Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ В ПЕРИОД КРИЗИСНОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В РОССИИ'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ В ПЕРИОД КРИЗИСНОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА / УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назмиева И. Ф.

В данной статье рассматривается понятие политического риска в контексте процесса управления бизнесом в период нестабильности, связанной с эпидемиологическим кризисом во всем мире. В политической науке важна оценка риска для прогнозирования событий и выбора направления деятельности. Важным представляется изучение риска и его структуры. В статье проводится анализ управления малым и средним бизнесом в условиях распространения пандемии коронавируса (далее COVID-19). Ухудшение условий внешней среды, отсутствие стабильности в экономике вызвало негативные последствия в функционировании малого и среднего предпринимательства во всем мире, в том числе в России. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование малого и среднего бизнеса в условиях пандемии, а также эффективности принимаемых мер с целью поддержки предпринимателей. В данном исследовании предпринимаются попытки выделить группы мер поддержки предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL RISKS OF MANAGING SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN TIMES OF CRISIS UNCERTAINTY IN RUSSIA

The article describes the concept of political risk in the context of the business management process during the period of instability associated with the epidemiological crisis around the world. In political science, it is important to assess the concept of risk in view of the forecasting of events and the choice of direction. A detailed study of the risk as well as its structure is important. The article analyses the management of small and medium-sized businesses in the context of the spread of the coronavirus pandemic (COVID-19). The deterioration of the external environment, the lack of stability in the economic environment caused negative consequences in the functioning of small and medium-sized enterprises around the world, including in Russia. In this regard, the study of small and medium-sized businesses in the context of the pandemic, as well as the effectiveness of measures taken to support entrepreneurs, becomes especially relevant. This study attempts to identify groups of measures to support entrepreneurs in the modern period.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ В ПЕРИОД КРИЗИСНОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В РОССИИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья Политические науки

УДК 321

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ В ПЕРИОД КРИЗИСНОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В РОССИИ

Индира Фердинандовна Назмиева

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия nazmievaindira95@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие политического риска в контексте процесса управления бизнесом в период нестабильности, связанной с эпидемиологическим кризисом во всем мире. В политической науке важна оценка риска для прогнозирования событий и выбора направления деятельности. Важным представляется изучение риска и его структуры. В статье проводится анализ управления малым и средним бизнесом в условиях распространения пандемии ко-ронавируса (далее COVID-19). Ухуд ш ение условии вне ш неи среды, отсутствие стабильности в экономике вызвало негативные последствия в функционировании малого и среднего предпринимательства во всем мире, в том числе в России. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование малого и среднего бизнеса в условиях пандемии, а также эффективности принимаемых мер с целью поддержки предпринимателей. В данном исследовании предпринимаются попытки выделить группы мер поддержки предпринимателей.

Ключевые слова: политические риски, предпринимательство, пандемия, COVID-19, меры поддержки бизнеса, управление малым и средним бизнесом, экономическая стабильность

Для цитирования: Назмиева И.Ф. Политические риски управления малым и средним бизнесом в период кризисной неопределённости в России // Российские исследования. 2021. Т. 2. № 3. С. 7-14.

©Назмиева И.Ф., 2021

7

Original article Political Science

POLITICAL RISKS OF MANAGING SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN TIMES OF CRISIS UNCERTAINTY IN RUSSIA

Indira F. Nazmieva

Kazan Federal University Kazan, Russia

Abstract. The article describes the concept of political risk in the context of the business management process during the period of instability associated with the epidemiological crisis around the world. In political science, it is important to assess the concept of risk in view of the forecasting of events and the choice of direction. A detailed study of the risk as well as its structure is important. The article analyses the management of small and medium-sized businesses in the context of the spread of the coronavirus pandemic (COVID-19). The deterioration of the external environment, the lack of stability in the economic environment caused negative consequences in the functioning of small and medium-sized enterprises around the world, including in Russia. In this regard, the study of small and medium-sized businesses in the context of the pandemic, as well as the effectiveness of measures taken to support entrepreneurs, becomes especially relevant. This study attempts to identify groups of measures to support entrepreneurs in the modern period.

Keywords: political risks, entrepreneurship, pandemic, COVID-19, business support measures, small and medium-sized business management, economic stability

For citation: Nazmieva I.F. Political risks of managing small and medium businesses in times of crisis uncertainty in Russia. Journal of Russian Studies. 2021;2(3):7-14. (In Russ.).

Стремительный процесс глобализации, усиление непредсказуемости общественной жизни, нарастание неопределенности ввиду различных явлений, происходящих в мире, предопределяют увеличение политических рисков в принятии важней ших ре ш ений. Сфера бизнеса, особенно в период кризиса, также становится уязвимой и подвергается испытанию новыми условиями, противоречивыми и рисковыми.

Исследование риска ш ироко распространено в экономической, юридической, математической науке. С начала 1960-х гг. политологами вводится понятие «политический риск» при анализе деятельности американских корпораций вследствие прихода к власти Фиделя Кастро. Политический риск стал применим для оценки деятельности транснациональных компаний в стремительно развивающихся странах, где политическая сфера имела нестабильный характер и высокий уровень воздействия на функционирование бизнеса. Также это понятие правомерно

8

применять для анализа деятельности национальных компаний и для оценки активности на вне ш них рынках.

Вслед за Б. Соржем и В. Вестоном мы понимаем под политическим риском «действия национального правительства, которые ме ш ают проведению деловых операций, изменяют условия соглаш ений или приводят к конфискации собственности иностранных компаний» [1]. При определении политического риска также указывается на вероятность нежелательных последствий принятия ре ений, особенно в сфере международного бизнеса, при том, что следует учитывать нежелательные события с возможным влиянием политических и социальных факторов [2, с. 23].

Необходимо отметить, что указанные авторы учитывают внутригосударственные политические события, тогда как исследователи Г. Райс и И. Махмауд считают целесообразным учитывать и международную политическую ситуацию. Согласно мнению данных ученых, политический риск определяется как «внутристрановые и международные, конфликтные и интеграционные события и процессы, которые могут (или не могут) привести к изменениям в правительственной политике внутри страны или в зарубежных странах, что выразится в неблагоприятных условиях или дополнительных возможностях для фирмы» [1].

Таким образом, политический риск можно определить как риск с вероятностью возникновения политических факторов как в стране, так и в мире, оказывающих либо благоприятное, либо отрицательное влияние на экономическую, политическую сферу. К таким политическим факторам относятся стабильность политического режима, политические беспорядки, уровень преступности, а также безработицы.

Пандемия COVID-19 и связанные с этим угрозы, несомненно, повлекли за собой резкое повы ение политических рисков, непосредственное влияние которых испытывают самые разные участники рынка и политических процессов. В частности, боль ш ой урон испытал на себе малый и средний бизнес, что связано, в том числе, с недостаточной эффективностью принимаемых мер с целью поддержки предпринимателей. Эпидемиологический кризис 2020-21 гг. нанес серьезный ущерб российским отраслям народного хозяйства. В течение 2020 года можно было наблюдать стремительное изменение приоритетов развития на меры, направленные на поддержку экономической стабильности.

Поддержка предпринимательства, обусловленная сложив ш ейся экономической ситуацией, проявилась в ш ироком перечне мер в регионах России:

- отсрочка арендной платы (г. Санкт-Петербург, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Алтай, Республика Адыгея и др.);

- освобождение от арендной платы (г. Санкт-Петербург, Республика Дагестан и др.);

©Назмиева И.Ф., 2021 9

- отсрочка авансовых платежей по налогам (Республика Чува шия, Московская область);

- отсрочка уплаты торгового сбора и платы за изменение вида разре ш енного использования (г. Москва);

- отмена санкций по арендной плате (Республика Коми, г. Москва);

- льготные предложения по налогам и арендной плате для собственников помещений, предоставление субсидий кредитным организациям, а также грантов (г. Москва);

- создание ситуационного центра для мониторинга экономической и финансовой ситуации (Республика Татарстан) [3, с. 25].

Анализируя меры поддержки малого и среднего бизнеса, можно выделить уникальные в своем роде. Так, в Московской области включена поддержка социального предпринимательства. Существуют льготы по уплате по упрощенной системе налогообложения на период 2021 года [4, с. 165].

Для определенных отраслей с 9 марта 2021 г. по 1 июля 2021 г. индивидуальные предприниматели и организации могут претендовать на льготный кредит, сумма которого составляет не более 500 млн. руб. по ставке 3%. Данный кредит предоставляется для покрытия любых документально подтвержденных расходов, в частности, для погаш ения кредитов и выплаты заработной платы.

Малый и средний бизнес, основной вид деятельности которого приходится в наиболее пострадав ие отрасли, может рассчитывать на рассрочку погаш ения долгов при условии включения их в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года.

Представляется весьма об ш ирным перечень поддерживающих мер для предпринимательства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Так, предусматривается освобождение от уплаты транспортного налога за период 2020-21 гг., для гостиничного и туристического бизнеса и санаторного блока предусмотрено освобождение от уплаты имущественных налогов на 2020-21 гг., экономия на имущественных налогах ввиду пересмотра кадастровой стоимости в 2020 году, освобождение, отсрочка и рассрочка по платежам за аренду земли, объектов нежилого фонда, а также отказ от повы ш ения арендной платы за имущество городского типа в 2021 году [5, с. 30].

В Ленинградской области для новых индивидуальных предпринимателей, оказывающих гостиничные услуги, предусмотрены налоговые каникулы; микрозаймы, а также умень ш ение суммы налога на имущество для организаций-арендодателей.

Среди регламентов и региональных постановлений, введенных вследствие пандемии COVID-19, можно выделить наиболее актуальные и

распространенные меры поддержки малого и среднего бизнеса в регионах страны:

- введение моратория на проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- освобождение от арендной платы и платы за размещение торговых объектов;

- предоставление субсидий и финансовой поддержки;

- нулевая ставка на прибыль организаций и др.

Стоит также отметить, что в некоторых российских регионах утверждаются планы мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики. Это детерминировано различными направлениями деятельности органов государственной власти: социально-экономическое благополучие региона; льготы и привилегии, которые проявляются в мерах поддержки в период пандемии COVID-19.

Развитие предпринимательства в последнее время тесно связано с ограничительными мерами, нацеленными на борьбу с пандемией ко-ронавируса и предотвращения его дальней ш его распространения. Все это сопровождается массовым закрытием предприятии, сокращением производства, ростом безработицы и падением спроса на ряд категории товаров и услуг. Вы ш еперечисленные тенденции привели к значительным убыткам компании на территории всего российского государства.

Как видно, на федеральном уровне были приняты отдельные меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [6, с. 47]. Но сложность процедур государственного регулирования, издержки административного давления, высокая степень финансовой нагрузки - все это снизило рентабельность бизнеса.

Министерство экономического развития России курирует развитие предпринимательства, оно определяет направления, а также количество средств, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса в стране. На уровне субъектов основными органами поддержки малого и среднего бизнеса служат специализированные департаменты, министерства, занимающиеся вопросами малого и среднего бизнеса в регионе [7, с. 63].

Таким образом, говоря об основных видах поддержки малого и среднего предпринимательства в России, можно разделить данную деятельность на две категории:финансовая и нефинансовая поддержка. К финансовым видам поддержки можно отнести льготное кредитование, поручительские гарантии по кредитам, частичное субсидирование затрат, получение грантов и т.д.

К нефинансовым видам поддержки бизнеса следует отнести консультации по вопросам менеджмента и маркетинга, сопровождение финансового планирования, организация дистанционных встреч предпри-

©Назмиева И.Ф., 2021

11

нимателей для обсуждения вопросов, а также образовательных семинаров, тренингов и т.д.

Несмотря на государственную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, ограничительные меры и локдаун, введенный на фоне пандемии COVID-19 весной 2020 г., привели к значительным негативным экономическим и политическим тенденциям. Предприниматели оказались в ситуации, когда система поддержки предпринимательства стала малоэффективной, что не позволяет обойтись бизнесу без потерь.

Безусловно, наиболее важным условием укрепления позиций страны на международной политической арене и ее эффективной интеграции в мировое хозяйство является стабилизация политической обстановки, однако, реальность движется скорее в противоположном направлении. Россия на международной политической арене представляется рискованным партнером. Кроме того, политический фактор несет некоторую угрозу экономической стабильности: инвестиции в российскую экономику долгосрочного характера становятся сегодня весьма затруднительными ввиду высокого уровня риска, связанного с нестабильностью.

Подводя итог, следует сказать, что государство, общество и предпринимательство оказались в очень сложной ситуации. Российское государство старается создать условия для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, однако оценить эффективность данных мер предстоит в дальней ш ем.

Прогнозы международных специалистов подтверждают усиление политической неопределенности и увеличения политических рисков вследствие пандемии COVID-19. Вероятно, долгосрочное воздействие пандемии на политическую систему можно охарактеризовать как внутреннюю трансформацию реализации власти и усиление роли правительства в национальной политике. Очевидно, что в скором времени предвидится отступление от гиперглобализации, так как период пандемии показывает обращение граждан к национальным правительствам, а также стремление государств и крупного национального бизнеса оптимизировать уязвимые задачи и просчитать риски, в том числе политические.

Список источников

1. Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска // Вестник МГУ Полит. науки. Сер. 12. 1996. №5. С. 19-33.

2. Тихомирова И.В. Политический риск и управление социально-политическими процессами: автореф. на соискание уч. степени канд. полит. наук. М.,1992. 23 с.

3. Володина К. С. Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом

экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019) // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 24-27.

4. Соловьева В. Г. Влияние ограничительных мер в связи с новой коронавирусной инфекцией (C0VID-2019) на малый бизнес // Journal of Economy and Business. 2020. 9-2 (67). P. 68-72. DOI: 10.24411/2411-04502020-10731.

5. Попов М. Ю. Самыгин П. С.Самыгин С. И. К дискуссии об ограничении прав и свобод человека в условиях пандемии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 29-34.

6. Виленский А.В. Российское малое и среднее предпринимательство в начале коронавирусного кризиса: федеральный и региональный аспекты // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. №4. С. 46-57.

7. Кузьмина В.Е., Абрамова И.Е. Поддержка бизнеса в Российской Федерации при помощи налогообложения в период пандемии // Юридический форум: сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2020. С. 62-64.

8. Alonso, A. Lombardo, E. Gender Equality and De-Democratization Processes: The Case of Spain // Politics and Governance. 2018. №6. Pp. 78-89.

9. Kaasch, A. Editorial: How to introduce a «standard» Global Social Policy issue in times of COVID-19? //Global Social Policy. 2020. №20. Pp. 137-142.

10. Madouni, A. Will the Pandemic Crisis Covid-19 be a Turning Point in Changing and Bringing a New World Order? // Technium Social Sciences Journal. 2020. Pp. 488-503.

11. Williams, B. The politics of a pandemic // Political Insight. 2020. №11. Pp. 37-39.

References

1. Podkolzina I.A. Problemy definitsii i otsenki politicheskogo riska // Vestnik MGU Polit. nauki. Ser. 12.1996. №5. Рр. 19-33. (in Russian).

2. Tikhomirova I.V. Politicheskii risk i upravlenie sotsial'no-politicheskimi protsessami: avtoref. na soiskanie uch. stepeni kand. polit. nauk. M.,1992. 23 р.

3. Volodina K.S. Problems of Exercising of the Civil Constitutional Right to Entrepreneurial and Other Legally Permitted Economic Operations During the Coronavirus (COVID-19) Pandemic. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2021, № 2. Pp. 24-27 (in Russian).

4. Solov'eva V. G. Impact of New Coronavirus Infection (COVID-19) Restraints on Small Businesses. Journal of Economy and Business, 2020, vol. 9-2 (67). Pp. 68-72 (in Russian). DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10731.

5. Popov M. Iu., Samygin P. S., Samygin S. I. To the Discussion on the Restriction of Humsn Rights and Freedoms in the Context of a Pandemic. ©Назмиева И.Ф., 2021 13

Gumanitarnye, sotsial'noekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Humanities, Social-economic and Social Sciences, 2020, № 4. Pp. 29-34 (in Russian).

6. Vilenskii A.V. Rossiiskoe maloe i srednee predprinimatel'stvo v nachale koronavirusnogo krizisa: federal'nyi i regional'nyi aspekty // Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk. 2020. No 4. Рр. 46-57. (in Russian).

7. Kuz'mina, V.E. Podderzhka biznesa v Rossiiskoi Federatsii pri pomoshchi nalogooblozheniia v period pandemii // Iuridicheskii forum: sbornik statei II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 2020. Рр. 62-64. (in Russian).

8. Alonso, A. Lombardo, E. Gender Equality and De-Democratization Processes: The Case of Spain // Politics and Governance. 2018. №6. Pp. 78-89. (in Russian).

9. Kaasch, A. Editorial: How to introduce a «standard» Global Social Policy issue in times of COVID-19? // Global Social Policy. 2020. №20. Pp. 137-142.

10. Madouni, A. Will the Pandemic Crisis Covid-19 be a Turning Point in Changing and Bringing a New World Order? // Technium Social Sciences Journal. 2020. Pp. 488-503.

11. Williams, B. The politics of a pandemic // Political Insight. 2020. №11. Pp. 37-39.

Автор публикации

Назмиева Индира Фердинандов-

на, Государственное казенное учреждение «Центр цифровой трансформации Республики Татарстан, администратор проектов, аспирант 2 года обучения, кафедра политологии, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций КФ У.

Author of the publication

Indira F. Nazmieva, State Organi-zartion "Center for Digital Transformation of the Republic of Ta-tarstan", project administrator, Institute of Social Science and Philosophy at Kazan Federal University, post graduate student.

Статья поступила в редакцию 02.10.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 14.10.2021. The article was submitted 02.10.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 14.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.