Научная статья на тему 'Специфика метода медиаметрических исследований: построение рейтингов эффективности российских политических партий'

Специфика метода медиаметрических исследований: построение рейтингов эффективности российских политических партий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
400
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY RATINGS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / УПОМИНАЕМОСТЬ / REFERENCES / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / SOURCES OF INFORMATION / ЦЕНТРЫ МЕДИАМЕТРИКИ / CENTERS MEDIAMETRICS / ИНФОРМАЦИОННОЕ БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЕ / INFORMATION FAVOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попов Владимир Владимирович

Статья посвящена исследованию динамики рейтингов российских политических партий в информационном пространстве накануне и между выборами в законодательные и представительные органы власти. Специфика медиаметрических методов основана на анализе статистики, полученной из открытых источников информации (СМИ). Рейтинги эффективности российских политических партий, составленные крупными информационно-аналитическими центрами, рассматриваются в контексте текущих социально-политических процессов и уровня информационного благоприятствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Попов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of a method of media metric researches: construction of ratings of efficiency of the Russian political parties

The article is devoted to research of dynamics of the ratings of Russian political parties in information field the day before and between elections in legislative and power representative bodies. Specificity of media metric methods is based on the analysis of the statistics information received from mass communication media (mass-media). Ratings of efficiency of Russian political parties, made by the large information-analytical centers, are considered in a context of current sociopolitical processes and level of information preference.

Текст научной работы на тему «Специфика метода медиаметрических исследований: построение рейтингов эффективности российских политических партий»

В.В. Попов

СПЕЦИФИКА МЕТОДА МЕДИАМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПОСТРОЕНИЕ РЕЙТИНГОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Статья посвящена исследованию динамики рейтингов российских политических партий в информационном пространстве накануне и между выборами в законодательные и представительные органы власти. Специфика медиаметрических методов основана на анализе статистики, полученной из открытых источников информации (СМИ). Рейтинги эффективности российских политических партий, составленные крупными информационно-аналитическими центрами, рассматриваются в контексте текущих социально-политических процессов и уровня информационного благоприятствования.

Ключевые слова: рейтинги эффективности, политические партии, упо-минаемость, источники информации, центры медиаметрики, информационное благоприятствование.

После распада Советского Союза в последние два десятилетия в результате трансформации социально-политической системы Российской Федерации возникли различные демократические институты, в частности политические партии и конкурентные выборы в исполнительные и законодательные органы власти.

Результаты голосования в представительные органы власти стали основным критерием эффективности функционирования политических партий. И в период избирательных кампаний, и в повседневной политической работе парторганизации опираются на результаты социологических опросов, в том числе на рейтинги доверия избирателей.

В средствах массовой информации публикуется большое количество исследований по этой тематике. Различные специали-

© Попов В.В., 2012

зированные информационно-аналитические и научно-исследовательские центры (ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр и т. д.) приводят данные опросов, тем самым не только рассказывая о предпочтениях электората, но и в определенной степени влияя на эти предпочтения (считается, что часть избирателей склонна присоединяться к формируемым таким образом группам). В настоящее время действует законодательная норма, которая запрещает публикацию рейтингов и прогнозов за пять дней до дня волеизъявления граждан.

Одновременно с перечисленными центрами изучения общественного мнения в настоящее время действуют крупные центры медиаметрики (например, компании Public.Ru, Park.Ru, СКАН, «Интегрум», «Медиалогия»), которые публикуют собственные исследования, полученные на основе анализа открытых источников информации. Они предлагают игрокам политического поля свои расчеты PR-активности. Это своеобразные «рейтинги эффективности» деятельности политических партий между избирательными кампаниями наряду с прочими социологическими исследованиями.

Развитие информационных технологий позволило значительно ускорить процесс накопления и обработки данных. Это в свою очередь привело к тому, что информационно-аналитические службы стали создавать и применять новые инструменты контроля и описания деятельности партий и, соответственно, выстраивать на их основе собственные рейтинги эффективности.

В настоящее время центры медиаметрики располагают значительными электронными архивами и предоставляют информационное обеспечение, включающее как типовые, так и уникальные задачи поиска, систематизации и обработки информации. Например, Public.Ru1 специализируется на предоставлении «полного спектра услуг по работе с материалами массмедиа: от онлайн-доступа к уникальной коллекции публикаций до мониторинга СМИ и эксклюзивных аналитических исследований». Park.Ru2 предоставляет множество готовых тематических мониторингов новостей по так называемым «отраслевым зонам». СКАН публикует рейтинги самых упоминаемых персоналий и организаций3. Значения рейтингов пересчитываются каждые 5-10 минут и доступны на любую дату с 1992 г. Данный сервис тесно интегрирован с поисковым модулем системы и позволяет получить подборку документов по персоне или организации, попавшей в рейтинг, и как следствие определить наиболее актуальные темы.

Компания «Интегрум» разработала собственный инструмент, позволяющий определить положение объекта на рынке внимания,

так называемый ИндЭкс Интегрум (IndEx Integrum) - Индекс экспонирования Интегрум. Он «связывает такие понятия, как мера внимания канала коммуникации к объекту и величину потенциальной аудитории канала»4.

Индекс экспонирования Интегрум вычисляется как произведение количества публикаций об объекте в выборке, умноженное на размер аудитории (средней аудитории номера, AIR, теле- или радиопередачи, посещаемости сайта) отдельного канала коммуникаций или совокупности каналов. ИндЭкс Интегрум по смыслу близок к показателю, применяемому в медиапланировании, - «количество возможностей увидеть» (opportunity-to-see, OTS).

На основе ИндЭкса «Интегрум» публикует рейтинги «16 тем», «1591 организации», «2227 персон», в том числе «Рейтинг политических партий», который отображает динамику изменения положения политических партий, а также абсолютное значение Индекса Интегрум - охват целевой аудитории, которая имела возможность получить информацию о партии за выбранный период5.

«Медиалогия» занимается продвижением «рейтингов эффективности» последовательно. Она также разработала собственные online-продукты, нацеленные на решение отдельных задач анализа СМИ, и профессиональные пакетные решения, позволяющие анализировать репутацию организации или персоны, осуществлять конкурентный анализ6.

В качестве одной из услуг «Медиалогия» предлагает расчет «Индекса информационного благоприятствования» (ИИБ). Индекс позволяет оценить информационную ситуацию, сложившуюся вокруг персоны, компании или бренда. При расчете ИИБ учитывается как характер сообщения, так и позиция самого СМИ на информационном рынке. Позиция СМИ рассчитывается исходя из данных по тиражу или размеру аудитории СМИ. Принимается во внимание также мнение о СМИ профессиональных исследовательских организаций. Оценка объекта в сообщении учитывает два параметра: характер упоминания и уровень «яркости» объекта в сообщении. Характер упоминания может принимать три значения - позитивный, негативный или нейтральный. «Яркость» складывается из ряда характеристик. Во-первых, учитывается «роль» объекта в сообщении, которая может быть трех типов - главной, второстепенной или эпизодической. Во-вторых, принимается во внимание наличие прямой или косвенной речи в сообщении. В-третьих, учитывается наличие конфликтной ситуации, описываемой в сообщении. Индекс определяется как сумма индексов по всем сообщениям, в которых упоминается объект. Значение индекса может быть как положительным, так и отрицательным. Чем выше

положительное значение индекса для объекта, тем более позитивно и выгодно он представлен в сообщениях СМИ7.

«Медиалогия» выводит свой так называемый «основной» рейтинг по информационному благоприятствованию, который показывает уровень благоприятствования массмедиа к партиям и лидерам с учетом количества сообщений, тона и объема внимания, влиятельности СМИ. Данный «рейтинг эффективности» регулярно размещается на страницах ежедневной газеты «Время новостей», в рубрике «Политики глазами СМИ» (совместный проект «Времени новостей» и компании «Медиалогия», рейтинги политических персон, наиболее активно обсуждаемых в федеральной прессе и эфире центральных ТВ-каналов).

Наряду с рейтингом депутатов Государственной думы РФ, отражающим как общее количество публикаций за месяц, так и уровень информационного благоприятствования в отношении каждого представителя российского парламента, еженедельно публикуются рейтинги губернаторов РФ, министров РФ и глав зарубежных государств и правительств8.

По итогам исследуемого «Медиалогией» и «Временем новостей» периода, например 10 ноября - 10 декабря 2010 г., первое место в обоих рейтингах депутатов занял спикер Госдумы Борис Грызлов. Председатель высшего совета партии «Единая Россия» принял участие во встрече главы государства Дмитрия Медведева с лидерами парламентских партий. Кроме того, Борис Грызлов анонсировал заседание Госдумы с участием не представленных в ней партий, а также объявил о введении в состав бюро высшего совета партии власти мэра Москвы Сергея Собянина.

Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский занял второе место в двух списках. Г-н Жириновский на встрече президента Медведева с лидерами думских партий поставил вопрос о наказании губернатора Краснодарского края Александра Ткачева в связи с массовым убийством 12 человек в станице Кущевской.

Третье место в медиарейтингах занял лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Самым заметным событием для лидера КПРФ стала вышеупомянутая встреча Дмитрия Медведева с руководителями парламентских партий, где Зюганов заявил о необходимости модернизации экономики страны.

Самое заметное перемещение в рейтинге по качественному показателю ИИБ продемонстрировали члены фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева и Галина Хованская, а также члены фракции «Единая Россия» Андрей Макаров, Александр Хинштейн, Павел Крашенинников и Ирина Яровая9. Издание публикует рейтинги в виде сводной таблицы.

Таблица 1

Упоминаемость персон в СМИ

Позиция в рейтинге Изменение позиции в рейтинге Фамилия, имя, отчество Количество упоминаний

1 +1 ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович 242

2 -1 ЖИРИНОВСКИЙ Владимир Вольфович 210

3 0 ЗЮГАНОВ Геннадий Андреевич 113

4 +3 ГУДКОВ Геннадий Владимирович 95

5 +24 ХИНШТЕЙН Александр Евсеевич 70

6 -1 КОБЗОН Иосиф Давыдович 67

7 -1 ИСАЕВ Андрей Константинович 62

8 +6 ДМИТРИЕВА Оксана Генриховна 59

9 +4 ПЛИГИН Владимир Николаевич 54

10 +8 МАРКОВ Сергей Александрович 52

11 -3 ЛЕВИЧЕВ Николай Владимирович 50

12 +1 ВАСИЛЬЕВ Владимир Абдуалиевич 43

12 +2 НЕВЕРОВ Сергей Иванович 43

12 -8 ЕГИАЗАРЯН Ашот Геворкович 43

13 +27 ЯРОВАЯ Ирина Анатольевна 40

13 +18 ГОВОРУХИН Станислав Сергеевич 40

13 +2 ИЛЮХИН Виктор Иванович 40

13 +2 АКСАКОВ Анатолий Геннадьевич 40

14 +16 ХОВАНСКАЯ Галина Петровна 39

14 +10 ЗВАГЕЛЬСКИЙ Виктор Фридрихович 39

15 -4 КОСАЧЕВ Константин Иосифович 36

16 +25 РЕЗНИК Борис Львович 34

16 +11 МАКАРОВ Андрей Михайлович 34

17 +6 ГРУЗДЕВ Владимир Сергеевич 33

18 0 ЛЕБЕДЕВ Игорь Владимирович 31

18 -9 ВОРОБЬЕВ Андрей Юрьевич 31

19 +3 КРАШЕНИННИКОВ Павел Владимирович 29

19 -2 МЕЛЬНИКОВ Иван Иванович 29

20 +15 БЕЛЯКОВ Антон Владимирович 26

Таблица 2

Информационное благоприятствование

№ п/п Изменение позиции в рейтинге Фамилия, имя, отчество Индкс информационного благопр.

1 +2 ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович 2 947,59

2 -1 ЖИРИНОВСКИЙ Владимир Вольфович 2 490,55

3 -1 ЗЮГАНОВ Геннадий Андреевич 1 639,71

4 +25 ДМИТРИЕВА Оксана Генриховна 1 196,57

5 +1 ИСАЕВ Андрей Константинович 1 150,09

6 +22 МАКАРОВ Андрей Михайлович 1 042,287

7 +4 ГУДКОВ Геннадий Владимирович 978,78

8 +33 ХИНШТЕЙН Александр Евсеевич 841,09

9 +8 ЛЕВИЧЕВ Николай Владимирович 804,15

10 -6 НЕВЕРОВ Сергей Иванович 758,89

11 +12 МАРКОВ Сергей Александрович 738,05

12 +27 КРАШЕНИННИКОВ Павел Владимирович 716,83

13 +87 ЯРОВАЯ Ирина Анатольевна 676,68

14 +4 ВАСИЛЬЕВ Владимир Абдуалиевич 627,73

15 -7 ГРУЗДЕВ Владимир Сергеевич 586,49

16 +44 ХОВАНСКАЯ Галина Петровна 533,94

17 +13 ГРИШАНКОВ Михаил Игнатьевич 496,74

18 +3 ПЛИГИН Владимир Николаевич 496,25

19 -4 КОСАЧЕВ Константин Иосифович 462,38

20 -1 МОРОЗОВ Олег Викторович 448,39

Рейтинги, полученные на основе данных «Медиалогии», активно использовались накануне выборов в Мосгордуму в 2009 г. В частности, системой был отмечен рост числа сообщений о вероятности новых потрясений российской экономики. Мрачные предсказания якобы напугали политиков. Поэтому в регионах, где выборы должны были состояться весной 2010 г., задумались о переносе их на осень

2009 (если кризис ударит в октябре-ноябре, к весне голосовать за действующую власть никто не захочет). Осенью же можно будет успеть набрать неплохой процент. Мол, руководствуясь именно этими соображениями, столичный мэр Юрий Лужков принял решение провести выборы в Мосгордуму в октябре 2009 г.10

Согласно результатам исследования, выполненного «Медиа-логией», в июле 2009-го «Единая Россия» доминировала в эфире телеканала «Россия» (47% времени). На втором месте оказалась «Справедливая Россия» - 24%, на третьем - ЛДПР с 20%, на четвертом КПРФ - 9%11.

Незадолго до выборов в городскую думу Москвы «Центр исследования политической культуры России», ссылаясь на «Медиалогию», опубликовал так называемые «Мониторинги манипуляции сознанием. Образ КПРФ, формируемый федеральными телеканалами» (за июль и август 2009 г.), в которых на подробном статистическом материале проанализировано неравенство различных политических партий в информационном пространстве12.

После окончания избирательной кампании коммунисты привели рейтинги упоминаемости партий (со ссылкой на «Медиа-логию») и пришли к выводу, что «первая, предвыборная, декада октября ознаменовалась полной оккупацией эфира "Единой Россией", однако после выборов доля всех остальных партий в эфире вновь возросла»13.

Регулярно совместно с журналом «Секрет фирмы» информационно-аналитическая система «Медиалогия» (на страницах издания) приводит рейтинг информационных поводов. Например, в период с 20 февраля по 20 марта 2010 г., в числе наиболее употребляемых слов оказалось слово «оппозиция» (25 242 упоминаний). Аналитики связали это с тем, что выборы в российских регионах завершились традиционной победой партии «Единая Россия» и протестами оппозиции по этому поводу14.

Сайт Коммерсант.ру совместно с «Медиалогией» в онлайн-до-ступе ведет рубрику «Рейтинги», где в «Рейтингах статей», «Рейтингах тем» и «Рейтингах упоминаемости» регулярно сообщает о важных политических проблемах. В частности, среди наиболее упоминаемых организаций декабря 2010 г. названа Госдума РФ15.

Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ на основе материалов ИАС «Медиалогия» проводит мониторинг федерального политического партийного телеэфира: подсчитывает продолжительность освещения деятельности четырех парламентских партий (КПРФ, «Единая Россия», «Справед-

ливая Россия» и ЛДПР) в новостных и аналитических передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также ведет хронометраж синхрона (прямой речи) представителей этих партий. Данные анализируются и обобщаются по недельным отрезкам и публикуются на сайте КПРФ16.

По мнению «Независимой газеты», коммунисты, опираясь на рейтинги эффективности, предоставленные системой анализа информации «Медиалогия», «с воодушевлением убедились, что их позиции в медиапространстве продолжают крепнуть». «Единая Россия» остается впереди всех - 52% упоминаний, «но и у КПРФ дела неплохи - 25,4%»17. По мнению аналитиков КПРФ, если рейтинг ЕР стабилизировался, то у Компартии за ноябрь вырос на 3,7%. У единороссов процент упоминаемости партийной деятельности превышает процент внимания СМИ к работе фракций в Госдуме, в то время как у эсэров и либерал-демократов - наоборот. На основе полученных данных в КПРФ делают вывод о том, что ЛДПР и СР настоящими партиями считаться не могут, что главным делом для них является пиар. У ЕР разрыв между партийной и депутатской упоминаемостями чересчур велик. Он составляет более 10%, то есть «представители этой партии в ГД сами по себе ничего не представляют». В тоже время у КПРФ, по ее собственному мнению, «разрыв тот, который нужен, - только 1%».

В заключение можно констатировать, что рейтинги эффективности позволяют влиять на формирование определенных политических предпочтений, а также формируют более четкую картину политико-информационного пространства.

Примечания

Интернет-библиотека СМИ. [Электронный ресурс] // URL: http://www.public. ru/about/ (дата обращения: 04.05.2011).

Мониторинг СМИ [Электронный ресурс] // URL: http://www.park.ru/ (дата обращения: 04.05.2011).

Система комплексного анализа новостей [Электронный ресурс] // URL: http:// scan.interfax.ru/About.aspx (дата обращения: 04.05.2011).

ИндЭкс Интегрум [Электронный ресурс] // URL: http://www.index.integrum. ru/IndexMethod.aspx (дата обращения: 06.05.2011).

Рейтинг политических партий [Электронный ресурс] // ИндЭкс Интегрум. URL: http://index.integrum.ru/ThemeInfoPage.aspx?oid=108 (дата обращения: 06.05.2011).

2

3

4

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Преимущества «Медиалогии» для мониторинга СМИ [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическая система Медиалогия. URL: http://www.mlg. ru/solutions/pr/ (дата обращения: 04.07.2011).

7 Индекс информационного благоприятствования (ИИБ) [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическая система «Медиалогия». URL: http:// www.mlg.ru/technologies/iib/ (дата обращения: 04.07.2011).

8 Депутаты в СМИ. 10 ноября - 10 декабря 2010 года [Электронный ресурс] // Время новостей № 229. 14.12.2010. URL: http://www.vremya.ru/2010/229/4/266315. html (дата обращения: 05.03.2011).

9 Там же.

10 Билевская Э. Кризисный откат // Независимая газета. Приложение: НГ-Поли-тика. 06.10.2009.

11 Родин И. Равенства на экране не получается // Независимая газета. 2009, 20 авг.

12 Мониторинги манипуляции сознанием. Образ КПРФ, формируемый федеральными телеканалами. Июль 2009 года [Электронный ресурс] // Центр исследований политической культуры России. URL: http://www.cipkr.ru/research/ tv_daily/_70779.html (дата обращения: 06.10.2010); Мониторинги манипуляции сознанием. Образ КПРФ, формируемый федеральными телеканалами. Август 2009 года [Электронный ресурс] // Центр исследований политической культуры России. URL: http://www.cipkr.ru/research/tv_daily/_71195.html (дата обращения: 06.10.2010).

13 Хронометраж партийного эфира. Октябрь 2009 года[Электронный ресурс] // Коммунистическая партия Российской Федерации. URL: http://kprf.ru/ tv/72860.html (дата обращения: 07.12.2010).

14 Слова марта. В марте россияне восхищались победами параолимпийцев, возмущались действиями МВД и удивлялись итогам региональных выборов // Секрет фирмы. № 4 (296). 2010, 12 апр.

15 Коммерсант. Рейтинги [Электронный ресурс] // Коммерсантъ.т URL: http:// www.kommersant.ru/ratings/references/?period=month#orgs (дата обращения: 09.07.2011).

16 Хронометраж партийного телеэфира 11-20 ноября 2010 года [Электронный ресурс] // Центр исследований политической культуры России. URL: http:// cipkr.ru/research/tv_daily/_84847.html (дата обращения: 06.10.2010).

17 Родин И. Что такое настоящая партия // Независимая газета. 2010. 16 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.