Научная статья на тему 'Меценат М. Д. Бутин: культурологический анализ деятельности'

Меценат М. Д. Бутин: культурологический анализ деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
371
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бушуева Е. С.

В статье обосновывается приоритетная роль социально-экономического фактора для развития благотворительной деятельности русских купцов-предпринимателей кон. XIX нач. XX вв. Анализируется влияние социокультурных традиций с доминированием идеологии служения Отечеству и религиозного долга на стремление благотворителей и меценатов проявить себя в престижных сферах общественной деятельности духовной, интеллектуально-просветительской. На примере краеведческого материала, знакомящего с активной филантропической деятельностью известного Забайкальского купца-золотопромышленника М.Д. Бутина, доказывается стереотипность социального поведения представителей предпринимательского класса в дореволюционной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меценат М. Д. Бутин: культурологический анализ деятельности»

9. Тареев М. Цель и смысл человеческой жизни // Смысл жизни - М., 1994.

10. Трубецкой Е. Смысл жизни // Смысл жизни - М.,1994.

11. Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни - М.,1994.

12. Христианство: энциклопедический словарь. В 2 Т.,Т.1 / Под ред. Аверенцева С.С. - М., 1993.

13. Янкелевич В. Смерть. - М.,1999.

МЕЦЕНАТ М. Д. БУТИН: УДК 008 (04)

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

деятельности Е.С. Бушуева, ст. преподаватель

каф. гуманитарных наук, ЗабГГПУ

Научные интересы: информационные и

мультимедийные технологии в педагогике.

В статье обосновывается приоритетная роль социально-экономического фактора для развития благотворительной деятельности русских купцов-предпринимателей кон. XIX - нач. XX вв. Анализируется влияние социокультурных традиций с доминированием идеологии служения Отечеству и религиозного долга на стремление благотворителей и меценатов проявить себя в престижных сферах общественной деятельности - духовной, интеллектуально-просветительской. На примере краеведческого материала, знакомящего с активной филантропической деятельностью известного Забайкальского купца-золотопромышленника М .Д. Бутина, доказывается стереотипность социального поведения представителей предпринимательского класса в дореволюционной России ■

MERCHANT BUTIN: THE CULTURAL ANALYSIS OF HIS ACTIVITY

In this article an idea of the main role of social and economic factors in the development of philanthropi-cally activity among russian merchants-employers (XIX century - the beginning of XX century) was used. It also includes a process of analyzing the influence of culture traditions, patriotically ideology, and religion on their aspiration of supporting the most prestige aspects of social life: spiritual, intellectual and educational. The regional information about the philanthropically activity of one of the most famous merchants Mikhail Butin (was living in Chita region and developing gold industry) is the example of the social activity, typical for the most of representatives of the merchants in pre-revolutionary Russia ■

* * *

К

ардинальные . произошедшие рах жизнедеятельности России, способствовали

изменения, во всех сфе-современной пробуждению

неподдельного интереса к знакомству с историей отечественных купеческих династий (в том числе и местных, провинциальных), а также с их активной

меценатской и благотворительной деятельностью (8).

Проблема меценатства как никогда ранее актуальна для социальноэкономического, культурного и духовно-нравственного возрождения нашей страны. Страны, длительное время разоряемой и опустошаемой отечествен-

ным «мафиозно-спекулятивным олигархическим капиталом», страны, из которой уже «утекла» за рубеж ни одна сотня миллиардов долларов (4). Как в этой ситуации не вспомнить проникнутые искренней заботой о судьбе многострадальной Отчизны слова М.Д. Бутина: «Если Вы хотите оставить страну пустынной , бедной и закабаленной, вывозите и вывозите из нее сырье. Но если Вы хотите видеть ее населенной, цветущей, если Вы хотите, чтобы пути ее окупались, то поощряйте ее местную заводскую промышленность, развивайте промыслы, земледелие и облегчайте внутренние пути» (13).

Ярким примером служения возвышенным общечеловеческим целям в особенности для сегодняшних новоиспеченных нуворише и горе-руководителей разного ранга может стать судьба Нерчинского купца 1-гильдии, коммерции советника Михаила Дмитриевича Бутина, 170-летний

юбилей со дня рождения которого отмечается в августе этого года.

В многочисленных научных публикациях забайкальских историков и краеведов можно встретить частые упоминания о разнообразной благотворительной деятельности известного в крае предпринимателя-мецената М.Д. Бутина. Наряду с этим разворачивается оживленная дискуссия о необходимости возродить морально-этические традиции филантропической деятельности российского купечества кон. XIX - нач. XX вв. в среде современных предпринимателей постперестроечного периода. Тем не менее, важно осознать, что общество на данном историческом этапе, претерпев серьезную трансформацию во всех сферах социальной жизни, дезориентировало индивидуальное сознание как предпринимателей, так и граждан в

направлении потребительства, эгоизма, стяжательства, обогащения любой ценой. Недооценка значимости духовнонравственных начал в хозяйственноэкономической деятельности привело к утрате ряда факторов (социальных, эко -номических, культурных, ценностных, идеологических и пр.), которые придали бы благотворительности как социальному феномену массовый характер. Задачей настоящей статьи является проведение углубленного социокультуроло-гического анализа меценатства как феномена духовной стороны предпринимательской деятельности в России, а также исследование его направленного влияния на стереотип деятельности Нерчинского купца.

Приступая к рассмотрению обозначенной проблемы, необходимо определиться в понятиях: «меценатство», «благотворительность», «филантропи-

ческая деятельность». Согласно определению, данному в Толковом словаре «благотворительность» - это целенаправленная комплексная деятельность по оказанию «... материальной помощи нуждающимся как отдельным лицам, так и организациям», совершаемая сознательно и отвечающая высоким морально-нравственным идеалам конкретной личности (11). Причем благотворительность так же может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Например: создание приютов, поддержка талантов, просветительская деятельность и прочая социальная помощь населению.

В то время как «меценатство», уточняется в Большой советской энциклопедии, - один из видов благотворительности в сфере науки и искусства (1). «Филантропия», согласно интерпретации С.И. Ожегова, - характеризуется

как наиболее широкое понятие, включающее «благотворительность, помощь и покровительство нуждающимся» (3). В своем толковом словаре В.И. Даль приводит дословный перевод с греческого языка, где «филантропия» - обозначает человеколюбие, заботу об улучшении участи всего человечества (11). Таким образом, очевидно, что более широкое в смысловом плане понятие «филантропия» интегрирует в себе содержание понятий «благотворительность» и «меценатство» (9; 10) и точнее передает суть благодеяний забайкальских купцов, направленных на социально-экономическую стабилизацию в

крае.

При анализе форм и масштабов филантропической деятельности крупных купцов-предпринимателей из знатных династий необходимо учитывать размеры их личного богатства, имущественного благосостояния, а также экономические особенности получения и накопления финансовой прибыли.

Так, Хрисанф Петрович Кандинский коммерции советник, купец 1 гильдии, крупнейший преуспевающий забайкальский купец первой половины XIX в., (через ростовщическую деятельность, опутавший долгами значительную часть населения Восточного Забайкалья), был удостоен медали «За усердие» и звания почетного гражданина города Нерчинска за постройку в своем имении двух больших каменных церквей. Другой именитый Нерчинский купец середины XIX в. - Назар Карпович Верхотуров, - исходя из своих фи -нансовых возможностей, выписал из Эрмитажа в Санкт-Петербурге картины пользующихся признанием отечественных и зарубежных художников, которые затем были выставлены в его небольшом белокаменном доме с колон-

нами, с целью обогатить культурноэстетическую атмосферу родного города. Анализ столь изысканной благотворительной деятельности купцов показал, что в ее основании лежит прагматическое стремление получить звание почетного гражданина города, дающее значительные преимущества перед званием купца. Новая категория - почетное гражданство - являлась наследственной, а значит переходила к детям, освобождала купцов от платежа прямого налога, рекрутской повинности и телесных наказаний (6).

На рассмотрении обширной меценатской и благотворительной деятельности М.Д. Бутина остановимся более детально. Разносторонняя филантропическая деятельность Михаила Дмитриевича была обусловлена не только высоконравственными личностными принципами, но и вполне определенными мотивами его предпринимательской деятельности, которые постепенно

трансформировались в экономические цели.

Во-первых, будучи прекрасно осведомленным в теории и практике хозяйственной деятельности, Бутин знал о взаимозависимости роста рентабельности и прибыли фирмы от культурного и образовательного уровня ее персонала, об этом он писал так: «крупному предпринимателю выгодно иметь своими сотрудниками людей развитых и по возможности образованных» (7). Поэтому не редко отправлял служащих своей фирмы на обучение в Америку и страны Западной Европы. Часто выезжал заграницу и сам Михаил Дмитриевич, для знакомства с «постановкой торговли, заводского дела и золотопромышленности». Отчет о своих поездках талантливый предприниматель представил в виде небольших статей по эконо-

мике, собранных в интересную и поучительную книгу «Письма из Америки». Благодаря данной направленности, как отмечают Нерчинские краеведы Е.Д. Петряев и Н.Д. Музгин, среди служащих было много вполне интеллигентных людей прекрасно образованных и владеющих несколькими иностранными языками, которые в последствии смогли оказать заметное влияние не только на культурную жизнь Нерчинска, но всей Сибири и Дальнего Востока. Достаточно перечислить фамилии таких известных в крае людей, как: А. А. Бородин, П.И. Першин-Караксарский, А.И. Шу-михин и др. (5; 7).

Вместе с тем Бутин энергично использовал и другой путь пополнения состава служащих своей фирмы высокообразованными специалистами в разных сферах деятельности: он не отказывался брать на работу ссыльных лиц и лиц, находящихся под подозрением, если результат сулил принести ему значительную финансово-экономическую выгоду. Вспомним хотя бы талантливых, дерзких в изобретениях, инженеров

О.А. Дейхмана, П.И. Михайлова и М. Коузова, разработавшего и впервые использовавшего для промывки золота механическую драгу.

Во-вторых, стремясь повысить общественный престиж фирмы и стабилизировать ее производственнохозяйственную деятельность, Бутин, в рамках культурно-этических традиций российского предпринимательства кон.

XIX - нач. XX вв., должен был зарекомендовать себя как меценат и благотворитель. Вследствие этого на средства, пожертвованные его фирмой, в Нерчинске открываются новые, столь необходимые городу социальные объекты, как: «женская Софийская прогимназия, музыкальная школа, аптека с аптекарским

складом, типография и общественная баня (купальня)» и пр. Для горожан возле дворца были разбиты большой сад и общественный сквер, а также оранжерея редких тропических растений, привезенных его сестрой Татьяной Мауриц из поездок по странам Азии. Ему же принадлежала идея создания небольшой фермы с опытным полем и сельскохозяйственной выставкой. Бутин выступил идеологом и активным организатором Тяньцзинской научно-торговой экспедиции и многое, многое другое. Местные краеведы отмечают, что «затраты Бутина на культурные учреждения и благоустройство города (даже при 30-40 миллионных годовых оборотах фирмы) были весьма значительными»

(5; 7).

В-третьих, характерной особенностью периода развивающегося капитализма, были острые социальнополитические противоречия в рабочей и городской среде. С целью снижения наметившегося общественного напряжения в дорогом ему городе, Бутин всемерно стремился обогатить и разнообразить духовную жизнь людей путем активной меценатской деятельности в сфере искусств.

Достаточно вспомнить уникальную коллекцию картин, принадлежавшую Михаилу Дмитриевичу, которая демонстрировала незаурядные культур -ные запросы владельца и еще при его жизни получившая высокую оценку специалистов. По признанию современных искусствоведов, подобного уровня частного собрания художественных произведений не было ни в одном дальневосточном городе вплоть до середины

XX в. В изысканной художественной коллекции купца-мецената, среди полотен известных отечественных и зарубежных мастеров нашлось место и ра-

ботам местных самодеятельных художников - П.Н. Рязанцева, Н.П. Тюрина, С. Вронского, Н.Г. Михайловского и др. Предоставляя им частые заказы и беря с собой в деловые поездки по области, он, тем самым, способствовал развитию их самобытной творческой деятельности.

Необходимо отметить и домашнюю богатейшую коллекцию минералов, а также имеющую широкую популярность библиотеку, с замечательным подбором книг, насчитывающим до 30 тыс. экземпляров, помимо многочисленных газет и журналов на четырех европейских языках (5;7).

Неординарное решение Бутина организовать музыкальную школу непосредственно во дворце, объяснялось его большой любовью к классической музыке и склонностью к занятиям композицией. Сохранились воспоминания о том, что он сам достаточно хорошо играл на нескольких музыкальных инструментах. В бесплатной школе обучали музыке и музыкальной грамоте одаренную и заинтересованную часть Нерчин-ской молодежи. В процессе проведения регулярных музыкальных концертов приобщали местную публику к утонченному виду искусства, знакомя ее с лучшими произведениями отечественных и зарубежных композиторов. В Бу-тинском дворце по приглашению хозяина выступала знаменитая солистка Петербургской оперы Д.М. Леонова, которой во время ее концерта успешно аккомпанировал оркестр музыкальной школы. В контексте бескорыстного служения возвышенным идеалам просвещения можно отметить неослабевающую заботу Бутина о деятельности литературного и театрального кружков, призванных удовлетворить духовные потребности образованной части жителей города и способствовать через орга-

низованную творческую среду формированию их морально-нравственных ценностей.

В-четвертых, практическая заинтересованность в подъеме деловой и социальной активности сотрудников и рабочих Бутинской фирмы содействовала политике расширения и разнообразия их культурной досуговой деятельности.

В краеведческом очерке Е.Д. Пет-ряев уточняет, что дворцовый оркестр состоял в основном из служащих фирмы Бутина и учеников второго класса музыкальной школы. Сохранились воспоминания, согласно которым во дворце проводились ежегодные Новогодние праздники специально для детей служащих и пр. (2). Стремясь к социальному улучшению положения своих рабочих и их духовному росту, он при заводах и приисках организовывал больницы, школы, выделял деньги на их содержание. На протяжении бурной и плодотворной жизни Бутин мечтал открыть в родном ему городе ремесленное училище, которому после смерти завещал роскошный фамильный дворец.

Юношеские мысли и переживания Михаила Бутина с годами оформились в твердое жизненное кредо, что истинная коммерция должна нести человечеству благо и всемерное улучшение жизненных условий (12). Этой позиции он был верен всегда и во всем. Она была созвучна главной ценности, разделяемой российскими купцами-предпринима-

телями конца XIX в. - «служению высшему общественно-государственному

идеалу». Вследствие чего разносторонняя хозяйственно-предприниматель-

ская и социально-благотворительная деятельность воспринималась ими как общественно значимое дело, как служение и долг перед государством.

Обобщая изложенное можно ут-

верждать, что меценатство и благотворительность были важными смыслообразующими мотивами жизни всех членов большой дружной купеческой семьи Бутиных, при всем этом их широкая филантропическая деятельность определялась потребностями «рачительного хозяина» и соответствовала господствующим в российском обществе морально-этическим традициям и социально-культурным ценностям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. - С. 463.

2. Закаблуковская Н.Н. Специальный музей Восточного Забайкалья II пол. XIX -нач. XX вв. / сб. Историко-культурное и природное наследие проблемы сохранения, трансляции и подготовки кадров. Улан-Удэ. 2004. - С. 277-291.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. - 1981. - С. 758.

4. Осипов Г.В., Левашов В.К., Хлопьев А. Т. Стратегия реформирования России //

Социально-политический журнал. - 1994. № 2. - С. 3-18.

5. Петряев Е.Д. Нерчинск. Очерки культуры прошлого. 2-е изд. Чита, 2003. - С. 40-41.

6. Миронов Б.Н. Социальная история Рос -сии периода империи (XVIII - нач. XX вв.) СПб., 1999. Т. 1. С. 347-348.

7. Музгин Н .Д. Родная земля - Забайкалье. Изд. - 2-е. Чита, 2003. - 129 с.

8. Суркова НА., Алферина М.И. Михаил Андреевич Зензинов: краевед, естествоис-пытатель Забайкалья (20-70 годы XIX века). Улан-Удэ: ГОУ ВСГАКИ 2004.

9. Словарь русского языка. В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд. М.: Русс. яз., 1981-1984. Т-2. К-О - 1982. С. 262.

10. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. 3-е изд. М.: Политическая литература. 1975. С. 26.

11. Толковый словарь живого великорус -ского языка / Сост. В.И. Даль. Т. 4. М., 1955. - С. 534.

12. Хавкин О. А. Дело Бутиных. Чита, 1994. С. 16.

13. Х

авкин О.А. Дело Бутиных. Чита, 1994. С. 24.

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ КИТАЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

УДК 37 (510)

Цуй Хунхай, Шаньдунский институт технологии и бизнеса

В статье рассмотрены процессы трансформации современной системы образования КНР в интерпретации китайских учёных в контексте теорий регионализации ■

The processes of transformation of Modern Chinese Education are analyzed in this article. It is regarded the notions 'modernization of education" in the interpretations of Chinese scientists and the essence of the regionalization theory in this context are analyzed ■

* * *

ивилизационная специфика, целом, заключается в глубокой связи

I которая определяет своеобра- педагогических идей с философским

зие образовательной системы в Китае в содержанием китайской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.