Научная статья на тему 'Территориальные особенности размещения населения Саратовской области по национальному составу и религиозному образу жизни'

Территориальные особенности размещения населения Саратовской области по национальному составу и религиозному образу жизни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1214
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / ETHNIC COMPOSITION / РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ / RELIGIOUS COMPOSITION OF THE POPULATION / РАССЕЛЕНИЕ / SETTLEMENT / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ / GEOGRAPHICAL DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макарцева Людмила Валентиновна

Анализируются территориальные особенности размещения населения Саратовской области по национальному составу и религиозному образу жизни в историческом аспекте и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Territorial characteristics of the distribution of population Saratov region on the national structure and a religious way of life

The peculiarities of territorial distribution of the population of the Saratov region on the ethnic composition and religious way of life in the historical aspect and in our time.

Текст научной работы на тему «Территориальные особенности размещения населения Саратовской области по национальному составу и религиозному образу жизни»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Раздел 1 ГЕОГРАФИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

УДК 911.37-54 (470.44)

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ СОСТАВУ И РЕЛИГИОЗНОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Л.В. Макарцева

Саратовский государственный университет им. Н.Г Чернышевского, г. Саратов, Е-таИ:т11атак05@та11.ги

Анализируются территориальные особенности размещения населения Саратовской области по национальному составу и религиозному образу жизни в историческом аспекте и в настоящее время.

Ключевые слова: национальный состав, религиозный состав населения, расселение, географические различия.

В результате исторического процесса заселения Саратовской области, освоения территории, а также миграционных процессов сложилась следующая этническая картина. Доминирующей национальностью в области являются русские (85,9 %), их доля в населении растет в результате миграционного притока из стран СНГ и Балтии как в 1990 гг., так и в настоящее время. Второй по численности национальностью являются казахи (2,9 %), третьей - татары (2,5 %). Украинцы занимают четвертое место (2,2 %). Все другие народы области (общее их число достигает свыше 110) малочисленны и составляют всего 0,5 %. Сюда входят: мордва, чуваши, белорусы, башкиры, молдаване, марийцы, немцы, евреи, армяне, азербайджанцы, грузины, чеченцы, лезгины, табасараны и некоторые другие народы [1]. Рассмотрим основные географические различия в национальном составе населения городов и районов области.

Русские. Их доля везде велика, но выше всего она в городах Правобережья. Так, в Ртищево и Хвалынске она колеблется от 97,1 % до 89,7 % соответственно. В Саратове русские составляют 91,6 % населения, причем 34,6 % тех, кто проживает в области, сконцентрированы в областном центре. В Левобережье доля русских в городах ниже: максимальна она в Балаково (93,0 %), минимальна в Новоузенске (80,6 %), который является приграничным городом с Казахстаном. За последние годы во всех городах области доля русских выросла. Это связано как с миграционными, так и с ассимиляционными процессами, которые в городах проходят более интенсивно. В Саратове также проживают: татары (1,8 %) от всего населения города, украинцы (1,3), армяне (1,1), казахи (0,9), азербайджанцы (0,7 %). Этническая картина городов отличается от районов области [1]. У давно проживающих и наиболее многочисленных в

области народов сложилась своя география расселения. Так русских больше проживает в Правобережье, их доля составляет от 76,4 % (в Петровском районе) до 95,9 % (в Турковском районе). В Левобережье их удельный вес ниже - от 39,9 % (в приграничном с Казахстаном Александрово-Гайском районе) и до 93,0 % (в более северном Духовницком районе). И только еще в четырех районах Левобережья русских более 80 %, это Балаковский, Краснопартизанский, Ивантеевский, Пугачевский [1].

Татары. В области наибольшая доля их сосредоточена в Дергачевском (18,4 %), Базарно-Карабулакском

(8,9 %), Петровском (8,8 %), Хвалынском (5,8 %)районах. Татары проживают на Саратовской земле со времен Золотой Орды. В те времена они поселились на территории правого берега Волги, а в степной части левого берега -татары-карагачи и татары-ногайцы [2].

Казахи проживают на юго-востоке Заволжья. Эта территория пригранична с Казахстаном и данная картина расселения во многом объяснима. В прошлом, когда Казахстан был присоединен к Российской империи (1930-е гг.), Саратовский край становится приграничной территорией. Именно сюда, в заволжские степи, прибыли кочевники казахи. В 1920-х гг. наблюдалась вторая волна миграции казахов, причиной которой послужили неурожайные годы и массовый голод. Основными районами проживания стало Левобережье Саратовского края. В настоящее время казахи в основном проживают в Алексан-дрово-Гайском районе, их доля в населении составляет 54,1 %. Значительно представительство казахов в районах Саратовской области: Новоузенский -40 %, Питерский - 23,6 %, Дергачев-ский - 22,1 %, Ровенский - 18,3, Озин-ском, Ершовском, Красно-Кутском, Пе-релюбском, Федоровском, Советском и Марксовском районах - более 10 % от всего населения в каждом. В последние годы наблюдается рост численности ка-

захов и в районах Правобережья: Калининский и Красноармейский - по 3,4 %, Лысогорский, Новобурасский и Саратовский - более 1 % [1].

Украинцы и белорусы. Большая доля украинцев наблюдается в населении Самойловского, Калининского, Федоровского, Энгельсского, Краснокутско-го и Марксовского районов. Малороссы на территории Саратовского края появились при Петре I. Часть из них бежала на Волгу из-за помещичьей кабалы, а часть переселилась в связи с соляными разработками на озере Эльтон, они получили льготы и расселились на нашей территории. Белорусы рассеяны по всем районам области.

Мордва проживает в основном в Петровском (8,0 % от населения района), Хвалынском (3,7), Балтайском (2,2), Энгельсском (1,8) и Татищевском (1,6 %) районах. Данный этнос селился в основном на территории правого берега, в северной части: Вольский, Кузнецкий, Петровский, Хвалынский районы. Мордовские, как и чувашские села можно встретить по обеим сторонам Волги.

Чуваши - небольшая национальная группа, прибывшая в Саратовский край в конце ХУП-ХУШ вв. из разных мест, они были вытеснены помещиками, которые захватили их земли. До настоящего времени чуваши расселены на территориях Базарно-Карабулакского (6,7 %), Балаковского, Вольского и Пугачевского районах.

Башкиры - немногочисленная группа, проживающая на территории нашей области с ХУ1-ХУ11 вв. В настоящее время башкиры проживают в Заволжье. В Саратовской области самым «башкирским» районом является Перелюб-ский район - 7,0 % [1].

Армяне и азербайджанцы. Армяне проживают не только в областном центре и больших городах, но и в сельской местности Правобережья и Заволжья. Наибольшая концентрация их в Балтай-ском районе (9,0 %). Это новое явление

в расселении армян сложилось в результате миграции 1990-х гг. В Татищев-ском и Ершовском районах они составляют по 2,4 % населения. Их доля в Воскресенском, Екатериновском, Калининском, Ровенском, Саратовском районах колеблется от 1,5 до 2,1 %. В сельских районах - Аткарском, Красноармейском и Новобурасском - по 3,2 %. В последние годы выросло и представительство азербайджанского народа [1].

Немцы в Саратовском крае появились после указа Екатерины II от 4 декабря 1762 г. Именно тогда в Саратовский край прибыло 30 тыс. немцев-колонистов, которые принадлежали к трем основным конфессиональным группам: лютеране, католики и реформаторы, были и семьи смешанного вероисповедания. Таким образом, проживание немцев на наших землях обусловлено исторически. В настоящее время немцы проживают в Левобережье. Наибольшее их число в Марксовском (3,2 %), Ровенском (2,6), Энгельсском (1,4 %) районах. В Правобережье наиболее значительна их доля в Красноармейском районе - 1,8 %. Во всех районах области численность немцев сократилась, что связано с процессами миграции 1990-х гг. и их ассимиляции.

Чеченцы и лезгины. Доля чеченцев в районах области колеблется от 1 до 2,1 %. Данный народ проживает как в районах Правобережья (Воскресенский, Екатериновский, Калининский и Тати-щевский), так и в Левобережье (Ровен-ский и Новоузенский). Численность и представительство по районам чеченцев в последнее время сокращается. Лезгины проживают во всех районах области. За последние годы в области наблюдается увеличение ассимиляционного процесса [1].

Таким образом, особенности заселения, выгодное географическое положение нашего края, способствовали формированию многонационального состава жителей. Зная этническую картину в Саратовской области, можно

увидеть закономерную связь между национальным и религиозным составом населения. Известно, что татары являются традиционным носителем ислама, русские - православия, немцы - католицизма. Поэтому при анализе религиозного состава населения был важен анализ данных по национальному составу.

В настоящее время в нашей стране происходит процесс возврата к религиозности, и некоторые исследователи приходят к выводу об отсутствии четкой границы между верующим и неверующим населением. В зависимости от степени убежденности, активности в рассмотрении атеистических или религиозных взглядов среди населения выделяют следующие мировоззренческие группы: атеисты, убежденные неверующие, безрелигиозные, верующие убежденные, истинно верующие и фанатики [3].

Религиозные признаки можно проанализировать с помощью наблюдения, изучения личных документов, анкетирования, интервьюирования. В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения.

Среди населения Саратовской области христианство играет доминирующую роль, так как преобладающей нацией являются русские. Это традиционные носители православия, хотя сюда можно отнести и восточных украинцев и белорусов. К православным себя относят так же ассимилированные народы. Православие распространено по всей территории области, но большая часть верующих сосредоточена в Правобережье, а также северной части Левобережья. Православный приход по области составляет 1638,4 тыс.чел., или 65,7 % населения. В сравнении с дан-

ными по России в целом доля православных составляет 74 %.

Православие в Саратовский край пришло вместе с первыми поселенцами русской национальности, которые в XIII в. начали основание этой территории. По летописям известно, что уже в XVII в. в Саратове существовали монастыри, а в 1675 г. был построен Троицкий храм (ныне Свято-Троицкий кафедральный собор). Православие всегда было доминирующей религией Саратовской области и это место оно сохраняет до сих пор. Наибольшая часть православных верующих - сельские жители, либо городские с «сельскими корнями», как правило, это женщины старше 65 лет. За последние годы в области восстановлены и построены храмы не только в 18 городах, но и сельских населенных пунктах [2].

Католицизм. Католическая ветвь христианства на территории Саратовской области представлена католиками, лютеранами, баптистами и протестантами. Массовый приток католиков наблюдался с момента переселения колонистов из Европы, т.е. с 1762 г. В то время около 6 тыс. чел. католического вероисповедания основали 31 колонию с шестью, а позднее девятью приходами как в Правобережье, так и в Левобережье. Главной католической церковью был католический собор Святого Кли-ментия в Саратове. После 1917 г. католические церкви пострадали так же, как и православные храмы. Лишь с начала 1990-х гг. началось официальное возрождение католицизма в нашей области. В настоящее время на территории городов Саратова и Маркса, а также р.п. Степное расположены католические храмы [2].

Ислам. История ислама в Поволжье начинается с Волжской Булгарии - ран-несредневековым тюркским государством. Непосредственно в Саратовский край ислам проникает в ХГУ-ХУ вв. в среду степных кочевников. В 1552 г. после падения Казанского ханства судь-

ба мусульман подвергается духовному геноциду. Лишь при Екатерине II наблюдается более гибкая политика в отношении мусульман. В конце XVIII в. в Саратове появляется Татарская слобода, в районе Глебучева оврага. Возрождение ислама наблюдалось не только в Саратове, но и в Пугачевском и Ново-узенском районах Левобережья, а также Петровском и Хвалынском районах Правобережья. В конце 1950-х гг. в Саратове появилась первая мечеть. В настоящее время в области действуют 23 мусульманские общины с мечетями при них. Наряду с татарами полноправными членами общин выступают азербайджанцы, башкиры, дагестанцы, ингуши, чеченцы, казахи, таджики, узбеки. В последние годы появились: духовное управление мусульман, ряд мечетей и школ. Мусульманское население в основном распространено в Левобережье и в Северной части Правобережья. Мусульмане Правобережья придерживаются ортодоксального направления ислама - суннизма. Общая численность мусульман в Саратовской области около 500 тыс.чел. [2].

Среди других верований в Саратовской области встречаются представители иудаизма, буддизма, бахаизма, индуизма. Одной из крупных диаспор Саратовской области является еврейская -традиционный носитель иудаизма, хотя доля еврейского населения в области незначительна. Доля верующих здесь не велика, т.к. еврейское население сильно ассимилировано русским.

Территория Саратовской области подразделяется на четыре основных ареала по национальному составу [1]. С долей условности можно предположить, что в первом ареале преобладает православие. Это Балашовский, Романовский, Турковский, Ртищевский, Аткарский, Екатериновский и Аркадакский районы Правобережья, где доля русского населения превышает 89 %.

Второй ареал включает пять районов: Пугачевский, Духовницкий, Иван-

теевский, Краснопартизанский и Пере-любский (территория Левобережья). Ареал характеризуется преобладанием русского населения (67,4-91,7 %) и возрастающей долей казахов (3,9-10 %) и татар (около 2 %). В Ивантеевском районе большую долю составляют башкиры (6,9 %). Среди верований преобладает православие, но в семьях казахов, башкир и татар исповедуют ислам.

Третий ареал имеет сложный национальный состав и очень пестрое размещение национальных групп по территории. Он охватывает СевероВосточную часть Правобережья и состоит из шести районов: Петровского, Новобурасского, Базарно-

Карбулакского, Балтайского, Вольского и Хвалынского. Доля русских - около 75,0 %, татар - около 6,0 %. Высокая степень дробности и мозаичности размещения различных национальностей обусловлена ходом заселения данной территории в XVII и XVIII вв. Кроме русского здесь высока доля мордовско-

го, татарского и чувашского населения. В этом ареале также преобладает доля православия.

Четвертый ареал включает территорию с русско-украинским населением (Правобережье: Татищевский, Саратовский, Красноармейский, Воскресенский, Самойловский, Калининский и Лысо-горский районы) и русско-казахским населением (Левобережье: Энгельсский, Федоровский, Ершовский, Марксов-ский, Балаковский, Краснопартизан-ский, Советский, Ровенский, Новоузен-ский, Питерский, Дергачевский и Озин-ский). Во всех частях этого ареала основная национальность русские, но на его территории расселены казахи с долей от 20 до 60 %. Следовательно, можно предположить, что в религиозном составе населения преобладает православие, но в юго-восточных районах Левобережья - ислам. Таковы основные географические различия в национальном и религиозном составе населения Саратовской области.

Список литературы

1. Уставщикова С.В. Этнический состав населения Саратовской области, расселение народов Саратов // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Науки о Земле. - 2013. - Т. 13. - Вып. 2. - 50 с.

2. Энциклопедия Саратовского края. - Саратов, 2002. - 688 с.

3. Яблоков И.Н. Социология религии. - М., 1979. - 143 с.

TERRITORIAL CHARACTERISTICS OF THE DISTRIBUTION OF POPULATION SARATOV REGION ON THE NATIONAL STRUCTURE

AND A RELIGIOUS WAY OF LIFE L.V. Makartseva

The Saratov State University of N.G. Chernyshevsky, Saratov, E-mail:[email protected]

The peculiarities of territorial distribution of the population of the Saratov region on the ethnic composition and religious way of life in the historical aspect and in our time.

Keywords: ethnic composition, religious composition of the population, settlement, geographical differences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.