Н.И. ОСИПОВ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ИДЕИНО-ПОЛИТИЧЕСКИИ ЗАМЫСЕЛ УЧАСТИЯ С.А. ДУГЛАСА В ПУБЛИЧНЫХ ДЕБАТАХ С А. ЛИНКОЛЬНОМ В 1858 ГОДУ
N.I. Osipov
POLITICAL AIMS AND IDEO-POLITICAL DESIGN OF S. A. DOUGLAS'S PARTICIPATION IN PUBLIC DEBATES
WITH A. LINCOLN IN 1858
В данной статье представлена и обоснована новая трактовка политических мотивов и целей инициирования С.А. Дугласом публичных дебатов с А. Линкольном по вопросу территориального распространения рабства. Дуглас решил предложить нации программу примирения по наиболее спорному вопросу для достижения согласия и предотвращения раскола страны. Он надеялся добиться объединения всех консервативных юнионистских политических сил, заявляя о своей готовности их возглавить в противостоянии с экстремистскими и сепаратистскими политическими движениями на Севере и на Юге. Он попытался уговорить американцев договориться о примирении по вопросам сохранения и распространения рабства на основе предложенного им компромисса.
Ключевые слова: право самоуправления, суверенитет поселенцев, право собственности на рабов, национальное согласие, примирение, экстремисты, сепаратисты, сецессиони-сты, юнионисты, политическая ответственность, национальная ответственность.
This article presents and substantiates a new interpretation of the political motives and intentions of S. A. Douglas's initiation of a public debate with A. Lincoln on the issue of the territorial expansion of slavery. Douglas decided to offer the nation a program of reconciliation on the most contentious issue in order to reach agreement and prevent the country from splitting up. He hoped to unite all conservative unionist political forces, declaring his readiness to lead them in the confrontation with extremist and separatist political movements in the North and in the South. He tried to persuade the Americans to negotiate reconciliation on the issues of the preservation and spread of slavery on the basis of the compromise he proposed.
Keywords: right of self-government, settler sovereignty, right of slave ownership, national accordance, reconciliation, extremists, secessionists, unionists, political responsibility, national responsibility.
Публичные дебаты лидера демократов, ведущего политика общенационального уровня того времени Стивена Арнольда Дугласа с одним из лидеров республиканцев в штате Иллинойс в августе-октябре 1858 г. были и остаются одной из наиболее изучаемых и популярных тем в исследовании политической предыстории Гражданской войны 1861-1865 гг. в США. Изучение мотивов, целей, идейного содержания речей, риторических и полемических приемов каж-
дого из политиков проводилось и проводится с разных позиции, подходов, с применением самых различных методов.
Публичная политическая дискуссия между этими политиками, которые в 1860 г. стали главными претендентами на пост президента США, постоянно привлекала и продолжает привлекать самое пристальное исследовательское внимание. Дебатирование проблемы рабства, проводившееся при масштабном привлечении тогдашних средств массовой информации, после «малой гражданской войны» в Канзасе, общенациональной президентской предвыборной кампании 1856 г., центральным вопросом которой был также вопрос о рабстве, после длительных ожесточенных дебатов в Конгрессе США о вхождении Канзаса в Союз, принятия прорабовладельческого решения Верховного суда по делу Дреда Скотта оказало самое разностороннее и всеохватывающее воздействие на общественное сознание американского общества кануна Гражданской войны.
В американской историографии в изучении этой темы полностью доминируют два подхода. Первый - биографический, основанный на сосредоточении всего исследовательского внимания на изучении значимости этих дебатов для политической карьеры и оценки политических взглядов и деятельности Дугласа и Линкольна, как исторических деятелей периода предыстории Гражданской войны в США. Второй подход - идеографический, заключающийся в рассмотрение дебатов как открытого публичного общенационального идейного поединка лидеров, выразивших секционалистские антирабовладельческие и умеренно прорабовладельческие юнионистские примиренческие взгляды и
представления, или, в другой концептуальной парадигме, либерально-
1
юнионистские и консервативно-юнионистские воззрения .
1 Capers G.M. Stephen A. Douglas. Defender of the Union. Boston - Toronto, 1959; Jo-hannsen R.W. Stephen A. Douglas. N.Y., 1973; Johnson A. Stephen A. Douglas. A Study in American politics. (1st ed. 1908). N.Y., 1970; Wells D. Stephen Douglas: The Last Years 1857-1861. Austin, Tex., 1971; Willis H.P. Stephen A. Douglas. Philadelphia, Penn., 1910; Fehrenbacher D. Prelude to Greatness: Lincoln in 1850s. Stanford, Calif.; Donald D.H. Lincoln. N.Y., 1995; Jaffa H.V. Crisis of the House Divided: An Interpretation of the Issues in the Lincoln-Douglas Debates. Garden City, N.Y., 1959; Johannsen R.W. Lincoln, the South, and Slavery: the Political Dimension, Baton Rouge, Loui., 1991; Zerefsky D. Lincoln, Douglas, and Slavery: In Crucible of the Public Debate. Chicago, Ill., 1990.
Оба подхода были и остаются обоснованными и плодотворными, нацеливая исследователей на раскрытие всех аспектов и оттенков идейно-политического противостояния этих в последующем основных кандидатов на президентских выборах 1860 г. Близость этих выборов в первую очередь была летом-осенью 1858 г. важна Дугласу, в то время как для Линкольна определяющим было подтверждение его лидерства в республиканской партийной организации Иллинойса. Для Дугласа выборы в Сенат Конгресса США - это был важный, но промежуточный этап борьбы за лидерство в партии на общенациональном уровне.
Все авторы отмечают тот факт, что сами по себе дебаты не могли решающим образом повлиять на исход выборов с сенат Конгресса США от штата Иллинойс. При этом, на наш взгляд, они не дают полного и убедительного обоснования мотивов и целей вовлечения и участия Дугласа в организацию и проведение длительных публичных дебатов по такому острому политическому вопросу с малоизвестным в тот момент на национальном уровне политиком из Иллинойса. Различные авторы предлагали самые разные варианты сочетания и соотнесения этих мотивов и целей Дугласа, не проявляя настойчивости в более детальном и глубоком их изучении.
Разделяя общие установки сторонников второго подхода, мы считаем необходимым изменить пролинкольновский ракурс видения этих дебатов. Вступление Дугласа в длительные публичные дебаты, по нашему мнению, не имело на тот момент исключительной увязки с партийно-политическим противостоянием между демократами на уровне штата Иллинойс, с личностью Линкольна как кандидата на сенатский пост или лидера иллинойских республиканцев. Дуглас в этих дебатах стремился к позиционированию себя в качестве лидера единственно истинной и наиболее влиятельной юнионистской политической силы - демократической партии.
Собственные президентские амбиции Дугласа, его конфликт с действующим президентом Бьюкененом рассматриваются в качестве наиболее очевидных политических мотиваций проведения Дугласом публичных дебатов.
Наиболее важной отличительной чертой политической ситуации и достижением Дугласа в 1857-1858 гг. было его активное противодействие в Конгрессе США всем попыткам принять Канзас вопреки воле большинства поселенцев в состав Союза как рабовладельческий штат. В этих усилиях он пошел на сотрудничество со своими политическими оппонентами республиканцами и, впервые в своей политической карьере, вступил в противостояние с администрацией «своего» президента-демократа.
Дугласу необходимо было объяснить смысл этих своих действий в 18571858 гг. партийным функционерам, избирателям, голосовавшим на выборах за демократов. Только в этом случае он мог сохранить достаточную поддержку тех и других, чтобы ему можно было бы рассчитывать на выдвижение кандидатом на президентских выборах в 1860 г. Не менее важно для Дугласа получение такой поддержки одновременно и в южных и в северных штатах. В этих обстоятельствах пропагандистская кампания по выборам сенатора в сенат конгресса США от штата Иллинойс должна была проводиться Дугласом максимально масштабно. Поэтому представляется вполне логичным согласие Дугласа на предложение, сделанное ему Линкольном в письме от 24 июля 1858 г. о проведении совместных публичных политических дебатов2.
У Линкольна присутствовали еще более значимые мотивы для открытых публичных дебатов с Дугласом, но все они были нацелены на победу в выборах в сенат Конгресса США. Политические амбиции Линкольна в тот момент могли быть реализованы только посредством активной наступательной предвыборной агитации и пропаганды на штатном уровне, и проведение политических дебатов с Дугласом со всей очевидностью представлялось ему для этого лучшим средством.
Решение Верховного суда США по делу Дреда Скотта превратило вопрос о статусе рабства на федеральных территориях в наиболее востребованную те-
2 Johnson A. Op. cit. P. 338; Capers G.M. Op. cit. P. 182-183; Johannsen R.W. Op. cit. P. 598; Wells D. Op. cit. P. 84-85; The Political Debates between Hon. Abraham Lincoln and Hon. Stephen A. Douglas In celebrated Campaign of 1858, in Illinois. Columbus, Ohio, 1860. P. 64-65; The Letters of Stephen A. Douglas. Urbana, Ill., 1961. P. 423-425.
му политической повестки межпартийного соперничества. Это решение подтверждало наличие у американцев конституционного права на владение рабами в тех штатах, где оно уже было узаконено, и на всех федеральных территориях, где оно могло бы быть узаконено. Оно носило явную прорабовладельческую направленность. Дуглас не мог промолчать и должен был заявить о своей позиции по всем аспектам этого решения Верховного суда.
Решение Верховного суда, объявившее неконституционным запрет рабства на федеральных территориях актом Конгресса США, вернуло политический дискурс по вопросу о территориальном распространении обратно в 1854 г. Тогда ожесточенно дискутировался вопрос о допустимости и правомерности принятия решением конгресса США или территориальными легислатурами запрета рабства. Верховный суд, признав право на владение рабами, отверг наличие у Конгресса США полномочий запрета рабства на федеральных территориях. Тем самым Миссурийский компромисс объявлялся неконституционным и провозглашалась его отмена.
В результате объявлялось неконституционным основное положение партийной платформы республиканской партии на президентских выборах 1856 г., и одновременно обосновывалась правомерность основного положения партийной платформы демократической партии на этих же выборах. В то же время Верховный суд США отрицал конституционность запрета рабства решением территориальных легислатур, что ставило под сомнение отстаиваемый Дугласом принцип «суверенитета поселенцев».
Но одновременно этим же своим решением Верховный суд оставлял за территориальными легислатурами при проведении конституционных конвентов полномочия по осуществлению этого права на федеральных территориях. В этом отношении Дугласу не было никакой необходимости возражать против принятого Верховным судом решения по вопросу об определении статуса рабства на территориях. В то же время явно актуализировалась необходимость включения обновленной доктрины «народного суверенитета» в партийную платформу на предстоящих президентских выборах.
Межпартийное соперничество демократов с республиканцами в северных штатах летом 1858 г., после краха попыток принять Канзас в Союз как рабовладельческий штат или как свободный штат не могло продолжаться без определения партийных позиций по вопросу их отношения к решению Верховного суда США по делу Дреда Скотта. В создавшихся условиях для Дугласа крайне важно было представить отстаиваемый им «принцип народного суверенитета» применительно к полномочиям территориальных легислатур и конституционных конвентов в качестве единственно правомерного идейно-политического и конституционно-правового решения вопроса о порядке определения статуса рабства на федеральных территориях3.
Сохранение единства общенациональной демократической партии в создавшихся политических условиях оказалось поставленным в прямую зависимость от достижения внутрипартийного согласия по вопросу об определении статуса рабства на федеральных территориях. Теперь уже простой отсылки к «принципам» компромиссов 1850 и 1854 гг. было недостаточно. Южане требовали полного и безоговорочного признания политических обязательств демократической партии в отношении обеспечения прав рабовладельцев на федеральных территориях. Дуглас готов был принять такие обязательства, обозначив политико-правовые условия, на которых они были, по его мнению, приемлемыми для северных демократов.
Выборы в Сенат в 1858 г. или президентские выборы в 1860 г. не могли более восприниматься Дугласом преимущественно в терминах партийно-политической борьбы. Ему, чтобы остаться лидером общенациональной партии и стать единым партийным кандидатом, необходимо было найти понимание и добиться поддержки своей программы как согласованного юнионистского решения проблемы статуса рабства на федеральных территориях, в равной мере приемлемого для большинства политиков и избирателей на Севере и на Юге. Таковым решением, по его убеждению, могло и должно было стать принятие и
3 Capers G.M. Op. cit. P. 139, 152-153; Johannsen R.W. Op. cit. P. 596; Willis H.P. Op. cit. P. 238-239; WellsD. Op. cit. P. 42-44.
применение принципа «народного суверенитета» при определении статуса рабовладения на новых осваиваемых территориях4.
Знаменитая речь Линкольна, произнесенная им 16 июня 1858 г. на съезде республиканцев Иллинойса, со словами о «доме, разделенном надвое», по всем воспоминаниям современников и по мнению историков-биографов Дугласа, так его впечатлила, что у него сразу же возникла идея о проведении публичных дебатов с Линкольном. Дуглас, по их мнению, увидел в этой речи талантливо и ярко сформулированную раскольническую сепаратистскую позицию, свидетельствующую об экстремизме «черных республиканцев»5.
Такая версия происхождения у Дугласа замысла проведения публичных дебатов по теме рабства не столько объясняет, сколько иллюстрирует его настроенность на проведение публичных дебатов по этой тематике, в которых он многократно участвовал начиная с октября 1850 г., а в 1854 г. и с Линкольном. Все побуждения, мотивы, цели Дугласа и предназначение проведения дебатов можно найти в его дебатных речах. Ему нечего и незачем было что-то скрывать - наоборот, он стремился быть максимально открытым и понятым.
Дебаты с убежденным, ярким и красноречивым сторонником антирабовладельческих взглядов из числа представителей республиканцев Иллинойса для Дугласа были подходящей возможностью обнародовать свою позицию и донести все аргументы и обоснования ее правомерности, благотворности и спасительности для единства партии, нации и страны. Дугласу были хорошо известны все положения антирабовладельческой доктрины республиканцев. Он ранее уже многократно полемизировал с республиканскими политиками и лично с Линкольном до президентских выборов 1856 г. и после этих выборов. В Линкольне он увидел достойного идейного оппонента, в полемике с которым он смог бы более наглядно подать и убедительно высказать свою позицию.
4 Capers G.M. Op. cit. P. 139, 170; The Letters of Stephen A. Douglas... P. 430, 431, 433.
5 Johnson A. Stephen A. Douglas. P. 346-348; Johannsen R.W. Op. cit. P. 594-595; Wells D. Op. cit. P. 81-82; Willis H.P. Op. cit. P. 261, 262.
Выбор Дугласом себе в оппоненты в предполагаемых публичных дебатах по очень острой тематике такого политика, как Линкольн, является, на наш взгляд, очевидным свидетельством преобладания в его целевых установках идейно-политических, а не партийно-политических соображений. Американские историки, специально изучавшие политическую деятельность Дугласа, объясняют это преобладание ситуативными обстоятельствами, возникшими из-за противостояния с президентом Бьюкененом. Дуглас, оказавшись в политической изоляции, предпочел максимально полно и открыто высказаться по принципиальному вопросу разногласий с ним и его администрацией .
Такое объяснение представляется нам недостаточным, поскольку таким публичным выступлением он мог только в еще большей мере обострить эти разногласия, что и показали последующие события, когда его не переизбрали председателем сенатского комитета Конгресса США по территориям. Если же утверждать, что он намеренно шел на обострение противостояния с президентом Бьюкененом, то выбор вопроса о рабстве как темы публичных дебатов можно объяснить только принципиальными юнионистскими устремлениями Дугласа.
Понимая, какой огромный разделительный потенциал заключен в восприятии общественным сознанием проблемы территориального распространения рабства, Дуглас в своих дебатных речах постарался выстроить компромиссную трактовку принципа «народного суверенитета», согласуя ее с доктриной «прав штатов» таким образом, чтобы перенести решение вопроса об определении статуса рабства на федеральных территориях на уровень территориальных
7
легислатур и конституционных конвентов .
Дуглас признавал право американских граждан на владение рабами, но само рабовладение считал порождением законодательства отдельных штатов
6 Johnson A. Op. cit. P. 334-335, 350; Johannsen R.W. Op. cit. P. 648-649, 652; Wells D. Op. cit. P. 78, 79-80, 81-82.
7 Russell R.R. Constitutional doctrines with regard to slavery in territories // Critical Studies in Antebellum Sectionalism. Essays in American political and economic history. Westport, Conn., 1972. P. 65-67.
(local law institute), которые могли его узаконить или отменить. Он, апеллируя к здравому смыслу, патриотизму, расизму, призывал северян примириться с существованием рабства там, где оно уже есть, и там, где оно может быть установлено. Южан он призывал примириться с неприятием большинством северян
рабства, с правом северян открыто выражать свое неприятие и осуждение раб-
8
ства .
Дуглас выражал готовность сам и призывал северян признать историческую и политическую ответственность за существование и распространение рабства. Он осудил требования запрета рабства решением любого органа федерального государства, признавал возможность отмены рабства только по согласию самих рабовладельцев. Но одновременно он в ходе дебатов ни одним словом не упомянул об особых «южных правах», основанных на рабовладении. Дуглас считал безосновательными и незаконными требования о предоставлении федеральным государством какого-либо рода специальных политических и правовых гарантий владельцам рабов9.
Он намеренно в дебатных речах не делал никаких различий между собственностью на рабов и любыми другими видами частной собственности, многократно уравнивал законы штатов, устанавливающих рабство, с законами, отменявшими рабство, вводившими те или иные ограничения, например с «сухим законом» штата Мэн. Право на владение рабами объяснялось природно-климатическими особенностями южных штатов, разумными, обоснованными экономическими интересами самих южан как представителей высшей белой расы, которые таким образом выстраивали отношения с неграми, труд которых они использовали для реализации этих своих интересов.
Дуглас занял откровенно расистскую позицию в отношении рабства негров, неоднократно повторял расистскую интерпретацию преамбулы Декларации независимости, заявляя о неприменимости ее в отношении негров и других низших рас. «Отцы-основатели», по его утверждению, создавали американ-
8 JohannsenR.W. Op. cit. P. 670-672; WellsD. Op. cit. P. 119-121.
9 RussellR.R. Constitutional doctrines. P. 69.
ское государство для белых и в интересах белых. Дуглас оправдывал конституционность рабства положениями самой Конституции и законодательством штатов, белое население которых было вольно само определять правовой статус негров10.
Такое открытое выражение Дугласом его расистских взглядов было предназначено прежде всего для завоевания благосклонного внимания и получения поддержки со стороны южан. Дуглас поддержал решение Верховного суда США о неконституционности запрета рабства актом Конгресса США, тем более что он сам начиная с 1850 г. многократно заявлял о нецелесообразности и неправомерности вмешательства федерального государства в решение вопроса о статусе рабства на территориях.
Тем не менее основной целевой аудиторией для Дугласа были политики и избиратели северных штатов. Все, о чем говорил Дуглас в ходе этих дебатов, имело одну целевую установку - достижение примирения по вопросу о распространении рабства. Примиряться и достигать согласия он предполагал не с последователями идей, высказываемых и отстаиваемых Линкольном, а со сторонниками прежних юнионистских взглядов.
Идейной основой такого примирения между американцами в северных и южных штатах Дуглас считал доктрину «народного суверенитета» как духовное наследие, полученное от «отцов-основателей». Сохранение единства нации и страны, по его убеждению, было возможно и достижимо при условии взаимной готовности американцев считаться с интересами друг друга. Самоуправление поселенцев в рамках народного суверенитета обеспечит разрешение вопроса о рабстве на территориях, самоуправление граждан штатов в рамках суверенитета штатов обеспечит разрешение вопроса о рабстве в рабовладельческих штатах11.
10 The Political Debates between Hon. Abraham Lincoln and Hon. Stephen A. Douglas In celebrated Campaign of 1858, in Illinois. Columbus, Ohio, 1860. P. 12, 35, 52, 71, 84, 176, 202, 203, 238.
11 The Political Debates between Hon. Abraham Lincoln and Hon. Stephen A. Douglas... P. 31-32, 46, 95, 96; Johannsen R.W. Op. cit. P. 233, 237.
Дуглас стремился не допустить вовлечения федерального государства в решение вопроса о рабстве даже в тех сферах, которые относились к его исключительной компетенции. По словам британского историка Брюса Коллинза, Дуглас был убежден в том, что доктрина народного суверенитета могла бы стать способом достижения урегулирования, соглашения (modus-vivendi) между интересами Севера и Юга12.
В ходе дебатов в июне-июле 1858 г. для Дугласа принципиальное значение имело развернутое общедоступное изложение положений доктрины «народного суверенитета» в наиболее доходчивой и общепонятной форме, каковой он и посчитал публичные дебаты. Непризнание республиканцами законности права на владение рабами за пределами тех штатов, в которых оно было узаконено ранее, их требование о принятии запрета рабства на всех федеральных территориях, распространяемое ими осуждение рабства за пагубные моральные, религиозные, культурные и политические последствия его сохранения, - все эти постулаты республиканцев, отстаиваемые Линкольном в дебат-ных речах, должны были, по мысли Дугласа, придать еще большую убедительность его собственным примирительным выступлениям13.
Ему надо было убедить слушателей в необходимости отмены Миссурий-ского компромисса, в отсутствии прямой связи между отменой этого компромисса и «малой гражданской войной» между поселенцами в Канзасе. Ему следовало бы объяснить, как способствовало сохранению единства Союза вмешательство президентских администраций Пирса и Бьюкенена в противоборство между поселенцами на стороне прорабовладельчески настроенных поселенцев из южных штатов, навязывание большинству канзасцев конституции, устанавливающей рабовладение, признание неконституционности Миссурийского компромисса.
12 Collins B. The Origins of American Civil War. New York, 1981. P. 105.
13 The Political Debates between Hon. Abraham Lincoln and Hon. Stephen A. Douglas. P. 6-12, 26-34, 40-47.
Противостояние Дугласа с президентом Бьюкененом в декабре-июне 1857/1858 гг. объяснялось его уверенностью в неизбежности поражения партии на выборах в Иллинойсе, во всех других северных штатах на промежуточных выборах в Конгресс и на президентских выборах в 1860 г., если бы конгрессмены-демократы из северных штатов по предложению президента Бьюкенена проголосовали за принятие штата Канзас с рабовладельческой конституцией, принятой вопреки воле большинства свободных поселенцев. Историки Джонсон, Кейперс, Уэллес и Йохансен утверждают о полном подчинении президента Бьюкенена давлению южан в решении вопроса о принятии Канзаса как штата с конституцией, устанавливающей рабство. В ноябре-декабре 1857 г. Дуглас пошел на установление прямых контактов с лидерами республиканцев в Иллинойсе и в Конгрессе США с целью формирования коалиции при обсуждении и голосовании инициатив президентских инициатив в отношении утверждения
14
этой конституции .
Дуглас вступил в дебаты с Линкольном уже 9 июля, с момента своего возвращения Иллинойс из Вашингтона, отвечая на ставшую в дальнейшем знаменитой речь Линкольна 16 июня 1858 г. на конвенте республиканской партии штата Иллинойс в городе Спрингфилд. В этой речи Линкольн, используя библейскую притчу о неизбежности падения дома, разделенного надвое в своих основаниях, обосновывал неотвратимую необходимость для американского общества и государства определиться с отношением к сохранению и распространению рабства. Политические действия и все пропагандистские усилия Дугласа с момента вынесения им в январе 1854 г. на обсуждение в Конгрессе США билля Канзас-Небраска характеризуются Линкольном как пособничество утверждению прорабовладельческого курса эволюции общественного сознания и политики федерального государства в лице президентов, Конгресса и Верховного суда США15.
14 Capers G.M. Op. cit. P. 159, 160, 162, 167-174; Johnson A. Op. cit. P. 332-338; Johannsen R.W. Op. cit. P. 586-592; Wells D. Op. cit. P. 72-76.
15 The Political Debates between Hon. Abraham Lincoln and Hon. Stephen A. Douglas. P. 1, 3, 60, 62, 64.
Речь Линкольна была политическим вызовом, пропагандистской подготовкой к предстоящим выборам членов легислатур от графств штата и последующих выборов сенатора от штата Иллинойс. Дуглас в любом случае не мог, да и не собирался проигнорировать этот вызов. Но первоначально он решил ограничиться тремя публичными речами 9, 16 и 17 июля 1858 г. Линкольн 10 и 17 июля выступил с ответными речами. Он присутствовал и выслушал речи Дугласа 9 и 16 июля, но Дуглас 10 и 17 июля не присутствовал. Этот обмен публичными речами не был полноценными дебатами, но оба политика высказали в них основные идеи, которые они обсудили в ходе публичных дебатов в августе-октябре 1858 г.
Дуглас основное внимание уделил противопоставлению юнионистского принципа народного суверенитета и секционалистских идей республиканцев. Передача самоуправленческих прав поселенцам территорий при решении вопроса о статусе рабства обосновывалась отрицанием наличия таких полномочий у Конгресса США, которое было к тому же подтверждено решением Верховного суда США. Дуглас в этих своих июльских речах 1858 г. определяет принцип «народного суверенитета» как «великий», «священный», «жизненно важный», «краеугольный камень храма свободы»16.
Такая особая значимость принципа «народного суверенитета» определяется Дугласом именно с точки зрения достижения согласия, взаимопонимания, обеспечения прав, свобод и интересов белых граждан северных и южных штатов без всякого секционального противопоставления, социальной вражды из-за отношения к рабству. Поселенцы без вмешательства федеральных властей избирают и формируют органы территориального самоуправления, которые принимают местные правовые акты, определяющие статус рабов и рабовладения. Впоследствии территориальная легислатура организует и проводит выборы конституционного конвента, который разрабатывает и принимает конституцию штата с запретом или без запрета рабства. Конституция выносится на голосова-
16 гыа. Р. 7, 9, 40, 49.
ние и после ее утверждения отправляется в Конгресс США для принятия им соответствующего закона о вхождении в состав США нового штата.
Ни Конгресс США, ни территориальная легислатура, согласно решению Верховного суда США, не могли запрещать или разрешать рабство. Дуглас полагал, что определение статуса рабства в территориях будет зависеть от природно-климатических условий, экономических интересов и социально-культурных предпочтений большинства поселенцев. Признание этим же решением рабовладения конституционно закрепленной формой частной собственности предусматривало право рабовладельцев беспрепятственно переселяться с рабами на любые федеральные территории. Если они на этих территориях составят большинство, то их интересы и права могут быть узаконены действиями
17
территориальных органов власти и признаны федеральными органами власти .
Конституционность права на владение рабами у Дугласа не вызывала никаких сомнений, но он в своих речах в июле и в ходе дебатов ничего не говорил об особенностях этого права собственности, об особых гарантиях или особой правовой защите этого права. Он не осуждает право собственности на людей и обвиняет аболиционистов, республиканцев и самого Линкольна в том, что постоянное публично провозглашаемое ими осуждение рабства является «целостной системой секциональной агитации, которая порождает разногласия, раздоры, вражду и раскол»18.
Дуглас интерпретирует ставшее в последующем знаменитым положение речи Линкольна о «доме, разделенном надвое внутри себя» как прямой призыв к секциональному разделению, «войне между свободными и рабовладельческими штатами» с целью полного возобладания одной из сторон, унификации и консолидации государства, к объединению северян вокруг секциональной партии. Для Дугласа Линкольн этим высказыванием явно позиционировал себя в
17 Ibid. P. 34-36, 46, 49.
18 Ibid. P. 30-31.
качестве секционального политика, представителя секциональной партии, политический успех которой прямо ведет к секционному расколу страны19.
В данной интерпретации, на наш взгляд, выявляется политический замысел Дугласа, реализованный в ходе последующего дебатирования с Линкольном. Дуглас, обращаясь к опыту президентской кампании 1856 г., стремился заявить о себе как о выразителе истинно юнионистских взглядов и намерений, объединителе демократической партии и американской нации. Таким демократы в 1856 г. представляли своего кандидата в президенты Джеймса Бьюкенена. Тем самым Дуглас привлек широкое общественное внимание к предвыборной речи Линкольна в штате Иллинойс, а потом и во всей стране.
Линкольн жестко оппонировал Дугласу как пособнику прорабовладель-ческих интересов. Он обвинил его в содействии и участии в заговоре политиков для «увековечивания и национализации рабства». Дуглас, по убеждению Линкольна, своими усилиями по принятию билля Канзас-Небраска решающим об-
20
разом перенаправил политическое развитие именно в этом направлении .
Юнионистская политическая платформа выстраивалась Дугласом в ходе дебатов с Линкольном на противопоставлении доктрины разделенного суверенитета и национального суверенитета. Теоретические построения Дугласа предусматривали локальную автономность, экономический и культурный плюрализм интересов, сосредоточенность суверенитета в штатах при конституционно-правовом делегировании полномочий федеральному государству. Предлагаемая Дугласом доктрина конституционно-правового урегулирования противоречий по вопросу о территориальном распространении рабства, по мнению американского историка Роберта Рассела, строилась на прагматическом понимании концепции прав штатов, обеспечивающих согласование интересов различных слоев и групп американского общества на основах экономической ди-
19 Ibid. P. 29, 36.
20 Ibid. P. 18, 60, 61.
версифицированности, культурного плюрализма и политической децентрализа-
21
ции .
Биографы Дугласа Аллен Джонсон, Роберт Йохансен и Джеральд Кей-перс подчеркивают его постоянную и неизменную увлеченность, заинтересованность и активную политическую деятельность в интересах самой масштабной территориальной экспансии и скорейшего освоения западных земель, на которых, по его убеждению, рабство в силу природно-климатических, социально-демографических и социально-культурных причин не получит распространения. Он был уверен в том, что принцип политического самоопределения поселенцев осваиваемых территорий, реализуемый ими в соответствующих конституционно-правовых рамках, позволял ранее и позволит теперь урегулировать противоречия по вопросу о территориальном распространении рабства22.
Основываясь на таких представлениях, осознавая настоятельную необходимость формулирования идейной альтернативы воззрениям республиканцев, Дуглас в ходе дебатов с Линкольном выдвинул, последовательно отстаивал и пропагандировал пять тезисов своей юнионистской платформы. Эти тезисы выводятся нами из содержания дебатных речей Дугласа. Первый тезис определяется нами как политический, второй - конституционно-правовой, третий - расистский, четвертый - социальный и пятый тезис - партийно-политический.
Первый тезис, являвшийся ключевым, состоял в обосновании политической доктрины «народного суверенитета», понимаемой им как политическая традиция политического самоопределения и самоуправления, применяемая к определению поселенцами новых территорий социальных и политических установлений сообразно со статьями Конституции США. Второй тезис заключался в утверждениях о том, что среди конституционно установленных прав граждан штатов есть право устанавливать или отменять рабство как конституционно узаконенную форму собственности и, соответственно, об отсутствии
21 RussellR.R. Constitutional doctrines. P. 63-65, 67-69.
22 Capers G.M. Op. cit. P. 88-90, 170, 172; Johnson A. Op. cit. P. 311, 312, 314; Johannsen R.W. Op. cit. P. 233, 244, 280, 304, 317-318; Johannsen R.W. The Frontier, The Union, and Stephen A. Douglas. Urbana, Ill., 1989. P. 88-90, 92-93.
такого права у федерального государства. Третий тезис основывался на идеях расовой неполноценности негров и предусматривал исключительное право представителей белой расы из числа европейских народов определять характер и правовые рамки их отношений с неграми. Четвертый тезис заключался в обосновании представлений об исторически сложившейся плюралистичности социальных порядков и социальных установлений американского общества, которые предусматривали недопустимость распространения идей социальной вражды и секциональных предубеждений.
Отдельно следует рассмотреть партийно-политический тезис дебатных речей Дугласа. Для него наиболее важной целью было продемонстрировать приверженность демократической партии политическим принципам, которые выражают интересы большинства американцев и обеспечивают согласие и взаимопонимание между ними. Решение вопроса о рабстве, предлагаемое Дугласом в соответствии с этими принципами от имени демократической партии, определялось им как единственно возможное юнионистское и осуществимое только при сохранении единства демократической партии и верности своим
23
принципам .
Политический принцип «народного суверенитета» характеризуется им как «основа надлежащего и справедливого разрешения вопроса рабства во всех его формах». Этот принцип, по его уверению, гарантирует народу каждой территории самим решать вопрос о рабстве. Утверждение этого принципа в политической жизни общественном сознании страны Дуглас называет «великой миссией демократической партии», а следование ему является «единственным путем к миру». Этот принцип, как он полагает, обеспечивает такое решение вопроса о рабстве, которое не нарушает равенства прав штатов на участие в освоении территорий и не вызывает секциональных противоречий .
23 The Political Debates between Hon. Abraham Lincoln and Hon. Stephen A. Douglas. P. 118, 209, 220; Capers G.M. Op. cit. P. 139, 170, 172.
24 The Political Debates between Hon. Abraham Lincoln and Hon. Stephen A. Douglas. P. 40, 118.
Дуглас не видит противоречия в том, что применение принципа самоопределения переселенцев в Канзасе в 1854-1856 гг. привело к «малой гражданской войне», о которой он вообще не упоминает. Этот принцип он возводит к компромиссу 1850 г., хотя впервые он был применен при утверждении Юго-западного ордонанса еще в 1790 г., а затем - при принятии Миссурийского компромисса. Он стремится показать непрерывную линию преемственности поддержки демократической партией принципа самоопределения переселенцев в их отношении к рабству начиная с 1850 г.
В ходе дебатов он уверенно опровергает утверждения Линкольна о том, что решение Верховного суда США по делу Дреда Скотта содержит прямое отрицание права территориальных легислатур на определение правового статуса рабства и возможность последующего запрета штатам запрещать и отменять рабство. Второе прямо противоречит Конституции, а наличие отрицания права территориальных легислатур он считает абстракцией, поскольку поселенцы при формировании территориальной легислатуры и в процессе ее деятельности могут легально выразить свое отношение к рабству и принять меры, которые могут способствовать или препятствовать утверждению рабовладения на новых территориях25.
Определение в решении Верховного суда США рабства как формы собственности также не мешает территориальным легислатурам принять необходимые меры по регулированию этих правоотношений. Данные предпринятые территориальными легислатурами меры локального правового характера могли бы способствовать или препятствовать утверждению рабства на территориях. По названию города Фрипорт в штате Иллинойс, где в своей речи Дуглас впервые озвучил это положение, оно сразу же получило название «Фрипортская доктрина». К этому положению он непрерывно обращался во всех последующих дебатных речах, придавая ему более расширенное толкование.
Правовой тезис дебатных речей Дугласа провозглашается им в полном согласии с соответствующим решением Верховного суда США, объявившего
25 гыа. Р. 34, 49, 94-96, 206.
неконституционным определение статуса рабства на территориях актом Конгресса США. Признание решением Верховного суда США рабства законной формой собственности предусматривало, по мнению Дугласа, недопустимость, незаконность вмешательства Конгресса США в правоотношения, основанные на этой форме собственности.
Распространение на негров права собственности как на движимое имущество оправдывается Дугласом на основании представлений о расовой неполноценности негров. Поэтому белые американцы вправе определять правовой статус негров во взаимоотношении с ними. Он отрицает всякую возможность установления равноправных отношений между представителями белой и черной рас. Рабское состояние или дискриминационное неравноправие негров являются для него допустимыми, законными и даже благотворными формами
межрасовых отношений. Белые американские граждане на территориях и в
26
штатах имеют право определять правовое положение негров .
Без сомнения, расистский тезис речей Дугласа был обращен к расовым предрассудкам и предубеждениям большинства белых американцев на Севере и на Юге США и направлен на дискредитацию аболиционистских положений партийной программы республиканцев. Расовая консолидация белых стала одним оснований юнионистской платформы Дугласа. Расистские утверждения нацелены были на нейтрализацию страхов северян по поводу территориального распространения рабства негров и переселения негров на западные земли.
Такой расистски оправдываемый и обосновываемый юнионизм не делал чести Дугласу как политику, придавая его консервативно-юнионистским аргументам откровенно ретроградный характер. Постоянство и упорство в декларировании Дугласом оценки негров как представителей «низшей расы» во многом обесценивали и дискредитировали все отсылки к демократическим ценностям, которые он с таким же постоянством и упорством делал в своих речах, пытаясь обосновать принципы самоопределения поселенцев и невмешательства феде-
26 гыа. Р. 52, 71, 175, 176, 203.
рального государства в определение правового положения негров на территориях.
Признание Дугласом экономико-географической, социально-географической секциональности и мультикультурности американского общества позволяло ему усиливать аргументацию в пользу необходимости и благотворности политической децентрализации, прав штатов, территориальной автономности и самоуправления. Преодоление неизбежных межсекциональных и культурных противоречий американского общества могло, по его убеждению, достигаться более успешным образом повсеместным применением принципа
27
«народного суверенитета» .
Он доказывал, что в период 1850-1858 гг. только сохранение верности демократической партии своим политическим принципам позволяло ей разрешать эти противоречия и принимать соответствующие политические меры. Республиканская партия характеризуется Дугласом как секциональная политическая сила, намеренно разжигающая настроения социальной вражды и секци-онального противостояния. Он в своих речах прямо обвиняет Линкольна и республиканцев в ведении направленной антирабовладельческой пропагандистской войны против южных штатов и подготовке настоящей войны против южан из-за рабства. Дуглас предлагает считаться с решимостью большинства южан отстоять свое право переселяться с рабами на новые территории. Демократическая партия, придерживаясь своих политических принципов и в особенности принципа самоуправления и самоопределения поселенцев, была, по его убеждению, способна достичь согласия между северянами и южанами по вопросу о территориальном распространении рабства.
Признание конституционности рабства, отрицание конституционности запрета территориального распространения рабства актом Конгресса США Дуглас соединял с утверждениями о равенстве прав граждан северных и южных штатов на освоение западных земель, с неграми-рабами или без негров-рабов. Решение этого вопроса он предлагал передать самим поселенцам посредством
27 гыа. Р. 40, 46, 49, 96, 204, 205, 209, 217, 218.
выборов делегатов в органы территориального самоуправления, в конституционные конвенты.
Высказывая морально-этическую отстраненность по отношению к территориальному распространению рабства, заявляя о неконституционности вмешательства федерального государства в отношения рабовладения на территориях, приравнивая рабство к другим формам частной собственности, Дуглас стремился найти понимание и поддержку в северных и в южных штатах, полагая, что в этом то и состоит юнионистское решение вопроса о статусе рабства на территориях. Но, как показали политические события ближайшего года, он полностью заблуждался. На Юге этого уже было недостаточно, а на Севере это стало недопустимым.
На Юге оглашенная им «Фрипортская доктрина», провозглашавшая возможность, допустимость и оправданность принятия территориальными легислатурами неблагоприятных для утверждения рабства локальных актов без прямого его запрета, вызвала всеобщее осуждение. Безразличное отношение ведущего политика к территориальному распространению рабства южанами воспринималось негативно. В ноябре 1858 г. один из лидеров южных демократов Джон Брекинридж, который в 1852 и в 1856 гг. активно поддерживал его во время проведения президентских кампаний, публично заявил об осуждении позиции Дугласа и намерении противодействовать его избранию кандидатом в
28
президенты от демократической партии .
В декабре этого же года, прежде всего усилиями сенаторов-демократов от южных штатов, Дугласа не переизбрали председателем сенатского комитета по территориям, которым он являлся непрерывно с 1847 г. Он потерял основную политическую позицию, которая позволяла ему продвигать свою доктрину «народного суверенитета». Это можно считать своего рода политической оценкой со стороны администрации президента Бьюкенена и южных демократов его
28 Capers G.M. Op. cit. P. 140, 192, 193; Johnson A. Op. cit. P. 279-280, 375-376; Johannsen R.W. Op. cit. P. 679-680; Collections of the Illinois state historical library. Vol. III. Lincoln series. Vol. 1. The Lincoln - Douglas debates of 1858 / ed. with introduction and notes by E.E. Sparks. Springfield, Ill., 1908. P. 576.
усилий по противодействию принятию Канзаса в Союз как рабовладельческого штата.
23 февраля 1859 г. два сенатора от штата Миссисипи Альберт Браун и Джефферсон Дэвис предложили принять актами Конгресса США рабовладельческие кодексы для всех западных территорий. Поселенцы с рабами тогда получали бы политическую и правовую защиту своей собственности на территориях. Эта инициатива приобрела в дальнейшем много сторонников среди юж-
29
ных демократов .
Принятие Конгрессом США рабовладельческих кодексов полностью противоречило доктрине «народного суверенитета», провозглашавшей самоопределение и самоуправление поселенцев при определении правового статуса рабства на территориях. Дуглас не мог ни при каких обстоятельствах согласиться с такой инициативой южных демократов. Поэтому он вступил в активную дискуссию с Брауном и Дэвисом, пытаясь убедить их отказаться от этой инициативы. В сентябре 1859 г. Дуглас публично в прессе осудил эту инициативу как
30
секциональную и антиконституционную затею .
Южане требовали прямого содействия федерального государства распространению рабства на уже имеющихся территориях и посредством присоединения новых. Возникшее на рубеже 40-х-50-х гг. XIX в. движение «южного национализма» получило в 1850-е гг. широкое распространение и массовую поддержку в южных штатах. Выдвижение, пропагандирование экспансионистских притязаний США в Южной Америке и оказание им политического содействия стали одним из направлений их политической деятельности.
На Севере дебатные речи Линкольна получили большее распространение и активную общественную поддержку, которая уже через год превратила его в одного из наиболее известных и популярных лидеров республиканцев и воз-
29 Congressional Globe. 35th Congr. 2nd Sess. Appendix. P. 1244, 1245, 1247, 1248; Cooper W.J. Liberty and Slavery, Southern Politics to 1860. N.Y., 1983. P. 281-282.
30 Congressional Globe. 35th Congr. 2nd Sess., Appendix. P. 1245, 1246, 1247-1248; Jo-hannsen R. W. Stephen A. Douglas, Harper's Magazine, and Popular Sovereignty // Mississippi Valley Historical Review. №45. 1959. P. 621-631.
можных кандидатов от партии на приближавшихся президентских выборах. Линкольн отрицал конституционность права на владение рабами, заявлял о праве и долге Конгресса запретить рабство на территориях как моральное, социальное и политическое зло, от которого стране необходимо избавиться, сле-
31
дуя заветам отцов-основателей США .
Публичные дебаты Стивена Дугласа с Авраамом Линкольном имели неожиданные последствия для реализации его юнионистского идейно-политического замысла. Южные демократы стали требовать пересмотра позиции партии по вопросу о территориальном распространении рабства в заведомо неприемлемую для Дугласа сторону. Раскол среди консервативных юнионистов стал совершенно необратимым политическим процессом. Таким же необратимым политическим процессом стала идейная и политическая консолидация либеральных юнионистов вокруг республиканской партии.
В марте 1850 г. в своей речи в защиту компромиссных предложений Генри Клея Дуглас заявил, что Северо-Запад своим происхождением, расположением, своим духом, самой судьбой предназначен для того, чтобы объединить и спасти нацию. «Великий Запад, - утверждал он, - станет спасительной силой,
32
душой и надеждой нации» .
Действительно, именно усилиями политиков северо-западных и юго-западных штатов были приняты компромиссные билли 1850 г., компромиссный билль Канзас-Небраска 1854 г. Но в то же время именно в штатах Северо-Запада США родилась антирабовладельческая либерально-юнионистская республиканская партия, которая предложила свою программу объединения и спасения американской нации. В то же время, по мнению видных американских историков, именно в штатах Юго-Запада США в эти же годы сформировался центр секциональной консолидации Юга и в рамках движения «южного един-
31 The Political Debates between Hon. Abraham Lincoln and Hon. Stephen A. Douglas. P. 181, 182, 184-185, 231, 235.
32 Congressional Globe. 31st Congr. 1st Sess. Appendix. P. 365.
ства» зародилось движение «южного национализма», которое в определяющей мере способствовало сецессии и расколу американской нации и государства33.
Дуглас попытался в ходе дебатов с Линкольном сформулировать юнионистский манифест демократической партии и объединить сторонников сохранения единства Союза при условии сохранения и распространения рабства. Южане предложили сохранение единства Союза на условиях сохранения и распространения рабства, или, по определению Линкольна, для «увековечивания и национализации рабства». На Севере республиканцы предложили сохранение Союза при условии избавления от рабства. Но Дуглас не понимал, что для южан в 1858 г. было уже недостаточно только нейтральности федерального государства в отношении к рабству. Они требовали от него защиты прав рабовладельцев и особых гарантий сохранения и распространения рабства. Дугласу не удалось объективно оценить уровень, интенсивность и масштабы распространенности прорабовладельческих взглядов среди политиков и граждан южных штатов. Он недооценил степень приверженности большинства политиков и граждан южных штатов идеям «южных прав» в отстаивании «особых прав» рабовладельцев на обладание рабами. Прокламируемая им нейтральность федерального государства в решении вопроса о статусе рабства на территориях уже совершенно не устраивала большинство южан.
Консервативная установка юнионистской программы Дугласа на невмешательство федерального государства в решение вопроса рабства на территориях оказалась в одинаковой мере неприемлемой, хотя и по противоположным основаниям, для большинства южан и северян. В 1857-1860 гг. южане, добиваясь прорабовладельческого вмешательства федерального государства, отказали в поддержке Дугласу, а в 1860-1861 гг. северяне своими голосами привели к власти партию, требовавшую антирабовладельческого вмешательства в решение этого вопроса.
33 Craven A.O. The growth of Southern nationalism 1848-1861. Baton Rouge, Loui., 1957. P. 396, 398, 399-400; McCardell J. The Idea of a Southern Nation, Southern Nationalists and Southern Nationalism, 1830-1860. N.Y., 1979. P. 76-77, 233-235; Cooper W.J. Liberty and Slavery. P. 251252.