Научная статья на тему 'Вопросы структурного взаимодействия в рамках противодействия преступлениям экстремистской направленности'

Вопросы структурного взаимодействия в рамках противодействия преступлениям экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИСТСКОГО И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ТОЛКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

Задачи Достаточно важным аспектом деятельности органов внутренних дел является предупреждение экстремизма, первейшим элементом которого является оперативно-розыскная профилактика преступности. Классическое деление профилактики на общую и индивидуальную во многом определяет особенность организации данной работы структур министерства по выявлению и устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия) причин, условий и других детерминант терроризма. Модель и методы Вопросы, затрагиваемые в работе с уверенностью можно отнести к мультидисциплинарным, так как они затрагивают политические структуры, общественные явления, организационные и идеологические ресурсы, интегративные процессы и вопросы национальной безопасности. Выводы и результаты На современном этапе развития российского общества именно борьба с террористическим преступлениями, а также с противоправными деяниями экстремистской направленности является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России. Этому свидетельствует ряд приказов Министра внутренних дел Российской Федерации, концепций по борьбе с организованными формами преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF STRUCTURAL INTERACTION WITHIN THE FRAMEWORK OF CO-OPERATION OF CRIMES OF EXTREMIST DIRECTION

Objectives A rather important aspect of the activity of the internal affairs bodies is the prevention of extremism, the first element of which is operational-search crime prevention. The classical division of prevention into general and individual largely determines the peculiarity of the organization of this work by the structures of the ministry in identifying and eliminating (neutralizing, blocking, limiting the scope) the causes, conditions and other determinants of terrorism. Model and methods The issues involved in work with confidence can be attributed to multidisciplinary, how they affect political structures, social phenomena, organizational and ideological resources, integrative processes and national security issues. Conclusions and results At the present stage of the development of Russian society, it is precisely the fight against terrorist crimes, as well as illegal acts of extremism, that is one of the priorities of the activity of the Ministry of the Interior. This is evidenced by a number of orders of the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation, concepts to combat organized forms of crime.

Текст научной работы на тему «Вопросы структурного взаимодействия в рамках противодействия преступлениям экстремистской направленности»

1.22. ВОПРОСЫ СТРУКТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, канд. психол. наук, профессор РАЕ. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД РФ. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра Государственных и Гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация

Задачи - Достаточно важным аспектом деятельности органов внутренних дел является предупреждение экстремизма, первейшим элементом которого является оперативно-розыскная профилактика преступности. Классическое деление профилактики на общую и индивидуальную во многом определяет особенность организации данной работы структур министерства по выявлению и устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия) причин, условий и других детерминант терроризма.

Модель и методы - Вопросы, затрагиваемые в работе с уверенностью можно отнести к мультидис-циплинарным, так как они затрагивают политические структуры, общественные явления, организационные и идеологические ресурсы, интегративные процессы и вопросы национальной безопасности.

Выводы и результаты - На современном этапе развития российского общества именно борьба с террористическим преступлениями, а также с противоправными деяниями экстремистской направленности является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России. Этому свидетельствует ряд приказов Министра внутренних дел Российской Федерации, концепций по борьбе с организованными формами преступности.

Ключевые слова: правоохранительные органы, политическая стратегия, противодействие преступлениям экстремистского и террористического толка.

ISSUES OF STRUCTURAL INTERACTION WITHIN THE FRAMEWORK OF CO-OPERATION OF CRIMES OF EXTREMIST DIRECTION

Mashekuasheva Margarita Hasanbievna, PhD in Psychology, professor of PAE. Position: Senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced Studies. Department: State and Civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]

Annotation

Objectives - A rather important aspect of the activity of the internal affairs bodies is the prevention of extremism, the first element of which is operational-search crime prevention. The classical division of prevention into general and individual largely determines the peculiarity of the organization of this work by the structures of the ministry in identifying and eliminating (neutralizing, blocking, limiting the scope) the causes, conditions and other determinants of terrorism.

Model and methods - The issues involved in work with confidence can be attributed to multidisciplinary, how they

affect political structures, social phenomena, organizational and ideological resources, integrative processes and national security issues.

Conclusions and results - At the present stage of the development of Russian society, it is precisely the fight against terrorist crimes, as well as illegal acts of extremism, that is one of the priorities of the activity of the Ministry of the Interior. This is evidenced by a number of orders of the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation, concepts to combat organized forms of crime. Keywords: law enforcement agencies, political strategy, counteraction to extremist and terrorist crimes.

Гарантированная Конституцией РФ свобода деятельности религиозных объединений не означает, что эта свобода носит неограниченный характер, что их деятельность может быть сопряжена с посягательствами на личность, права и свободы граждан, на конституционный строй Российской Федерации или с иными нарушениями законодательства [2. стр.98].

Одной из главных задач современной России является достижение гражданского мира и согласия, веротерпимости, противодействие распространению исламского экстремизма и терроризма, обеспечение национальной безопасности. Термин «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus» и переводится как «крайний», в смысловом значении — как крайние взгляды и меры (обычно в политике) [7. стр. 101].

Правоохранительная деятельность в целом является важнейшей сферой деятельности всего государства и функцией его специализированных органов и должностных лиц. Объектами правоохранительной деятельности государства выступают многие разновидности жизнеустройства общества и государства на базе осмысленно установленного правопорядка. Защита и охрана всех этих разновидностей правопорядка, гарантирование конституционных прав, свобод и законных интересов, действующих там субъектов, обеспечение их безопасности являются специализированными функциями соответствующих государственных органов и должностных лиц различных ветвей власти и видов государственной деятельности. Эти органы получили обобщенное родовое название правоохранительных органов, а осуществляемые ими функции и полномочия именуются правоохранительной деятельностью. Эта тема достаточно актуальна, требует всестороннего рассмотрения - основные проблемы наиболее важных составляющих кадрового обеспечения органов внутренних дел в современных условиях [1. стр. 38-39].

В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих норм, устанавливающих основу упорядочения жизни государства как субъекта права, общества в целом и отдельных его субъектов (физических и юридических лиц), возложена на государство, его специализированные органы и их должностных лиц [6. стр. 169].

В настоящее время законодательные органы не достаточно уделяют внимание вопросам организации противодействия экстремизму как противодействия экстремизму решались посредством принятия Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ. В соответствии с Указом Президента России от 6 сентября 2008 года № 1316 и Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 940, образован Департамент МВД России по

противодействию экстремизму. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации создал подразделение по контролю за расследованием преступлений экстремистской направленности. Следует учесть, что экстремизм религиозный и политический имеют много общего, из чего следует, что способы противодействия этим формам экстремизма могут быть схожи [3. стр.232]. Способы противодействия на современном этапе таким явлениям, как экстремизм религиозный и политический, имеющим много общего, могут быть схожи [4. стр.327].

С учетом организационной и правовой специфики конкретных видов и форм правоохранительной деятельности государства в ее системе можно выделить несколько групп субъектов, осуществляющих эту деятельность.

Большую группу правоохранительных органов составляют федеральные суды и суды субъектов РФ, правоохранительная деятельность которых в виде правосудия как формы реализации судебной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Этот вид правоохранительной деятельности является предметом конституционного, гражданско-правового, уголовно-правового, но не административно-правового регулирования. Правоохранительной по своему предназначению, в значительной своей части, является деятельность формируемых Федеральным Собранием, Счетной палаты РФ, Центризбиркома, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но это уже предмет конституционного, а не административно-правового регулирования.

Немаловажная роль в системе противодействия преступлениям экстремистского и террористического характера принадлежит органам дознания и предварительного следствия, но эта процессуальная деятельность - предмет уголовно-процессуального регулирования. Органами дознания выступают учреждения всех силовых министерств и ведомств, а следственный аппарат имеется в органах МВД РФ, ФСБ РФ, в органах прокуратуры, которые осуществляют также и надзор за законностью, являющийся самостоятельной разновидностью правоохранительной деятельности государства.

Специфический вид правоохранительной деятельности - оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая органами всех силовых министерств и ведомств России.

Кроме перечисленных разновидностей правоохранительной деятельности и осуществляющих их правоохранительных органов различных ветвей власти и видов государственной деятельности, специфической разновидностью правоохранительной деятельности является применение органами государственного управления в процессе реализации ими исполнительной власти организационно-правовых средств в виде контрольной и надзорной деятельности с целью обеспечения законности и дисциплины в работе подчиненных и подведомственных им органов и должностных лиц.

Требование соблюдения действующего законодательства, а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных субъектов является всеобщим принципом организации и функционирования всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности. В обеспечении правопорядка в сфере

государственного управления как основной формы реализации исполнительной власти имеются некоторые особенности: во-первых, громадное большинство подлежащих исполнению норм и правил деятельности в управленческой сфере сформулировано и закреплено не столько в законах, сколько в подзаконных правовых актах субъектов исполнительной власти, что ведет к практической необозримости административного законодательства и основанного на нем нормотворчества, недостаточной его кодификации и систематизации, а так же отсутствию систематического единообразного толкования административного законодательства и практики его применения; во-вторых, численность потенциальных субъектов административно-правовых отношений чрезмерно велика и крайне разнообразна по своему составу, а участники конкретных административно-правовых отношений в большинстве своем не юристы и не обязаны быть таковыми, что также создает проблемы в правильном понимании и применении норм и правил деятельности обязанных субъектов; в-третьих, и это главное в сфере реализации исполнительной власти, многие управленческие решения и действия могут совершаться по усмотрению, когда управляющие субъекты на вполне законных официальных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий.

Правопорядок, т.е. основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеет в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности. В понятие дисциплины входят два взаимосвязанных обязательных элемента: во-первых, наличие определенной системы правил, норм поведения людей; во-вторых, практическое соблюдение этих правил всеми обязанными субъектами, которым они адресованы. Отсутствие любого из этих признаков исключает само понятие порядка и дисциплины в данном социуме. В зависимости от того, кто, для кого и где устанавливает эти правила, выделяют много разновидностей дисциплины по субъектному, отраслевому и функциональному признакам.

С категорией государственной дисциплины тесно связано понятие законности как всеобщего обязательного требования соответствия решений и действий всех субъектов любых правоотношений закону и иному действующему законодательству и важнейшему принципу деятельности всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности.

Организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере управленческой деятельности - это специфическая организационно-правоохранительная деятельность соответствующих государственных органов или их структурных подразделений, направленная специально на обеспечение законности и государственной дисциплины субъектов, управленческих административно-правовых отношений. Законность и государственную дисциплину в управленческой сфере обеспечивают многие государственные органы. Часть из них находится в системе аппарата исполнительной власти (контрольные и надзорные органы исполнительной власти, осуществляющие ведомственный и над-ведомственный контроль), другая часть в систему аппарата исполнительной власти не входит и относится к другим ветвям власти и видам государствен-

ной деятельности (судебные, прокурорские органы, Счетная палата Федерального Собрания и др.). Таким образом, законность и государственную дисциплину в управленческой сфере обеспечивает как сам аппарат управления (органы исполнительной власти), так и специальные органы других ветвей власти и видов государственной деятельности.

По своему внутреннему содержанию каждый организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти представляет собой специфическую деятельность соответствующих государственных органов, направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за действиями всех субъектов и участников государственного управления с целью проверки соответствия их действий нормам и правилам установленного правопорядка, требованиям законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового ре-гулирования.6

Контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины включает в себя три обязательных элемента: проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями; проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности; принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера, так и негативного свойства.

Надзор, как другой организационно-правовой способ, представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства.

Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил, т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля - проверку результата. Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов.

Поднадзорность как особая форма служебной взаимосвязи характеризуется тем, что поднадзорные объекты не состоят в служебном подчинении органов надзора, не связаны друг с другом какими-либо общими ведомственными интересами. Формы надзорного реагирования на обнаруженные нарушения -протесты и представления прокурора; обязательные к исполнению предписания надзорных органов и их должностных лиц о ликвидации выявленных нарушений; выдача указаний и рекомендаций о способах и сроках их устранения и некоторые другие меры.

Для противоборства именно преступлениям этой направленности следует учитывать факторы, влияющие на развитие экстремистских процессов на территории России, к числу которых отнесены специфика расположения России, многонациональный состав населения, многоконфессиональность, особенности экономического развития регионов, проблемы в формировании молодежной политики, а также функционирование на территории страны экстремистских и террористических организаций и сообществ, незаконных вооруженных формирований [5. стр. 229].

Список литературы:

1. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Некоторые вопросы комплектования и состояния воспитательной работы сотрудников МВД России. // В сборнике: Результаты фундаментальных и прикладных исследований в России и за рубежом материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 38-39.

2. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х.Особенности деятельности деструктивных религиозных объединений. // В сборнике: Гуманитарное знание: особенности, исторические и современные проблемы сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2016. С. 97-100.

3. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Эффективное противодействие экстремизму и терроризму как фактор национальной безопасности России. // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 22 (8). С. 232-233.

4. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Необходимость взаимодействия общественных организаций и органов внутренних дел в вопросах противодействия экстремистской деятельности. // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 3 (9). С. 327-328.

5. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. // О некоторых факторах, влияющих на распространение экстремизма в Российской федерации. Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 3 (9). С. 329330.

6. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Противоречия между религиями как фактор, разрушающий общественную мораль и угрожающий стабильности и безопасности государства. // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. С. 169.

7. Машекуашева М.Х. Феномен религиозного фундаментализма в общественном сознании. // Черные дыры в Российском законодательстве. 2016. № 4. С. 101-102.

Рецензия

На научную статью «Вопросы структурного взаимодействия в рамках противодействия преступлениям экстремистской направленности» Машекуашевой Маргариты Хасанбиевны - старшего преподавателя кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ, кандидата психологических наук.

Актуальность темы представленной статьи не вызывает сомнений. Сегодня даже сами определения экстремизма и терроризма сегодня крайне неопределенны. Как правило, не всякая политическая и религиозная деятельность попадают в рамки экстремистской.

В статье подробно раскрывается, какие материалы признаются экстремистскими: предназначенные для широких масс людей, в которых содержатся данные или любая информация провокационного характера -призывы к осуществлению экстремистской или террористической деятельности или оправдывающие такой вид деятельности, поддерживающие и выражающие симпатии такому виду деятельности. Автор справедливо указывает, что современная практика пресечения преступлений экстремистского и террористического характера показывает, что члены указанных организаций для реализации поставленных задач, зачастую используют самодельные взрывные устройства, и террористические акты в большинстве случаев совершаются именно таким способом.

Приводится так же перечень основных признаков необходимых для отнесения преступлений к разряду экстремистских.

Представленная статья соответствует всем требованиям, и может быть опубликована в открытой печати.

Рецензент:

Начальник кафедры ГиГПД, кандидат юридических наук, подполковник полиции Р.Р.Карданов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.