В.Ю. Сокол
ПОЛИТИЧЕСКИ МОТИВИРОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ГЕРМАНИИ
В условиях углубляющихся интеграционных процессов государств и расширения международного сотрудничества возрастает необходимость выработки единых подходов к обеспечению национальной и международной безопасности, в том числе совершенствованию деятельности правоохранительных органов разных стран в области противодействия экстремизму и терроризму. Особый интерес представляет опыт Федеративной Республики Германии, обладающей достаточно сбалансированной и эффективной системой противодействия экстремизму и терроризму, способной комплексно решать вопросы быстрого и адекватного законодательного ответа на возникающие угрозы безопасности, находить новые подходы к разработке и реализации мероприятий по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступных проявлений экстремизма и терроризма, обеспечивать баланс между требованиями общественной и государственной безопасности и соблюдением демократических прав и свобод человека [1].
В Германии экстремистские преступления рассматриваются как часть политически мотивированной преступности*. Политические преступления и политические репрессии всегда занимали заметное место в истории человечества, а к началу XXI века политическая преступность превратилась в серьезнейшую и постоянно действующую угрозу международной и национальной безопасности и стабильности [2, с. 9, 13]. Однако до сих пор понятия «политическое преступление» и «политическая преступность» не имеют убедительного концептуального обоснования [2, с. 13].
Существуют три основных подхода к использованию понятия «политическая преступность»: 1) речь идет о преступлениях в политической сфере, связанных, прежде всего, с вопросами государственной власти, государственного строя, политического режима; 2) имеются в виду одновременно два критерия: совершение преступлений в политической сфере и по политическим мотивам; 3) принимается во внимание только политическая мотивация и предполагается, что она может влечь совершение разных по юридической квалификации деяний [3, с. 494]. В Германии получил наибольшее распространение третий подход.
Несмотря на то, что в уголовном законодательстве ФРГ не используется понятие «политические преступления», тем не менее спецслужбы и правоохранительные органы Германии относят к таковым самые различные преступления, совершенные по политическим мотивам: государственные преступления, преступления против жизни и здоровья, против общественного порядка и т. д. Важно также отметить, что Германия, выступая участником ряда конвенций в области борьбы с терроризмом, не рассматривает террористические преступления в качестве политических. Вместе с тем в своей повседневной деятельности сотрудники спецслужб и правоохранительных органов Германии, участвующие в противодействии экстремизму и терроризму, стремятся устанавливать признаки политической мотивации различных преступных деяний, что позволяет в дальнейшем Информационной службе уголовной полиции в сфере государственной защиты ФРГ регистрировать преступления, относящиеся к политически мотивированной преступности.
В Германии действует система определений для характеристики политически мотивированной преступности (далее - ПМП), введенная решением постоянной конференции министров внутренних дел и сенаторов федерации и земель ФРГ 1 января 2001 года.
Центральный критерий отнесения преступлений к ПМП - наличие политической мотивации деяния. Политическое значение тому или иному деликту придается в тех случаях, если его совершение обусловлено национальностью, расой, цветом кожи, религией, мировоззрением, происхождением, сексуальной ориентацией, общественным статусом и т. п. факторами. Прежде всего оценивается мотивация совершенного преступником деяния как результата реализации определенных политических убеждений (взглядов), веры, ценностей или интересов какой-либо социальной группы. Также оцениваются принадлежность преступника к экстремистскому или террористическому объединению (организации), объективная сторона преступления, возможный общественный и международный резонанс деяния и т.п. Таким образом, для признания того или иного деликта политическим требуется установить его соответствующий характер с позиций как самого преступника, так и его жертвы или общества в целом.
Сведения о совершаемых в Германии политически мотивированных преступлениях чаще всего упоминаются в сообщениях федерального и земельных ведомств по охране Конституции и базируются на статистических данных Федерального ведомства уголовной полиции Германии. Статистика ПМП выступает в дальнейшем в качестве основы для формирования механизмов репрессивных и превентивных способов борьбы с ней. Так, Федеральное ведомство уголовной полиции ФРГ в 2006 году зарегистрировало 29 050 политически мотивированных преступлений (2005 г. - 26 401; 2004 г. - 21 178).
Среди политически мотивированных преступлений отдельно выделяют так называемые правонарушения пропаганды (или пропагандистские преступления), к числу которых относятся, в частности, преступления, предусмотренные § 86 (распространение пропагандистских материалов антиконституционных организаций) и § 86а (использование знаков антиконституционных организаций) Уголовного кодекса ФРГ.
В 2006 году из общего числа совершенных в Германии политически мотивированных преступлений 16 593 преступления (57 %) были отнесены к преступлениям пропаганды (2005 г. - 14 373; 2004 г. - 11 860).
В структуре ПМП отдельно выделяются экстремистские преступления, общим признаком которых является направленность на устранение существующего демократического строя ФРГ, ликвидацию основных ценностей свободной демократии, закрепленных в Основном законе (Конституции) ФРГ.
Сотрудники спецслужб и правоохранительных органов Германии проводят различие между понятиями «экстремизм» и «радикализм». Так, под «радикализмом» понимается такой политически мотивированный способ действий, который, хотя и представляет собой угрозу отдельным конституционным принципам, однако не связывает решение различных социальных конфликтов и общественных проблем с необходимостью устранения тех или иных конституционных принципов, ликвидации существующего конституционного строя ФРГ. Тогда как для «экстремизма» характерна четкая направленность на устранение (ликвидацию) существующего демократического конституционного государства и основных принципов конституционного строя ФРГ, закрепленных в Основном законе. В 2006 году в ФРГ из 29 050 политически мотивированных преступлений 20 611 преступлений были отнесены к категории экстремистских (2005 г. - 18 501; 2004 г. - 14 183).
В свою очередь, содержание экстремизма охватывает и терроризм как его крайнее проявление. Поэтому в состав экстремистских преступлений включаются и террористические преступления.
В Германии нет общепризнанного определения понятия «терроризм», как нет и его четкого законодательного закрепления. Закон ФРГ от 19 декабря 1986 года «О борьбе с терроризмом» в ст. 3 устанавливал, что к террористическим относятся действия, преследующие цели: а) нанесения ущерба целостности, а также внешней или внутренней безопасности ФРГ; б) устранения, прекращения действия или подрыва конституционных основ; в) нанесения ущерба безопасности размещенным на территории ФРГ войскам иностранных государств - участников Североатлантического договора или присутствующим в земле Берлин войскам одной из трех держав [4, с. 320].
Считается, что выработка понятия терроризма и его существенных признаков - это задача уголовноправовой науки и судебной практики.
Под терроризмом в Германии чаще всего понимается применение насилия против гражданских лиц и общества в целом с целью изменения политических или религиозных отношений посредством распространения страха и ужаса [5, с. 133]; продолжительное и планируемое применение насилия с политической целеустановкой, чтобы посредством террористических средств повлиять на политическое поведение противника [6, р. 17-18]. Обязательными компонентами терроризма называются такие, как наличие политической цели, целенаправленное применение насилия для устрашения, наличие организационной структуры, общественная изоляция субъектов террористической деятельности [7, с. 130— 135] и т.д.
Сотрудники спецслужб и правоохранительных органов ФРГ в своей повседневной деятельности руководствуются официальными толкованиями понятия «терроризм». Так, Совет министров внутренних дел и юстиции Евросоюза в декабре 2001 года определил, что террористические преступления обладают следующими признаками: запугивают население достаточно серьезным способом; принуждают
государственные, общественные и международные организации к противоправным деяниям или преступному бездействию; серьезно дестабилизируют или разрушают политические, конституционноправовые, экономические или социальные устои страны.
Наиболее распространенным в Германии является определение терроризма, сформулированное Федеральным ведомством по защите Конституции ФРГ, которое понимает под ним упорно проводимую борьбу в политических целях, посредством которой осуществляются посягательства на жизнь, здоровье
или собственность других людей путем совершения преступлений, указанных в § 129а, абз. 1 Уголовного кодекса Германии, или других преступлений, служащих подготовке названных преступлений. Параграф 129а УК ФРГ «Создание террористических объединений» криминализирует такие деяния, как основание террористического объединения, участие в нем, деятельность в качестве организатора, подстрекателя, а также оказание поддержки такому объединению и вербовку для него членов. Финансирование терроризма также подпадает под действие § 129а УК ФРГ, как разновидность поддержки террористического объединения. В этом параграфе также указан перечень наиболее опасных преступлений, которые относятся законодателем Германии к террористическим преступлениям.
Вскоре после террористической атаки на США 11.09.2001 г. в УК ФРГ был введен § 129Ь «Преступные и террористические объединения за рубежом. Расширительное применение мер по конфискации и обращению имущества в доход государства», который распространяется на преступные и террористические объединения, созданные и действующие вне пределов территории ФРГ, если они совершают противоправные действия, предусмотренные § 129 и 129а УК ФРГ.
В составе политически мотивированной преступности отдельно учитываются насильственные преступления. В 2006 году в Германии было зарегистрировано 2522 политически мотивированных насильственных преступления (2005 г. - 2448; 2004 г. - 1800).
Политически мотивированную преступность в Германии, в зависимости от особенностей идеологических установок ее субъектов, подразделяют на «правую», «левую» и «иностранную» преступность. Под «правой» ПМП понимаются противоправные устремления, направленные против закрепленного Основным законом ФРГ равноправия людей, отрицающие универсальную ценность прав человека.
К «левой» ПМП относятся противоправные устремления партий, объединений и отдельных лиц, которые признают: 1) марксизм-ленинизм (а также идеи Сталина, Троцкого, Мао Цзедуна и пр.) как «научное» руководство к действию; 2) социалистическую или коммунистическую трансформации общества посредством революции или долгосрочных революционных изменений; 3) диктатуру пролетариата или свободное господство (анархичного) общества; 4) революционное насилие как предпочтительное или допустимое в конкретных условиях средство борьбы.
«Иностранная» ПМП связывается с деятельностью иностранных объединений (исламистской и неисламистской направленности), проявляющих свою противоправную активность на территории Германии. Она, в свою очередь, также подразделяется на «правую» и «левую» политически мотивированную преступность.
В 2006 году 18 142 преступления были отнесены к области «правой» политически мотивированной преступности (2005 г. - 15 914; 2004 г. - 12 553); 5363 преступления - к «левой» ПМП (2005 г. - 4898; 2004 г.- 3521); 691 преступление - к «иностранной» ПМП (2005 г. - 771; 2004 г. - 603).
Нередко возникают ситуации, когда имеются достаточные данные о наличии политической мотивации преступления, однако не представляется возможным однозначно отнести такое деяние к «левой», «правой» или «иностранной» разновидности ПМП. Так, в 2006 году 4854 преступления (2005 г. - 4818; 2004 г. -4501) не были отнесены правоохранительными органами Германии ни к одной из указанных выше категорий ПМП.
Из общего числа зарегистрированных в 2006 году политически мотивированных преступлений 17 597 преступлений (2005 г. - 15 361; 2004 г. - 12 051) были отнесены к правоэкстремистской ПМП; 2369 преступлений (2005 г. - 2305; 2004 г.- 1440) - к левоэкстремистской ПМП; 477 преступлений (2005 г. -644; 2004 г. - 461) - к «иностранной» экстремистской ПМП; 168 преступлений (2005 г. - 191; 2004 г. - 231) не были отнесены по обстоятельствам уголовных дел ни к одной из указанных выше категорий ПМП.
Правоохранительные органы ФРГ в своих ведомственных отчетах часто используют разные термины при характеристике объединений (групп), посягающих на конституционный строй Германии: уголовноправовые (например, «запрещенная организация», «антиконституционное объединение», «преступное объединение», «террористическое объединение») и различные криминологические. Так, Федеральное ведомство по охране Конституции ФРГ чаще всего использует такой термин, как «экстремистская организация», под которой понимается объединение людей, цели и деятельность которых связаны с реализацией экстремистских устремлений. В его содержание включается и террористическое объединение (организация). Хотя в отдельных случаях так называются и собственно террористические организации, например, такие, которые были признаны таковыми ООН или Европейским союзом.
Помимо понятия «экстремистские организации», широко используется понятие «организации, находящиеся под экстремистским влиянием», под которыми понимаются объединения, основанные
экстремистскими организациями или по их инициативе либо находящиеся под их влиянием, степень которого может быть различной:
- эти организации преследуют политические цели, с которыми базовая (экстремистская) организация согласна, полностью или частично поддерживают требования базовой организации;
- их функционеры, как правило, занимают должности в управленческих структурах, являются членами или сторонниками базовой экстремистской организации;
- состав таких организаций может включать лиц, считающихся членами демократической организации, но реализующих в своей деятельности цели экстремистских организаций, не распознавая при этом оказываемого на них экстремистского влияния или не возражая (мирясь) такому влиянию.
Содержание указанных понятий важно для определения численного потенциала таких организаций, включающего как собственно членов этих организаций, так и поддерживающих их лиц.
К числу «правых» экстремистов Германии в 2006 году относили 39 900 человек, из них - 10 400 лиц, готовых к применению насилия*. Потенциал субъектов «левого» экстремизма в Германии охватывал примерно 30 700 человек, из которых число готовых к применению насилия экстремистов достигало 6000 человек. Персональный состав действовавших на территории Германии в 2006 году 28 исламистских организаций составлял 32 150 человек и 45 неисламистских экстремистских организаций - около 25 250 человек.
Литература
1. Сокол В.Ю., Бураков В.В., Останин В.В. Особенности борьбы с экстремизмом и терроризмом в Германии: Учеб. пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2008.
2. Зелинская Н.А. Политические преступления в системе международной преступности. Одесса: ФЕН1КС, 2003.
3. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Норма, 2005.
4. Борьба с терроризмом: Теория и практика: Учеб. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2005.
5. Куршев М. Стратегия борьбы против международного исламского терроризма // Уголовное право. 2007. № 3.
6. Dietl W., Hirschmann K., Tophoven R. Das terrorismus - lexicon tater, opfer, hintergrunde. Frankfurt am Main, 2006.
7. Пфаль-Траугзер А. Правый терроризм в ФРГ // Актуальные проблемы Европы. 1997. № 4.