УДК 321.02
Губаев Баир Дашинимаевич Bair Gubaev
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
POLITICAL TECHNOLOGIES AS THE MEANS OF IMPLEMANTING THE STATE POLICY IN MODERN RUSSIA
Статья посвящена вопросам развития и применения политических технологий в современной России. Исследуются понятие и особенности реализации политических технологий в России, рассматриваются основные проблемы развития политических технологий на современном этапе, а также указываются возможные пути их решения
Ключевые слова: государственная политика, политическое управление, связи с общественностью, лоббизм
This article is dedicated to the issues of development and application of political technologies in modern Russia. The author investigates the concept and details of political technology implementation in Russia, highlights the basic problems of modern political technology development and points out the possible ways of its addressing
Key words: state policy, political management, public relations, lobbyism
Функционирование любого государства неразрывно связано с властью — наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, решения их противоречий и конфликтов. Основная разновидность власти —политическая — является источником развития общества, социальных преобразований в нём, а также служит одним из основных элементов формирования государственной политики.
В свою очередь, базовым инструментом реализации как политической власти, так и государственной политики выступают политические технологии.
В настоящее время политические технологии рассматриваются, прежде всего, как участие граждан в процессе управления, в процессе выработки и реализации властно-управленческих решений, курсов политики.
В целом политические технологии можно определить как совокупность на-
иболее целесообразных приёмов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных к тому, чтобы повысить эффективность политического процесса и достичь желаемых результатов в сфере политики [1; С. 21].
Политические технологии включают как приёмы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия ). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии в большей степени определяются типом общественного развития (доминированием в нём эволюционных или революционных процессов), характером режима ( демократический, тоталитарный и др.).
Не существует обобщенных, пригодных на все случаи жизни, политических технологий. Каждая из них применима только к конкретной ситуации, поскольку призвана обеспечить взаимодействие различных политических сил и структур для решения вполне конкретных вопросов. И, вместе с тем, каждая технология многопла-нова по своему содержанию и характеру, разнообразна по условиям осуществления, составу исполнителей, видам политической деятельности и решаемым проблемам [6; С.
15].
Современные политические технологии в России, как и политическое управление в целом, можно охарактеризовать как требующие дальнейшей доработки и комплексного развития.
В частности, в результате многочисленных преобразований современное российское общество резко расслоилось на различные социальные группы, каждая из которых отстаивает собственные интересы и ищет новые социальные ориентиры. Положение усложняется обострением политической борьбы между различными силами, политической неграмотностью населения, нечёткостью и недоработками стратегии реформирования политической и экономической системы России.
Применительно к России преждевременно говорить о том, что её граждане принимают непосредственное участие в политическом управлении страной. Отчуждение граждан от власти делает проблематичным их реальное и эффективное соучастие в процессах управления. Но, несмотря на трудности и неудачи, на относительную слабость институтов гражданского общества, процесс демократических преобразований в России продолжается, и немалую роль в нём призваны сыграть технологии политического управления, дальнейшая разработка которых приобретает всё большую актуальность [2; С. 37].
В частности, во многих коммерческих и государственных организациях созданы службы по связям с общественностью. Наглядным примером в данном случае могут служить общественные приемные Пре-
зидента Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти. Выбор технологий работы этих служб напрямую зависит от задач, которые стоят перед ними.
Главная задача службы по связям с общественностью в органах государственной власти — достичь взаимопонимания между органами власти и гражданами [11].
Современное общество опирается на технологии связи с общественностью, направленные к тому, чтобы обеспечить граждан и общественные объединения исчерпывающей и объективной информацией о целях, планах, намерениях и программах деятельности органов власти. Эти технологии предполагают учитывать интересы и общественные нужды при формировании программ, целей деятельности органов власти и выборе методов их реализации [5; С.14].
Одну из важнейших функций в данной области выполняют средства массовой информации. Указанные организации выступают посредниками между государством и гражданами, подготавливая и распространяя информацию (знание, нормы, ценности ), усвоение которой необходимо для сознательного и действительного участия граждан в жизни государства и общества.
Технологические аспекты взаимодействия органов власти со средствами массовой информации, прежде всего, связаны с анализом методов, форм, приёмов, процедур деятельности отделов (управлений) по связям с общественностью и работников пресс-служб ( организация и проведение пресс-конференций, подготовка пресс-ре -лизов, информационных стендов, видеоматериалов и т.д.).
Всё более прочные позиции занимают личное общение с гражданами и работа с обращениями граждан.
В частности, особое значение приобретает организация работы приёмных в органах власти и управления, а также прямые контакты представителей органов власти с населением: неформальные встречи, приёмы, посещение рабочих мест, «горячие линии» телефона и т.д. Такие мероприятия должны быть не частным эпизодом,
не единичной необходимостью, связанной, например, с подготовкой к выборам, а постоянной, планомерной, комплексной деятельностью органов власти и управления, заметно влияющей на суть проводимой политики [7; С. 10].
Технологии по контактам с гражданами могут подвергаться существенным изменениям в зависимости от уровня управления — государственного или муниципального. Наиболее отчётливо связь органов власти и управления с населением проявляется на уровне региона. На федеральном уровне она модифицируется, в некоторой степени рационализируется и приобретает обобщённые формы [4; С. 8].
В частности, в Забайкальском крае действует Приемная Президента Российской Федерации, приемная уполномоченного по правам человека, общественные приемные политических партий.
Ещё один вид политических технологий — технологии лоббистской деятельности. Лоббизм существует в тех странах, где допускается свободное участие граждан в политической жизни и признаётся право человека воздействовать на работу представляющих его интересы государственных органов.
Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах. Их основная задача — добиться, чтобы в принимаемых нормативных актах и решениях были отражены частные интересы групп и организаций ( профессиональных, корпоративных, общественно-политических), не противоречащие общественным интересам.
В зарубежной политической практике существует широкий спектр технологий, форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности. К ним можно отнести сбор и предоставление информации законодателям; выступления на публичных слушаниях; участие в разработке и представление готовых законопроектов; пропагандистские кампании; воздействие на государственные должности; финансирование избирательных кампаний; воздейс-
твие на законодателя через влиятельных избирателей, а также через распространение в избирательном органе результатов его голосования; совместное лоббирование несколькими организациями и др. Перечисленные методы применяются как по отношению к законодательным органам, так и исполнительным органам власти [3; С. 43].
В отечественной политической практике распространён лоббизм деловых кругов России, который свидетельствует об их выходе на уровень реализации политических функций, об участии в реализации ответственных государственных задач. В качестве примера подобных объединений можно привести Ассоциацию нефтепереработчиков и нефтехимиков, Ассоциацию агентств воздушного транспорта и др.
Мощнейшими субъектами и каналами лоббирования являются пресса, политические партии и движения. Профессиональным лоббизмом занимаются также специальные лоббистские фирмы: консалтинговые и рекламные агентства (только в Москве их насчитывается около 200), аналитические центры, число которых постоянно увеличивается. Спрос на технологии лоббистской деятельности постоянно растет.
Повышенный интерес к информационным технологиям в политике обусловлен тем, что Россия переживает период интенсивного освоения компьютерных технологий в самых различных сферах производства, науки, техники, общественной жизни.
В частности, информационные технологии, обеспечивая управленческую деятельность, играют существенную роль в государственном управлении, активно применяются в политологическом анализе, при проведении опросов общественного мнения с моментальным подведением их результатов, в оперативных политических дискуссиях, организации референдумов и т.д.
Информационные технологии в политике открывают дорогу плюрализму, широким возможностям для замены представительной демократии демократией участия, не нанося ущерба ни одному демократическому институту [1; С. 22].
Технологии политического прогнозирования, по мнению ряда специалистов, не имеют хорошо разработанной методологической базы. Вместе с тем, обеспечить устойчивость политической структуры, не владея методами прогнозирования, невозможно.
Для технологии политического прогноза в обязательном порядке необходимо учитывать ряд определенных факторов, таких как объект прогнозирования с учётом политической обстановки, расстановку политических сил, политическую программу, общественное мнение, достоинства и недостатки тех или иных методов прогноза и др.
Своевременный учет данных факторов имеет определяющее значение при разработке достоверных сценариев развития политических процессов. Так, например, один из прогнозных методов — диагностика результатов политического действия — позволяет определить массовость, статус, социальную базу предстоящего политического воздействия, а впоследствии открывает путь к анализу программных целей политических партий, общественно-политических организаций [2; С. 54].
Основная задача технологий урегулирования политических конфликтов — поднять степень политической стабильности в стране. Этот вид технологий подразумевает разработку модели, стандарта урегулирования политических конфликтов. Для этого необходимо создать институциональные структуры, которые бы профессионально занимались повышением культуры урегулирования политических конфликтов в союзе с научными центрами.
Отсутствие конфликтологических центров в России свидетельствует о том, что властные структуры недооценивают те серьёзные перемены, которые произошли в политической системе страны. Политико-технологическая база, элементом которой являются такие центры, — показатель политической культуры страны в целом и в том числе субъектов политического управления.
Так, например, в США конфликтологические центры издавна служат эффектив-
ным средством отслеживания и разрешения взрывоопасных ситуаций. Происходит это посредством оперативной реакции властей на острые социальные коллизии. В США рассматриваются не только конфликты, затрагивающие общегосударственные интересы. Каждому уровню конфликтов соответствуют органы и процедуры разрешения.
В данном случае необходимо разумно использовать те технологические элементы мирового опыта, которые позволят органам власти работать чётче и эффективнее в условиях, когда в России высока межэтническая напряжённость, тенденция роста горячих точек продолжается, увеличивается разрыв между доходами различных групп населения.
Урегулирование реальных противоречий и предупреждающие меры против возможных потрясений становятся жизненной необходимостью. Первым шагом в этом направлении может стать создание в России сети конфликтологических центров различного профиля, то есть институализа-ция конфликтов. Затем необходимо решать проблемы повышения авторитета властных структур, развития консенсусной демократии, повышения уровня толерантности населения, локализации конфликтов, их прогнозирования и рационализации.
Соотносить те или иные технологии с определённой функцией политической системы — занятие весьма условное, ибо на практике все они взаимно переплетены и реализуются в сложных сочетаниях социально-политических, социально-экономических, информационно-аналитических и иных подходов.
Таким образом, политические технологии — это не просто актуальная теоретическая проблема. Технологический ресурс политики — важнейшая предпосылка её конструктивного участия в жизни граждан, общества, государства. Ни о какой стабильности общества, той или иной системы или подсистемы не может быть и речи без высокого уровня организации политической деятельности, без применения современных политических технологий.
Следовательно, развитие политических мым условием формирования социального систем, форм и методов взаимодействия го- государства и выработки оптимальной госу-сударства и общества является необходи- дарственной политики в указанной сфере.
Литература
1. Анохин М.Г. Политика: возможность современных технологий // Государство и право.
2009. № 15. С. 21-26.
2. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: БГТУ, 2009. 135 с.
3. Вебер М. Политика как призвание и профессия. М.: НОМОС, 2009. 98 с.
4. Комаровский B.C. Государственная служба: Группа интересов. Лоббирование // Власть.
2010. № 18. С. 7-11.
5. Люблийнер А.В. Использование менеджмента в государственном управлении // Государственное управление. 2008. № 6. С. 12-16.
6. Олещук Ю.Г. Госаппарат в России // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 4. С. 12-17.
7. Пикулькин А.В. Система государственного управления в современной России: проблемы и пути развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 11. С. 8-14.
8. Скок А. Социальные технологии, теоретические и методические основы проектирования и внедрения. М.: Публицист, 2010. 157 с.
9. Субъекты и объекты политики. Политические отношения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://allpolitologia.ru/subekty-i-obekty-politiki-politicheskie-otnosheniya/
10. Политические технологии. Сущность, формы и виды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie/ponyatie-politicheskix-texnologij-sushhnost-formy-i-vidy.
11. Романова Н.П., Скрипкарь М.В. Молодежь и кинематограф. Чита: ЧитГУ, 2010. 181 с.
12. Романова Н.П., Любин И.Н. Конфликты в трудовом коллективе. Чита: ЧитГУ, 2007. 182 с.
Коротко об авторе_Briefly about the author
Губаев Б.Д., аспирант, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) [email protected]
Научные интересы: управление, политическое управление, государственная политика, связи с общественностью
B. Gubaev, Post-graduate student, Zabaikalsky State University
Scientific interests: management, political management, state policy, public relations