том числе этнических русских - 73,2%), и 79 906 лиц, имеющих статус беженца (русских - 9,1%).

Сходный процесс происходит и в Саратовской области. По данным ИЦ ГУВД области только за 11 месяцев 2003 г. на территории области было зарегистрировано прибытие более 36 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. Из них жители стран СНГ составляют около 70%. Наибольшие количество мигрантов - из Уз -бекистана (16,9%), Казахстана (14,8%), Украины (11,4%), Азербайджана (9,9%) и др.

Миграция стала фактором социально-экономичес -кого и политического развития общества, требующим внимания органов государственной власти и местного самоуправления. Именно поэтому современная миграционная политика (как в масштабах страны, так и в конкретных регионах) должна, на наш взгляд, уйти от односторонности, выражающейся главным образом в выработке мер, направленных на противодействие незаконной миграции, и приобрести контекстный характер, ориентированный , с одной стороны, на противодействие незаконным миграционным процессам, а с другой - на стимулирование качественных миграционных потоков в регионы в целях их социально-экономического и куль -турного развития, позитивно влияющего на стабилизацию социально-правового порядка.

В Саратовской области в феврале 2003 г. была создана Областная межведомственная комиссия по миграционной политике. В соответствии с федеральными законами «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» только за 10 месяцев 20 03 г. было выдано 3936 видов на жительство, рассмотрено 1545 ходатайств юр идических и физических лиц о пригл ашениях на въезд в Россию.

Существует две точки зрения на отношения со сто -роны государства к процессу миграции . Руководство страны считает, что трудовая миграция решает про -блему естественной убыли населения (в основном -русских) и сокращения трудовых ресурсов. Другие политические деятели и исследователи полагают, что рост миграции, особенно нелегальной, приведет к росту национальных настроений и конфликтов, преступных эт -нических группировок (их в стране насчитывается - по данным МВД РФ - более 2 тыс., только в Москве их около 500), распространению заболеваний (в том числе экзотических или давно забытых для России), увеличению давления на социальную сферу. В нашей области только в 2003 г. ГУВД выявило около 3 тыс. нарушений режима пребывания и регистрации иностранных граждан. За 20 03 г. было составлено около 7 тыс. административных протоколов, в суд было направлено 31 4 материалов, общая сумма штрафов составила 1,4 млн руб.15.

Неконтролируемая миграция способствует усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма, создаются условия для возникновения новых конфликтов. Печальный опыт

Франции, Германии, Австралии (2005 г.) и некоторых других стран показал, к чему может привести открытие границ для трудовой и иной миграции (в том числе нелегальной). В Европе, где проживает более 3 млн нелегальных мигрантов, были вынуждены ужесточить меры в отношении таких лиц. Но, как отмечает про -фессор М .В. Немытина, сформированные в законодательстве правовые подходы расходятся с политическими установками по решению проблемы вынужденных переселенцев. Исследователи отмечают, что необходимы оптимизация регулирования миграционных процессов, разработка новой концепции миграционной политики исходя из реали й Росси и, создание законодательной базы в соответствии с международны -ми правовыми стандартами. Необходимо дополнить федеральное законодательство так, чтобы учитывал -ся бы различный правовой статус мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, а также разработать специальный нормативный акт о порядке административного выдворения и депортации мигрантов с территории России16.

Необходимо, на наш взгляд, проводить воспитание в духе толерантности, направленное на противодей-ствие влияниям, вызывающим чувства страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно формировать у молодежи навыки самостоятельного, независимого мышления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В 2005 г. автором был проведен опрос 112 студентов 1 курса факультетов экономики и права и экономики и менеджмента СГСЭУ Результаты опроса следующие: среди респондентов было 61% женщин и 39% мужчин. Национальное самосознание отраженно в ответах: 6% респондентов указали свою национальность - татары, 3% - армяне, а 91% считают себя рус-ск ими .

Вызывает тревогу, что 33% респондентов-мужчин и 12% женщин отрицательно относятся к лицам иной национальности. Положительно относятся лишь 5% мужчин и 18% женщин. На вопрос «Хотели бы вы проживать в одной квартире с лицами другой национальности ?» были получены следующие ответы: «да» ответили только 6% респондентов-женщин, «нет» - 86% респондентов-мужчин и 42% - женщин. Иметь супруга (супругу) другой национальности согласны лишь 10% респондентов-мужчин и 12% - женщин. Против высказались 62% мужчин и 39% - женщин. Положительно то, что при определении наиболее значимых для респондентов личных качеств первыми были отмечены ум, доброта, порядочность, честность. Национальность в числе значимых была отмечена лишь 22% мужчин и 15% - женщин.

Миграция порождает не только указанные негативные проблемы. Мигранты, как правило, не знакомы ни с культурой, ни с обычаями той территории, куда они приехали. Они вынуждены замыкаться в узких национальных группах, которые порой не относятся к национально-культурным обществам. Поэтому в Приволжс-ком федеральном округе проводятся ежегодные конференции по национальным, миграционным проблемам, ежемесячно выходит газета «Миграционные вести ПФО» (редакция находится в Саратове). С 1997 г.

П

действует Центр межнационального сотрудничества. В 1 997 г. Постановлением Правительства Саратовской области (от 26.05.1997 г. № 36-П) была утверждена Концепция национальной политики Саратовской области. В Концепции отражены практически все основные направления национальной политики в политической и государственно-правовой, социально-экономической и духовной сферах; намечена программа социального и национально-культурного развития; разработан механизм осуществления национальной политики. Ежегодно заключается Общественный договор о согласии и социальном партнерстве в Саратовской области, III раздел которого посвящен национальным отношениям. Продолжают свою работу Ассамблея народов области, Координационный межнациональный совет, Научно-методический совет по национальной политике при губернаторе области.

На наш взгляд, необходимо разработать идеологию миграционных процессов, четкий, концептуально определенный подход, современную правовую регламентацию и эффективный механизм контроля над миграций. Было бы правильно вернуться к разработке федеральных и региональных программ по национальной политике, что эффективно реализуется на региональном уровне. Необходимо решить вопрос о присоединении России к международным конвенциям «Об экстрадиции» (№ 70 1957 г.), «О международной силе судебных решений по уголовным делам» (№ 70 1 970 г.) и «О взаимной помощи по уголовным делам» (№ 30 1959 г.). Правильно, что объявляются амнистия нелегальным мигрантам. Надо упростить регистрацию мигрантов, совершенствовать воспитание детей, в том числе за счет увеличения объема курса литературы и прочего, усилить борьбу с ксенофобией, ужесточить контроль за соблюдением мигрантами российского законодательства.

Внешне все выступают за государственное единство, великую страну, а государственная система вот уже более 10 лет балансирует на грани распада. Политологи скромно именуют это состояние демократическим транзитом17.

Эффективная, взвешенная национальная политика также будет способствовать достижению главной задачи, стоящей перед государством и регионами, -повышения уровня и качества жизни, благосостояния нашего общества, всех людей и граждан, проживающих на территории России. Это будет не только результатом экономического развития регионов, но и необходимым условием дальнейшего совершенствования современной цивилизации. Будущее России, ее регионов во многом зависит от того, какие ценности, желаемые критерии качества жизни будут определять прогресс принятия управленческих решений. В условия глобализации нелегальная и вынужденная миграция, неуправляемая и плохо регулируемая, представляет собой прямую угрозу национальной безопаснос -ти государства. Сегодня возрастает культурная дистан-цированность мигрантов от основных жителей региона, увеличивается стремление сохранить свои национальные традиции, а не усваивать чужие18. В деклара-

ции Генеральной Ассамблеи ООН отмечено, что культура мира определяется как сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, которые отражают и поощряют в том числе продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости и солидарности между всеми народами и таким образом содействуют уважению культурного разнообразия19.

1 См.: Фролова Т.Н. Деятельность органов внутренних дел в процессе разрешения межнационального конфликта: социологический аспект. Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. М., 2003. С. 3.

2 См.: Червяков А.Ю. Регулирование миграционных процессов в системе мер поддержания правопорядка в регио -не. Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. М., 2005. С. 3.

3 См. Политология: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Николаева. Саратов, 2001. С. 176.

4 См.: Мякшев А. П. Культурно-национальная автономия как один из методов совершенствований межнациональных отношений в многонациональном регионе / Становление ин-ститута гражданского общества. Саратов, 2000. Ч. 2. С. 53.

5 См.: Раков А.И. Мораль и политическая власть / Под ред. В.А. Динеса. Саратов, 2001 . С. 74.

6 Дюпон Ж.Ф. Демография и геополитика / Киселев С .Г. Основной инстинкт цивилизации и геополитические вызовы России. М., 2002. С. 299.

7 См.: Мерзляков Л.И. Россия в эпоху поздней империи: современная отечественная общественная научная мысль о проблемах социально-экономического развития / Под ред. С.Ю. Наумова. Саратов, 2003. С. 151.

8 См.: Гулиев М.А. Политическая толерантность в урегулировании этнических конфликтов. Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Р./ н/Д., 2003. С. 17.

10 См.: Иммигранты спасут Россию // Миграционные вести ПФО. 2004. Август № 8. С. 8.

12 См.: Смирнов А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики // Полис. 2005. № 4. С. 51.

13 См.: Указ Президента РФ № 24 «О концепции нацио-нальной безопасности РФ» / С 3 РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

14 См.: Спиридонова Ю.А. Проблемы нелегальной трудовой миграции // Современные проблемы социально-экономического развития России: Сб. науч. трудов по итогам студенческой научной конференции в 2003 г. Саратов, 2004. С. 59.

15 См.: Кузнецов Н.Н. Гости из группы риска // Наркомат. 2004. № 3. С. 34 - 35.

16 См.: Сокольникова А .В. Личный статус вынужденных мигрантов в РФ // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1. С. 100.

17 См.: Шестов Н.И. Идея единства страны и рефор-ма российской политической системы // Полис. 2004. № 6. С. 111.

18 См.: Иноземцев В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия (историко-социологический очерк) // Социс. 2003. № 4. С. 69 - 70.

19 См.: Рац М. Культура мира в России // Власть. 1999. № 3. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.