Научная статья на тему 'Трансформация высшего образования как фактор формирования профессиональных рисков преподавателей'

Трансформация высшего образования как фактор формирования профессиональных рисков преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ / РИСК / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / CHANGE / RISK / UNCERTAINTY / DECISION MAKING / UNIVERSITY / PROFESSIONAL UNITY / TEACHING AND SCIENTIFIC ACTIVITY / PUBLISHING ACTIVITY OF LECTURER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шманцарь М.В.

В статье раскрывается понятие профессионального риска с позиций социологического подхода. Рассматривается специфика происходящих на данный момент изменений в сфере высшего образования, что позволяет сделать вывод о ее трансформации. На основе результатов проведенного эмпирического исследования определяется влияние трансформационных процессов в высшем образовании на формирование профессиональных рисков преподавателей. Преподаватель является одним из ключевых субъектов образовательной деятельности, от готовности которого принять изменения и содействовать их становлению в качестве нормы зависит успешность трансформации. Поэтому особое внимание в статье уделяется тому, как преподаватели высшей школы оценивают внедряемые изменения, какие они видят положительные и отрицательные тенденции и возможные последствия этих изменений. Высшее образование в условиях трансформации это рискогенная среда, так как появляются новые требования, которые противоречат устоявшимся, «традиционным», практикам. Преподаватели принимают решения, касающиеся своей профессиональной деятельности, не зная, к чему приведет выбор той или иной альтернативы в конкретной ситуации. Соответственно, трансформацию высшего образования следует рассматривать как важный фактор возникновения профессиональных рисков преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF THE UNIVERSITY TEACHERS’ PROFESSIONAL RISKS GENERATION

This article describes the notion of professional risk from the viewpoint of sociological approach. The paper considers the specificity of current changes in the sphere of higher education what allows making a conclusion concerning its transformation. On the base of the conducted empirical research the paper defines an influence of transformation processes in higher education on formation of lecturers’ professional risks. Lecturer is a key subject of educational activity the readiness of which to accept changes and assist their formation as a norm, the successfulness belongs to. That is why the special attention is paid to the fact how lecturers of universities assess introducing changes, what positive and negative tendencies and possible consequences of these changes they see. Higher education in the conditions of transformation is a risk environment because some new requirements appear which contradict “classic” ones. Lectures make decisions concerning their professional activity, having no idea what outcome it can lead to. Taking into account all these facts, the transformation of higher education should be considered as an important factor for appearance of university lecturers’ professional risks.

Текст научной работы на тему «Трансформация высшего образования как фактор формирования профессиональных рисков преподавателей»

М.В. Шманцарь, аспирант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, der-untergang@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В статье раскрывается понятие профессионального риска с позиций социологического подхода. Рассматривается специфика происходящих на данный момент изменений в сфере высшего образования, что позволяет сделать вывод о ее трансформации. На основе результатов проведенного эмпирического исследования определяется влияние трансформационных процессов в высшем образовании на формирование профессиональных рисков преподавателей. Преподаватель является одним из ключевых субъектов образовательной деятельности, от готовности которого принять изменения и содействовать их становлению в качестве нормы зависит успешность трансформации. Поэтому особое внимание в статье уделяется тому, как преподаватели высшей школы оценивают внедряемые изменения, какие они видят положительные и отрицательные тенденции и возможные последствия этих изменений. Высшее образование в условиях трансформации - это риско-генная среда, так как появляются новые требования, которые противоречат устоявшимся, «традиционным», практикам. Преподаватели принимают решения, касающиеся своей профессиональной деятельности, не зная, к чему приведет выбор той или иной альтернативы в конкретной ситуации. Соответственно, трансформацию высшего образования следует рассматривать как важный фактор возникновения профессиональных рисков преподавателей вузов.

Ключевые слова: изменение, риск, неопределенность, принятие решений, вуз, профессиональная общность, преподавательская и научная деятельность, публикационная активность преподавателя.

Преподаватель - один из важнейших субъектов образовательной деятельности. Образование занимается воспроизводством человеческого капитала, способствует созданию научного потенциала, передаче и трансформации культуры, формированию социальных статусов. Преподаватели непосредственно отвечают за выполнение указанных функций, чем продиктована актуальность комплексного изучения профессиональных рисков преподавателей вузов.

Обратимся к существующим трактовкам профессионального риска, а именно, к его официальному определению в Трудовом кодексе РФ. Ст. 209 Трудового кодекса РФ гласит: «Профессиональный риск -

вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами»1.

Указанное определение свидетельствует о том, что профессиональный риск отождествляется с негативными последствиями влияния факторов производства. Так как речь идет об угрозах жизни и здоровью, профессиональные риски наиболее активно изучаются в медицине и психологии. Рискам преподавателей внимание уделяется в педагогике, которая связывает

их с негативным воздействием образовательной среды.

Мы трактуем данное понятие иначе, исходя из приверженности социологическому подходу к изучению риска: природа риска двойственна (она не имеет положительной или отрицательной окраски), риск является свойством действия субъекта, а не характеристикой внешней среды2, и неразрывно связан с неопределенностью последствий осуществляемого субъектом выбора3.

Опираясь на указанную интерпретацию, под профессиональным риском понимаем принятие решения представителем какой-либо профессиональной общности в ситуации неопределенности его исхода, происходящее в процессе осуществления трудовой деятельности под действием внешних условий и внутренних факторов (личностных детерминант поведения).

Несмотря на ведущую роль субъекта и его решений в ситуации риска, значительную роль играют условия, в которых осуществляется выбор вариантов действий. Нынешнее состояние высшего образования в современной России позволяет говорить о его рискогенности (способности порождать рисковые ситуации) для значительной части преподавателей. Для того чтобы охарактеризовать процессы, происходящие в сфере высшего образования в настоящее время, необходимо рассмотреть, что представляет собой трансформация.

Термином «трансформация» обозначают комплексное качественное изменение системы, ее переход из одного состояния в другое. Это существенное преобразование, подразумевающее изменение самой системы, а не отдельных ее элементов. Указанное понятие используется в естественнонаучных дисциплинах (преимущественно в биологии) и в социальных. Применительно к обществу наиболее значимые трактовки трансформации предложены П. Штомпкой

и отечественными авторами З.Т. Голенковой, Т.И. Заславской, В.А. Ядовым.

П. Штомпка утверждает, что социальную трансформацию следует отличать от других видов изменений: морфогенезиса (появления совершенно новых социальных структур), трансмутации (реформации, пересмотра существующих установок общества), репродукции (адаптивных процессов, позволяющих приспосабливаться к условиям внешней среды). С позиции П. Штомпки, трансформация представляет собой «базовые качественные изменения системы, когда в основе социальной реальности происходят сдвиги, отражающиеся на всех сферах социальной жизни»4.

Т.И. Заславская под трансформацией понимает радикальное и быстрое изменение социальной природы общества5, В.А. Ядов трактует трансформацию как преобразование общества, отличающееся социально-культурным своеобразием6. Согласно мнению З. Т. Голенковой, трансформационные процессы, охватившие постсоветское общество, настолько многообразны и обширны, что не представляется возможным выявить основную направленность данной трансфор-мации7.

Использование понятия «трансформация» предполагает признание наличия некоторых определенных форм, обладающих устойчивым набором признаков, и того, что социальная система переходит из одной формы в другую, то есть «трансформируется».

Однако в данном контексте возникает следующая проблема: не всегда эти формы выделены и изучены, следовательно, не всегда понятно, из чего и во что система преобразуется. Поэтому термин «трансформация» употребляется для обозначения незавершенности глубинных изменений, приводящих к качественно другому состоянию системы.

Изменения, реализуемые в настоящее время в высшем образовании, позволяют нам говорить о его трансформации, посколь-

Под профессиональным риском понимаем принятие решения представителем какой-либо профессиональной общности в ситуации неопределенности его исхода, происходящее в процессе осуществления трудовой деятельности под действием внешних условий и внутренних факторов (личностных детерминант поведения).

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ку наблюдаются коренная переориентация деятельности указанного социального института, преобразование его функций в обществе, отношений между ключевыми субъектами, их ролей и диспозиций.

Для успешного внедрения новшеств необходимо, чтобы прежние нормы и соответствующие им практики сменились на новые, что предполагает принятие этих изменений ключевыми субъектами. Преподаватели не выступают инициаторами изменений, хотя именно они занимаются их реализацией. Это актуализирует необходимость изучения мнения преподавателей о происходящей трансформации. -

С данной целью в январе-феврале 2017 года нами было проведено социологическое исследование, объектом которого выступили преподаватели восьми вузов Екатеринбурга (Уральский федеральный университет, Уральский государственный педагогический университет, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Уральский государственный экономический университет,

В новых условиях преподаватели вынуждены тратить время на «бумажную работу», постоянно переделывать программы дисциплин. При этом указанная деятельность, по оценкам участников исследования, имеет исключительно формальный характер.

Уральский государственный горный университет, Уральский государственный университет путей сообщения, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Уральский государственный лесотехнический университет); метод исследования - массовый опрос, объем выборочной совокупности составил 219 человек.

Проведенный анализ полученных результатов показал, что среди опрошенных наблюдается расхождение в оценке происходящих в высшем образовании изменений. Большинство респондентов считают, что трансформация высшего образования приводит к серьезным проблемам в рамках профессиональной деятельности преподавателей, а также влечет за собой ухудшение качества вузовского образования в целом.

Раскрывая суть негативного воздействия изменений, опрошенные, в первую очередь, отмечают, что в новых условиях преподаватели вынуждены тратить время на «бумажную работу», постоянно переделывать программы дис-

циплин. При этом указанная деятельность, по оценкам участников исследования, имеет исключительно формальный характер.

Следовательно, возникает дилемма: с одной стороны, есть новые требования, которые необходимо выполнять, но они, с точки зрения преподавателей, подрывают качество образовательного процесса; с другой стороны, можно формально следовать этим правилам, однако фактически не обращать на них внимание и продолжать воспроизводить прежние образцы мышления и поведения, что отражается на других субъектах образовательного процесса (прежде всего, на студентах - из-за того, что разные преподаватели придерживаются разных позиций в отношении каких-либо изменений, не может установиться «система координат», где исходы совершаемых действий определены и понятны).

Также, по мнению участников исследования, заметна чрезмерная регламентация преподавательской деятельности. Эта тенденция нарушает независимость академического звена вуза от управленческого, особый дух свободы, ставший привычным для преподавателей. Усиление контроля приводит к критике преподавателями решений администрации вузов, непониманию сути нововведений и их возможных последствий.

Основной причиной непринятия изменений, происходящих в высшей школе, является недостаток достоверной информации о них. Результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что только 19,2% опрошенных знают практически все о внедряемых

Заметна чрезмерная регламентация преподавательской деятельности. Эта тенденция нарушает независимость академического звена вуза от управленческого, особый дух свободы, ставший привычным для преподавателей. Усиление контроля приводит к критике преподавателями решений администрации вузов, непониманию сути нововведений и их возможных последствий.

в высшем образовании изменениях лишь в общих чертах. Большинство преподавателей отмечают отсутствие слаженной системы информирования об изменениях, что повышает уровень неопределенности решений, принимаемых в таких условиях.

Нехватка информации о предстоящих событиях вызывает страх перед неизвестным. Этот страх особенно остро проявляется у тех, кто не знает, какое воздействие окажут на них инновации, и беспокоятся, сумеют ли справиться с новыми процедурами или применением новых технологий.

Тем не менее, часть опрошенных положительно оценивают трансформацию высшего образования. Позитивные тенденции заключаются в следующем: больше внимания уделяется профессиональным стандартам и их соответствию реальным потребностям экономики, рынка труда, сферы производства; оценка студента по дисциплине стала во многом зависеть от его систематической работы в течение всего семестра; создаются возможности для совместной деятельности преподавателей и студентов в научной деятельности; внедряются инновационные методы в образовательный процесс; реализуется креативный подход к обу-

чению.

Изначальная функция преподавателя - научить, передать студентам определенные знания и умения. В настоящее время наблюдается переориентация позиции преподавателя: ведущая роль отдается научной деятельности, публикационной активности.

В то же время, все респонденты отмечают, что трансформация системы высшего образования порождает неопределенность, пронизывающую всю профессиональную деятельность преподавателя высшей школы. Суть неопределенности заключается

новациях, 38,8% имеют сведения исключи- в коренном преобразовании самой препо-

тельно о тех новшествах, которые касаются давательской деятельности. Изначальная

непосредственно их деятельности. При этом функция преподавателя - научить, передать

39,3% респондентов знают о происходящих студентам определенные знания и умения.

В настоящее время наблюдается переориентация позиции преподавателя: ведущая роль отдается научной деятельности, публикационной активности.

Смещение акцента с педагогической деятельности на научную проявляется в заключении «эффективных контрактов» (проведение исследований и публикация научных трудов становятся определяющими в формировании зарплаты преподавателей вузов). Такого рода трансформация является источником проблемы выбора: активная научная деятельность может «перетягивать» на себя внимание в ущерб педагогической (следовательно, преподаватель не сформирует у студентов нужные компетенции); игнорирование аспекта работы преподавателя, связанного с наукой, сократит его доход.

Таким образом, трансформация высшего образования ведет к возрастанию профессиональных рисков преподавателей, поскольку преподавательская деятельность уже не является таковой в привычном смыс-

ле, и субъекты нередко продолжают воспроизводить традиционные схемы взаимодействия, вступающие в противоречие с новыми требованиями.

Литература

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013).

2. Луман Н. Понятие риска // Thesis. 1994. № 5. С. 135-160.

3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. СПб., 2004. С. 39.

4. Штомпка П. Социология социальных изменений: пер. с англ. / под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

5. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2003.

6. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество (Резюме многолетней дискуссии социологов) // Общество и экономика. 1999. № 10-11. С. 65-72.

7. Голенкова З. Т. Основные тенденции трансформации социальной структуры современного российского общества // Вестник РУДН. Сер. «Социология». 2001. № 1. С. 28-43.

TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR OF THE UNIVERSITY TEACHERS' PROFESSIONAL RISKS GENERATION

M.V. Shmantsar, postgraduate, The department of applied sociology, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, der-untergang@mail.ru

This article describes the notion of professional risk from the viewpoint of sociological approach. The paper considers the specificity of current changes in the sphere of higher education what allows making a conclusion concerning its transformation. On the base of the conducted empirical research the paper defines an influence of transformation processes in higher education on formation of lecturers' professional risks. Lecturer is a key subject of educational activity the readiness of which to accept changes and assist their formation as a norm, the successfulness belongs to. That is why the special attention is paid to the fact how lecturers of universities assess introducing changes, what positive and negative tendencies and possible consequences of these changes they see. Higher education in the conditions of transformation is a risk environment because some new requirements appear which contradict "classic" ones. Lectures make decisions concerning their professional activity, having no idea what outcome it can lead to. Taking into account all these facts, the transformation of higher education should be considered as an important factor for appearance of university lecturers' professional risks.

Key words: change, risk, uncertainty, decision making, university, professional unity, teaching and scientific activity, publishing activity of lecturer.

References

1. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 28.12.2013). St. 209 [The labour code of the Russian Federation from 30.12.2001 № 197-FZ].

2. Sm.: Luman N. Ponyatie riska [The concept of risk]. Zhurnal. Thesis. 1994. № 5. S. 135-160.

3. Sm.: Giddens EH. Uskol'zayushchij mir: kak glo-balizaciya menyaet nashu zhizn' [The whispered world: how globalization is reshaping our lives]. SPb, 2004. S. 39.

4. Sm.: SHtompka P. Sociologiya social'nyh izme-nenij [Sociology of social change]. Monografiya: per. s angl. pod red. V.A. YAdova. M., 1996.

5. Sm.: Zaslavskaya T. I. Societal'naya transformaci-ya rossijskogo obshchestva [The societal transformation of Russian society]. M., 2003.

6. Sm.: YAdov V. A. Rossiya kak transformiruyush-cheesya obshchestvo (Rezyume mnogoletnej diskussii sociologov) [Russia as a transforming society (Summary of years of discussions between sociologists)]. Zhurnal. Obshchestvo i ehkonomika. 1999. № 10-11. S. 65-72.

7. Sm.: Golenkova Z. T. Osnovnye tendencii transfor-macii social'noj struktury sovremennogo rossijskogo obshchestva [Main trends in transformation of social structure of modern Russian society]. Zhurnal. Vest-nik RUDN. Ser. «Sociologiya». 2001. № 1. S. 28-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.