YAK343.342 a.M. SYSOEV*
EEK 67.408.141(4reM)
C95
CRIMES DUE TO HATRED IN GERMANY: LEGAL AND CRIMINOLOGY ASPECTS
Аннотация: в статье раскрывается эволюция формирования и особенностей правовой регламентации особой категории деяний в законодательстве ФРГ -политически мотивированных преступлений, рассматривается немецкая модель криминализации подобных деяний, отмечаются ее основные проблемы.
Ключевые слова: преступления на почве ненависти, политически мотивированные преступления, уголовное законодательствоФРГ, уголовнаястатистика
АЛЕКСАНДР
МИХАЙЛОВИЧ
СЫСОЕВ*
ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ПОЧВЕ НЕНАВИСТИ В ФРГ: ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТЫ
Abstract: The article is devoted to evolution of forming and features of legal regulation of a special category of acts in the legislation of Germany -politically-motivated crimes. Considering German model of criminalisation of similar acts, the author marks its basic problems.
Keywords: crimes due to hatred, politically-motivated crimes, penal legislation of Germany, criminal statistics.
У величение количества преступлений, мотивированных ненавистью или враждой, определяемых отечественным законодателем как преступления экстремистской направленности, требует создания криминологически обоснованной системы противодействия подобным проявлениям. В связи с этим анализ моделей криминализации и особенностей уголовной ответственности за совершение деяний, мотивированных ненавистью и предубеждениями, в зарубежных странах и сопоставление с отечественным опытом представляется весьма перспективным. Интерес к опыту противодействия преступлениям, совершаемым на почве ненависти в ФРГ, не случаен - российское уголовное право фактически выросло из немецкой уголовно-правовой доктрины, а по количеству зарегистрированных преступлений подобного рода Г ермания занимает лидирующую позицию среди стран Евросоюза.
По информации Федерального ведомства по охране Конституции ФРГ, в 2008 г. около 31 тыс. человек в стране были членами 180 ультраправых организаций1. Распространение идей неонацизма в немецкоязычных блогах Интернета приобрело широкий размах. Германский федеральный центр политического образования, осуществивший исследование электронных ресурсов, установил, что идеология национализма излагается на немецком языке более чем на 1800 страницах Интернета2.
Прежде чем перейти к рассмотрению уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за деяния, мотивированные
* Кандидат психологическихнаук, доцент; начальник юридического факультета (Вологодскийинститут права и экономики ФСИН России).
E-mail: sam3110@,rambler.m.
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
враждой или ненавистью, необходимоотметить, что в Германии нормы об ответственности за нарушение конституционных прав и свобод человека содержатся не только в Уголовном кодексе ФРГ (УК ФРГ), но и в других законах, образующих так называемое дополнительное уголовное законодательство. Специфической чертой Особенной части УК ФРГ является и то, что в ней не содержится традиционных для уголовных уложений многих стран, составов преступных деяний, посягающих на конституционные права (например, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина). А. В. Серебренникова отмечает «Г ерманские правоведы придерживаются точки зрения, что регулирование этого вопроса в ФРГ отнесено к различным отраслям права. Так, к примеру, если нарушается равенство граждан при приеме на работу, то это относится к предмету регулирования трудового права»3.
Рассматривая специфику правового регулирования, следует отметить, что понятие преступления на почве ненависти прямо не упоминается в УК ФРГ, однако в нем определены руководящие принципы вынесения приговоров по отягчающим обстоятельствам, которые могут быть применены к преступлениям на почве ненависти (п. 2 ст. 46 УК ФРГ). В своем определении суд указывает обстоятельства, которые говорят в пользу и против нарушителя. При этом основное внимание должно уделяться мотивам и целям, которые преследовал преступник, значимости нарушения им обязанностей, способу исполнения и виновно причиненным последствиям, прошлому исполнителя и т. д.4 Еще в 1993 г. Верховный суд ФРГ вынес решение, согласно которому расистские мотивы рассматриваются в качестве низменных побуждений, а следовательно, являются отягчающим вину обстоятельством’. Таким образом, совершение убийства по указанным мотивам квалифицируется как тяжкое преступление (§ 211 УК ФРГ) и наказывается пожизненным лишением свободы. Кроме того, в уголовном законодательстве Германии существует целая группа деликтов, связанных с посягательством на национальное достоинство, религию и мировоззрение и выделяемых произвольно, так как запреты относятся к разным главам УК и охраняют различные общественные отношения. Например, § 130 «Травля групп населения» в ч. 1 предусматривает два варианта ответственности: 1) подстрекательство к ненависти, которое понимается как интенсивное воздействие, направленное на чувства жертвы и вызывающее аг-
рессивное возбуждение по отношению к ней; 2) призыв к совершению насильственных действий.
В ч. 2 предусматривается лишение свободы на срок до трех лет или денежный штраф за распространение письменных материалов (ч. 3 § 11), которые разжигают ненависть к определенной части населения или к национальным, расовым или этническим группам, а также призывают к совершению насилия или произвола в отношении указанных групп, посягают на человеческое достоинство других лиц тем, что оскорбляют их, злонамеренно вызывают презрение к ним или клевещут на них. Часть 3 предусматривает ответственность на срок до пяти лет или денежный штраф за публичное одобрение, оспаривание или умаление опасности деяний, совершенных во время господства национал-социалистического режима.
А.Э. Жалинский, рассматривая § 130 УК ФРГ, отмечает, что такая ответственность восходит к запрету подстрекательства к классовой борьбе в Германской империи, но в настоящий момент ее содержание является совершенно иным. «Охраняемым благом являются общие интересы мирной жизни в государстве, которые не сводятся только к созданию «климата защиты», но включают в себя индивидуальные правовые блага, в частности человеческое достоинство, и, кроме того, общественную безопасность»6 .
Особо стоит отметить изменение взглядов германского законодателя на геноцид, понимание которого отличается от его трактовки в отечественном праве. Длительное время в Уголовном уложении ФРГ в § 220а предусматривалась ответственность за геноцид, признаками которого являлись: убийство членов этнических, национальных, религиозных или отличающихся своими особенностями групп населения; нанесение членам этих групп тяжкого физического или душевного вреда; создание условий жизни, которые могут привести к физическому уничтожению; ограничение рождаемости в данной группе; насильственный перевод детей из одной группы в другую - подобные действия наказываются пожизненным лишением свободы. В ч. 2 § 220 а УК ФРГ предусматривалось, что в менее тяжких случаях наказанием является лишение свободы на срок не менее пяти лет.
Вместе с тем в 2002 г. на основании Федерального закона о введении в действие Кодекса международного уголовного права от 26 июня 2002 г. § 220а был исключен из Уголовного уложения ФРГ. Состав этого преступ-
ного деяния введен в § 6 Кодекса международного уголовного права. На основании § 6 в сочетании с § 1 Кодекса международного уголовного права геноцид преследуется вне зависимости от места совершения деяния и вне какой-либо зависимости от причинения ущерба внутригосударственным интересам также на территории ФРГ, если в стране, где совершено преступление, уголовного преследования не ожидается или имеет место конкурирующая международная юрисдикция7.
Особый интерес представляет § 129а УК ФРГ «Создание террористических объединений», ч. 1 которого предусматривает создание сообщества, чьи цели и деятельность направлены на совершение геноцида, со ссылкой на § 6 Кодекса международного уголовного права. Исходя из содержания ч. 1 § 129а УК ФРГ, мы можем провести аналогию со ст. 282.1 УК РФ.
Рассматривая немецкую модель криминализации деяний, совершенных на почве ненависти, некоторые исследователи отмечают, что данная категория открыта для избирательного толкования и субъективных суждений правоприменителем. В связи с этим можно предположить, что данные статистики об указанной категории преступлений, представленные в официальных отчетах, воссоздают реальную картину текущей ситуации в обществе в области проявления ксенофобии8.
В середине 90-х годов после серии громких нападений на иммигрантов и лиц, ищущих убежища в ФРГ (Хойерсверд 1991; Росток, 1992; Мольн, 1992; Золинген, 1993), и поджога синагоги в г. Любек (1994), расследование которых получило широкое освещение в средствах массовой информации, не только были приняты меры по повышению эффективности уголовного правосудия в отношении указанных деяний, но и поставлен вопрос о совершенствовании системы сбора информации о подобных деяниях.
В 2001 г. после реформирования Министерства внутренних дел ФРГ меняется система регистрации преступлений, в результате чего устанавливаются единые общенациональные стандарты для классификации и регистрации преступлений, мотивированных ненавистью. Интересен тот факт, что наряду с Федеральным управлением уголовного розыска регистрацией преступлений на почве ненависти занимается и Федеральное ведомство по защите Конституции ФРГ, что объясняется законодателем повышенной общественной опасностью данных деяний ввиду причинения ущерба основным демократическим принципам.
Следует отметить, что немецкое определение преступлений на почве ненависти разработано с учетом исторически сложившихся условий и совершенно при других обстоятельствах, чем американская концепция. В Германии преступлениями на почве ненависти считаются политически мотивированные деяния (роПй8сЬ ш^тейе КпттаНд), поскольку, по мнению законодателя, они представляют угрозу для конституционных прав потерпевшего и направлены на подрыв декларируемых государством принципов сосуществования различных групп населения.
Преступления на почве ненависти рассматриваются как политически мотивированные правонарушения, если при оценке обстоятельств деяния есть основания подозревать, что этот акт был направлен против жертвы из-за ее национальности, расы, происхождения, этнической принадлежности, цвета кожи, особенностей внешности, сексуальной ориентации, инвалидности, религии или социального статуса. Политически мотивированные преступления с учетом их характера подразделяются: на пропаганду, ведущую к совершению преступлений, мотивированных ненавистью; насильственные деяния, мотивированные ненавистью; проявления терроризма, а именно запугивание или устрашение определенных групп населения. Центральное место в классификации преступлений на почве ненависти занимает оценка полицией ведущего мотива и обстоятельств совершения преступления. Стоит отметить, что к политически мотивированным насильственным преступлениям относятся убийства, нападения, причинение вреда здоровью, поджоги, лишение свободы, шантаж, сопротивление сотрудникам правоохранительных органов и даже сексуальные преступления. Кроме того, преступления на почве ненависти в официальных отчетах подразделены на подкатегории - ксенофобские и антисемитские деяния. Преступление на почве ксенофобии определено как деяние, которое было совершено в связи с фактическим или предполагаемым гражданством, этнической принадлежностью, расой, цветом кожи, религией или происхождением жертвы. Проявлением антисемитизма считаются уголовно наказуемые деяния, которые были совершены из-за антисемитских настроений против представителей еврейской национальности или иудейского вероисповедания (включая порчу имущества, проявления вандализма, нанесения граффити на объекты религиозного культа и т. д.).
Криминология и профилактика преступлений
Криминология и профилактика преступлений
Реализация этой концепции существенно активизировала процесс идентификации и регистрации преступлений на почве ненависти. В ходе реформы деятельности полиции был не только введен общенациональный стандарт учета уголовно наказуемых деяний, но и сформирована стандартизированная процедура контроля расследования преступлений.
Анализируя данные статистики, касающиеся такого рода посягательств, стоит отметить, что проблема защиты прав и свобод граждан, отличающихся по таким признакам, как раса, национальность и вероисповедание, в ФРГ достаточно актуальна. Полицейские хроники свидетельствуют о росте количества преступлений против иностранцев: если в 80-х годах ежегодно совершалось около 1300 преступлений, то в 90-х - 4000. В 1992 г. было зарегистрировано 6336 подобныхпреступлений, в 1993 - 67219. Тенденция сохраняется до сих пор, что связывают с увеличением количества мигрантов из стран Восточной Европы, Азии и Африки10.
При введении новой системы регистрации преступлений в 2001 г. был отмечен пик деяний на почве ненависти (’4’6 случаев). Вряд ли это связано с фактическим ростом числа деяний в указанный промежуток времени, более вероятно объяснить это законодательным расширением признаков таких деяний. В 2003-200’ гг. количество зарегистрированных деяний такого рода сократилось и колебалось от 4300 до 4’00 фактов в год. В 2006 г. в Германии фиксируется резкий рост числа преступлений на почве ненависти (5367 случаев, или на 20 %) (2005 г. - 4503). Министерство внутренних дел попыталось объяснить этот скачок не только ростом миграции, но и активной деятельностью праворадикальных группировок в преддверии чемпионата мира по футболу, проводимого в Германии.
По данным за 2008 г., количество подобных деяний составило 4759. Интересным представляется тот факт, что большинство деяний, совершенных праворадикальными группировками в отношении мигрантов, фиксируется в Восточной Германии - на территории бывшей ГДР, которая является наименее индустриально развитой и отмечается достаточно высоким уровнем безработицы среди населения.
Вместе с тем данные статистики, как считают некоторые исследователи, не отражают реальности. Так, по мнению Г. Росснера, в Германии ежегодно совершается от 2000 до 3000 преступлений на почве ненависти с применением физического насилия, а также около 20 тыс. уголовно наказуемых деяний, где прямое физическое насилие в отношении жертвы отсутствует (вандализм, оскорбления или угрозы)11.
Министерство внутренних дел и Министерство юстиции ФРГ, отмечая высокий уровень преступности на почве ненависти, видят причины этого в расширении экономических глобализационных процессов, при наличии которых ужесточается конкуренция на рынке труда, широком распространении идеологии ненависти, в том числе посредством интернет-ресурсов, транснациональной миграции населения12 .
Несмотря на то что немецкая модель преступлений на почве ненависти представляет интерес для сравнительного правоведения, стоит отметить, что политический акцент концепции ставит серьезные ограничения для применения этого понятия в законотворчестве. Вместе с тем опыт разработки определяющих критериев для оценки и классификации мотивов ненависти или вражды, специфика системы регистрации такого рода преступлений правоохранительными органами, а также опыт уголовного правосудия, несомненно, представляют практический интерес.
1 См.: http://antirasizm.ru/index.php/news/85-lessons-of-war.
2 См.: http://win.ru/win/3906.phtml.
3 Серебренникова А.В. Система преступных деяний против конституционныхправ и свобод человека и гражданина по законодательствуГермании// Системность в уголовномправе. М., 2007. С. 364.
4 См.: Уголовноеуложение( Уголовныйкодекс) Федеративной РеспубликиГермания текст и науч-практ. коммент. М., 2010. С. 46.
5 См.: Решение Верховного федерального судаФРГ от 7 июля 1993 г. № 359/93.
6ЖалинскийА.Э. Современное немецкое уголовноеправо. М., 2004. С. 534.
7 См.: Уголовноеуложение( Уголовныйкодекс) ФедеративнойРеспубликиГермания С. 28.
8 GletA. The German Hate Crime Concept: An Account of the Classification and Registration of Bias-Motivated Offences and the Implementation of the Hate Crime Model Into Germany’s Law Enforcement System // www.internetiournalofcriminology.com
9 См.: Состояние преступности в Германии// Зарубежный опыт: обзор. инф. М., 2003. Вып. 3. С. 10-11.
10 Exstremismus in Deutschland. Erscheinungsformen und aktuelle Bestandsaufnahme. Berlin, 2005. Р. 17-18.
11 Steinhoff M. Hass aufs Anderssein // http://www.spiegel.de/panorama/iustiz/0.1518.662836.00.html.
12 Second Periodical Report on Crime and Crime Control in Germany. Berlin, 2006. P. 25.