Научная статья на тему 'Политические настроения как ресурс мотивации поведения россиян в Интернете'

Политические настроения как ресурс мотивации поведения россиян в Интернете Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
политические настроения / политическая мотивация / политические факторы / политический контент / политическое поведение / political sentiments / political motivation / political factors / political content / political behavior

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бормотова Т. М.

В статье на основе результатов эмпирических исследований анализируются политические настроения российских граждан, мотивационный ресурс их поведения в Интернете, факторы, формирующие политическую позицию. Описаны доминантные виды информации, в большей мере влияющие на формирование политических взглядов в разных социальных группах. Проанализированы формы взаимодействия интернет-пользователей в социальных сетях и их влияние на изменение политических настроений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political sentiments as a resource for motivating Russians’ behavior on the Internet

The article, based on the results of empirical research, analyzes the political sentiments of Russian citizens, the motivation of their behavior on the Internet, and the factors shaping their political position. The dominant types of information that have a greater influence on the formation of political views in different social groups are described. The forms of interaction of Internet users in social networks and their influence on changes in political sentiments are analyzed.

Текст научной работы на тему «Политические настроения как ресурс мотивации поведения россиян в Интернете»

Бормотова Т.М.

Доктор социологических наук, доцент. Российский государственный социальный университет.

Политические настроения как ресурс мотивации поведения россиян в Интернете*

Аннотация. В статье на основе результатов эмпирических исследований анализируются политические настроения российских граждан, мотивационный ресурс их поведения в интернете, факторы, формирующие политическую позицию. описаны доминантные виды информации, в большей мере влияющие на формирование политических взглядов в разных социальных группах. Проанализированы формы взаимодействия интернет-пользователей в социальных сетях и их влияние на изменение политических настроений.

Ключевые слова: политические настроения, политическая мотивация, политические факторы, политический контент, политическое поведение.

Bormotova T.M.

Doctor of Social Sciences, Associate Professor. Russian State Social University.

Political sentiments as a resource for motivating Russians' behavior on the Internet

Abstract. The article, based on the results of empirical research, analyzes the political sentiments of Russian citizens, the motivation of their behavior on the Internet, and the factors shaping their political position. The dominant types of information that have a greater influence on the formation of political views in different social groups are described. The forms of interaction of Internet users in social networks and their influence on changes in political sentiments are analyzed.

Key words: political sentiments, political motivation, political factors, political content, political behavior.

Введение

общественное мнение выступает важным компонентом политической системы общества. Площадкой же для широкого и открытого выражения гражданами своих мнений по самому широкому кругу вопросов жизнедеятельности общества в настоящее время является Интернет-пространство.

однако с ростом возможностей ки-берпространства и популярности его

информационных продуктов, существенно возрастает опасность появления фейковых новостей, оказывающих влияние на формирование искаженных политических взглядов, отражающих жизнь общества и государства. Это приводит к возникновению правовых коллизий между свободой слова и обеспечением информационной безопасности, когда открытое выражение своей позиции может порождать

в

* © Бормотова Т.М., 2024.

Политические настроения как ресурс мотивации поведения россиян в Интернете

манипуляции общественным мнением, оказывать на него вредоносное влияние. В этой связи важно иметь четкие представления о том, в какой степени Интернет и блогосфера могут оказывать влияние на формирование политических настроений и гражданских позиций людей.

Существующие отечественные исследования в данной области, главным образом, концентрируются на анализе цифровой политической культуры и недостаточно внимания уделяют аспекту мотивации.

Методология и методы

Основываясь на положениях концепции «медиатизации политики» (ф. Кротц, В. Дрехе), где в передаче политической информации и активизации участия граждан в политических процессах становится ведущим направлением соединение средств массовой информации с цифровыми технологиями',автор по результатам комплексного исследования предлагает рассматривать мотивационное поведение в интернете как один из основных механизмов продуцирования политических настроений. При анализе данного феномена автор отталкивается от его социологического толкования (Д.В. Ольшанский, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко, Д.Б. Парыгин и др.)2.

1 Гуреева А.Н., Кузнецова В.С. Концептуализация феномена медиатизации политики: основные теоретические подходы. // Вопросы теории и практики журналистики. - 2021. Т.10.№ 1. С.191-205.

2 Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике / Д.В. Ольшанский. - М.: Прин-Ди, 1995. 238 с. Парыгин Б.Д. Анализ феномена и природы социального настроения / Б.Д. Парыгин // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 134-138. Тощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. - М.: Academia, 1996. 195 с. Парыгин Б.Д. Анализ феномена и природы социального настроения / Б.Д. Парыгин // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 134-138. Тощенко Ж.Т. Новые грани теоретической социологии: социальное настроение как объект социологического

В исследовании наряду с анализом литературных источников отечественных авторов была использована совокупность взаимодополняющих эмпирических методов: онлайн-анкети-рование пользователей Интернета, экспертное интервью, визуальный анализ пропагандистских материалов, отражающих проблематику исследования 3.

Результаты и обсуждение

Политические настроения россиян как ресурс мотивации их поведения в Интернете.

В опросе, посвященном влиянию Интернета на формирование политических настроений, приняли участие представители различных социально-демографических групп населения России. Наиболее заинтересованными и активными оказались респонденты со средним профессиональным и высшим образованием.

Полученные данные свидетельствуют, что социальные сети и мессен-джеры являются популярным источником новостей среди опрашиваемых. Большинство респондентов (94%) используют Интернет и социальные сети ежедневно, более 60% - качестве источника информации для получения новостей. Значительная часть респондентов (44%) предпочитают получать новости через социальные сети и мес-сенджеры, напротив, новостные сайты в качестве приоритетных источников, выступают для 13%. Около 50% при-

анализа // Проблемы теоретической социологии: сб. статей / под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1996. Вып. 2. С. 35-47.

3 В рамках исследования, проведенного в 2023 году, было опрошено 500 респондентов из числа взрослого населения России по целевой выборке методом ривер-семплинга с критерием активности в Интернете в качестве пользователей социальных сетей, новостных сайтов, форумов. А также 15 экспертов, занятых в общественно-политической сфере деятельности и 30 изображений (публикаций), отражающих проблематику исследования.

нявших участие в опросе читают новости в Интернете и социальных сетях ежедневно или несколько раз в неделю (42%). Примечательно, что 77% активных интернет-пользователей считают, что новостные сайты, по сравнению с социальными сетями (48%), являются более достоверными источниками политической информации. Достоверность в них, по мнению участников опроса, обусловлена обстоятельностью фактологической базы и глубиной, и логикой аналитики.

Значительная часть респондентов (58%) пользуются несколькими источниками информации, стремясь сопоставить разные точки зрения, чтобы сформировать более полную картину о событиях в стране и зарубежом. При этом большую долю здесь составляют респонденты с высшим образованием.

Однако, значительная часть (41%) все же предпочитают ограничиться одним-двумя источниками новостей, выбирая пассивный путь для изучения новостей.

Результаты анализа показали, что основные интересы опрошенных связаны с проблемами международной (86%), внутренней политики (68%,) и событиями в мире (67%). Около 40% в той или иной степени, в том числе 12% из них, активно обмениваются мнениями, участвуют в политические дискуссиях, включены в интернет-сообщества. В большинстве своем это респонденты с высшим образованием в возрасте 35-55 лет. Вместе с тем, несмотря на свою «активную жизнь» в интернет-пространстве, 65% однозначно выказали свою неготовность к реальному практическому участию в политических акциях. Основными причинами такой пассивности назывались отсутствие интереса к политике, ощущение бесполезности политиче-

ских акций, предпочтение вербальных форм выражения своих политических взглядов. Например, мотивированный потенциальный интерес к участию в акциях протеста через Интернет выразили лишь около 9% опрошенных, представляющих, в основном, возрастную группу от 18 до 24 лет.

Исходя из приведенных данных можно сделать вывод, что политическая проблематика является важным информационным треком интернет-пространства. Для общения с представителями российского политикума и властных структур с целью публичного выражения своего мнения, респонденты отдают предпочтение письменным формам коммуникации: электронной почте (61%), социальным сетям и электронной приемной (по 46% соответственно).

Основываясь на субъективной самооценке, у 48% опрошенных констатируется средняя мотивация влияния на политические процессы в России, которую можно интерпретировать, как желание влиять на политические процессы наряду с недостаточностью личностных ресурсов и неуверенностью. Низкая мотивация (35%) объясняется отчужденностью от политической сферы.

Факторы, формирующие политические настроения россиян в Интернете.

Ведущими и положительно влияющими на политическую активность российских интернет-пользователей являются факторы доступности и анонимности Интернета. одновременно стимулирует мотивацию поведения в Интернете возможность общения с единомышленниками и формирование групп влияния (социальных кругов). он молниеносно и обширно распространяет аудио и видео информацию, достигая многомиллионной аудитории.

Таким образом сегодня Интернет является реальным инструментарием мобилизации людей.

Способ коммуникации в Интернете определяется предпочтениями пользователей. Свобода выражения своей личностной позиции с возможностью ее активного обсуждения в большей мере определяет выбор «Telegram» и «Twitter». В «ВКонтакте», «Facebook», "YouTube привлекательны в следствие широкого охвата аудитории.

Ведущие журналисты и «новостные ленты» пользуются приоритетом в получении политической информации. Уровень доверия к потребляемой информации зависит от авторитета источника и репутации автора. Однако в унисон своим политическим взглядам, интернет-пользователи выбирают ту информацию, которая, в первую очередь, созвучна с их мнением.

Важной мотивацией в политической интернет-коммуникации является не только наличия высокого уровня информированности, но и желание быть услышанными, влиять на формирование общественного мнения.

В результате исследования установлено, что интернет-пользователи положительно оценивают роль государства в создании безопасных условий для политической коммуникации, введении отдельных нормативных ограничений на недобросовестный контент, информационные фейки. Вместе с тем, не допуская политического манипулирования, необходимо соблюдение свободы слова. одновременно отмечается, что формированию недоверия к власти и активному критическому участию в политической жизни в Интернете способствует отрицательный опыт взаимодействия людей с официальными органами власти и политическими институтами.

В целом, по результатам исследова-

ния можно заключить, что политическая и информационная грамотность интернет-пользователей, развитое критическое мышление, наряду с надежными источниками информации, является совокупностью необходимых условий формирования конструктивной политической среды в Интернете.

Заключение

Интернет и социальные медиа являются ведущими акторами в формировании политических настроений российских интернет-пользователей.

Эти настроения возникают как следствие индивидуальных и коллективных мотиваций, связанных с удовлетворением информационных потребностей, идеологической ориентацией и реализацией гражданской позиции.

Результаты исследования подтверждают, что информационные интернет-платформы оказывают влияние на участие людей в формировании общественного мнения и создают новые формы политического участия граждан в жизни социума.

Российские интернет-пользователи выказывают большое разнообразие политических настроений и точек зрения. Информационный контент и политическая пропаганда, в значительной мере детерминируют и усиливают эти различия.

Данные, полученные по результатам опросов, указывают на возможное потенциальное влияние Интернета и социальных сетей на восприятие политической реальности, формирование политических настроений российских интернет-пользователей и эволюцию их общественной активности.

Изучение политических настроений и мотивация поведения российских интернет-пользователей открывает, на наш взгляд, возможность для решения ряда актуальных исследовательских за-

дач и проблем социальной политики.

References

[1] Bakuseva M.B. Television as a factor in the formation of

social attitudes in Russian society: dis. Ph.D. Philol. Sciences / Bakuseva Marina Borisovna. - M.: 2006. P. 26-29.

[2] Bochenkova N.A. Indices of social sentiment in modern

sociological centers // Bulletin of the University / State University. univ. exercise 2013. № 23.

[3] Bormotova T.M., Yakovlev O.V. Dynamics of informa-

tion content of publications // Ethnosocium and inter-ethnic culture. 2023. № 1 (175). P. 54-63.

[4] Bormotova T.M., Mazaev Yu.N., Yudina T.N. Institution-

al problems of modern Russian society // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 1 (175). P. 18-36.

[5] Vlasova N.A. Institutional factors in the formation of the

social mood of residents of a modern Russian metropolis: dis... cand. sociol. Sci. - Moscow, 2014. 24 p.

[6] Kaminsky // Problems of territory development. 2014. №

4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-nastroenie-faktory-formirovaniya-iterritorialnye-oso-bennosti (Date of access: 09/28/2023).

[7] Petukhov V.V. Generation "zero": social attitudes, ideo-

logical attitudes and political participation. Policy. Political studies. 2012. № 4. P. 56-62.

[8] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopsychology and geo-

politics of colored lines // Cossacks. 2022. № 59 (2). P. 9-18.

[9] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks:

experience of comparative research // Cossacks. 2022. № 62 (5). P. 42-50.

[10] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

[11] Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

[12] Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

[13] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

[14] Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 9-19.

[15] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). P. 45-54.

[16] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. 80 years of the parade on Red Square: historical, cultural and geopolitical meanings of the parades // Cossacks. 2021. № 57 (7). P. 9-18.

[17] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

[18] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

[19] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

[20] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

[21] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

[22] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

[23] Rybakov S.V., Ryabova E.L. Question about the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.

[24] Ryabova E.L. International round table on the topic "Russian Foreign Policy in the Conditions of Aggravation of the International Situation" // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 5 (167). P. 52-55.

[25] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox foundations of self-identification of the Russian Cossacks: history and modernity // Cossacks. 2019. № 38 (2). P. 35-44.

[26] Ryabova E.L., Ternovaya L.O. "The subject field of public administration in the system of political sciences" // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.

[27] Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

[28] Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

[29] Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

[30] Baykhanov I.B. Features of human resource management in the context of global changes // The power of history and the history of power. - M.: 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 20-29.

[31] Baykhanov I.B. State policy as a factor in the development of the national educational system: basic aspects // Ethno-socium and interethnic culture, 2020. № 1 (139). P. 69-76.

[32] Baykhanov I.B. Internet, elections and the formation of electoral culture // Ethnosocium and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.

[33] Ananchenkova P.I., Tonkonog V.V. Directions of state policy in the creation and development of a regional innovative educational system. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2016. № 49. P. 8-15.

[34] Tonkonog V.V., Konstantinov V.M., Ananchenkova P.I. Development of educational services in the field of retraining and advanced training of personnel for small and medium-sized businesses. Labor and social relations. 2014. Vol. 25. № 9. P. 106-121.

[35] Tonkonog V.V., Ananchenkova P.I. E-LEARNING: will distance learning replace traditional forms of learning? Labor and social relations. 2017. Vol. 28. № 4. P. 119-128.

[36] Ananchenkova P.I., Kuznetsov M.Yu. Vocational training for the unemployed in the employment service system. Scientific notes of the Russian Academy of Entre-preneurship. 2016. № 47. P. 176-183.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Бакусева М.Б. Телевидение как фактор формирования социальных настроений в российском обществе: дис. канд. филол. наук/ Бакусева Марина Борисовна. - М.: 2006. С. 26-29.

[2] Боченкова H.A. Индексы социальных настроений в

современных социологических центрах // Вестник Университета / Гос. ун-т упр.2013. № 23.

[3] Бормотова Т.М., Яковлев О.В. Динамика информаци-

онного контента публикаций // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 1 (175). С. 54-63.

[4] Бормотова Т.М., Мазаев Ю.Н., Юдина Т.Н. Институ-

циональные проблемы современного российского общества // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 1 (175). С. 18-36.

[5] Власова н.А. Институциональные факторы форми-

рования социального настроения жителей современного российского мегаполиса: дис... канд. соци-ол. наук. - Москва, 2014. 24 с.

[6] Каминский // Проблемы развития территории. 2014.

№ 4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsial-noe-nastroenie-faktory-formirovaniya-iterritorialnye-osobennosti (Дата обращения: 28.09.2023).

[7] Петухов В.В. Поколение «нулевых»: социальные на-

строения, идеологические установки и политическое участие. Полис. Политические исследования. 2012. № 4. С. 56-62.

[8] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геопсихология и геопо-

литика цветных линий // Казачество. 2022. № 59 (2). С. 9-18.

[9] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт

сравнительного исследования // Казачество. 2022. № 62 (5). С. 42-50.

[10] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

[11] Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

[12] Кантаева о.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

[13] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

[14] Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Эт-носоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.

[15] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.

[16] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. 80-лет парада на красной площади: историко-культурный и геополитический смыслы парадов // Казачество. 2021. № 57 (7). С. 9-18.

[17] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

[18] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

[19] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

[20] Рябова Е.Л., Терновая Л.о. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

[21] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

[22] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

[23] Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. Квопросу об инновационном компоненте молодежной политике в Российской Федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.

[24] Рябова Е.Л. Международный круглый стол на тему «Внешняя политика России в условиях обострения международной обстановки» // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 5 (167). С. 52-55.

[25] Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность // Казачество. 2019. № 38 (2). С. 35-44.

[26] Рябова Е.Л., Терновая Л.О.«Предметное поле государственного управления в системе политических наук» // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.

[27] Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

[28] Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

[29] Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

[30] Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен // Власть истории и история власти. - М.: 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 20-29.

[31] Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты // Этносоциум и межнациональная культура, 2020. № 1 (139). С. 69-76.

[32] Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Этносоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.

[33] Ананченкова П.И., Тонконог В.В. Направления государственной политики в создании и развитии региональной инновационной образовательной системы. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 49. С. 8-15.

[34] Тонконог В.В., Константинов В.М., Ананченкова П.И. Развитие образовательных услуг в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. Труд и социальные отношения. 2014. Т. 25. № 9. С. 106-121.

[35] Тонконог В.В., Ананченкова П.И. E-LEARNING: заменит ли дистант традиционные формы обучения? Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 119-128.

[36] Ананченкова П.И., Кузнецов М.Ю. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 176-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.