Список литературы
Долгушкин, Н.К. Трудовой потенциал российского села: состояние и перспективы. - М., 2004.
Заславский, И. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики. - 1998. - № 2.
Новиков, В.Г. Образовательные аспекты формирования кадрового потенциала агропромышленного комплекса России. - М., 2001.
Стрельцов, В.Я. Конкурентоспособность аграрных кадров на рынке труда (теория и практика). - М., 2007.
© Новиков В.Г, 2009
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Р.Р. Исмаилов
правовые основы взаимодействия
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
и общества
ИСМАИЛОВ Руслан Рауфович - аспирант кафедры государственного строительства и права РАГС (e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена анализу правового положения политических партий как одного из факторов взаимодействия общества и государственной власти. Являясь важным элементом демократии, политические партии пронизывают все звенья структуры власти современного государства, оказывая воздействие как на их формирование, так и на их функционирование.
Ключевые слова: политические партии, роль партий в жизни общества, правовое регулирование деятельности политических партий.
Одной из основ конституционного строя современного демократического государства является признание народа в качестве источника публичной политической власти. Различные формы участия граждан в управлении делами общества и государства конституционно закреплены. Представительная демократия выступает ведущей формой осуществления народовластия в демократических государствах. Сущность представи-
тельной демократии заключается том, что граждане участвуют в управлении государством через своих представителей, избранных в органы власти и призванных выражать политические интересы. Главной институциональной формой объединений граждан, обеспечивающей формирование их политического волеизъявления, а также выражением политической воли различных социальных групп в органах государственной власти являются политические партии, что находит законодательное закрепление в конституциях современных государств, законах и иных нормативно-правовых актах.
Партия есть основной политический институт государств, выстраиваемый по принципу представительной демократии, то есть «институт политизации общества, преобразования его многочисленных интересов в консолидированные курсы и программы, которые определяют использование власти. Институционально партия является не столько одним четко очерченным институтом, сколько динамической и эволюционирующей системой, включающей как собственно внутренние правила партийной жизни, так и задаваемые извне нормы политического представительства, механизмы выдвижения кандидатов в различные органы власти, механизм выборов и так далее»1. Институт партии тесно связан с другими общественными институтами, влияет на них и зависит от них.
В современной юридической науке, как и в законодательстве разных стран, отсутствует единое общепризнанное определение политической партии. Существующие определения основываются на разных представлениях о предназначении политических партий, их роли в общественно-политической жизни. Так, например, законодательством некоторых государств политические партии представляются лишь организациями, предназначенными преимущественно для проведения выборов (Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г.)2. Функциональный подход к политической партии отражен в Федеральном законе Австрии от 2 июля 1975 г. «О задачах, финансировании и предвыборной агитации политических партий»3. Структурно-функциональный подход к определению политической партии содержится в законе Федеративной Республики Германии «О политических партиях» от 24 июля 1967 г.4 Понятие политической пар-
1 Основы теории политических партий ; под. ред. С.Е. Заславского. - М., 2007. -С. 81.
2 См.: Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года // Конституции государств Европы : в 3 т. - Т. 3. - М., 2001. - С. 411-430.
3 Bundesgesetz vom 2 Juli 1975 über die Aufgaben, Finanzierung und Wahlwerbung politischer Parteien // Bundesgesetzblatt für die Republik Österreich. - N 404/1975, am 24 Juli 1975. - S. 1719-1723.
4 См.: Закон «О политических партиях» Федеративной Республики Германия от 24 июля 1967 г // Gesetz über die politischen Parteien (Parteiengesetz) Parteiengesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 31. Januar 1994 // BGBl. I. - S. 149, zuletzt geändert durch das Gesetz vom 22. Dezember 2004 // BGBl. I
тии, данное в ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»1, одновременно содержит электоральный и функциональный подходы к определению политической партии. Классовое определение политической партии сегодня присутствует в законодательстве социалистических государств (например, Конституция Республики Куба от 24 февраля 1976 г.)2.
Обобщая существующие подходы к определению политической партии, можно предложить универсальное правовое определение политической партии как добровольного объединения граждан, созданного в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политический воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Исследуя такие характеристики политической партии, как участие в волеизъявлении народа; завоевание и осуществление власти посредством участия в выборах; постоянный характер деятельности; идеологическая ориентация; организационная структура; обеспечение социальной поддержки, выражение интересов граждан, можно сделать вывод, что в той или иной мере они разделяются большинством ученых и находят свое выражение в законодательстве разных стран, тем самым составляя основу современного понимания сущности этого общественно-политического явления и его правового статуса.
Политические партии играют важную роль в жизни гражданского общества, интересы которого выражают. Современные демократические государства законодательно провозгласили признание политического многообразия, многопартийности и равенства общественных и политических объединений перед законом. Другими словами, эффективно функционирующая политическая система предполагает наличие многопартийности, существование устойчивых и активно формирующихся политических объединений с различными политическими интересами и целями.
Анализ нормативно-правовых актов Австрии, Германии, Швейцарии и России показывает, что наряду с другими функциями, такими, например, как политическое рекрутирование, формирование органов власти, социализация и мобилизация, выработка и реализация политики, к одной из основных функций политических партий законодательство этих стран относит представительство интересов (или электоральную функцию). В праве содержание этой функции раскрывается как формирование и выражение политической воли и мнений граждан по любым вопросам общественной жизни посредством участия в выборах, референдумах, общественных и публичных акциях.
1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 29.
2 См.: Республика Куба. Конституция и законодательные акты ; пер. с исп. / сост. Б.А. Страшун; под ред. Б.И. Гвоздырева. - М., 1980.
Как видно из анализа, перечисленные функции, которыми наделяются политические партии законодательством разных стран, в действительности реализуются партиями не всегда и не в полном объеме. Об исчерпывающей реализации функций, которые присущи политическим партиям в демократическом государстве, и их главной роли - реализации социального представительства - можно говорить только лишь в отношении стран со сложившейся социальной структурой и развитыми демократическими традициями.
Что касается Российской Федерации, то большинство из рассмотренных функций практически не осуществляются современными российскими партиями. Связанно это, с одной стороны, с низкой политической активностью большинства населения страны и разобщенностью граждан. С другой стороны, такое положение объясняется внесоциальным политическим образованием большинства партий, присутствующих на современной российской политической арене, лишенных какой-либо устойчивой социальной базы, но обладающих немалым влиянием во властных структурах. И наконец, с отсутствием в России благоприятных правовых условий для возникновения в стране партий, представляющих интересы граждан и обладающих реальной политической силой.
Политические партии являются одним из институциональных выражений идеологического многообразия в обществе. Это институт политизации общества, способствующий преобразованию существующих в нем многочисленных интересов в систематизированные программы, политические стратегии и курсы развития. Именно партии позволяют перевести интересы и цели общества и его отдельных групп в общезначимые, государственные курсы. Благодаря этой функции партии способствуют созданию в обществе условий, при которых от разрозненных интересов и целей оно должно перейти к их консолидации и распространению на все общество.
Законодательством разных стран нормативно устанавливается, что идеологическая функция партий выражается в формулировании партийной идеологии в программных документах и агитационно-пропагандист-кой деятельности партий, направленной на формирование общественного мнения и политического сознания граждан.
Роль политических партий в формировании политической идеологии общества прежде всего связана с разработкой партийной идеологии и ее пропагандой. Главная задача любой политической партии - достижение государственной власти, поскольку только это позволяет партии реализовать стратегические положения своей программы. Стратегические цели партии составляют часть той идеологической платформы, которая отражена в партийной программе, состоящей из таких компонентов, как образ будущего, оценка настоящего, средства и методы достижения видимых целей общественного и государственного развития.
198 Команджаев Е.А.
В соответствии с принципами идеологического плюрализма и политического многообразия, закрепленными законодательством демократических стран, политические партии вправе развивать и пропагандировать определенную систему взглядов, идей и ценностей, находящих отражение в принимаемых ими программах. Тем самым политические партии принимают активное участие в развитии идеологической системы общества, идеологическом воспитании граждан, распространении среди населения определенных ценностей, формировании общественного мнения, приобщении различных социальных слоев к политической деятельности, формировании у них чувства причастности к государственной политике и происходящим общественным процессам.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. - М., 2003.
Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 29.
Основы теории политических партий ; под. ред. С.Е. Заславского. - М., 2007.
© Исмаилов Р.Р, 2009
Е.А. Команджаев
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛМЫЦКОМ ХАНСТВЕ В КОНЦЕ XVM-XVШ ВЕКЕ
КОМАНДЖАЕВ Евгений Александрович - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государства и права Калмыцкого государственного университета (Элиста)
Аннотация. В статье рассматривается становление органов управления, существовавших в Калмыцком ханстве в конце XV.П-ХУШ веках, на основе анализа конкретных научных работ, отдельных законов, использование которых позволяло создавать административно-территориальные единицы и судебно-административные органы.
Ключевые слова: властные органы управления, Калмыцкое ханство, общекалмыцкие учреждения, феодальная знать калмыков, судопроизводство.