УДК 31 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-243-247
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Хорошкевич кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, методологии и Наталья правового обеспечения государственного и муниципального управления,
Геннадьевна Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19). E-mail: [email protected]
Аннотация
Предметом данного исследования являются политические ценности государственных гражданских и муниципальных служащих. Цель исследования - разработка спектра и иерархии политических ценностей данной социально-профессиональной группы в постиндустриальном обществе. В статье предложена авторская трактовка понятия «политические ценности». Представлены иерархии групп политических ценностей представителей органов государственной и муниципальной власти. Выделены их политические ценности-цели и политические ценности-средства. Выделены перспективы развития политических ценностей данной социальной общности.
Ключевые слова: политические ценности, государственные гражданские и муниципальные служащие, постиндустриальное общество, социальная общность, общественная потребность, социальная справедливость, индустриальное общество, материалистические ценности, гражданское общество.
Начало XXI в. - время перехода России в постиндустриальное общество. Новый тип общественных отношений предполагает изменения во всех социальных сферах, новый тип человека, и как следствие, - новые требования к государству со стороны граждан и, как следствие, к государственным гражданским и муниципальным служащим. В настоящее время существует общественная потребность в становлении новой социальной общности, осуществляющей функции государства, отличной от социальной общности индустриального общества, и идет процесс ее формирования. В этой связи изучение на научной основе данной социальной группы в рамках общественного развития очень актуально. Это поможет спрогнозировать и скорректировать наиболее оптимальный вариант развития данной социально-профессиональной группы.
Социально-профессиональную группу государственных гражданских и муниципальных служащих необходимо изучать с позиций разных наук, в том числе социологии. Последняя исследует взаимодействия в социуме. В этой связи данная социальная общность с социологических позиций становится важной, т.к. именно эта социальная группа реализует государственную политику. Авторитет к данной социальной группе у населения также влияет на эффективность осуществления ею политики государства. При этом возникает двоякая ситуация, когда речь идет о взаимодействиях представителей государственного аппарата в сфере политики. Государственные гражданские и муниципальные служащие проводят политику государства среди населения, осуществляют политическую взаимосвязь между государством и разными слоями населения, каждый из них на своем уровне, т.е. способствуют политическому консенсусу в обществе. Представители данной социальной общности должны соблюдать сбалансированное равновесие между правящей партией и народом, быть стабилизирующим звеном в обществе. Если этого не будет, то представители оппозиции сломают вертикаль власти. Таким образом, государственные служащие несут большую ответственность. В этой связи на представителях государственных и муниципальных органов власти лежит большая политическая ответственность и в том, как они реализуют политические решения политических лидеров страны, и какие политические решения принимают на региональном и муниципальном уровнях.
В статье рассматриваются политические ценности, образующие «ядро» политической культуры государственных гражданских и муниципальных служащих. Для их исследования используется методологический инструментарий теории Р. Инглхарта. Для дифференциации политических ценностей используется методика М. Рокича, пирамида потребностей Маслоу. В работе применен классический анализ документов. В целях определения перспектив развития политических ценностей также автор придерживается типологии развития общества, предложенной Д. Беллом.
Однако, прежде чем изучать иерархию, динамику политических ценностей государственных гражданских и муниципальных служащих, необходимо рассмотреть понятие «политические ценности». Политические ценности - это ценности культуры, т.е. явления, объекты, имеющие значимость для акторов, связанных со взаимодействием последних по поводу власти в целях удовлетворения потребностей в других сферах жизнедеятельности.
Согласно методике М. Рокича, различается два класса ценностей1:
- терминальные - это убеждения, что стоит стремиться к конечной цели индивидуального существования;
- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий субъекта является наиболее предпочтительным в любой ситуации.
В соответствии с этим все ценности делят на ценности-цели и ценности-средства. Но это делают, когда имеют в виду любые ценности. Однако такое деление можно использовать и для изучения ценностей в других сферах, в том числе и в политической социологии при исследовании политических ценностей. Тогда политические ценности-цели - это ценности, за которые боролось население на протяжении веков, и которые были актуальные во все времена. Это объекты из других сфер жизнедеятельности, не политики. Политические ценности-средства - это инструменты достижения ценностей-целей при помощи политики.
К политическим ценностям целям следует отнести следующие права и свободы человека и гражданина. Если использовать пирамиду потребностей А. Маслоу [1], то наиболее важные ценности всегда будут связаны с наиболее значимыми потребностями (базовыми], более всего отвечающими за выживание организма как биосистемы. Тогда иерархию политических ценностей можно выстроить следующим образом: Это - право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, мир, на достоинство, равенство перед законом, на свободное определение национальности и языка, инновационность, социальная справедливость, глобализм, патриотизм, свобода передвижения, выбора места пребывания и проживания, выезда и возвращения в РФ, свободу вероисповедания, космополитизм, неприкосновенность частной жизни, жилища, тайну (свободу] переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свободу информации, свободу слова, институционализм, самореализацию (см. Конституцию РФ2, также [2, 3]).
Сегодня, согласно теории «бесшумной революции» Р. Инглхарта, осуществляется переход от материалистических ценностей к ценностям постматериальным: «...исторически беспрецедентная степень экономической безопасности, ... в индустриальных обществах, вела к постепенному сдвигу приоритета от «материалистических ценностей (когда упор делается прежде всего на экономической и физической безопасности] к ценностям «постматериальным» (когда на первый лан выдвигаются самовыражение и качество жизни] [4, с. 7]. Переход от доиндустриального общества к индустриальному отличался рационализацией всех сфер жизни общества], приводя к сдвигу от традиционных ценностей к рациональным, правовым ценностям в экономической, политике социальной жизни. Развитие индустриального общества привело еще к одному особому сдвигу в базовых ценностях - уменьшению инструментальной рациональности. Теперь преобладающими ценностями становятся ценности постмодерна. В прошлом веке возникло государство благосостояния, породившее беспрецедентное в истории чувство безопасности у выросших в этом государстве поколений. Впервые в истории люди стали принимать выживание как должное [4].
По ряду вышеназванных ценностей можно сделать комментарии. Все ценности сегодня кроме права на жизнь и равенства перед законом всех граждан имеют тенденцию к более широкому толкованию. Право на свободу. Сегодня это не только право на свободный труд, передвижение и т.д., сегодня это право означает свободу выбора, свободу делать все, что не запрещено законом. И если учитывать, что законодательство идет по пути уменьшения количества запретов, государственные служащие должны понимать эту тенденцию, быть готовыми к дальнейшему снижению запретов, к соответствующему управлению.
Пересмотрено понятие социальной справедливости. «... представление об общественных отношениях как справедливых, то есть интерсубъективно признаваемых, обеспечивает легитимацию политических институтов и лидеров. Именно идея социальной справедливости скрепляет интеграцию общества. Конечно, в каждом типе общества существует свое понимание идеи социальной справедливости» [5]. Менялось понятие социальной справедливости как ценности, точнее, она всегда была ценностью, но смысл того, что справедливо, а что нет, менялся на протяжении столетий. На каждом из этапов истории существуют свои представления об идеале социальной справедливости. В доиндустриальный период это была гармония, в индустриальном - правовое государство, а в постиндустриальном обществе - качество жизни [6].
1 Методика «ценностные ориентации» (М.Рокич)
//http://mosmetod.ш/Шes/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0% BE%D0%BA%D0%B8%D1%87%D0%B0.pdf (дата обращения - 15.04.2019).
2 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения - 10.04.2019).
Для госслужащих нужно отметить такую ценность, как патриотизм. Она является ценностью индустриального общества. Но госслужащие должны воспитывать политическую культуру. В том числе и гордость за свою страну. В силу этого у них должна быть обязательно эта ценность. И они должны ее пропагандировать в массы.
В самом общем понимании патриотизм - это любовь к Родине. Сегодня другие реалии, другие герои. Но каждый хочет жить хорошо на своей земле. Для этого необходимо каждому человеку работать на благо той земли, страны, где ты живешь. От созидательного труда каждого, от положительного вклада каждого члена общества складывается благосостояние его государства и его личное, в том числе. Это можно рассматривать как один из аргументов. Второй: Россия хочет войти в мировое сообщество. Но входить необходимо на достойных, выгодных для страны условиях. Чтобы так было, РФ должна быть сильным государством, способным себя защитить и отстаивать свои интересы. Только с сильным государством считаются другие страны и учитывают его интересы. Страна, не способная себя защитить, не может отстаивать свои интересы. До сих пор действует древний лозунг «Горе побежденным». В современных условиях такое государство может стать сырьевым придатком более развитых стран. Эти страны отстают в своем экономическом развитии и уровне жизни населения от стран, где идет развитие новых технологий, а не продажа своих природных ресурсов ...[7].
В. Иноземцев пишет по поводу стран, живущих за счет продажи своих природных ресурсов: «... нация, попавшая в условия., позволяющего не использовать ей креативные силы народа, творческие, трудовые, интеллектуальные способности, оказывается остановленной в собственном развитии, потому что у нее нет стимулов к собственному самосовершенствованию. Правительства. не имеет стимула становиться ни демократическими, ни просто эффективными. Эти моменты всегда приводят к стагнации государства» [7]. Если посмотреть на нефтедобывающие страны, живущие за счет интенсивной продажи своих природных ресурсов, то «везде мы увидим упадок или, в лучшем случае, стояние на месте» [7].
Общий уровень благосостояния привел к изменению ценностей во всех сферах жизни общества, что отразилось на управлении и политических отношениях. Все вышеперечисленные ценности актуальны и в постиндустриальном обществе. В индустриальном обществе были также несколько иные ценности: традиционность, коллективизм, солидарность, забота о человеке со стороны государства и т.д. Сегодня происходит изменение в политических ценностях, также в переоценке уже признанных политических ценностей.
В пользу вышеназванного утверждения свидетельствует международное законодательство. Уже Хартия Европейского Союза об основных правах от 07.12.2000. «.сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает их в качестве основных. Социальные права по своей природе хотя и сохраняют во многом программный характер, но они более не считаются второстепенными»1. Тогда, можно сказать, что идет процесс уравнивания прав и отхода от деления их на основные и неосновные. Права вытекают из ценностей, точнее нормативно-правовые акты защищают наиболее важные общественные ценности. Таким образом, идет процесс «стирания» резких граней в иерархии политических ценностей.
Всемирные процессы глобализации, унификации, стандартизации, всеобъемлющей интеграции, детрадиционализации, демократизации, либерализации, денационализации (деидентифика-цию] оказывают влияние на политическую сферу современного общества [8], что привело к изменениям политических ценностей-средств. Для двадцатого века в качестве политических ценностей можно было назвать такие ценности, как: законность, гласность, открытость, политический плюрализм, парламентаризм, высшая власть в государстве принадлежит народу, выборность представительных органов власти, гражданское общество, патриотизм, правовое государство, национальное государство, многопартийность, сильный лидер, стабильность, безопасность, материальный достаток, автономия от государства, прогресс, единство, братство, сильная государственная власть, ответственность, толерантность, массовое участие в управлении государством, ограничившееся всеобщими выборами.
В последние два столетия стремительно расширялись пределы управления. Индустриальное общество становилось все более централизованным, иерархичным и бюрократизированным. Но это было эффективно только на начальной стадии индустриализации. Когда мощности наращивались в результате внедрения более совершенных технологий, то такая необходимость стала тормозить процесс производства. Общественное доверие к иерархическим институтам убывает [3]. Теперь нет смысла мириться с таким уровнем бюрократизации, иерархичности, централизации. Ценности постмодерна означают большее стремление к самовыражению, чем к экономической эффективности. Население менее готово принимать человеческие издержки ради рационального эффекта, материального благо-
1 Хартия европейского Союза об основных правах от 07.12.2000// https://studopedia.su/14_42680_hartiya-evropeyskogo-soyuza-ob-osnovnih-pravah-g-obshchaya-harakteristika.html (дата обращения - 18.04.2019).
состояния [3]. Ушел в прошлое классовый конфликт. В политической сфере снижается уважение к власти, уменьшается роль государства. Граждане не хотят терпеть меньшую долю их свободы. Снижается роль политических партий. Потребность в самовыражении стала проявлять себя и в политических отношениях. Граждане видят в политическом участии ценность. Но участие протекает в виде разных форм, и по разным проблемам. В этой связи происходит изменение политических ценностей-средств. У государственных гражданских служащих они должны быть наиболее прогрессивными и передовыми.
Все политические ценности-средства можно выделить в несколько групп1. Первая группа -ключевые ценности, связанные с выражением желаний граждан. К ним можно отнести: высшая власть в государстве принадлежит народу, выборность представительных органов власти, различные формы выражения населением своего волеизъявления, государство как партнер, развивается инициатива граждан. Следующая группа ценностей связана с законностью. Это верховенство закона, ответственность государственных служащих при принятии и реализации политических решений. Третья группа ценностей включает в себя ценности, связанные с выражением воли избирателей. Это - многопартийность, плюрализм мнений, «прозрачность» всех выборных процедур в политике, толерантность, открытость к новым формам демократических процедур, субъектами политики могут выступать как политические организации, так и отдельные граждане, политическая культура граждан и государственных гражданских и муниципальных служащих.
Выше были перечислены политические ценности-средства, какие должны быть уже в постиндустриальном обществе, хотя бы в его самом начале. Но в период построения этого типа общества, когда материальное благосостояние граждан еще не вышло на уровень постиндустриального общества [2], необходимо добавить заботу государства о гражданах.
Значение вышеназванных политических ценностей у государственных и муниципальных служащих разного уровня должны отличаться. Политические ценности госслужащих высшего эшелона должны быть максимально передовыми, более всего подвергнуты всемирным процессам глобализации. Эти госслужащие должны лучше остальных представителей данной социальной группы понимать тенденции развития общества, политической системы. И их задача - быть передовыми в своем государстве в плане политических взаимодействий и развивать политическую культуру населения и нижестоящих сотрудников, внедрять передовые ценности и нормы в сознание населения и нижестоящих представителей госаппарата, проводить подобную целенаправленную политику. Эти госслужащие участвуют в принятии политических решений федерального уровня. Эти госслужащие должны четко осознавать важность политических ценностей всего населения и нижестоящих представителей госаппарата.
Госслужащие среднего звена являются связующим звеном между высшими госслужащим и обычными исполнителями. Они должны быть в курсе не только глобальных тенденций развития общества и политических отношений, но и в курсе проблем, выносимых на политический уровень на своей территории. Они должны развивать политическую культуру нижестоящих госслужащих и населения. Они должны рассматривать как важную ценность быстрое реагирование на решение этих проблем, принимать разные формы политического участия граждан и быть открытыми для такого сотрудничества [9-10]. Также они должны осознавать ценностью свои политические ценности и политические ценности нижестоящих сотрудников.
Для госслужащих, стоящих на самых низших ступенях, политическая культура также может различаться. Для них должна быть важна их политическая культура, их политические права. Также они должны рассматривать как ценность политические права граждан. Они связующее звено между населением и государством. Для них должны быть ценностью существующие права граждан и их благо. Учитывая вышеизложенное, при иерархий ценностей их или иных групп госслужащих необходимо учитывать их должность.
Если рассматривать тенденции развития политических ценностей у государственных гражданских и муниципальных служащих постиндустриального общества, то можно выделить следующие:
- переосмысление части существующих политических ценностей-целей в сторону их смыслового «расширения»;
- увеличение спектра политических ценностей-целей, что непосредственно связано с удовлетворением потребностей в обществе в соответствие с пирамидой потребностей А. Маслоу;
- при этом на формирование спектра политических ценностей целей окажут влияние процессы глобализации, идея космополитизма, унификации ключевых политических ценностей;
- возрастет количество политических ценностей-средств;
1 Выстраивание иерархии ценностей в каждой из групп проводилось в зависимости от их эффективности, связанной с защитой ими политических ценностей-целей.
- политические культуры населения и государственных гражданских и муниципальных служащих также должны стать политическими ценностями;
- развитие политических ценностей всех групп будет происходить более быстрыми темпами, чем это было в индустриальном обществе. Это станет результатом технического прогресса.
Предложенные группы и иерархии политических ценностей можно использовать в социологических исследованиях при составлении социологического инструментария с учетом уровня групп представителей властных структур. Также при этом целесообразно учитывать общие тенденции развития политических ценностей данной социально-профессиональной группы с целью внесения своевременных корректив в исследование.
Литература
1. МаслоуА. Мотивация и личность, 3-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008. 352 с.
2. Богдан И.В. Политические ценности в современной России: когнитивные, эмоциональные и поведенческие
аспекты // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. №3. Т. 7. С. 24 - 34.
3. Селезнева А.В. Политические ценности в современном российском массовом сознании: психологический
анализ. / / http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2014_2/2014_2_Selezneva.pdf (дата обращения - 20.04.2019).
4. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 6 - 32.
5. Кочетков В.В. Государство и социальный вопрос: политические проблемы постиндустриального общества.
Электронный научный журнал «ГосРег». 2013. № 1.
http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/3number/articles3/Kochetkov_3.pdf (дата обращения - 20.04.2019).
6. Аргунова В.Н. Социальная справедливость : социологический анализ. Автореф. док. дис. Санкт-Петербург,
2005. http://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-spravedlivost-sotsiologicheskii-analiz (дата обращения -20.04.2019).
7. Иноземцев В. Россия и мировые центры // http://polit.ru/article/2005/05/25/power/ (дата обращения - 10.04.2019).
8. Комиссаров Ю.Ю. Функционирование политических систем постиндустриального общества и современной
России в условиях мировой трансформации. Автореф. дис. М., 2007 //http://www.dslib.net/polit-instituty/funkcionirovanie-politicheskih-sistem-postindustrialnogo-obwestva-i-sovremennoj.html (дата обращения - 20.04.2019).
9. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Социетальные аспекты профессиональной идентичности социальноориенти-
рованных групп в российском обществе // Общество и экономика. 2017. № 3-4. С. 176-183.
10. Посухова О.Ю. Карьерные ожидания россиян в контексте социально-экономического кризиса // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 2. С. 215-227.
Horoshkevich Natalya Gennadievna, candidate of sociological sciences, associate professor of the theory, methodology and legal support of the public and municipal administration, Ural Federal University of the first President of Russia B.N. Yeltsin (19, Mira St., Yekaterinburg, 620002, Russian Federation). E-mail: [email protected] POLITICAL VALUES OF THE STATE CIVIL AND MUNICIPAL EMPLOYEES IN MODERN RUSSIA
Abstract
Subject of this research are political values of the public civil and municipal servants. A research objective - development of a range and hierarchy of political values of this social professional group in post-industrial society. In article the author's interpretation of the concept "political values" is offered. Hierarchies of groups of political values of representatives of bodies of the state and municipal authority are presented. Their political values purposes and political values means are allocated. The prospects of development of political values of this social community are marked out. Keywords: political values, civil civil and local government officers, post-industrial society, social community, public requirement, social justice, industrial society, materialistic values, civil society.
References
1. Maslou A. Motivaciya i lichnost', 3-e izd. / Per. s angl. - SPb.: Piter, 2008. 352 s.
2. Bogdan I.V. Politicheskie cennosti v sovremennoj Rossii: kognitivnye, emocional'nye i povedencheskie aspekty //
Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2014. №3. T. 7. P. 24 - 34.
3. Selezneva A.V. Politicheskie cennosti v sovremennom rossijskom massovom soznanii: psihologicheskij analiz. //
http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2014_2/2014_2_Selezneva.pdf (data obrashcheniya - 20.04.2019).
4. Inglhart R. Postmodern: menyayushchiesya cennosti i izmenyayushchiesya obshchestva // Polis. 1997. № 4. P. 6 - 32.
5. Kochetkov V.V. Gosudarstvo i social'nyj vopros: politicheskie problemy postindustrial'nogo obshchestva. Elektronnyj
nauchnyj zhurnal «GosReg». 2013. № 1. http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/3number/artides3/Kochetkov_3.pdf (data obrashcheniya - 20.04.2019).
6. Argunova V.N. Social'naya spravedlivost' : sociologicheskij analiz. Avtoref. dok. dis. Sankt-Peterburg, 2005. http://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-spravedlivost-sotsiologicheskii-analiz (data obrashcheniya - 20.04.2019).
7. Inozemcev V. Rossiya i mirovye centry // http://polit.ru/article/2005/05/25/power/ (data obrashcheniya -10.04.2019).
8. Komissarov YU.YU. Funkcionirovanie politicheskih sistem postindustrial'nogo obshchestva i sovremennoj Rossii v
usloviyah mirovoj transformacii. Avtoref. dis. M., 2007 //http://www.dslib.net/polit-instituty/funkcionirovanie-politicheskih-sistem-postindustrialnogo-obwestva-i-sovremennoj.html (data obrashcheniya - 20.04.2019).
9. Klimenko L.V., Posuhova O.YU. Societal'nye aspekty professional'noj identichnosti social'noorientirovannyh grupp v
rossijskom obshchestve // Obshchestvo i ekonomika. 2017. № 3-4. P. 176-183.
10. Posuhova O.YU. Kar'ernye ozhidaniya rossiyan v kontekste social'no-ekonomicheskogo krizisa / / Gumanitarij YUga Rossii. 2017. T. 6. № 2. P. 215-227.