Научная статья на тему 'Вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в 90-х гг. Xx В. (по материалам посланий Президента РФ Б. Н. Ельцина)'

Вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в 90-х гг. Xx В. (по материалам посланий Президента РФ Б. Н. Ельцина) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2046
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПАСНОСТЬ / УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗА / ВЫЗОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Макаркин Сергей Викторович, Ложкарев Александр Игоревич

Проведен анализ содержания понятий «национальная безопасность», «общественная безопасность», «опасность», «угроза безопасности», «вызов национальной безопасности». Проанализированы послания Президента Российской Федерации за 1993-1999 гг., показаны взгляды руководства страны на наиболее значимые вызовы и угрозы национальной безопасности России в 90-х гг. XX в., динамика изменений, происходивших в сфере национальной безопасности важнейшей области государственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Макаркин Сергей Викторович, Ложкарев Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в 90-х гг. Xx В. (по материалам посланий Президента РФ Б. Н. Ельцина)»



ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 90-х гг. XX в.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ Б. Н. ЕЛЬЦИНА)

Макаркин Сергей Викторович

Кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации надзорной деятельности Уральского института государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Екатеринбург), e-mail: [email protected]

Ложкарев Александр Игоревич

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук Уральского института государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Екатеринбург), e-mail: [email protected]

Проведен анализ содержания понятий «национальная безопасность», «общественная безопасность», «опасность», «угроза безопасности», «вызов национальной безопасности». Проанализированы послания Президента Российской Федерации за 1993-1999 гг., показаны взгляды руководства страны на наиболее значимые вызовы и угрозы национальной безопасности России в 90-х гг. XX в., динамика изменений, происходивших в сфере национальной безопасности - важнейшей области государственной деятельности.

Ключевые слова: национальная безопасность, общественная безопасность, опасность, угроза безопасности, угроза, вызов

NATIONAL SECURITY CHALLENGES AND THREATS

IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE 90s OF THE 20th CENTURY

(ON THE BASIS OF MESSAGES

OF THE RUSSIAN PRESIDENT B. N. YELTSIN)

Makarkin Sergey

Ural Institute of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (Yekaterinburg), e-mail: [email protected]

Lozhkarev Alexander

Ural Institute of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (Yekaterinburg), e-mail: [email protected]

The analysis of the concepts «national security», «public safety», «danger», «threat to security», «challenge of national security» is carried out. The author considers the content of Messages of the Russian President of 1993-1999 and reveals country leader's views on the most significant challenges and threats to national security of Russia in the 90s of the 20th century, as well as dynamics of the changes in the sphere of national security - the most important area of public activities.

Key words: national security, public safety, danger, security threat, threat, challenge

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Сегодня Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Одновременно с укреплением российской государственности продолжаются формирование и совершенствование отечественной модели национальной безопасности, связанные с необходимостью постоянно искать ответы на новые геополитические угрозы и вызовы, поддерживать обороноспособность страны на должном уровне.

В п.6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 национальная безопасность определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации». Национальная безопасность включает в себя оборону страны и предусмотренные Конституцией и законодательством Российской Федерации виды безопасности, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Общественная безопасность в свою очередь представляет собой состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 5 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации)2. Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации3.

Понятия «вызов национальной безопасности» и «угроза национальной безопасности» в повседневной политической практике часто используются как тождественные. Однако между ними существуют различия.

Известно, что антонимом понятия «безопасность» выступает категория «опасность», которую в свою очередь можно определить как «объективно существующую возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы роста, формы развития и т. д.)»4. При этом угроза - наиболее конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность условий и факторов, представляющих собой реальную опасность для интересов граждан, общества и государства, а также для национальных ценностей и национального образа жизни.

В ранее действовавшем Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»5 угроза безопасности трактовалась как совокупность условий

1 Утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1. (Ч. 2). Ст. 212.

2 Утверждена Указом Президента РФ от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

3 Некоторые из источников угроз национальной безопасности, а также различные ее аспекты мы рассматривали в предыдущих работах. Подробнее см.: Ложкарев А. И. и др. Актуальные проблемы национальной безопасности России: учеб. пособие / под ред. Г. А. Скипского. Екатеринбург, 2009; Кара-сев А. Т., Макаркин С. В. Пожарная безопасность - вид общественной безопасности России (нормативно-правовой и теоретический аспекты) // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Право. 2015. № 3. Т. 15. С. 102-107.

4 Антошин В. А. и др. Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: учеб. пособие / под ред. В. Ф. Ницевича. Екатеринбург, 2003. С. 29.

5 Рос. газ. 1992. 6 мая.

и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 3). Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»1 деятельность по обеспечению безопасности включает в себя прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности, а также разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления. Однако Закон не предусматривает определения понятия «угроза безопасности». Данный пробел в известной степени компенсируется закрепленной в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации дефиницией понятия «угроза национальной безопасности», под которой понимается совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам (п. 6).

«Вызов национальной безопасности» - понятие, по нашему мнению, более широкое, обозначающее совокупность различных факторов и обстоятельств, не обязательно угрожающего характера, но безусловно требующих пристального внимания и соответствующего реагирования.

На разных этапах становления России отношение ее высшего руководства к вызовам и угрозам национальной безопасности, их дифференциации, выделению приоритетных сфер и направлений деятельности государства по обеспечению национальной безопасности претерпевало значительные изменения.

В условиях российской демократической модели, где велика роль Президента страны, важнейшим общенациональным документом является его ежегодное Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Согласно ст. 84 Конституции РФ глава государства обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, характеризуя, в том числе, положение в сфере национальной безопасности, определяя перечень наиболее значимых вызовов и угроз внешне-и внутриполитического характера. Ежегодные послания главы государства вошли в политическую практику в период президентства Б. Н. Ельцина.

Анализ содержания посланий Президента РФ за 1993-1999 гг. позволяет, на наш взгляд, проследить трансформацию взглядов руководства страны на наиболее значимые вызовы и угрозы национальной безопасности России, показать динамику изменений, происходивших в важнейшей области государственной деятельности, затрагивающей интересы всех российских граждан. Подобный анализ не только предполагает экскурс в историю формирования отечественной системы национальной безопасности, но и крайне важен для характеристики ее современного состояния и перспектив развития.

Как известно, Б. Н. Ельцин избирался Президентом России дважды - 12 июня 1991 г. и 3 июля 1996 г. - и занимал эту должность с 10 июля 1991 г. по 31 декабря 1999 г. За этот период он обращался к Федеральному Собранию РФ шесть раз. Однако мы посчитали необходимым использовать материалы его более раннего обращения к Верховному Совету Российской Федерации, поскольку они вполне вписываются в политико-исторический контекст последующих президентских посланий.

Также мы сочли целесообразным подразделить вызовы и угрозы национальной безопасности в зависимости от источников их возникновения на преимущественно внутренние и преимущественно внешние.

1 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

В Послании Б. Н. Ельцина Верховному Совету Российской Федерации от 25 марта 1993 г. «О конституционности»1 прямо указывалось, что в нем речь идет об опасностях, которым подвергается «становящийся российский конституционализм». К числу главных угроз молодой демократической государственности Президент отнес противостояние двух ветвей власти - президентской и законодательной, главным органом которой выступал Верховный Совет РФ, отметив, что «сами высшие органы представительной власти и конституционного контроля... должны добиваться правовой и нравственной чистоты собственных постановлений». Президент подчеркивал, что «мостик между прошлым и будущим пока слаб. Промедление уводит почву из-под его опор. Пока власти занимаются выяснением отношений, мостик может рухнуть». Другими словами, верховная власть в лице Президента считала, что главные вызовы и угрозы для национальной безопасности находятся внутри общества и вызваны коренными противоречиями политико-идеологического характера.

Однако политико-идеологические вызовы и угрозы национальной безопасности тогда были далеко не единственными. По нашему мнению, не меньшее значение для повседневной жизни людей имели вызовы и угрозы природного и техногенного характера, ставшие следствием обострения социально-экономического кризиса на рубеже 1980-1990-х гг. и распада СССР. В тот период население страны в поисках средств к существованию и стремлении извлечь прибыль любой ценой перестало всерьез обращать внимание на соблюдение требований пожарной безопасности. Это в свою очередь привело к заметному росту количества пожаров и массовой гибели людей2. Подробный анализ сложившегося положения был дан в докладе «Горящая Россия», представленном Б. Н. Ельцину3. В нем отмечалось, что среднегодовой темп прироста количества пожаров за последние пять лет увеличился в 2,2 раза, а ситуация в этой сфере выходит на уровень национального бедствия. Однако подобная угроза национальной безопасности почему-то не нашла отражения ни в Послании Б. Н. Ельцина Верховному Совету, ни в его последующих посланиях, тогда как обеспечение пожарной безопасности было и остается приоритетным направлением деятельности государства, демонстрирующим его заботу о населении и гарантирующим политический престиж власти, доверие к ней граждан.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 г. «Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)»4 вызовы и угрозы национальной безопасности были обозначены уже более четко и всесторонне. Не будем забывать, что Послание появилось сразу после разрешения жесточайшего внутриполитического кризиса октября 1993 г., который привел к вооруженному противостоянию сторонников и противников проводимого Б. Н. Ельциным курса. В Послании по этому поводу говорилось: «В прошлом году мы на мгновение заглянули в другую бездну - гражданского противоборства и в ужасе отпрянули от нее. Сейчас нам нужно сделать все возможное, а может быть, и невозможное, чтобы подобное больше не повторилось». Следствием этих событий стали множественные изменения практически во всех сферах жизни российского

1 Известия. 1993. 25 марта.

2 Скипский Г. А. История пожарной охраны: курс лекций для курсантов пожарно-технических и студентов общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования / под ред. В. В. Запарий. Екатеринбург, 2006. С. 152.

3 Пожарная безопасность: Информатика и техника. 1991. № 1. С. 7-70.

4 Рос. газ. 1994. 25 февр.

общества, появление вызовов и угроз, ранее не присущих социалистическому государству.

К числу значимых вызовов и угроз внутриполитического характера Б. Н. Ельцин отнес «идеологический вакуум», возникший после крушения прежней системы, продолжающуюся «глубинную борьбу между сторонниками и противниками демократической системы», связанную с деятельностью «партий, движений, иных объединений, посягающих на основы конституционного строя, проповедующих и сеющих социальную, национальную и религиозную вражду и ненависть». Не менее опасную роль, по его мнению, играли такие «угрожающие явления, как:

неконтролируемый рост управленческого персонала во всех сферах, что снижает эффективность власти, уродует всю систему управления;

расцвет бюрократизма, который заглушает рост новых экономических отношений, искажает социальную политику государства, угнетающе действует на социальное самочувствие людей;

включение части чиновничества на разных уровнях управления в политическую борьбу, что приводит к саботажу государственных решений;

коррупция, проникшая в государственный и муниципальный аппарат; опасно низкий уровень исполнительской дисциплины;

рассогласованность в работе министерств, ведомств, других государственных органов».

Все это, с точки зрения главы государства, все больше и больше дискредитировало «демократические принципы организации власти».

Другую серьезную угрозу для «государства и общества, жизни, здоровья и имущества граждан», для национальной безопасности России в целом представляла преступность. В перечень вызовов и угроз Президентом включены и негативные демографические процессы, тревожное положение в экономике, утяжеленная структура производства с доминированием военно-промышленного комплекса и монополизмом отдельных отраслей, сырьевая ориентация экспорта, устойчиво высокая инфляция, непрекращающийся рост цен, бедность, вопиющее неравенство и безработица. Президент затронул и проблему «кризиса неплатежей», который, по его мнению, приобретал «политический оттенок», превращался в «угрозу национальной безопасности страны».

Однако самой главной угрозой нарождающейся российской демократии Президент считал потерю обществом нравственных ориентиров, которая проявлялась:

«в утрате интереса к принципиальным вопросам нашего бытия в обществе в целом, и в частности у интеллигенции;

в подрыве нравственных устоев человека, в дегуманизации жизни и культуры, в нарастании экстремизма буквально во всех сферах общественной деятельности - от экономики до культуры;

в разрушении мировоззренческого стержня, в готовности поверить в любую случайную иллюзию, в любую спекулятивную идею и одновременно в нигилизме и абсолютном безверии».

Что касается вызовов и угроз внешнеполитического характера, то в Послании сделал чрезмерно оптимистичный вывод о том, что впервые Россия не имеет военных противников. Однако «очаги конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ» названы серьезной угрозой безопасности страны.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

В Послании Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 г. «О действенности государственной власти в России»1 к значимым вызовам и угрозам внутриполитического характера отнесены малоэффективная система управления принадлежащими государству предприятиями, массовое сокрытие доходов от налогообложения, низкая финансовая дисциплина, недобор валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Серьезную опасность для российской экономики и общества продолжали представлять рост организованной преступности и коррупции, криминализация предпринимательства.

К важнейшим вызовам и угрозам внутреннего характера был впервые причислен вооруженный чеченский сепаратизм. Президент дал его развернутую характеристику и обосновал необходимость бескомпромиссной борьбы с ним. В Послании отмечалось, что «на части суверенной территории Российской Федерации дерзко попирались элементарные права человека, был брошен вызов государственной целостности, игнорировались российские законы и другие правовые акты, в пределах государства появилась антиконституционная, хорошо вооруженная армия, не скрывающая своих намерений вступить в боевые действия с Вооруженными Силами России. В унизительное положение была поставлена не власть, а само Российское государство.

Именно этот абсолютно неправовой, антиконституционный режим, возникший на части российской территории и развернувший террористическую деятельность в отношении российских граждан, дал моральное и правовое основания применить государственную силу для восстановления суверенитета Российской Федерации на всей ее территории, пресечь откровенный бандитизм и терроризм».

Что касается внешнеполитических вызовов и угроз национальной безопасности России, то эйфория, связанная с ее демократическим обновлением, начинала проходить. Руководство страны все более убеждалось в том, что отношение Запада к Российской Федерации далеко от подлинно дружеского и доверительного, хотя и пыталось объяснить это российскими «проблемами, размерами и тоталитарным прошлым», а противников России нейтрально обозначало как «те силы за рубежом, которые опасаются восстановления могущества России на основе демократического рыночного реформирования». Как известно, «те силы» весьма активно поддерживали чеченских сепаратистов политико-дипломатическими, информационными и военными средствами.

К числу внешних вызовов национальной безопасности в тот период руководство страны относило продвижение блока НАТО к границам России, интенсивный прием в него новых членов - бывших республик Советского Союза. В Послании подчеркивалось, что «Россия. не будет согласна. с поспешным расширением этого союза. Россия вправе рассчитывать на признание законных интересов своей безопасности по ряду практических вопросов и воплощение такого признания в конкретные дела». «Решения по европейской безопасности, принимаемые без участия России и тем более против нее, будут контрпродуктивными. Новый раскол европейского континента не будет отвечать ни интересам России, ни интересам Европы в целом». Как известно, руководители западных государств никак не отреагировали на этот посыл.

В Послании от 23 февраля 1996 г. «Россия, за которую мы в ответе»2 Президент РФ проанализировал итоги развития страны и российского общества. Глава государства отметил, что за четыре года реформ предотвращен распад России, развеян призрак

1 Рос. газ. 1995. 17 февр.

2 Там же. 1996. 27 февр.

гражданской войны; заложены конституционные основы правового Российского государства; началось движение к созданию подлинного федеративного устройства государства, к обеспечению достойной роли России в мировом сообществе.

Вооруженный сепаратизм продолжал представлять наиболее важную внутреннюю угрозу на фоне нерешенных социально-экономических проблем. «Однако сил для масштабного вооруженного противостояния у боевиков уже не было. Поэтому они избрали тактику откровенного терроризма», что, по мнению Б. Н. Ельцина, позволяло государству применять к ним тактику вооруженного подавления.

К внешнеполитическим вызовам и угрозам вновь были отнесены продвижение НАТО к российским границам, «раздающиеся в ряде стран призывы к игнорированию, а то и прямому противодействию законным российским интересам в СНГ, в ходе югославского урегулирования, в вопросах баланса обычных вооружений в Европе, сохранения действенности Договора по ПРО». К перечисленному следует добавить, что Россия так и не была признана западными партнерами страной с переходной экономикой. «Отсюда, - отмечалось в Послании, - частокол антидемпинговых процедур на пути нашего экспорта. Сохраняются очаги локальных конфликтов у наших границ. Международная организованная преступность смыкается с российской, угрожая жизни людей и интересам государства».

При этом несколько непоследовательно и не совсем аргументированно повторялся тезис о том, что «впервые в XX веке для России нет реальной военной угрозы. Сегодня на российские города не нацелено самое мощное ядерное оружие. Россия и США осуществляют беспрецедентные по глубине сокращения стратегических вооружений».

В очередном Послании Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию - от 6 марта 1997 г. «Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»1 - констатировалось, что «в 1997 год Россия вошла с тяжелым грузом проблем. Более половины граждан страны страдают от задержек выплаты зарплат и пенсий; удавка неплатежей парализует экономику; государственный аппарат разъедает коррупция; власть слабо обеспечивает выполнение законов и указов»; при этом подчеркивалось, что «исчерпаны все ресурсы людского терпения». Сохранение такой ситуации Президент объяснял, «с одной стороны, пренебрежительным отношением к правовым нормам, а с другой - неумелыми действиями власти или ее пассивностью», предполагая, что «порядок в стране начнется только с наведения порядка в самом государственном организме».

Не менее важным вызовом национальной безопасности Российского государства оставались «криминальный бизнес, теневая экономика и коррупция», причем «проблема экономических преступлений и коррупции из чисто полицейской, какой она является в большинстве стран, перешла у нас в разряд политических». «Преступный мир, - говорилось в Послании, - по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в открытую конкуренцию».

Во внешнеполитической деятельности руководство России прилагало немало усилий для урегулирования конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве, которые оказывали серьезное дестабилизирующее воздействие на российскую систему национальной безопасности. В частности, удалось добиться подписания соглашения о путях прекращения гражданской войны и установления мира в Таджикистане.

1 Рос. газ. 1997. 7 марта.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Определенного рода вызовом для России того времени следует считать и развернувшуюся дискриминацию русскоязычного населения в Эстонии, Латвии и ряде других государств, которую уже невозможно было замалчивать. Эта тема поднималась фактически во всех президентских посланиях. Россия была вынуждена заявить о принципиальном неприятии «любых форм дискриминации и двойных стандартов в отношении прав человека в этих странах». Кроме того, руководитель страны вновь подтвердил негативное отношение России к планам расширения НАТО на Восток, «которые противоречат интересам безопасности России, чреваты новым расколом Европы».

В Послании Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 г. «Общими силами -к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»1 Б. Н. Ельцин, говоря о внутренних угрозах национальной безопасности, констатировал снижение уровня политического противостояния в обществе, подчеркивал, что «основные политические силы все более интегрируются в цивилизованный политический процесс, а радикалы оказываются на его обочине. Объявленный годом согласия и примирения, 1997 год положил начало преодолению глубинного социально-политического раскола в обществе».

Вместе с тем сохранялись вызовы и угрозы социально-экономического характера. К ним в Послании отнесены, с одной стороны, низкая собираемость налогов, а с другой - «бездумное расточительство бюджетных средств», «порочная практика расходования средств за пределами бюджетных ассигнований», наращивание кредиторской задолженности, отсутствие порядка в государственных финансах. Не менее опасным казалось возрастание стоимости обслуживания государственного долга, что, по словам Б. Н. Ельцина, увеличивало нагрузку на бюджет 1998 г., негативно сказывалось на выполнении бюджетных обязательств.

По мнению Президента, в стране отсутствовала отчетливая промышленная и инвестиционная политика, был неудовлетворителен уровень инвестиционной активности, медленно продвигалось реформирование социальной сферы, происходило стихийное замещение бесплатных услуг платными в сфере здравоохранения и образования. Подводя итог реформам 1997 г., Б. Н. Ельцин признал, что «он явно не оправдал всех надежд, которые мы на него возлагали».

Не произошло кардинальных изменений и в законодательной сфере: велико - из-за невысокого юридического качества - «число отклоняемых Президентом России законов», «остались без изменений принципы финансирования государственного аппарата, не разработаны четкие основания и процедуры привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности госслужащих», «острой остается проблема коррупции в государственном аппарате». Все эти вызовы (а особенно их последствия) оказывали сильнейшее воздействие на социально-экономический и морально-психологический климат в стране и, конечно же, подрывали доверие к действующей власти.

Что касается внешнеполитических вызовов и угроз, то, с одной стороны, Б. Н. Ельцин с гордостью констатировал, что «в 1997 году произошло окончательное оформление „восьмерки" ведущих мировых держав с полноправным членством России», а с другой - с раздражением говорил о концепции «натоцентризма» и «таком ее проявлении, как расширение Североатлантического альянса», которые в свою очередь

1 Рос. газ. 1998. 24 февр.

«остаются для России неприемлемыми». Серьезной угрозой национальной безопасности в Послании названы «участившиеся заявления отдельных западных и балтийских политиков о „неизбежности" членства в НАТО стран Балтии», что, как известно, впоследствии и произошло. Мирная риторика России, к сожалению, вызвала диаметрально противоположную реакцию Запада.

В своем последнем Послании от 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»1 Б. Н. Ельцин пытался объяснить разразившийся летом 1998 г. финансовый кризис не ошибками (в том числе своими) в руководстве страной, а некой исторической предопределенностью, при которой «в силу огромных экономических диспропорций, доставшихся нам от советского времени», «Россия была просто обречена на то, чтобы „переболеть" всеми болезнями переходного периода, причем в гораздо более тяжелой и затяжной форме, чем прочие страны». Этот тезис, по нашему мнению, можно лишь признать, поскольку экономика страны к 1999 г. действительно «приблизилась к состоянию полного паралича. К середине года произошли резкий спад промышленного производства и сокращение объема ВВП, возникли серьезные сбои в банковской системе, прекратились платежи. Согласно докладу Министерства экономики России к октябрю 1999 г. более трети россиян - 49 из 145,8 млн чел. - имели доходы ниже прожиточного минимума».

К числу важнейших внутренних угроз национальной безопасности России социально-экономического характера Президент на этот раз отнес устойчивый бюджетный дефицит, проблемы со сбором налогов, слабость государственных институтов, которая выразилась «в неспособности ветвей власти принять согласованное решение даже под угрозой острейшего финансового кризиса», «недостаток нормальных рыночных отношений».

Наиболее актуальными внутриполитическими угрозами оставались «острое политическое противостояние, оказывавшее определяющее влияние на решение конкретных экономических задач», «несогласованность действий, а подчас и прямая конфронтация ветвей власти», «отсутствие четкой правовой регламентации деятельности государственных органов и отдельных чиновников», которое «лишает граждан возможности защищать свои права, создает условия для коррупции и произвола чиновников, ограничивает саму государственную власть в реализации потенциала Конституции». Ключевым вызовом и угрозой был объявлен «национальный экстремизм, который не только разрушает основы межнационального общения, но и несет прямую угрозу судьбам народов». Обеспечение правопорядка, борьба с преступностью названы в Послании важнейшими политическими задачами.

Характеризуя внешние вызовы и угрозы, Президент вновь подтвердил, что Россия выступает против расширения НАТО на Восток, попыток блока «подменить собой ООН, ОБСЕ и навязывать силовые решения в Европе и за ее пределами». Тем более что именно в тот период страны Североатлантического альянса совершили агрессию в отношении независимой, никому не угрожавшей Югославии. В Послании 1999 г. блок НАТО впервые был назван агрессором, заострялось внимание на опасности и недопустимости применения силы, попрания общепринятых норм международного общежития.

1 Рос. газ. 1999. 31 марта.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Другими словами, руководство государства постепенно начинало избавляться от иллюзий начала 1990-х гг., понимая, что сильная, подлинно независимая Россия Западу не нужна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучив послания Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, мы приходим к следующим выводам:

1) в этих документах дается достаточно обстоятельный и всесторонний анализ социально-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации в 1990-х гг., выделяются и конкретизируются вызовы и угрозы национальной безопасности как внутреннего, так и внешнего характера;

2) в посланиях Президента основной акцент делается на угрозах и вызовах политико-идеологического содержания. На наш взгляд, остаются без должного внимания иные, не менее важные, угрозы и вызовы природного и техногенного характера;

3) в посланиях предлагаются определенные меры по стабилизации ситуации во внешне- и внутриполитической сферах, которые, вместе с тем, не были реализованы до конца, а потому далеко не всегда обеспечивали надлежащий уровень национальной безопасности общества и государства;

4) эффективность деятельности власти в период правления Б. Н. Ельцина во многом снижали затянувшийся политический и экономический кризис, тотальная коррупция, преступность, наглый воинствующий национализм, ослабление престижа Вооруженных Сил и других силовых структур, о реформировании которых многократно заявлялось (в том числе в посланиях Президента).

С уходом Б. Н. Ельцина с поста Президента в российском обществе, к сожалению, сохранился ряд проблем, устранение которых было предоставлено другим руководителям, которые смогли правильно оценить ситуацию, провести более конструктивную, взвешенную и предсказуемую политику, мобилизовать общество на решение сложнейших задач в области национальной безопасности.

Библиография

Антошин В. А. и др. Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: учеб. пособие / под ред. В. Ф. Ницевича. Екатеринбург, 2003.

Доклад «Горящая Россия» // Пожарная безопасность: Информатика и техника. 1991. № 1.

Карасев А. Т., Макаркин С. В. Пожарная безопасность - вид общественной безопасности России (нормативно-правовой и теоретический аспекты) // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Право. 2015. № 3. Т. 15.

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Ложкарев А. И. и др. Актуальные проблемы национальной безопасности России: учеб. пособие / под ред. Г. А. Скипского. Екатеринбург, 2009.

О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 // Рос. газ. 1992. 6 мая.

О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

О действенности государственной власти в России: Послание Президента РФ Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 г. // Рос. газ. 1995. 17 февр.

О конституционности: Послание Президента РФ Б. Н. Ельцина Верховному Совету РФ от 25 марта 1993 г. // Известия. 1993. 25 марта.

Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики): Послание Президента РФ Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 г. // Рос. газ. 1994. 25 февр.

Общими силами - к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента РФ Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 г. // Рос. газ. 1998. 24 февр.

Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента РФ Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. // Рос. газ. 1997. 7 марта.

Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента РФ Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г. // Рос. газ. 1999. 31 марта.

Россия, за которую мы в ответе: Послание Президента РФ Б. Н. Ельцина Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 г. // Рос. газ. 1996. 27 февр.

Скипский Г. А. История пожарной охраны: курс лекций для курсантов пожарно-технических и студентов общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования / под ред. В. В. Запарий. Екатеринбург, 2006.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1. (Ч. 2). Ст. 212.

Bibliography

Antoshin V. A. i dr. Osnovy teorii i aktual'nye problemy nacional'noj bezopasnosti Rossii: ucheb. posobie / pod red. V. F. Nicevicha. Ekaterinburg, 2003.

Doklad «Goryashhaya Rossiya» // Pozharnaya bezopasnost': Informatika i texnika. 1991. № 1.

Karasev A. T., Makarkin S. V. Pozharnaya bezopasnost' - vid obshhestvennoj bezopasnosti Rossii (nor-mativno-pravovoj i teoreticheskij aspekty) // Vestn. YuUrGU. Ser. Pravo. 2015. № 3. T. 15.

Koncepciya obshhestvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 14 noya-brya 2013 g. № Pr-2685 (dokument opublikovan ne byl) // SPS «Konsul'tantPlyus».

Lozhkarev A. I. i dr. Aktual'nye problemy nacional'noj bezopasnosti Rossii: ucheb. posobie / pod red. G. A. Skipskogo. Ekaterinburg, 2009.

O bezopasnosti: Federal'nyj zakon ot 28 dekabrya 2010 g. № 390-FZ // SZ RF. 2011. № 1. St. 2.

O bezopasnosti: Zakon Rossijskoj Federacii ot 5 marta 1992 g. № 2446-I // Ros. gaz. 1992. 6 maya.

O dejstvennosti gosudarstvennoj vlasti v Rossii: Poslanie Prezidenta RF B. N. El'cina Federal'nomu Sobraniyu ot 16 fevralya 1995 g. // Ros. gaz. 1995. 17 fevr.

O konstitucionnosti: Poslanie Prezidenta RF B. N. El'cina Verxovnomu Sovetu RF ot 25 marta 1993 g. // Izvestiya. 1993. 25 marta.

Ob ukreplenii rossijskogo gosudarstva (osnovnye napravleniya vnutrennej i vneshnej politiki): Poslanie Prezidenta RF B. N. El'cina Federal'nomu Sobraniyu ot 24 fevralya 1994 g. // Ros. gaz. 1994. 25 fevr.

Obshhimi silami - k pod"emu Rossii (O polozhenii v strane i osnovnyx napravleniyax politiki Rossijskoj Federacii): Poslanie Prezidenta RF B. N. El'cina Federal'nomu Sobraniyu ot 17 fevralya 1998 g. // Ros. gaz. 1998. 24 fevr.

Poryadok vo vlasti - poryadok v strane (O polozhenii v strane i osnovnyx napravleniyax politiki Rossijskoj Federacii): Poslanie Prezidenta RF B. N. El'cina Federal'nomu Sobraniyu ot 6 marta 1997 g. // Ros. gaz. 1997. 7 marta.

Rossiya na rubezhe ehpox (O polozhenii v strane i osnovnyx napravleniyax politiki Rossijskoj Federacii): Poslanie Prezidenta RF B. N. El'cina Federal'nomu Sobraniyu ot 30 marta 1999 g. // Ros. gaz. 1999. 31 marta.

Rossiya, za kotoruyu my v otvete: Poslanie Prezidenta RF B. N. El'cina Federal'nomu Sobraniyu ot 23 fevralya 1996 g. // Ros. gaz. 1996. 27 fevr.

Skipskij G. A. Istoriya pozharnoj oxrany: kurs lekcij dlya kursantov pozharno-texnicheskix i studentov obshheobrazovatel'nyx uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya / pod red. V. V. Zaparij. Ekaterinburg, 2006.

Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 // SZ RF. 2016. № 1. (Ch. 2). St. 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.