Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ / СИСТЕМА УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Звонов А. В., Цапанова С. С.

Основной задачей современного Российского государства является охрана и защита жизни, здоровья и законных интересов граждан. Реализация поставленной задачи отчасти достигается посредством системы уголовных наказаний, на которую оказывают влияние различные факторы. В статье рассматриваются политические факторы, которые обусловлены особенностями организации политической власти, и правовые факторы как юридическая форма реализации общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности в условиях введения военного положения. Целью исследования является анализ влияния политических и правовых факторов на формирование системы уголовных наказаний в условиях военного положения. В работе использовались методы сравнения и анализа. В заключении автор приходит к выводу о сильном влиянии режима военного положения на правовые и политические факторы, под воздействием которых, в свою очередь, формируется система уголовных наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF THE SYSTEM OF CRIMINAL PENALTIES IN THE CONDITIONS OF THE INTRODUCTION OF MARTIAL LAW

The main task of the modern Russian state is the protection and protection of life, health and legitimate interests of citizens. The implementation of this task is partly achieved by means of the criminal punishment system, which is influenced by various factors. The article deals with political factors that are caused by the peculiarities of the organization of political power and legal factors as a legal form of the implementation of public relations in various spheres of life in the conditions of martial law. The purpose of the study is to analyze how political and legal factors influence the formation of the system of criminal penalties under martial law. The methods of comparison and analysis were used in the work. In conclusion, the author comes to the conclusion about the strong influence of the martial law regime on legal and political factors, under the influence of which, in turn, the system of criminal penalties is formed.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

_2021 г. Выпуск 3 (62). С. 85-90_

DOI: 10.17816/byusu20210385-90

УДК 343.24

А. В. Звонов, С. С. Цапанова

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Основной задачей современного Российского государства является охрана и защита жизни, здоровья и законных интересов граждан. Реализация поставленной задачи отчасти достигается посредством системы уголовных наказаний, на которую оказывают влияние различные факторы. В статье рассматриваются политические факторы, которые обусловлены особенностями организации политической власти, и правовые факторы как юридическая форма реализации общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности в условиях введения военного положения. Целью исследования является анализ влияния политических и правовых факторов на формирование системы уголовных наказаний в условиях военного положения. В работе использовались методы сравнения и анализа. В заключении автор приходит к выводу о сильном влиянии режима военного положения на правовые и политические факторы, под воздействием которых, в свою очередь, формируется система уголовных наказаний.

Ключевые слова: политические факторы, правовые факторы, система уголовных наказаний, режим военного положения, уголовная политика.

A. V. Zvonov, S. S. Tsapanova

POLITICAL AND LEGAL FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF THE SYSTEM OF CRIMINAL PENALTIES IN THE CONDITIONS OF THE INTRODUCTION OF MARTIAL LAW

The main task of the modern Russian state is the protection and protection of life, health and legitimate interests of citizens. The implementation of this task is partly achieved by means of the criminal punishment system, which is influenced by various factors. The article deals with political factors that are caused by the peculiarities of the organization ofpolitical power and legal factors as a legal form of the implementation of public relations in various spheres of life in the conditions of martial law. The purpose of the study is to analyze how political and legal factors influence the formation of the system of criminal penalties under martial law. The methods of comparison and analysis were used in the work. In conclusion, the author comes to the conclusion about the strong influence of the martial law regime on legal and political factors, under the influence of which, in turn, the system of criminal penalties is formed.

Keywords: political factors, legal factors, system of criminal penalties, martial law regime, criminal policy.

В последние десятилетия уголовная политика государства направлена на приведение национального уголовного законодательства в соответствие с международными правовыми актами для достижения целей уголовного наказания. При этом система уголовных наказаний не формируется одномоментно, это сложный и продолжительный процесс, на который оказывают влияние различные факторы. Система уголовных наказаний начала формироваться сотни лет назад.

«Русская Правда» закрепляла смертную казнь (кровную месть), а также систему штрафов.

С образованием и укреплением Русского централизованного государства уголовные наказания претерпели изменения и стали носить более суровый и устрашающий характер. Судебники 1497 и 1550 годов закрепили широкое применение смертной казни.

В дальнейшем прослеживалось только ужесточение наказания и порядка его исполнения, что было закреплено в «Соборном уложении» 1649 года. Данный документ закрепил такие виды наказаний как: смертная казнь, которая в зависимости от совершенного преступления исполнялась разными способами, телесные меры (в том числе членовредительские), тюремное заключение, ссылка. Наказания данного периода характеризовались своей неопределенностью это в первую очередь выражалось в не ограниченном сроке наказания. «Соборное уложение» зачастую использовало формулировку «.. .на сколько государь укажет».

При Петре I была предпринята первая попытка систематизации уголовного закона. Был подготовлен документ «Артикул воинский» 1715 года, в основу которого легло «Соборное уложение». Расширился перечень наказаний, за которые следовало применение смертной казни, также применялись телесные наказания, тюремное заключение; стали применяться наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры. Сохранялась тенденция устрашения населения суровостью наказания.

Уголовное законодательство Нового времени характеризуется смягчением наказания и кодификацией уголовно-правовых норм. Первым кодифицированным актом является «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года. Данный акт систематизировал систему наказаний: К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ (почетных и дворянских титулов, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном); ссылка; отдача в исправительные арестантские роты; заключение в тюрьме, крепости, смирительном или работном доме; арест; выговор в присутствии суда; денежные взыскания; внушения, телесные наказания. Указанные виды наказаний применялись исключительно только в пределах установленной уголовным законодательством санкции.

Затем было утверждено Уголовное уложение 1903 года, в котором отразились изменения, произошедшие в России, однако характер и техника нормативных установлений несмотря на смену общественно-политического строя в 1917 году, не утратили актуальности и оказали существенное влияние на содержание нормативных актов советского периода [12, с. 22].

В период Первой мировой войны уголовное законодательство менялось, подстраиваясь под потребности общества, связанные с участием в войне: была усилена (вплоть до смертной казни) уголовная ответственность за деяния, связанные с уклонением от военной службы, за иные преступления, в том числе и в сфере экономики (уклонение от заказов, сокрытие ряда товаров и сырья).

К особенностям кодифицированного уголовного законодательства Российской империи следует отнести его суровость в отношении посягательств на царя и царскую власть. Так, по Уложению 1845 года злоумышление посягательства на жизнь, здоровье и честь наказывалось смертной казнью (ст. 241), аналогичные нормы были предусмотрены в Уложении 1903 года. Уложением 1903 года предусматривалась ответственность и за «политические» преступления: заключением в крепость каралось участие в скопище, собравшемся для выражения неуважения к верховной власти, порицания образа правления, сочувствия бунту или бунтовщикам, ссылкой - произнесение речи, составление, хранение, правка сочинений, возбуждающих к неповиновению власти (ст. 129, 132).

В советский период в соответствии с Уголовным кодексом 1922 года устанавливались следующие наказания: изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; принудительные работы без содержания под стражей; условное осуждение; конфискация имущества - полная или частичная; штраф; поражение прав; увольнение от должности; общественное порицание; возложение обязанности загладить вред [8].

К 1926 году система уголовных наказаний была расширена и включала в себя следующие виды наказаний: объявление врагом трудящихся с лишением гражданства союзной рес-

публики и, тем самым, гражданства Союза ССР и обязательным изгнанием из его пределов; лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР; лишение свободы в общих местах заключения; исправительно-трудовые работы без лишения свободы; поражение политических и отдельных гражданских прав; удаление из пределов Союза ССР на срок; удаление из пределов РСФСР или из пределов отдельной местности с обязательным поселением в других местностях или без этого или с запрещением проживания в отдельных местностях либо без такого запрещения; увольнение от должности с запрещением занятия той или другой должности или без такого запрещения; запрещение занятия той или иной деятельностью или промыслом; общественное порицание; конфискация имущества - полная или частичная; денежный штраф; возложение обязанности загладить причиненный вред; предостережение [9].

К 1960 система наказаний претерпела еще ряд изменений, которые нашли отражение в Уголовном кодексе:

К лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие наказания: лишение свободы; исправительные работы без лишения свободы; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; штраф; увольнение от должности; возложение обязанности загладить причиненный вред; общественное порицание; конфискация имущества; лишение воинского или специального звания. А также в качестве исключительной меры наказания - смертная казнь [10].

На различных этапах исторического развития России следует отметить тенденции развития системы уголовных наказаний. Первые источники, закрепившие виды наказаний в основном носили имущественный характер. Затем курс был взят на изоляцию и применение смертной казни. Перечень преступлений, за которые она применялась с течением времени расширялся, и наблюдалась тенденция на ужесточение наказаний. Под влиянием различных политических условий и факторов курс на ужесточение и смягчение видов наказаний периодически менялся. И только со второй половины ХХ века можем отметить устойчивую практику применения «альтернативных мер воздействия».

Формирование современной системы уголовных наказаний началось с принятия уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года. Уголовный закон закрепил 13 видов уголовных наказаний. В данную систему законодатель включил: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь [1].

Некоторые виды наказаний были ранее известны уголовному праву и получили дальнейшее закрепление. Например, такие как: лишение свободы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, лишение воинского или специального звания, смертная казнь. При этом отмечается тенденция к расширению современной системы уголовных наказаний и дополнение ее наказаниями не связанными с лишением свободы. Так, в Уголовный кодекс 1996 года были введены следующие виды наказаний: в 2005 году обязательные работы [2], в 2010 году -ограничение свободы [3], а с 2017 года - принудительные работы [4, 5]. Также с учетом данных изменений системы уголовных наказаний были также приняты Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [6], а затем до 2030 года [7], которые предопределяют изменение уголовно-исполнительной политики и перестроение всей системы исполнения наказаний. Принятие данных документов направлено в целом на сокращение общей численности осужденных, а также на превалирование применения наказаний альтернативных лишению свободы.

По данным судебного департамента, в 2009 году к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы, осуждены 605,9 тыс. лиц из 892,3 тыс. всего осужденных, в 2010 году -

579,1 тыс. из 845 тыс., в 2011 году - 555,1 тыс. из 782,2 тыс., в 2012 году - 532,9 тыс. из 739,2 тыс., в 2013 году - 525,8 тыс. из 735,5 тыс., в 2014 году - 509,7 тыс. из 719,3 тыс., в 2015 году - 522,4 тыс. из 733,6 тыс., в 2016 году - 534,8 тыс. из 741,3 тыс., в 2017 году -496,7 тыс. из 697 тыс., в 2018 году - 467,8 тыс. из 658,2 тыс., в 2019 году - 423 тыс. из 598,2 тыс., в 2020 году - 381,2 тыс. из 531 тыс. [13].

Данная статистика свидетельствует о медленном, но целенаправленном снижении общего количества осужденных и о явном превалировании альтернативных наказаний лишению свободы.

Таким образом, следует подчеркнуть, что политические факторы оказывают существенное влияние на формирование, законодательное закрепление и реализацию системы уголовных наказаний и в целом на уголовную политику государства. Рассмотренные различные исторические периоды, отличающиеся государственным и политическим устройством, оказывают влияние на уголовные наказания, на их ужесточение или либерализацию. Однако, не смотря на общую либерализацию уголовных наказаний, характерную для современной уголовной политики, наблюдаются отдельные случаи ужесточения некоторых видов уголовных наказаний, например, за коррупционные преступления.

Отметим что, политические факторы оказывают всесторонне влияние на систему уголовных наказаний. Однако указанные примеры характерны для мирного времени, в условиях войны они приобретают специфический характер, отражающий экстремальность условий.

Сформированная политическая система обуславливает и иные указанные нами факторы, в частности правовые.

Одним из ярких примеров правовых факторов, влияющих на изменение системы наказаний в России связан с применением исключительной меры наказания - смертной казни. Стремление Российской Федерации войти в Совет Европы привело к необходимости подписания и ратификации Протокола № 6 от 28 апреля 1983 г. к Европейской конвенции от 4 ноября 1950 г., о защите прав человека и основных свобод, касающейся отмены смертной казни в мирное время, и установлении моратория на исполнение смертных приговоров [11, С. 85].

В соответствии с названным международно-правовым актом Россия была вынуждена сократить применение смертной казни, а в последующем совсем отказаться от ее применения. Несмотря на то, что смертная казнь законодательно закреплена по сей день, фактически данный вид наказания не применяется, а также предусмотрено, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет [1].

Произведенный анализ действовавших и действующих уголовных наказаний позволяет заключить, что на различных исторических этапах формирования уголовного права виды наказаний предопределялись государственным устройством, организацией политической власти и имели правовую регламентацию. В свою очередь, происходящие революции и войны оказывали сильнейшее влияние на политическую сферу, что отражалось на системе уголовных наказаний и их применении на различных исторических этапах.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : в редакции от 28 июля 2012 г. № 141-ФЗ. - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954 ; 2012. - № 31. - Ст. 4330.

2. О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ : федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ. - Текст : непосредственный // Российская газета. - 2004. - 30 декабря.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения сво-

боды : федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-Ф3. - Текст : непосредственный // Российская газета. - 2009. - 30 декабря.

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ. - Текст : непосредственный // Российская .газета. - 2011. - 9 декабря.

5. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федеральный закон 30 декабря 2012 г. № 307-Ф3. - Текст : непосредственный // Российская газета. - 2013. - 11 января.

6. О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ. - Текст : непосредственный // Российская газета. - 2013. - 30 декабря.

7. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р. - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

8. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 20. - Ст. 3397.

9. О введении в действие Уголовного Кодекса РСФСР : Постановление ВЦИК от 1 июня 1922 г. - Текст : непосредственный // СУ РСФСР. - 1922. - № 15. - Ст. 153.

10. О введении в действие Уголовного Кодекса РСФСР редакции 1926 г. 6 Постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 г. - Текст : непосредственный // СУ РСФСР. - 1926. - № 80. - Ст. 600.

11. Уголовный кодекс РСФСР : утверждено ВС РСФСР 27.10.1960. - Текст : непосредственный // Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 591.

12. Звонов, А. В. Факторы формирования системы уголовных наказаний в современных условиях: краткий аналитический обзор / А. В. Звонов, О. Н. Дядькин. - Текст : непосредственный // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2016. - Т. 10, № 1. - C. 82-89.

13. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. 808c.

14. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2009 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=840 (дата обращения: 06.10.2021).

15. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2010 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=837 (дата обращения: 06.10.2021).

16. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2011 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=1272 (дата обращения: 06.10.2021).

17. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2012 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=1776 (дата обращения: 06.10.2021).

18. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2013 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2362 (дата обращения: 06.10.2021).

19. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2014 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2883 (дата обращения: 06.10.2021).

20. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2015 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3418 (дата обращения: 06.10.2021).

21. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2016 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3834 (дата обращения: 06.10.2021).

22. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2017 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4572 (дата обращения: 06.10.2021).

23. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2018 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894 (дата обращения: 06.10.2021).

24. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2019 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259 (дата обращения: 06.10.2021).

25. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2020 год. -Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5669 (дата обращения: 06.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.