Научная статья на тему 'Политические аспекты устойчивой системной трансформации в переходных обществах'

Политические аспекты устойчивой системной трансформации в переходных обществах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
224
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОДНЫЕ ОБЩЕСТВА / УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБЪЕКТИВНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / TRANSITIONAL SOCIETIES / SUSTAINABLE SYSTEM TRANSFORMATION / OBJECTIVE MODERNIZATION / GLOBALIZATION / REINTEGRATION / SOCIALITY / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Караткевич Александр Григорьевич

В статье перечисляются факторы, которые влияют на трансформационные процессы в переходном обществе; систематизируются основные элементы устойчивой системной трансформации общества; утверждается, что она носит ярко выраженный политический характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Political Aspects of Sustainable System Transformation in Transitional Societies

The article specifies the factors, which affect the transformational processes in transitional society. The main elements of the society’s sustainable transformation are systematized. It is proved that sustainable system transformation is of strongly pronounced political nature.

Текст научной работы на тему «Политические аспекты устойчивой системной трансформации в переходных обществах»

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Политические аспекты устойчивой системной трансформации в переходных обществах

А. Г. Караткевич (Академия труда и социальных отношений, г. Москва,

Московский гуманитарный университет)

В статье перечисляются факторы, которые влияют на трансформационные процессы в переходном обществе; систематизируются основные элементы устойчивой системной трансформации общества; утверждается, что она носит ярко выраженный политический характер.

Ключевые слова: переходные общества, устойчивая системная трансформация, объективная модернизация, глобализация, реинтеграция, социальность, гражданское общество.

В современных условиях многие области общественной жизни трансформируются, следствием чего является возникновение трансформационных вызовов, оказывающих разностороннее воздействие на различные сферы жизнедеятельности переходного общества. Многие трудности этапа модернизации обусловлены недостаточным учетом либо игнорированием этих вызовов и соответственно отсутствием адекватного, достойного ответа на них. Многосложность этой задачи требует совокупности глубоких научных исследований, направленных непосредственно на изучение данных аспектов. Одно из важнейших мест в совокупности этих проблем занимает политический аспект устойчивой системной трансформации.

В переходный период трансформационные процессы принизывают все важнейшие сферы жизнедеятельности общества — экономическую, политическую, духовную и другие, что усиливает обоснованность выявления важнейших внутренних и внешних факторов, которые необходимо учитывать при определении

условий и основных элементов оптимизации трансформационных изменений в переходных обществах: во-первых, фактор глобализации, который существенным образом влияет на трансформационные процессы в переходном обществе; во-вторых, фактор гражданского общества, развитие которого является необходимым условием гуманизации трансформационных изменений; в-третьих, фактор реинтеграции, который способен снизить негативные последствия глобализации, в частности в социальной сфере, способствовать устойчивой системной трансформации — стабилизации трансформационных процессов и в конечном итоге ликвидации социально-политических противоречий; в-четвертых, усиление фактора социальности (реализация принципов социальной солидарности) является важнейшим условием, способствующим стабилизации трансформационных изменений в переходных обществах.

Рассмотрим эти факторы более подробно.

Необходимость учета фактора глобализации обусловлена тем, что трансформирую-

щийся глобальный мир отличается от мира международного рядом особенностей: он строится в условиях принципиально новой международной среды — бурно развивающаяся глобализация охватила все сферы жизни — экономическую, социальную, политическую, культурно-духовную и т. д., наряду с позитивными сторонами она породила социальные сложности и издержки не только для так называемых государств третьего мира, но и для государств, которые находятся в переходном состоянии и подвергаются всесторонней трансформации.

Основываясь на утверждении исследователей, которые подчеркивают, что для глобализации характерно усиление и усложнение взаимных связей в экономической, политической и общественной жизни, приобретающих планетарный характер (Гринин, 2008: 125), попытаемся систематизировать издержки глобализации с учетом структуры системной трансформации. Выделим издержки социоэкономические, социополитические, социокультурные и со-ционаднациональные.

Глобализацию сопровождают трансформационные вызовы социоэкономического порядка, обусловливающие рост неравенства в распределении доходов между развитыми и развивающимися странами, ухудшение условий жизни работников неквалифицированного труда, демонтаж «социального государства» и др. В сегодняшнем мире глобализация оказывается процессом, обеспечивающим благополучие сильных за счет слабых. По мнению ряда исследователей, процесс экономической глобализации создал предпосылки для глобализации политической, которая сопровождается ростом социальной напряженности (Дзлиев, 2011).

Сущность социополитических издержек глобальных трансформационных вызовов проявилась в ряде специфических особенностей: опережающий по отношению к материальному производству рост объемов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков; роль глобальных денег выполняет доллар США, который всего на несколько процентов обеспечивается золотым резервом США, как следствие — финансовый

кризис в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, России в 1998 г., мировой финансовый кризис в 2008 г.; в решении многих вопросов большинство членов международного сообщества оказывается на одной стороне, США — на другой; неравномерное распределение в мире положительного эффекта глобализации. В результате возникают глобальные противоречия между имущими и неимущими, несущие в себе политические последствия (Гордеев, 2008: 81).

Специфика социокультурных издержек проявляется в том, что глобализация вторгается в социокультурную сферу современных национально-государственных образований, изменяет их культурно-духовный вектор развития. В социокультурной сфере идеология и политика глобализации — это идеология господства масскультуры, основанной на принципах идеологии неолиберализма, действующей по чисто экономическому принципу потребительства.

Соционаднациональные издержки ослабляют и ставят под сомнение могущество национального государства, вдоль и поперек пронизывая его территориальные границы множеством разнообразных, не связанных с определенной территорией социальных зависимостей, рыночных отношений, сетью коммуникаций, несхожими нравами и обычаями населения.

Поскольку национально-государственные рамки утрачивают свою обязательность, те, кто выигрывают от глобализации, и те, кто от нее проигрывают, оказываются сидящими за разными столами. Добиться какого-то равновесия между ними трудно, так как отсутствуют рамки общности, в которых можно было бы локализовать и урегулировать этот выходящий за границы национального государства конфликт.

Учет фактора гражданского общества обусловлен тем, что, с одной стороны, глобализация бросает вызов трансформирующимся социальным институтам — не только государству, но и структурам гражданского общества (профсоюзам, политическим партиям и т. д.), а с другой — требует осмысления новых политических явлений, более четкого понимания

того, что позитивное ожидает человека в эпоху смены миропредставления, с какими негативными явлениями ему придется столкнуться уже в ближайшем будущем. Поэтому управлять происходящими трансформационными изменениями, регулировать процессы глобализации, обеспечить основные права, дать возможность для реализации потенциала как можно большему количеству людей — это должно стать предметом общих устремлений государства, работодателей, профсоюзов и других институтов гражданского общества.

Отсюда вытекает и необходимость учета фактора реинтеграции. Например, значительные проблемы существуют в координации совместных проектов стран СНГ, поскольку правительства многих стран Содружества заинтересованы в интеграции с Россией, а не между собой. В связи с этим возникает необходимость поиска источников реанимации реинтеграционных процессов, которые обнаруживаются в структурах гражданского общества постсоветских государств (Бабурин, 2001: 132-137).

Останавливаясь на роли усиления факторов социальности, следует отметить, что речь идет не только о реализации этих факторов, но и об обеспечении социальной консолидации, что достигается за счет баланса интересов различных социальных слоев и групп. Другими словами, необходимо перераспределение властных функций в пользу субъектов гражданского общества. В этом контексте заслуживают внимания выделенные рядом исследователей принципы социальной солидарности, реализация которых на практике будет способствовать устойчивой системной трансформации. Рассматривая проблемы формирования консолидирующей идеологии, А. Маршак предлагает приемы и методы консолидации общества разделить на социальные и культурные (Маршак, 2008: 33).

Однако целесообразно систематизировать основные элементы устойчивой системной трансформации общества с учетом ее структуры: социоэкономические — борьба с бедностью, создание условий и норм распространения социальной справедливости, решение вопросов социальной защиты; социопо-

литические — охрана прав человека, формирование правового и социального государства; социокультурные — опора на традиции национальной культуры, создание условий социокультурного равенства; соционаднацио-нальные — создание условий, способствующих консолидации всех конструктивных сил общества, достижению общественного согласия с целью противостояния внешним угрозам и др.

За основу устойчивой системной трансформации необходимо взять «объективную» или «эффективную модернизацию» как технологию, акцентирующую внимание на анализе политических и экономических изменений в переходный период, определяющую собственную способность политической системы адаптироваться к новым социально-экономическим, культурно-духовным, внешнеполитическим условиям, создавать свои новые виды экономических и социальных институтов. Ее основные черты: создание и развитие конкурирующих политических, неполитических общественных организаций и других институтов гражданского общества, формирование эффективного политического механизма, законодательной системы, правовой технологии регулирования конфликтов, возрастание социальной роли государства и др.

Именно усиление фактора социальности, реализация принципов социальной справедливости создают основу социально-устойчивого положения членов общества и в результате — определенную социально-политическую стабильность. Такой подход объясняется тем, что человек, будучи удовлетворенным уровнем и качеством своей жизни, имея возможности для свободного развития, скорее всего не будет стремиться радикально менять свое положение. Таким образом, можно констатировать, что социальная справедливость обладает политическими качествами (Суярко-ва, 2007: 28). Поэтому и устойчивая системная трансформация носит ярко выраженный политический характер, что проявляется в ограничительных и гарантирующих функциях государства как политического института:

— социоэкономической (с помощью нее решаются такие задачи, как ограничение моно-

полизации; регламентация трудовых отношений; регулирование экономики; концентрация средств на социальные программы и нужды);

— социополитической (давая гарантии и закрепляя их на конституционном уровне в виде системы прав человека, государство не просто дает помощь, а предоставляет право получать ее гарантированно);

— социокультурной (проявляется при решении таких задач, как предоставление возможностей получения образования, повышения культурно-духовного уровня);

— соционаднациональной (реализуя принципы социальности, государство должно (обязано) предоставить гражданам правовые гарантии и госзащиту на внешнеполитической арене, обеспечить принципы справедливости и конкуренции для граждан в связи с процессами глобализации, быть открытым государством).

Суть стратегии устойчивой системной трансформации заключается в решающей роли государства в развитии и становлении рыночных отношений, обеспечении регулируемого характера всех рыночных новаций. Эта идея должна пронизывать все сферы функционирования государства, определять характер взаимоотношений и взаимодействия не только ветвей государственной власти, но и институтов гражданского общества в различных сферах жизнедеятельности общества. Поэтому нужны совместные усилия всех ветвей власти, общественности и граждан, направленные на формирование эффективной системной трансформации. Такой подход актуален для России, Беларуси и многих других трансформирующихся постсоветских государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабурин, С. Н. (2001) Через Сообщество России и Белоруссии — к Союзу Беларуси и России // К единому государству: о создании российско-белорусского Союзного государства / под ред. Г. В. Осипова, С. Н. Бабурина. М. : Радон-пресс. С. 132-137.

Гордеев, И. В. (2008) Особенности глобальной политики в эпоху постмодерна // Власть. № 3. С. 79-82.

Гринин, Л. Е. (2008) Национальный суверенитет и процессы глобализации (Вводные замечания) // Полис. №1. С. 123-133.

Дзлиев, М. И. (2011) Национальная безопасность в глобализирующемся мире // Глобальные процессы и устойчивое развитие : сб. ст. / отв. ред. А. Д. Урсул. М. : Изд-во РГТЭУ. С. 156-192.

Маршак, А. Л. (2008) Культура и идеология в социальной жизни России: различия и идентичность // Власть. № 6. С. 28-33.

Суяркова, Т. Н. (2007) Социальная справедливость: проблемы институционализации в современном обществе // Власть. № 11. С. 28-31.

THE POLITICAL ASPECTS OF SUSTAINABLE SYSTEM TRANSFORMATION IN TRANSITIONAL SOCIETIES A. G. Karatkevich (The Academy of Labour and Social Relations, Moscow City, Moscow University for the Humanities)

The article specifies the factors, which affect the transformational processes in transitional society. The main elements of the society’s sustainable transformation are systematized. It is proved that sustainable system transformation is of strongly pronounced political nature.

Keywords: transitional societies, sustainable system transformation, objective modernization, globalization, reintegration, sociality, civil society.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Baburin, S. N. (2001) Cherez Soobshchestvo Rossii i Belorussii — k Soiuzu Belarusi i Rossii // K edinomu gosudarstvu: o sozdanii rossiisko-belorusskogo Soiuznogo gosudarstva / pod red. G. V. Osipova, S. N. Baburina. M. : Radon-press. S. 132-137.

Gordeev, I. V. (2008) Osobennosti global’noi po-litiki v epokhu postmoderna // Vlast’. № 3. S. 79-82.

Grinin, L. E. (2008) Natsional’nyi suverenitet i protsessy globalizatsii (Vvodnye zamechaniia) // Polis. №1. S. 123-133.

Dzliev, M. I. (2011) Natsional’naia bezopasnost’ v globaliziruiushchemsia mire // Global’nye pro-tsessy i ustoichivoe razvitie : sb. st. / otv. red. A. D. Ursul. M. : Izd-vo RGTEU. S. 156-192.

Marshak, A. L. (2008) Kul’tura i ideologiia v so-tsial’noi zhizni Rossii: razlichiia i identichnost’ // Vlast’. № 6. S. 28-33.

Suiarkova, T. N. (2007) Sotsial’naia spraved-livost’: problemy institutsionalizatsii v sovremennom obshchestve // Vlast’. № 11. S. 28-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.