Научная статья на тему 'Общественное мнение перед выборами 2007 г'

Общественное мнение перед выборами 2007 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белинская Дина Викторовна, Жуликова Ольга Валентиновна, Налетова Ирина Владимировна

The article analyzes the results of sociological research which demonstrates Tambov citizens' preferences in relation to their social health, political commitment, perception of political parties' activity, major public authorities, and mass media at the beginning of electioneering 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social opinion before the elections 2007

The article analyzes the results of sociological research which demonstrates Tambov citizens' preferences in relation to their social health, political commitment, perception of political parties' activity, major public authorities, and mass media at the beginning of electioneering 2007.

Текст научной работы на тему «Общественное мнение перед выборами 2007 г»

нее, необходимо ее исследование, которое позволит дать максимально возможный достоверный прогноз избирательной активности населения, его ориентаций в преддверии предстоящих президентских и парламентских выборов. Сделать это необходимо, чтобы на основе такого прогноза обеспечить разработку и реализацию эффективной стратегии управления избирательными кампаниями.

Обоснование данной стратегии не должно основываться на здравом смысле и интуиции, которые в конечном итоге могут послужить основой ошибочных решений и действий. Чтобы свести к минимуму опасность стратегических просчетов, необходим теоретический анализ различных аспектов электорального поведения людей, учитывающий максимально возможное число определяющих его обстоятельств и факторов.

1. Гельман В. // Выборы и партии в регионах России. М.; СПб., 2000. С. 12-43.

2. Второй электоральный цикл в России, 1999— 2000 гг. / под ред. В.Я. Гельмана, Г.В. Голосова, Е.Ю. Мелешкиной. М., 2002.

3. Лапкин В.В. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. М., 2000. № 6.

4. Мелешкина Е.Ю. // Зарубежная политология в XX столетии: сб. науч. тр. М., 2001. С. 41-56.

5. Овчинников Б.В. // Полис. 2000. № 2. С. 68-80.

6. ПушкареваГ.В. // Полис. 2003. № 3. С. 120-130.

7. Усманов Б. Ф. // Социс. 2000. № 8. С. 53-60.

8. Охременко ИВ. Электоральное поведение: теория вопроса. Волгоград, 2002. Ч. 1. С. 15-17.

9. Партийно-личностные ориентации избирателей. Новосибирск, 1994.

10. Кочеткова О.В. Экономические факторы электорального поведения: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2004. С. 11-13.

Поступила в редакцию 11.09.2007 г.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ 2007 г.

Д.В. Белинская, О.В. Жуликова, И.В. Налетова

Belinskaya D.V., Zhulikova O.V., Naletova I.V. Social opinion before the elections 2007. The article analyzes the results of sociological research which demonstrates Tambov citizens’ preferences in relation to their social health, political commitment, perception of political parties’ activity, major public authorities, and mass media at the beginning of electioneering 2007.

Социально-политическая жизнь конца 2007 - начала 2008 г. в большей степени будет определяться выборами в Государственную Думу РФ и Президента РФ, которые актуализируют интерес общественного мнения к политическим партиям, их социально-экономическим, политическим и социальным программам, основным направлениям внутренней политики. Предвыборная кампания началась в сентябре 2007 г. и ознаменовалась не только презентацией российских политических партий, провозглашением имен, возглавляющих партийные списки, но и сменой Председателя Правительства РФ, как следствие, изменениями в самом Правительстве, согласием В. Путина возглавить список «Единой России». Все это не могло не повлиять на изменения в общественном мнении тамбовчан, выявить которые позволило со-

циологическое исследование, проведенное преподавателями и студентами кафедры теоретической и прикладной социологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Цель исследования: оценка активности населения города в отношении предстоящих выборов в Государственную Думу РФ. Задачами исследования стало выявление: отношения респондентов к сложившейся обстановке в стране и городе, к органам власти государственного и регионального уровней; общего эмоционального состояния респондентов, в том числе в отношении предстоящих выборов; роли средств массовой информации в сфере информирования населения о ходе предвыборной кампании; уровня политической ангажированности населения города Тамбова.

Опрос был проведен практически во всех районах города (в выборке представлены улицы Магистральная, Шлихтера, Чичерина, Рылеева, Чичканова, Московская, Интернациональная, Набережная, Полынковская, Сенько, Клубная, Комсомольская площадь, Моршанское шоссе, бульвар Энтузиастов, районы МЖК, Белого Бака, Телецентра, Городского парка культуры и отдыха, стадиона «Динамо» и автовокзала «Северный») методом формализованного интервью. Выборочная совокупность (521 человек) репрезентирует население города по полу, возрасту, семейному положению (см. рис. 1-4), что позволяет сделать адекватные выводы о политических предпочтениях жителей города, т. к. рассчитанная ошибка репрезентативности не превышает 4 %.

Отношение к современной политике во многом зависит от оценки респондентами собственного настроения: преобладание положительного, ровного, «с надеждой» настроения связано не только со стабильной социально-политической обстановкой в стране, но и с возрастанием уверенности в собственных силах (рис. 4).

Такое настроение определяется и общим отношением респондентов к своему жизненному уровню. Так, практически половина опрошенных (47,6 %) считают, что «живут средне»; каждый пятый (19 %) «живет в полном достатке» и «выше среднего». Крайне тяжелым («не могут свести концы с концами») оценивают свой уровень жизни 13,6 % участников опроса.

Данная позиция респондентов в отношении самих себя в целом совпадает с оценкой отношения к современной ситуации в России: «жить трудно, но терпеть можно» и «все не так плохо, можно жить» отмечают 67,2 % опрошенных. При этом ситуацию в г. Тамбове участники опроса (43,8 %) оценивают как нормальную, что несколько выше оценок ситуации в целом в стране (36,7 %).

Практически каждый третий из опрошенных (28,4 %) чувствует определенную тревожность в отношении современной ситуации в городе, что обусловлено наличием актуальных, беспокоящих жителей, проблем (табл. 1).

Круг обозначенных проблем в первую очередь касается финансового положения населения (каждый пятый выделяет повыше-

ние цен и практически столько же отмечают низкий уровень заработной платы и пенсий). Такая тенденция продолжает показатели прошлых лет. Так, в период выборов 19992004 гг. исследования, проведенные социологическим центром ТГУ им. Г.Р. Державина и информационно-аналитическим сектором администрации Тамбовской области, показали, что среди проблем, требующих первоочередного решения, заявлялись проблемы повышения зарплаты, пенсии (65 %), трудоустройства (48 %) и здравоохранения (31,1 %). Большинство существующих проблем напрямую связаны с федеральными президентскими программами, реализация которых на территории Тамбовской области и г. Тамбова находится под контролем администрации (проблемы здравоохранения, образования, ремонт дорожного покрытия, жилищные проблемы).

ЖЄНСКИИ

54%

мужской

46%

Рис. 1. Распределение респондентов по полу

65 И старше 13%

55-64

17%

18-24

20%

45-54

20%

Рис. 2. Распределение респондентов по возрасту

не женат

замужем

2%

Рис. 3. Распределение респондентов по семейному положению

затрудняюсь ответить испытываю страх, отчаяние, тоску чувство безнадежности, раздражение чувство надвигающейся опасности нет настроения, все безразлично нормальное, ровное, с надеждой прекрасное, уверенное

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

]

Рис. 4. Оценка собственного настроения респондентами

Таблица 1 Актуальные проблемы для жителей города Тамбова, в %

Высокие цены 18,8

Низкая заработная плата, пенсия 18,4

Медицинское обслуживание 12,1

Преступность 6,3

Пьянство 6,0

Безработица 5,9

Плохие дороги 5,9

Коррупция 5,4

Отсутствие нормального жилья 5,1

Бюрократия 3,6

Падение нравов 2,8

Отсутствие жизненных перспектив 2,6

Несвоевременная выплата зарплаты, пенсии 2,3

Состояние системы образования 1,9

Автобусное сообщение 1,4

Водоснабжение 0,4

Одним из важных показателей электоральной активности является оценка деятельности различных государственных органов власти (рис. 5). В современной России выбор стратегии политического участия каждого человека во многом зависит от его отношения к государству и государственным органам власти вообще и в частности к Президенту РФ и Государственной Думе как выбираемым институтам политической системы. Следует отметить, что если в целом деятельность системы органов государственной власти оценивается респондентами неоднозначно, то деятельность Президента РФ В. Путина получила очень высокую оценку. Вслед за Президентом достаточно высоко респонденты оценивают деятельность губернатора Тамбовской области О. Бетина. Средняя оценка участниками опроса деятельности

Государственной Думы свидетельствует о ее невысокой позиции в политической структуре российского общества. Исследователи надеются, что такое отношение к данному органу власти будет способствовать повышению электоральной активности населения.

За создание политического фона, распространение информации о политических партиях и их лидерах отвечают СМИ. Выявив наиболее предпочитаемые респондентами средства, их влияние на формирование ангажированности населения, можно сделать вывод об их значимости для повышения уровня политической культуры населения, его электорального поведения.

Полученные результаты свидетельствуют о средневыраженном влиянии средств массовой информации на политический выбор. Только 4 % опрошенных считают, что их решение о голосовании определяет этот социальный институт современного общества. Четыре из десяти опрошенных респондентов (42 %) обращают внимание на СМИ как на основной источник информирования о политических событиях, для 32 % участников опроса средства массовой информации не являются ведущим ориентиром в вопросе политических предпочтений и каждый пятый (19 %) в сообщениях СМИ интересуется не политическими вопросами, а другими материалами (рис. 6). Среди средств массовой информации, освещающих как политическую ситуацию в стране, так и деятельность конкретных политических партий, ведущим (более 80 % по каждой позиции) является центральное телевидение. На втором месте -местные телевизионные каналы. Воздействие центральной и местной прессы более огра-

ничено. Предвыборные агитационные материалы находятся на одном уровне влияния с федеральными и местными радиостанциями, а также с Интернетом. Личные встречи с политиками, беседы с агитаторами и авторитетными людьми выступают в роли самых незначительных факторов формирования политических взглядов и предпочтений.

Благодаря высокой роли телевидения в формировании общественного мнения большей популярностью пользуются те партии, чьи политические лидеры чаще всего «мелькают» на телеэкранах (табл. 2).

Представляется значимым, что данный опрос выявил трансформацию электораль-

ных предпочтений в сфере информационного образа представителя политической партии. Если раньше население больше интересовала личная жизнь кандидата в депутаты и его внешний облик, то сегодня на первое место выходят цели и политические взгляды людей, возглавляющих партийные списки, а также политическая программа партии (рис. 7), что свидетельствует о росте политической культуры населения.

Важным индикатором уровня политической культуры выступает избирательная активность населения, которая прямым образом выражается в степени готовности к участию в выборах.

самая высокая высокая оценка средняя оценка низкая оценка самая низкая оценка оценка

□ оценка деятельности Президента

□ оценка деятельности Совета Федерации Ш оценка деятельности Губернатора области

□ оценка деятельности Правительства В оценка деятельности Государственной Думы

Рис. 5. Оценка деятельности государственных органов власти

я не интересуюсь политическими сообщениями в СМИ 19%

затрудняюсь ответить

СМИ определяют мое решение об участии и голосовании 4%

СМИ не оказывает никакого влияния на мое решение об участии в выборах 32%

СМИ привлекают мое внимание к выборам 17%

СМИ проясняют для меня предвыборную ситуацию 20%

Рис. 6. Оценка влияния СМИ на политический выбор

Таблица 2

Рейтинг известности политических партий и движений, в %

Единая Россия 13,4

Яблоко 12,6

Коммунистическая партия Российской Федерации 11,3

Либерально-демократическая партия России 10,4

Союз правых сил 9,6

Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь 7,4

Аграрная партия России 6,6

Российская экологическая партия «Зеленые» 6,3

Демократическая партия России 6,1

Патриоты России 4,5

Партия Возрождения России 4,5

Российская политическая партия Мира и Единства 1,9

Партия социальной справедливости 1,9

Политическая партия «Народный Союз» 1,6

Всероссийская политическая партия «Гражданская сила» 1,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Факторы, влияющие на политический выбор

Исследование показало, что достаточно высокий процент опрошенных (67,1 %) готов принять участие в предстоящих выборах, при этом 13 % респондентов еще не приняли окончательного решения по данному вопросу. Вместе с тем, отказ от участия в выборах не является показателем протестного поведения в отношении политической жизни страны, т. к. большинство из ответивших «нет» и «скорее нет» на вопрос об участии в выборах показали свои позиции в отношении политических партий (как позитивные, так и негативные).

Наибольший интерес представляет выбор политических партий и движений среди респондентов, готовых принять участие в выборах (табл. 3).

Исходя из полученных данных, 7 % барьер пройдут только три партии - Всероссийская политическая партия «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации и Либерально-демократическая партия России. Полученные данные в целом совпадают с результатами общероссийских опросов, проводимых ВЦИОМ в последнее время.

Следует отметить, что рейтинг популярности не совпадает с рейтингом известности (табл. 2), ввиду чего исследователи изучили также и негативный рейтинг популярности, т. е. респондентам задавался вопрос: «За какую партию или движение Вы не проголосуете ни при каких условиях?». Сравнивая рейтинги, мы получили «зеркальное отображение» (табл. 4).

Таблица 3

Рейтинг популярности партий и движений

Выбор партии Участие в выборах, %

да скорее да

Единая Россия 49,0 54,2

Коммунистическая партия России 17,0 16,9

Либерально-демократическая партия России 8,5 8,5

Справедливая Россия 5,2 2,8

Яблоко 4,6 0,7

Демократическая Россия 3,9 2,8

Союз правых сил 3,9 2,8

Зеленые 2,0 4,9

Партия Возрождения России 2,0 4,9

Патриоты России 1,3 0,7

Партия социальной справедливости 0,7

Гражданская сила 0,7

Партия Мира и Единства 0,7

Таблица 4

Негативный рейтинг популярности партий и движений

Партии и движения, получившие негативную оценку Участие в выборах, %

(из списка указаны первые 5 позиций) да скорее да

Яблоко 25,0 22,0

Коммунистическая партия России 21,3 16,7

Либерально-демократическая партия России 19,9 23,5

Единая Россия 11,8 6,1

Союз правых сил 5,9 2,3

Справедливая Россия 3,8

Изучение особенностей политических предпочтений населения Тамбова позволяет сделать ряд выводов. Стабилизация социально-политической обстановки в стране способствует позитивным оценкам респондентами собственного настроения и уровня жизни, приводит к возрастанию уверенности в собственных силах, что непосредственно влияет на политические ориентации населения. Предпочтения избирателей по отношению к политическим партиям все меньше определяются идеологическими факторами. Одновременно падает интерес к личной жизни кандидатов. На одно из первых мест выходят цели, которые преследует партия, ее программа, политические взгляды лидеров. Реальную силу имеют такие партии, как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Шансы других партий значительно скромнее.

Позиция «жить трудно, но терпеть можно» сегодня выражается, с одной стороны, в акцентировании внимания на целом ряде социально-экономических и социокультурных проблем (высокие цены, низкая заработная плата и т. д.), а с другой - в повышении доверия к основным институтам государствен-

ной власти, прежде всего, к деятельности Президента РФ.

Определенный интерес вызывает оценка респондентами деятельности средств массовой информации. Региональные СМИ являются важнейшим инструментом политической борьбы: они реализуют новейшие методы информационного воздействия и взаимодействуют как с широкими слоями населения, так и с элитными группами. Об этом свидетельствует практика предвыборных кампаний и методы получения и распространения политической информации. Однако больше половины опрошенных (в среднем 52 %) остаются за пределами воздействия СМИ на их политический выбор либо в силу собственной аполитичности, либо в силу недоверия к данному социальному институту.

Необходимо заметить, что в статье были обозначены лишь некоторые тенденции предвыборного периода. Исследование особенностей политического сознания и поведения граждан требует своего дальнейшего осмысления.

Поступила в редакцию 5.09.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.