В.В. Попов
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
марта 2007 года (по материалам региональных СМИ)
Борьба различных политических сил за распространение в обществе тех или иных политических идей, за влияние на избирателей часто проявляеся в форме партийной конкуренции. В этом процессе немаловажную роль играют средства массовой информации. Комплекс вопросов, связанных с распределением и направлением информационных потоков, отражающих деятельность политических партий, совокупность информационных ресурсов, а также возможность их обработки образуют так называемое информационное пространство. Доминирование или хотя бы присутствие в нем обеспечивается определенной информационной политикой, проводимой партией. При этом надо четко понимать, что даже при наличии единой политико-информационной стратегии в каждом отдельном случае существуют особенности и нюансы, отличающие одну избирательную кампанию от другой. В любом из российских регионов складывается собственная конфигурация взаимодействия партий и политически активных СМИ.
11 марта 2007 г. в 14 субъектах РФ прошли выборы депутатов региональных парламентов, в которых приняли участие 15 российских партий. Во всех 14 регионах России свои списки зарегистрировали четыре партии, в частности «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». В 10 регионах были зарегистрированы «Патриоты России», в 9 — СПС, в 4 — «Яблоко», в 3 - «Народная воля».
Эти политические объединения наиболее часто упоминались в региональных СМИ в конкретный избирательный период. Их можно рассматривать как группу лидеров, в отличие от группы аутсайдеров (Демократическая партия России, зарегистрированная в 3 регионах, Аграрная партия России - в 2, Концептуальная партия «Единение», Российская Коммунистическая рабочая партия (РКРП), Социалистическая единая партия Рос-
сии (СЕПР) и Российская экологическая партия «Зеленые» - в одном), не находившейся в центре внимания прессы.
«Яблоко» отнесено к первой группе еще и потому, что намеревалось участвовать в большем числе избирательных кампаний, но было снято с предвыборной гонки. 9 февраля Центральная избирательная комиссия утвердила решение питерского избиркома об отказе в регистрации «яблочникам» [5]. Отстранение этой партии от выборов в Санкт-Петербурге, где ее позиции считаются традиционно сильными, вызвало значительный резонанс в СМИ.
Выборы проходили с учетом новых, более жестких требований оформления документов для регистрации политических партий и кандидатов, введения повсеместно без ограничений досрочного голосования, отмены графы «Против всех» и порога явки. По словам тогдашнего главы ЦИК Александра Вешнякова, 11 марта состоялась генеральная репетиция федеральных выборов, проверка позиций избирателей, проба методов работы политических партий [4].
Указанные нововведения оказали влияние не только на дальнейшее развитие российского политического поля, но и на формирование конкурентной среды между ведущими политическими силами, что в свою очередь нашло отражение в информационном пространстве перечисленных выше субъектов РФ.
В связи с этим в исследовании анализируются наиболее существенные количественные и качественные характеристики информационного пространства, сформировавшегося во время выборов в законодательные собрания под воздействием избирательных кампаний, проводимых «Единой Россией», «Справедливой Россией», КПРФ, ЛДПР, «Патриотами России», СПС, «Яблоком» и «Народной волей». При расчете данных изучались сообщения всех типов СМИ, поступающие в информационно-аналитическую систему «Медиалогия» из более чем 800 открытых источников региональных СМИ (печать, радио, ТВ, информационные агентства и интернет-ресурсы) [6]. В конкретном случае обрабатывались материалы средств массовой информации Омской, Вологодской, Орловской, Томской, Псковской, Московской, Ленинградской, Самарской, Тюменской, Мурманской областей, Ставропольского края, республик Коми и Дагестана, города Санкт-Петербурга.
Это позволило выявить степень активности различных типов СМИ в освещении деятельности партии за указанный период, что отражено в данных гистограмм «Распределение сообщений о партиях по типам СМИ» и «Топ-10 наиболее активных
СМИ, освещавших деятельность партий» (см. рис. 1 и 2) [6]. Отмечая долю региональных СМИ, можно сделать выводы о том, что наиболее активно влияли на формирование информационного пространства информационные агентства, газеты и интернет-сайты.
Максимальное количество сообщений о деятельности партий в СМИ названных регионов зафиксировано в Санкт-Петербурге (2229 сообщений), что объясняется более мощной, по сравнению с другими регионами, медийной системой. На втором месте - Вологодская область (380 сообщений), на третьем -Самарская область (270 сообщений). Примечательно, что такие крупные регионы, как Московская и Ленинградская области, продемонстрировали сравнительно низкие показатели - 41 и 9 сообщений [2]. Это объясняется ориентированностью на средства массовой информации мегаполисов, к которым данные регионы прилегают.
Рис. 1. Распределение сообщений о партиях по типам СМИ
В числе наиболее активных средств массовой информации, отражавших и комментировавших деятельность политических организаций, с полным основанием можно назвать ИА «Балтийское информационное агентство», ИА «Росбалт», ИА «Комиинформ», ИА «Псковская лента новостей» и ряд других, что отображено на рис. 2.
Далее определяем периоды повышенного интереса СМИ к партиям и периоды, когда партии (партия) оказывались за рамками пристального внимания СМИ. По характеру кривой информационного пространства видно, что пик приходится на 12 марта, причем в тройке лидеров находились «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР (рис. 3).
Рис. 2. Топ-10 наиболее активных СМИ, освещавших деятельность партий
Рис. 3. Сравнительная динамика количества сообщений СМИ
о партиях
Региональные информационные источники (табл. 1) в марте чаще всего писали о «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР. КПРФ с отрывом в 400 сообщений отставала от партии В. Жириновского и занимала четвертое место [2]. Пятерка партий в рейтинге повторила состав победителей - партий, набравших наибольшее количество голосов избирателей и сформировавших свои фракции в парламентах регионов.
Тема выборов доминировала в информационном пространстве. На это были ориентированы основные информационные потоки в марте (см. табл. 2) [2]. СМИ освещали и комментировали социально-политическую деятельность партийных организаций и возможные кадровые перестановки в законодательных органах.
Таблица 1
Количественные и качественные параметры информационного поля партий
Объект Всего сообщений СМИ Конфликт-ные со-общения СМИ Сообщения, в которых объект играет главную роль Сообщения, негативно-го характера Сообщения, позитивно-го характера Сообщения с прямой речью Сообщения с пересказом прямой речи
Партия «Единая Россия» 2720 77 455 30 149 163 53
Партия «Справедливая Россия» 2384 46 244 21 84 96 51
Либерально-демократическая партия России 1712 18 83 16 58 44 15
Коммунистическая партия РФ 1350 34 102 8 83 50 29
Союз правых сил (партия) 1202 24 136 26 31 22 10
Партия «Патриоты России» 613 16 18 31 5 12 4
Партия «Яблоко» 609 40 62 30 5 35 10
Партия национального возрождения «Народная воля» 166 5 7 7 0 3 1
Высокая цитируемость «единороссов» и «эсэров» обусловлена тем, что между этими двумя партиями развернулась активная полемика и борьба за голоса избирателей. Большой отклик в СМИ избранных регионов имела выборная ситуация в Ставропольском крае, где «Единая Россия» потерпела поражение от «Справедливой России» и за этим последовало исключение из рядов ЕР губернатора края А. Черногорова «за невыполнение партийных решений». По этому поводу «Ставропольская правда» писала: «"Справедливая Россия" строила свою предвыборную кампанию не только на социальных обещаниях, но и на решимости превратить выборы парламентские в выборы "справедливого губернатора". Об этом заявлялось на всех встречах с избирателями и в СМИ» [3]. В Коми «Справедливая Россия» выразила несогласие с результатами выборов, что также повлекло волну публикаций в республиканских СМИ (рост негативных публикаций о предвыборной деятельности «справороссов»).
«Договоренность» между партиями по Заксобранию Санкт-Петербурга - «эсэры» поддержали кандидатуру «едино-росса» В. Тюльпанова на посту спикера городского парламента, а ЕР согласилась на переизбрание С. Миронова сенатором в Совет Федерации от Петербурга - стала наиболее ярким информационным событием после окончания предвыборной кампании [7].
Второе место «Справедливой России» расценивается СМИ как успех новой партии и серьезная претензия на роль главного конкурента «Единой России».
ЛДПР получила третье место в общем зачете, что объясняет частоту упоминания партии как одной из победительниц по итогам выборов. Но, как отмечалось в СМИ рассматриваемых регионов, коммунисты и «справороссы» смогли потеснить сторонников В. Жириновского.
Негативных сообщений наибольшее количество набралось у «Патриотов России», следом за ними идут «Единая Россия» и «Яблоко».
По общему количеству сообщений СПС занял четвертое место, по сообщениям же с главной ролью объекта - третье после «Единой России» и «Справедливой России», оттеснив КПРФ и ЛДПР, что свидетельствует о возросшем интересе региональных СМИ к правым. Четвертое место было расценено многими СМИ как успех [8].
КПРФ занимает третье место по сообщениям позитивного характера и уровню цитирования своих представителей в СМИ. Система зафиксировала положительный контекст упоминаний в публикациях о партии и ее результатах по итогам выборов.
Таблица 2
Упоминание партий в рубрике «Выборы»
Объект Всего сообщений СМИ Конфликт-ные со-общения СМИ Сообщения, в которых объект играет главную роль Сообщения негативно-го характера Сообщения позитивно-го характера Сообщения с прямой речью Сообщения с пересказом прямой речи
Партия «Единая Россия» 1112 37 241 16 114 59 20
Партия «Справедливая Россия» 1014 29 95 15 69 38 18
Либерально-демократическая партия России 888 13 30 14 51 16 5
Коммунистическая партия РФ 631 19 83 19 24 11 7
Союз правых сил (партия) 613 18 47 7 71 23 16
Партия «Патриоты России» 413 12 9 27 4 5 4
Партия «Яблоко» 277 14 40 21 3 16 5
Партия национального возрождения «Народная воля» 90 3 0 7 0 1 0
Стоит еще раз подчеркнуть, что наибольшее количество сообщений СМИ о партиях в марте пришлось на регионы с развитой медийной системой, а также на те, где в ходе кампании возникали те или конфликтные ситуации, которые становились значительными информационными событиями.
В контексте проходившей избирательной кампании выстраивается рейтинг партий по количеству сообщений в СМИ. Он формируется в зависимости от количества информационных сообщений, в которых упоминалась партия. Количество упоминаний, как правило, обусловлено активностью партии или указывает на наличие конфликтной ситуации, привлекшей внимание СМИ. Рейтинг отображается в табл. 3, которая содержит четыре колонки. Первая колонка определяет позицию объекта в анализируемом периоде. Данные второй колонки указывают на изменения позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим аналогичным по длительности периодом. К примеру, запись «+1» указывает на то, что объект поднялся на одну позицию выше; запись «-2» говорит о снижении на две позиции по сравнению с предыдущим периодом; а запись «0» означает, что с прошлого периода позиция объекта осталась неизменной.
Таблица 3
Рейтинг по количеству сообщений СМИ
Позиция объекта в текущем периоде Перемещения в рейтинге по сравнению с предыдущим периодом Объект Кол-во сообщений
1 0 Партия «Единая Россия» 2720
2 0 Партия «Справедливая Россия» 2384
3 +1 Либерально-демократическая партия России 1712
4 -1 Коммунистическая партия РФ 1350
5 0 Союз правых сил (партия) 1202
6 +1 Партия «Патриоты России» 613
7 -1 Партия «Яблоко» 609
8 0 Партия национального возрождения «Народная воля» 166
Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что по сравнению с предыдущим периодом лишь ЛДПР и «Патриоты России» сумели значительно увеличить собственную активность в марте [8].
Рейтинг объектов по индексу информационного благоприятствования (ИИБ) строится с учетом количественной и качественной составляющих их информационной активности [9]. В четвертой колонке таблицы указывается количественное значение индекса ИИБ, рассчитанного системой анализа и мониторинга «Медиалогия».
Индекс информационного благоприятствования - расчетный показатель, разработанный специалистами компании «Медиалогия». Он позволяет оценить информационную ситуацию, сложившуюся вокруг политической партии. При расчете ИИБ учитывается как характер самого сообщения, так и позиция издания на рынке СМИ, в котором появилось сообщение. Позиция издания рассчитывается исходя из данных по тиражу или значительности аудитории. Принимается во внимание также мнение об издании профессиональных исследовательских организаций.
Оценка объекта в сообщении учитывает два параметра: характер упоминания и уровень «яркости» объекта в сообщении. Характер упоминания может принимать три значения: позитивный, негативный или нейтральный. Яркость складывается из ряда характеристик. Учитывается роль объекта в сообщении, которая может быть трех типов: главной, второстепенной или эпизодической. Принимается во внимание наличие прямой или косвенной речи в сообщении. Учитывается наличие конфликтной ситуации, описываемой в сообщении.
Индекс определяется как сумма индексов по всем сообщениям, в которых упоминался объект. Значение индекса может быть как положительным, так и отрицательным. Чем выше положительное значение индекса для объекта, тем более позитивно и выгодно он представлен в сообщениях СМИ.
Степень вовлеченности и характер участия источника (издания) в формировании имиджа выражается количественно значением ИИБ. СМИ могут влиять на имидж объекта как положительно, так и отрицательно, что выражается в увеличении или уменьшении значения ИИБ для определенного объекта в рамках того или иного источника (издания).
Таким образом, наиболее существенный ИИБ наблюдался у партии «Единая Россия» (табл. 4) [2]. Следом за ней с существенным отрывом шли «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР и
СПС. Прибавило по этому параметру только «Яблоко», а снизили показатель «Патриоты России».
Таблица 4
Рейтинг по индексу информационного благоприятствования
Позиция объекта в текущем периоде Перемещения в рейтинге по сравнению с предыдущим периодом Объект Индекс информационного благоприятствования
1 0 Партия «Единая Россия» 1 346,63
2 0 Партия «Справедливая Россия» 838,14
3 0 Либерально-демократическая партия России 567,88
4 0 Коммунистическая партия РФ 438,93
5 0 Союз правых сил (партия) 295,71
6 +1 Партия «Патриоты России» 78,47
7 -1 Партия «Яблоко» 64,95
8 0 Партия национального возрождения «Народная воля» 21,24
Особенностью сравнительной динамики ИИБ крупнейших партий по итогам марта, представленной на рис. 4 «Динамика индекса информационного благоприятствования», является наличие одного пика в отношении исследуемых объектов, зафиксированного 12 марта - в день после выборов в региональные законодательные органы [2]. В это время наблюдалась наибольшая активность СМИ.
Самый высокий положительный пик ИИБ зафиксирован у «Единой России» как лидера по количеству сообщений СМИ. Это объясняется победой партии во всех регионах, кроме Ставропольского края. Вклад в общий совокупный показатель ИИБ партии внесли комментарии аналитиков. У ЕР по-прежнему нет конкурентов, она остается лидером избирательной гонки. «Справедливая Россия» и КПРФ соревнуются между собой за второе и третье места [1].
Следом за ЕР по уровню ИИБ следует «Справедливая Россия». Показатель благосклонности СМИ связан с уже упоминавшимися успехами на выборах и победой над «единоросса-ми» в Ставропольском крае.
Стоит отметить наличие отрицательного значения ИИБ у партии «Яблоко», что в значительной степени связано с неудачами партии на выборах. Низкий процент отданных голосов избирателей, непрохождение ни в одно из законодательных собраний стали причиной отрицательного ИИБ и у «Патриотов России». В результате аутсайдерами прошедших выборов с полным основанием можно считать «Патриотов России» и «Яблоко».
Рис. 4. Динамика индекса информационного благоприятствования
Очевидна тенденция доминирования в информационном пространстве указанных регионов партии «Единая Россия». При этом следует подчеркнуть, что вновь созданная «Справедливая Россия» и КПРФ находятся в тройке лидеров и намерены в ней закрепиться. За довольно короткий срок «справедливороссы» заявили о себе как о серьезном влиятельном игроке на политическом поле, а КПРФ существенно нарастила свое информационное присутствие в СМИ. ЛДПР же по-прежнему остается в числе ведущих политических сил.
Анализ региональной прессы показал, что в обозреваемый период интенсивность освещения политической деятельности значительно возросла и оказала влияние на исход голосования в законодательные собрания субъектов РФ.
Литература
1. Цепляев В. Выборы: «Единая Россия» проиграла оппозиции со счетом 45:55 // Аргументы и факты. № 11 (1376). 2007. 14 марта.
2. Информационно-аналитический отчет по сообщениям региональных СМИ «Крупнейшие политические партии России в отражении региональных СМИ». М.: Медиология, 2007. Март.
3. Ковалевская Л. Кто обидел медведя // Ставропольская правда. 2007. 13 марта.
4. Российская газета. 2007. 10 марта.
Электронные ресурсы
http://www.cikrf.ru/cikrf/postancik/Zp071236.jsp http://www.medialogia.ru/company/
http://www.rian.ru/politics/parties/20070315/62074299.html
http://www.spbin.ru/news/8041.htm
http://www.medialogia.ru/about/features/