Научная статья на тему 'Gr как механизм лоббирования в политической сфере'

Gr как механизм лоббирования в политической сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2678
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИЗМ / LOBBYISM / ЛОББИРОВАНИЕ / LOBBYING / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / POLITICAL SPHERE / GRДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛУЖБЫ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / GR-ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шахбаз Олеся Альбертовна

В статье рассматриваются вопросы влияния на решения государственных органов или их представителей для получения более выгодного решения для улучшения состояния лоббируемой организации (или личности) в политической сфере. Лоббизм является неотъемлемой частью современной политической и общественной жизни. Он в значительной степени способствует формированию устойчивого «баланса сил» в обществе, который создают группы интересов. Последние, в свою очередь, отражают мнение широких слоев населения. Поскольку некоторые группы можно отнести к гражданскому обществу (например, некоммерческие природоохранные организации), то есть основания утверждать, что лоббизм как явление влияет не только на «профильные» области, где должны реализовываться групповые интересы, но и на политическую жизнь общества в целом. В настоящее время появляется все больше компаний, готовых оказывать консалтинговые услуги в сфере лоббирования. Такие организации оказывают широкий спектр услуг по PR-сопровождению социально значимых мероприятий, осуществляемых органами власти (реформ, реструктуризаций и др.), выстраиванию отношений социальных институтов, государственных и правительственных структур с общественностью и бизнес-средой. GR-деятельность рассматривается как комплекс мер по сопровождению деятельности компании в политической среде, организуемых специально уполномоченными сотрудниками. Цель GR построить долгосрочную, комфортную, предусмотренную систему отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами, в отличие от ключевой цели лоббизма достичь конкретного результата в органах государственной власти: принятие конкретного политического решения и тому подобное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Gr как механизм лоббирования в политической сфере»

GR КАК МЕХАНИЗМ ЛОББИРОВАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Автор: ШАХБАЗ О.А.

ШАХБАЗ Олеся Альбертовна - магистрантка программы «Общественные связи и медиаполитика» по направлению «Государственное и муниципальное управление» факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС.

Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 84. Е-mail: olshahkbaz@gmail.com.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы влияния на решения государственных органов или их представителей для получения более выгодного решения для улучшения состояния лоббируемой организации (или личности) в политической сфере.

Лоббизм является неотъемлемой частью современной политической и общественной жизни. Он в значительной степени способствует формированию устойчивого «баланса сил» в обществе, который создают группы интересов. Последние, в свою очередь, отражают мнение широких слоев населения. Поскольку некоторые группы можно отнести к гражданскому обществу (например, некоммерческие природоохранные организации), то есть основания утверждать, что лоббизм как явление влияет не только на «профильные» области, где должны реализовываться групповые интересы, но и на политическую жизнь общества в целом.

В настоящее время появляется все больше компаний, готовых оказывать консалтинговые услуги в сфере лоббирования. Такие организации оказывают широкий спектр услуг по PR-сопровождению социально значимых мероприятий, осуществляемых органами власти (реформ, реструктуризаций и др.), выстраиванию отношений социальных институтов, государственных и правительственных структур с общественностью и бизнес-средой.

GR-деятельность рассматривается как комплекс мер по сопровождению деятельности компании в политической среде, организуемых специально уполномоченными сотрудниками. Цель GR - построить долгосрочную, комфортную, предусмотренную систему отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами, в отличие от ключевой цели лоббизма - достичь конкретного результата в органах государственной власти: принятие конкретного политического решения и тому подобное.

Ключевые слова: лоббизм, лоббирование, политическая сфера, GR-деятельность, службы связей с общественностью.

Лоббирование чьих-либо интересов является неотъемлемым инструментом осуществления деловых коммуникаций. Лоббирование осуществляется путем налаживания и выстраивания отношений с государственными органами, включая Правительство, региональные и местные органы власти. Эта устоявшаяся практика прописана представителями крупного и среднего бизнеса. Цель лоббирования влияние на решения государственных органов или их представителей для получения более выгодного решения для улучшения состояния лоббируемой организации (или личности) в политической.

Как правило, решения государственных структур связаны с принятием общеправовых норм, распределением ресурсов и проведением тендеров. Таким образом, лоббист, защищая интересы организаций или групп общественности, информирует общественность государственных органов с целью убедить их принять определённую позицию или решение.

Правильно разработанная связь между бизнесом и властью играет важную роль в достижении успеха, позиционировании и продвижении товара, а также завоевании на рынке лидирующих позиций. Главным преимуществом лоббирования считается оперативное решение спорных ситуаций и проблем предприятия без рассмотрения дела в административном порядке и судебных разбирательств.

Выступая 23 июня 2015 года в Общественной палате РФ, президент России В.В. Путин назвал ее лоббистом интересов граждан и поддержал такую деятельность [1]. Президент подчеркивает эффективность лоббизма, но предостерегает от использования инструментов лоббизма исключительно в коммерческих целях бизнеса [2].

Де-юре лоббизма в нашей стране не существует, это понятие не закреплено ни в одном нормативно-правовом акте. Другими словами, лоббизм как правовой институт пока отсутствует в национальном правовом поле, несмотря на неоднократные попытки узаконить такую деятельность. Министерствами и ведомствами совместно с Минюстом и другими заинтересованными ведомствами ведется работа по формированию в России института лоббизма.

Ведется работа соответствующих государственных органов по совершенствованию правовой основы лоббистской деятельности и закреплению за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер последовательного введения в практику института лоббизма.

Задача легализации лоббизма является актуальной, отвечающей потребностям не только бизнес-сообщества, но и государства. На данный момент вряд ли существуют такие решения, которые были приняты представителями власти без того или иного влияния, или попыток влияния со стороны групп интересов. В развитии такого рода коммуникаций заинтересованы и экономические структуры, и социально-политические

организации, и различные социальные группы, и сама власть. Поскольку власть не может обойтись без поддержки общественности. Лоббизм же становится тем коммуникационным средством, без которого не может быть обеспечен ни интерес власти, ни интерес общественности.

Таким образом, лоббирование широко используется в политическом PR. Так, например, в настоящее время появляется все больше компаний, готовых оказывать консалтинговые услуги в сфере лоббирования. Такие организации оказывают широкий спектр услуг по PR-сопровождению социально значимых мероприятий, осуществляемых органами власти (реформ, реструктуризаций и др.), выстраиванию отношений социальных институтов, государственных и правительственных структур с общественностью и бизнес-средой. Но большинство подобных компаний - это специалисты в области PR, в то время как само лоббирование имеет иную специфику. Специалист консалтинговых компаний должен быть хорошо знаком с процессами принятия государственных решений, иметь множество личных доверительных контактов в этой сфере. Именно поэтому тема исследования деятельности по лоббированию интересов бизнеса перед государством является чрезвычайно актуальной.

Лоббизм является неотъемлемой частью современной политической и общественной жизни. Необходимо отметить, что этот термин сравнительно новый и вошел в лексикон в конце XIX века. В Соединенных Штатах Америки еще в середине XIX века представители различных групп интересов проводили часы в кулуарах (lobby - с англ. вестибюль; крытая прогулочная площадка, коридор), ожидая законодателей, чтобы поговорить с ними и повлиять на их решение. Теперь термин «лоббизм» часто используется для всех, кто в той или иной степени пытается повлиять на принятие политических и законодательных решений.

Связи с общественностью представляют собой деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией и общественностью. Основные направления деятельности направлены на работу со следующими целевыми аудиториями: партнеры и клиенты, акционеры, инвесторы, профессиональные объединения, сотрудники компании, СМИ, партии, общественные группы. Основные задачи:

- установление и поддержание связей с прессой (представление позитивной информации и новостей о деятельности фирмы);

- паблисити (распространение желательной информации о товарах или услугах и компании в целом);

- корпоративные коммуникации (популяризация курса организации с помощью внутренних и внешних коммуникаций);

- консультирование (выдача рекомендации руководству по вопросам общественного мнения, положения и репутации фирмы);

- лоббизм (сотрудничество с законодательными и исполнительными органами с целью противодействия или содействия принятию определенных законных актов и управленческих решений).

«Службы связей с общественностью ищут каналы для передачи своих артикулированных интересов органам власти, т.е. осуществляют лоббистскую деятельность» [3]. Специфическим и важным средством коммуникации с общественностью является лоббирование. Это связано с тем, что важной частью общественных отношений является система власти. В развитии такого рода коммуникаций заинтересованы и экономические структуры, и социально -политические организации, и различные социальные группы, и сама власть. Поскольку власть не может обойтись без поддержки общественности. Лоббизм же становится тем коммуникационным средством, без которого не может быть обеспечен ни интерес власти, ни интерес общественности.

Термин «лоббизм» происходит от англ. lobby. В 1553 понятие «лобби», употреблялось для обозначения прогулочной площадки в монастыре. Через века так уже называли помещения для прогулок в палате общин Англии. Но политический оттенок это слово приобрело еще через два века, причем в Америке, когда в 1864 г. термином «лоббирование» стали называть покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Однако в Англии такая политика считалась позорной, и слово прижилось только в XX в. Позже его стали употреблять и в других странах.

На сегодня существуют различные взгляды на понимание лоббизма. Все имеющиеся определения характеризуют лоббизм как: влияние на органы власти и принятия решений; информирование тех, кто принимает решения;

представительство интересов определенных социальных групп и организаций (их оформления, выражения, реализация и т.п.); подготовку к принятию решений.

И история, и современность доказывают объективный характер лоббистской деятельности. Лоббизм как отдельный вид деятельности был узаконен в середине ХХ века, поскольку широко распространен и имеет статус общепринятой практики. Первым нормативным актом, который прямо регулирует лоббизм в США, стал закон «О реорганизации законодательных органов» (1946) он предусматривает регистрацию фирм, которые предоставляют лоббистские и консультационные услуги, а также обнародование финансовых результатов лоббистской деятельности. Итак, лоббизм является вполне легальной и институционной формой представительства интересов, апробированным механизмом осуществления политики.

Ученые постсоветских стран предложили ряд дефиниций лоббизма. В общем виде это процесс агрегации и артикуляции интересов и организованного

воздействия с помощью профессиональных групп - «посредников» (лоббистов) на принятие управленческих решений.

Западные исследователи, в частности, американцы Ч. Ендрейн и Д. Эптер, различают три типа лоббизма:

1) прямой лоббизм - когда ведется целенаправленная работа с представителями институтов власти усилиями лоббистов-профессионалов, которых нанимает организация;

2) косвенный лоббизм - когда организуются различные акции в виде широкомасштабных кампаний в СМИ, сбора подписей, отправка писем в поддержку или против конкретных решений;

3) внутренний лоббизм - когда интересы в органах власти защищают лица, работающие в них или имеющие к ним непосредственный доступ.

Лоббизм в значительной степени способствует формированию устойчивого «баланса сил» в обществе, который создают группы интересов. Последние, в свою очередь, отражают мнение широких слоев населения. Поскольку некоторые группы можно отнести к гражданскому обществу (например, некоммерческие природоохранные организации), то есть основания утверждать, что лоббизм как явление влияет не только на «профильные» области, где должны реализовываться групповые интересы, но и на политическую жизнь общества в целом.

С другой стороны, лоббирование - специфический вид связей с общественностью, связанный с коммуникациями разных социальных групп и организаций с представителями власти для защиты своих интересов при принятии тех или иных решений государственными органами. Причем лоббирование распространяется не только на национальном и локальном уровнях власти, но и в системе глобального управления. В условиях глобализации и формирования глобального управления оно все более становится международным.

В разрезе связей с общественностью лоббизм исполняет несколько важных функций:

посредническая - лоббисты представляют интересы различных социальных групп общества в его властных структурах.

информационная:

а) сообщение властным структурам об этих интересах, мысли, поведение и действия по их удовлетворению;

б) информирования руководства организаций о подготовке законодательных актов и их принятия.

прагматическая - передача определенных коммуникативных установок, осуществляющих лоббистами, побуждает объекты лоббизма к соответствующей реакции и принятию решений.

функция согласования общественных интересов - механизм лоббирования предусматривает не только представительство, но и сопоставление различных интересов и определения приоритетных интересов, возможно только на основе консенсуса (согласия) между различными социальными силами.

контрольная - наблюдение за разработкой законодательных актов, подготовкой и принятием других управленческих решений, позволяет своевременно принимать меры по преодолению противоречий и предвидеть возможное развитие событий.

защитная - защита интересов отдельных социальных групп и социальных организаций и институтов.

регулирующая - лоббисты способствуют принятию решений, которые обеспечивают упорядочение общественных процессов.

прогностическая - лоббисты, которые обеспечивают властные структуры и руководство фирм и организаций необходимой информацией, способствуют лучшему предвидению возможных событий.

Оценки лоббизма в обществе неоднозначные. Очень часто лоббизм рассматривается как негативное явление. Его иногда отождествляют с подкупом, шантажом, коррупцией. Президент Владимир Путин в интервью телеканалу Russia Today в 2012 году задался риторическим вопросом: «Лоббирование интересов частных компаний - это что, коррупция или нет? Но вроде как в рамках закона и вроде всё нормально. Но как посмотреть» [4].

Существование проблем морального плана, определенная противоречивость оценки этого явления доказывают необходимость более четкого регулирования лоббизма. Избавиться же от лоббизма невозможно, поскольку он имеет объективный характер.

Правовые рамки лоббизма установлены не во всех странах мира. Законодательное регулирование лоббизма существует в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Бразилия и некоторые другие. В этих странах лоббистская деятельность, четко регулируется законами. Это целые системы контор и агентств крупных монополий при органах власти. Их работа - отстаивать интересы частных компаний в законодательной сфере. Более того, во многих странах под контролем законодательства находятся также финансовые доходы лоббистов. Так, например, в Великобритании годовой оборот лоббистских объединений превышает 500 млн. фунтов стерлингов. В странах ЕС состоянием на конец 2011 года, только официально, зарегистрировано более 13 000 лоббистов [5]. При этом 40% лоббистов (5000) работают в Европейском парламенте - на каждого депутата приходится семь лоббистов.

В России правовую основу лоббистской деятельности составляет Конституция РФ [6]. Однако ни одна из статей Конституции РФ непосредственно не закрепляет право на занятие лоббистской деятельностью.

Но такой вывод может быть сделан при анализе целого ряда статей. Как отмечает Коньков Д. Н в работе «Особенности правового регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации»: «Ст. 30 предусматривает право граждан на объединение для защиты своих интересов. Очевидно, что объединения могут носить любой характер, в том числе и формироваться по признаку защиты определенных интересов. В соответствии со ст. 32 граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» [7].

Однако пока закона, напрямую регулирующего лоббистскую деятельность в России (рамочного закона о лоббизме), нет. Его пытаются принять уже на протяжении более 20 лет. Вопрос о том, что эту сферу надо вывести из тени, впервые подняли еще в 1993 году депутаты Верховного Совета. С тех пор было разработано несколько законопроектов. В первой Думе Владимир Лепехин предпринял попытку внести специальный законопроект. Во второй Думе этим законом занимались коммунисты. В третьей - фракция СПС. Одним из наиболее заметных стал так называемый «законопроект Владимира Плигина». В конце 2013 года предлагал документ о лоббизме и зампред Госдумы от «Справедливой России» Николай Левичев. Но все попытки провести законопроект через парламент так и не увенчались успехом. Из правительства приходили однозначные заключения - не целесообразно.

Хотя Дмитрий Медведев в марте 2012 года еще в ранге президента поручил Минэкономразвития совместно с Минюстом организовать общественное обсуждение механизма формирования в России института лоббизма и до 1 декабря 2012 года подготовить конкретные предложения. Медведев в качестве примера привел опыт зарубежных стран, в частности, США, где институт лоббизма закреплен законодательно, порядок работы лоббистов регулируется государством.

На практике институт лоббизма в России давно существует и, по оценкам экспертов, насчитывает порядка 5-7 тысяч человек. Это и независимые консультанты, и представители отраслевых ассоциаций, и GR - специалисты разного уровня (начиная от вице-президентов крупных компаний и заканчивая их помощниками). В некоторых компаниях организованы департаменты по связям с госструктурами, в которых работает по 20-30 человек, а их бюджеты превышают миллионы долларов. И все они - вне зоны общественного контроля.

Летом 2014 года проект закона о лоббистской деятельности был подготовлен правительством и вынесен на общественное обсуждение. Документ разработан в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, который в мае 2014 года был подписан президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Руководителей государственного и муниципального уровней планировали обязать ежемесячно отчитываться о

встречах с представителями партий и общественных объединений российских и иностранных коммерческих и некоммерческих организаций. А эти отчёты ежемесячно публиковать на сайтах государственных органов, в которых они работают.

Однако в том, что эта система будет работать в эфире, радиостанции «Вести ФМ» усомнился председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: «Дело в том, что закон о лоббизме активно поднимался ещё с 1998 года. Было шесть редакций. А сейчас эта задача вынесена в Национальный план, поскольку в настоящее время лоббистская деятельность зачастую является частью коррупционной деятельности, некоей ветвью продвижения бизнес-проектов с использованием административного ресурса. Сама идея отчитываться - правильная. Подобные встречи должны быть публичными. Но вопрос - такой же, как с подарками. У нас очень неплохие законы, но мы впереди всех по плану их невыполнения. Но я думаю, что сегодня история с лоббизмом именно с отчётностью - не самая главная» [8].

По мнению Кирилла Кабанова, проблема во многом заключена в разночтениях понимания того, что такое лоббизм: «Во всем мире лоббистская деятельность воспринимается позитивно. В России - наоборот. При этом часть коррумпированной бюрократии не хочет отказываться от этого бизнеса. Зачем создавать официальные лоббистские структуры?»

Пока законопроект о лоббизме Минэкономразвития направлен на одобрение в Правительство [9]. На момент написания курсовой работы, он не внесен в Госдуму. Тем не менее, уже есть нормативно-правовые акты, закрепляющие лоббистскую деятельность в стране - это Закон «О торгово-промышленных палатах в РФ» [10]. В соответствии со статьей 3 Закона организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами является одной из основных задач торгово-промышленных палат. То есть, ТПП РФ является лоббистом с законодательно закрепленными функциями и уже в настоящее время полноценно представляет и защищает интересы бизнеса в органах власти.

Интересен подход к лоббизму немецкого ученого Клеменса Джуса, который в своей работе «Лоббизм в новой Европе» рассматривает лоббистскую деятельность как часть корпоративной коммуникации. Корпоративную коммуникацию он определяет как управление коммуникативным процессом между корпорацией и внешним миром, во время которого происходит гармонизация общей концепции деятельности компании с внешним восприятием ее деятельности (имиджем). Доктор Джус разделяет корпоративную коммуникацию на внутреннюю (внутри компании) и внешнюю. Последняя, в свою очередь, имеет четыре направления:

1) отношения с инвесторами;

2) связи с общественностью (public relations - PR), нацеленные на внешнюю среду компании (потребителей, конкурентов и другие компании), главный канал которых - средства массовой информации;

3) связи с государственными учреждениями и общественными организациями (public affairs - PA), которые могут рассматриваться как часть PR, нацеленная на развитие и поддержку конструктивных отношений с ограниченным сектором общественности: административными органами, политиками, неправительственными организациями,

4) лоббирование или представительство интересов [11].

Лоббирование, по мнению исследователя, в отличие от PA, нацеленное

исключительно на политиков и органы управления, хотя не всегда можно провести границу, где заканчивается PA, и начинается лоббирование, ключевое отличие состоит в цели деятельности, ведь лоббирование нацелено на осуществление влияния на определенные политические решение, а PA - на построение и поддержание отношений. Автор также выделяет специальную форму лоббирования - связи с властными структурами (government relations -GR), если лоббирование нацелено на определенное решение за короткий срок, то GR является долгосрочной деятельностью с более структурированным подходом, разработанного для воздействия на законодательную деятельность государственного органа. Стоит заметить, что такая деятельность может начаться еще до непосредственного рассмотрения определенного законодательного решения и иногда может влиять и на весь процесс принятия решений.

В отличие от Клеменса Джуса, который четко разграничивает понятия лоббизма и PR, распространенным сегодня остается подход к лоббированию как к составной части связей с общественностью (PR). Основанием для включения лоббизма в сферу PR является тот факт, что лоббизм является важным элементом обратной связи политической системы, а PR, со своей стороны, является сферой знаний, которая изучает именно обратную связь различных социальных структур.

Особенно этот подход распространен среди американских исследователей, однако в последнее время в отечественных научных кругах также появляются исследования в его рамках.

Как специфический вид PR рассматривает лоббирование украинский ученый кандидат философских наук Тихомирова Е.Б., акцентируя на связи лоббирование с коммуникациями разных социальных групп и организаций с представителями власти для защиты своих интересов при принятии тех или иных решений органами государственной власти и управления [12].

Наряду с таким подходом популярность сегодня также приобретает подход к лоббированию как к особой профессиональной деятельности - GPR

(governmen public relations - общественные связи с властными структурами) или более распространенное название-GR. В научных кругах нет единодушного подхода к соотношению понятий «лоббизм» и GR. Одна группа исследователей не видит между ними разницы, считая их идентичными [13]. Вторая группа -рассматривает лоббизм как одну из функций специалиста по GR [14], или как «технологию» GR [15].

Однако ряд специалистов проводит четкую границу между специалистами по связям с органами государственной власти (GR-специалистами) и лоббистами. Так, П. Толстых рассматривает GR как деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур по сопровождению деятельности компании в политической среде. Цель GR -построить долгосрочную, комфортную, предусмотренную систему отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами, в отличие от ключевой цели лоббизма - достичь конкретного результата в органах государственной власти: принятие конкретного политического решения и тому подобное [16].

Таким образом, в современной науке существует большое количество трактовок, теорий, подходов к определению вышеупомянутого понятия. Учитывая, что теоретическая картина лоббизма представляет собой междисциплинарное знание, можно предложить классифицировать эти подходы по следующим группам: политологическая (как составляющая политической системы и политической коммуникации), правовая (как реализация конституционного права граждан обращаться в органы государственной власти), экономическая (акцент на оценке экономической эффективности лоббирования), а также рассматривать лоббизм как часть связей с общественностью (как элемент обратной связи политической системы) и как отдельный вид профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Легализация лоббизма - инструмент борьбы с коррупцией. URL: http: //old.tpp-inform. ru/analyticj ournal/6027.html.

2. Пленарное заседание Общественной палаты от 23 июня 2015 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49751.

3. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов, 3-е изд., испр. и перераб. М.: Аспект. Пресс, 2009.

4. Интервью телеканалу Russia Today [Электронный ресурс]. URL: http: //www. kremlin.ru/events/president/news/16393.

5. Joos K. Lobbying in the new Europe [Electronic resource] / K. Joos. URL: http://www.wiley-vch.de/books/sample/3527505970 c01.pdf.

6. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014г.). URL: http://base.garant.ru/10103000/2/#block 2000.

7. Коньков Д.Н. Особенности правового регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. №24. URL: http ://cyberl eninka. ru/articl e/n/osobenno sti-pravovo go-regulirovaniya-lobbistskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii.

8. Отчётность - не самый актуальный способ борьбы с лоббизмом [Электронный ресурс]. URL: http://radiovesti.ru/article/show/article id/146325.

9. В правительстве рассматривается законопроект о лоббизме[ Электронный ресурс]. URL: http: //www. kommersant. ru/doc/2845629.

10. Федеральный закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" от 07.07.1993 N 5340-1 (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162615.

11. Joos K. Lobbying in the new Europe [Electronic resource] / K. Joos. URL: http://www.wiley-vch.de/books/sample/3527505970 c01.pdf.

12. Тихомирова Е. Лоббизм как составляющая международного PR [Электронный ресурс] / Е. Тихомирова. URL: http://www.politik.org/vid/magcontent.php3?m=1&n=36&c=672.

13. Минченко Е.Н. Современные тенденции в технологиях лоббизма [Электронный ресурс] / Е. Н. Минченко, Н. В. Студеникин. URL: http: //www.stratagema.org/publications/lobby/item_68.html.

14. Павроз А.В. Government Relations как институт социально-политического взаимодействия [Электронный ресурс] / А. В. Павроз. URL: http: //www.politex.info/content/view/138/30.

15. Барвин О. Субъекты лоббистской деятельности в США [Электронный ресурс] / О. Барвин. URL: http://lobbying.ru/content/sections/articleid_1182_linkid_62.html.

16. Толстых П.А. Субъектный статус лоббизма и Government Relations [Электронный ресурс] / П. А. Толстых. URL: http: //lobbying.ru/Dokuments/VAKTolstykh.pdf.

GR AS A MECHANISM OF LOBBYING IN THE POLITICAL SPHERE

Author: SHAHBAZ A. O.

SHAHBAZ Olesya A., student of master program Public Relations and Mediapolicy in State and Municipal Management, Faculty of Journalism, Insitute of Public Administration and Management, Russian Presidential Academy of Public Administration and Mediapolicy (RANEPA).

Address: 119571, Moscow, Vernadsky avenue, 84. E-mail: olshahkbaz@gmail.com.

Abstract

The article discusses the matters of influence on public bodies' or their representatives' decisions to obtain more cost-effective solutions to improve the state of the lobbying organization (or person) in the political sphere.

Lobbying is an integral part of modern political and social life. IT largely contributes to the formation of a stable "balance of power" in society, which create interest groups. The latter, in turn, reflect the opinion of the General population. Because some groups can be attributed to civil society (e.g., nonprofit conservation organization), then there is reason to believe that lobbying as a phenomenon not only affects the "core" region, should be implemented where group interests, but also on the political life of society as a whole.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Currently, there are more companies willing to provide consulting services in the field of lobbying. Such organizations provide a range of services, PR-support of socially significant activities undertaken by governments (reforms, restructuring, etc.), building relationships, social institutions, state and government agencies with the public and the business community.

GR-activity is considered as a complex of measures on maintenance of activity of the company in the political environment, organized by the specially authorized employees. The goal of GR is to build a long - term facilities and provided the profile for the company to political stakeholders, in contrast to the key objectives of lobbying to achieve concrete results in public authorities: the adoption of specific political decisions and the like.

Keywords: lobbying, lobbyism, political sphere, GR-activities. References

1. The legalization of lobbying - a tool against corruption. URL: http://old.tpp-inform.ru/analytic_j ournal/6027. html.

2. Plenary session of Public chamber of 23 June 2015. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49751.

3. Kuznetsov V.F. Public Relations: Theory and technology: Textbook for University students / 3rd ed. Rev. and revised. M.: Aspect. Press, 2009.

4. Interview to TV channel Russia Today [Electronic resource]. URL: http: //www.kremlin.ru/events/president/news/16393.

5. Joos K. Lobbying in the new Europe [Electronic resource] / K. Joos. URL: http://www.wiley-vch.de/books/sample/3527505970_c01.pdf.

6. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote December 12, 1993 (amended December 30, 2008, February 5, July 21, 2014). URL: http://base.garant.ru/10103000/2/#block_2000.

7. Skates D.N. Features of legal regulation of lobbying activities in the Russian Federation // proceedings of the Herzen state pedagogical University. A. I. Herzen. 2007. No. 24. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-lobbistskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii.

8. Reporting is not the most relevant way of dealing with lobbying [Electronic resource]. URL: http://radiovesti.EN/article/show/article_id/146325.

9. The government considered the draft law on lobbying [Electronic resource]. URL: http://www.kommersant.doc/2845629.

10. Federal law of the Russian Federation "About trading-industrial chambers in the Russian Federation" dated 07.07.1993 N 5340-1 (ed. by 24.11.2014) (Rev. 01.01.2015). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162615.

11. Joos K. Lobbying in the new Europe [Electronic resource] / K. Joos. URL: http://www.wiley-vch.de/books/sample/3527505970_c01.pdf.

12. Tikhomirova E. Lobbying as part of the international PR [Electronic resource] / Y. Tikhomirov. URL: http://www.politik.org/vid/magcontent.php3?m=1&n=36&c=672.

13. Minchenko E.N. Modern trends in technologies of lobbying [Electronic resource] / E.N. Minchenko, N.V. Studenikin. URL: http: //www.stratagema.org/publications/lobby/item_68.html.

14. Pavroz A.V. Government Relations as the Institute of social and political relations [Electronic resource] / A.V. Pavroz. URL: http: //www.politex.info/content/view/138/30.

15. Barvin O. Actors lobbying activities in the United States [Electronic resource] / O. Barvin. URL: http://lobbying.ru/content/sections/articleid_1182_linkid_62.html.

16. Tolstykh P.A. Subjective status of lobbying and Government Relations [Electronic resource] / P.A. Tolstykh. URL: http: //lobbying.ru/Dokuments/VAKTolstykh.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.