развития. [Электронный ресурс]: URL: http://www.msor-
russia.ru/ru/programs/doc/3928 (дата обращения 23.06.2011).
20. Алиев Т.З. Местное самоуправление как демократический институт власти // Власть. 2008. №8. С. 25.
21. Краткосрочное сценарное прогнозирование развития гражданского общества в России. Краткий отчет по результатам экспертного опроса. АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа Циркон). 2009. С. 3.
22. Куликова А.В. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия, его особенности // Вестник Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. 2006. №1. С. 231.
M.Y. Krutikov
THE LEGAL ACTIVITY OF POPULATION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE CIVIL SOCIETY IN RUSSIA
The sociological aspects of the legal activity of population were considered as a condition, determining the progress of the civil society. Based on results of sociological research the state of the legal activity of the population in the modern Russian Federation is assessed.
Key words: legal activity, democracy, a civil society, legal culture.
Получено 12.10.2011 г.
УДК 32:316.422
A.A. Лаврикова, канд. полит. наук, доц., (4872) 33-23-52, [email protected],
О.Е. Шумилова, канд. полит. наук, доц., (4872) 33-23-52,
[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ ЦФО
На основе результатов социально-политического исследования проанализированы когнитивные, нормативные, интерперсоналъные и стилистические составляющие ценностных ориентацийрегионалъных элит ЦФО.
Ключевые слова: ценностная система, аксиологическая трансформация,
ценностный консенсус, ценности, ценностные ориентации, динамика изменений ценностных ориентаций
Основные характеристики и тенденции развития политической системы современного российского общества отражают специфику трансформационных процессов, начавшихся в 90-е гг. XX в. Результативность трансформационного процесса во многом зависит от качества политических элит, оказывающих целенаправленное и институционализированное воздействие на развитие социума. Деятельность элит образует содержание инновационно-реформаторского потенциала общества. Исходя из этого представляется целесообразным
исследование изменений, произошедших в ценностной системе элитных групп, их влияния на трансформационный процесс.
В рамках реализации проекта «Достижение базового ценностного консенсуса как фактор стабилизации политической системы современной России» (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2010 гг.; программное мероприятие 1.2.1; шифр лота: 2010-1.2.1-102-015) в августе-сентябре 2011 г. на базе лаборатории социально-политических исследований ТулГУ было организовано и проведено социально-политическое исследование «Особенности ценностных ориентаций и интеграционных возможностей региональных элит ЦФО». Эмпирическим объектом выступали представители элитного сообщества Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской, Московской областей и г. Москвы. Объем выборочной совокупности составил 101 человек.
Перед исследовательским коллективом стояла задача определения характеристики когнитивных, нормативных, интерперсональных и стилистических составляющих ценностных ориентаций региональных элит ЦФО. Выявление когнитивного типа политических ориентаций региональных элит ЦФО в соответствии с методологией исследования предполагало анализ ретроспективных, актуальных и проективных оценок состояния государства и общества.
В процессе исследования было выявлено, что в ответах экспертов относительно развития страны в советский период преобладают позитивные оценки (суммарное значение индекса ретроспективной оценки составило Ироэ=161,2). Вместе с тем, позитивная направленность мнения элитного сообщества относительно политических аспектов функционирования советской системы более интенсивна по сравнению с оценкой социально-экономических характеристик (среднесуммарный индекс ретроспективной политической оценки Иро1=23,8;
среднесуммарный индекс ретроспективной социально-экономической оценки Иро2=14,2). При этом среди положительных черт прошлого опыта страны респондентами выделены «статус русского народа в многонациональном государстве», «авторитет государства на
международной арене», «социальное благополучие населения»; среди отрицательных - «представительство интересов рядовых граждан», «политический режим», «командно-административное управление
экономикой».
Направленность оценок современного состояния государства и общества тяготеет к позитивному полюсу (суммарное значение индекса актуальной оценки составило Идо=30,7), при этом мнение экспертов по данному вопросу недостаточно интенсивно. В большей степени данная
тенденция проявляется применительно к социально-экономическим характеристикам системы (среднесуммарный индекс актуальной социально-экономической оценки Идо1=17,75; среднесуммарный индекс актуальной политической оценки Идо1=-1,6). Вместе с тем, наблюдается значительная дифференциация мнений экспертов в зависимости от субъекта ЦФО (варьируется от ИАоту=-220,0 в Тульской области до ИдоБе=128,5 в Белгородской области), что детерминировано уровнем социально-экономического развития региона. Так, например, суммарное значение индекса актуальной оценки в регионах-лидерах - Белгородской и Липецкой области - составило соответственно ИАоБе=128,5 и ИАоли=100,1, а в регионах стратегического отставания - Тульской и Брянской областях -Иаоту=-220,0 и Иаобр=-128,6. Таким образом, совпадение направленности и интенсивности оценок элитных групп и статистических показателей современного состояния региона свидетельствует, с одной стороны, об адекватном восприятии региональными элитами результатов своей деятельности, с другой - о высоком уровне когерентности элитного сообщества лишь в границах конкретного субъекта федерации.
Анализ переменной «прогнозный образ будущего страны» показал, что для представителей региональной элиты ЦФО характерна оптимистическая ориентация (суммарный индекс перспективных оценок состояния государства и общества Идо=192,8). Когнитивный образ будущего России включает следующие черты «власть закона» (ИПо1=28,0), «авторитет на мировой арене» (Идо2=30,7), «экономическое процветание» (ИПо3=48,5), «общество социального благополучия» (ИПо4=38,6),
«демократическая политическая система» (Идо5=5,0), «межнациональное согласие» (ИПо6=42,0).
Таким образом, характеризуя когнитивные политические установки элитных групп субъектов ЦФО, отметим, что их отношение к прошлому страны дифференцировано по характеру оценок типа политического режима, управления экономикой и социальных гарантий, существовавших в советском обществе. Т.е. прошлое не отрицается и не воспринимается как основная причина трудностей, переживаемых страной. Оценка опрошенными настоящего периода развития страны выглядит более гетерогенной. Вместе с тем, позитивным является то, что значительная часть респондентов во всех регионах видит в происходящем болезненный и неоднозначный, но необходимый процесс переход к демократии и рынку. В наибольшей степени однородность ценностных систем элитных групп различных регионов проявляется при определении когнитивного образа будущего: для значительной части респондентов характерна оптимистическая ориентация.
В рамках исследования предполагалось выявление нормативного типа политических ориентаций региональных элит. Среди переменных, его раскрывающих, были выделены «желаемый образ будущего страны»,
«причины трудностей, переживаемых страной», «представления об
оптимальной экономической системе», «представления об оптимальной системе социального обеспечения», «представления об акторах,
ответственных за социальные проблемы страны».
Результаты опроса показали, что идеальный образ страны в сознании различных сегментов региональной элиты достаточно размыт. В представлениях экспертного сообщества относительно формы государственного устройства (вне зависимости от субъекта федерации) сосуществуют на паритетных началах предпочтения и сильного централизованного государства (93,1 %), и федерации (83,2 %). Не видят Россию как конфедерацию свободных республик и регионов 55,4 % опрошенных. Также неоднозначны позиции региональной элиты применительно к внешней политике страны. Одинакова интенсивность выбора вариантов ответа на вопрос «Какой бы Вы хотели видеть нашу страну через 10 лет?: государство, активно отстаивающее свои
геополитические интересы или внешняя политика на принципах взаимовыгодного партнерства» (91,1 % и 85,1 % соответственно). В системе координат «рыночное саморегулирование - государственное регулирование экономики» большинство респондентов высказываются за смешанный тип с сильной социальной защитой населения (72,3 % и 87,1 % соответственно). При этом, можно выделить значительный сегмент элитного сообщества, выступающий за государственное регулирование экономической сферы (55,4 %).
Усиление государственнических ориентаций элитного сообщества подтверждает анализ переменной «представления об оптимальной экономической системе». При квалиметрическом измерении представлений об оптимальной экономической системе использовался метод семантического дифференциала, представителям региональной элиты предлагалось выразить позиции по ряду суждений, отражающих ориентацию на рыночное или государственное регулирование экономики. Из шести предложенных респондентам индикаторов, выражающих государственническую ориентацию, три признаны в качестве значимых («сокращение неравенства доходов» (И0эс1=20,8), «увеличение доли государственной собственности» (Иоэсг=28,8), «ответственность
государства за социальное обеспечение» (И0эс3=26,7)). Среди
востребованных характеристик рыночной экономики экспертами были указаны «конкуренция» (Иоэс4=73,2) и «упорный труд» (Иоэс5=25,7). Велика доля экспертов, поддерживающих точку зрения, что «накопление богатства одними людьми может происходить только за счет других» (53,0 %). Данное обстоятельство объясняет выбор элитным сообществом в качестве важной характеристики экономической составляющей желаемого образа будущего страны сильную социальную защиту населения со стороны государства.
Большинство участников экспертного опроса считают, что наиболее оптимальным способом социального обеспечения нуждающихся является государственная система социальной защиты, из них 62,4 % поддерживают идею сохранения действующей системы социальной защиты, 29,7 % полагают, что приоритетной должна стать адресная система социальной поддержки, организованная и контролируемая государством. Кроме того, ряд экспертов предлагает в качестве базового источника финансирования социальной политики государства налогооблажение состоятельных граждан (43,6 %).
Для уточнения характера исследуемой ценностной ориентации следует прибегнуть к анализу приоритетных источников финансирования тех или иных подсистем социальной сферы. Представления о ведомственной принадлежности последних, согласно данным опроса, соответствуют позиции региональных элит относительно усиления роли государства в регулировании социально-экономической сферы.
Обращает на себя внимание тот факт, что прерогативы государственных учреждений должны сохраняться преимущественно в системах пенсионного обеспечения, среднего образования и медицинского обслуживания (65,3 %, 42,6 % и 33,7 % соответственно), что в первом случае связано с необходимостью реализации конституционных прав граждан поддержки социально незащищенных категорий населения и выхода из демографического кризиса.
В процессе исследования были определены представления относительно акторов ответственности за социальные проблемы страны. Респондентам была предложена номинальная шкала, раскрывающая интернальный, экстернальный и неопределенный локус контроля. Результаты исследования показали, что для экспертного сообщества характерен преимущественно интернальный локус контроля (53,5 % возлагают ответственность на исполнительную власть, 8,9 % - на законодательную власть). Вместе с тем, следует учитывать, что при определении субъектов социальной ответственности представители региональной элиты, указывая обозначенных акторов, могли исходить из оценок деятельности федеральных органов власти (тем самым интернальный локус ответственности в данном случае может носить номинальный характер). Вместе с тем, значительна доля экспертов, обладающих экстернальной ориентацией: 28,7 % опрошенных на вопрос «Экономический кризис в нашей стране привел к тому, что многие люди оказались «за бортом» жизни. Как Вы думаете, кто, прежде всего, ответственен за социальные проблемы страны?» выбрали индикатор «сами люди».
Следует отметить, что мнения экспертов различных субъектов ЦФО дифференцированы. Если для элитного сообщества Москвы, Московской, Ярославской, Рязанской областей характерна преимущественно экстернальная ориентация, то для представителей Тульской, Тверской,
Липецкой, Курской, Воронежской, Владимирской, Брянской и Белгородской областей - интернальный локус контроля.
Региональная элита последовательна в определении акторов ответственности за социальные проблемы страны, что подтверждает анализ переменной «причины трудностей, переживаемых страной». Эксперты отмечают в качестве главных факторов - доминирование коррупционных практик в системе управления и отсутствие профессионалов и в политике, и в экономике. Таким образом, трудности, переживаемые страной, участники исследования связывают, прежде всего, с личностными характеристиками элиты. Качества политической элиты были изучены посредством выявления интерперсональных и стилистических установок.
Сравнительный анализ переменных «представления о качествах прежней политической элиты» и «представления о качествах новой элиты» показал, что в сознании элитного сообщества сложились различные образы советской и постсоветской элиты. Среди сильных сторон советской номенклатуры эксперты выделили: опыт, соблюдение нравственно-
этических норм и правил поведения, способность нести ответственность, компетентность. Характеристика достоинств современной политической элиты включает в себя такие качества, как способность идти на компромисс и принимать нестандартные решения, карьеризм (качества, необходимые для управленца инновационного типа). Точкой соприкосновения образов являются неоднозначно оцениваемая черта - наличие связей.
Таким образом, результаты исследования показали дисбаланс когнитивного и нормативного типов ценностных ориентаций элитных групп (табл. 1).
Таблица 1
Ценностная система властных элит ЦФО_________________
Переменные Тип ценностной системы
Отношение к прошлому опыту страны Позитивное
Отношение к настоящей ситуации в стране Позитивное
Прогнозный образ будущего страны Оптимистический
Представления об оптимальной экономической системе Неопределенная позиция
Представления об оптимальной системе социального обеспечения Патернализм (государственное патронирование)
Представления об оптимальной форме государственного устройства Неопределенная позиция
Представления об оптимальной внешнеполитической стратегии России Неопределенная позиция
Локус социальной ответственности Номинально интернальный
Тип ценностной системы «Расколотый» с элементами «советского»
При этом рассогласование ретроспективных, актуальных и проективных оценок состояния политической системы обуславливает фрагментарность и противоречивость нормативного типа установок (сосуществование ориентаций на централизацию и децентрализацию во внутренней политике, державничество-партнерство во внешней политике).
Анализ позиций относительно оптимальных экономической системы, системы социального обеспечения, формы государственного устройства и внешнеполитических стратегий показал, что в ценностном сознании элитных групп не сформированы идеологемы как представления о предпочтительном/ должном состоянии общества. Наличие индикатора «неопределенная позиция» свидетельствует о деконсолидированности элит. В результате, проблема ценностной консолидации российского общества напрямую связана с тенденцией деидеологизации политических элит, продуцирующей дезинтеграцию и дезориентацию социума. Дифференциация по географическому принципу подтверждает обозначенный вывод (табл. 2).
Таблица 2
Ценностная система властных элит ЦФО: распределение по субъектам федерации
Переменные Белгород Брянск Владимир Липецк Тверь Тула
Отношение к прошлому опыту страны Позитивное Негати в
Отношение к настоящей ситуации в стране Позитив Негатив Позитив Негати в
Прогнозный образ будущего страны Оптимистический Неопреде ленная позиция Оптимистический
Представления об оптимальной экономической системе Неопределенная позиция
Представления об оптимальной системе социального обеспечения Система адресной социальной помощи Неопред еленная позиция Патернализм (государственное патронирование) Система адресной социальной помощи
Представления об оптимальной форме государственного устройства Неопределенная позиция
Представления об оптимальной внешнеполитичес кой стратегии России Неопределенная позиция
Локус социальной ответственности Номинально интернальный
Тип ценностной системы «Переходный» с элементами «советского» и «расколотого» типов «Расколотый» «Переходный» с элементами «советского» и «расколотого» типов «Переходный» с элементами «расколотого»
Вместе с тем, сравнительный анализ двух волн экспертного опроса, проведенных в Тульском регионе в 2010 г. и 2011 г. свидетельствует об относительной устойчивости типа ценностной системы, сложившейся в различных субъектах федерации (табл. 3).
Таблица 3
Динамика ценностной системы властной элиты Тульского региона (2010 г. и 2011 г.)
Переменные Тип ценностных ориентаций
2010 г. 2011 г.
Отношение к прошлому опыту страны Негативное (относительно социальноэкономической системы) Негативное
Отношение к настоящей ситуации в стране Негативное (преимущественно относительно политической системы) Негативное
Прогнозный образ будущего страны Оптимистический Оптимистический
Представления об оптимальной экономической системе Управляемый рынок Неопределенная позиция
Представления об оптимальной системе социального обеспечения Система адресной социальной помощи Система адресной социальной помощи
Представления об оптимальной форме государственного устройства Неопределенная позиция Неопределенная позиция
Представления об оптимальной внешнеполитической стратегии России Неопределенная позиция Неопределенная позиция
Локус социальной ответственности Смешанный (преимущественно экстернальный) Номинально интернальный
Оконч. табл. 3
Тип ценностной системы
«Переходный» с элементами «советского» и «расколотого» типа
«Переходный» с элементами «расколотого» типа
Таким образом, система анализа ценностных ориентаций региональных элит позволила определить тип ценностной системы элиты ЦФО как «расколотый» с элементами «советского». Принятие опыта советской России преимущественно в области регулирования национальных отношений и социальной поддержки с позитивным восприятием современного состояния государства и общества (принятием демократических реформ) и оптимистичным когнитивным профилем будущего страны. Однако не определен благоприятный вариант социальноэкономического устройства России при приоритете системы социального патроната населения со стороны государства. Исследуемые элитные группы в большей степени ориентированы на государство, поэтому ответственность исполнительной власти за социальные последствия преобразований они объясняют с позиции дефицита качеств, присущих элите советского периода. Стилистические установки представителей элитных групп, соответствующие инновационному типу управленца, отвечают преимущественно интернальному локусу социальной ответственности, однако их интенсивность значительно уступает интерперсональным. Отмечено наличие ценностно-дифференцированных мнений, и по ряду переменных («представления об оптимальной форме государственного устройства», «представления об оптимальной внешнеполитической
стратегии России») невозможно определить доминирующую позицию, что характерно также для «расколотого» типа.
При этом процесс изменения ценностных ориентаций не завершен, что усиливает гибридность, неоднородность и противоречивость ценностных ориентаций региональных элит, ограничивает их консолидационный потенциал, детерминирует размытость, неопределенность и конфликтогенность ценностных систем массовых слоев населения.
A.A. Lavrikova,
O.Y. Shumilova
POLITICAL VALUES OF THE REGIONAL ELITE IN THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT
Cognitive, normative, interpersonal and stylistic components of the value orientation of the regional elite in the Central Federal District are analyzed based on the results of sociopolitical research.
Key words: value system, axiological transformation, value consensus, values, value orientations, dynamics of the value orientation
Получено 20.10.2011 г.