УДК 94(4)"1953/1959"
Политические аспекты советско-греческих отношений
в 1953-1959 гг.*
Калинин А. А.
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории и политических наук, Вятский государственный университет. 610000, г. Киров, ул. Московская, 36. E-mail: lepse@yandex.ru,
usr11328@vyatsu.ru
Аннотация: В статье исследуются политические аспекты советско-греческих отношений от нормализации после смерти И. В. Сталина до нового осложнения в 1958-1959 гг. Также раскрывается отношение США к этому процессу. Автор опирается на материалы Архива внешней политики РФ, Государственного архива РФ и Национального архива США. Выбор нижней хронологической рамки определяется началом восстановления дипломатических, экономических и культурных связей Греции и Советского Союза в 1953-1954 гг. Статья завершается анализом причин ухудшения советско-греческих отношений, сопровождавшегося обсуждением вопроса о размещении в Греции американских ядерных ракет средней дальности и обвинениями СССР во «вмешательстве» в греческую внутреннюю политику. Автор считает, что первопричиной ухудшения отношений с Афинами была неготовность Москвы отказаться от классового подхода во внешней политике.
Ключевые слова: внешняя политика СССР, холодная война, Греция, дипломатические отношения, ядерное оружие, Н. С. Хрущев, К. Караманлис.
Political aspects of Soviet-Greece relationship in 1953-1959
Kalinin A. A.
candidate of historical sciences, associate professor, Department of general history and political science, Vyatka
State University. 36 Moskovskaya str., 610000, Kirov. E-mail: lepse@yandex.ru, usr11328@vyatsu.ru.
Abstract: The article examines the political aspects of Soviet-Greek relations from normalization after the death of Stalin until new complications in 1958-1959. Also reveals the U. S. attitude to this process. The author relies on materials of the Foreign Policy Archive of the Russian Federation, the State Archive of the Russian Federation and the U. S. National Archives and Records Administration. The choice of the lower chronological framework is defined by the beginning of the restoration of diplomatic, economic and cultural ties between Greece and the Soviet Union in 19531954. The article concludes with an analysis of the reasons for the deterioration of Soviet-Greek relations, accompanied by discussion on the deployment in Greece of the U. S. medium-range ballistic missiles and accusations the Soviet Union of interference in Greek internal politics. The author believes that the root cause of the deterioration of relations with Athens was the unwillingness of Moscow to abandon the class-based approach in foreign policy.
Keywords: USSR foreign policy, cold war, Greece, diplomatic relations, nuclear weapon, N. Khrushchev, K. Kara-manlis.
Современная позитивная динамика отношений Российской Федерации и Греческой Республики говорит в пользу актуальности исследования исторического опыта взаимодействия двух стран. Греция является одним из наиболее близких партнеров России среди стран Европейского Союза. На отношения Москвы и Афин после Второй мировой войны наложила отпечаток холодная война. В связи с этим данные отношения переживали периоды «потеплений» и новые «охлаждения».
В 1953 г. после смерти И. В. Сталина СССР развернул дипломатическое «мирное наступление» на международной арене, частью которого стала нормализация отношений с Грецией. Впервые с 1947 г. в Грецию был направлен чрезвычайный и полномочный посол СССР. Им стал опытный дипломат Михаил Григорьевич Сергеев. В настоящей статье рассматривается политический аспект советско-греческих отношений с момента их нормализации в 1953 г. до нового осложнения в 1958-1959 гг.
Советско-греческие отношения после Второй мировой войны остаются малоизученными и в российской, и в зарубежной историографии. Западные авторы проблематику взаимоотношений Москвы и Афин затрагивают только в общих работах, посвященных внешней политике Греции в
публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-01-50066. © Калинин А. А., 2017
годы холодной войны [1]. В отечественной исторической науке некоторые аспекты советско-греческих отношений рассмотрел Ар. А. Улунян [2]. Экономические проблемы отношений двух стран затрагиваются в кандидатской диссертации М. В. Рукомойниковой [3]. Настоящая статья дополняет эти работы, раскрывая политические проблемы советско-греческих отношений на материалах Архива внешней политики РФ, Государственного архива РФ и Национального архива США.
17 сентября 1953 г. М. Г. Сергеев прибыл в Афины. Подводя итоги деятельности советского посольства в Греции за год, заместитель министра иностранных дел СССР В. А. Зорин в мае 1954 г. отметил существенные сдвиги в налаживании торговых (подписание греко-советского торгового соглашения от 28 июля 1953 г.) и культурных (поездки делегаций, прокат советских кинофильмов в Греции) связей между двумя странами [4].
По поручению ЦК КПСС МИД СССР регулярно готовил конкретные предложения, направленные на развитие советско-греческих отношений, многие из которых были реализованы. Эти меры предусматривали расширение экономических и культурных связей, репатриацию греческих политэмигрантов, улучшение отношений стран народной демократии с Грецией. Советское руководство обращалось к правительствам стран Восточной Европы с рекомендацией предпринять шаги для нормализации и развития отношений с Грецией [5]. В 1955 г. возобновило свою деятельность Греко-советское общество. Советский посол также регулярно встречался с лидерами Единой демократической левой партии (ЭДА) - единственной греческой политической силой, стоящей на просоветских позициях.
Как следует из аналитической справки заведующего Четвертым Европейским отделом МИД СССР М. В. Зимянина от 22 января 1955 г. «Краткая характеристика взаимоотношений СССР с Грецией», задачами советской дипломатии в этой стране были развитие взаимовыгодных советско-греческих отношений, нормализация отношений Греции со странами народной демократии, усиление влияния СССР в этой стране и борьба с враждебной американской пропагандой. Особое внимание уделялось военно-стратегическим вопросам. МИД СССР стремился выявлять противоречия между странами - участницами Балканского пакта с целью его ослабления, а также англо-американские противоречия в Греции для использования их в интересах СССР. Перспективным в этом смысле представлялся кипрский вопрос, который мог рассорить Грецию и Турцию (что в дальнейшем и произошло), а также ухудшил отношения Греции с Великобританией и США [6]. Позиции СССР и Греции по Кипру оказались сходными, что обеспечило советскую поддержку инициатив греческой дипломатии в ООН по кипрскому вопросу. Министр иностранных дел Греции Ст. Стефанопулос давал понять Сергееву, что греческое правительство ожидает со стороны СССР поддержки по Кипру [7].
Частью советского «мирного наступления» стали многочисленные инициативы, нацеленные на прекращение холодной войны. Так, в ноябре 1954 г. советское правительство пригласило Грецию вместе с другими европейскими странами принять участие в Общеевропейском совещании по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе. Афины отвергли эту инициативу [8].
Дипломатические отношения Греции с большинством стран Восточной Европы по-прежнему не поддерживались. Стефанопулос неоднократно говорил Сергееву, что Афины положительно относятся к урегулированию отношений со странами Восточной Европы [9]. Однако после подписания в мае 1954 г. Декларации о восстановлении дипломатических отношений между Грецией и Болгарией процесс нормализации отношений Греции со странами народной демократии затормозился. Ссылаясь на невыполнение Болгарией обязательств по репарациям, вытекающим из мирного договора, Афины отказались обменяться с ней дипломатическими представителями. Греция по-прежнему считала себя юридически находящейся в состоянии войны с Албанией. Тормозился процесс установления отношений с Польшей, Венгрией и Румынией. Сергеев считал, что на деле никаких мер для установления нормальных отношений со всеми странами народной демократии Афины предпринимать не хотят [10].
Серьезным препятствием на пути развития советско-греческих отношений оставался вопрос о репатриации из СССР бывших военнослужащих греческой королевской армии, плененных Демократической армией Греции в период гражданской войны 1946-1949 гг. В СССР проживали 17,5 тыс. греков-политэмигрантов, в том числе 217 солдат и офицеров правительственных войск [11]. Афины утверждали, что бойцы королевской армии насильственно удерживаются в СССР.
21 апреля 1953 г. временный поверенный в делах Греции в СССР Ф. Ипсиланти поставил вопрос о репатриации в Грецию бывших греческих военнослужащих. В дальнейшем греческая сторона постоянно поднимала этот вопрос. 8 декабря МИД СССР был передан список из 200 человек, желающих репатриироваться в Грецию. Однако решение вопроса продвигалось очень медленно [12].
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 6 июля 1954 г. подготовка вопроса о репатриации греческих политэмигрантов, желающих выехать в Грецию, была поручена Комитету государственной безопасности СССР (КГБ). По агентурным данным КГБ, из находящихся в Советском Союзе политэмигрантов имели желание репатриироваться в Грецию 209 человек [13]. После многочисленных проволочек [14] осенью 1956 г. СССР начал их репатриацию. 9 ноября 38 офицеров и солдат, захваченных в плен Демократической армией, прибыли из СССР в порт Пирей [15].
Правительство Александроса Папагоса придерживалось сдержанной позиции в отношениях с Советским Союзом. Греческая сторона последовательно демонстрировала недоверие в отношении советских миротворческих усилий. Во время беседы с Сергеевым 25 мая 1955 г. Стефано-пулос заявил, что «Советский Союз, проводя кампанию за мир по всем мире, преследует свои собственные цели ослабить боеспособность других государств», но сам СССР не дает конкретных доказательств тому, что желает уменьшения международной напряженности [16]. После смерти маршала в октябре 1955 г. новым премьер-министром Греции стал министр общественных работ в кабинете Папагоса Константинос Караманлис.
После выборов 19 февраля 1956 г., которые обеспечили Национально-радикальному союзу (ЭРЭ) во главе с Караманлисом большинство в парламенте, новое греческое руководство пошло на активизацию советско-греческих контактов. Выступая в парламенте, министр иностранных дел Спирос Теотокис заявил о готовности нового правительства развивать отношения с СССР и странами Восточной Европы при условии, что эти отношения не будут противоречить обязательствам Греции перед западными державами [17].
В марте - апреле 1956 г. посол Сергеев провел серию встреч с министрами нового правительства, во время которых обсуждались возможные шаги к улучшению отношений двух стран. Так, министр без портфеля Г. Касиматис упомянул о возможности организации визита в СССР Караманлиса и других членов правительства, министр просвещения Греции П. Левандис выразил заинтересованность в оказании Греции советской технической помощи, заместитель премьер-министра А. Апостолидис говорил о возможностях взаимного обмена специалистами в области сельского хозяйства, а также об оказании СССР экономической помощи Греции при условии, что она не повлечет за собой никаких политических обязательств [18]. 20 апреля состоялась встреча советского посла с премьер-министром Караманлисом, который подтвердил, что «его правительство желает поддерживать с Советским Союзом дружественные отношения» в области политических, экономических и культурных связей. В то же время греческий премьер указал на серьезную внутреннюю трудность: попытки греческих левых (то есть партии ЭДА) «монополизировать дружеские отношения с Советским Союзом» [19].
Крупным событием стал неофициальный визит в Грецию недавно назначенного министром иностранных дел СССР Дмитрия Тимофеевича Шепилова. 12 июня 1956 г. Сергеев проинформировал нового министра иностранных дел Греции Евангелоса Аверова о желании советского министра после посещения Египта, Сирии и Ливана нанести визит и в Грецию. Правительство Караманлиса согласилось принять Шепилова [20].
28 июня Шепилов прибыл в Афины. Это был первый в истории советско-греческих отношений визит советского министра иностранных дел. Еще в аэропорту он заявил, что СССР ни в коем случае не угрожает безопасности и целостности Греции. «Советский Союз основывает свои отношения с Грецией на принципах мирного сосуществования и делового сотрудничества, взаимного уважения территориальной целостности и суверенитета, полного равенства и невмешательства во внутренние дела», - заверил министр [21].
Состоялись встречи Шепилова с Караманлисом и Аверовым. Стороны договорились активизировать экономические связи двух стран, советский министр обещал поддержку Греции по кипрскому вопросу. Он также сообщил о намерении благожелательно и бескорыстно рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве в деле развития греческой национальной экономики, об обмене научно-техническим опытом, подготовке специалистов, включая обмен студентами. Шепи-лов заверил греческую сторону, что Москва не пытается посеять недоверие между Грецией и другими западными державами. Советский министр предложил греческим руководителям посетить СССР с визитом [22]. 1 июля Шепилов вылетел из Афин [23]. Караманлис выразил свое удовлетворение результатами переговоров [24]. Визит Шепилова был положительно воспринят греческой прессой [25].
Однако на приглашение Караманлиса и Аверова посетить СССР официальные Афины в дальнейшем отвечали уклончиво. В мае 1957 г. греческий МИД сообщил Сергееву, что «международная обстановка... не позволяет пока еще конкретно поставить вопрос о поездке в Москву Ка-
раманлиса и Аверова» [26]. В августе Караманлис сообщил советскому послу, что в течение 1957 г. из-за своей занятости он не сможет посетить СССР [27].
На 1956 г. пришелся пик визитов греческих делегаций в СССР. В мае Афины согласились направить в СССР парламентскую делегацию, хотя в 1955 г. на аналогичное предложение Москвы последовал отказ [28]. Делегация посетила СССР в конце августа - начале сентября 1956 г. Москву также посетили греческие профсоюзные деятели, ученые и другие делегации. В октябре состоялся визит в СССР мэров городов Афины и Пирей П. Кацотаса и Д. Сапунакиса, которых приняли Булганин, Хрущев и Шепилов. Глава советского МИД сообщил Кацотасу, что Советский Союз готов предоставить Греции кредиты для строительства больших производственных объектов без каких-либо обязательств, а также будет продолжать дипломатические усилия в целях прекращения кровопролития на Кипре и предоставления кипрскому народу права на самоопределение [29]. В сентябре 1956 г. Грецию посетил министр торговли СССР Д. В. Павлов [30]. По предложению Шепилова, сделанному во время поездки в Грецию, в начале 1957 г. состоялся визит в СССР греческой экономической делегации, составленной из компетентных специалистов министерств финансов, торговли и промышленности, координации, во главе с заместителем министра торговли и промышленности Мартисом. Во время визита был подписан Протокол о товарообороте и платежах между СССР и Грецией на 1957 г., предусматривающий существенный рост торговли между двумя странами [31]. Позитивными новостями 1956 г. стало также восстановление дипломатических отношений Греции с Венгрией (июль) и с Румынией (август) [32].
Однако СССР по-прежнему относился к правительству Караманлиса как к «буржуазному», классово чуждому, всячески поддерживая классово близкую ЭДА. Комитет информации при Министерстве иностранных дел СССР докладывал членам Президиума ЦК КПСС, что правительство Караманлиса «испытывает все более значительные трудности при проведении своего проамериканского, враждебного Советскому Союзу внешнеполитического курса» и, якобы, «вынуждено» идти на улучшение отношений между Грецией и СССР, абсолютно не замечая при этом добрую волю Афин. Советская разведка считала, что линия греческого правительства направлена на «замалчивание советских предложений и бесконечное оттягивание каких-либо практических шагов по их осуществлению». Значительный сдвиг в советско-греческих отношениях мог оказать влияние в выгодном для СССР направлении и на позицию Италии [33].
Однако в конце 1956 г. наметились первые признаки охлаждения в советско-греческих отношениях. В знак протеста против действий СССР в период венгерского кризиса (октябрь - ноябрь 1956 г.) на прием по случаю 39-й годовщины Октябрьской революции 7 ноября 1956 г. в советское посольство не явились ни премьер-министр Караманлис, ни другие члены правительства, ни лидеры центристских политических партий, ни послы стран - членов НАТО [34]. С ноября греческие власти стали возвращать советскому Всесоюзному объединению «Международная книга» журналы, книги и грампластинки, предназначенные для продажи в Греции. Попытки советского посольства исправить эту ситуацию не принесли результата [35].
Еще сильнее советско-греческим отношениям вредила перспектива размещения на территории Греции американского ядерного оружия. В СССР опасались, что у США на этот счет есть планы. На греческих аэродромах могли базироваться бомбардировщики, несущие атомные бомбы. Особую опасность для СССР представляло размещение на территории Греции американских ракет с ядерными боеголовками. В связи с этим Москва еще весной 1957 г. выступила с предупреждением Афинам, что размещение атомных баз вынудит Советский Союз пойти на ответные меры.
Впервые вопрос об атомных базах в Греции был поставлен советским послом Сергеевым в беседе с министром иностранных дел Аверовым 2 апреля 1957 г. Советский дипломат, сославшись на сообщения греческой печати о том, что на территории страны американцы намерены создать атомные базы и базы для управляемых снарядов, на что в принципе получено согласие греческих властей, поинтересовался, насколько эти сведения соответствуют действительности. Греческий министр ответил, что эти сообщения неверны. Он заверил, что Совет НАТО не обращался к Греции с подобными предложениями [36]. Выступая в греческом парламенте, Аверов обвинил СССР в связи с вопросом Сергеева во «вмешательстве во внутренние дела» Греции [37].
В мае 1957 г. сессия Атлантического совета в Бонне приняла решение о возможности размещения американского ядерного оружия на территории членов этой военной организации. Аверов во время сессии заявил, что советский посол в Афинах вручил греческому правительству «весьма суровое предупреждение», якобы угрожая «атомными репрессиями» в том случае, если Греция согласится на создание атомных военных баз. Он проинформировал Совет, что «Греция согласится на создание военных баз на своей территории, если сочтет это желательным и необ-
ходимым». Министр иностранных дел Италии Г. Мартино, председательствующий на сессии Совета, констатировал, что «Советское правительство начало кампанию запугивания европейских участников НАТО, пытаясь заставить их отказаться от атомной обороны» [38]. В беседе с Сергеевым 30 мая Аверов уверял, что американские военные базы на территории Греции «имеют лишь оборонительный характер и не могут быть использованы для агрессии» [39].
Новости из Бонна о возможности развертывания атомных баз вызвали неоднозначную реакцию греческой прессы. Проправительственные газеты («Акрополис», «Апоевматини» и др.) убеждали читателей, что размещение американского атомного оружия «укрепляет безопасность страны», что «если греческая армия будет оснащена новейшим оружием, то возрастает ее ударная сила». В то же время 8 мая газета «Вима» напечатала статью военного эксперта, в которой подчеркивалось: «Для Греции это обстоятельство имеет две стороны: мы можем рассчитывать на то, что силы союзников смогут бомбардировать армии, транспорт, объекты противника. Но по Греции могут быть нанесены ответные удары, которые неизбежно расшатают внутреннюю жизнь страны». Левая пресса обрушилась с критикой на планы НАТО, указывая, что «создается реальная опасность превратиться в страну смертников», и Греции отводится «роль атомного плацдарма» [40].
В сентябре 1957 г. Греция отвергла предложение Румынии о созыве Всебалканской конференции с участием Греции, Албании, Болгарии, Турции, Югославии и Румынии для обсуждения вопросов мира на Балканском полуострове, ненападения и разрешения мирными средствами всех спорных проблем. В греческой прессе это предложение характеризовалось как «театральный жест. мирное наступление Румынии на Грецию в рамках общего советского мирного наступления». Греческие власти были убеждены, что таким образом СССР «стремится оторвать Грецию и Турцию от западного блока и поставить их на позицию нейтралитета» [41].
14 декабря 1957 г. Сергеев вручил послание председателя Совета Министров СССР Н. А. Бул-ганина на имя греческого премьер-министра Караманлиса. В документе, первый вариант которого был подготовлен в МИД СССР еще в апреле, резко осуждались американские планы размещения ракетного и ядерного оружия в Западной Европе, в том числе в Греции. Такое решение, подчеркивал Булганин, привело бы к обострению международной обстановки, «безудержной гонке вооружений» и «катастрофическим последствиям», особенно для малых стран. Советская сторона внушала мысль, что намерения руководителей НАТО превратить Грецию в «незатопляемый авианосец» опасны, прежде всего, для самих греков, ибо делают их страну потенциальным «полем сражения». Для Греции, население которой было сконцентрировано на сравнительно небольшой территории, превращение страны «в зону огня имело бы роковой характер» и подвергло бы ее «смертельной опасности», - утверждал Булганин. В послании говорилось, что Греция могла бы много сделать для улучшения обстановки на Балканах, чтобы превратить полуостров в «подлинную зону мира» [42]. Караманлис объявил послание Булганина «пропагандистским» [43].
В начале января 1958 г. Советский Союз обратился к странам НАТО с новыми предложениями с целью ослабления международной напряженности. Частью этого нового «мирного наступления» стало послание Булганина Караманлису, которое было вручено греческому премьеру 11 января. Советский премьер-министр обратился к Греции с предложением принять участие в создании «зоны мира» на Балканах, свободной от ядерного оружия [44].
4 февраля Караманлис в ответном послании Булганину отверг как «необоснованные» советские опасения в отношении того, что Греция позволяет Соединенным Штатам использовать свою территорию в «целях агрессии», и высказался против создания в Европе зоны, свободной от ядерного оружия. Премьер также заявил о возможности создания в Греции атомных баз [45].
Своеобразным ответом СССР главе греческого правительства стала статья в газете «Известия» от 6 февраля под заголовком «Вопреки национальным интересам Греции». После отрицательного ответа греческих властей СССР все больше внимания стал уделять влиянию на греческое общество, морально поддерживая политические силы, выступающие против размещения ядерного оружия. «Известия», ссылаясь на многочисленные «протесты греческой общественности», утверждали, что греческий народ выступает «категорически против превращения его страны в ракетную базу НАТО на Балканах» [46].
Вопрос об атомных базах все больше становился в Греции фактором внутренней политики. Правые партии и пресса высказывались за размещение американского ядерного оружия. В частности, выдвигалось предположение, что советское предложение о создании «зоны мира» на Балканах является «ловушкой для Греции». Пресса писала о возможном создании ракетных баз в Греции, Италии, Франции и Турции [47]. Левые и левоцентристские партии и газеты («Авги»,
«Элефтерия», «Анексартитос типос» и др.) высказывались против баз и за создание безатомных зон между двумя военно-политическими блоками, в том числе на Балканах [48].
Вопрос о размещении атомных баз в Греции стал одним из важных накануне парламентских выборов, назначенных на 11 мая 1958 г. Лидеры ЭРЭ не высказывалось публично в поддержку размещения баз, ссылаясь на отсутствие соответствующего предложения со стороны НАТО. Либералы стремились воспользоваться вопросом о базах, чтобы обвинить своих политических оппонентов в том, что они служат иностранным державам (ЭРЭ - США, ЭДА - СССР). В посольстве США считали, что в случае принятия решения о целесообразности размещения в Греции ракетной базы НАТО Запад может столкнуться с серьезными трудностями из-за распространенного в греческом общественном мнении отрицательного отношения к базам и политических игр вокруг этого вопроса [49].
Газета «Нью-Йорк Таймс» 6 марта в редакционной статье «Кризис в Греции» отмечала, что предстоящая избирательная кампания «вызывает серьезные опасения», ибо она неизбежно поставит два внешнеполитических вопроса: нерешенный спор из-за Кипра и перспектива размещения в Греции баз американского ядерного оружия. «Правительство Караманлиса, - сообщала газета, - было готово предоставить такие базы, но этому ожесточенно сопротивляются левые при помощи и поддержке весьма активного советского посольства» [50].
В кампании против атомных баз все более заметное участие стал принимать первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, который в марте 1958 г. возглавил также советское правительство. Выступая на собрании избирателей Калининского избирательного округа г. Москвы, Хрущев заявил, что имеются большие возможности для улучшения отношений СССР с Италией и Грецией. Вместе с тем он выступил с предостережением относительно планов размещения американских ракетных баз [51].
3 и 4 мая газеты «Неа» и «Вима» опубликовали письменные ответы Хрущева на вопросы издателя Х. Ламбракиса. Советский руководитель призвал «покончить с холодной войной» и высказался за дальнейшее расширение связей СССР и Греции. Наличие атомных баз на греческой территории в случае войны могло навлечь на страну ответный ядерный удар «со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями». Хрущев предлагал Греции встать на «разумный путь» отказа от размещения ядерного оружия, как поступили некоторые члены НАТО (Дания и Норвегия) [52]. Сразу после публикации интервью греческие политики и проправительственная пресса обрушилась с критикой на Хрущева. Глава ЭРЭ Караманлис, газеты «Акрополис», «Апоев-матини», «Катимерини» заявили, что ответы главы советского правительства содержат угрозы ядерных ударов и предназначены для предстоящих 11 мая выборов, преследуя цель вмешательства во внутренние дела Греции в пользу ЭДА [53]. США, тем не менее, пришлось опровергнуть слухи о заключении секретного соглашения с Грецией о создании ракетных баз [54].
Греция также отклонила советское предложение о заключении Договора о дружбе и сотрудничестве с европейскими странами и США. Советское правительство предлагало принять меры к прекращению гонки вооружений в Европе, сокращению войск организации Варшавского договора и НАТО, а также созданию безъядерных зон. Соответствующая нота была вручена греческой стороне первым заместителем министра иностранных дел СССР Н. С. Патоличевым 15 июля 1958 г. [55]
Между тем перспектива размещения в Греции ядерных ракет обретала конкретные очертания. После отказа Франции разместить ракеты средней дальности на своей территории американские военные начали проработку возможности создания баз в Италии, Греции и Турции. 22 января 1959 г. министр обороны США Н. Макэлрой сделал заявление, что в Греции, вероятно, будут развертываться установки ядерных баллистических ракет среднего радиуса действия типа «Юпитер» (PGM-19 Jupiter) или «Тор» (PGM-17 Thor) и что верховный главнокомандующий Вооруженными силами НАТО в Европе генерал Л. Норстад ведет с правительством Греции переговоры по этому вопросу [56]. В 1959 г. ракеты «Юпитер» были размещены в южной Италии. Эти ракеты, имевшие дальность 2400 км и термоядерную головную часть мощностью 1,5 Мт, представляли огромную опасность для СССР.
Демарши Советского Союза по вопросу ракетных баз в Греции вызывали все более негативную реакцию правительства Караманлиса. 23 апреля греческий кабинет публично назвал советские усилия «пропагандой». «Правительство, - говорилось в заявлении, - не намерено признавать за греческой коммунистической партией, выступающей под прикрытием ЭДА, или за какой-либо иностранной державой право определять его национальную политику. Игнорируя демагогические действия международного и местного коммунизма, правительство, не колеблясь, примет все меры, которые оно сочтет необходимыми в интересах безопасности и защиты нашей
страны». Комментарии греческой прессы не оставляли сомнений, что Афины готовы дать согласие американцам на размещение ядерных ракет. Газета «Катимерини» писала, что «греческий народ не принимает во внимание пропагандистские утверждения русских о том, что американцы хотят создать в Греции ракетные базы. Согласится ли или не согласится Греция создать эти базы - это не касается Кремля и мирового коммунизма. Греция сама решит этот вопрос в соответствии со своими военными потребностями». «Акрополис» заявляла, что Греции нужно укреплять свою оборону, так как она «прекрасно знает, какая трагическая судьба ожидала бы ее, если бы она почивала на русских миролюбивых заверениях». «Апоевматини» информировала читателей, что «для Греции существует проблема приспособления ее вооруженных сил к нуждам атомной войны, то есть вооружение их атомным оружием» [57].
Весной 1959 г. Москву посетил лидер партии прогрессистов Сп. Маркезинис. 27 апреля в Кремле его принял Хрущев. «Нас окружили военными базами, - говорил советский лидер, - но у нас есть ракетное оружие, которое лучше американских ракет. Итак, что может случиться, если США начнут войну? Мы окажемся в неизбежной необходимости уничтожить их военные базы. Думаю, что против Англии достаточно будет 5-6 бомб. В этом случае не все население будет истреблено, но оно будет полностью деморализовано. Те, которые, возможно, останутся в живых, умрут от радиации. Если на нас нападут с баз, которые будут размещены на вашей территории, мы уничтожим вас ракетами». Хрущев предложил следующий вариант: «Греция примет на себя обязательство не допускать размещения на своей территории иностранных атомных баз. Советский Союз примет к сведению такое заявление и обязуется в случае войны не нападать на Грецию ни с воздуха, ни с суши, ни с моря и не использовать против нее ракетного оружия. И оказать помощь в случае нападения на Грецию со стороны других государств». В целом, Хрущев ясно изложил максимум и минимум советских устремлений. Максимум - это нейтралитет Греции, минимум - несоздание ракетных баз [58]. Свое предупреждение грекам Хрущев повторил во время визита в Албанию в июне 1959 г. [59]
13 мая греческому послу в Москве была вручена Памятная записка советского правительства греческому правительству, в которой возможное создание американских ракетных баз в Греции квалифицировалось как враждебный акт. Тональность западной реакции на новый советский демарш задало американское агентство «Ассошиэйтед Пресс», которое сообщало, что «Россия угрожает полным уничтожением греческого народа и материальных богатств страны» [60]. В ответной ноте греческого правительства, врученной Сергееву 4 июня, сообщалось, что греческое правительство не исключает создания атомных и ракетных баз на своей территории «с учетом интересов обороны» [61].
Однако в итоге в октябре 1959 г. американские военные избрали местом передового базирования ракет «Юпитер» не Грецию, а Турцию, где они и были размещены в 1961 г. В Москве же по-прежнему опасались появления американских ракет и в Греции. 10 августа 1961 г. во время беседы с греческим послом Г. Христопулосом Хрущев сказал, что советские военные руководители точно знают, какое количество атомных зарядов понадобится для уничтожения западных стран, в которых размещаются ядерные ракеты. Когда греческий посол спросил, «действительно ли Хрущев серьезно рассматривает уничтожение Великобритании, Греции, включая бесценные памятники культуры, такие как Акрополь», советский лидер ответил, что если начнется ядерная война, то будет «уничтожено все» [62]. На размещение американских ракет средней дальности в Италии и Турции СССР ответил переброской ракет на Кубу, что стало причиной Карибского кризиса. В соответствии с советско-американнской договоренностью, в 1963 г. ракеты «Юпитер» были вывезены из Италии и Турции.
По результатам выборов 11 мая ЭДА заняла второе место, уступив только ЭРЭ Караманлиса. Реакцией греческих властей на успех близкой к коммунистам политической партии стало замораживание культурных, научных и спортивных связей с СССР и другими социалистическими странами, которые, по мнению правительства Караманлиса, усиливали влияние ЭДА [63]. Также началась волна репрессий против ЭДА. 5 декабря был арестован герой греческого Сопротивления в годы Второй мировой войны, секретарь ЭДА по организационным вопросам и главный редактор газеты «Авги» М. Глезос, которого обвинили в «соучастии» и «помощи» лицам, занимающимся «шпионской деятельностью» [64].
СССР развернул широкую международную кампанию в защиту Глезоса. В послании Норвежской социал-демократической партии от 26 января 1959 г. Хрущев выразил озабоченность в связи с «массовыми арестами греческих демократов, которым грозит ничем не оправданная жестокая расправа» [65]. В ответ греческая пресса обвинила Хрущева во «вмешательстве» во внутренние дела «свободной и суверенной» Греции. Читателю внушалась мысль, что советские руко-
водители и посольство СССР постоянно вмешиваются в греческий внутриполитический процесс, в том числе в выборы [66]. 3 февраля греческое правительство заявило официальный протест в связи с заявлением Хрущева [67]. Атмосфера советско-греческих отношений еще больше ухудшилась.
Таким образом, после восстановления в полном объеме отношений Москвы и Афин в 1953 г. до греческих парламентских выборов 1956 г. наблюдалось медленное развитие экономических, политических и культурных контактов между двумя странами. Многие советские инициативы по активизации отношений встречали прохладное отношение греческих властей.
Пик советско-греческих отношений пришелся на 1956 г. После выборов в феврале 1956 г. новое правительство ЭРЭ сделало ряд шагов навстречу советским предложениям. При этом премьер-министр Караманлис давал понять, что позитивное развитие греко-советских отношений возможно лишь при условии отказа Москвы от политической поддержки левых, в первую очередь партии ЭДА. Разрабатывая планы усиления советского влияния в Греции и поддержки ЭДА, МИД СССР явно недооценил приверженность греческой политической элиты «западному выбору» и ее решимость не допустить прихода к власти прокоммунистических сил. Неготовность Москвы отказаться от классового подхода в своей греческой политике в итоге привела к охлаждению отношений двух стран.
После венгерских событий 1956 г. и, особенно, с началом советской кампании против атомных баз в Греции в 1957 г. вновь наметилась тенденция к спаду контактов. Ситуация усугубилась в связи с обвинениями Советского Союза во «вмешательстве» в парламентские выборы 1958 г., замораживанием правительством Караманлиса культурных связей с СССР и усилением советского давления в связи с возможностью размещения в Греции ракетно-ядерного оружия. Во второй половине 1958 г. в результате развернутой греческими властями кампании против ЭДА и ограничения связей с СССР возможности Москвы влиять на ситуацию в Греции резко снизились. Таким образом, после периода «потепления» отношения двух стран в 1958-1959 гг. вновь начали «охлаждаться», возросло взаимное недоверие. Греция, несмотря на разногласия по Кипру, продолжала следовать в фарватере антисоветского курса США.
Примечания и список литературы
1. Hatzivassiliou E. Greece and the Cold War. Frontline State, 1952-1967. L. ; N.Y., 2006.
2. Улунян Ар. А. Балканы: горячий мир холодной войны. Греция и Турция между Западом и Востоком. 1945-1960 гг. М., 2001; Улунян Ар. А. Балканский «щит социализма». Оборонная политика Албании, Болгарии, Румынии и Югославии (середина 50-х гг. - 1980 г.). М., 2013.
3. Рукомойникова М. В. Проблема реконструкции Греции в политике правительства К. Караманлиса 1955-1963 гг. : дис. ... канд. ист. наук. М., 2004.
4. Архив внешней политики РФ (далее - АВП РФ). Ф. 084. Оп. 42. П. 157. Д. 13. Л. 7, 8.
5. Там же. Оп. 44. П. 160. Д. 10. Л. 23-29; Оп. 45. П. 164. Д. 12. Л. 1-6, 22-26, 30-34.
6. Там же. Оп. 44. П. 160. Д. 10. Л. 1-4.
7. Там же. Оп. 42. П. 156. Д. 8. Л. 79, 98.
8. Там же. Оп. 44. П. 160. Д. 10. Л. 3; Ф. 167. Оп. 20. П. 9. Д. 4. Л. 166-173.
9. Там же. Оп. 42. П. 156. Д. 7. Л. 135-138, 206-207.
10. Там же. Оп. 44. П. 159. Д. 4. Л. 182-185, 216-219, 283-285, 333-335, 340.
11. Там же. П. 160. Д. 10. Л. 10.
12. Там же. Оп. 42. П. 156. Д. 7. Л. 82-84, 87-89; Оп. 44. П. 160. Д. 10. Л. 10.
13. Там же. Оп. 44. П. 160. Д. 10. Л. 10, 11, 20.
14. АВП РФ. Ф. 84. Оп. 39. П. 43. Д. 2. Л. 32-38; Ф. 084. Оп. 45. П. 163. Д. 2.
15. Государственный архив РФ (далее - ГАРФ). Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 17095. Л. 245, 248.
16. АВП РФ. Ф. 084. Оп. 44. П. 159. Д. 4. Л. 162.
17. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 17093. Л. 166, 180, 181.
18. АВП РФ. Ф. 084. Оп. 45. П. 163. Д. 5. Л. 87-107, 128-132.
19. Там же. Л. 108-111.
20. Там же. Л. 165-168, 188-192; Ф. 167. Оп. 22. П. 12. Д. 7. Л. 29-31; ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 17094. Л. 143.
21. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 17094. Л. 174-178.
22. Там же. Л. 179-188, 191-194.
23. Там же. Л. 196.
24. Там же. Л. 212.
25. Там же. Л. 203, 204, 208, 217.
26. АВП РФ. Ф. 084. Оп. 46. П. 166. Д. 3. Л. 99.
27. Там же. Д. 4. Л. 2.
28. АВП РФ. Ф. 167. Оп. 22. П. 12. Д. 7. Л. 15, 16, 19, 24-26; Ф. 084. Оп. 45. П. 163. Д. 5. Л. 138-141, 150; ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 17094. Л. 37, 39, 222.
29. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 17096. Л. 19; АВП РФ. Ф. 084. Оп. 45. П. 163. Д. 5. Л. 285, 286; Оп. 46. П. 166. Д. 3. Л. 8.
30. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 17095. Л. 120.
31. Там же. Д. 18070. Л. 13, 50, 55; АВП РФ. Ф. 084. Оп. 45. П. 163. Д. 5. Л. 221, 222.
32. АВП РФ. Ф. 084. Оп. 45. П. 163. Д. 5. Л. 199, 200, 247, 248; ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 17095. Л. 89.
33. АВП РФ. Ф. 084. Оп. 45. П. 164. Д. 12. Л. 73-78.
34. АВП РФ. Ф. 84. Оп. 39. П. 43. Д. 7. Л. 51, 52.
35. АВП РФ. Ф. 084. Оп. 46. П. 166. Д. 4. Л. 99, 100; Ф. 84. Оп. 40. П. 45. Д. 3. Т. I. Л. 195-200; Д. 4. Т. II. Л. 58-61, 85, 86.
36. АВП РФ. Ф. 084. Оп. 46. П. 166. Д. 3. Л. 62.
37. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18071. Л. 144.
38. Там же. Л. 70, 71, 113.
39. АВП РФ. Ф. 084. Оп. 46. П. 166. Д. 3. Л. 115.
40. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18071. Л. 113, 239.
41. Там же. Д. 18072. Л. 111-121, 125, 132, 134, 136, 140, 141.
42. Правда. 1957. 15 дек.. С. 3; ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18072. Л. 307, 308, 312. Версия текста послания от апреля 1957 г.: АВП РФ. Ф. 084. Оп. 46. П. 166. Д. 10. Л. 10-20.
43. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18072. Л. 317, 318.
44. Правда. 1958. 12 янв. С. 3-4; ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18965. Л. 24, 26.
45. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18965. Л. 124, 125, 129, 132.
46. Известия. 1958. 6 февр. С. 4; ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18965. Л. 150.
47. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18965. Л. 193, 285.
48. Там же. Л. 194.
49. J. E. Horner (Counselor of Embassy for Political Affairs) to the Department of State. The Missile Base Question: A Political Shadow Play. Athens, Greece. April 8, 1958. U. S. National Archive and Records Administration, College Park, Maryland, USA (далее - NARA). RG 59. General Records. Central Decimal File, 1955-1959. Box 3721. 781.00/4-858.
50. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18965. Л. 273.
51. Там же. Л. 301.
52. Там же. Д. 18966. Л. 147; Правда. 1958. 4 мая. С. 1, 2; J. E. Horner to the Department of State. Joint Weeka No. 19 for State, Army, Navy and Air Departments. Athens, Greece. May 6, 1958. NARA. RG 59. General Records. Central Decimal File, 1955-1959. Box 3724. 781.00(W)/5-658.
53. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18966. Л. 147, 148, 151, 153.
54. Memorandum of Conversation. Comments on Greek Elections and the Khrushchev Interview. Participants: A. Angelopoulos (Correspondent for "Acropolis" and "Apogevmatini"), S. Campbell (Near Eastern Affairs/Policy Division). Washington, D. C. May 16, 1958. NARA. RG 59. General Records. Central Decimal File, 19551959. Box 3722. 781.00/5-1658.
55. АВП РФ. Ф. 84. Оп. 41. П. 47. Д. 1. Л. 16-26.
56. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 19944. Л. 120.
57. Там же. Д. 19946. Л. 3, 6.
58. АВП РФ. Ф. 84. Оп. 42. П. 50. Д. 12. Л. 90-99, 130-139.
59. Gkotzaridis E. A Pacifist's Life and Death: Grigorios Lambrakis and Greece in the Long Shadow of Civil War. Newcastle upon Tyne, England, 2016. P. 190.
60. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 19946. Л. 87, 89-91.
61. Там же. Л. 205.
62. American Embassy in the Soviet Union to the Secretary of State. Moscow. August 11, 1961. NARA. RG 59. General Records. Central Decimal File, 1960-1963. Box 2039. 781.56311/8-1161; Gkotzaridis E. A. Op. cit. P. 190.
63. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18966. Л. 269-271; Д. 18967. Л. 132; АВП РФ. Ф. 084. Оп. 43. П. 52. Д. 4. Л. 172, 173.
64. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 18969. Л. 282, 283, 285, 286; Д. 19944. Л. 2, 3; Витин М. Г. Манолис Гле-зос // Вопросы истории. 1967. № 9. C. 150-151.
65. АВП РФ. Ф. 84. Оп. 42. П. 50. Д. 12. Л. 7; ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 19944. Л. 155, 157.
66. R. Folsom (Consul General) to the Secretary of State. Reaction to Soviet "Interference" in Greek Affairs. Salonika, Greece. February 6, 1959. NARA. RG 59. General Records. Central Decimal File, 1955-1959. Box 3722. 781.00/2-659; R. Folsom to the Secretary of State. Additional Reaction to Soviet Interference. Salonika, Greece. February 6, 1959. NARA. RG 59. General Records. Central Decimal File, 1955-1959. Box 3722. 781.00/2-659.
67. ГАРФ. Ф. Р-4459. Оп. 27. Д. 19944. Л. 158, 162.
Notes and references
1. Hatzivassiliou E. Greece and the Cold War. Frontline State, 1952-1967. L. ; N.Y., 2006.
2. Ulunyan Ar. A. Balkany: goryachij mir holodnoj vojny. Greciya i Turciya mezhdu Zapadom i Vostokom. 19451960 gg. [The Balkans: hot peace of cold war. Greece and Turkey between West and East. 1945-1960] M. 2001; Ulunyan Ar. A. Balkanskij «shchit socializma». Oboronnaya politika Albanii, Bolgarii, Rumynii i YUgoslavii (seredina 50-
h gg. - 1980g.) [Balkan "shield of socialism." Defence policy of Albania, Bulgaria, Romania and Yugoslavia (mid 50-ies - 1980)]. M. 2013.
3. Rukomojnikova M. V. Problema rekonstrukcii Grecii v politike pravitel'stva K. Karamanlisa 1955-1963 gg. : dis. ... kand. ist. nauk [Problem of the reconstruction of Greece in the policy of the government of K. Karamanlis 1955-1963: dis. cand. hist. sciences]. M. 2004.
4. Arhiv vneshnej politiki RF - The Foreign Policy Archive of the Russian Federation (hereinafter AFP RF). F. 084. Inv. 42. P. 157. File 13. Sh. 7, 8.
5. Ibid. Inv. 44. P. 160. File 10. Sh. 23-29; Inv. 45. P. 164. File 12. Sh. 1-6, 22-26, 30-34.
6. Ibid. Inv. 44. P. 160. File 10. Sh. 1-4.
7. Ibid. Inv. 42. P. 156. File 8. Sh. 79, 98.
8. Ibid. Inv. 44. P. 160. File 10. Sh. 3; F. 167. Inv. 20. P. 9. File 4. Sh. 166-173.
9. Ibid. Inv. 42. P. 156. File 7. Sh. 135-138, 206-207.
10. Ibid. Inv. 44. P. 159. File 4. Sh. 182-185, 216-219, 283-285, 333-335, 340.
11. Ibid. P. 160. File 10. Sh. 10.
12. Ibid. Inv. 42. P. 156. File 7. Sh. 82-84, 87-89; Inv. 44. P. 160. File 10. Sh. 10.
13. Ibid. Inv. 44. P. 160. File 10. Sh. 10, 11, 20.
14. AFP RF. F. 84. Inv. 39. P. 43. 2. Sh. 32-38; F. 084. Inv. 45. P. 163. 2.
15. Gosudarstvennyj arhiv RF - State archive of the Russian Federation (hereinafter - SARF). F. P-4459. Inv. 27. File 17095. Sh. 245, 248.
16. AFP RF. F. 084. Inv. 44. P. 159. File 4. Sh. 162.
17. SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 17093. Sh. 166, 180, 181.
18. AFP RF. F. 084. Inv. 45. P. 163. 5. Sh. 87-107, 128-132.
19. Ibid. Sh. 108-111.
20. Ibid. Sh. 165-168, 188-192; F. 167. Inv. 22. P. 12. File 7. Sh. 29-31; archives. F. P-4459. Inv. 27. File 17094. Sh. 143.
21. SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 17094. Sh. 174 to 178.
22. Ibid. Sh. 179-188, 191-194.
23. Ibid. Sh. 196.
24. Ibid. Sh. 212.
25. Ibid. Sh. 203, 204, 208, 217.
26. AFP RF. F. 084. Inv. 46. P. 166. 3. Sh. 99.
27. Ibid. File 4. Sh. 2.
28. AFP RF. F. 167. Inv. 22. P. 12. File 7. Sh. 15, 16, 19, 24-26; F. 084. Inv. 45. P. 163. 5. Sh. 138-141, 150; SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 17094. Sh. 37, 39, 222.
29. SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 17096. Sh. 19; AFP RF. F. 084. Inv. 45. P. 163. 5. Sh. 285, 286; Inv. 46. P. 166. 3. Sh. 8.
30. SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 17095. Sh. 120.
31. Ibid. File 18070. Sh. 13, 50, 55; AFP RF. F. 084. Inv. 45. P. 163. 5. Sh. 221, 222.
32. AFP RF. F. 084. Inv. 45. P. 163. 5. Sh. 199, 200, 247, 248; SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 17095. Sh. 89.
33. AFP RF. F. 084. Inv. 45. P. 164. File 12. Sh. 73-78.
34. AFP RF. F. 84. Inv. 39. P. 43. File 7. Sh. 51, 52.
35. AFP RF. F. 084. Inv. 46. P. 166. File 4. Sh. 99, 100; F. 84. Inv. 40. P. 45. 3. Vol. I. Sh. 195-200; File 4. Vol. II. Sh. 58-61, 85, 86.
36. AFP RF. F. 084. Inv. 46. P. 166. 3. Sh. 62.
37. SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 18071. Sh. 144.
38. Ibid. Sh. 70, 71, 113.
39. AFP RF. F. 084. Inv. 46. P. 166. 3. Sh. 115.
40. SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 18071. Sh. 113, 239.
41. Ibid. File 18072. Sh. 111-121, 125, 132, 134, 136, 140, 141.
42. Pravda - Truth. 1957. 15 Dec., p. 3; SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 18072. Sh. 307, 308, 312. The version of the text of the message of April 1957, in: AFP RF. F. 084. Inv. 46. P. 166. File 10. Sh. 10-20.
43. SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 18072. Sh. 317, 318.
44. Pravda - Truth. 1958. 12 Jan., pp. 3-4; SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 18965. Sh. 24, 26.
45. SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 18965. Sh. 124, 125, 129, 132.
46. Izvestiya - News. 1958. 6 Feb. S. 4; Garth. F. P-4459. Inv. 27. File 18965. Sh. 150.
47. SARF. F. P-4459. Inv. 27. File 18965. Sh. 193, 285.
48. Ibid. Sh. 194.
49. J. E. Horner ("Counselor of Embassy for Political Affairs) to the Department of State. The Missile Base Question: A Political Shadow Play. Athens, Greece. April 8, 1958. U. S. National Archive and Records Administration, College Park, Maryland, USA (далее - NARA). RG 59. General Records. Central Decimal File, 1955-1959. Box 3721. 781.00/4-858.
50. GARF. F. P-4459. Inv. 27. File 18965. Sh. 273.
51. Ibid. Sh. 301.
52. Ibid. File 18966. Sh. 147; Pravda - Truth. 1958. 4 May, pp. 1, 2; J. E. Horner to the Department of State. Joint Weeka No. 19 for State, Army, Navy and Air Departments. Athens, Greece. May 6, 1958. NARA. RG 59. General Records. Central Decimal File, 1955-1959. Box 3724. 781.00(W)/5-658.
53. GARF. F. P-4459. Inv. 27. File 18966. Sh. 147, 148, 151, 153.
54. Memorandum of Conversation. Comments on Greek Elections and the Khrushchev Interview. Participants: A. Angelopoulos (Correspondent for "Acropolis" and "Apogevmatini"), S. Campbell (Near Eastern Affairs/Policy Division). Washington, File C. May 16, 1958. NARA. RG 59. General Records. Central Decimal File, 19551959. Box 3722. 781.00/5-1658.
55. AVP RF. F. 84. Inv. 41. P. 47. 1. Sh. 16-26.
56. GF. F. P-4459. Inv. 27. File 19944. Sh. 120.
57. Ibid. File 19946. Sh. 3, 6.
58. AVP RF. F. 84. Inv. 42. P. 50. File 12. Sh. 90-99, 130-139.
59. Gkotzaridis E. A Pacifist's Life and Death: Grigorios Lambrakis and Greece in the Long Shadow of Civil War. Newcastle upon Tyne, England, 2016. P. 190.
60. GARF. F. P-4459. Inv. 27. File 19946. Sh. 87, 89-91.
61. Ibid. Sh. 205.
62. American Embassy in the Soviet Union to the Secretary of State. Moscow. August 11, 1961. NARA. RG 59. General Records. Central Decimal File, 1960-1963. Box 2039. 781.56311/8-1161; Gkotzaridis E. A. Op. cit. P. 190.
63. GARF. F. P-4459. Inv. 27. File 18966. Sh. 269-271; File 18967. Sh. 132; AU, Russian Federation. F. 084. Inv. 43. P. 52. File 4. Sh. 172, 173.
64. GARF. F. P-4459. Inv. 27. File 18969. Sh. 282, 283, 285, 286; File 19944. Sh. 2, 3; In M. G. Manoliz Glesoz // Questions of history. 1967, No. 9, pp. 150-151.
65. AVP RF. F. 84. Inv. 42. P. 50. File 12. Sh. 7; GARF. F. P-4459. Inv. 27. File 19944. Sh. 155, 157.
66. R. Folsom ("Consul General^ to the Secretary of State. Reaction to Soviet "Interference" in Greek Affairs. Salonika, Greece. February 6, 1959. NARA. RG 59. General Records. Central Decimal File, 1955-1959. Box 3722. 781.00/2-659; R. Folsom to the Secretary of State. Additional Reaction to Soviet Interference. Salonika, Greece. February 6, 1959. NARA. RG 59. General Records. Central Decimal File, 1955-1959. Box 3722. 781.00/2-659.
67. GARF. F. P-4459. Inv. 27. File 19944. Sh. 158, 162. 67. GARF. F. P-4459. Inv. 27. File 19944. Sh. 158, 162.