Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В АСПЕКТЕ ЦИФРОВОЙ ПОВЕСТКИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В АСПЕКТЕ ЦИФРОВОЙ ПОВЕСТКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЦИФРОВОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романец Елена Алексеевна

Уроки пандемии, а также новые угрозы для нашей страны в виде санкций и конфронтации с отдельными недружественными странами требуют консолидации ресурсов и реновации всех сфер, включая здравоохранение. Этим обусловлен интерес к выбранной теме. Объектом изучения в исследовании является сфера здравоохранения России, предметом - государственная политика по ее трансформации в аспекте цифровой повестки. Методологической базой выступили общенаучные методы (сравнительный анализ, синтез), а также метод вторичного анализа. Научная новизна заключается в обосновании дальнейшего формирования государственной политики развития здравоохранения с учетом цифровой повестки. Теоретическая значимость - в исследовании теоретических подходов к вопросу о модели государственного управления, в том числе новых моделей «цифрового государственного управления» применительно к сфере здравоохранения. Практическая значимость видится в рассмотрении государственной политики цифровой трансформации здравоохранения не только как политики по внедрению цифровых инноваций, но и как преобразования отрасли на основе новых современных подходов и цифровых инструментов. В статье рассматриваются вопросы роли государства в цифровой трансформации здравоохранения и оценки документов стратегического планирования РФ на предмет отражения в них цифровой повестки государственной политики в сфере здравоохранения. В результате проведённого исследования выявлена ведущая роль государства в цифровой трансформации сферы здравоохранения, сформулированы предложения по разработке стратегических приоритетов и принципов инновационного развития здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF HEALTHCARE: PUBLIC POLICY IN TERMS OF THE DIGITAL AGENDA

The lessons of the pandemic, as well as new threats to our country in the form of sanctions and confrontation with individual unfriendly countries, require the consolidation of resources and the renovation of all areas, including healthcare. This is due to the interest in the chosen topic. The object of study in the study is the healthcare sector in Russia, the subject is the state policy for its transformation in the aspect of the digital agenda. The methodological base was general scientific methods (comparative analysis, synthesis), as well as the method of secondary analysis. The scientific novelty lies in the substantiation of the further formation of the state policy for the development of healthcare, taking into account the digital agenda. Theoretical significance - in the study of theoretical approaches to the issue of the model of public administration, including new models of “digital public administration” in relation to the healthcare sector. The practical significance is seen in the consideration of the state policy of digital transformation of healthcare not only as a policy for the introduction of digital innovations, but also as a transformation of the industry based on new modern approaches and digital tools. The article discusses the role of the state in the digital transformation of healthcare and the evaluation of strategic planning documents of the Russian Federation to reflect the digital agenda of the state policy in the field of healthcare. As a result of the study, the leading role of the state in the digital transformation of the healthcare sector has been identified, proposals have been formulated for the development of strategic priorities and principles for the innovative development of healthcare.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В АСПЕКТЕ ЦИФРОВОЙ ПОВЕСТКИ»

Цифровая трансформация здравоохранения: государственная политика в аспекте цифровой повестки

Романец Елена Алексеевна,

кафедра политологии и прикладной политической работы, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» E-mail: [email protected]

Уроки пандемии, а также новые угрозы для нашей страны в виде санкций и конфронтации с отдельными недружественными странами требуют консолидации ресурсов и реновации всех сфер, включая здравоохранение. Этим обусловлен интерес к выбранной теме. Объектом изучения в исследовании является сфера здравоохранения России, предметом - государственная политика по ее трансформации в аспекте цифровой повестки. Методологической базой выступили общенаучные методы (сравнительный анализ, синтез), а также метод вторичного анализа. Научная новизна заключается в обосновании дальнейшего формирования государственной политики развития здравоохранения с учетом цифровой повестки. Теоретическая значимость - в исследовании теоретических подходов к вопросу о модели государственного управления, в том числе новых моделей «цифрового государственного управления» применительно к сфере здравоохранения. Практическая значимость видится в рассмотрении государственной политики цифровой трансформации здравоохранения не только как политики по внедрению цифровых инноваций, но и как преобразования отрасли на основе новых современных подходов и цифровых инструментов. В статье рассматриваются вопросы роли государства в цифровой трансформации здравоохранения и оценки документов стратегического планирования РФ на предмет отражения в них цифровой повестки государственной политики в сфере здравоохранения. В результате проведённого исследования выявлена ведущая роль государства в цифровой трансформации сферы здравоохранения, сформулированы предложения по разработке стратегических приоритетов и принципов инновационного развития здравоохранения.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые сервисы, государственная политика в сфере здравоохранения, цифровое здравоохранение, цифровая политика.

£2

CJ

со

см

см

Z

86

Введение

Глобальный кризис, спровоцированный заболеванием -COVID-19, проявил существующие общественные проблемы и породил новые. Эпидемия спровоцировала новую социальную действительность и погрузила всех без исключения в «цифровой мир». Необходимость принятия срочных мер, направленных на предотвращение распространения заболевания через ограничение и минимизацию социальных контактов, вызвало масштабный спрос на цифровые технологии, позволяющие удовлетворять потребности граждан в социальных услугах, там, где это возможно, в дистанционном формате. Пандемические изменения коснулись в первую очередь здравоохранения. Все ресурсы были брошены на помощь заболевшим и недопущение распространения нового заболевания, в результате чего темпы цифровизации отрасли были увеличены до максимальных. Эффектом пандемии стало не только резко увеличившийся темп цифровизации здравоохранения, но и в глобальном масштабе,переход от традиционных моделей и практик государственной политики к цифровым и цифровой повестке.

Сегодня эпидемиологический кризис преодолен, однако, Россия столкнулась с новым вызовом - санкцион-ным давлением, направленным, в том числе на подрыв и причинение урона технологическому развитию нашей страны. В сложившихся условиях сохраняется высокая значимость проблематики дальнейшего цифрового развития и цифровой трансформации, но уже с учетом перестройки ключевых отраслей, включая здравоохранение, на импортозамещение и обеспечение технологического суверенитета, то есть независимости от внешних производителей в условиях технологической блокады.

Метод

В качестве метода исследования были выбраны метод вторичного анализа и анализа нормативно-правовых документов и информационных материалов федеральных органов власти Российской Федерации. В рамках первого метода осуществлялся анализ существующих научных работ, исследований международных консалтинговых организаций и журналов, связанных с темой статьи для выявления основных тенденций и подходов к проблематике, в том числе для выявления мирового опыта и тенденций. В рамках второго метода проведена выборка нормативных правовых актов, регулирующих цифровую среду здравоохранения, цифровые инструменты государственного управления, а также количественные данные характеризующие результаты воздействия «цифровой политики» на отрасль.

Литературный обзор

Для полноты представленного исследования необходимо сформировать понятийный аппарат, через который будет раскрыта основная тема настоящей статьи.

Государственная политика - это целенаправленная деятельность, институциональных структур во главе с государством и его институтами, которая связана пре-

жде всего с организацией и управлением всей жизнью общества в стране, решению общественных проблем, обеспечением развития, устойчивости и готовности преодолевать вызовы и угрозы, посредством определения целей и задач, курса и направлений развития, а также средств, используемых при этом, их реализации. Стратегия государственной политики в целом и для отдельно взятой отрасли, например здравоохранения, формируется исходя из приоритетов национального социально-экономического устойчивого развития с учетом сложившихся традиционных политических практик, а также возможным применением эффективных инновационных перспективных направлений, которые позиционируют государство, как современное, в том числе в глобальном цифровом пространстве.

Цифровая трансформация (англ. digital transformaron) - это понятие, относящиеся к области информационных технологий, имеет различные трактовки, так или иначе связанные с вопросами применения цифровых технологий. Однако, в широком понимании, применимом к любой сфере общественной жизни, цифровая трансформация - это процесс качественных изменений ранее существовавшего уклада, практики, бизнес-процесса, модели поведения, приводящие к значительным эффектам от их реализации, которые стали возможны благодаря внедрению цифровых технологий. Такие изменения способствуют системному решению существующих отраслевых проблем, смены парадигмы поведения и привычного уклада, культуры и стиля деятельности, жизни и работы.

Цифровая трансформация не только меняет ранее привычные модели хозяйственной и общественной деятельности, но и сам политический дискурс, который все больше становится цифровым. В поле зрения политических наук попадает круг актуальных вопросов по цифровой трансформации, цифровых инструментов государственного участия и взаимодействия с обществом, а также новые проблемы, обусловленные повсеместной цифровизацией, такие как «цифровое неравенство», «цифровой разрыв», «цифровое давление и контроль», «цифровые права, обязанности и ответственность», «цифровое манипулятивное политическое воздействие», «безопасность и грамотное поведение в цифровой среде» и другие, что в совокупности составляет «цифровую повестку» современной государственной политики.

Публичная политика - понятие, связанное с государственной политикой, используемое в большей степени в зарубежной литературе, как ориентация государства на реализацию личных и общественных интересов граждан. Публичная политика включает в себя политическую и управленческую составляющие, политический анализ выработки и принятия правительственных решений оценку их результата, государственное управление. Применительно к последнему элементу, государственному управлению, в научных исследованиях пристальное внимание уделено теоретическим моделям реформ от традиционной (бюрократической) модели к новому государственному менеджменту (New Public Management, NPM), далее к идеям сетевого управления.

П. Данливи, Х. Маргеттс, С. Бастоу, Дж. Тинклер рассматривают NPM в качестве теории реформирования и изменения государственного управления путем переноса в государственный сектор центральных концепций, методологий и практик из (относительно) современной деловой практики и теории, доказавших свою полезность в частном сегменте. По мнению авторов, замена политического контроля бизнес-процессами способствовало некоторому снижению способности граж-

дан самостоятельно решать проблемы, что стало одной из причин кризиса парадигмы NPM. Ключевые идеи концепции были отменены новым подходом «управление цифровой эры». Целью реализации такой политики является не просто решение социальных проблем, а также доступность и открытость правительств как для себя, так и для других, создание менее сложного институционального и политического ландшафта, спроектированного на основе автоматизации рутинных операций для гибкости и оперативности в предоставлении услуг и мониторинге рисков [1].

Развитие идей «публичной политики», «нового государственного менеджмента» и «политических сетей» повлекло к появлению концепции «Электронного правительства» («Е-government»). Это понятие сформировалось как идея понимания правительства, инструментами взаимодействия которого с институциональными структурами, гражданами, организациями и гражданским обществом выступают электронные формы без физического взаимодействия. Согласно К. Лейн и Ч. Ли, модель развития электронного правительства состоит как минимум из четырех важных этапов, включая а) каталогизацию, б) транзакцию, в) вертикальную интеграцию и г) горизонтальную интеграцию. На каждом этапе делается акцент на гражданине, как на пользователе государственных услуг [2].

В 2010 году Тим О'Рейли (O'Reilly, 2010) ввел в оборот термин «Государство-как-Платформа», которое стало популярным в среде отечественных политологов Центра стратегических разработок Министерства экономического развития России. Технологический аспект понимания данного подхода состоит в трактовке «Платформы», как площадки для обмена между создателями товаров и услуг и потребителями. Государство представляется открытой платформой с целью вовлечения различных партнеров во взаимодействие с органами власти, как распорядитель предоставляемых поставщиками услуг, в том числе негосударственных, которые граждане могут выбирать в зависимости от жизненной ситуации [3].

В России в 2018 году экспертами Центра стратегических разработок Министерства экономического развития России идея «Государство-как-Платформа» рассматривается как методологически новый подход к государственному управлению, где цифровая трансформация является переходом и глубокой реорганизацией, реинжинирингом бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов в качестве механизмов исполнения процессов, которая приводит к существенному (в разы) улучшению характеристик процессов (сокращению времени их выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, увеличению выхода, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов, и т.д.) и/ или появлению принципиально новых их качеств и свойств (принятие решений в автоматическом режиме без участия человека и т.д.) [4].

Так же в отечественной литературе высок интерес к вопросам «публичной политики» и «публичному управлению». По Купряшину, Г.Л. «публичная политика» и «публичное управление» - это научные направления, связанные с относительно автономными областями исследования государственных программ и политик, при этом «...публичное управление можно определить как систему кооперации государственных, муниципальных, некоммерческих и смешанных структур, призванную обеспечить удовлетворение общественных интересов и решение коллективных проблем» [5, с. 103]. В последующих работах автор пристальное внимание уделил цифровизации публичного управления, отметив, что

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

масштабная цифровизация управления привела к появлению новой концепции «цифрового государственного управления», которая имеет три волны развития: платформенная (этап, ассоциированный с активным развитием информационных платформ начала 2000-х годов и идей «электронного правительства»), сетевая (этап, ассоциированный с развитием социальных сетей, идей «цифрового правительства» с большей степенью вовлеченности граждан в процессы взаимодействия с органами государственной власти через цифровые инструменты с начала 2010-х годов) и интернета людей (этап, трансформации «цифрового правительства» в концепцию правительства, активно использующего новые системы управления на базе киберфизических (фиджи-тальных) систем) [6].

Сапрыка В.А., Пастюк А.В., Кулакова Н.И. также отмечают высокий интерес к теме цифровизации публичного управления в странах Евразийского экономического союза. Основной акцент в исследовании авторов сделан на анализ национальных целевых программ, в которых закрепляются регулятивные механизмы и практики политики цифровизации [7]. Цифровизация общества, по мнению авторов, является слабо регулируемым процессом, вместе с тем, в большинстве стран постсоветского пространства именно на государственном уровне оформляется применение цифровых технологий в практике публичного управления. Наличием национальных целевых программ подтверждается активная роль государства в цифровизации публичного управления.

Теоретико-методологические подходы к государственной политике в аспекте цифровой повестки проецируются и на здравоохранение, где традиционно высокая доля государственного участия и регулирования основных процессов оказания медицинской помощи населению. В зарубежной литературе наблюдается высокий интерес к разделению понятий «health» - предотвращение заболевания и сохранение здоровья человека -и «healthcare» - медицина в более традиционном понимании, как диагностика и лечение, и смещение акцента на «healthcare». При таком подходе сам пациент становится полноценным участником сохранения своего здоровья, а практическое применение технологий в здравоохранении выходят за рамки медицинских и фармацевтических организаций. Возможность самостоятельно отслеживать физиологические параметры с использованием носимых устройств смещает вектор здравоохранения на партисипативность и ответственность за свое здоровье, приверженности к лечению [8].

Общемировая тенденция перехода от принципа лечения заболевания к принципу профилактики, прогнозированию и выработке адекватных профилактических и поддерживающих мероприятий, которое стало возможном благодаря развитию информационных технологий, отмечена отечественными авторами в области медицины Карповым О.Э. и Храмовым А.Е.. Авторы утверждают: «Как следствие, основным трендом трансформации современного здравоохранения становится переход к абсолютно новой модели здравоохранения - так называемой 4П-медицине, которая получила свое название от четырех основополагающих принципов: Персонализа-ция, Предиктивность, Превентивность и Партисипатив-ность.» [9, стр.12].

- Результаты

■_

" Ключевым условием успешной цифровой трансформации

g и цифрового развития отрасли здравоохранения является

~ целевое государственное участие в формировании единого го цифрового пространства, стимулировании цифровых

преобразований и регулировании трансформационных процессов на основе цифровых технологий. Об этом свидетельствует опыт зарубежных стран, где национальные правительства активно участвуют в процессах цифровизации отрасли. Страны с высоким уровнем участия государства в разработке и реализации национальных стратегий цифровой трансформации занимают так же и верхние позиции в мировых рейтингах, характеризующих уровень развития здравоохранения. Так, например, лидерами в международных рейтингах цифрового развития являются Швеция, Дания, Финляндия, США, Республика Корея, Сингапур, Великобритания (Рейтинг Глобального инновационного индекса 2022 года (The Global Innovation Index) 2022 [10], Индекс развития электронного правительства 2022 года (The UN Global E-Government Development Index) [11]). Большинство из перечисленных стран (Республика Корея, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Дания) так же входят в двадцатку стран -лидеров по уровню качества здравоохранения согласно оценке экспертов аналитических зарубежных агентств (Индекс здравоохранения журнала CEOWORLD за 2021 год1 (Countries With The Best Health Care Systems, 2021) [12], Индекс здравоохранения по странам, 2023 г. (Health Care Index by Country 2023) Сербского информационного ресурса Numbeo.com) [13].

Следует отметить, что такие инструменты сравнительного анализа, как мировые рейтинги и индексы следует использовать в качестве косвенного источника для исследования, так как в современных условиях санк-ционной антироссийской политики объективность ряда аналитических агентств западных стран применительно к России нужно ставить под сомнение, из-за возможного пристрастия к политической повестке руководящих элит этих стран. Однако, в целях определения мировых тенденций в области цифровой трансформации указанные рейтинги являются применимыми.

В России вопросу цифровизации, как стратегическому направлению развития, Президент России уделил внимание в Послании Федеральному собранию 2016 года [14]. В Указе Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» отмечена необходимость не только создание технологий, отвечающих национальным интересам, но и технологий, необходимых для существенного повышения качества жизни населения [15]. А в 2020 году согласно Указу Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [16], цифровая трансформация определена как одна из основных национальных целей развития до 2030 года. Отраслевые цели, задачи, направления государственной политики, показатели оценки ее эффективности определены в стратегиях развития здравоохранения, а также программных документах. В форме отдельного правового акта правительства, принято в конце 2021 года стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения. К таким документам относятся:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения» (2014-2017 годы), [17];

- Указ Президента РФ от 06.06.2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [18];

- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении

1 За 2022и 2023 годы журнал CEOWORLD не публиковал оценку систем здравоохранения стран мира.

государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [19]; - Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 3980-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения» (далее - Стратегическое направление) [20].

В действующей Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 06.06.2019 г. № 254) среди задач здравоохранения указывается необходимость разработки новых медицинских технологий и их внедрение в систему здравоохранения, широкого внедрения механизма направленного инновационного развития, а также развития единого цифрового контура в здравоохранении. Однако, среди показателей реализации Стратегии и в описании ее этапов и ожидаемых результатов не представлены показатели оценки уровня цифровиза-ции, характеризующие эффективность проводимой политики по данному направлению, что не позволяет оценить результаты проведённых мероприятий, на основании которых должно быть проведено проектирование следующих.

Мероприятий цифровизации здравоохранения зафиксированы не только в документах стратегического планирования. Так, Приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 г. № 364 утверждена Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (Концепция ЕГИСЗ) [21]. С 2014 г. началась проработка нормативного регулирования. Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [22] внесены изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [23]. Основной закон в области здравоохранения дополнен новой статьей 91 «Информационное обеспечение в сфере здравоохранения», закрепившей создание ЕГИСЗ как основы информатизации отрасли. С принятием Концепции ЕГИСЗ и указанных поправок в федеральное законодательство на государственном уровне определен вектор развития отрасли - создание единого цифрового пространства.

В настоящее время по вопросам цифрового здравоохранения утверждена и реализуется ведомственная программа цифровой трансформации Минздрава России (Приказ Минздрава России от 27 января 2021 г. № 28 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [24], а также в рамках Национального проекта «Здравоохранение»: федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» [25].

Документом, определяющим стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 3980-р) цель цифровой трансформации определена гораздо шире, чем в иных документах стратегического планирования отрасли, и заключается в достижении высокой степени «цифровой зрелости», оптимизации рабочего времени медицинских работников посредством автоматизации процессов управления и внедрения передовых технологий в целях повышения доступности оказания медицинской помощи, обеспечении эффективной и оптимальной маршрутизации пациента, межведом-

ственного взаимодействия, обеспечении высокого качества, необходимой полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациента и увеличения доли раннего выявления заболеваний. Задачами цифровой трансформации являются:

- обеспечение преемственности оказания медицинских услуг, от профилактики заболеваний до результатов диагностики, лечения и реабилитации после перенесенной болезни;

- обеспечение динамического управления ресурсами здравоохранения на региональном и федеральном уровнях;

- предоставление возможности организациями, осуществляющими отдельные полномочия страховщика по обязательному медицинскому страхованию, проводить дистанционный контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с использованием структурированных электронных медицинских документов;

- разработка и реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе на основе анализа больших данных о состоянии здоровья населения России;

- переход к электронному документообороту в здравоохранении Российской Федерации;

- организация информационного сопровождения и поддержки застрахованных лиц при получении медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования;

- формирование электронных баз знаний по лечению заболеваний на основе обработки первичных электронных медицинских документов с использованием технологии больших данных;

- обеспечение механизмов прозрачного лицензирования и контроля;

- обеспечение защиты информации, в том числе персональных данных и врачебной тайны;

- сокращение временных издержек медицинских работников, не связанных с оказанием медицинской помощи.

Анализ указанных документов дает возможность сделать вывод, что в России по вопросам цифровой трансформации отрасли утверждены и реализуются стратегии национального уровня, в которых определен вектор государственной политики в сторону цифровой трансформации. Однако, отсутствует их единство и преемственность, а цифровая трансформация включает в большей степени мероприятия по созданию единого цифрового пространства, дальнейшей цифровизации с минимальными задачами качественного изменения самих процессов в отрасли. Этот недостаток необходимо учесть и преодолеть в стратегии развития здравоохранения на последующие годы, так как цифровая трансформация предполагает не только внедрение новых цифровых технологий, но и преобразование (реинжиниринг) основных процессов в отрасли, направленное на решение проблем доступности и качества медицинской помощи, повышения уровня здоровья населения, развития потенциала здравоохранения.

Обсуждения

Итак, обобщим результаты приведенного обзора теоретических подходов и анализа национальных документов стратегического планирования и целевых программ, закрепляющих цифровую повестку государственной политики в сфере здравоохранения.

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

Cl I_

u со

Во-первых, цифровая трансформация ее темпы и ожидаемые результаты зависят от выработки общей стратегии развития государства, реализации государственной политики, целей и задач социально-экономического развития, наличия планов действий, программ, мониторинга их реализации для обеспечения обратной связи в системе управления. Сфера здравоохранения не выступает исключением, а даже наоборот, роль государства в процессах цифровой трансформации отечественного здравоохранения является определяющей.

Во-вторых, следует позитивно оценивать происходящие на практике процессы диффузии инноваций в политическую среду. Если в рамках концепции «нового государственного менеджмента» на государственное управление примерялись методологии, принципы и подходы бизнес-среды, то парадигмы цифровой политики базируются на переносе технологических практик создания информационных систем и проектного управления в современной IT-сфере, в основе которых процессных подход (реализация бизнес-процессов, состоящих их определённых шагов и с ожидаемым результатом), на сферу государственного управления. Элементы известных в IT сообществе практик и методологий управления проектами, например, ITIL (набор лучших практик, которые используются для разработки и осуществления управления ИТ-услугами) интенсивно проникают в публичное управление. Данные методологии легко адаптивны поэтому они вышли за пределы их использования в технологических областях и давно применяются в маркетинге, строительстве и иных направлениях деятельности.

Так, например, в библиотеке ITIL закреплено руководство - процесс управления инцидентами (Incident Management). Для методологии гибкой разработки в противовес «громоздким» классическим методам выполнения задач, ключевым является поток огромного объема информации (Big Data) при больших скоростях их обработки, реагирования и высокой частоты представления результата. Если обратить внимание на стратегический документ, определяющий направления цифровой трансформации здравоохранения РФ - Стратегическое направление, то в рамках указанного документа запланировано внедрение двух технологий, созвучных с руководством ITIL и методологией гибкой разработки: большие данные и управление показателями достижения национальных целей в режиме инцидент-менеджмента.

Так же Стратегическим направлением предусмотрена реализация двух проектов: «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» и «Медицинские платформенные решения федерального уровня». Задачи проектов перекликаются с подходом «Государство-как-Платформа» и новой модели здравоохранения 4П-медицины, о чем также свидетельствуют новые термины, закрепленные в Стратегическом направлении, такие как «цифровой профиль пациента», «таргетированные программы», а также зафиксированные задачи, которые необходимо решить проектами: объединение на одной технологической платформе всех участников и акторов сферы здравоохранения, включая коммерческие медицинские организации, обеспечение информационного взаимодействия между ними и формирование доступного массива данных медицинской информации, обеспечение преемственности оказания медицинских услуг, от профилактики заболеваний до результатов диагностики, лечения и реабилитации после перенесенной болезни, создание условий для разработки таргетированных программ и внедрения

технологий персонифицированной медицины в процесс управления общественным здоровьем.

В-третьих, успешная реализация Стратегического направления возможна при условии трансформации самого государственного аппарата, основных принципов, заложенных в подходах к организации здравоохранения в общей стратегии развития отрасли. Принцип 4П-ме-дицины (Персонализация, Предиктивность, Превентив-ность и Партисипативность) предлагаем добавить и закрепить в новой стратегии развития здравоохранения принцип проактивности, как подхода к осуществлению управленческих функций в здравоохранении без лишних бюрократических действий, формальных процедур, там, где это возможно, в автоматическом режиме и дистанционном формате, упреждающем информировании пациента, побуждающем на активное вовлечение в вопросы сохранения своего здоровья.

Пандемия 2019-2020 годов показала, что одной из характеристик качества государственного управления в здравоохранении на первый план выходит также и скорость реакции на возникающие угрозы, то есть способности быстрее чем когда-либо реагировать на новые вызовы и удовлетворять потребности граждан, бизнеса и гражданского общества. Таким образом, в основу принципов государственной политики в сфере здравоохранения новой стратегии должен быть положен принцип проактивности, включая его понимание как гибкость, адаптивность и скорость реакции на возникающие вызовы и угрозы. Практическая реализация указанных принципов должна выражаться в управлении на основе цифровой повестки, которые должны быть заложены в основу государственной политики в сфере здравоохранения в разрабатываемых стратегиях развития отрасли.

Заключение

Для здравоохранения целью государственной политики является решение проблемы равного доступа к качественной медицинской помощи и всеобщий охват услугами здравоохранения. В 2024 году истекает срок действия Указа Президента РФ, утвердившего Стратегию развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года. Опыт прошедшей пандемии, санкционная технологическая блокада требуют ускоренной реновации сферы здравоохранения. Для этого в качестве первоочередной задачи необходимо провести большую работу по приведению в соответствие и единообразию всех документов стратегического планирования в отрасли по ключевым целям и задачам. В систему целей новой стратегии в обязательном порядке необходимо включить национальную цель - цифровую трансформацию отрасли и определить ключевые показатели «цифровой зрелости», характеризующие не сам процесс цифрови-зации и оцифровки, а трансформации отрасли на основе цифровой повестки. Такая работа возможна при консолидации усилий со стороны представителей власти, профессионального врачебного и пациенстского сообщества, и технологического блока, науки, фармацевтической и технологической медицинской индустрии, сектора коммерческой медицины.

Литература

1. Patrick Dunleavy and others, New Public Management Is Dead - Long Live Digital-Era Governance, Journal of Public Administration Research and Theory, Volume 16, Issue 3, July 2006, Pages 467-494, https://doi.org/10.1093/jopart/mui057 [Электронный ресурс].URL: https://academic.oup.com/jpart/ar-

ticle/16/3/467/934257?login=false дата обращения 04.06.2023).

2. Лейн, К., и Ли, Дж. (2001). Разработка полнофункционального электронного правительства: четы-рехэтапная модель. Ежеквартальный правительственный информационный бюллетень, 18 (2), 122-136. [Электронный ресурс]. URL: https://doi. org/10.1016/S0740-624X(01)00066-1 (дата обращения 04.06.2023).

3. O'Reilly T. Government as a Platform. In: D. Lathrop eds., Open Government: Collaboration, Transparency, and Participation in Practice, Sebastopol, Calif.: O'Reilly Media, 2010, 13-40.

4. Буров, В.В., Петров, М.В., Шклярук М.С., Шаров, А.В., «Государство-как-платформа»: эффекты реализации и управление развертыванием // Государственная служба. 2018. - № 4 (114). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/gosudarstvo-kak-platforma-effekty-realizatsii-i-upravlenie-razvertyvaniem (дата обращения: 06.06.2023).

5. Купряшин, Г.Л., Публичное управление // Полит. наука. 2016. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https :// cyberleninka.ru/article/n/publichnoe-upravlenie (дата обращения: 05.06.2023).

6. Купряшин, Г.Л., Шрамм, А.Е. / О перспективах третьей волны парадигмы цифрового государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 84. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-perspektivah-tretiey-volny-paradigmy-tsifrovogo-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 05.06.2023).

7. Сапрыка В. А., Пастюк А.В., Кулакова Н.И. Циф-ровизация публичного управления в странах ЕА-ЭС // Цифровая социология. 2021. № 3. [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovizatsiya-publichnogo-upravleniya-v-stranah-eaes (дата обращения: 05.06.2023).

8. По материалам конференции в США «HLTH -The future of Healthcare» 6-9 мая 2018 года, Лас-Вегас, США). https://hlth2018.com (дата обращения: 05.06.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Карпов О.Э., Храмов А.Е., Информационные технологии, вычислительные системы и искусственный интеллект в медицине. - Монография. - М.: ДПК Пресс, 2022. - 480 с., ил. - ISBN 978-5-91976-232-4, - стр. 12

10. Резюме Глобальный инновационный индекс -2022 / Всемирная организация интеллектуальной собственности. - С. 4. [Электронный ресурс].URL: https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/re-portpdf/GII_2022_R-ExSum_WEB.pdf. (дата обращения 06.06.2023).

11. Исследование ООН: Электронное правительство 2022. Будущее цифрового правительства / Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций // Нью-Йорк,- 2022. - 311 с. - С. 8. [Электронный ресурс]. URL: https://desapublications.un.org/sites/default/files/ publications/2023-02/UN%20E-Government%20Sur-vey%202022%20-%20Russian%20Web%20Version. pdf (дата обращения 06.06.2023).

12. Выявлены: страны с лучшими системами здравоохранения / Журнал CEOWORLD. - 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://ceoworld.biz/2021/04/27/ revealed-countries-with-the-best-health-care-systems-2021 (дата обращения 06.06.2023).

13. Индекс здравоохранения по странам, 2023 г./ Информационный ресурс Numbeo.com // Сербия. -[Электронный ресурс]. URL: https://www.numbeo.

com/health-care/rankings_by_country.jsp (дата обращения 06.06.2023).

14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. [Интернет]. URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (дата обращения 06.06.2023 г.).

15. Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/41449 (Дата обращения 04.06.2023 г.);

16. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (Дата обращения 04.06.2023 г.);

17. Государственная программа «Развитие здравоохранения» (2014-2017 годы), утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294. [Электронный ресурс]. URL http://government.ru/ docs/all/91295/ (Дата обращения 04.06.2023 г.);

18. Указ Президента РФ от 06.06.2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326 (Дата обращения 04.06.2023 г.);

19. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1640 (до 2023 года). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71848440/ (Дата обращения 04.06.2023 г.);

20. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 3980-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения» [Электронный ресурс]. URL: http://publica-tion.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310112 (Дата обращения 04.06.2023 г.);

21. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 г. № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/4092541/ (Дата обращения 04.06.2023 г.);

22. Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». [Электронный ресурс]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71632844/ (Дата обращения 04.06.2023 г.);

23. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base. garant.ru/12191967/ (Дата обращения 04.06.2023 г.);

24. Приказ Минздрава России от 27.01.2021 г. № 28 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minzdrava-Rossii-ot-27.01.2021-N-28/ (Дата обращения 04.06.2023 г.);

25. Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/ natsproektzdravoohranenie/tsifra (Дата обращения 04.06.2023 г.).

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<n

I_

u

DIGITAL TRANSFORMATION OF HEALTHCARE: PUBLIC POLICY IN TERMS OF THE DIGITAL AGENDA

Romanets E.A.

Russian State Social University

The lessons of the pandemic, as well as new threats to our country in the form of sanctions and confrontation with individual unfriendly countries, require the consolidation of resources and the renovation of all areas, including healthcare. This is due to the interest in the chosen topic. The object of study in the study is the healthcare sector in Russia, the subject is the state policy for its transformation in the aspect of the digital agenda. The methodological base was general scientific methods (comparative analysis, synthesis), as well as the method of secondary analysis. The scientific novelty lies in the substantiation of the further formation of the state policy for the development of healthcare, taking into account the digital agenda. Theoretical significance - in the study of theoretical approaches to the issue of the model of public administration, including new models of "digital public administration" in relation to the healthcare sector. The practical significance is seen in the consideration of the state policy of digital transformation of healthcare not only as a policy for the introduction of digital innovations, but also as a transformation of the industry based on new modern approaches and digital tools. The article discusses the role of the state in the digital transformation of healthcare and the evaluation of strategic planning documents of the Russian Federation to reflect the digital agenda of the state policy in the field of healthcare. As a result of the study, the leading role of the state in the digital transformation of the healthcare sector has been identified, proposals have been formulated for the development of strategic priorities and principles for the innovative development of healthcare.

Keywords: digital transformation, digital services, public health policy, digital health, digital policy.

References

1. Patrick Dunleavy and others, New Public Management Is Dead - Long Live Digital-Era Governance, Journal of Public Administration Research and Theory, Volume 16, Issue 3, July 2006, Pages 467-494, https://doi.org/ 10.1093/jopart/mui057 [Electronic resource]. URL: https://academic.oup.com/jpart/arti-cle/16/3/467/934257?login=false accessed 06/04/2023).

2. Lane, K. & Lee, J. (2001). Developing Fully Functioning e-Government: A Four-Stage Model. Government Newsletter Quarterly, 18(2), 122-136. [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1016/S0740-624X(01)00066-1 (accessed 06/04/2023).

3. O'Reilly T. Government as a Platform. In: D. Lathrop eds., Open Government: Collaboration, Transparency, and Participation in Practice, Sebastopol, Calif.: O'Reilly Media, 2010, 13-40.

4. Burov, V.V., Petrov, M.V., Shklyaruk M.S., Sharov, A.V., "State as a platform": implementation effects and deployment management // Public Service. 2018. - No. 4 (114). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-kak-platforma-effekty-realizatsii-i-upravlenie-razvertyvaniem (date of access: 06/06/2023).

5. Kupryashin, G.L., Public Administration // Polit. the science. 2016. № 2. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/publichnoe-upravlenie (date of access: 06/05/2023).

6. Kupryashin, G.L., Shramm, A.E. / On the prospects of the third wave of the paradigm of digital public administration // Public administration. Electronic Bulletin. 2021. No. 84. [Electronic re-source].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-perspektivah-tretiey-volny-paradigmy-tsifrovogo-gosudarstvennogo-upravleniya (date of access: 06/05/2023).

7. Sapryka V. A., Pastyuk A.V., Kulakova N.I. Digitalization of public administration in the EAEU countries // Digital Sociology. 2021. № 3. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovizatsiya-publichnogo-upravleniya-v-stranah-eaes (date of access: 06/05/2023).

8. Based on the materials of the conference in the USA "HLTH -The future of Healthcare" May 6-9, 2018, Las Vegas, USA). https://hlth2018.com (date of access: 06/05/2023).

9. Karpov O.E., Khramov A.E., Information technologies, computing systems and artificial intelligence in medicine. - Monograph. - M .: DPK Press, 2022. - 480 p., Ill. - ISBN 978-591976-232-4, - p. 12

10. Summary Global Innovation Index 2022 / World Intellectual Property Organization. - C.4. [Electronic resource]. URL: https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/reportpdf/ GII_2022_R-ExSum_WEB.pdf. (accessed 06/06/2023).

11. UN Study: E-Government 2022. The Future of Digital Government / Department of Economic and Social Affairs of the United Nations // New York,- 2022. - 311 pp. - P. 8. [Electronic resource]. URL: https://desapublications.un.org/sites/default/files/ publications/2023-02/UN%20E-Government%20Survey%20 2022%20-%20Russian%20Web%20Version.pdf (accessed 06.06.2023).

12. Identified: countries with the best health systems / CEOWORLD Magazine. - 2021. [Electronic resource]. URL: https://ceoworld. biz/2021/04/27/revealed-countries-with-the-best-health-care-systems-2021 (Accessed 06/06/2023).

13. Health index by country, 2023 / Information resource Numbeo. com // Serbia. - [Electronic resource]. URL: https://www. numbeo.com/health-care/rankings_by_country.jsp (accessed 06/06/2023).

14. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of December 1, 2016 [Internet]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (accessed 06/06/2023).

15. Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642 "On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (Accessed 04.06.2023);

16. Decree of the President of the Russian Federation of July 21,

2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (Accessed 04.06.2023);

17. The state program "Health Development" (2014-2017), approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 294. [Electronic resource]. URL http:// government.ru/docs/all/91295/ (Accessed 04.06.2023);

18. Decree of the President of the Russian Federation of June 6, 2019 No. 254 "On the Strategy for the Development of Healthcare in the Russian Federation for the period up to 2025". [Electronic resource]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326 (Accessed 06/04/2023);

19. The State Program of the Russian Federation "Health Development", approved by Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1640 (until 2023). [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/71848440/ (Accessed 04.06.2023);

20. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2021 No. 3980-r "On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of healthcare" [Electronic resource]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202 112310112 (Accessed 06/04/2023);

21. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated April 28, 2011 No. 364 "On approval of the concept of creating a unified state information system in the field of healthcare". [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/4092541/ (Accessed 06/04/2023);

22. Federal Law of July 29, 2017 No. 242-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Application of Information Technologies in the Field of Healthcare". [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71632844/ (Accessed 06/04/2023);

23. Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ "On the Fundamentals of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation". [Electronic resource]. URL: https://base.garant. ru/12191967/ (Accessed 06/04/2023);

24. Order of the Ministry of Health of Russia dated January 27, 2021 No. 28 "On approval of the departmental digital transformation program of the Ministry of Health of the Russian Federation for

2021 and for the planning period of 2022 and 2023". [Electronic resource]. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minzdrava-Rossii-ot-27.01.2021-N-28/ (Accessed 04.06.2023);

25. Federal project "Creation of a unified digital contour in healthcare based on a unified state information system in the field of healthcare (EGISZ)". [Electronic resource]. URL: https://min-zdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/tsi-fra (Accessed 06/04/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.