Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЗАДАЧАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ: ЦИФРОВОЙ КОНТУР И СТАТУС ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ'

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЗАДАЧАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ: ЦИФРОВОЙ КОНТУР И СТАТУС ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая политика / политические процессы / цифровые платформы / цифровые профессиональные платформы / цифровая зрелость / здравоохранение / национальные цели развития / digital policy / political processes / digital platforms / digital professional platforms / digital maturity / healthcare / national development goals

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михальченкова Наталья Алексеевна, Романец Елена Алексеевна

В статье рассматриваются существующие практики и закономерности использования цифровых платформ в здравоохранении. Авторы исследуют политические процессы, теоретические положения и зарубежный опыт использования цифровых платформ в задачах цифровой трансформации социальной сферы и отрасли здравоохранения и формулируют предложения по развитию правового статуса и видового разнообразия цифровых профессиональных платформ в задачах достижения национальных целей развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL ASPECTS OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF HEALTHCARE IN THE OBJECTIVES OF THE NATIONAL DEVELOPMENT GOALS: THE DIGITAL CONTOUR AND THE STATUS OF DIGITAL PLATFORMS

The article examines the existing practices and patterns of using digital platforms in healthcare. The article studies political processes, theoretical positions and foreign experience in using digital platforms in the tasks of digital transformation of the social sphere and the healthcare industry. The authors formulate proposals for the development of the legal status and species diversity of digital professional platforms in order to achieve national development goals.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЗАДАЧАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ: ЦИФРОВОЙ КОНТУР И СТАТУС ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ»

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Алексеевна — доктор политических наук, кандидат экономических наук, доцент; профессор кафедры политологии и прикладной политической работы Российского государственного социального университета (129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1; mehedova@yandex.ru)

РОМАНЕЦ Елена Алексеевна — соискатель ученой степени кандидата политических наук Российского государственного социального университета (129226, г. Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1); заместитель генерального директора ООО «МираМедикс» (Romanec9@mail.ru)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЗАДАЧАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ: ЦИФРОВОЙ КОНТУР И СТАТУС ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ

Аннотация. В статье рассматриваются существующие практики и закономерности использования цифровых платформ в здравоохранении. Авторы исследуют политические процессы, теоретические положения и зарубежный опыт использования цифровых платформ в задачах цифровой трансформации социальной сферы и отрасли здравоохранения и формулируют предложения по развитию правового статуса и видового разнообразия цифровых профессиональных платформ в задачах достижения национальных целей развития.

Ключевые слова: цифровая политика, политические процессы, цифровые платформы, цифровые профессиональные платформы, цифровая зрелость, здравоохранение, национальные цели развития

Указом Президента РФ от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (далее - Указ № 309) определены направления, цели и приоритеты социально-экономического развития на ближайшие годы. Технологическое лидерство и цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы обозначены как национальные цели развития России и наряду с иными целями развития составляют политико-правовую основу стратегии народосбережения России как одного из ключевых факторов укрепления государственности, единства страны и ее лидерства.

Представляется актуальным рассмотреть политические аспекты и правовой статус цифровых платформ в системе государственной социальной политики и стратегического планирования развития отрасли здравоохранения. В настоящий момент вопросы стратегического планирования цифрового здравоохранения обозначены в указах Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 2 июля 2021 г. № 400, «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» от 10 октября 2019 г. № 490 с изм. от 15 февраля 2024 г. № 124, «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 28 февраля 2024 г. № 145, «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий» от 18 июня 2024 г. № 529 и др. Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля

2024 г. № 959-р утверждено Стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения с приоритетами осуществления цифровой трансформации на основе отечественных информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. отечественных «сквозных» цифровых технологий и платформизации.

Геополитическая обстановка сегодняшнего дня определяет важность этих понятий. Таким образом, целесообразно выявлить общие закономерности в современных политических процессах отраслевого и технологического развития на примере здравоохранения как политической задачи национальных приоритетов, национальных интересов и национальной безопасности.

Семантизация понятий «технологическое лидерство» и «цифровая трансформация» прослеживается в самом Указе № 309 через целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение указанных национальных целей. В пункте 7 Указа № 309 определены технологические направления, за счет которых предполагается достижение лидерства. Применительно к здравоохранению это биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, искусственный интеллект, новые материалы и химия. В пункте 8 зафиксированы приоритетные технологии, обеспечивающие «цифровую трансформацию», в т.ч. здравоохранения. Показатель -достижение к 2030 г. «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в т.ч. здравоохранения и образования. Это предполагает автоматизацию проведения транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

Таким образом, задача создания единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с использованием технологий искусственного интеллекта является важным политическим процессом в системе государственной политики.

Современное законодательство не содержит понятие и правовой статус платформенных решений и единых отраслевых цифровых платформ, вместе с тем они содержатся как направления развития и работы с данными в таких отраслях социальной сферы, как образование, занятость и социальное развитие. Так, федеральный закон от 10.07.2023 г. № 293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» закрепил понятие «единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», а федеральный закон от 12.12.2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» - понятие «единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России"». Оба закона определяют платформы как федеральные государственные информационные системы, осуществляющие решение задач в предметной области регулирования.

Представляется целесообразным рассмотреть процесс законодательного регулирования единых отраслевых цифровых платформ в отраслях социальной сферы в целом и в отрасли здравоохранения в частности.

Также с учетом анализа существующих правовых норм и принятых политических решений представляется целесообразным рассмотреть вопрос закрепления правового статуса платформ в системе действующего законодательства. В профессиональной практике органов власти, сети медицинских орга-

низаций, IT-индустрии сложилось применение видовых понятий «цифровая платформа», «единая цифровая платформа», «отраслевая платформа».

Несмотря на то что явление цифровой платформы имеет технологическую сущность, основные работы по их описанию изданы учеными-экономистами. Так, экономисты Дэвид Эванс и Ричард Шмалензее еще в 2016 г. проанализировали цифровые платформы и открыли принципы их работы не только как цифровых технологий, но и как успешных бизнес-стратегий [Evans, Schmalensee 2016]. Для описания такой стратегии ученые используют термин matchmaker (в переводе на русский - «сваха»), иллюстрируя его суть -посредническую помощь двум или более разным клиентам при поиске и вступлении во взаимовыгодное взаимодействие.

Отечественные ученые И.З. Гелисханов, Т.Н. Юдина, А.В. Бабкин рассматривают цифровые платформы как «гибридные структуры (гибриды рынков, фирм, сообществ и технологических систем), ориентированные на создание ценности путем обеспечения прямого взаимодействия и осуществления трансакций между несколькими группами сторонних пользователей» стратегии [Гелисханов, Юдина, Бабкин 2018]. Ю.М. Ниязова, А.В. Гарин, М.И. Злыднев уточнили понятие «цифровая платформа» на основе выделения и обобщения его основных содержательных аспектов, к которым отнесли две основные характеристики: цифровая платформа рассматривается как некоторая экономическая система (структура) и как информационно-программная система (структура) (информационная система, парадигма онлайн-сервисов, набор программных и аппаратных средств, цифровой двойник, программная среда). При этом авторы считают, что оба обобщенных понятия должны присутствовать в определении цифровой платформы, т.е. ее (цифровую платформу) следует рассматривать как информационно-экономическую структуру (систему) [Ниязова, Гарин, Злыднев 2021].

В мае 2021 г. Министерство экономического развития РФ опубликовало Концепцию государственного регулирования цифровых платформ и экосистем, в которой обозначило официальный подход федерального органа власти к понятию «цифровая платформа»: бизнес-модель, позволяющая потребителям и поставщикам связываться онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией (цифровыми сервисами), включая предоставление продуктов/услуг/информации собственного производства.

В политологии интерес исследователей понятия «цифровые платформы» был связан с вопросами информационно-коммуникативной подсистемы политической системы, которая в условиях интенсивного развития цифровых технологий обогащается новыми средствами и инструментами взаимодействия власти и населения. Так, А.В. Соколов, О.Е. Комаров отмечают, что одним из инструментов организации эффективного взаимодействия граждан и власти могут стать цифровые платформы обратной связи, под которыми авторы понимают площадку для интерактивного взаимодействия с органами власти в сети Интернет [Соколов, Комаров 2021].

Г.Л. Купряшин и А.Е. Шрамм, исследуя цифровизацию публичного управления, отметили, что масштабная цифровизация управления привела к появлению новой концепции «цифрового государственного управления», которая в качестве первой волны развития прошла платформенный этап (ассоциированный с активным развитием информационных платформ начала нулевых годов). Модель цифрового правительства, описываемая авторами, предполагает централизацию информационных ресурсов на базе единых платформ и

большую степень вовлеченности граждан в процессы взаимодействия с органами государственной власти, которая достигается за счет «цифровой привязки» к государственным информационным платформам (например, личные кабинеты граждан на государственных платформах, появление терминов «цифровой двойник» и т.д.) [Купряшин, Шрамм 2021].

Таким образом, анализ подходов к пониманию термина «единая цифровая платформа» позволяет сделать вывод об отсутствии точного его понимания и определения, что в политическом аспекте может стать серьезной проблемой для последующей выработки государственной политики в регулировании отраслей социальной сферы, и прежде всего здравоохранения, на основе единых стандартов. Спектр подходов к данному понятию включает в себя как узконаправленное толкование цифровых платформ как любых цифровых решений (информационные системы, сервисы, программное обеспечение и т.д.), так и широкое его понимание как модели (площадки) взаимодействия между потребителями и поставщиками услуг на основе цифровых решений, позволяющей переходить на новое качество услуги, создавая новые ценности и повышенные их стандарты. Именно поэтому очевидным становится законодательное закрепление термина «единая отраслевая цифровая платформа» в широком его понимании, выражающем суть цифровой трансформации отраслей социальной сферы.

В практической области здравоохранения давно наблюдается общий тренд на использование платформ как портальных решений, предоставляющих врачам доступ к данным пациента, площадок получения дистанционных медицинских услуг с использованием телемедицины, возможностей оперативной записи на прием к врачу с учетом медицины частного сектора. Платформенные решения как посреднические площадки также используются для обеспечения обучения или продолжения образования персонала, взаимодействия с интернет-аптеками, страховыми компаниями, организациями, проводящими клинические исследования.

Многообразие цифровых решений в здравоохранении подтверждается современной практикой и скоростью их внедрения. В целом, как платформы могут рассматриваться следующие информационные технологии, используемые в здравоохранении:

- Федеральный портал государственных и муниципальных услуг с суперсервисом и региональными сегментами здравоохранения (https://www. gosuslugi.ru);

- порталы пациентов, исходя из возможности получать государственную медицинскую или негосударственную медицинскую помощь, информацию и медицинский контент. Порталы позволяют пациентам получать доступ к своей медицинской информации, записываться на прием, общаться с врачами, заказывать лекарства и просматривать результаты анализов, получать доступ к медицинским приложениям, включая приложения для мониторинга здоровья, управления хроническими заболеваниями, получать напоминания о приеме лекарств и фитнес-приложения;

- порталы и платформы страховых медицинских организаций, дополнительного медицинского страхования и в системе корпоративных программ;

- порталы и системы управления клиническими данными (Clinical Data Management Systems): используются для хранения, управления и обмена медицинской информацией о пациентах между различными медицинскими учреждениями;

- телемедицинские платформы, которые позволяют проводить консульта-

ции и обследования на расстоянии с помощью видеосвязи, обмена сообщениями и передачи медицинских данных.

- платформы как системы управления практикой (Practice Management Systems) помогают автоматизировать процессы управления практикой, включая выставление счетов, учет финансов и другие аспекты работы клиники;

- аналитические платформы, которые используются для анализа больших объемов данных с целью выявления тенденций, прогнозирования заболеваний, оптимизации процессов и принятия информированных решений.

Существующие цифровые платформы в здравоохранении помогают повысить эффективность работы медицинских организаций, улучшить качество медицинской помощи, сократить издержки и повысить удовлетворенность как пациентов, так и медицинского персонала; организовать достоверный учет и возможность агрегации данных; управлять проектами в сфере здравоохранения.

Для развития правового статуса цифровых платформ в политических процессах России целесообразен учет зарубежного опыта: к примеру, в экспертном докладе крупнейшего в мире производителя медицинского оборудования Siemens Healthineers «Достижение операционного совершенства» описывается использование цифровых платформ в здравоохранении на национальной основе в странах Европы (Австрия, Лихтенштейн, Германия и Швейцария). Приведенные в качестве примера платформы в здравоохранении включают поставщиков услуг, участвующих в лечении пациентов, реальную среду клинических испытаний, а также технические возможности для тестирования и разработки различных цифровых решений. Авторы отмечают, что в связи с особенностью отрасли здравоохранения до сих пор ее цифровизация ориентирована на оптимизацию отдельных функций медицинского персонала и предполагает в основном внедрение автономных экспертных систем, которые работают и собирают данные независимо друг от друга. При этом потенциал для оптимизации заключается в использовании цифровых платформ, связывающих отдельных участников и их системы1.

В качестве примеров зарубежных и отечественных цифровых платформ, связывающих всех участников системы здравоохранения, включая частный сектор медицины, необходимо учесть:

- портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (edu.rosminzdrav.ru) - централизованный информационный ресурс, действующий в целях развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования, в т.ч. для различных организаций, деятельность которых связана со сферой образования в здравоохранении;

- австрийские электронные медицинские карты (ELGA). ELGA - это информационная система, которая упрощает процесс доступа к медицинской документации для пациента и врачей, а также других медицинских работников в больницах, медицинских учреждениях и аптеках. Благодаря платформе доступ к данным пациента могут получить уполномоченные поставщики медицинских услуг (врачи общей практики, больницы, лаборатории и т.д.), а также сами пациенты. Платформа объединяет их все в сеть, чтобы дополнить медицинское лечение и консультации улучшенным пото-

1 Digital platforms in healthcare. Insights Series, issue 43: A thought leadership paper on «Achieving operational excellence». URL: https://www.siemens-healthineers.com/insights/ news/digital-platforms-in-healthcare (accessed 20.05.2024).

ком информации, особенно когда несколько поставщиков медицинских услуг работают вместе;

- платформа EGD (Электронное досье здоровья) государства Лихтенштейн, которая обеспечивает формирование, хранение и доступ к медицинским данным, имеющим отношение к лечению и генетическим данным, необходимость в которых может возникнуть в ходе лечения поставщиками медицинских услуг. Пациент как лицо с медицинской страховкой имеет возможность передать сохраненную информацию другим медицинским учреждениям в любое время. Поставщики медицинских услуг с июля 2023 г. обязаны вносить медицинские данные и информацию в случае лечения в EGD лица, имеющего медицинскую страховку;

- UpToDate (www.uptodate.com) (США) - научно обоснованный клинический информационный ресурс, построенный на принципах доказательной медицины, является частью клинической практики ведущих крупнейших медицинских центров мира;

- HealthTap (США) - платформа цифрового здравоохранения, которая предоставляет виртуальные медицинские услуги, соединяя пациентов с врачами посредством видеоконсультаций, безопасного обмена сообщениями и проверки симптомов с помощью искусственного интеллекта;

- другие.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ функцию единой площадки, обеспечивающей информационное сопровождение здравоохранения, обеспечивает Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). В целях решения задачи по разработке механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ в рамках национального проекта «Здравоохранение»1 завершается реализация федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»2 на период 2019-2024 гг.

Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2024 г. № 959-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения» целью стратегического направления до 2030 г. определено достижение высокого уровня «цифровой зрелости» участников реализации стратегического направления, ускоренный переход сектора здравоохранения Российской Федерации на новый управленческий и технологический уровни посредством перехода к «цифровым двойникам», что позволит обеспечить создание единой платформенной экосистемы на основе целостных и однородных первичных данных. Цифровое преобразование способствует достижению технологического суверенитета, обеспечивающего условия для развития сферы здравоохранения и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов.

1 Паспорт национального проекта «Здравоохранение». Утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319209 (проверено 05.06.2024).

2 Паспорт федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ «Цифровой контур здравоохранения») на период 2019- 2024 годов». Доступ: https://static3.rosminzdrav.ru/system/attachments/ attaches/000/046/712/ original/FP_ zdravooxraneшya.pdf?1565344851_(проверено 04.06.2024).

Отметим, что в перечисленных в Приложении № 6 документа проектах в области цифровой трансформации здравоохранения указаны:

- платформизация и создание «цифровых двойников»;

- искусственный интеллект;

- персональные медицинские помощники;

- информационная безопасность;

- домен «Здравоохранение».

Анализ отраслевых документов не дает ответа на вопрос, какой проект или система будут заложены в основу единой цифровой платформы здравоохранения. Более того, используемые понятия и наименования проектов и систем (ЕГИСЗ, Цифровой контур в здравоохранении, домен «Здравоохранение», «цифровой двойник» и «цифровой помощник»), отсутствие описания сути и их внутреннего содержания создают неопределенность в точной оценке путей дальнейшей цифровой трансформации отрасли, что, на наш взгляд, является предметом дальнейшей научной разработки как со стороны экспертов технического сообщества и медицины, так и политологов.

Одним из подходов к правовой регламентации платформ в задачах государственной политики предлагается определение понятия цифровых профессиональных платформ как онлайн-ресурсов, формируемых для работы с данными и профессионально значимой информацией в профессиональной среде (отрасли).

Выделяя политические аспекты в силу различного толкования и практики использования цифровых платформ, необходимо закрепить правовой статус и виды платформенных решений в задачах профессиональной деятельности для отрасли здравоохранения.

1. Профессиональные цифровые платформы в здравоохранении:

- предоставляют собой ресурсы и инструменты работы с информацией и доступа к объективным и качественным данным для решения профессиональных задач;

- формируются как сети профессиональных контактов с возможностью создания профиля физического или юридического лица, установления профессиональных и деловых связей с коллегами, поиска ресурсов, обмена профессиональным опытом, сетевого взаимодействия.

2. Образовательные цифровые платформы в здравоохранении:

- предлагают публикацию научных материалов, результатов исследований на принципах доказательной медицины и клинической практики, работ исследовательских центров, проведение клинических испытаний и т.д.;

- предоставляют курсы и ресурсы для профессионального обучения и развития навыков, непрерывного медицинского образования.

3. Рекрутинговые платформы в сфере здравоохранения:

- предоставляют возможности поиска работы, публикации вакансий и анализа рынка труда.

4. Цифровые платформы в виде облачных хранилищ и баз данных для доступа к профессионально значимой информации, совместной работы, обмена документами и коммуникациями для решения профессиональных задач в области здравоохранения, народосбережения и охраны здоровья граждан.

5. Персонализированные сервисы здравоохранения, интегрированные с существующими платформами и базами данных, предоставляемые поставщиками медицинских услуг.

Список литературы

Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. 2018. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития. - Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Т. 11. № 6. С. 22-36.

Купряшин Г.Л., Шрамм А.Е. 2021. О перспективах третьей волны парадигмы цифрового государственного управления. - Государственное управление. Электронный вестник. № 84. С. 256-276. Доступ: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-perspektivah-tretiey-volny-paradigmy-tsifrovogo-gosudarstvennogo-upravleniya (проверено 04.07.2024).

Ниязова Ю.М., Гарин А.В., Злыднев М.И. 2021. Цифровая платформа как информационно-экономическая структура. - Компетентность. Competency (Russia). № 1. С. 31-35.

Соколов А.В., Комаров О.Е. 2021. Цифровые платформы обратной связи. — Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. Т. 36. С. 26-37.

Evans D.S., Schmalensee R. 2016. Matchmakers: The New Economics of Multisided Platforms. Harvard Business Review Press. 272 p.

MIKHALCHENKOVA Natalya Alekseevna, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Cand.Sci. (Econ.), Associate Professor; Professor of the Chair of Political Science and Applied Political Work, Russian State Social University (bld. 1, 4 Wilhelma Piecka St, Moscow, Russia, 129226; mehedova@yandex.ru)

ROMANETS Elena Alekseevna, Applicant for the Academic Degree of Cand.Sci. (Pol.Sci.), Russian State Social University (bld. 1, 4 Wilhelma Piecka St, Moscow, Russia, 129226; Deputy General Director of MiraMedics LLC (Romanec9@mail.ru)

POLITICAL ASPECTS OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF HEALTHCARE IN THE OBJECTIVES OF THE NATIONAL DEVELOPMENT GOALS: THE DIGITAL CONTOUR AND THE STATUS OF DIGITAL PLATFORMS

Abstract. The article examines the existing practices and patterns of using digital platforms in healthcare. The article studies political processes, theoretical positions and foreign experience in using digital platforms in the tasks of digital transformation of the social sphere and the healthcare industry. The authors formulate proposals for the development of the legal status and species diversity of digital professional platforms in order to achieve national development goals. Keywords: digital policy, political processes, digital platforms, digital professional platforms, digital maturity, healthcare, national development goals

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.