3. Киселева Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2002.
4. МесконМ., Альберт М, Хедури Ф. Основы менеджментам.,
1992.
5. Приходько В.И. Теория и методология рациональной самоорганизации в социально-экономических системах: автореф. дисс... д-ра экон. наук.Ульяновск, 2006.
V.I. Ivavova
METHODOLOGY OF ORGANIZATIONAL SUPPORT FOR EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN SOCIETY MODERNIZATION
Social, economic and political realities of the late 20th and the early 21st centuries triggered the change of management paradigms in various activities. It has therefore been required to define organizational and management aspects of the educational environment formation in the context of the Russian society modernization.
Key words: educational environment, management, personality, social and economic system, modernization, functioning optimization
Получено 20.04.2011 г.
УДК 32:316.422 A.A. Лаврикова, канд. полит. наук, доцент. (4872) 33-23-52, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
O.E. Шумилова, канд. полит. наук, доцент, (4872) 33-23-52, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ МАССОВЫХ ГРУПП СУБЪЕКТОВ ЦФО
На основе анализа результатов социально-политического исследования выявлены особенности политических установок, определен тип ценностной системы региональных сообществ ЦФО.
Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностная система регионального сообщества, консолидационный потенциал
Институционализация и консолидация демократии предполагают достижение ценностного консенсуса, способствующего формированию у политических акторов стратегий поведения, направленных на воспроизводство и развитие политической системы демократического типа. Структурные и функциональные особенности изменения институциональной модели политической системы современной России находятся в коэволюционной взаимосвязи с состоянием ценностной системы общества. Общие черты ценностной структуры массового сознания определяют меру возможностей общества, отражают степень
удовлетворенности качеством жизни. Идущие в стране
трансформационные процессы проявляются не столько во внутреннем кризисе ценностных систем, сколько в сосуществовании групп населения с полярно различными ценностными системами (главными
дифференцирующими факторами при этом выступают на уровне региона -возраст и социальный статус; на уровне федерации - возраст и место жительства) [1].
В рамках реализации проекта «Достижение базового ценностного консенсуса как фактор стабилизации политической системы современной России» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-
педагогические кадры инновационной России» на 2009-2010 гг.; программное мероприятие 1.2.1; шифр лота: 2010-1.2.1-102-015) в январе-июне 2011 г. на базе лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета организовано и проведено комплексное социально-политическое исследование «Тенденции развития устойчивых и динамичных компонентов ценностной системы общества в контексте политической трансформации». Исследование проводилось в шести регионах ЦФО, выделенных исходя из географических и социальноэкономических показателей их дифференциации: регионы-лидеры
(Черноземье: Белгородская и Липецкая области), регионы догоняющего развития (Старопромышленные: Владимирская и Тверская области), регионы стратегического отставания (Приокская группа: Тульская и Брянская области). В качестве одного из основных методов сбора данных определен массовый опрос (интервьюирование).
Эмпирическим объектом исследования выступало население в возрасте от 14 лет Тульской, Тверской, Владимирской, Брянской, Белгородской, Липецкой областей. Объем выборочной совокупности для массового опроса составил 157 человек (население субъектов ЦФО было представлено в равных долях). По гендерному признаку участники массового опроса распределились достаточно равномерно: 50,3 % -мужчины, 49,7 % - женщины. Наибольшее число респондентов (25,5 %) составили представители старшей возрастной группы «61 год и более» (что соответствует половозрастной пирамиде). 19,7 % участников опроса - молодежь (18-30 лет), по 18,5 % принадлежат когортам «31 - 40» и «51 - 60», 17,8 % - в возрасте от 41 до 50 лет. 42,0 % опрошенных имеют высшее образование, 22,9 % - неполное высшее, 19,1 % - среднее
специальное, 14,0 % - среднее, 1,9 % - неполное среднее. Большинство респондентов (68,8 %) работают в настоящее время, при этом из них 19,1 % совмещают работу и получение образования, 26,8 % - не учатся и не работают, лишь 4,5 % определили свой основной статус как учащиеся. Система анализа ценностных ориентаций региональных сообществ базировалась на типологии политических установок, разработанной Р. Патнэмом [2], включала в себя когнитивные (знание и суждение о том,
как функционирует политическая система общества) и нормативные (предположение о том, как должна функционировать система) критерии. Авторский коллектив исходил из того, что когнитивные и нормативные установки в большей мере сопряжены с терминальными ценностнонормативными ориентациями, тогда как интерперсональные (отношение к другим участникам политической игры) и стилистические («структурные характеристики системы верования, отражающей различия норм политического стиля групп и отдельных лиц») образуют инструментальные основания для их деятельности. Аналогичная методика использовалась в рамках экспертного опроса, что позволило провести сравнительный анализ ценностных приоритетов элитных и массовых групп.
Выявление когнитивного типа политических ориентаций региональных сообществ в соответствии с методологией исследования предполагал анализ ретроспективных, актуальных и проективных оценок состояния государства и общества. Для изучения отношения к прошлому опыту страны респондентам предлагалось выразить позиции по ряду суждений, отражающих основные социально-экономические и политические характеристики советской системы (при квалиметрическом измерении использовался метод семантического дифференциала), которые раскрывают следующие индикаторы: «негативное в целом», «позитивное в целом», «негативное к политическому, но позитивное к социальноэкономическому опыту», «негативное к социально-экономическому, но
позитивное к политическому опыту».
В процессе исследования было выявлено, что в ответах респондентов относительно развития страны в советский период преобладают позитивные оценки (суммарное значение индекса ретроспективной оценки составило Иро=38,6). Вместе с тем, соотношение индикаторов рассматриваемой переменной указывает на неприятие социально-экономических аспектов функционирования советской системы (среднесуммарный индекс ретроспективной социально-экономической оценки Иро1=-0,27) при позитивном восприятии политических характеристик (среднесуммарный индекс ретроспективной политической оценки Иро2=6,6). При этом среди положительных черт советской системы респондентами выделены «статус русского народа в многонациональном государстве», «интернациональная политика», «авторитет государства на международной арене», «гарантии государством жизненно важных прав», «социальное благополучие населения»; среди отрицательных -«соблюдение норм социальной справедливости», «представительство интересов рядовых граждан», «политический режим», «командно-
административное управление экономикой».
Корреляционный анализ индикаторов, выделенных для изучения переменной «отношение к прошлому опыту страны», показал высокую
взаимозависимость ответов опрошенных, связанных с оценкой статуса индивида в экономической и политической сферах: «характер
регулирования экономической сферы», «гарантия прав трудящихся», «представительство интересов рядовых граждан», «политический режим» (значение коэффициента корреляции варьируется от 0,536 до 0,594 при значимом 0,05). При этом совпадение мнений респондентов наблюдается в полюсе «непринятия» прошлого.
Следует отметить, высокий уровень дифференциации оценок прошлого в различных субъектах ЦФО: от негативного отношения к социально-экономическим и политическим характеристикам советской системы в Тульской области (суммарное значение индекса ретроспективной оценки составило Ирото=-80,0) до преимущественного принятия в Белгородской области (суммарное значение индекса ретроспективной оценки составило ИроБео=173,2) (рис. 1).
График 1 - Индексологическое значение когнитивного профиля прошлого страны: распределение по субъектам ЦФО
Вместе с тем, обращает на себя внимание, что когнитивный профиль прошлого страны не определяется уровнем социально-экономического развития региона. Не наблюдается схожести оценок респондентов, проживающих в областях, относящихся к одному типу. В то же время можно проследить относительную консолидацию мнений, связанных с восприятием статуса русского народа, социального благополучия и политического представительства интересов народа. Графическая интерпретация данных представлена на рис. 2.
Индекс национальной политики
Тверская
область
Брянская
область
Тульская
область
—®— Белгород ска я область
Липецкая
область
Диаграмма 1 - Индексологическое значение переменных когнитивного прошлого страны:
распределение по субъектам ЦФО
Согласно полученным данным такие параметры, как пол, возраст, образование, не являются значимыми детерминантами,
дифференцирующими восприятие советского времени.
Направленность оценок современного состояния государства и общества тяготеет к негативному полюсу (суммарное значение индекса актуальной оценки Идо=-37,4). В большей степени данная тенденция проявляется применительно к политическим характеристикам системы (среднесуммарный индекс актуальной политической оценки Идо1=-14,6), в то время как среднесуммарный индекс актуальной социальноэкономической оценки положителен (Идо1=3,15). При этом основой консолидации регионального сообщества является негативное отношение к современному политическому режиму и экономическому состоянию России, что связывается с распадом Советского Союза (коэффициенты корреляции между переменной «развал многонационального государства» и переменными «состояние экономической сферы» и «тип политического режима» составили соответственно 0,539 и 0,506 при значимом показателе корреляции на уровне 0,01).
Дифференциация актуальных оценок состояния государства и общества зависит от региона (рис.3).
0
Влади:
ї область
-100
График 2 - Индексологическое значение когнитивного профиля настоящего страны:
распределение по субъектам ЦФО
Так, индексологический анализ результатов исследования позволил прийти к выводу, что отличительной особенностью Липецкой области является преимущественно позитивное отношение жителей к политическим и социально-экономическим характеристикам современной России (за исключением типа политического режима), что свидетельствует о высоком уровне адаптированности населения (суммарное значение индекса актуальной оценки Идоло=33,6). Противоположная тенденция наблюдается во Владимирской области: при достаточно позитивном отношении граждан к изменениям политической и экономической сфер («процесс перехода к демократии и рыночной экономике» и «становление современной демократической системы»), общая направленность оценки образа современной России носит ярко выраженный негативный характер (суммарное значение индекса актуальной оценки ИАово=-77,0) (рис.4). Кроме того, графическая интерпретация данных позволила выявить схожесть когнитивных профилей настоящего страны населения регионов стратегического отставания (Тульской и Брянской областей).
Индекс конфликтогенности межнациональных отношений
Тверская
область
—а— Брянская область
-в- Тульская область
Белгородская
область
—Липецкая область
Диаграмма 2 - Индексологическое значение переменных когнитивного профиля настоящего страны: распределение по районам ЦФО
Оценки современного состояния страны различаются в зависимости от возрастных характеристик. С точки зрения корреляционного анализа представляют интерес возрастная когорта «41-50 лет». Представители данного сегмента регионального сообщества ЦФО демонстрируют более позитивное отношение к трансформации современного российского общества. Данное обстоятельство объясняет тот факт, что на момент начала реформ обозначенная возрастная группа характеризовалась наличием наибольшего адаптационного и мобилизационного потенциала. Кроме того, у нее имеется возможность сравнивать стартовые условия для самореализации в прошлом (начало 90-х гг. XX в.) и настоящем. Также представители этого сегмента не испытывают дискриминационного давления со стороны работодателей, что свойственно для младшей и старшей групп трудоспособного возраста и пенсионеров. Таким образом, степень удовлетворенности собственным социально-экономическим положением определяет характер восприятия нынешнего положения страны.
Анализ переменной «прогнозный образ будущего страны» показал, что для представителей регионального сообщества ЦФО характерна оптимистическая ориентация (суммарный индекс перспективных оценок состояния государства и общества Идо=91,8). Исключение составляет прогноз, представленный населением Владимирской области (рис.5).
я область
График 3 - Индексологическое значение когнитивного профиля будущего страны:
распределение по регионам ЦФО
Когнитивный образ будущего России включает следующие черты «власть закона» (ИПо1=47,8), «авторитет на мировой арене» (ИПо2=14,6), «экономическое процветание» (Идо3=32,5), «общество социального
благополучия» (ИПо4=21,1), «авторитарная политическая система» (ИПо5=-21,0), «отсутствие межнационального согласия» (ИПо6=-3,2). Прогноз высокого конфликтогенного потенциала межнациональных отношений и авторитарного развития политической системы обусловлен устойчивыми негативными оценками национальной политики и степени демократизации постсоветской России. Следует отметить, что среди характеристик прошлого, настоящего и будущего страны позиции, связанные с решением национальных вопросов, всегда отличались высоким уровнем интенсивности.
Согласно результатом корреляционного анализа основой консолидации регионального сообщества выступает прогноз социального благополучия, мирового лидерства, экономического процветания (коэффициент корреляции варьируется от 0,443 до 0,719 при значимом значении 0,01), основанный на доминировании смысложизненных ценностей. При этом когнитивные профили будущего страны совпадают у представителей различных субъектов ЦФО (рис.6).
Индекс демократизации системы
—Владимирская область
Тверская
область
Брянская
область
-в- Тульская область
Белгородская
область
Липецкая
область
Диаграмма 3 - Индексологическое значение когнитивного профиля будущего страны:
распределение по субъектам ЦФО
Среди факторов, оказывающих влияние на специфику перспективных оценок состояния государства и общества, необходимо выделить возрастной. Так, представители возрастной группы «31-40 лет» отличаются большим оптимизмом в отношении будущего страны, что прослеживается по всем переменным, в то же время когорты «51-60 лет» и «61 год и более» характеризует негативная направленность и высокая степень интенсивности. Гендерные характеристики, уровень образования, статус не являются детерминантами выраженности оценок.
Таким образом, характеризуя когнитивные политические установки массовых групп рассматриваемых регионов, отметим, что их отношение к прошлому страны дифференцировано по степени позитивного восприятия советской системы в целом (рис.7). Т.е. прошлое не отрицается и не воспринимается как основная причина трудностей, переживаемых страной. Единственная группа, выделившая преимущественно негативные аспекты развития государства в советский период, представлена респондентами из Тульской области. Оценка опрошенными настоящего периода развития страны выглядит более гетерогенной. Неоднородность восприятия обусловлена степенью неприятия современного состояния развития общества. Вместе с тем позитивным является то, что значительная часть респондентов во всех регионах видит в происходящем болезненный и неоднозначный, но необходимый процесс переход к демократии и рынку. Обозначенная ситуация в целом не типична для Липецкой области, где наблюдается положительная направленность оценок. В наибольшей
степени однородность ценностных систем массовых групп различных регионов проявляется при определении когнитивного образа будущего: для значительной части населения ЦФО характерна оптимистическая ориентация. Исключением является Владимирская область: картину
будущего в данном случае составляют авторитарный политический режим, утрата суверенитета, экономическое прозябание, конфликтогенность межэтнических отношений и антигуманное общество.
Владимирская
область
Тверская область
■Брянская область Тульская область
Белгородская
область
Липецкая
область
ЦФО
График 4 - Когнитивный тип политических ориентаций регионального сообщества (ЦФО): среднесуммарное нндексологическое значение
Выделенные в ходе исследования когнитивных установок региональных сообществ ЦФО ориентации в определенной мере коррелируют с нормативными высказываниями респондентов о том, какой бы они хотели видеть страну в будущем. Выявление нормативного типа политических ориентаций массовых групп регионов ЦФО основывалось на анализе следующих переменных: «причины трудностей, переживаемых страной», «представления об оптимальной экономической системе», «представления об оптимальной системе социального обеспечения», «представления об акторах, ответственных за социальные проблемы страны».
Для изучения представлений об оптимальной экономической системе представителям региональных сообществ предлагалось выразить позиции по ряду суждений, отражающих ориентацию на рыночное или государственное регулирование экономики (при квалиметрическом измерении использовался метод семантического дифференциала). При этом большинство респондентов высказались за смешанный тип с
элементами сильной социальной защиты населения. Из шести предложенных участникам опроса индикаторов, выражающих обозначенную ориентацию, пять признаны в качестве значимых («стимулирование индивидуальных усилий» (Иоэс1=15,9)), «увеличение доли частной собственности» (Иоэсг=29,9), «личная ответственность» (И0эсз=23,6), «конкуренция» (ИОЭс4=70,7), «упорный труд» (ИОЭс5=42,7). При этом однозначно респондентами воспринимается лишь одна характеристика рыночной экономики - «конкуренция». Велика доля опрошенных, поддерживающих точку зрения, что «накопление богатства ОДНИМИ ЛЮДЬМИ может происходить ТОЛЬКО за счет других» (ИоэС5=-7). Данное обстоятельство объясняет выбор региональным сообществом в качестве важной характеристики экономической составляющей желаемого образа будущего страны государственную поддержку населения.
С точки зрения дифференциации ответов респондентов по
социально-демографическим характеристикам, интерес представляет когорта «31-40 лет». Представители данной возрастной группы высказываются более интенсивно по вопросам, связанным с абстрактными характеристиками рыночной экономической системы («увеличение доли частной собственности», «конкуренция», «стимулирование
индивидуальных усилий»). Однако в случаях, предполагающих определение акторов ответственности, они проявляют себя прежде всего как патерналисты («государственная ответственность», «удача, везение», «накопление богатства одними людьми может происходить только за счет других»). Таким образом, для них характерен фрагментированный нормативный тип ценностных ориентаций.
Большинство участников опроса считают, что наиболее
оптимальным способом социального обеспечения нуждающихся является государственная система социальной защиты, из них 68,8 % поддерживают идею сохранения действующей системы социальной защиты, 35 %
полагают, что приоритетной должна стать адресная система социальной поддержки, организованная и контролируемая государством (рис.9).
Для уточнения характера исследуемой ценностной ориентации следует прибегнуть к анализу приоритетных источников финансирования тех или иных подсистем социальной сферы. Представления о
ведомственной принадлежности последних, согласно данным опроса, диссонируют с позицией регионального сообщества относительно рыночной ориентации применительно оптимального типа экономической системы (таблица).
Обращает на себя внимание тот факт, что прерогативы государственных учреждений должны сохраняться во всех сферах социального обеспечения. Корреляционный анализ полученных данных показал детерминированность патерналистских настроений населения ЦФО относительно регулирования социальной сферы возрастными
характеристиками (наиболее интенсивно государственнические ориентации проявляются в возрастных когортах «31-40 лет» и «41-50 лет») и уровнем образования (респонденты с высшим образованием более консолидированы по вопросам государственного регулирования системы образования, обеспечения жилья и пенсионного обеспечения).
Сами обездоленные должны объединяться для самопомощи
Оказание поддержки в организации самопомощи
За счет повышения налогов на доходы наиболее состоятельных граждан
Помощь должна оказываться чрез государственную систему социальной защиты на адресной основе
Помощь должна оказываться через государственную систему социальной защиты на действующей основе
Этим должны заниматься благотворительные организации
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Диаграмма 4 - Оптимальный способ обеспечения нуждающихся
Каков, на Ваш взгляд, наиболее оптимальный способо социального обеспечения нуждающихся? (Допускается выбор не более трех вариантов ответа)
Графическая интерпретация распределения ответов респондентов в зависимости от субъекта ЦФО (рис. 11) позволила сделать вывод о разобщенности регионального сообщества. Единство мнений наблюдается относительно рыночной ориентации по переменной «конкуренция» и государственнической ориентации по переменной «доступность
богатства».
Более целостное представление о рыночном регулировании экономической сферы сформировано у жителей Липецкой области, что в определенной степени подтверждает позиции респондентов относительно источников социального обеспечения (при анализе переменной «Оценка приоритетных источников финансирования социальной сферы» в отличие от других областей представители Липецкой области помимо индикатора «только государство» выбирали «по преимуществу государство» и «наравне государственными и частными организациями»). Патерналистская же позиция наиболее последовательно отстаивается региональным сообществом Тульской области.
Оценка региональным сообществом приоритетных источников финансирования
социальной сферы
Такие блага, как медицинское обслуживание, обеспечение жильем, школьное образование и т.п., могут находиться в ведении государства или частных организаций. Кем, на Ваш взгляд, они должны обеспечиваться? (Ответ дается по каждой строке, допускается выбор одного варианта ответа), в % от общего массива опрошенных
Только государством По преимуществу государством Наравне государством и частными организациями По преимуществу частными организациями Только частными организациями
Медицинское обслуживание 40,8 35,0 13,4 5,7 3,8
Дошкольное воспитание 56,1 8,3 25,5 8,3 1,9
Обеспечение жильем 40,1 26,1 17,8 12,1 3,8
Школьное образование 63,7 8,9 14,6 7,6 5,1
Высшее образование 51,0 22,3 19,1 3,2 4,5
Пенсионное обеспечение 48,4 15,9 22,9 3,2 9,6
В качестве одной из задач исследования было обозначено определение представлений массовых групп относительно акторов ответственности за социальные проблемы страны. Респондентам была предложена номинальная шкала, раскрывающая интернальный, экстернальный и неопределенный локус контроля. Результаты исследования показали, что для массовых групп характерен преимущественно экстернальный локус контроля (56,7 %). 36,9 % при ответе на вопрос «экономический кризис в нашей стране привел к тому, что многие люди оказались «за бортом» жизни. Как Вы думаете, кто прежде всего ответственен за социальные проблемы страны?» выбрали индикатор «сами люди» (рис. 12). Полученные данные подтверждают выводы, сделанные на основе анализа переменных, выделенных в рамках исследования оптимальной экономической системы, что свидетельствует об устойчивости и последовательности взглядов сегмента с экстернальным локусом контроля.
Индекс стимулирования индивидуальных усилий
—Владимирская область Тверская область Брянская область
Тульская область Белгородская область Липецкая область
Диаграмма 5 - Индексологическое значение профиля оптимальной экономической системы: распределение по субъектам ЦФО
При этом, следует отметить, что мнения различных сегментов регионального сообщества дифференцированы. Так, ориентация локуса контроля в определенной степени зависит от гендерных характеристик (мужчины чаще демонстрируют интернальный, женщины - экстернальный локус контроля), возрастных особенностей (для представителей когорты «41-50 лет» преимущественно свойственна интернальная ориентация, «5160» и «61 и более» - экстернальная). Представляет интерес анализ с точки зрения соотношения носителей интернального и экстернального локуса контроля по субъектам ЦФО. Во всех регионах за исключением Тверской области доминирует позиция, подтверждающая экстренальный локус контроля (доля респондентов варьируется от 58,3 % до 69,2 % ), в то время как в Тверской области 46,7 % возлагают ответственность себя и 43,3 % -на власть.
Следует отметить, что региональное сообщество последовательно в определении акторов ответственности за социальные проблемы страны, что подтверждает анализ переменной «причины трудностей,
переживаемых страной» (рис. 13): в качестве основных называются преобладание коррупционных практик и отсутствие «сильной руки в органах управления».
Никто не виноват; 2,5
Судьба, обстоятельства; 3,
Власть; 56,7
Сами люди; 36,9
Диаграмма 6 - Локус контроля регионального сообщества
Экономический кризис в нашей стране привел к тому, что многие люди оказались "за бортом жизни ". Как Вы думаете, кто прежде всего ответственен за социальные проблемы страны?
(в % от общего массива)
Однако соотношение значимости отмеченных причин дифференцировано возрастными характеристиками респондентов. Так, в качестве основной причины «своекорыстие людей, руководящих страной» называют представители возрастных групп «31-40 лет» и «61 год и более», в то время как среди групп «18-30 лет» и «41-50 лет» доминирует мнение -«отсутствие сильной руки в органах управления».
Своекорыстие людей осуществляющих руководство страной; 39,5
Отсутствие профессионалов в политике; 16.6
Отсутствие профессионалов в ісфере экономики; 8,3
Отсутствие «сильной руки» в органах управления; 35,7
Диаграмма 7 - Причины трудностей, переживаемых страной
В чем, по Вашему мнению, заключается главная причина трудностей, переживаемых
страной?, в % от общего массива
Таким образом, консолидация регионального сообщества ЦФО носит преимущественно негативный характер; доказано, что молодежь обладает наиболее высоким уровнем модернизационного и
консолидационного потенциала, однако, наблюдается значительная дифференциация основ консолидации и модернизации в зависимости от региона. Рассогласование ретроспективных, актуальных и проективных оценок состояния политической системы в ряде регионов обуславливает фрагментарность и противоречивость нормативного типа установок региональных сообществ.
Система анализа ценностных ориентаций региональных сообществ, базировавшаяся на типологии политических установок, разработанной Р. Патнэмом, позволила сделать вывод о существенной дифференциации типов ценностных систем регионального сообщества (от «советского» до «переходного»), при этом не прослеживается устойчивая зависимость от уровня социально-экономического развития региона. Наиболее типичным представляется следующее сочетание ретроспективных, актуальных и перспективных оценок образа страны: отрицание опыта советской России преимущественно в области регулирования социально-экономических отношений и режимных характеристик сочетается с негативным восприятием современного состояния государства и общества и оптимистичным когнитивным профилем будущего страны. В качестве благоприятного варианта социально-экономического устройства России определена смешанная экономика с системой социального патроната населения со стороны государства.
Список литературы
1. Бродовская Е.В. Взаимовлияние политической трансформации и эволюции ценностной системы современного российского общества: монография/ под. ред. д-ра полит. наук, проф. И.А. Батаниной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. С. 348-360.
2. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии [Электронный ресурс]. М, 1996. Режим доступа: http://www.msps.ru/libr/pub/putnam rv.html. - Загл. с экрана.
A.A. Lavrikova,
O.E. Shumilova
DESCRIBED AND THE TYPE OF THE VALUE SYSTEM OF THE REGIONAL COMMUNITIES IN THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT
The peculiarities of the political attitudes are described and the type of the value system of the regional communities in the Central Federal District is defined based on the analysis of the results of the social and political research.
Key words: system of values, value system of the regional communities, consolidation
potential
Получено 20.04.2011 г.