Научная статья на тему 'Культура и политика в процессе гармонизации межэтнических отношений'

Культура и политика в процессе гармонизации межэтнических отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / ТРЕНД / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / MIGRANTS / MIGRATION / SOCIAL DYNAMICS / POLITICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Русанов В. А., Клинаев Ю. В., Замогильный С. И., Дикун Н. А., Санатин В. П.

Рассмотрены некоторые аспекты социальной динамики современного российского общества, определяемой миграционными процессами. Межкультурные взаимодействия мигрантов и местного населения протекают в условиях кризисного развития экономики и пока ещё непривычного для большинства населения обилия противоречивой информации, ориентированной на манипулирование общественным мнением. Сохранение политической стабильности и социально-психологического благополучия российского общества зависит сейчас от релевантного сочетания политических решений и практики межкультурного сосуществования в уникальном полиэтническом сообществе Российской Федерации. В статье приводится разнообразный и обширный материал социологических исследований и выявленных трендов по актуальным проблемам современных миграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND POLITICS IN THE PROCESS OF HARMONIZATION OF INTER-ETHNIC RELATIONS

This article discusses some aspects of the social dynamics of contemporary Russian society stipulated by the migration processes. Intercultural interaction between the migrants and local population occur in the context of economic crisis, and the abundance of conflicting information focused on the manipulation of public opinion, which was so far unfamiliar to the majority of the population. Political stability, social and psychological well-being of the Russian society now depends on a combination of relevant policies and practices of intercultural coexistence in a unique multi-ethnic community of the Russian Federation. The article provides a varied and extensive material for sociological research on pressing issues of modern migration.

Текст научной работы на тему «Культура и политика в процессе гармонизации межэтнических отношений»

УДК 0008:316.722:316.42

В.А. Русанов, Ю.В. Клинаев, С.И. Замогильный, Н.А. Дикун, В.П. Санатин КУЛЬТУРА И ПОЛИТИКА В ПРОЦЕССЕ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ1

Рассмотрены некоторые аспекты социальной динамики современного российского общества, определяемой миграционными процессами. Межкультурные взаимодействия мигрантов и местного населения протекают в условиях кризисного развития экономики и пока ещё непривычного для большинства населения обилия противоречивой информации, ориентированной на манипулирование общественным мнением. Сохранение политической стабильности и социальнопсихологического благополучия российского общества зависит сейчас от релевантного сочетания политических решений и практики межкультурного сосуществования в уникальном полиэтническом сообществе Российской Федерации. В статье приводится разнообразный и обширный материал социологических исследований и выявленных трендов по актуальным проблемам современных миграционных процессов.

Мигранты, миграционные процессы, социальная динамика, тренд, политическая стабильность

V.A. Rusanov, Y.V. Klinaev, S.I. Zamogilniy, N.A. Dikun, V.P. Sanatin CULTURE AND POLITICS IN THE PROCESS OF HARMONIZATION OF INTER-ETHNIC RELATIONS

This article discusses some aspects of the social dynamics of contemporary Russian society stipulated by the migration processes. Intercultural interaction between the migrants and local population occur in the context of economic crisis, and the abundance of conflicting information focused on the manipulation of public opinion, which was so far unfamiliar to the majority of the population. Political stability, social and psychological well-being of the Russian society now depends on a combination of relevant policies and practices of intercultural coexistence in a unique multi-ethnic community of the Rus-

1 Статья выполнена в рамках Программы Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант 10-06-01303а/Б и БРФФИ (в Республике Беларусь зарегистрирован под № Г10Р-028).

268

sian Federation. The article provides a varied and extensive material for sociological research on pressing issues of modern migration.

Migrants, migration, social dynamics, political stability

Гости в доме бывают порой обременительны. Мигранты, пришельцы практически всегда вызывают в обществе отторжение и недовольство, несмотря на возможные экономические выгоды от применения их труда, несмотря на существующие в обществе обычаи гостеприимства или насаждаемые хорошие манеры политкорректности и толерантности. Негативная эмоциональная аура ярче у пришельцев определённых этносов, её яркость зависит и от благополучия социальной общности, вынужденной поглощать переселенческие потоки.

Настоящей трагедией миграционные процессы оборачиваются в тех случаях, когда недавние незваные гости становятся хозяевами локальной социальной жизни или демонстрируют стремление к доминированию. В этом стремлении к доминированию заключается главная причина кровопролитных стычек, жестоких войн или долговременных, тлеющих конфликтов. Благополучная Британия, вечно мятущиеся Балканы, веками непонятные страны и народы Азии, Африки хронически больны социальной инфекцией этнокультурных междоусобиц.

Россия, объединив славянские княжества, ассимилировав малочисленные этносы, дошла от Балтики до Тихого океана, судя по письменным источникам прежних и недавних времён, никогда не сомневалась в своих правах на земли и людские ресурсы татар, удмуртов, аварцев, якутов и множества других народов. Глобализация принципов гуманизма и демократии, кроме благостного торжества либерализма, приводит мировое сообщество к гораздо менее благостному стремлению обособиться, выпрыгнуть из клеток привычных государств и создать свои райские национальные хоромы. Политики и политологи, националисты и космополиты, в конечном счёте, оставляют многонациональным государствам два пути: тотальная, гомогенизирующая ассимиляция или беспредельное дробление на изящные политические миниатюры - продукты распада больших материнских стран.

Вполне вероятно, существует и ещё какой-либо менее тревожный и менее затратный путь решения этнополитических проблем. Возможно, даже не один. Концепцию политического регулирования национальных проблем, однако, можно строить только на материковой породе общественного сознания различных социальных групп и общностей, удалив зыбкие пески сиюминутных барханов общественного мнения. В поисках такого пути, разумеется, все полимаршрутные карты - в руки социологии.

Саратовская область на протяжении уже двух десятков лет постсоветского реформирования демонстрирует удивительные интегрирующие особенности. Результаты многочисленных и разнообразных социологических исследований по Российской Федерации всегда очень точно совпадают с результатами исследований, проведённых среди населения области. Представляется в силу этого допустимым использовать результаты локальных исследований для моделирования ситуации в федеральном масштабе. В результате исторического процесса миграций и освоения и расселения в Поволжском регионе в Саратовской области проживают представители 112 национальностей. Национальное многообразие саратовской земли наиболее отчетливо выражено в ее этнолингвистической картине.

Индоевропейская семья представлена в основном народами славянской группы. К ним относятся: русские - 2302,4 тыс. человек, украинцы - 101,8 тыс. человек, белорусы - 17,7 тыс. человек и другие (по данным переписи 1989 года). Русские и украинцы начали заселять Поволжье в XVI и XVII веках после включения его в состав Русского государства (1552-1556 гг.). Начало переселения белорусов - XIX век. Миграции немцев в Поволжье начались при Екатерине II во второй половине XVIII века. Второе место по численности в нашей области занимают представители алтайской языковой семьи. К ней относятся такие народы, как казахи, татары, чуваши, башкиры, азербайджанцы, узбеки. Татары проживают на саратовских землях со времен Золотой Орды. Чувашское население появилось в Нижнем Поволжье в XVII веке. Казахи и башкиры стали селиться в нашей области в XX веке. Самым первым по упоминаниям в исторических документах является мордва, расселившаяся здесь, вероятно, в начале нашей эры и явившаяся этническим субстратом многих разноязыких этнических общностей.

Динамика численности украинцев показывает высокий уровень их ассимиляции при условии соседства очень родственного по языку, культуре, психологии и судьбе народа. По переписи 1989 года в области проживало более 100 тысяч лиц украинской национальности, а в 2002 - уже только 67,3 тыс. Данное снижение связано с быстрой ассимиляцией среди русских. В настоящее время максимальная доля украинцев (около 25 %) отмечается в Самойловском районе, в то время как несколько десятилетий назад в том же районе 70% идентифицировали себя как украинцы. В то же время 30 % населения Саратовской области имеют украинские фамилии или имеют украинские корни.

Татары компактно проживают в Саратовском, Петровском, Базарно-Карабулакском, Дерга-чёвском, Ершовском, Пугачевском районах, в которых имеются 10 татарских и 19 смешанных населённых пунктов. С 1992 года в Саратове существуют достаточно уникальные образования, такие, как татарская гимназия и детский сад, а национально-культурная автономия татар создана в еще 1997 году. Эффективно работает татарский культурный центр, татаро-башкирское культурнопросветительское общество «Идель», исламский центр Поволжья «Дава» и культурнопросветительское общество «Исламский призыв». Регулярно выходят газета «Мусульманский вестник» (Саратов), телепередача «Аллаху акбар».

Миграционные движения в области имеют сложную динамику и разнонаправленный характер. В область прибывают больше мигрантов, чем покидают ее. Естественный прирост населения в Саратовской области отрицательный, поэтому миграционный приток и покрывает естественную убыль населения, и обеспечивает его рост в целом по области.

Эффективность социального управления в полиэтнической среде зависит не от численности того или иного этноса, не от пространственной его дислокации, а от показателей динамики регионального сообщества, проявляющихся в результате взаимодействия отдельного этноса со всем сообществом как системой. Самюэль Хантингтон заметил по этому поводу:

Таблица 1

Выборочная статистика численности этносов, для которых характерны тенденции их численной динамики

Этносы 1989 2002 2010

Украинцы 101832 67257 41942

Армяне 6404 24976 23841

Чуваши 20613 15956 12261

Мордва 23381 16523 10917

Белорусы 17771 12675 8489

Немцы 17068 12093 7579

Курды 72 2268 2851

Евреи 8054 3428 2250

Дунгане 5 47 760

Рис. 1. Выборочная статистика численности этносов, для которых характерны тенденции их численной динамики (украинцы, армяне, чуваши)

Рис. 2. Выборочная статистика численности этносов, для которых характерны тенденции их численной динамики (мордва, белорусы, немцы)

9000

Рис. 3. Выборочная статистика численности этносов, для которых характерны тенденции их численной динамики (курды, евреи, дунгане)

«Более важны для ассимиляции не культура общества, к которому принадлежали иммигранты, а их личные мотивы и характеры. Люди, которые более или менее добровольно решают покинуть родную страну и перебраться в другую, сильно отличаются от тех, кто подобного решения не принимает»1.

На примере Саратовской области можно убедиться, что весьма отличные по культуре и языку от основной массы населения казахи и дунгане практически бесконфликтно приживаются в региональном сообществе, а практически русскоязычные выходцы из Дагестана порождают массу конфликтов. Схематизируя личностную мотивацию мигрантов, можно с известной долей условности утверждать, что казахи и дунгане приезжают жить и работать, а уроженцы Дагестана - пережить тяжёлые времена на своей родине и подзаработать любыми способами. Соответственно и подходы в работе с определёнными диаспорами и методы социального управления органами региональной власти и местного самоуправления должны быть специфичными, подобранными для конкретной ситуации.

Тенденции изменения численности населения за последние 20 лет, что видно из диаграмм, таковы.

Первая диаграмма: численность украинцев снизилась в 2,5 раза, что может быть объяснено ассимиляцией этнических украинцев среди, в основном, русского населения, что обусловлено историческими причинами, родственностью культур и ментальностью славянских народов. Может, даже уместен в этом контексте личный пример одного из авторов этой работы, предки которого по материнской линии были переселенцами из Г алиции и Ахтырки Полтавской губернии, и деды по паспорту являлись этническими украинцами, а уже родители были идентифицированы как русские. Хотя на бытовом уровне вплоть до последних лет сохранён украинский язык как средство общения и сохранения музыкально-певческой культуры.

Зато численность армян выросла почти в 4 раза, что, безусловно, связано с политическими и экономическими коллизиями региона исхода, и толерантной привлекательностью, исторически сложившейся в Саратовской области.

1 Хантингтон С. Кто мы? М., 2004, С. 296-297.

Категория «толерантность» (в этническом аспекте) обеспечивает аксиологические установки позитивного взаимодействия с другими национальными формами культуры, расширяет круг личностных ценностных ориентаций, которые, как правило, выражаются в готовности или неготовности взаимодействовать с представителями иных национальностей. Степень данного состояния базируется на целом комплексе оценок, на понимании своего местонахождения в социокультурном пространстве, на представлении о моральном порядке, формирующемся в соответствии с набором культурноспецифических критериев оценки собственного поведения и поведения других».1. Последующая логика может быть принята как методологическое основание анализа социологических аспектов толерантности. В задачу социологии входит только дать человеку знания, с помощью которых он приходит к пониманию происходящего, ставит перед собою цели и делает свой выбор. Поставленная своеобразная задача выявления тех ценностных оснований, которые двигают человеком, позволяет определить толерантность как социологический феномен и один из важнейших параметров ценностного отношения как к другому человеку, так и к представителю другого этноса. Таким образом, толерантность в межэтнических отношениях может быть определена как форма гармонизации межнациональных взаимодействий на индивидуальном и межгрупповом уровнях. Данные ценностные основания и являются как раз той «скрытой реальностью», которая проявляет себя на поверхности социума и только указывает на необходимость описания именно этой объективной реальности.

Отсюда вывод о невозможности создавать регулирующие материалы только на основании эмпирического материала, т.к. они формируются в глубинах самой личности. Толерантность - ценностная социально-социологическая идея, а поскольку реальность культуры возникает в связи с фундаментальным качеством человека присваивать миру смысл и значение, осмыслять окружающую реальность, необходимо при исследовании этой реальности находить связь ее проявлений с первичным качеством человеческого бытия, проявляющегося в создании ценностей.

Численность чувашей снизилась почти в два раза, что вероятнее всего, связано с резким снижением прироста населения, традиционно проживающего в сельской местности.

Вторая диаграмма: численность мордвы снизилась более чем в 2 раза, по причинам тем же, что и для чувашского населения области. Белорусы уменьшили свою численность в 2 раза, что связано и с ассимиляцией, и с миграцией их на свою историческую родину - республику Беларусь. Немецкое население области выросло к 1989 году в 4 раза по отношению к 1959 году за счёт возвращения из Казахстана и Сибири выселенных немцев и их потомков в Саратовскую область, которая признавалась малой российской родиной немцев. В 2010-2012 гг. немецкое население уже уменьшилось в 2,5 раза, достигнув максимума к 1990 г., что связано теперь уже с безвозвратной эмиграцией этнических немцев на свою историческую родину.

Третья диаграмма: евреи Саратовской области, традиционно занятые в высокотехнологичных отраслях, науке, медицине и образовании, после распада СССР пополнили третью волну эмиграции, сократили свою численность в области в 4 раза, выехав теперь в основном в Европу, США и Канаду, а не на свою историческую родину. Характерно также появление в Саратовской области новых для неё этносов - курды увеличили численность в 40 раз, а дунгане - в 150. Эти группы поселяются обособленными группами в сельской местности, заняты в низкопроизводительном сельскохозяйственном производстве, фактически являющемся натуральным хозяйством, призванным обеспечить более-менее сносные условия жизни своих семей.

Потребность в этнической идентичности является базовой, определяющей в перечне самоопределений по социальному, классовому, профессиональному, половому, конфессиональному и другого рода признакам.

В области самыми многочисленными являются русские (85,6%), украинцы (3,8%), казахи (2,8%), татары (2,0%), мордва (0,9%), чуваши (0,8%), белорусы (0,7%) и немцы (0,6%). Наибольшей пестротой национального состава отличаются города области. Но доля русских везде очень велика: от 96,3% (в Ртищеве) до 81,5% (Красный Кут). В Саратове самыми многочисленными после русских являются украинцы, татары, армяне, мордва, казахи, белорусы, чуваши и азербайджанцы. В других городах украинцы - Энгельс, Балаково, Балашов, Калининск, Вольск, Маркс; казахи - Новоузенск, Энгельс; татары - Энгельс, Балаково, Пугачев, Ершов; мордва - Энгельс, Балаково, Петровск; чуваши - Балаково; белорусы - Энгельс, Балаково. У наиболее многочисленных и давно проживающих в области народов сложилась своя география расселения.

Так, русских больше проживает в Правобережье, где их удельный вес составляет от 68,0% в Петровском районе до 95,7% в Романовском. В Левобережье их удельный вес ниже - от 45,3% в Александрово-Гайском районе до 79,3% в Краснопартизанском.

1 Истомина О.Б. О типах этнической идентичности // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 62. 272

Наиболее велика численность украинцев в Самойловском, Калининском, Энгельсском, Крас-нокутском, Федоровском и Ершовском районах. Украинцы - вторая национальность в Саратовской области, у которой уже проявилась тенденция стать третьей после казахов ввиду изменения динамики рождаемости последних. Казахи живут на юго-востоке Заволжья, в Александрово-Гайском районе их доля в населении составляет 46,6%, а русских только 45,3%. Значительно представительство казахов в Новоузенском, Дергачевском, Озинском, Питерском и Ровенском районах. Татарские, мордовские, чувашские села можно встретить по обеим сторонам Волги. Немцы проживают в Левобережье. Наибольшее их число в Марксовском, Энгельсском и Ровенском районах.

За 2002-2005 годы в нашу область прибыло 40 тыс. беженцев и переселенцев, причем в городской местности - 28 тыс., в сельской - 12 тыс. В основном это русские (27 тыс. человек) - вынужденные переселенцы из Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Другими более значительными по численности национальностями, прибывающими к нам, являются армяне, грузины, азербайджанцы, немцы из различных стран СНГ. Вынужденные мигранты селятся во всех районах области, но больше их в таких районах Правобережья, как Балашовский, Вольский, Красноармейский, Калининский, в Левобережье - Балаковский, Энгельсский, Марксовский, Пугачевский.

В то же время на фоне продолжающейся депопуляции происходит сокращение значения миграционных процессов в росте населения области. Так, регистрируемый миграционный прирост сократился более чем в 5 раз: с 9744 человек в 2000 г. до 1890 человек в 2001 г. С 1996 г. миграционный прирост перестал возмещать естественную убыль населения. В 1997 г. он компенсировал ее на 72%, а в 2002 г. лишь на 5%. Более того, в 2003 г. в области наблюдалась миграционная убыль населения. Поэтому в сложившейся ситуации основными миграционными «донорами» области выступают Казахстан, Средняя Азия и Кавказ. Так, в 2003 г. на территории Саратовской области были зарегистрированы более 38 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, из них более 80% из стран СНГ. Подавляющее большинство мигрантов, зарегистрированных в Саратовской области как вынужденные переселенцы, - русские. Преобладание в общем потоке вынужденной миграции русских, которые имеют общую языковую, этническую и религиозную природу с местным населением, в определенной степени смягчает их взаимодействие, которое чаще всего строится по принципу «чужой - свой».

Таблица 2

Доля иностранных трудовых мигрантов в численности занятых в Саратовской области в 2003-2009 гг.1

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Занятые, тыс. человек, в том числе: 1074 1095 1060,1 1107,6 1154 1207,7 1192

Женщины 493,5 513,9 506,1 532,2 545 573,7 589

Мужчины 580,5 581,2 554 575,4 609 634 603

Иностранные трудовые мигранты, тыс. человек, в том числе: 1213 1597 1426 1368 2001 2398 3368

Женщины 76 132 130 297 466 486 626

Мужчины 1137 1465 1269 1071 1535 1912 2746

Доля мигрантов в численности занятых в экономике, % 0,113 0,146 0,134 0,124 0,174 0,199 0,284

Таблица 3

Структура иностранных трудовых мигрантов в Саратовской области по отраслям экономики в 2009 г.2

Отрасли экономики Из республик бывшего СССР Страны дальнего зарубежья Всего

чел. % чел. % чел. %

Промышленность 222 1,6 40 0,2 262 1,8

Сельское хозяйство 850 6,3 254 1,8 1104 8,1

Транспорт 45 0,3 4 0,01 49 0,31

Связь 134 1 - - 134 1

Строительство 1796 13,4 3956 29,7 5752 43,1

Торговля и общественное питание 19 0,1 69 0,5 88 0,6

Материально-техническое снабжение 4 0,01 - - 4 0,01

Информационно-вычислительное 7 0,03 5 0,01 12 0,04

1 Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. иЯЬ : http://srtv.gks.ru/default.aspx.

обслуживание

Общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка 2629 19,7 3085 23,1 5714 42,8

Геология и разведка недр 16 0,2 - - 16 0,2

ЖКХ 8 0,03 - - 8 0,03

Здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение 46 0,7 12 0,06 58 0,76

Образование 8 0,03 4 0,01 12 0,04

Культура и искусство 24 0,1 - - 24 0,1

Наука и научное обслуживание 7 0,03 - - 7 0,03

Другие отрасли 98 0,7 55 0,4 153 1,1

Всего 5913 44,2 7484 55,8 13397 100

Таблица 4

Численность иностранных трудовых мигрантов из стран СНГ и Балтии, привлеченных в Саратовскую область в 2003-2009 гг., человек

Страны 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Всего %

Из стран бывшего СССР, в том числе: 170 643 793 418 828 1266 1943 6063 44

Азербайджан 14 22 22 16 189 428 750 1441 10,6

Армения 30 76 72 24 144 326 375 1047 7,7

Г рузия 17 26 26 5 6 9 15 104 0,6

Казахстан 4 7 24 30 19 13 8 105 0,6

Кыргызстан - - - 4 38 52 47 141 0,9

Молдова 15 213 313 18 24 23 18 624 4,5

Таджикистан - - - - 22 52 115 189 1,3

Узбекистан 20 50 55 29 70 136 386 746 5,4

Украина 56 241 276 285 308 219 225 1610 11,9

Литва 9 8 5 7 4 6 4 43 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследования этнической структуры трудовых миграций показывает, что среди трудовых мигрантов наблюдается тенденция увеличения доли титульных народов государств исхода наряду с реальным преобладанием русских. Основными причинами, по которым жители соседних государств приезжают в Саратовскую область, являются экономические. Мигранты едут в Россию в поисках заработка, нередко готовы браться за любую работу, на которую не найти претендентов из числа местных жителей. Работники из ближнего зарубежья чаще всего предпочитают работать в сельском хозяйстве, торговле, общественном питании и строительстве.

В 2003 г. в промышленности было занято в полтора раза больше иностранных рабочих по сравнению с предыдущим годом, в сельском хозяйстве - на 31% меньше, а в сфере строительства на 62% меньше. В 2004 г. на работу предполагалось привлечь 775 иностранных граждан, но вследствие увеличения государственной пошлины за использование иностранных рабочих реально их оказалось меньше.

Внутриобластная миграция составляет в общем миграционной динамике 60,2%, но в то же время она на изменение численности населения области в целом не влияет, 34,3% в миграционном обороте приходится на перемещения внутри России, 5,1% - на перемещения в страны СНГ и обратно,

0,4% - на другие зарубежные страны.

Таблица 5

Общие итоги миграции населения по Саратовской области за 2011 г.

Показатели Прибывшие Выбывшие Миграционный прирост

Миграция всего 57938 58831 -893

из нее:

в пределах России, 52109 58163 -6054

в том числе:

внутриобластная 35516 35516 -

межрегиональная 16593 22647 -6054

международная 5829 668 5161

в том числе:

со странами СНГ 5382 464 4918

Азербайджан 593 13 580

Армения 794 12 782

Белоруссия 81 49 32

Казахстан 1079 272 807

Киргизия 779 33 746

Молдавия 177 3 174

Таджикистан 326 8 318

Туркмения 103 1 102

Узбекистан 1026 16 1010

Украина 424 57 367

с другими зарубежными странами 447 204 243

В январе-марте 2012 г. число прибывших мигрантов составило 14183 человека, в том числе зарегистрированы в новом месте жительства - 9138 человек, а по месту пребывания (на срок 9 месяцев и более) - 3480 человек (24,5%). Выбыло мигрантов из области 13485 человек, из них сняты с регистрационного учета 9294 человека, а покинули область на срок более 9 месяцев 3579 человек (26,5%).

Прибыли в область из других регионов России и зарубежных стран 5857 человек (41,3%), выбыли - 5159 человек (38,3%). За три месяца этого года в области сложился миграционный прирост населения, который составил 698 человек. Наиболее значительным он был из Казахстана (27,2%), Узбекистана (20,6%), Армении и Киргизии (по 14,2%), Азербайджана (10,2%), Украины (4,5%), Таджикистана (около 4%). Миграционные процессы и, так сказать, созревание гражданского общества в регионе отражаются на восприятии населением этнической картины социальной среды.

Таблица 6

С какими позициями в межнациональных отношениях Вы согласны (?):

(Всего анкет 1244. Без ответа 7)

Варианты ответов Саратов 2005 Саратов 2010 ИДК*

1. Война христианской и мусульманской цивилизации в ХХ1 веке неизбежна 9.7 11 +1

2. Русские в России должны иметь больше прав, чем национальные меньшинства 23 21 -2

3. Представители всех национальностей в России должны обладать равными правами 56 61 +5

4. Нужно вести борьбу с засильем нерусских во власти, бизнесе и торговле 44 48 +4

5. Следует ужесточить наказания за проявления русского шовинизма и экстремизма 15 21 +6

Таблица 7

Как бы Вы отнеслись к тому, что в Вашем районе (городе) будут жить и работать (7)1

2005 2010 ИДК*

1. Русские переселенцы из стран СНГ 54 68 +14

2. Украинцы 48 57 +9

3. Молдаване 26 32 +6

4. Казахи 22 29 +7

5. Корейцы 16 17 +1

6. Узбеки 11 10 -1

7. Таджики 13 17 +4

8. Турки 12 11 -1

9. Китайцы 11 10 +1

10. Кавказцы 9.7 11 +1.3

На чём же зиждется относительное благополучие региона и мирное сосуществование столь несхожих по культуре, бытовому укладу национальных сообществ?

Во-первых, уже в советские времена в Саратовской области сложились лояльные власти группы авторитетных в своих сообществах национальных лидеров, заинтересованных в стабильном и мирном сосуществовании всех народов, населяющих территорию региона (татарские, украинские,

1 Здесь приводятся только положительные оценочные позиции респондентов (в % от всех).

немецкие культурные, досуговые, фактически же самоуправленческие структуры). В постсоветский период стали возникать подобные центры национального самоуправления и среди новых поселенцев. Сейчас в области существует 6 национально-культурных автономий (татарская, казахская, курдская, армянская, азербайджанская, немецкая) и около 30 национально-культурных объединений.

Во-вторых, актив национальных организаций достаточно политизирован, что распространяется и на всех представителей диаспор. Таким образом, произошла и постоянно продолжается интенсивная политическая ассимиляция новых поселенцев при сохранении вполне приемлемой для них культурной самобытности.

В-третьих, установилась достаточно эффективная интеграция органов государственного регионального и муниципального управления с лидерами диаспор. Любые конфликтные ситуации между представителями различных этносов решаются при непосредственном участии авторитетных лидеров национально-культурных объединений, начиная со стадии дознания или административного разбирательства и, если так сложатся обстоятельства, вплоть до судов различных инстанций.

Укрыться, отгородиться от миграционных процессов невозможно, так же как спрятаться от потоков нейтрино, пронизывающих Вселенную. Полная политическая и административная, управленческая ассимиляция мигрантов и забота о сохранении их национально-культурной самобытности представляются разумным третьим путём, не ведущим ни к насильственной ассимиляции, ни к государственно-политической деструкции, но имеющим целью социальное и духовное благополучие всех граждан многострадальной России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плохова Н.В. Ситуация на рынке труда в Саратовской области / Н.В. Плохова // Российское предпринимательство. 2011. № 10 Вып. 2 (194). С. 43-47.

Русанов Виктор Алексеевич -

кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Энгельсского технологического института (филиала) Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Клинаев Юрий Васильевич -

доктор физико-математических наук, профессор кафедры «Техническая физика и информационные технологии»

Энгельсского технологического института (филиала) Саратовского государственного технического университета Гагарина Ю.А.

Замогильный Сергей Иванович -

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Гуманитарные науки» Энгельсского технологического института (филиала) Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Санатин Владимир Петрович -

кандидат философских наук,

директор Центра социальных исследований Фонда

«РОСС-ХХІ ВЕК», г. Саратов

Дикун Наталья Александровна -

аспирант кафедры «Гуманитарные науки»

Энгельсского технологического института (филиала) Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Viktor A. Rusanov -

Ph. D., Associate Professor of the Department Humanities of Engels Institute of Technology,

Part of Gagarin Saratov State Technical University

Yuriy V. Klinayev -

Dr. Sc., Professor

of the Department Technical Physics and Information Technologies of Engels Institute of Technology,

Part of Gagarin Saratov State Technical University

Sergey I. Zamogilniy -

Dr. Sc., Professor

of the Department Human Sciences of Engels Institute of Technology,

Part of Gagarin Saratov State Technical University

Vladimir P. Sanatin -

Ph. D., Director

of the Centre for Social Research Foundation «ROSS-XXI CENTURY», Saratov

Natalia A. Dikun -

Postgraduate

of the Department Humanities of Engels Institute of Technology,

Part of Gagarin Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 11.09.12, принята к опубликованию 06.11.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.