Научная статья на тему 'О национальных интересах Российской Федерации в контексте укрепления национальной безопасности, социально-политического и экономического суверенитета страны (по материалам посланий Президента РФ В. В. Путина: 2000-2007 гг. )'

О национальных интересах Российской Федерации в контексте укрепления национальной безопасности, социально-политического и экономического суверенитета страны (по материалам посланий Президента РФ В. В. Путина: 2000-2007 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
771
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ / MESSAGEMESSAGES OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ГЛАВА ГОСУДАРСТВА / HEAD OF STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Макаркин Сергей Викторович, Ложкарев Александр Игоревич

Проанализировано содержание посланий Президента РФ В.В. Путина за 2000-2007 гг., выделены наиболее значимые национальные интересы Российской Федерации в контексте укрепления национальной безопасности, социально-политического и экономического суверенитета страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Макаркин Сергей Викторович, Ложкарев Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RUSSIAN NATIONAL INTERESTS IN THE CONTEXT OF STRENGTHENING NATIONAL SECURITY, SOCIO-POLITICAL AND ECONOMIC SOVEREIGNTY OF THE STATE (according to the messages of the RF President V. V. Putin of 2000-2007)

The article analyzes the contentscontent of the Addressesmessages of the RF President of the Russian Federation V.V. Putin forof 2000-2007, highlighted and highlights the most significant national interests of the Russian Federation in the context of strengthening national security, socio-political and economic sovereignty of the country.

Текст научной работы на тему «О национальных интересах Российской Федерации в контексте укрепления национальной безопасности, социально-политического и экономического суверенитета страны (по материалам посланий Президента РФ В. В. Путина: 2000-2007 гг. )»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

о НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА СТРАНЫ

(по материалам посланий Президента РФ В. В. Путина: 2000-2007 гг.)

Макаркин Сергей Викторович

Кандидат юридических наук, доцент, начальник факультета заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации Уральского института государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Екатеринбург), e-mail: mak_s@e1.ru

Ложкарев Александр Игоревич

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук Уральского института государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Екатеринбург), e-mail: tatiana195331@gmail.com

Проанализировано содержание посланий Президента РФ В. В. Путина за 2000-2007 гг., выделены наиболее значимые национальные интересы Российской Федерации в контексте укрепления национальной безопасности, социально-политического и экономического суверенитета страны.

Ключевые слова: национальные интересы, национальная безопасность, суверенитет, Послание Президента РФ, глава государства

ON THE RUSSIAN NATIONAL INTERESTS

IN THE CONTEXT OF STRENGTHENING NATIONAL SECURITY, SOCIO-POLITICAL AND ECONOMIC SOVEREIGNTY OF THE STATE (according to the messages of the RF President V. V. Putin of 2000-2007)

Makarkin Sergey

Ural Institute of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (Yekaterinburg), e-mail: mak_s@e1.ru

Lozhkarev Alexandr

Ural Institute of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (Yekaterinburg), e-mail: tatiana195331@gmail.com

The article analyzes the contentscontent of the Addressesmessages of the RF President of the Russian Federation V. V. Putin forof 2000-2007, highlighted and highlights the most significant national interests of the Russian Federation in the context of strengthening national security, socio-political and economic sovereignty of the country.

Key words: national interests, national security, sovereignty, messagemessages of the President of the Russian Federation, head of state

Традиционно национальные интересы рассматриваются в качестве краеугольного камня политики любого государства, выступают производными от насущных потребностей граждан, их ценностных ориентаций и приоритетов, обеспечиваются воз-

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

можностями экономической, политической, социальной, военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом общества1.

В частности, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации характеризует национальные интересы РФ как «объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития»2.

Не менее часто национальные интересы определяются как осознанные жизненные потребности народа, выступающие в качестве побудительных причин внешнеполитической и внутриполитической деятельности национального государства3. Несомненно, что подобное определение также не является идеальным, поскольку такие категории, как «народ» и «национальное государство», зачастую могут не восприниматься различными социальными группами и индивидами как нечто единое и однозначное. Интересы политической элиты страны, например, могут значительно отличаться от интересов большинства населения, тогда как у первой есть значительно больше возможностей выдавать свои интересы за «общенародные», по сути, «навязывая» их обществу, оказывая влияние на общественное мнение с помощью различных социальных институтов, прежде всего средств массовой информации (СМИ).

Оптимальной, на наш взгляд, является ситуация, когда интересы власти и большинства общества, наиболее приоритетные ценности, цели и задачи совпадают хотя бы в главном, основном. На наш взгляд, необходимым условием подобного единства является как наличие общенациональной идеологии, так и ряд других не менее важных факторов, в частности необходимость обеспечения безопасности при наличии внешних и внутренних угроз и вызовов, в том числе источников террористической агрессии на территории страны.

При этом определение национальных интересов, по мнению А. А. Кокошина4, не должно носить слишком общий характер, иначе оно не будет иметь операционного значения.

С точным, объективным и взвешенным определением и формулировкой национальных интересов напрямую связаны как конкретные шаги, предпринимаемые обществом и властью для решения наиболее актуальных стоящих перед ними задач в социально-политической, экономической, культурной и иных областях общественной жизни, так и успех, эффективность их решения.

Исторический опыт показывает, что национальные интересы являются основой системы национальной безопасности государства, в том числе сегодня. Именно национальные интересы современной России обусловливают систему мер по обеспечению защищенности государства от существующих вызовов и угроз. Уровень угроз национальной безопасности применительно к России, по мнению ряда авторов, на период до 2030 г. существенно повысится5. Традиционно считается, что страна, не имеющая четко обозначенных национальных интересов, не стремящаяся их отстаи-

1 Антошин В. А. Безопасность России: вопросы теории и проблемы государственного регулирования. Екатеринбург, 2012.

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (Ч. II). Ст. 212.

3 Ложкарев А. И. Политология: учеб. пособие / А. И. Ложкарев, Ю. М. Ярков. Екатеринбург, 2013.

4 Кокошин А. А. Национальные интересы, реальный суверенитет и национальная безопасность // Вопр. философии. 2015. № 10. С. 5-19.

5 Павлов Д. А., Бельский А. Н., Клименко О. В. Актуальные вопросы обеспечения военной безопасности Российской Федерации // Военная мысль. 2015. № 1. С. 3-10.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

вать и защищать, не способна сформировать реальную систему своей безопасности, проводить разумную и адекватную политику в области обороны.

Национальные интересы, как правило, различаются по сферам проявления, значимости и влиянию, стабильности, времени существования (долгосрочности) и т. д.

При этом национальные интересы, являясь сложным и многоаспектным образованием, в зависимости от состояния внутренних и международных условий существования государства, его конкретных задач в области национальной безопасности нуждаются в постоянном уточнении, актуализации и институционализации в целом1.

В этом контексте весьма интересно мнение Н. А. Янковой2, согласно которому «национальные интересы выступают в качестве объективного объединяющего начала для образующих нацию социальных общностей через механизмы взаимной расположенности, солидарности и единения всех членов общества, определяют их институционально оформленную скоординированную деятельность, которая активизирована личностным началом». Другими словами, личностный фактор при определении национальных интересов также чрезвычайно важен и оказывает значимое воздействие на всестороннюю деятельность по их обеспечению.

Одно из важнейших слагаемых национальных интересов страны, их изначальная сверхзадача - обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны. Причем суверенитет сегодня - это не только политико-правовое понятие; он имеет, безусловно, и военное, и экономическое, и социально-психологическое, и культурное измерения3.

Авторы статьи в своей предыдущей публикации4 достаточно подробно охарактеризовали ситуацию в сфере национальной безопасности Российской Федерации в период правления Б. Н. Ельцина. К большому сожалению, результаты его деятельности по укреплению национальной безопасности и российской государственности в целом оставляют желать лучшего.

Как известно, В. В. Путин вступил в должность исполняющего обязанности Президента в канун 2000 г. Наследство ему досталось весьма непростое: ослабленная экономика и социальная сфера, духовный и идеологический кризис в обществе, незавершенная война на Северном Кавказе, уносящая человеческие жизни и требующая огромных материальных затрат. Эти проблемы Президентом В. В. Путиным стали последовательно решаться.

Учитывая результаты этой деятельности, по мнению политологов Д. Ф. и С. Ф. Гре-бениченко5, «роль В. В. Путина как лидера национального развития была - и остается... первостепенной. Ибо „парадигма Путина" - это стремление обеспечить России самодостаточность в современном мире, по возможности с учетом ошибок, совершавшихся Российской Империей и Советским Союзом».

Избранный всенародным голосованием Президентом России в 2000 г., В. В. Путин пробыл им в течение восьми лет (2000-2007). На протяжении этого времени согласно

1 Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: учеб. пособие / В. А. Ан-тошин и др.; под ред. В. Ф. Ницевича. Екатеринбург, 2003.

2 Янкова Н. А. Национальные интересы России в аспекте лингвосоциокультурных ценностей // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 1. С. 108-116.

3 Антошин В. А. Указ. соч.

4 Макаркин С. В., Ложкарев А. И. Вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в 90-х гг. ХХ в. (по материалам посланий Президента РФ Б. Н. Ельцина) // Электрон. прил. к «Рос. юрид. журн.». 2016. № 5. С. 14-24.

5 Гребениченко Д. Ф., Гребениченко С. Ф. Эволюция России и Путин // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6. С. 38-58.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ст. 84 Конституции РФ он как глава государства восемь раз обращался к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями1 «о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства», определяя и характеризуя в том числе важнейшие национальные интересы страны, пути и методы их обеспечения.

Как и ранее, мы сочли возможным при определении и анализе национальных интересов Российской Федерации (характеризуемых в посланиях Президента) условно классифицировать их в зависимости от сфер существования и проявления на интересы преимущественно внешнеполитического и внутриполитического характера.

В своем первом на посту Президента РФ Послании Федеральному Собранию РФ от 8 июля 2000 г. «Какую Россию мы строим» В. В. Путин именно так выделил и обозначил национальные интересы. В частности, к числу приоритетных внешнеполитических национальных интересов им были отнесены сохранение суверенитета страны и ее территориальной целостности, преодоление негативных последствий «холодной войны», борьба с международным терроризмом. И хотя «холодная война», по мнению Президента, «осталась в прошлом, но и по сей день приходится преодолевать ее тяжелые последствия. Это - и попытки ущемления суверенных прав государств под видом „гуманитарных" операций или, как модно сейчас говорить, „гуманитарных" интервенций. И трудности нахождения общего языка в вопросах, представляющих региональную или международную угрозу».

Не менее важной проблемой, требующей постоянного внимания государства и общества, являлся и, к сожалению, является международный терроризм. При этом Россия, по словам В. В. Путина, «оказалась в условиях нового для нас типа внешней агрессии - международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны».

Вместе с тем, говоря об обновленной концепции внешней политики, В. В. Путин подчеркнул, что «в ней признано верховенство внутренних целей над внешними».

В связи с этим в Послании весьма подробно формулируются и важнейшие национальные интересы внутриполитического характера, требующие первостепенного внимания и реализации. К числу приоритетных Президент тогда отнес укрепление государства, справедливо отметив, что «без этого нельзя решить ни одну общенациональную задачу». «Наша важнейшая задача, - заявлял В. В. Путин, - научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы: свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества». Исходя из этого к числу важнейших национальных интересов как раз и следует отнести формирование дееспособного гражданского общества, подлинных, а не «чиновничьих», политических партий, демократических профсоюзов, свободных средств массовой информации.

По мнению Президента, «очень многое зависит и от самих российских граждан. Развитие страны во многом определяется степенью их ответственности, зрелостью

1 Какую Россию мы строим: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 8 июля 2000 г. // Рос. газ. 2000. 11 июля; Не будет ни революций, ни контрреволюций: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. // Там же. 2001. 4 апр.; России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 18 апреля 2002 г. // Там же. 2002. 19 апр.; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 16 мая 2003 г. // Там же. 2003. 17 мая; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г. // Там же. 2004. 27 мая; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. // Там же. 2005. 26 апр.; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. // Там же. 2006. 11 мая; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. // Там же. 2007. 27 апр.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

политических партий, общественных объединений, гражданской позицией средств массовой информации».

Важнейшей темой Послания Президента В. В. Путина стала проблема согласованной работы федеральной власти с региональными и местными властями, совершенствования федерального государства, поскольку «речь идет о собирании всех ресурсов государства с целью реализации единой стратегии развития страны».

Как известно, именно в этот период произошло создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента России. Суть этих масштабных преобразований, отметил В. В. Путин, «не в перестройке административно-территориальных границ, а в повышении эффективности власти. Не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма». Укрепление вертикали власти обеспечивает и «возможность федерального вмешательства в ситуации, когда органами власти на местах попираются Конституция России и федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России».

К числу иных, не менее важных национальных интересов Президент отнес создание в России экономической системы, «которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие», подчеркнув, что «устойчивая экономика - это главная гарантия и демократического общества, и основа основ сильного и уважаемого в мире государства». Такая система, по его мнению, должна была обеспечить защиту прав собственности, равенство условий конкуренции, освобождение предпринимателей от административного гнета, снижение налогового бремени, развитие финансовой инфраструктуры, проведение реальной социальной политики.

В целом на основании содержания Послания можно выделить три группы национальных интересов во внутриполитической области:

1) совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности;

2) фактическое выравнивание возможностей субъектов федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав;

3) создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечение точного и эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России.

По нашему мнению, следует согласиться с прозвучавшим в Послании выводом о том, что «единственным... для России реальным выбором (своеобразным совокупным национальным интересом. - С. М, А. Л.) может быть выбор сильной страны. Сильной и уверенной в себе. Сильной - не вопреки мировому сообществу, не против других сильных государств, а вместе с ними».

Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. с говорящим названием «Не будет ни революций, ни контрреволюций» вновь акцентирует внимание власти и общества на приоритетных внутриполитических национальных интересах. Президент, в частности, выделил в качестве важнейшей национальной задачи, условия успеха стратегических преобразований в стране «наведение порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти», отметив, что «отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособ-

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ного механизма взаимодействия между уровнями власти приводит нас к большим экономическим и социальным потерям».

В контексте преодоления этой проблемы Президентом предлагалось решение нескольких масштабных задач, в числе которых: «определение конкретных, четких полномочий центра и субъектов федерации в рамках их совместной компетенции. разграничение федеральными законами предметов ведения и полномочий между федеральным центром и региональным уровнем управления»; наведение порядка как «в системе территориальных структур федеральных органов исполнительной власти», так и «в межбюджетных отношениях» между федеральным центром и регионами, обратив особое внимание на «высокодотационные субъекты Российской Федерации».

К числу важнейших внутриполитических задач, требующих особенно пристального внимания, глава государства отнес стабилизацию ситуации в Чечне, где «задачи сегодня видоизменяются» и где «наряду с необходимостью довести работу по ликвидации очагов терроризма до конца акцент сейчас должен смещаться в сторону создания и укрепления в республике органов власти, обеспечения прав граждан, социальной реабилитации населения, решения экономических проблем.».

Как известно, в ходе ведения активных боевых действий (1999-2000) контртеррористической операции на Северном Кавказе федеральные войска нанесли поражение крупным бандформированиям сепаратистов. Тем не менее ситуация в регионе оставалась сложной на фоне множества нерешенных проблем в социально-политической и экономической сферах.

В целом правовая ситуация в обществе, по мнению Президента, настоятельно требовала усиления доверия населения к органам государственной власти, повышения их авторитета, поскольку сам вопрос такого доверия все более приобретал политический характер.

В данном контексте насущной необходимостью становились судебная реформа, совершенствование арбитражной практики, процессуального законодательства, законодательной базы в целом, ее организационного и материального обеспечения, недопущение злоупотреблений в сфере обеспечения прав и свобод граждан, борьба с коррупцией среди государственных служащих, совершенствование работы правоохранительных органов.

В Послании Президент вновь вернулся к важнейшей национальной проблеме -обеспечению роста экономики, осуществлению структурных экономических реформ, требуя принимать незамедлительные меры «по дебюрократизации и минимизации административного вмешательства государства в дела предприятий», устранять «избыточное государственное вмешательство» в деятельность предпринимателей.

Неменьшее значение, с точки зрения главы государства, имеет и качественно новая политика формирования государственного бюджета, предполагающая создание «резерва для обеспечения стабильного развития в менее благоприятные годы, а также для решения масштабных стратегических задач», подготовка и проведение кардинальной налоговой реформы.

По мнению Президента, нашим стратегическим приоритетом сегодня является не пересмотр итогов приватизации, а «рациональное, справедливое обложение природных ресурсов (основного богатства России), недвижимости, а также последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота».

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

К числу актуальных задач экономического развития были отнесены также проведение таможенной реформы, подготовка вступления России в ВТО, совершенствование делового климата в стране на основе безусловной защиты прав добросовестных собственников, государственное регулирование деятельности оборонно-промышленного комплекса, регулирование оборота земельных угодий, экспорта капитала.

В то же время в Послании подчеркнуто, что «развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь духовным и физическим здоровьем нации», а сама охрана здоровья определяется как «проблема государственного масштаба».

В связи с этим предлагалось «создать законодательную базу. в рамках единой системы медико-социального страхования, полностью обеспеченной источниками финансирования. И на этой базе преодолеть хронический дефицит финансовых ресурсов, обеспечить государственные гарантии предоставления населению базовых медицинских услуг в полном объеме, повысить реальную доступность и качество бесплатной медицины для широких слоев населения, а для платного здравоохранения нужно создать четкую правовую и экономическую базу».

К проблемам подлинно государственного масштаба Президент также отнес переход к эффективной пенсионной системе, совершенствование трудового права, изменения источников финансирования образования и науки.

В число национальных интересов внешнеполитического характера в Послании были включены защита интересов российских граждан и российской экономики на мировой арене, всесторонняя интеграция с Европой, поддержание отношений с НАТО на основе основополагающих принципов и норм международного права, в первую очередь в вопросах неприменения силы и угрозы силой.

Общий тон Послания свидетельствует, по нашему мнению, о желании Президента добиться спокойствия и стабильности в обществе, снять накал внутриполитических страстей, ориентируя граждан страны прежде всего на согласованную и эффективную работу по возрождению России. В. В. Путин высказал твердое убеждение, что «прочная и экономически обоснованная государственная стабильность является благом для России и для ее людей, и давно пора учиться жить в этой нормальной человеческой логике, пора осознать, что предстоит длительная и трудная работа».

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 18 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» В. В. Путин вновь сделал акцент на «демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. повышение уровня жизни. народа», связывая эти приоритеты прежде всего с быстрыми темпами развития национальной экономики.

В свою очередь, успешное развитие экономики, по мнению главы государства, напрямую зависит от системы работы государственных институтов, а сам «государственный аппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью». Именно несовершенство работы государственного аппарата, по словам В. В. Путина, приводит к коррупции, которая является прямым следствием ограничения экономических свобод.

Важнейшей общенациональной задачей остается продолжение реформы судебно-правовой системы и в этом контексте гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний, что, однако, не отменяет необходимости продолжения борьбы

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

с преступностью, поскольку именно она выступает «одним из факторов, который делает нашу страну некомфортной. для граждан и негостеприимной для иностранцев...».

Вопрос укрепления и развития федеративного государства Президент обоснованно увязывал в Послании с работой по четкому разграничению сфер ведения между федеральным, региональным и местным уровнями власти, всестороннему совершенствованию деятельности органов местного самоуправления, созданию для них собственных источников формирования бюджета.

Одновременно в Послании большое внимание уделяется важным, прежде всего социально-экономическим, проблемам: поддержке малого бизнеса, снижению административного и налогового давления на этот вид деятельности, эффективному управлению государственной собственностью, улучшению ситуации в сфере ЖКХ, реформированию монопольного сектора экономики. В частности, весьма современно звучит тезис о том, что «реформы монополий призваны привести к понижению издержек, избавлению от непроизводительных расходов, к появлению продуманных инвестиционных программ».

Успешное развитие экономики России, отмечается в Послании от 18 апреля 2002 г., непосредственно зависит от достижений научно-технического прогресса, внедрения достижений науки, в связи с чем «.следует определиться с формами государственной поддержки новых технологий. Найти подходы, соответствующие нашим ресурсам, современной географии рынков, типам хозяйственных связей».

К важнейшим общенациональным приоритетам Президент отнес перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию, «членство в которой должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках. И мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам. нужно решать».

К важнейшим национальным интересам России, определяемым прежде всего факторами внешнеполитического характера, В. В. Путин справедливо отнес продолжающуюся борьбу с международным терроризмом, создание совместно со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) антитеррористической коалиции, обеспечение стратегической стабильности в мире на базе создания новой системы международной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом важнейшим фактором и условием обеспечения такой стабильности «является продолжение военной реформы и переход к профессиональной армии при сокращении срока службы по призыву. Реформа нужна обществу.».

Сама же российская внешняя политика, подчеркивается в Послании, «и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и национальных интересов - военно-стратегических, экономических, политических».

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 16 мая 2003 г. В. В. Путин весьма конкретно сформулировал основные национальные интересы Российской Федерации, среди которых на первое место поставил возможность для России «уже в обозримом будущем» прочно занять «место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира».

Подчеркивалось при этом, что «Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией. В ней в полной мере будут обеспечены права человека, гражданские и политические свободы.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Страной, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать. Зарабатывать без страха и ограничений.

Россия будет сильной страной - с современными, хорошо оснащенными и мобильными Вооруженными Силами, с армией, готовой защитить Россию и ее союзников, национальные интересы страны и ее граждан.

Все это должно создать достойные условия для жизни людей, позволит России на равных находиться в сообществе самых развитых государств.

И такой страной люди смогут не просто гордиться. Они будут приумножать ее богатство, будут помнить и уважать нашу великую историю. В этом - наша с вами стратегическая цель».

Однако подобного рода цели, по глубокому убеждению Президента, могут быть достигнуты только при условии «консолидации вокруг базовых общенациональных ценностей и задач». На основе обеспечения подобного рода консолидации Президент предложил решить несколько конкретных масштабных среднесрочных задач, среди которых - удвоение за текущее десятилетие валового внутреннего продукта страны, достижение полной конвертируемости рубля, формирование эффективной и долговременной налоговой и не менее эффективной миграционной политики.

Также Президент в Послании отметил, что «в России уже есть все условия для постановки и реализации подобных задач, есть возможности реально заняться масштабным строительством современной и сильной экономики, а в конечном итоге формированием государства, конкурентоспособного во всех смыслах этого слова».

Касаясь национальных интересов России во внешнеполитической области, В. В. Путин отметил, что в их обеспечении «одинаково необходимы и эффективная дипломатия, и надежный оборонный потенциал России».

И сами внешнеполитические национальные интересы, и сферы их реализации достаточно подробно охарактеризованы в Послании. Это повышение эффективности работы международных организаций, укрепление сотрудничества со сформировавшимся антитеррористическим сообществом и странами СНГ, широкое сближение и реальная интеграция в Европу.

Значительная часть Послания посвящена вопросам модернизации военной организации страны, которая должна оставаться важнейшим условием конкурентоспособности Российской Федерации в мире. «Сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия нужна нам для благополучного и мирного развития страны. Эта армия должна быть способна защитить Россию и ее союзников, а также эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами», - подчеркнул Президент.

Лейтмотивом Послания, его главной идеей, по нашему мнению, является идея необходимости сплоченности, солидарности, консолидации всех общественных сил для решения важнейших общенациональных задач, реализации общенациональных интересов.

В Послании Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г. В. В. Путин вновь возвращается к национальным интересам, обозначенным им в предыдущем аналогичном документе, ряде выступлений в СМИ, отмечая, что «наши цели абсолютно ясны. Это - высокий уровень жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфорт-

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ной. Это - зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это - укрепление позиций России в мире. А главное. значимый рост благосостояния граждан».

Причем достичь этих целей возможно лишь на путях сохранения и ускорения высоких темпов развития России, что «не позволит отбросить нас на „задворки" мировой экономики».

Сама идея «ускорения», как известно, не нова и активно разрабатывалась во времена М. С. Горбачева, но в Послании Президента В. В. Путина это не просто благое пожелание, высказанное «для красного словца», но «вопрос нашего экономического выживания. Вопрос достойного места России в изменившихся международных условиях».

Акцент в Послании сделан на решении вопросов социально-экономического характера, непосредственно касающихся повышения уровня жизни россиян, причем сами граждане названы главным конкурентным капиталом, главным источником развития страны.

К числу требующих решения проблем Президент в Послании относил создание безопасных условий жизни, снижение уровня преступности, улучшение состояния здоровья российской нации, прекращение роста наркомании, борьбу с детской беспризорностью, преодоление демографического спада.

В этом же контексте Президент определял и подробно анализировал пути решения наиболее важных социальных проблем российского общества, таких как «качество и доступность жилья, образования, медицинского обслуживания».

В числе важнейших внутриполитических национальных интересов Президент называл проблему борьбы с бедностью, отмечая, вместе с тем, что действительно надежную основу для долговременного решения социальных проблем, в частности борьбы с бедностью, «может дать только экономический рост».

Говоря об обеспечении внешнеполитических национальных интересов, В. В. Путин вновь возвращался к проблеме модернизации Вооруженных Сил. «К задачам общенационального масштаба, - подчеркивал Президент, - безусловно, относится и модернизация армии. Боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные Силы нужны нам для надежной защиты государства. Для того, чтобы мы могли спокойно решать внутренние социально-экономические задачи».

Что касается содержания самих внешнеполитических национальных интересов и средств их обеспечения, то с учетом изменения масштаба задач, стоящих перед страной, необходимо «сделать внешнюю политику адекватной целям и возможностям нового этапа развития. Иначе говоря, использовать инструменты внешней политики для более ощутимой практической отдачи в экономике, в реализации важнейших общенациональных задач».

Национальные интересы России во внешнеполитической сфере, по мнению главы государства, по-прежнему связаны с углублением сотрудничества на пространстве СНГ, развитием диалога со странами ЕС, «с США и такими крупнейшими партнерами, как Китай, Индия, Япония».

Очевидно, что необходимыми условиями решения названных задач являются надежная безопасность России, нерушимость ее границ и «адекватный ответ на наиболее острые угрозы XXI века - международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты».

В Послании присутствует чрезвычайно важный вывод о том, что «радикальный пересмотр экономической политики, какое бы то ни было ограничение прав и свобод

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

граждан, кардинальное изменение внешнеполитических ориентиров - любые отклонения от выбранного. выстраданного Россией исторического пути - могут привести к необратимым последствиям. И они должны быть абсолютно исключены».

Послание Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. В. В. Путин в большей степени посвятил проблемам формирования российской демократической государственности, особо подчеркнув, что «для современной России ценности демократии не менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей», а развитие страны «как свободного, демократического государства» является главной «политико-идеологической задачей».

В контексте укрепления Российского государства, по мнению Президента, важнейшими национальными интересами становятся повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению; укрепление федерации, построение эффективного государства в существующих границах с учетом интересов всех входящих в него субъектов; проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства; повышение эффективности работы налоговых и таможенных органов».

Чрезвычайно важным вопросом на фоне экономических процессов, проходящих в стране, выступает привлечение «частных, в том числе иностранных, инвестиций» в российскую экономику, укрепление доверия бизнеса к власти.

В числе не менее важных национальных интересов в Послании 2005 г. названы создание эффективной правовой и политической системы, укрепление правопорядка, устранение источников террористической агрессии на территории России.

Особый интерес вызывает также постановка задачи развития гражданского общества в стране, связанные с ним гарантии деятельности политических партий в парламенте, проблема доступа парламентских фракций к СМИ, правового оформления парламентских расследований и т. п.

Представляет интерес и предложение Президента об уточнении «нового порядка наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации» с учетом положения победившей на выборах в регионе политической партии.

Что касается внешнеполитических интересов Российской Федерации, то к ним традиционно в Послании были отнесены «безопасность границ и создание благоприятных внешних условий для решения внутренних российских проблем», «международная поддержка в обеспечении прав российских соотечественников за рубежом», эффективное партнерство «со всеми странами в решении глобальных проблем - от поиска действенного ответа на ухудшение окружающей среды до освоения космоса, от предотвращения глобальных техногенных катастроф до устранения угрозы распространения СПИДа» и, конечно, единение усилий «в борьбе с такими вызовами современному миропорядку, как международный терроризм, трансграничная преступность и наркоторговля».

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. вновь подтверждается стратегический курс на развитие демократической государственности в России, констатируется, что «ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества».

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Национальными приоритетами вновь названы и необходимость обеспечения «высоких темпов экономического роста», борьба с коррупцией, повышение доверия граждан к отдельным институтам государства и крупному бизнесу. При этом предполагалось «сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг».

К числу главных национальных интересов в Послании 2006 г. отнесена «самая острая проблема современной России» - демографическая проблема, решение которой предполагает снижение смертности, осуществление эффективной миграционной политики, формирование комплексной программы поддержки материнства и детства, пенсионного обеспечения.

В Послании уделено особое внимание вопросам национальной безопасности, дан исключительно подробный анализ международной военно-политической ситуации, угроз и опасностей, с которыми реально сталкивается сегодня Российская Федерация, программе всесторонней модернизации Вооруженных Сил России. В частности отмечено, что «военные и внешнеполитические доктрины России. должны дать ответ на самые актуальные вопросы, а именно: как уже в нынешних условиях и совместно с партнерами эффективно бороться не только с террором, но и с распространением ядерного, химического, бактериологического оружия, как гасить современные локальные конфликты, как преодолевать другие новые вызовы? .Вот почему вопрос модернизации Российской Армии является сейчас крайне важным, и он реально волнует российское общество».

«Современной России, - подчеркивается в Послании, - нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные же угрозы. У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется - и в нескольких локальных конфликтах. при любых сценариях гарантировать безопасность и территориальную целостность России».

К приоритетным внешнеполитическим интересам России в Послании вновь отнесены отношения со странами СНГ, которые «были и остаются важнейшим направлением внешней политики Российской Федерации», постоянный диалог со странами ЕС, который «создает благоприятные условия для взаимовыгодных экономических связей и расширения научных, гуманитарных и иных обменов», а также «отношения России с Соединенными Штатами Америки, с Китайской Народной Республикой, с Индией. с быстро набирающими силу странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки».

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. В. В. Путин вновь четко определил основные направления развития российского общества, сформулировал главные национальные интересы: формирование дееспособного гражданского общества; строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей; становление свободного и социально ответственного предпринимательства; борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооруженных Сил и правоохранительных органов; значимое укрепление роли России в международных делах.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

К числу наиболее значимых социально-экономических ориентиров Президент относил в Послании корректировку «функций и структуры Стабилизационного фонда (создан в 2002 г.) при сохранении. консервативной финансовой политики», предложения по новому порядку использования финансовых ресурсов, полученных от нефтегазовых доходов.

В экономической сфере Президент делал акцент на создании принципиально новой «конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях, экономики. Такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь».

Также к числу важных задач в экономике в Послании относятся «устранение инфраструктурных ограничений роста. повышение эффективности использования природных ресурсов. модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств, содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний».

Укрепление Вооруженных Сил, по мнению Президента, остается важнейшим общенациональным приоритетом, а основными векторами его реализации следует считать переход к комплектованию соединений и частей на контрактной основе, переоснащение армии и флота новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники, совершенствование системы социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей. Значимым условием деятельности государства по обеспечению национальной безопасности выступает соизмерение наших задач «с возможностями национальной экономики, а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки».

Внешнеполитические интересы России обозначены лаконично, но весьма четко и весомо. «Современная Россия, восстанавливая свой экономический потенциал и осознавая свои возможности, стремится к равноправным отношениям со всеми странами и не ведет себя высокомерно. Мы лишь отстаиваем свои экономические интересы и используем свои конкурентные преимущества, как это делают все без исключения страны мира», - подчеркнул В. В. Путин.

Общий настрой восьмого Послания Президента В. В. Путина Федеральному Собранию РФ, по нашему глубокому убеждению, оптимистичен и ориентирует общество на созидательную, плодотворную работу.

Сам Президент отмечал, что «фактически в каждом из моих восьми Посланий Федеральному Собранию давалась не только оценка ситуации в стране и ее положения в мире, но и определялись приоритеты, в том числе и долгосрочные приоритеты в социальной сфере, в экономике, во внешней и внутренней политике, в области безопасности и обороны. По сути - это и есть, может быть не полный, но все-таки достаточно конкретный и основательный, концептуальный план развития России. Его выполнение потребует созидательной работы всего общества, потребует огромных усилий и огромных финансовых ресурсов».

Как известно, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации к числу национальных интересов России на долгосрочную перспективу отнесены:

укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации;

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;

повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;

сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

повышение конкурентоспособности национальной экономики;

закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.

Именно эти национальные интересы не только сформулированы в посланиях Федеральному Собранию и многократно доведены Президентом России В. В. Путиным до своих сограждан, но и являются постоянной сферой его повседневной политической деятельности, направленной на укрепление российской государственности, повышение авторитета и влияния России в мире. Как справедливо отмечает профессор Г. Д. Чесноков1, «главное отличие сегодняшнего российского Президента от его предшественников в том, что он служит интересам России. Такого Президента надо поддерживать».

По нашему мнению, анализ содержания посланий президентов Российской Федерации, в том числе В. В. Путина, в контексте обеспечения национальной безопасности, социально-политического и экономического суверенитета страны - перспективное направление научных исследований, результаты которых крайне необходимы для укрепления современной российской государственности.

Библиография

Антошин В. А. Безопасность России: вопросы теории и проблемы государственного регулирования. Екатеринбург, 2012.

Гребениченко Д. Ф., Гребениченко С. Ф. Эволюция России и Путин // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6.

Какую Россию мы строим: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 8 июля 2000 г. // Рос. газ. 2000. 11 июля.

Кокошин А. А. Национальные интересы, реальный суверенитет и национальная безопасность // Вопр. философии. 2015. № 10.

Ложкарев А. И. Политология: учеб. пособие / А. И. Ложкарев, Ю. М. Ярков. Екатеринбург, 2013.

Макаркин С. В., Ложкарев А. И. Вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в 90-х гг. ХХ в. (по материалам посланий Президента РФ Б. Н. Ельцина) // Электрон. прил. к «Рос. юрид. журн.». 2016. № 5.

Не будет ни революций, ни контрреволюций: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. // Рос. газ. 2001. 4 апр.

Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: учеб. пособие / В. А. Антошин и др.; под ред. В. Ф. Ницевича. Екатеринбург, 2003.

Павлов Д. А., Бельский А. Н., Клименко О. В. Актуальные вопросы обеспечения военной безопасности Российской Федерации // Военная мысль. 2015. № 1.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. // Рос. газ. 2006. 11 мая.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 16 мая 2003 г. // Рос. газ. 2003. 17 мая.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г. // Рос. газ. 2005. 26 апр.

1 Чесноков Г. Д. Владимир Путин и геополитические интересы России // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 1. С. 5-30.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. // Рос. газ. 2007. 27 апр. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г. // Рос. газ. 2004. 27 мая. России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 18 апреля 2002 г. // Рос. газ. 2002. 19 апр.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (Ч. II). Ст. 212.

Чесноков Г. Д. Владимир Путин и геополитические интересы России // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 1.

Янкова Н. А. Национальные интересы России в аспекте лингвосоциокультурных ценностей // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 1.

Bibliography

Antoshin V. A. Bezopasnost' Rossii: voprosy teorii i problemy gosudarstvennogo regulirovaniya. Ekaterinburg, 2012.

Chesnokov G. D. Vladimir Putin i geopoliticheskie interesy Rossii // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2015. № 1.

Grebenichenko D. F., Grebenichenko S. F. Ehvolyuciya Rossii i Putin // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2015. № 6.

Kakuyu Rossiyu my stroim: Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 8 iyulya 2000 g. // Ros. gaz. 2000. 11 iyulya.

Kokoshin A. A. Nacional'nye interesy, real'nyj suverenitet i nacional'naya bezopasnost' // Vopr. filosofii. 2015. № 10.

Lozhkarev A. I. Politologiya: ucheb. posobie / A. I. Lozhkarev, Yu. M. Yarkov. Ekaterinburg, 2013. Makarkin S. V., Lozhkarev A. I. Vyzovy i ugrozy nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii v 90-x gg. XX v. (po materialam poslanij Prezidenta RF B. N. El'cina) // Ehlektron. pril. k «Ros. yurid. zhurn.». 2016. № 5.

Ne budet ni revolyucij, ni kontrrevolyucij: Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 3 aprelya 2001 g. // Ros. gaz. 2001. 4 apr.

Osnovy teorii i aktual'nye problemy nacional'noj bezopasnosti Rossii: ucheb. posobie / V. A. Antoshin i dr.; pod red. V. F. Nicevicha. Ekaterinburg, 2003.

Pavlov D. A., Bel'skij A. N., Klimenko O. V. Aktual'nye voprosy obespecheniya voennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Voennaya mysl'. 2015. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 10 maya 2006 g. // Ros. gaz. 2006. 11 maya. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 16 maya 2003 g. // Ros. gaz. 2003. 17 maya. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 25 aprelya 2005 g. // Ros. gaz. 2005. 26 apr. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 26 aprelya 2007 g. // Ros. gaz. 2007. 27 apr. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 26 maya 2004 g. // Ros. gaz. 2004. 27 maya. Rossii nado byt' sil'noj i konkurentosposobnoj: Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 18 aprelya 2002 g. // Ros. gaz. 2002. 19 apr.

Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 // SZ RF. 2016. № 1 (Ch. II). St. 212.

Yankova N. A. Nacional'nye interesy Rossii v aspekte lingvosociokul'turnyx cennostej // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2017. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.