Научная статья на тему 'Политические партии в информационном пространстве избирательной кампании марта 2007 года (по материалам региональных СМИ)'

Политические партии в информационном пространстве избирательной кампании марта 2007 года (по материалам региональных СМИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попов В. В.

The article deals with a study of activity of political parties in the information space of electoral campaign of March 2007 (on the material of regional mass media). The analysis of the rating of parties on the quality and quantity of references in mass media gave an option of bringing to light main tendencies of illumination of activity of political parties in the information space of a number of regions of Russian Federation: the first quinary of the parties in the rating repeats the of the parties that has won in the elections. The article states that the intensity of illumination of party activities exerted influence on the result of the voting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political parties in the information space of electoral campaign of March 2007 (on the material of regional mass media)

The article deals with a study of activity of political parties in the information space of electoral campaign of March 2007 (on the material of regional mass media). The analysis of the rating of parties on the quality and quantity of references in mass media gave an option of bringing to light main tendencies of illumination of activity of political parties in the information space of a number of regions of Russian Federation: the first quinary of the parties in the rating repeats the of the parties that has won in the elections. The article states that the intensity of illumination of party activities exerted influence on the result of the voting.

Текст научной работы на тему «Политические партии в информационном пространстве избирательной кампании марта 2007 года (по материалам региональных СМИ)»

В.В. Попов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

марта 2007 года (по материалам региональных СМИ)

Борьба различных политических сил за распространение в обществе тех или иных политических идей, за влияние на избирателей часто проявляеся в форме партийной конкуренции. В этом процессе немаловажную роль играют средства массовой информации. Комплекс вопросов, связанных с распределением и направлением информационных потоков, отражающих деятельность политических партий, совокупность информационных ресурсов, а также возможность их обработки образуют так называемое информационное пространство. Доминирование или хотя бы присутствие в нем обеспечивается определенной информационной политикой, проводимой партией. При этом надо четко понимать, что даже при наличии единой политико-информационной стратегии в каждом отдельном случае существуют особенности и нюансы, отличающие одну избирательную кампанию от другой. В любом из российских регионов складывается собственная конфигурация взаимодействия партий и политически активных СМИ.

11 марта 2007 г. в 14 субъектах РФ прошли выборы депутатов региональных парламентов, в которых приняли участие 15 российских партий. Во всех 14 регионах России свои списки зарегистрировали четыре партии, в частности «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». В 10 регионах были зарегистрированы «Патриоты России», в 9 — СПС, в 4 — «Яблоко», в 3 - «Народная воля».

Эти политические объединения наиболее часто упоминались в региональных СМИ в конкретный избирательный период. Их можно рассматривать как группу лидеров, в отличие от группы аутсайдеров (Демократическая партия России, зарегистрированная в 3 регионах, Аграрная партия России - в 2, Концептуальная партия «Единение», Российская Коммунистическая рабочая партия (РКРП), Социалистическая единая партия Рос-

сии (СЕПР) и Российская экологическая партия «Зеленые» - в одном), не находившейся в центре внимания прессы.

«Яблоко» отнесено к первой группе еще и потому, что намеревалось участвовать в большем числе избирательных кампаний, но было снято с предвыборной гонки. 9 февраля Центральная избирательная комиссия утвердила решение питерского избиркома об отказе в регистрации «яблочникам» [5]. Отстранение этой партии от выборов в Санкт-Петербурге, где ее позиции считаются традиционно сильными, вызвало значительный резонанс в СМИ.

Выборы проходили с учетом новых, более жестких требований оформления документов для регистрации политических партий и кандидатов, введения повсеместно без ограничений досрочного голосования, отмены графы «Против всех» и порога явки. По словам тогдашнего главы ЦИК Александра Вешнякова, 11 марта состоялась генеральная репетиция федеральных выборов, проверка позиций избирателей, проба методов работы политических партий [4].

Указанные нововведения оказали влияние не только на дальнейшее развитие российского политического поля, но и на формирование конкурентной среды между ведущими политическими силами, что в свою очередь нашло отражение в информационном пространстве перечисленных выше субъектов РФ.

В связи с этим в исследовании анализируются наиболее существенные количественные и качественные характеристики информационного пространства, сформировавшегося во время выборов в законодательные собрания под воздействием избирательных кампаний, проводимых «Единой Россией», «Справедливой Россией», КПРФ, ЛДПР, «Патриотами России», СПС, «Яблоком» и «Народной волей». При расчете данных изучались сообщения всех типов СМИ, поступающие в информационно-аналитическую систему «Медиалогия» из более чем 800 открытых источников региональных СМИ (печать, радио, ТВ, информационные агентства и интернет-ресурсы) [6]. В конкретном случае обрабатывались материалы средств массовой информации Омской, Вологодской, Орловской, Томской, Псковской, Московской, Ленинградской, Самарской, Тюменской, Мурманской областей, Ставропольского края, республик Коми и Дагестана, города Санкт-Петербурга.

Это позволило выявить степень активности различных типов СМИ в освещении деятельности партии за указанный период, что отражено в данных гистограмм «Распределение сообщений о партиях по типам СМИ» и «Топ-10 наиболее активных

СМИ, освещавших деятельность партий» (см. рис. 1 и 2) [6]. Отмечая долю региональных СМИ, можно сделать выводы о том, что наиболее активно влияли на формирование информационного пространства информационные агентства, газеты и интернет-сайты.

Максимальное количество сообщений о деятельности партий в СМИ названных регионов зафиксировано в Санкт-Петербурге (2229 сообщений), что объясняется более мощной, по сравнению с другими регионами, медийной системой. На втором месте - Вологодская область (380 сообщений), на третьем -Самарская область (270 сообщений). Примечательно, что такие крупные регионы, как Московская и Ленинградская области, продемонстрировали сравнительно низкие показатели - 41 и 9 сообщений [2]. Это объясняется ориентированностью на средства массовой информации мегаполисов, к которым данные регионы прилегают.

Рис. 1. Распределение сообщений о партиях по типам СМИ

В числе наиболее активных средств массовой информации, отражавших и комментировавших деятельность политических организаций, с полным основанием можно назвать ИА «Балтийское информационное агентство», ИА «Росбалт», ИА «Комиинформ», ИА «Псковская лента новостей» и ряд других, что отображено на рис. 2.

Далее определяем периоды повышенного интереса СМИ к партиям и периоды, когда партии (партия) оказывались за рамками пристального внимания СМИ. По характеру кривой информационного пространства видно, что пик приходится на 12 марта, причем в тройке лидеров находились «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР (рис. 3).

Рис. 2. Топ-10 наиболее активных СМИ, освещавших деятельность партий

Рис. 3. Сравнительная динамика количества сообщений СМИ

о партиях

Региональные информационные источники (табл. 1) в марте чаще всего писали о «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР. КПРФ с отрывом в 400 сообщений отставала от партии В. Жириновского и занимала четвертое место [2]. Пятерка партий в рейтинге повторила состав победителей - партий, набравших наибольшее количество голосов избирателей и сформировавших свои фракции в парламентах регионов.

Тема выборов доминировала в информационном пространстве. На это были ориентированы основные информационные потоки в марте (см. табл. 2) [2]. СМИ освещали и комментировали социально-политическую деятельность партийных организаций и возможные кадровые перестановки в законодательных органах.

Таблица 1

Количественные и качественные параметры информационного поля партий

Объект Всего сообщений СМИ Конфликт-ные со-общения СМИ Сообщения, в которых объект играет главную роль Сообщения, негативно-го характера Сообщения, позитивно-го характера Сообщения с прямой речью Сообщения с пересказом прямой речи

Партия «Единая Россия» 2720 77 455 30 149 163 53

Партия «Справедливая Россия» 2384 46 244 21 84 96 51

Либерально-демократическая партия России 1712 18 83 16 58 44 15

Коммунистическая партия РФ 1350 34 102 8 83 50 29

Союз правых сил (партия) 1202 24 136 26 31 22 10

Партия «Патриоты России» 613 16 18 31 5 12 4

Партия «Яблоко» 609 40 62 30 5 35 10

Партия национального возрождения «Народная воля» 166 5 7 7 0 3 1

Высокая цитируемость «единороссов» и «эсэров» обусловлена тем, что между этими двумя партиями развернулась активная полемика и борьба за голоса избирателей. Большой отклик в СМИ избранных регионов имела выборная ситуация в Ставропольском крае, где «Единая Россия» потерпела поражение от «Справедливой России» и за этим последовало исключение из рядов ЕР губернатора края А. Черногорова «за невыполнение партийных решений». По этому поводу «Ставропольская правда» писала: «"Справедливая Россия" строила свою предвыборную кампанию не только на социальных обещаниях, но и на решимости превратить выборы парламентские в выборы "справедливого губернатора". Об этом заявлялось на всех встречах с избирателями и в СМИ» [3]. В Коми «Справедливая Россия» выразила несогласие с результатами выборов, что также повлекло волну публикаций в республиканских СМИ (рост негативных публикаций о предвыборной деятельности «справороссов»).

«Договоренность» между партиями по Заксобранию Санкт-Петербурга - «эсэры» поддержали кандидатуру «едино-росса» В. Тюльпанова на посту спикера городского парламента, а ЕР согласилась на переизбрание С. Миронова сенатором в Совет Федерации от Петербурга - стала наиболее ярким информационным событием после окончания предвыборной кампании [7].

Второе место «Справедливой России» расценивается СМИ как успех новой партии и серьезная претензия на роль главного конкурента «Единой России».

ЛДПР получила третье место в общем зачете, что объясняет частоту упоминания партии как одной из победительниц по итогам выборов. Но, как отмечалось в СМИ рассматриваемых регионов, коммунисты и «справороссы» смогли потеснить сторонников В. Жириновского.

Негативных сообщений наибольшее количество набралось у «Патриотов России», следом за ними идут «Единая Россия» и «Яблоко».

По общему количеству сообщений СПС занял четвертое место, по сообщениям же с главной ролью объекта - третье после «Единой России» и «Справедливой России», оттеснив КПРФ и ЛДПР, что свидетельствует о возросшем интересе региональных СМИ к правым. Четвертое место было расценено многими СМИ как успех [8].

КПРФ занимает третье место по сообщениям позитивного характера и уровню цитирования своих представителей в СМИ. Система зафиксировала положительный контекст упоминаний в публикациях о партии и ее результатах по итогам выборов.

Таблица 2

Упоминание партий в рубрике «Выборы»

Объект Всего сообщений СМИ Конфликт-ные со-общения СМИ Сообщения, в которых объект играет главную роль Сообщения негативно-го характера Сообщения позитивно-го характера Сообщения с прямой речью Сообщения с пересказом прямой речи

Партия «Единая Россия» 1112 37 241 16 114 59 20

Партия «Справедливая Россия» 1014 29 95 15 69 38 18

Либерально-демократическая партия России 888 13 30 14 51 16 5

Коммунистическая партия РФ 631 19 83 19 24 11 7

Союз правых сил (партия) 613 18 47 7 71 23 16

Партия «Патриоты России» 413 12 9 27 4 5 4

Партия «Яблоко» 277 14 40 21 3 16 5

Партия национального возрождения «Народная воля» 90 3 0 7 0 1 0

Стоит еще раз подчеркнуть, что наибольшее количество сообщений СМИ о партиях в марте пришлось на регионы с развитой медийной системой, а также на те, где в ходе кампании возникали те или конфликтные ситуации, которые становились значительными информационными событиями.

В контексте проходившей избирательной кампании выстраивается рейтинг партий по количеству сообщений в СМИ. Он формируется в зависимости от количества информационных сообщений, в которых упоминалась партия. Количество упоминаний, как правило, обусловлено активностью партии или указывает на наличие конфликтной ситуации, привлекшей внимание СМИ. Рейтинг отображается в табл. 3, которая содержит четыре колонки. Первая колонка определяет позицию объекта в анализируемом периоде. Данные второй колонки указывают на изменения позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим аналогичным по длительности периодом. К примеру, запись «+1» указывает на то, что объект поднялся на одну позицию выше; запись «-2» говорит о снижении на две позиции по сравнению с предыдущим периодом; а запись «0» означает, что с прошлого периода позиция объекта осталась неизменной.

Таблица 3

Рейтинг по количеству сообщений СМИ

Позиция объекта в текущем периоде Перемещения в рейтинге по сравнению с предыдущим периодом Объект Кол-во сообщений

1 0 Партия «Единая Россия» 2720

2 0 Партия «Справедливая Россия» 2384

3 +1 Либерально-демократическая партия России 1712

4 -1 Коммунистическая партия РФ 1350

5 0 Союз правых сил (партия) 1202

6 +1 Партия «Патриоты России» 613

7 -1 Партия «Яблоко» 609

8 0 Партия национального возрождения «Народная воля» 166

Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что по сравнению с предыдущим периодом лишь ЛДПР и «Патриоты России» сумели значительно увеличить собственную активность в марте [8].

Рейтинг объектов по индексу информационного благоприятствования (ИИБ) строится с учетом количественной и качественной составляющих их информационной активности [9]. В четвертой колонке таблицы указывается количественное значение индекса ИИБ, рассчитанного системой анализа и мониторинга «Медиалогия».

Индекс информационного благоприятствования - расчетный показатель, разработанный специалистами компании «Медиалогия». Он позволяет оценить информационную ситуацию, сложившуюся вокруг политической партии. При расчете ИИБ учитывается как характер самого сообщения, так и позиция издания на рынке СМИ, в котором появилось сообщение. Позиция издания рассчитывается исходя из данных по тиражу или значительности аудитории. Принимается во внимание также мнение об издании профессиональных исследовательских организаций.

Оценка объекта в сообщении учитывает два параметра: характер упоминания и уровень «яркости» объекта в сообщении. Характер упоминания может принимать три значения: позитивный, негативный или нейтральный. Яркость складывается из ряда характеристик. Учитывается роль объекта в сообщении, которая может быть трех типов: главной, второстепенной или эпизодической. Принимается во внимание наличие прямой или косвенной речи в сообщении. Учитывается наличие конфликтной ситуации, описываемой в сообщении.

Индекс определяется как сумма индексов по всем сообщениям, в которых упоминался объект. Значение индекса может быть как положительным, так и отрицательным. Чем выше положительное значение индекса для объекта, тем более позитивно и выгодно он представлен в сообщениях СМИ.

Степень вовлеченности и характер участия источника (издания) в формировании имиджа выражается количественно значением ИИБ. СМИ могут влиять на имидж объекта как положительно, так и отрицательно, что выражается в увеличении или уменьшении значения ИИБ для определенного объекта в рамках того или иного источника (издания).

Таким образом, наиболее существенный ИИБ наблюдался у партии «Единая Россия» (табл. 4) [2]. Следом за ней с существенным отрывом шли «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР и

СПС. Прибавило по этому параметру только «Яблоко», а снизили показатель «Патриоты России».

Таблица 4

Рейтинг по индексу информационного благоприятствования

Позиция объекта в текущем периоде Перемещения в рейтинге по сравнению с предыдущим периодом Объект Индекс информационного благоприятствования

1 0 Партия «Единая Россия» 1 346,63

2 0 Партия «Справедливая Россия» 838,14

3 0 Либерально-демократическая партия России 567,88

4 0 Коммунистическая партия РФ 438,93

5 0 Союз правых сил (партия) 295,71

6 +1 Партия «Патриоты России» 78,47

7 -1 Партия «Яблоко» 64,95

8 0 Партия национального возрождения «Народная воля» 21,24

Особенностью сравнительной динамики ИИБ крупнейших партий по итогам марта, представленной на рис. 4 «Динамика индекса информационного благоприятствования», является наличие одного пика в отношении исследуемых объектов, зафиксированного 12 марта - в день после выборов в региональные законодательные органы [2]. В это время наблюдалась наибольшая активность СМИ.

Самый высокий положительный пик ИИБ зафиксирован у «Единой России» как лидера по количеству сообщений СМИ. Это объясняется победой партии во всех регионах, кроме Ставропольского края. Вклад в общий совокупный показатель ИИБ партии внесли комментарии аналитиков. У ЕР по-прежнему нет конкурентов, она остается лидером избирательной гонки. «Справедливая Россия» и КПРФ соревнуются между собой за второе и третье места [1].

Следом за ЕР по уровню ИИБ следует «Справедливая Россия». Показатель благосклонности СМИ связан с уже упоминавшимися успехами на выборах и победой над «единоросса-ми» в Ставропольском крае.

Стоит отметить наличие отрицательного значения ИИБ у партии «Яблоко», что в значительной степени связано с неудачами партии на выборах. Низкий процент отданных голосов избирателей, непрохождение ни в одно из законодательных собраний стали причиной отрицательного ИИБ и у «Патриотов России». В результате аутсайдерами прошедших выборов с полным основанием можно считать «Патриотов России» и «Яблоко».

Рис. 4. Динамика индекса информационного благоприятствования

Очевидна тенденция доминирования в информационном пространстве указанных регионов партии «Единая Россия». При этом следует подчеркнуть, что вновь созданная «Справедливая Россия» и КПРФ находятся в тройке лидеров и намерены в ней закрепиться. За довольно короткий срок «справедливороссы» заявили о себе как о серьезном влиятельном игроке на политическом поле, а КПРФ существенно нарастила свое информационное присутствие в СМИ. ЛДПР же по-прежнему остается в числе ведущих политических сил.

Анализ региональной прессы показал, что в обозреваемый период интенсивность освещения политической деятельности значительно возросла и оказала влияние на исход голосования в законодательные собрания субъектов РФ.

Литература

1. Цепляев В. Выборы: «Единая Россия» проиграла оппозиции со счетом 45:55 // Аргументы и факты. № 11 (1376). 2007. 14 марта.

2. Информационно-аналитический отчет по сообщениям региональных СМИ «Крупнейшие политические партии России в отражении региональных СМИ». М.: Медиология, 2007. Март.

3. Ковалевская Л. Кто обидел медведя // Ставропольская правда. 2007. 13 марта.

4. Российская газета. 2007. 10 марта.

Электронные ресурсы

http://www.cikrf.ru/cikrf/postancik/Zp071236.jsp http://www.medialogia.ru/company/

http://www.rian.ru/politics/parties/20070315/62074299.html

http://www.spbin.ru/news/8041.htm

http://www.medialogia.ru/about/features/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.