вами, средними и малыми государствами. Вес и влияние этих субъектов зависят от места, которое они занимают на мировой арене. Отсюда можно сделать вывод, что в международных отношениях, как и во внутриполитической системе, власть зачастую играет ту же роль, которую деньги играют в экономике, или, как отмечал Дж. Ротгеб, роль «ме ждународно-политической валюты», ис-пользуемой для приобретения определенных результатов или достижения своих внешнеполитических целей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Wrong D.H. Power Its Forms, Bases, and Uses. With a New Preface. Oxford: Basil Blackwell, 1988. P. 28.
2. Arendt H. Communicative Power // Power / Ed. Bu S. Lukes. Oxford: Blackwell, 1986. P. 63, 68-71.
3. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис, 2000. - № 2. - С. 9.
4. Законы Ману. - М., 1992. - С. 128.
5. Локк Дж. Соч. Т. 3. - С. 263.
6. Lasswell H., Kaplan A. Power and Society: a Framework for Political Inquiry. New Haven, 1950. P. 75.
УДК 321.01
ft
Е.А. Коровай, методист каф. САКИФ и ст. преподаватель каф. ГМУиП, ЧитГУ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Научные интересы: этнонационализм (понятие, сущность, основные теории), его влияние на развитие этнополитического конфликта; политическая стабильность в России; политические последствия этнонациональных конфликтов, их воздействие на политическую стабильность; национальная безопасность.
В статье рассматривается проблема обеспечения национальной безопасности. Показывается, что механизм политической и национальной безопасности включает целенаправленные взаимодействия многих элементов, в частности, от военной и политической элиты ■
E.A. Korovay, Chita State University
POLITICAL STABILITY AND NATIONAL SAFETY
The problem of guaranteeing of national security is of great importance now. The mechanism of political security includes aimed interaction of many elements. The most important element of national security of Russia in the system of its ensuring. Political stability and national safety depend on military and political elite ■
* * *
Проблема обеспечения национальной безопасности имеет сегодня особое значение. Учитывая существующие риски и угрозы, активизацию международного терроризма, Россия и другие державы мира ищут действенные варианты сохранения целостности своих территорий и жизни граждан.
В XX в. отечественная политическая мысль настойчиво пыталась решить проблемы самоидентификации России, найти оптимальные формы и способы социально-политического и экономического устройства страны с учетом исторической преемственности и мирового опыта. Выработка и активное применение социальных и политических инноваций шли в форсированном темпе, в условиях враждебного окружения и жесткого цейтнота. Это делалось путем проб и ошибок, имевших долговременные последствия. В последние годы на первый план вышла проблема достижения политической стабильности и безопасности страны. Ее приоритетность для России обусловлена переходным состоянием российского общества и решением сложнейших задач реформирования государства, изменившимся международным положением.
В силу комплекса объективных и субъективных причин, в последние десятилетия внутренняя политическая нестабильность для России приняла перманентный характер. В связи с этим остро встали задачи теоретикополитологического исследования проблем политической стабильности и национальной безопасности.
Общественная стабильность определяется как динамичное состояние некоторой системы связей и отношений в пределах определенных параметров. В ней выражаются, с одной стороны, устойчивость и прочность, обеспечивающие постоянство качеств и характери-
стик данной системы, а с другой - динамика всех жизненных процессов и изменений, направленных на сохранение сбалансированного состояния системы. В качестве факторов стабильности общественной системы выступают как ее собственные внутренние элементы (институты и группы с устоявшимися интересами), так и процессы взаимодействия (адаптации) общественной системы со средой. Следует подчеркнуть постоянство наиболее существенных параметров системы, направлений и тенденций ее функционирования и развития, высокую степень управляемости, возможность рационально и эффективно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
Таким образом, общественная стабильность выступает как динамичное равновесие между системообразующими и системоизменяющими процессами, между элементами самой системы. Она характеризуется определенной целостностью и способностью эффективно реализовывать возложенные на систему функции. Стабильность в обществе поддерживается также за счет устойчивых социальных связей, эффективной институциальной структуры и постоянства нормативной базы. Стабильность приравнивается к тому положению в обществе, при котором его члены ограничивают себя социально приемлемым поведением. Они понимают, что отклонения от этих норм чреваты дестабилизацией.
Под политической стабильностью мы понимаем организованность, согласованность, устойчивость функционирования политических структур и отношений в пределах сложившейся и качественно определенной целостности. Она проявляется в постоянстве протекающих процессов, правил и процедур, при-
вычности политического уклада жизни общества.
Критерием внутриполитической стабильности является уровень согласованности интересов различных институтов и групп общества, государства и всех его граждан. Он характеризуется количественными и качественными параметрами и определяется составом и отклонением от пороговых значений основных индикаторов.
Можно выделить три уровня внутриполитической стабильности. Первый -стабильность политического руководства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень -стабильность политического режима (сохранение существующей в настоящее время политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического кризиса). Третий - политическая стабильность общества, народа. Здесь имеется в виду сохранение территориальной целостности государства, обеспечение правопорядка и личной безопасности граждан, реализация их прав и свобод.
Третий уровень политической стабильности представляет наибольшую сложность. Именно он соответствует представлениям о стабильности как о сложной, многоуровневой динамической системе. Невозможно сохранение стабильности первого и второго уровней при нарастающей дестабилизации самой общности и ее упадке. Только на третьем уровне жизнедеятельности народа появляются необходимые условия для создания системы обеспечения внутриполитической стабильности и национальной безопасности.
Политическая стабильность влияет на безопасность, она проявляется в следующем: во-первых, действия государственных органов предсказуемы для
субъектов экономики и политики; во-вторых, разрешение социальных, экономических и иных конфликтов внутри страны осуществляется на основе постоянных правил и процедур; в-третьих, важное значение приобретает поддержание порядка и прочности политических структур; в-четвертых, становится возможным создание устойчивой системы взаимовыгодных международных связей.
Политическая безопасность есть совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже гибель государства.
Механизм политической безопасности включает направленное взаимодействие следующих элементов:
- объектов (территория, государственные и общественно-политические институты, политические права и свободы граждан, социальных групп и т.п.), нуждающихся в защите;
- субъектов (специальные учреждения и органы, а также имеющие подобные функции другие государственные и общественные учреждения, общество и граждане), призванных защищать политическую сферу;
- политических взглядов, принципов, концепций (доктрин); системы соответствующих законов (правовая основа);
- политических технологий;
- процесса политической деятельности и управления;
- систем оповещения, информации и оценки состояния политической безопасности и эффективности ее функционирования.
Критерии политической безопасности включают оценку по следующим параметрам: отсутствие препятствий
для проявления политической свободы и воли граждан; справедливость и соот-
ветствие государственно-политического
устройства национальным интересам; достаточность политической силы власти для мобилизации ресурсов страны на выполнение задач; эффективность политики и государственного управления, обеспечивающая преодоление кризисов и устойчивое развитие; доверие и добровольная поддержка власти большинством общества; соблюдение гражданами и их объединениями основных законов и норм; геополитический статус страны, устойчивость перед давлением извне и т.д.
Политическая безопасность выступает как составная часть и основа национальной безопасности. К основным объектам безопасности относятся личность, общество и государство. Каждый из них имеет свои приоритеты. Для личности это, прежде всего, ее собственные права и свободы. Для общества
- сохранение и умножение материальных и духовных ценностей. Для государства - внутренняя стабильность, территориальная целостность, суверенитет. Тем самым в национальной безопасности синтезируются фундаментальные, жизненно важные потребности и интересы всех социальных субъектов.
Важным элементом национальной безопасности России является система ее обеспечения. Под ней понимается механизм реализации стратегии государства в области национальной безопасности в скоординированную деятельность всех ветвей власти, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства. Система обеспечения национальной безопасности представляет собой комплекс соответствующих структур (государственных институтов, юридических и физических лиц) и отношений в этой области. Она создается с целью выявления и прогнозирования, предотвращения, нейтрализации, пресечения, лока-
лизации и устранения, отражения и уничтожения угроз национальным интересам страны, а также для формирования международных условий, благоприятствующих национальным интересам Российской Федерации, ее стратегических союзников.
Национальная безопасность достигается мерами и средствами экономического, военного, политического, дипломатического, информационно-пропагандистского, организационного и иного характера. Система национальной безопасности в зависимости от конкретной социально-политической обстановки и уровня политической стабильности может функционировать в различных режимах: мирного времени, повышенной готовности, чрезвычайного и военного положения.
Политическая система стремится к сохранению своей стабильности за счет имеющихся у нее ресурсов. Первую составляющую обеспечения политической стабильности можно назвать регулирующей, вторую - экстракционной.
Регулирующая возможность - это способность политической системы управлять, регулировать, координировать поведение индивидов и групп, воздействовать на гражданское общество. Осуществляется она как мерами прямого принуждения - через законы, распоряжения, приказы, так и через косвенные механизмы регулирования цен и кредитов, влияния на общественное мнение и так далее.
Экстракционная возможность политической стабилизации означает способность государства извлекать из гражданского общества природные, человеческие, интеллектуальные и физические ресурсы. Это система выборов в органы представительной власти, привлечение граждан на государственную и военную службу, в партийный аппарат,
экспертно-аналитическое обслуживание политических структур; налогообложение, спонсорская поддержка, другие механизмы пополнения бюджета институтов политической системы и т.п. Россия до сих пор не смогла до конца реализовать экстракционные возможности для обеспечения своей политической стабильности.
Нарушение политической стабильности (дестабилизация) может быть количественным и качественным. В первом случае оно имеет ситуативный характер и преодолевается политической системой без изменения своего качества. Во втором - нарушение перерастает в кризис, который может свидетельствовать о необходимости смены технологии властвования или всего политического режима.
Стабильность общества немыслима без его консолидации. Консолидация предшествует стабильному состоянию общества, является его непременным условием. Она представляет собой такое состояние общества, которому присущи признание общей цели, согласованность действий, направленных на их достижение, на сохранение, укрепление и критическое переосмысление важнейших социальных ценностей. Подлинная консолидация возможна лишь на основе национального единства народа, убежденности в необходимости согласованной и целенаправленной деятельности не какой-либо отдельной группы людей, осуществляющей власть (или политической контрэлиты), а всего народа или, по крайней мере, подавляющего его большинства.
В этой связи уместно рассмотреть роль вооруженных сил в обеспечении стабильности. Во-первых, армия является не только военным, но и политическим институтом общества, важным инструментом политики государства, га-
рантом защиты безопасности, целостности и стабильности политической системы и общества в целом. Ее политическая роль может быть как позитивной, так и негативной. Во-вторых, отношения армии и политической власти сложны и противоречивы, обусловлены множеством факторов. В зависимости от конкретных обстоятельств могут иметь место различные модели подобной взаимосвязи, при этом требованиям демократии отвечает модель правового контроля над вооруженными силами. В-третьих, в условиях общественно - политической нестабильности, развития кризисных процессов армия способна выходить на политическую арену в качестве самостоятельной политической силы. Государство и общество должны сделать все от них зависящее, чтобы удержать армию от непосредственного вмешательства в политику.
Одним из самых серьезных негативных факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности России, является рост регионального сепаратизма, национального и религиозного экстремизма. Наиболее остро этот фактор проявляется в региональных и этнических конфликтах.
Эти конфликты необходимо предвидеть и прогнозировать. Дестабилизирующие факторы обстановки можно выявить, опираясь на конкретные методики политологического и социологического анализа. Главное - не допустить их перехода в критическую стадию с большим количеством жертв и разрушений.
Обеспечение внутренней безопасности государства базируется, с одной стороны, на основе соответствующих законов и подзаконных актов, с другой
- на системе специальных органов государственной власти. В большинстве стран одним из основных элементов
сдерживания являются вооруженные силы. На них кроме выполнения основной функции - защиты от внешних врагов - в определенных обстоятельствах возлагается задача по обеспечению национальной безопасности в случае возникновения или угрозы внутреннего вооруженного конфликта.
В современном динамичном мире одним из самых эффективных инструментов обеспечения политической стабильности и безопасности страны является дальновидность и компетентность национальной политической и военной элиты. Обоснование ее роли в жизни российского общества приобретает сегодня особую актуальность. Для России это обусловлено своеобразием переживаемого исторического периода, связанного с социально-политическим кризисом и реформами. Одним из путей выхода из кризиса, стабилизации обстановки, подъема России является эффективная деятельность элитных групп, которые определяют стратегию развития общества.
Нравственная ответственность элиты - одна из важнейших предпосылок стабильной и эффективной демократии. Своеобразным и пока еще мало изученным остается сам механизм формирования политической элиты. В обществе может быть много умных, талантливых, волевых людей, но этого бывает недостаточно для автоматического появления эффективной элиты. Уже сейчас необходимо целенаправленно отбирать, обучать и готовить элиту XXI в., поскольку и ныне в российском обществе продолжает функционировать система отрицательного отбора элитных групп.
Политическая стабильность - это динамичное состояние внутри- и внешнеполитических отношений. Оно позволяет политической системе (а также сис-
теме национальной безопасности) сохранять свои базовые характеристики. Атрибутами политической стабильности являются: системность, динамика, отсутствие экстремального протекания процессов, активная роль субъекта, предсказуемость эволюции, управляемость и возможность активно реагировать на угрожающие факторы, подчиненность процесса детерминистским факторам.
Критерием политической стабильности выступает уровень согласованности политических интересов и действий различных социальных групп общества, государства и всех граждан. Разбалан-сированность интересов социальных групп и, прежде всего, обособление интересов олигархов в ущерб другим социальным группам и явное преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элитарных групп чрезвычайно пагубно для общества. Особую угрозу для России представляют межнациональные и межрегиональные конфликты, вызванные историко-культурными причинами, неравномерностью в развитии отдельных регионов, а также ошибками в национальной политике государства.
Субъективные факторы также усиливают внутренние опасности: неадекватное понимание руководством страны национальных интересов; ошибки и просчеты в решении назревших проблем, определении целей, путей и средств для этого; игнорирование сигналов «обратной связи» о нарастающих негативных последствиях того или иного политического курса; привычка государственных деятелей к волюнтаристским методам, субъективизм, авантюризм, амбициозность, нетерпимость к иным взглядам и т.п.
Сказанное позволяет сделать следующие выводы:
- политическая стабильность представляет собой комплексное явление и предопределяется широким кругом политических и социально - экономических факторов;
- она предполагает управляемость политических процессов, интегрированность общества и легитимность власти;
- стабильность и безопасность взаимно влияют и предопределяют друг друга через механизм государственного регулирования общественной жизни;
- политическая стабильность и национальная безопасность в значительной степени зависят от военной и политической элиты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология / В.А. Авксентьев. - В 2-х ч. -Ставрополь, 1999.
2. Глухова А.В. Типология политических конфликтов / А.В. Глухова. - Воронеж, 1997.
3. Жириков А.А. Этнические факторы политической стабильности / А.А. Жириков.
- М., 1995.
4. Лебедева М.М. Политическая урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии / М.М. Лебедева. - М., 1997.
5. Национальная безопасность России: 60
лет Кемеровской области: материалы регион, конф ., посвящ. 60-летию Кемеровской области. - Кемерово: Кузбассвузиздат,
2003.
УДК 316.334.2
Е.В. Кремнев, ст. преподаватель каф. МИС международно-правового факультета юридического института, ЧитГУ
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОСАППАРАТА КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Научные интересы: управленческая культура госаппарата КНР.
Изложены основные результаты исследования по проблеме управления формированием культуры госаппарата КНР на современном этапе. Методология исследования основана на статистическом анализе данных, социологическом наблюдении, контент-анализе. Рассмотрены взаимоотношения традиционных ценностей и западного опыта в процессе формирования управленческой культуры госаппарата КНР, способствующие пониманию особенностей развития современного китайского общества и прогнозированию тенденций его развития в будущем ■
E.V. Kremnyov, Chita State University
THE WAYS OF CONSTRUCTING CHINESE MODERN LEADERSHIP CULTURE
The article describes the mail results of studying of methods in constructing China's leadership culture. These results were received with the help of statistics analysis, observation, documents analysis and content-
analysis. The article also describes the interaction between traditional values and western experience in constructing China's leadership culture and its interpretation. This way of research helps both to understand peculiarities of the development of modern China's society and to expect some trends of this process in future ■
* * *
Управленческая культура госаппарата - это совокупность ценностных ориентаций, принципов и установок управленца в отношении своей профессиональной деятельности, являющихся духовной направляющей его деятельности. Культура госаппарата является той самой составляющей управленческой системы, которая определяет её целостность и организованность, она олицетворяет собой субъективный фактор системы управления, подразумевающий влияние субъективного на объективные процессы. Культура госаппарата отражает способность государственных служащих оперативно и эффективно реагировать на изменения внешней среды, происходящие во всех сферах общественной деятельности с целью обеспечения мобильности управления с одной стороны и его устойчивости - с другой. Культура госаппарата хранит определенную преемственность в управлении, позволяет сохранить принципы и методы управления, которые подтвердили свою эффективность и востребованность. Она обладает своими ярко выраженными особенностями, поэтому ее выделяют как некое в своем роде самостоятельное явление, характеризующееся определенными закономерностями формирования и развития, законами образования традиции и модернизации. С одной стороны, культура госаппарата подразумевает установки и принципы такой социальной структуры, как управленческий аппарат, с другой -она охватывает все общество в целом, ибо любая группа, в конце концов, ока-
зывается системой, в которой наличествуют как субъект, так и объект управления. Именно это определяет важность вопроса формирования и развития культуры госаппарата на современном этапе, что в особенности касается обществ, находящихся на этапе общественных преобразований, таких как общества Китая и России.
Вопрос о формировании новой культуры госаппарата требует подробного теоретического исследования и представляет огромный интерес для специалистов в области социологии управления, в особенности в специфической области управления КНР.
Управленческое поведение в Китае детерминируется традиционными аспектами. Следует выделить основную черту традиционного мировоззрения, отмечаемую большинством исследователей китайской культуры, и устроения китайского общества: отсутствие двойственного понимания действительности, противопоставления друг другу того, что западной науке представляется противоположностью. Особенность китайского мировоззрения состоит в попытке совместить противоположное, найти третье, что уровняет две противоположности. Отсюда сложный характер противопоставления западных принципов китайским. Китайская культура не противопоставляет, а пытается совместить или найти третий вариант, устраивающий две стороны. Именно эту особенность нужно учитывать, рассматривая внешне противоречивый характер управления Китая.