Научная статья на тему 'Благотворительность и меценатство как составляющие предпринимательского имиджа'

Благотворительность и меценатство как составляющие предпринимательского имиджа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1848
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / МЕЦЕНАТСТВО / PATRONAGE / СПОНСОРСТВО / SPONSORSHIP / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИСКУССТВО / ART / ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / PRIVATE ENTERPRISE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / IN ENGLISH: PHILANTHROPY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щитова Наталия Геннадиевна

В статье раскрываются проблемы осуществления деятельности благотворительных организаций в сфере культуры и искусства России, особенности развития спонсорства и меценатства, а также факторы, приведшие к угасанию меценатской деятельности в России. Автор к ним относит наличие ряда институциональных проблем: несовершенное законодательство, фактическое отсутствие льгот по налогообложению спонсоров, благотворителей и меценатов, завышенные административные барьеры, а также бытующее в некоторых слоях общества потребительское отношение к культуре и др. Формулируются основные направления, по которым следует стимулировать развитие благотворительности и меценатства с целью поддержки культуры и искусства в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to activities of philanthropy organizations in the sphere of Russia’s arts and culture, specifics of development of philanthropy in Russia, as well as the reasons of shrinking of philanthropy in Russia. Among them, the author mentions a number of institutional problems: imperfect legislation, lack of deductions, excessive administrative barriers, etc. The author speaks about the main goals that should be in her opinion followed by those who is interested in support of art & culture in our country

Текст научной работы на тему «Благотворительность и меценатство как составляющие предпринимательского имиджа»

J

L

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

проектах. Один из путей укрепления репутация - выстраивание устойчивой коммуникации в целом и комментарии для СМИ по самым острым проблемам российской экономики и политики, в частности.

Мировой опыт уже показал: неразвитая венчурная инфраструктура и ограниченность финансовых ресурсов, пробелы в культурном поле на микро- и макроуровнях способны подтолкнуть к чрезмерному раздуванию имиджа, нагнетанию РИ-ажиотажа.

Согласимся с экспертами, работа рекламистов и специалистов по связям с общественностью должна соответствовать реальному состоянию строительства надежных компаний вокруг надежных и современных технологий. Сегодня становится понятным, что лишь создание позитивного инвестиционного климата на понятном культурном фоне, умноженного на политическую стабильность, способно привлечь новых инвесторов в российскую экономику.

Примечания

1. Какие слияния будут успешными? // Управление компанией. - 2001. - №4.

2. Уткин, Э. А. Банковский маркетинг / Э.А. Уткин. - М., 1994.

3. Шарков Ф.И. Корпоративная культура в системе общественных связей и отношений / Ф.И. Шарков и др. - М.: Академия труда и социальных отношений, 2002.

ЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ИМИДЖА

Н. Г. Щитова

Московский государственный университет культруы и искусств

В статье раскрываются проблемы осуществления деятельности благотворительных организаций в сфере культуры и искусства России, особенности развития спонсорства и меценатства, а также факторы, приведшие к угасанию меценатской деятельности в России. Автор к ним относит наличие ряда институциональных проблем: несовершенное законодательство, фактическое отсутствие льгот по налогообложению спонсоров, благотворителей и меценатов, завышенные административные барьеры, а также бытующее в некоторых слоях общества потребительское отношение к культуре и др. Формулируются основные направления, по которым следует стимулировать развитие благотворительности и меценатства с целью поддержки культуры и искусства в нашей стране. Ключевые слова: благотворительность, меценатство, спонсорство, культура, искусство, частное предпринимательство, государственная поддержка, налогообложение.

The article is dedicated to activities of philanthropy organizations in the sphere of Russia's arts and culture, specifics of development of philanthropy in Russia, as well as the reasons of shrinking of philanthropy in Russia. Among them, the author mentions a number of institutional problems: imperfect legislation, lack of deductions, excessive administrative barriers, etc. The author speaks about the main goals that should be — in her opinion — followed by those who is interested in support of art & culture in our country

Key words: In English: Philanthropy, patronage, sponsorship, culture, art, private enterprise, government support , taxation.

216 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 216-219

J

Возрождение общественного и научного интереса к такой особой форме социально-экономической деятельности, как благотворительность и меценатство, по нашему мнению, является следствием тех бурных процессов, которые протекают в России с начала 90-х годов прошлого века по настоящее время. Идет расширение частнопредпринимательской деятельности, возник новый класс сверхбогатых людей, что привело к расслоению общества, обнищанию значительных масс населения, криминализации общества. Неспокойная социально-экономическая обстановка отражается не только на материальном, но и на духовном состоянии общества, что выражается в снижении важности таких понятий, как нравственность, порядочность, толерантность, общая культура поведения индивида.

Решение некоторых из этих проблем можно найти в плоскости расширения благотворительности и меценатства со стороны обеспеченной прослойки общества, формирования метода ведения так называемого социально ответственного бизнеса.

С исторической точки зрения, актуальность научного интереса к вопросам возрождения меценатства в России можно охарактеризовать следующим высказыванием: «В результате рухнувшей монополии государства многие учреждения культуры, являющиеся национальным достоянием, оказались на грани уничтожения. В связи с этим крайне актуально научное познание и теоретическое осмысление богатого опыта благотворительности и меценатства, имевших в России глубокие исторические корни» (3).

Экономическая подоплёка меценатства является предметом научных дискуссий на протяжении многих десятилетий. Широкий спектр позиций ученых дает иногда феноменальный результат: некоторые авторы по мере расширения и углубления своих исследований по данному вопросу меняли свои позиции едва ли не на противоположные (9). Так, А.Н. Боханов в своей монографии «Коллекционеры и меценаты в России» (1) характеризовал Солдатенкова, Савву Морозова, братьев Третьяковых,

^ Экономика и управление в сфере культуры

Савву Мамонтова (и даже шире - сам тип русских меценатов) как исключительный, с редкостным в мировой цивилизации чувством альтруизма. Но в следующей своей монографии, говоря о таких благотворителях и меценатах, как А.Л. Кноп, А.Г. Елисеев, Л.С. Поляков, В.А. Бахрушин, П.И. Щукин, В.И. Осмолов и др., сделал упор на совсем других побудительных мотивах, связанных с получением почётных званий, дворянства, и даже на том, что «предоставление благотворительных пожертвований ставилось предпринимателями в зависимости от получения звания» (2, с. 84).

Отсутствие устоявшегося понятийного аппарата и терминологическая путаница понятий «благотворительность», «меценатство», «филантропия» и т.п. также затрудняет предмет исследования. Например, Э.А. Фомин полагает, что «она (благотворительность. - Н. Щ.) представляет собой нравственно-экономический и культурный феномен, который не может быть полностью определен в рамках какой-нибудь традиционной научной дисциплины» (10, с. 17). При этом В.П. Мельников и Е.И. Холостова считают, что «благотворительность и филантропия ... идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям» (5, с. 27). В свою очередь Л.А. Егорова настаивает, что «следует разделять филантропию и благотворительность, поскольку последняя была ориентирована, в первую очередь, на помощь духовную, а филантропия была направлена на решение проблем, связанных с недостатком финансовых средств».

Большинство отечественных исследователей считают благотворительность комплексным понятием, включающим: помощь бедным, пострадавшим от стихии или несчастных случаев и т.п., а также меценатство. При этом почти тысячелетие, с середины IX до середины XIX века, ее рассматривали как «систему мер, имеющей своей задачей организовать возможно лучшую помощь бедным при наличности данных общественных и экономических отноше-

J

L

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

ний» (6, с. 16).

При этом следует согласиться с выводом, что «неизмеримо более действенным оказалось сочетание государственных форм благотворительности с общественными и частными формами, что стало характерным для последнего, четвертого этапа истории социального призрения в России, то есть для времени примерно с середины XIX века» (11, с. 84-85).

В лексиконе современных политиков, экспертов, экономистов и деятелей различных областей культуры всё чаще звучит забытое слово «меценатство».

Эта тема возникает в связи с обсуждением вопроса: откуда взять деньги на культуру? Отыскать источники дополнительного финансирования можно путем стимулирования отечественного государственного и частного бизнеса, а также иностранных инвестиций с помощью различных экономических и внеэкономических механизмов, начиная с освобождения от налогов и госгарантий и заканчивая прямой увязкой благополучия компаний, всей страны с развитием культуры населяющих её народов. Поиск средств для финансирования культуры - важная, но далеко не главная проблема. Ведь в теме подъема культуры и искусства крайне важны личности субъектов, которые должны быть энтузиастами этого дела.

«Обновление экономики связано не столько с источником денег, сколько с человеком, личностью того, кто решается на новое дело», - утверждает член Совета по денежно-кредитной политике Ассоциации «Россия» В.В. Инюшин (7). И тому есть множество подтверждений.

Некоторые ученые указывают на особую роль меценатства в России. Например, С.П. Стоян (12) настаивает на том, что в отличие от западного меценатства, в котором моральные аспекты были изначально сопряжены также с получением непосредственных выгод в виде льготного налогообложения средств благотворителя и пр., меценатство в России и Украине (которая долгое время была частью Российской империи), чаще было связано с нравствен-

ными понятиями, чувством долга перед Отечеством и своими потомками.

Изучение источников, раскрывающих деятельность отечественных меценатов в различные исторические эпохи, позволяет выделить такие мотивы меценатства, как духовно-религиозный, душевно-эмоциональный, нравственно-этический, филантропический, альтруистический (Н.Г. Новолодская, 2006). Однако современному меценатству, наряду с традиционными, присущи также и мотивы прагматического и стратегического характера. Среди них - стремление сформировать положительный образ личности или предприятия в сообществе с целью установления доверительных отношений как с партнерами, так и с потребителями. Для представителей бизнеса, прежде всего крупных организационных финансово-экономических структур, характерен особый социальный мотив - стремление существовать в благоприятной среде, заинтересованность в стабильности общества. Своими действиями бизнесмены пытаются снизить социальную напряженность, вызванную неравным распределением материальных благ в условиях рыночной экономики.

В настоящее время современное отечественное меценатство стимулируется государством в недостаточной степени, в связи с чем целевая благотворительная деятельность и социальные программы не вызывают большого энтузиазма у представителей бизнеса. Эта проблема неоднократно обсуждалась не только на заседаниях ТПП РФ, различных ассоциаций предпринимателей, на многочисленных форумах благотворителей, но и на парламентских слушаниях в Государственной Думе ФС РФ (4).

Одним из приоритетных направлений государственной поддержки благотворительной деятельности и меценатства должно стать эффективное использование налоговых стимулов, которые могут рассматриваться как выражение признания государством меценатства и благотворительности.

В условиях мирового финансового кризиса всё большее значение приобретает введение общепринятой в мировой прак-

J

тике льготы по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, а также освобождение негосударственных некоммерческих организаций от налога на прибыль, как это предусмотрено концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Правительством РФ (8).

Для меценатов и благотворителей - физических лиц - необходимо расширить налоговые стимулы через распространение права на социальный налоговый вычет по подоходному налогу в отношении пожертвований организациям культуры и образовательным организациям, готовящим специалистов для этой области деятельности.

Необходимо установление возможности льгот на федеральном уровне по налогу на прибыль и НДС в отношении пожертвований организациям культуры и её системы подготовки кадров.

Следует пересмотреть налоговый режим финансирования культуры из бюджета страны через соответствующие фонды, так как при проведении бюджетных средств через фонды в настоящее время теряется налоговая льгота, и получатели этих средств попадают под двойное налогообложение.

^ Экономика и управление в сфере культуры

В целом отечественный бизнес с пониманием относится к проблемам некоммерческого сектора. Немаловажен и такой факт: несмотря на отсутствие налоговых послаблений, многие российские бизнесмены продолжают заниматься меценатством. Все это свидетельствует о духовном потенциале, который заложен в российском обществе.

Однако без существенного изменения самосознания всех представителей бизнеса, без формирования настоящей «бизнес-элиты», становление которой в нашей стране находится ещё в «зародышевой» фазе, невозможно возрождение данного явления в тех масштабах, в которых оно существовало в дореволюционный период.

Меценатство, стимулируемое законодательством, может стать элементом его дальнейшего нравственного совершенствования. В связи с этим важно осознавать, что в нынешних российских условиях роль государства в области развития меценатства остается ведущей. На наш взгляд, именно государство должно определять приоритеты благотворительной деятельности меценатов, создавая при этом оптимальное правовое, налоговое и информационное пространство для обеспечения её эффективности.

Примечания

1. Боханов, А. И. Коллекционеры и меценаты в России / А.И. Боханов. - М., 1989.

2. Боханов, А. И. Крупная буржуазия России. Конец XIX века - 1914 г. / А.И. Боханов. - М., 1992.

3. Жданова, И. С. Меценатство как социальный феномен и проблемы его развития в современной России: автореф. дис. ... канд. исторических наук / И.С. Жданова. - М., 1997.

4. Любимов, А. П. Нужен ли нам новый закон о культуре? (по материалам парламентских слушаний в Госдуме 19 апреля 2010 г.) / А.П. Любимов, Н.Г. Щитова // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2010. - №4. - С. 12-16.

5. Мельников, В. П. История социальной работы в России / В.П. Мельников, Е.И. Xолостова. - М., 2001.

6. Молчанов, В. Ф. Благотворительность и меценатство в России: основные тенденции и характерные особенности (X - начало XX века) / В.Ф. Молчанов // Многоликая история. - М., 1997.

7. Профиль. - 2010. - 18 октября.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

9. Соколов, А. Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII - конец XIX вв.) : монография / А.Р. Соколов. - СПб.: Лики России, 2007. - 656 с.

10. Фомин, Э. А. Благотворительность: дискуссионное поле и исследовательские задачи / Э.А. Фомин // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. - СПб., 2001.

11. Щапов, Я. Н. Благотворительность в дореволюционной России / Я.Н. Щапов. - СПб., 1999.

12. http://uiis.com.ua/conf_44/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.