Научная статья на тему 'Российский опыт формирования идентичности в обществе переходного типа'

Российский опыт формирования идентичности в обществе переходного типа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / CRISIS OF IDENTITY / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ПЕРЕХОДНОЕ ОБЩЕСТВО / TRANSITIVE SOCIETY / ТРАНЗИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО / TRANSITIONAL SOCIETY / МОДЕРНИАЗЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ОБЩЕСТВА / MODERNIZATION PROJECT OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немчина Вера Ивановна

В статье рассматривается причины кризиса идентичности в современном трансформирующемся российском обществе, обусловленные тем, что возникает новый тип общества нестабильного, неуравновешенного, социальная динамика которого характеризуется возникновением таких социальных ситуаций, которые являются выражением множественности социальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Немчина Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN EXPERIENCE IN THE FORMATION OF IDENTITY IN A TRANSITIONAL SOCIETY

The article deals with the reasons of the crisis of identity in today's transforming Russian society, which is determined by the fact that a new kind of society appears. It is unstable, unbalanced, with social dynamics, characterized by the emergence of such social situations which express the multiplicity of sociality.

Текст научной работы на тему «Российский опыт формирования идентичности в обществе переходного типа»

РОССИИСКИИ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА1

В.И. Немчина

УДК 316.33 © 2015 г.

Немчина Вера Ивановна - кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, е-mail: nemchina@sfedu .т

Аннотация. В статье рассматривается причины кризиса идентичности в современном трансформирующемся российском обществе, обусловленные тем, что возникает новый тип общества - нестабильного, неуравновешенного, социальная динамика которого характеризуется возникновением таких социальных ситуаций, которые являются выражением множественности социальностей.

Ключевые слова: кризис идентичности, идентификация, переходное общество, транзитивное общество, модерниазционный проект общества.

В современной исследовательской литературе существует несколько основных подходов, характеризующих социальную динамику современного российского общества как переходное состояние, что дает возможность оценивать современное российское общество, во -первых, как переходное. Другой акцент делается в исследованиях, характеризующих современное российское общество как транзитивное, и, наконец, третий акцент характеризует его как модернизирующееся общество. Нам представляется важным разобраться с указанными подходами, поскольку в зависимости от того или иного акцента форматируется социальная и личностная идентичность в этом обществе.

Переходной характер общественного развития, как отмечает А.Н. Данилов, связан с процессами трансформации социальных, эко-

1 Статья выполнена в рамках внутреннего гранта ЮФУ № 213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи».

номических, политических отношений и всей его социальной структуры [7]. Переходная фаза развития связывается с системной трансформацией всего комплекса общественных отношений. Говоря о кризисе, автор полагает, что он является выражением противоречий новых общественных отношений. Кризис же идентификации обусловлен социальными рефлексами коллективного самосохранения, потребностью сохранения самобытности в новых социально-исторических условиях. Соответственно, оптимизация разрешения данного кризиса заключается в осмыслении модели оптимального развития в наличных социально-исторических условиях. Кризис идентичности сам по себе не является негативным маркером переходного этапа общественного развития. Он свойствен и тем социальным системам, которые характеризуются стабильной социальной динамикой.

Нестабильность переходного общества, незавершенность трансформационных процессов, непредсказуемость и хаотичность его развития между тем характеризуются его открытостью, демократизацией, модернизацией, глобализацией и идеологической свободой. Применительно к современному этапу российского общества мы можем наблюдать определенное ограничение указанных показателей, что делает его оценку как общества переходного типа весьма проблематичной. К тому же для любого переходного общества характерны поиск оптимальных путей выхода из сложившегося социокультурного кризиса, отбор, апробация и осмысление мировой практики, чего нельзя сказать о современной России, поскольку она в некотором отношении находится в ситуации, которую, условно говоря, можно назвать вынужденной, что делает поиски путей из кризиса также вынужденными. В этом плане современная социальная динамика российского общественного развития несколько выпадает из общецивилизационного процесса и не укладывается в рамки общепринятых цивилизационных типов.

Различные метаморфозы переходного периода и разнообразные волны социокультурного кризиса создают атмосферу неопределенности и нестабильности, соответственно чему идентификационный фон характеризуется смысловыми деформациями, потерями ценностных ориентиров, коллизиями потери ментальных образов и заменой их соответствующими идеологизированными конструктами, которые призваны снять напряженность и консолидировать нацию, но зачастую только лишь выступают катализаторами напряжения, поскольку люди в новой социокультурной среде перенасыщены неопределенностью и нестабильностью [2].

Социокультурная динамика процессов в современной России, на фоне которой реализуются идентификационные процессы, не укладывается в «прокрустово ложе» переходного общества. На наш взгляд, это связано с тем, что для осмысления переходных процессов требуется отдавать более полный отчет о том, что из себя представляет системная трансформация общества. Известный российский социолог В.А. Ядов, подводя итоги многолетней дискуссии, связанной с осмыслением современной России как трансформирующегося общества, отмечает, что специфика трансформаций, происходящих в современном российском обществе, связана с тем, что наше общество находится в «высокоактивной фазе социальных трансформаций» [14]. При этом незавершенность процесса перехода и нестабильность трансформаций близки к состоянию неуправляемости и хаоса. По И. Пригожину и Г. Николису, общество находится в состоянии своеобразной стабильности, называемом «динамическим хаосом» [11, с. 51].

Отсюда следует логический вывод о том, что современное российское общество - это некоторая иная цивилизация, отличающаяся от европейской и американской, по словам В.Г. Федотовой, современная Россия является «другой» Европой [12, с. 155].

И, систематизируя данные представления, В.А. Ядов приводит аргументы в пользу данного тезиса:

• во-первых, в России не сформировалось гражданское общество;

• во-вторых, в России не развиты демократические институты, которые проводили бы политику трансформации

• в-третьих, трансформационные процессы в отличие от Европы и Америки идут не под действием гражданского общества;

• в-четвертых, трансформационные процессы проходят под эгидой государства;

• в-пятых, все российские модернизации, начиная с петровских времен и заканчивая современными процессами, идут сверху и по сути являются мобилизационными процессами;

• в-шестых, исторически России несвойственны концепции «общественного договора» и роли государства как посредника между различными социальными группами акторов социально-политических и экономических преобразований;

• в-седьмых, социальными акторами преобразований в России всегда были и остаются не социально активные группы населения, а вершины вертикали власти, а именно полновластные властители либо верхние этажи теневых структур силовиков и олигархов [14].

Как подчеркивает В.А. Ядов, результатами таких трансформаций, как правило, являются деструктивные социальные процессы, а именно власть еще больше дистанцируется от народа, государство - от общества, возникают различные социально-политические «метастазы» в виде «потребителей» такой трансформации, паразитирующих на социальных проблемах, нарастают анклавизация и гибридизация общества [14].

Все это с неизбежностью сказывается на процессах идентификации, которые характеризуются нарастающим кризисом. Кризисом поражены все социальные предпосылки и социальные институты, которые имеют отношение к самоидентификации: семья, школа, образование, все жизненное пространство людей, а также характеризуются нестабильностью. Если к этому добавить социально-политический анамнез идентификационных процессов - советское прошлое, это лишь усиливает кризисные явления социальной и личностной идентичности.

Если ранее идентификационный процесс проходил по устойчивой схеме типа «мы прежде всего советские люди», то современный «парад суверенитетов», рост тенденций национализма и возрождение различных форм конфессиональной идентичности, размывает грани идентичности, делает их достаточно неопределенными, противоречивыми. Это порождает соответствующие социальные мифы и иллюзии. Об этом хорошо сказано в монографии «Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма», изданной в 2010 г. [10, с. 28].

Есть точка зрения, согласно которой параметры транзитивного общества как общества, пропускающего транзитом на своем трансформационном пути развития некоторые стадии и состояния, подходят более всего к анализу колониального государства. Возникает вопрос о том, какой смысл вкладывается в понятие транзита. Обычно транзит понимается как некий переход из одного состояния общественной системы в другое. Такое общество, кстати говоря, можно назвать переходным, если только определенные стадии и фазы перехода не пропускаются транзитом. Механизм перехода, согласно современным исследователям, связывается с социальными флуктуациями и так называемыми точками бифуркации, точками выбора путей развития. Так, В. Вайдлих отмечает, что эти точки являются критическими, многофакторными и могут быть осознаны только постфактум [3].

Само развитие системы является нелинейным, хаотичным, колебательным и характеризуется множеством альтернативных вариантов. Нетрудно заметить, что применительно к современному состоянию

трансформационных процессов российского общества характеристики предсказуемости и стабильности вряд ли являются доминирующими качествами и социальными тенденциями. По крайней мере такие выводы можно сделать из многолетних регулярных исследований Института социологии РАН, представляемых в публикациях академика М.К. Горшкова [4, 5]. Это прежде всего касается развития социальных институтов современного российского общества.

Особенностью любого транзитивного общества является наличие различных альтернатив общественного развития, связанных с различными социальными ориентациями, предпочтениями и мотивациями социальных акторов, представляющих, с одной стороны, ранее выявленные ориентации на модернизацию, либерализацию, международную интеграцию и глобализацию всех сторон общественной жизни, а с другой - ориентации на традиционализм, консерватизм, изоляционизм и авторитаризм.

Транзитивность общества выражается в сложном взаимодействии социально-топологических и социальных темпоральных структур, а именно взаимодействии социальных структур, социальных институтов и людей, их представляющих, с темпорально-процессуальными характеристиками и векторами социально-экономических и социально-политических процессов. Та или иная форма этого сложного и противоречивого социального взаимодействия выражает либо застревание в том или ином социальном топосе (пространстве социальной реальности), либо прохождение данных этапов транзитом, с переходом в другой социально-темпоральный континуум.

Основные противоречия такого способа общественного развития усиливаются в соответствии с модернизационными проектами социальных трансформаций. Вообще любой модернизационный проект необходимо рассматривать с точки зрения двух возможных альтернатив: либеральной и традиционной консервативной. Либеральная альтернатива, как отмечает С.Н. Гавров, отталкивается от универсалистской картины мира и исходит из того, что все страны развиваются по одному эталону-образцу, западному, и ориентируются на такие общепринятые ценности, как свобода личности, права человека, свобода ве-роисповедования, свобода слова и предпринимательства, равенство всех перед законом и идеалы гражданского правового общества [4]. Традиционная консервативная альтернатива выявляет противоречия такой модели модернизации и акцентирует внимание на необходимости соответствия модернизационного проекта национальным особен-

ностям, традициям, ориентируясь на такие модернизационные ценности, как стабильность, порядок и консерватизм.

Фундаментальные цивилизационные процессы, имеющие место в современной России, характеризуются глубоким социальным кризисом, социальными и политическими конфликтами, трансформацией всей социальной структуры, существенными изменениями во внутренней и внешней политике. Все это характерно для транзитивного общества переходного типа, совмещающего малосовместимые либеральную и консервативную модели модернизационных процессов. Спецификой российского этапа трансформационных процессов являются не только совмещение несовместимого, но и сущностные российские параметры: огромная территория и неравномерность ее развития, многонацио-нальность, многоконфессиональность и разноукладность общественной жизни, ее исторический путь и недавнее социалистическое прошлое, противоречивые методы реформирования, как правило, проводимые сверху, особенности акторов социальных трансформаций, среди которых особую роль играют бывшая и новая номенклатура, вертика-лизация властных отношений, специфика сырьевой экономики и многое другое.

Спецификой особого пути российских трансформационных процессов, равно как и спецификой идентификационных процессов, является существование особой российской цивилизации, со своей историей, со своей религией, со своим пониманием своего исторического предназначения. В основе этой особой цивилизации лежит этническая природа российского обществе, более того, суперэтнос как группа этносов, объединенных общей территорией, общей историей, общим языком и общей культурой.

Соответственно, идентификационные процессы, характерные для современных россиян, протекают и с учетом параметров трансформационных процессов, о которых шла речь выше, и с учетом специфики этого суперэтноса, формирующего свою цивилизацию, как процесс развития суперэтноса, как выражение его жизненного пути. Несмотря на отдельные черты сходства с западными и восточными цивилизациями, российская имеет и явные отличительные особенности.

Все это сказывается на идентичности индивида в современном российском обществе: противоречивость пограничных состояний между Западом и Востоком, противоречия либерализации и традиционализма выражаются в расщепленности идентификационных моделей [1]. Идентичность становится, как отмечают З.А. Жаде и А.В. Рубцов, А.В. Лубский и Р.А. Лубский, многозначной, многоуровневой, причем

разные уровни идентичности могут находиться не в согласии, в неравновесном и противоречивом единстве. Массовизация выражается в над-этнических формах идентичности; цивилизационные формы идентичности сплетаются с идеологическими, в частности, с геополитическими представлениями [8, 9, 13].

Духовная ортодоксальность часто выражается в мессианском характере идентификационных представлений. Очаговая цивилизацион-ная представленность современного российского общества воплощается в множестве локальных идентичностей, среди которых этнические и региональные. Кризис идентичности на рубеже веков и эпох выражается в маргинальных типах идентичности, в социальном конформизме как форме идентичности, в апатии как типе социального поведения и даже в протестных типах идентичности.

Литература

1. Авраамова Е.М. Формирование новой российской макроидентичности // ОНС. 1998. № 4. С. 19-29.

2. Албакова Ф. Кризис государственной системы как катализатор политической напряженности // Центральная Азия и Кавказ. 2002. № 4 (22). С. 112-121.

3. Вайдлих В. Социодинамика: системный подход к математическому моделированию в социальных науках. М., 2005.

4. Гавров С.Н. Модернизация // Социокультурная антропология: история, теория, методология : энцикл. словарь. М., 2012. С. 821-830.

5. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000. 384 с.

6. Горшков М.К. Российское общество как новая социальная реальность // Россия реформирующаяся : ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. М., 2007. Вып. 6. С. 3-9.

7. Данилов А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. Минск, 1998. 432 с.

8. Жаде З.А. Векторы геополитической идентичности. Майкоп, 2007. 335 с.

9. Лубский А.В., Лубский Р.А. Этатизм и патернализм как культурные маркеры циви-лизационной идентичности в России // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3.

References

1. Avraamova E.M. Formirovanie novoy rossiyskoy makroidentichnosti // ONS. 1998. № 4. S. 19-29.

2. Albakova F. Krizis gosudarstvennoy sis-temy kak katalizator politicheskoy napryazhen-nosti // Tsentral'naya Aziya i Kavkaz. 2002. № 4 (22). S. 112-121.

3. Vaydlikh V. Sotsiodinamika: sistemnyy podkhod k matematicheskomu modelirovaniyu v sotsial'nykh naukakh. M., 2005.

4. Gavrov S.N. Modernizatsiya // Sotsiokul'turnaya antropologiya: istoriya, teor-iya, metodologiya : entsikl. slovar'. M., 2012. S. 821-830.

5. Gorshkov M.K. Rossiyskoe obshchestvo v usloviyakh transformatsii (sotsiologicheskiy analiz). M., 2000. 384 s.

6. Gorshkov M.K. Rossiyskoe obshchestvo kak novaya sotsial'naya real'nost' // Rossiya reformiruyushchayasya : ezhegodnik / otv. red. M.K. Gorshkov. M., 2007. Vyp. 6. S. 3-9.

7. Danilov A.N. Perekhodnoe obshchestvo: problemy sistemnoy transformatsii. Minsk, 1998. 432 s.

8. Zhade Z.A. Vektory geopoliticheskoy identichnosti. Maykop, 2007. 335 s.

9. Lubskiy A.V., Lubskiy R.A. Etatizm i paternalizm kak kul'turnye markery tsivili-zatsionnoy identichnosti v Rossii // Gumani-tariy Yuga Rossii. 2013. № 3.

10. Мифы и заблуждения в изучении империи и национализма / под ред. И. Герасимова, М. Могильнер, А. Семенова. М., 2010.

11. Пригожин И., Николис Г. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипа-тивных структур к упорядоченности через флуктуации. М., 1979.

12. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.

13. Рубцов А.В. Российская идентичность и вызов модернизации. М., 2009. 260 с.

14. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов. URL: www.http /104/2707-1-rossiya-kak-transformiruyusheesya-obshestvo-rezyume-mnogoletneiy-diskussii-sociologov. html (дата обращения: 12.09.2015).

10. Mify i zabluzhdeniya v izuchenii imperii i natsionalizma / pod red. I. Gerasimova, M. Mogil'ner, A. Semenova. M., 2010.

11. Prigozhin I., Nikolis G. Samoorgani-zatsiya v neravnovesnykh sistemakh: Ot dis-sipativnykh struktur k uporyadochennosti cherez fluktuatsii. M., 1979.

12. Fedotova V.G. Modernizatsiya «dru-goy» Evropy. M., 1997.

13. Rubtsov A. V. Rossiyskaya identichnost' i vyzov modernizatsii. M., 2009. 260 s.

14. Yadov V.A. Rossiya kak transformiruyu-shcheesya obshchestvo: rezyume mnogoletney diskussii sotsiologov. URL: www. http/104/ 2707-1 -rossiya-kak-transformiruyusheesya-obshestvo-rezyume-mnogoletneiy-diskussii-soci ologov.html (data obrashcheniya: 12.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.