Научная статья на тему 'Конституционно - правовые основы противодействия экстремистским проявлениям'

Конституционно - правовые основы противодействия экстремистским проявлениям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
505
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ЭКСТРЕМИЗМ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / КОНСТИТУЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жамборов Анзор Анатольевич

В представленной статье рассматриваются основные проблемы Конституционной законности, неотделимой от жизни общества и государственных законов, устанавливающих принципы и задачи внутренней и внешней политики Российского государства. Особое внимание в статье уделяется особому порядку формирования и компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, а также признанию права и свободы человека и гражданина, устанавливает основные принципы и основы конституционного строя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL - LEGAL FRAMEWORK FOR COMBATING EXTREMISM

In the present article examines the main challenges the constitutionality of laws, inseparable from the life of society and state laws related to the principles and objectives of the internal and foreign policy of the Russian state. Particular attention is paid to the special order of formation and competence of state authorities and local self-government, as well as the recognition of the rights and freedoms of man and citizen, sets out the basic principles and foundations of the constitutional system.

Текст научной работы на тему «Конституционно - правовые основы противодействия экстремистским проявлениям»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ

Жамборов А.А.

13.6. КОНСТИТУЦИОННО -ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ

Жамборов Анзор Анатольевич. Должность: преподаватель. Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. Филиал: Краснодарский университет МВД России. E-mail: mashekuasheva@mail.ru

Аннотация: В представленной статье рассматриваются основные проблемы Конституционной законности, неотделимой от жизни общества и государственных законов, устанавливающих принципы и задачи внутренней и внешней политики Российского государства. Особое внимание в статье уделяется особому порядку формирования и компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, а также признанию права и свободы человека и гражданина, устанавливает основные принципы и основы конституционного строя.

Ключевые слова: правоохранительные органы, экстремизм, сотрудники полиции, конституционно- правовые основы, борьба с преступностью.

CONSTITUTIONAL - LEGAL FRAMEWORK FOR COMBATING EXTREMISM

Jamborov Anzor Anatolievich. Position: Lecturer. Place of employment: North Caucasus Institute of advanced studies for staff training Russian Ministry of Internal Affairs. Branch: Krasnodar University of MIA Russia. E-mail: mashekuasheva@mail.ru

Annotation: In the present article examines the main challenges the constitutionality of laws, inseparable from the life of society and state laws related to the principles and objectives of the internal and foreign policy of the Russian state. Particular attention is paid to the special order of formation and competence of state authorities and local self-government, as well as the recognition of the rights and freedoms of man and citizen, sets out the basic principles and foundations of the constitutional system. Keywords: law enforcement, extremism, police, constitutional legal basis, the fight against crime.

Одним из основных глобальных проблем противодействия не только для Российской Федерации, но и для всего человечества, является экстремизм. Экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам или в отрицании их [1. с.173].

Как сложное социально-правовое явление, экстремизм основан на политических, идеологических, этнических и религиозных различиях, но во всех формах его проявления, экстремизм угрожает безопасности граждан, оказывает негативное влияние на их жизни и здоровья, обеспечивая негативное психологическое воздействие на невинных людей, влечет за собой очень значительные политические, экономические и моральные потери общества.

Освещение терроризма и экстремизма в средствах массовой информации, особенно в сети интернет влекут за собой социальную дифференциацию общества, коррупцию, в том числе в правительстве.

В последние годы Россия столкнулась с крайней формой экстремизма - террористическими актами, а также убийствами и избиениями мигрантов, которые приезжают из других стран и регионов. Распространение идей национальной и религиозной нетерпимости и ненависти среди населения стали приобретать значительные размеры.

Конституционная законность неотделима от жизни общества и государственных законов, устанавливающих принципы и задачи внутренней и внешней политики Российского государства. Она предусматривает особый порядок формирования и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, а также признает права и свободы человека и гражданина, устанавливает основные принципы и основы конституционного строя [2. с.28].

Требования, содержащиеся в конституционной законности, отражены во многих нормах федеральных законов. В частности, статья 15 Конституции обязывает государственные органы и представителей местных органов власти, граждан и их объединений соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Таким образом, требование соблюдения законов, применимы для всех участников общественных отношений.

Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории страны, ей не должны противоречить законы и правила, применяемые в Российской Федерации.

Политика верховенства закона, в том числе политика борьбы с преступностью и борьбы с религиозным, политическим и национальным экстремизмом, основана на законе и не могут выйти за рамки четко определенной границы дозволенного настоящим Законом.

Как известно, в Российской Федерации признаются идеологическое многообразие (часть 1 статьи 13 Конституции), что является провозглашением свободы совести и религии, свободу мнений и их выражения, свободу информации и политического многообразия, многопартийности, которая вытекает из права на объединение.

Принцип идеологического и политического многообразия является необходимым условием конкуренции политизированных институтов и структуры гражданского общества.

Требования к ч. 2 от. 13 Федеральной конституции гласят, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или абсолютно обязательной для государственного регулирования гражданского общества. Тем не менее, любой компромисс или толерантность имеет значение только до тех пор, пока он не превращается в силу, которая стремится уничтожить носителей этого права. Свободная демократия должна защищать себя от распространения антидемократических идеологий, в том числе политического, религиозного экстремизма, распространения антидемократических идеологий.

Правовое государство и конституционный закон не должен допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, которые стремятся изменить основы конституционного строя насильственным, неконституционным путем. Деятельность подобных организаций должен быть остановлен в жестком режиме в соответствии с законодательством Российской Федерации [3. с. 185].

Верховенство закона в гражданском и демократическом общества несовместимы с распространением фашистской идеологии, политического экстремизма,

231

4'2014

Пробелы в российском законодательстве

основанного на социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти.

Реализация государственных функций превентивного характера, в частности, функция уголовного преследования, административного правоприменения, несомненно, требует ограничения субъективных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища и имущество, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений.

С этой точки зрения следует рассматривать с точки зрения широкого толкования статью 13 части 5 Конституции, запрещающей использование конституционных прав и свобод (особенно право на объединение, свобода слова, свобода собраний и демонстраций, свобода религии, свобода информации) для насильственного изменения конституционного строя и целостности Российской Федерации, подрыва безопасности государства, создания незаконных вооруженных формирований. В частности, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и задачи которых, нарушают вышеуказанные запреты.

Тем не менее, на фоне многочисленных случаев правового нигилизма особенно пристальное внимание заслуживают случаи отступления от норм Конституции.

Одним из основных факторов, определяющих развитие политического экстремизма, стала проблема формирования суверенитета российских властей.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановление от 6 июня 2о0о года в своем решении от 27 июня 2000 года) подчеркнул, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерация в целом. Конституция не позволяет стать носителем суверенитета и источником власти, кроме многонационального народа Российской Федерации.

Проведя сравнительный правовой анализ законодательства о борьбе с терроризмом, политическим экстремизмом, было выявлено, что основными объектами охраны государственной безопасности, в том числе крупномасштабных проявлений антигосударственной и политического экстремизма, в федеральном законодательстве являются: суверенитет, политическая независимость и территориальная целостность России, права и свободы человека и гражданина, конституционный строй Российской Федерации, политическая стабильность, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации [5. с. 56].

Чрезвычайно важным средством сохранения стабильности конституционного строя, государственных учреждений, территориальной целостности, единства правового пространства, верховенства закона, борьбе с политическим экстремизмом, а также методом, нейтрализующим причины и условия, способствующих возникновению антигосударственного и политического экстремизма, является использование механизма федерального вмешательства. Федеральные меры вмешательства могут быть приняты против государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц. С принятием от 29 июля 2000 года Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в России был

сформирован правовой институт федерального вмешательства в дела Федерации [4. с.93].

Таким образом, оппозиция к этническому, религиозному и политическому экстремизму требует применения системного подхода, в котором комплекс государственно-правовых мер следует совместить с эффективными действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления и гражданского общества. Данная мера требует:

- создание благоприятных условий для участия граждан, общественных объединений, религиозных организаций, в сотрудничестве с органами государственной власти, правоохранительными органами в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения и пресечения политического и религиозного экстремизма;

- разработку концептуальных подходов к конституционной законности на основе анализа существующих в настоящее время федерального законодательства и его реализацию;

- реформирование и укрепление государства как фактора, способного обеспечить конституционную законность;

- разработка общей концепции укрепления государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества, в том числе основ взаимодействия всех трех ветвей власти по борьбе с политическим экстремизм;

- подготовка и принятие федеральной и региональной программы на правительственном уровне по борьбе с экстремизмом;

- повышение эффективности правоохранительной и судебной властей по предотвращению экстремизма и терроризма;

- внесение изменения в конституционном регулировании государственной идеологии, так как государство не может существовать без идеологии.

Государство должно пропагандировать взгляды на укрепление конституционного строя, неприкосновенность целостности России, против разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти, в том числе больше работы по противодействию политическому экстремизму.

Конституция России имеет высшую юридическую силу и легитимность, так как принимается она на референдуме. В связи с данным фактом можно утверждать, что россияне признают идеологические нормы, закрепленные в Конституции, и государство обязано обеспечить все законные средства пропаганды в обществе.[6]

В заключение, необходимо обратить внимание на то, чтобы общество осознало серьезную опасность от национального, религиозно-политического экстремизма, который становится все более распространенным в мире. И это, конечно, служит питательной средой для идеологического оправдания террора и насилия, а также препятствием для формирования права, развития гражданского общества и укрепления российской государственности.

Список литературы:

1. Хачидогов Р.А. Актуальные вопросы предупреждения и пресечения преступлений террористической и экстремистской направленности.» // «Пробелы в российском законодательстве». - М.: Издательский дом «Юр - ВАК», №3 2014.330 с.

232

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ

Жамборов А.А.

2. Агапов П.В. Преступления экстремистской направленности: вопросы толкования и практики // Законность. - 2011. - №10. - 28.

3. Ханьжов К.В. Правовые основы противодействия экстремизму как фактору дестабилизации общественного порядка и общественной безопасности // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 1.

4. Скудин А.С. Правовые меры противодействия экстремизму / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2011.. М.: Проспект, 2009 // АИПС «Консультант Плюс».

5. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х.. Некоторые особенности мониторинга потенциала сотрудников полиции. // «Бизнес в законе».- М.: Издательский дом «Юр - ВАК», №2 2014.315 с.

6. Машекуашева М.Х. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков.// «Бизнес в законе».-Москва: Издательство «ЮР - ВАК».- 2014. 316с.

Рецензия

на статью «Конституционно - правовые основы противодействия экстремистским проявлениям» Жамбо-рова Анзора Анатольевича, преподавателя кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России

В представленной статье рассматриваются основные проблемы Конституционной законности, неотделимой от жизни общества и государственных законов, устанавливающих принципы и задачи внутренней и внешней политики Российского государства.

Особое внимание в статье уделяется особому порядку формирования и компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, а также признанию права и свободы человека и гражданина, устанавливает основные принципы и основы конституционного строя.

Автор указывает на то, что как сложное социальноправовое явление, экстремизм основан на политических, идеологических, этнических и религиозных различиях, но во всех формах его проявления, экстремизм угрожает безопасности граждан, оказывает негативное влияние на их жизни и здоровья, обеспечивая негативное психологическое воздействие на невинных людей, влечет за собой очень значительные политические, экономические и моральные потери общества.

Государство должно пропагандировать взгляды на укрепление конституционного строя, неприкосновенность целостности России, против разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти, в том числе больше работы по противодействию политическому экстремизму.

Представленная работа соответствует требованиям, к такого рода работам и может быть опубликована в открытой печати.

Старший преподаватель кафедры ОД, канд. психол. наук М.Х. Машекуашева

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.