УДК 316.454.2 DOI: 10.24412/2071-6141-2023-2-58-65
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФИЛАНТРОПИИ
Ю.Н. Манаенкова
Рассмотрены подходы к благотворительной деятельности в России и за рубежом в контексте определений «филантропия», «благотворительность» и «меценатство», а также роли в социально-политических процессах и формировании региональной культурной политики. Рассматривается мотивирующая составляющая филантропических практик в части влияния на их популярность. Предлагается обновление модели продвижения филантропической и меценатской деятельности при включении в региональную повестку.
Ключевые слова: филантропия, меценатство, культурная политика, благотворительность.
В современном мире практики и культура филантропии считаются неотъемлемой частью корпоративной ответственности бизнеса и государственной культурной и социальной политик.
Термин «благотворительность» в России впервые был использован историком Н.М. Карамзиным в XVIII веке как буквальный перевод французского слова «bienfaisance» - добровольная деятельность граждан и организаций по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, денежных средств, выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи [1].
Б. Стречански в статье «Благотворительность и филантропия» трактует филантропию как одну из форм дарения, сегодня обозначающую дарение, которое старается решить проблемы общества своей поддержкой в сфере образования, инноваций и развития способностей людей, чтобы они были способны сами себе помочь, не ожидая милостыни [2].
В основе благотворительности на рубеже IX - XVII вв. стояло служение Богу и соединялось с представлением о долге перед неимущими.
Но уже в XVIII - начале XIX вв. под влиянием европейской культуры направления российской благотворительности значительно расширились. Именно в этот период появляется как направление меценатство - попечение о развитии науки и искусства. При этом, по мнению С. Новиковой, в то время «меценатство являлось дворянской привилегией. Им увлекались скорее ради эстетического наслаждения, но к утончённому милосердию через него вовсе не стремились» [3].
Позднее, во второй половине XIX - начале ХХ вв., произошла инсти-туционализация меценатства на основе его индивидуализации при сохранении традиций религиозной мотивации. Но уже в условиях Гражданской войны и ликвидации НЭПа (1917 - конец 1920-х гг.) в Советской России происходит постепенное затухание меценатства и полная его деинститу-
ционализация, связанная прежде всего с ликвидацией буржуазии как класса.
Начало новому витку в развитии меценатства дал отказ от советской экономической модели в 90-е годы двадцатого века, когда вновь стал формироваться предпринимательский класс. Именно в этот период меценатство и благотворительность постепенно снова становятся частью корпоративной бизнес-культуры. С августа 1995 года в Российской Федерации благотворительность регулируется федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в 2009 году была принята «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации», а в ноябре 2014 г. федеральный закон «О меценатской деятельности».
Рассматривая опыт европейских стран, следует отметить, что благотворительность — гораздо более популярное понятие в англосаксонской культуре, чем филантропия [4]. Эта тенденция также относятся к меценатству как форме культурной филантропии. В Великобритании, как и в большей части стран Европейского континента, филантропия по-прежнему носит относительно элитарный характер, отождествляемый с викторианской «филантропией», моралью и справедливостью, стигматизацией получателей помощи, неэффективностью и старомодностью [5].
В США филантропия является частью общественного менталитета, своеобразным «добровольным налогом, который нельзя не платить» или «одним из наиболее характерных факторов американской жизни» [6]. Из-за этого в современном публичном дискурсе англо-саксонский мир пытается развести понятия филантропии и благотворительности [7].
И филантропия, и благотворительность неоднократно становились темой научных исследований и предметной областью различных научных школ в России и за рубежом в разных своих аспектах, рассматривающих процессы взаимодействия государства и общества, государства и бизнеса. Из наиболее известных российских исследователей 2 половины XIX века можно выделить работы К. Мушинского «Устройство общественного призрения в России» (СПб., 1862), Н.Н. Кафтанова «Общественная благотворительность в России к 1889 г. (М., 1888). И.В. Зегимеля «Современная филантропия Европы и Америки» (СПб., 1877). На стыке веков стали выходить работы экономистов, рассматривающих филантропию в контексте развития экономики как П.И. Георгиевский и Е.Д. Максимов и историка В.И.Герье. Большой вклад в исследование феномена филантроптии и благотворительности внесли Г.Н. Ульянова, Я.Н. Щапов, Л.В. Бади, А.С. Туманова, А.Н. Боханов, А.А. Аронов, М.Л. Гавлин, Ю.А. Петров. Среди зарубежных авторов можно выделить работы Д.Л. Рэнсела, Дж. Бредли, А. Линденмайер, Т.Оуэна, Дж. А. Смит, К. Боргман и других.
При подготовке статьи была применена совокупность общенаучных методов: диалектического метода, анализа, синтеза, индукции, дедукции,
классификации, а также методов политических исследований: сравнительного, структурно-функционального, институционального, конкретно-исторического, нормативного. В качестве эмпирической базы использованы материалы и аналитические сводки региональных и федеральных органов власти, а также благотворительных организаций, материалы научно-популярных журналов и конференций, освещающих разные аспекты процесса филантропии в России и за рубежом. Кроме этого, использованы данные, собранные в рамках опыта взаимодействия автора с некоммерческими, в том числе благотворительными, организациями в качестве эксперта благотворительного фонда.
Целью статьи является попытка структурирования определений «филантропия», «благотворительность» и их детерминант в контексте роли в социально-политических процессах и формировании региональной политики.
В XX веке благотворительность в России стала популярной тематикой во взаимодействии сформированного класса новой «буржуазии» и государства. При этом уже в этот период начинает формироваться история появления спонсорства как еще одной формы передачи средств, но в отличии от филантропических практик, спонсорство всегда связано с активным продвижением интересов спонсора, формированием положительного бренда компании или физического лица, дающего финансовые или материальные блага по запросу. Таким образом можно говорить о наличии мо-тивационной составляющей: стратегической и альтруистической модели благотворительности. 2006 год в России был объявлен Годом благотворительности. В этот период прошло большое количество институализующих событий для российской благотворительности: конференций, форумов, чествований благотворителей и меценатов, по информации СМИ, об итогах года было выпущено более 10, 5 тысяч материалов, освещающих благотворительные практики.
В настоящее время изучение филантропических практик в большей степени связано с их ролью в стратегии формирования корпоративной социальной ответственности и в меньшей, как актора социально - политического участия и социально-этического участия в федеральной и региональной общественной экосистеме. Постоянные трансформации в мире происходят быстрее изменения формы филантропических акторов, мир все еще охвачен последствиями пандемии COVID-19, которые еще предстоит оценить как и последствия событий февраля 2022 г., повлиявших на глобальное восприятие роли многих ранее признанных благотворительными организаций и частных благотворителей и меценатов, в том числе, в формировании региональных и страновых политик и гражданского общества.
Несмотря на различные общественные дебаты, общепризнано, что современный акт филантропии должен основываться в первую очередь на общественных благах, а не на личных интересах жертвователя. Хотя мо-
гут преследоваться и другие социально-политические интересы: поддержание политического имиджа и престижа, комплекс вины или интересы развития профессионального круга интересов — фокус личных интересов может быть очень широк [7].
Наиболее распространенными мировыми практиками благотворительной и меценатской идеи являются рациональная, основанная на налоговых льготах, и эмоционально-ценностная, основанная на эгоцентрическом императиве мотивации, проявляющемся на практике как выражение публичности и вознаграждения. В дискуссиях о финансировании культуры и политическом контексте в научной литературе стран Западной Европы и США доминирует понятие культурной филантропии [8], при этом в Восточной Европе более принято понятие меценатства. В самом же определении меценатства можно выделить как доминантный фидуциарный контекст понятия, т.е. финансовое пожертвование для создания общественного блага, но и политический аспект. И государственное управление, и государственная культурная политика, формируемая и реализуемая государством, и меценатство создают общественное благо. Государственное финансирование часто является основным источником финансирования культурных проектов, но иногда филантропия начинает создавать общественные блага, когда ни рынок, ни государство этого не делают [9].
Различный опыт меценатства в зарубежных странах отражается в использовании различных концепций. Так Райт отмечает, что сравнительный анализ филантропии в разных странах полон культурных парадоксов [5]. Одним из таких парадоксов является вопрос о том, что такое благотворительность, так как само понятие благотворительности воспринимается по-разному в разных странах.
Следует отметить, что как в научной литературе, так и в практике благотворительности филантропия редко выделяется из общего контекста благотворительности. Райт отмечает, что как само понятие филантропии, так и акт филантропии - очень популярное явление в США, которое, в отличие от европейских традиций, отождествляется не только с элитой, но и со всем гражданским обществом. Понятия филантропии и меценатства связаны с широким спектром общественных благ: поддержка церкви, архитектурного наследия, передача произведений искусства в дар музеям. Понятие благотворительности более ограничено и включает в себя раздачу помощи бедным, поддержку социально - незащищенных категорий помощь и т. д. в рамках снижения социальной дисфункции. В научной литературе отмечается, что важным направлением государственной культурной политики является продвижение меценатских практик [6,10,11].
Одной из самых популярных публичных практик поощрения меценатства являются общественные награды. И в России, и в США, и Канаде, и странах Европы (например, Ирландии, Великобритании) организуют премии для всех благотворителей в целом.
В России высшей государственной наградой для благотворителей стал учреждённый в 2012 году Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым знак отличия «За благодеяния». Награды удостаиваются за благотворительную деятельность по поддержке домов престарелых, детских домов, хосписов, медицинских учреждений, деятельность по укреплению института семьи и брака, пропаганду общечеловеческих ценностей, защиту прав человека, борьбу с распространением социально -опасных заболеваний, развитие науки, культуры, образования и здравоохранения и тд. С 2020 года также за значительный вклад в развитие добровольческой деятельности, сохранение традиций милосердия, реализацию социальных проектов и безвозмездную помощь людям [12].
С точки зрения парадигмы структурно-функциональной социологии государство является тем социальным институтом, который оказывает наиболее сильное влияние на тенденции развития общества в стратегическом плане. Представители теории рационального выбора утверждают, что государство несет ответственность за благополучие общества. При этом оценивая активное участие в формировании культурной политики деятелей искусства, культуры и связанных с искусством структур, часто не рассматривается вклад в нее предпринимателей - меценатов и филантропов.
Оценивая размах и результаты российского меценатства и благотворительности, следует отметить, что становление в России театрального искусства, создание художественных музеев, творчество многих выдающихся художников, музыкантов, деятельность образовательных учреждений от церковно-приходских школ до университетов в значительной мере, а то и полностью, финансировались за счет благотворителей и меценатов. Музей театрального искусства А. Бахрушина, художественная галерея П. Третьякова стали подлинным украшением русской национальной культуры [13].
Творческие и культурные инициативы способствуют социальной сплоченности, интеграции социальных групп в сообщества, укрепляют дух сообщества, развивают творческое мышление, помогают людям легче справляться с трудностями и проблемами. Членам современного общества важно получать качественные культурные услуги, реализовывать и совершенствовать способности, развивать самовыражение. Особенно актуальны эти тенденции в региональной повестке. При этом несмотря на исторические корни российской благотворительности, следует понимать, что ее становление это не просто данность традиции, а новый формат культуры денежного потребления, когда идеология «равенства благ», реализуется посредством добровольного этического и морального «благого дела» на пользу обществу или конкретному его элементу. Ключевую роль в формировании системной филантропической деятельности в России должны играть не только формирующиеся семейные ценности, но и образовательные организации.
Система образования как инструмент формирования личности, нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности - должна стать и инструментом содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества.
Средства массовой информации, формируя новостную повестку и акцентируя внимание на эффективных практиках взаимодействия бизнеса и государства формировали бы более конструктивно - насыщенную социальную среду в инфосреде, где предприятия и бизнес выступали бы активными участниками формирования социального государства, а не только благополучателями и потребителями.
Государство должно увидеть в благотворителях не доноров, но партнеров в решении региональных задач, не навязывая, а совместно формируя актуальную повестку.
Ключевыми предпосылками во взаимодействии власти, бизнеса и гражданского общества должны стать:
- формирование положительного общественного мнения, привлечение внимания к проблемам благотворительности и меценатской деятельности;
- развитие информационной и организационной инфраструктуры благотворительной деятельности, предполагающей формирование баз данных и информационного рынка услуг, создание служб организационной поддержки;
- совершенствование процесса организации кадрового обеспечения, касающегося подготовки специалистов по вопросам благотворительной деятельности, в частности, менеджеров компаний, отвечающих за социально - значимые проекты и культурные программы; профессиональная подготовка менеджеров некоммерческой сферы;
- периодическое обсуждение проблем благотворительности лицами, имеющими богатый положительный опыт в этой сфере деятельности, как на местном и региональном, так и на федеральном и международном уровне (в формате круглых столов, деловых встреч, симпозиумов, конференций, форумов).
При этом благотворительность должна восприниматься не как данность, а как партнерство.
В заключении отметим, что несмотря на то, что экономическая лексика и концепции появляются в документах по культурной политике, стимулы филантропического феномена все еще отсутствуют в полной мере.
Меценатство в России как социокультурное явление в настоящее время все еще находится в стадии формирования, и особенно на региональном уровне. Этому препятствует целый ряд факторов, таких как негативное восприятие в обществе представителей современного бизнеса, от-
сутствие правовых гарантий и эффективных механизмов государственной поддержки меценатства и благотворительности и т.д.
Несмотря на принятый федеральный закон «О меценатской деятельности», на региональном уровне меценатов не поощряют вносить свой вклад ни в развитие региональной политики, ни в актуализацию объектов инфраструктуры, как системную региональную повестку развития, в отличие от вложений в развитие промышленной и экономической инфраструктуры. Не во всех регионах есть понятная система взаимодействия с меценатами и системная повестка, что приводит к разовым несистемным проектам, в большей мере связанным с личными ценностями меценатов и благотворителей. Роль меценатства в современной региональной культурной политике остается безымянной.
Список литературы
1. Социологическая энциклопедия. Т. 1. М., 2003. С. 104.
2. Стречански Б. Благотворительность и филантропия // Ондрушек Д. и др. Хрестоматия для некоммерческих организаций. Братислава, 2003. С. 53.
3. Культура на перепутье: сборник / сост. Б. Ю. Сорочкин, Л. М. Зайцева; под общ. ред. Б. Ю. Сорочкина. Москва: РКХ РИЦ, 1994. 248 с.
4. Clough S. B. Philanthropy and the Welfare State in Europe. Political Science Quarterly, 1960, Vol. 75, No. 1, p. 87-93.
5. Wright K. Generosity vs. Altruism: Philanthropy and Charity in the United States and United Kingdom. Volantes: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 2001, Vol. 12, No. 4, p. 399-416.
6. Sargeant A., Jay E. Fundraising Management. Analysis, Planning and Practice. New York: Routledge, 2010 г.
7. Schuyt T. N. Philanthropy and Philanthropy Sector. Farnham: Ash-gate, 2013 г.
8. Suleka M. On the Classical Meaning of Philanthropic. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 2010, Vol. 39, p. 193-212.;
9. Anheier H. K., Daly, S. Philanthropic Foundations: A New Global Force? Global Civil Society 2004/5. London: Sage Publications, 2005 г.
10. Illingworth, P., Pogge, T., Wenar, L. (eds.). Giving Well: The Ethics of Philanthropy. Oxford: Oxford University Press, 2011.;
11. Street J. Mass Media, Politics and Democracy. New York: Palgrave, 2001
12.Указ Президента Российской Федерации от 02.06.2020 № 358 "О внесении изменения в Положение "О знаке отличия "За благодеяние", утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 573" [Электронный ресурс]. URL: http: //publication. pravo. gov.ru/Documen t/View/0001202006020047 (дата обращения: 30.05.2023)
13. Копытова Е.Д. Благотворительная деятельность бизнеса: от истоков к современности // Социальное пространство. 2018. № 2 (14). DOI: 10.15838/sa.2018.2.14.6.
Манаенкова Юлия Николаевна, проректор, manaenkova@soctechrk. ru, Россия, Тула, АНО ДПО «Высшая техническая школа»
POLITICAL DETERMINANTS OF PHILANTHROPY Yu.N. Manaenkova
Approaches to charitable activities in Russia and abroad are considered in the context of the definitions of "philanthropy", "charity" and "philanthropy» as well as their role in socio-political processes and the formation of regional cultural policy. The motivating component of philanthropic practices is considered in terms of the impact on their popularity. It is proposed to update the model for promoting philanthropic and philanthropic activities when included in the regional agenda. Keywords: philanthropy, patronage, cultural policy, charity.
Manaenkova Yulia Nikolaevna, vice-rector, [email protected], Russia, Tula, ANO DPO "Higher Technical School"
УДК 323 DOI: 10.24412/2071-6141-2023-2-65-75
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
А.Х. Томаев
Представлены результаты исследования формирования и развития молодежных политических лидеров в современной России. Рассмотрены внешние и внутренние социально-политические факторы, влияющие на процесс формирования молодежных политических лидеров, и социально-политические условия, в которых происходит профессиональное встраивание молодежных лидеров в политическую сферу. Эмпирическую основу исследования составляют материалы экспертных интервью.
Ключевые слова: молодежные политические лидеры, молодежная политика, факторы формирования, условия формирования.
Молодежное политическое лидерство в современной России является социально-политическим феноменом, находящимся в процессе формирования и институционализации. Об этом свидетельствует появление целой плеяды политических лидеров из среды молодежных организаций