2011
Право
№1
УДК 329
Ю.В. Филимонов
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ КАК ОСНОВНЫЕ НОСИТЕЛИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО МНОГООБРАЗИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассматриваются конституционные принципы - идеологическое и политическое многообразие. Особое внимание уделено роли политических партий в осуществлении программных идеологий в постсоветский период. Исследуются основные формы индивидуального и коллективного выражения политического волеизъявления в современной России.
Ключевые слова: идеологическое и политическое многообразие, идеология, политические партии.
Конституция Российской Федерации признает идеологическое и политическое многообразие одной из основ конституционного строя (ст. 13). Для России переход в 90-х гг. XX в. от государственной (обязательной) идеологии к праву на свободное изъявление разных мировоззренческих взглядов позволил начать реальный процесс демократизации и создания многопартийности. Стало доступным публичное изложение индивидуальных и групповых мнений и убеждений по любым вопросам социальной жизни. В условиях развития рыночной экономики коренным образом изменилось отношение общества к идеологии, под которой понимается система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии) [1. Т. 2. С. 56].
В советский период идеология имела своей направленностью обеспечение монопольной власти одной партии, точнее, ее руководящих органов, имевших четкую вертикаль административного подчинения. Соответственно, она являлась составной частью государственного механизма того времени. В современный период идеология утратила прежнюю роль. Теперь она не закрепляет какие-то официальные постулаты, догмы и принципы. В то же время нельзя согласиться с авторами, которые полагают, что Конституция Российской Федерации 1993 г. отказалась не только от марксистско-ленинских идеалов, но и от государственной идеологии вообще, тем самым юридически закрепив курс на деидеологизацию общественной и государственной жизни [2. С. 8]. На самом деле общество неоднородно, поскольку в силу различных обстоятельств экономического, социального, политического характера, в зависимости от пола, возраста, направленности личных интересов и других факторов делится на различные классы, слои и группы населения, объеди-
ненные по интересам их членов и осознанно или неосознанно преследующие свои цели, тем самым создавая основу идеологического (и политического) плюрализма [3. С. 145].
Следовательно, идеологическое многообразие позволяет поддерживать баланс совместных интересов, не допуская монополии какой-либо одной идеологии. Так, ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации определяет, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В то же время Конституция Российской Федерации исходит из того, что идеологическое и политическое многообразие - это не совпадающие принципы общественно-политического устройства России. Конституционный законодатель отделяет идейное многообразие от его организационной стороны, которая не обязательно должна сводиться к деятельности лишь одних политических партий и движений.
Впервые наименование понятий «идеологическое и политическое многообразие» получило закрепление в проекте Конституции Российской Федерации от 21 февраля 1991 г., подготовленном конституционной комиссией Съезда народных депутатов РСФСР, затем - РФ (1990-1993 гг.) [4. Т. 2. С. 65]. Введение в юридический оборот данных терминов призвано использовать в конституционном тексте вместо иностранного термина «плюрализм» более доступное для массового понимания русское слово «многообразие» [5. С. 104]. Многообразие - проявление чего-либо единого по своей сущности в различных видах и формах [6. Т. 2. С. 282].
Однако необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство - в западной доктрине идеологический плюрализм не рассматривается отдельно от политического. Он выступает в качестве неотъемлемой части сложившейся правовой и социальной действительности, охватываемой целостным понятием «плюрализм», иногда конкретизируемой как «политический плюрализм». Термин же «идеологический плюрализм» практически не применяется. Во многом такой подход вызван недоверчивым отношением западного общества к понятию «идеология», связанного с ее тоталитарными проявлениями в XX в. (фашизм, коммунизм, расизм, исламский фундаментализм и т.п.). В частности, в Венской декларации Совета Европы от 9 октября 1993 г. тоталитарные идеологии названы бредовыми идеями и подвергнуты осуждению [7]. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в своей практике широко применяя термины «плюрализм», «политический «плюрализм», не делает ссылок на «идеологический плюрализм». В отдельных постановлениях ЕСПЧ слово «идеология» употребляется лишь для характеристики программных целей политических партий (постановление от 07.06. 2007 [8]), правовой оценки проявлений экстремизма (постановление от 31.05.2007 [9]), реализации права на свободу изложения своего мнения (постановление от 08.07.1999 [10]).
Иной подход к соотношению идеологического и политического многообразия отмечается в конституционном праве России. Во всех проектах Конституции, разрабатываемых конституционной комиссией, идеологическое и политическое многообразие рассматривались как взаимосвязанные между собой юридические категории. Но при окончательной доработке текста Ос-
новного закона на Конституционном совещании (22 октября 1993 г.) по предложению Б.Н. Топорнина они были разделены, с вычленением понятия «идеологическое многообразие» [11. С. 17-18].
С точки зрения правоприменения идеологическое многообразие реализуется посредством осуществления свободы мысли и слова, свободы совести и вероисповедания (ст. 28, 29 Конституции РФ). Данные свободы обеспечиваются правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ), гарантированием свободы массовой информации, запретом цензуры (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ). Существует также системная связь между правом передачи информации и правом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ).
Соответственно, посредством изъявления личного мнения, в т.ч. через средства массовой информации, которое обеспечивается государственными гарантиями (правом на получение информации, на тайну переписки и т.п.), создается среда идеологического многообразия. В ее рамках любой гражданин, социальная группа, общественное объединение получает возможность, с соблюдением определенных правовых требований, излагать различные мнения, убеждения, концепции. В отдельном порядке происходит осуществление свободы совести и вероисповедования. Из текста ст. 28 Конституции Российской Федерации следует, что свободы совести и вероисповедования носят прежде всего индивидуально-личностный характер, связанные с нравственным выбором индивида того или иного религиозного воззрения. Государство, обеспечивая идеологическое многообразие, гарантирует каждому право распространять религиозные и иные убеждения (пропаганда духовных ценностей) и действовать в соответствии с ними.
Политическое многообразие, исходя из ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, по своему значению отделено от многопартийности и реализуется в установленных Конституцией Российской Федерации самостоятельных организационных формах. Первая - осуществление права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Оно позволяет учитывать индивидуально-коллективное волеизъявление граждан, которое происходит путем доведения своего политического мнения до сведения других участников публичного мероприятия, уяснения их политической позиции и выработки единой политической платформы.
Вторая - право на объединение и свободу деятельности общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ). В данном виде политическое волеизъявление граждан происходит внутри определенной организационной структуры, имеющей уставные или программные цели.
Третье - право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Оно включает возможность влиять на комплектование властных органов представителями аналогичных политических взглядов и убеждений, в т. ч. в личном качестве претендовать на занятие государственных и муниципальных должностей.
Многопартийность, будучи органично связанной с политическим многообразием, признается его особым и основным принципом организации. Пар-
тии по своей юридической природе являются объединениями граждан, но они, в отличие от других общественных объединений, обладают самостоятельным конституционным статусом. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» (далее - Закон о политических партиях), основными целями политических партий является формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов [12].
В постановлении Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1-П отмечается, что деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти, они включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы [13]. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о политических партиях партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В этой связи справедливым представляется мнение Питирима Сорокина (известного российско-американского социолога) о том, что политические организации стали играть важную роль в современной общественной жизни. Многие функции, которые раньше принадлежали другим социальным институтам, берут на себя политические партии [14. С. 399].
Кроме того, внутри партии происходят собственные процессы выработки политического волеизъявления. Прежде всего обобщается и вырабатывается коллективное мнение членов партии по актуальным политическим вопросам с последующим доведением единой сбалансированной позиции до населения при ведении разъяснительной и агитационной работы (включая партийный «праймериз»). В ходе выборов партии выдвигают своих кандидатов (списки кандидатов), которые, в свою очередь, непосредственно влияют на политическое волеизъявление в органах государственной власти и органах местного самоуправления через принятие ими управленческих решений.
Законодатель наделяет политические партии обширными правами. Согласно ст. 26 Закона о политических партиях они обладают правом свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои
взгляды, цели и задачи, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, организовывать и проводить публичные мероприятия, учреждать средства массовой информации и т. д. Стоит отметить, что лишь применительно к партиям законодатель допускает использование понятия «идеология» при определении содержания их программных документов (преамбула закона о политических партиях)1.
В отличие от них иные общественные объединения (профессиональные союзы, союзы работодателей, женщин, молодежи, творческие самодеятельные союзы (писателей, архитекторов и т.п.) создаются для организованного выражения экономических и культурных (т.е. неполитических) интересов различных слоев населения, участия в общественной жизни, развития инициативы и самоуправления населения [15. C. 1В0].
Таким образом, в современный период лишь политические партии обладают максимальными организационными возможностями при реализации политического многообразия, они структурно включены в систему государственной власти, призваны обеспечивать постоянную взаимосвязь между народом и государственными органами.
Литература
1. Семигин Г.Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Т. 1-4. 2б59 с.
2. Куничкина Н.С. Идеологическое многообразие и запрет на государственную (обязательную) идеологию в нормах Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 200В. № 14. С. В-10.
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. 105б с. (Комментарий к российскому законодательству).
4. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.): В б т. Т. 2: 1991 год / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М.: Волтерс Клувер, 200В. 1120 с.
5. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994. б24 с.
6. Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., Т. 2: К-О. М., 19Вб. 73б с.
7. Венская декларация (Вместе с «Декларацией и планом действий по борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью») (Принята в г. Вене 09.10.1993) // Консуль-тантПлюс.
В. Постановление Европейского суда по правам человека от 07.0б.2007 «Дело «Баскская националистическая партия - региональная организация «Ипарральде» (Parti nationaliste basque - Organisation regionale d'Iparralde) против Франции» // КонсультантПлюс. См. по аналогичному вопросу постановление Европейского суда по правам человека от 07.12.200б «Дело Линков (Linkov) против Чехии» // КонсультантПлюс.
9. Постановление Европейского суда по правам человека от 31.05.2007 «Дело «Шечич (Secic) против Хорватии» // КонсультантПлюс. См. по аналогичному вопросу постановление Европейского суда по правам человека от 14.12.200б «Дело «Карман (Karman) против Российской Федерации» // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2007. №11. С. б0-70.
10. Постановление Европейского суда по правам человека от 0В.07.1999 «Дело «Башкайя (Baskaya) и Окчуоглу (Okcuoglu) против Турции» // КонсультантПлюс. См. по аналогичному
1 Термин «идеология» кроме закона о политических партиях приведен лишь в Уголовном кодексе РФ и Федеральном законе «О противодействии терроризму» применительно к идеологии терроризма.
вопросу постановление Европейского суда по правам человека от 08.07.1999 «Дело «Эрдогду (Erdogdu) и Инче (Іпсе) против Турции».
11. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М.: Юрид. лит., 1996. Т. 19. 464 с.
12. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 491.
14. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Со-гомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
15. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007. 320 с.