УДК 94(470)
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА В.В. ПУТИНА К ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2000-2007 гг.: В ЛАБИРИНТАХ «ВЫЗОВОВ» И «УГРОЗ»
Сибиряков Игорь Вячеславович,
Южно-Уральский государственный университет, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук, профессор, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проанализированы тексты первых восьми посланий Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному собранию, с которыми он обратился в 2000-2007 гг. Автор обратил особое внимание на практику использования в текстах таких понятий, как «вызовы» и «угрозы», выявил доминирующие, системообразующие идеи этих посланий, обнаружил показательный набор «частных сюжетов».
Ключевые понятия: послания президента, укрепление государства, системный вызов, политическая стабильность.
Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному собранию, на наш взгляд, относятся к уникальному жанру политического текста и исторического источника. Исключительность этих документов во многом связана с тем, что они: во-первых, являются результатом коллективного творчества большого количества людей, но произносятся одним человеком и от его имени; во-вторых, эти документы носят сознательно неэмоциональный характер, в них отсутствуют конкретные примеры, редко присутствует статистика, отражающая проблемы обычного человека (во многих посланиях Президента не упоминается ни одной реальной фамилии); в-третьих, эти документы всегда выстраиваются как политический монолог, который не предусматривает политической дискуссии или обсуждения, сразу же после его прочтения. Политологи уже неоднократно анализировали послания Президента Российской Федерации с точки зрения политической науки [2].
В чем же ценность посланий Президента с исторической точки зрения? Во-первых, они выражают официальную позицию Президента Российской Федерации, а значит, наиболее влиятельной части политической элиты страны. Во-вторых, они готовятся каждый год и таким образом дают возможность исследователю увидеть наиболее важные изменения в официальной позиции государства по наиболее значимым проблемам внешней и внутренней политики. В-третьих, они могут сыграть роль своеобразной «интеллектуальной матрицы», анализ которой позволяет глубже проанализировать целый комплекс вопросов, связанных с личностью президента, особенностями его политической культуры, мировоззрения. С этой точки зрения, особый интерес представляет первое послание Президента В.В. Путина к Федеральному собранию Российской Федерации, с которым он выступил 8 июля 2000 г. К тому моменту он исполнял обязанности президента уже почти 6 месяцев, пройдя 26 марта 2000 г. процедуру выборов. Тем не менее, и В.В. Путин, и люди, помогавшие ему в составлении послания, находились в непростом положении. С одной стороны, они должны были сохранить целый ряд конструкций, которые стали системообразующими, базовыми, обязательными элементами текста послания Президента Российской Федерации к Федеральному собранию еще в «эпоху Б.Н. Ельцина». С другой стороны, они должны определить новую структуру послания, новую его сти-
листику и новые сюжеты, раскрывающие новые подходы нового президента к основным вопросам внутренней и внешней политики России.
Показательно, что в начале своего выступления В.В. Путин тогда сказал: «Уважаемый Егор Семенович! Уважаемый Геннадий Николаевич! Уважаемые депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации! Уважаемые граждане России!» [3]. Во всех своих последующих посланиях В.В. Путин больше никогда не называл имен руководителей палат Федерального собрания. Слово «вызов» в послании президента 2000 г. первый раз было применено при анализе внешней политики России. Президент утверждал, что «в условиях нового для нас типа внешней агрессии - международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны - Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира... Ответ на эти и многие другие вызовы невозможен без укрепления государства. Без этого нельзя решить ни одну общенациональную задачу...». Признав факт существования таких вызовов, президент не конкретизировал сам характер этих «вызовов». В дальнейшем В.В. Путин использовал более распространенный термин «проблемы». В своем послании президент детально «проговорил» набор шагов, которые, по его мнению, необходимо было предпринять для укрепления государства. Одним из первых таких шагов значилось усиление политических партий («слабой власти выгодно иметь слабые партии» - заявил президент). В.В. Путин предложил разработать и принять специальный федеральный закон о политических партиях. Следующим шагом на пути «укрепления государства» значилась «реализация в России реальной свободы слова», т.е. освобождение СМИ от коммерческих и политических интересов хозяев и спонсоров этих средств массовой информации. В качестве других важных шагов на пути «укрепления государства» В.В. Путин анонсировал: «решение проблемы государственного долга» и восстановление «доверия народа к государству», в первую очередь в плане выполнения продекларированных государством обязательств, а также подчеркнул необходимость возвращения государству многих утраченных им функций. «Вакуум власти привел к перехвату государственных функций частными корпорациями и кланами», -
утверждал В.В. Путин [3]. Он настаивал на том, что одной из первоочередных задач является задача «создания полноценного федеративного государства», в рамках решения которой предполагалась реформа Совета Федерации, развитие институтов полпредов президента, создание Государственного Совета и т.д. «Сегодня, - сказал В.В. Путин, - мы, прежде всего, ставим задачу наведения порядка в органах власти. Но это не конечная цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации». Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других более сложных задач (совершенствование политической системы и строительство эффективного государства; фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и т.д.). Эти три задачи, - говорил В.В. Путин, - мы будем последовательно решать для укрепления нашей государственности. А для этого «мы уже сегодня обязаны консолидировать усилия всех уровней и ветвей власти» [3]. Идея консолидации власти стала одной из главных идей, высказанных В.В. Путиным в послании 2000 г. В послании 2001 г. президент ничего не говорил о «вызовах времени». Он по-прежнему размышлял о проблемах государства, сконцентрировав внимание политической элиты страны на следующих вопросах: укрепление Российской Федерации, судебная реформа, прогрессирующее экономическое отставание, реформа здравоохранения, пенсионная реформа, реформа образования и науки. В завершении своего выступления В.В. Путин сказал: «Суть многих наших проблем - в застарелом недоверии государству, неоднократно обманывавшему граждан, в унаследованной из прошлого подозрительности граждан к государству, в отсутствии подлинного гражданского равенства и делового партнерства» [4]. Тем удивительнее, что в послании президента 2002 г. господствующие позиции занял термин «стабильность». Первый раз президент использовал его при характеристике внешней политики Российской Федерации, признав, что «Россия выступает одним из самых надежных гарантов международной стабильности. Именно принципиальная позиция России позволила сформировать прочную антитеррористическую коалицию.» - утверждал В.В. Путин, - которая смогла «ликвидировать наиболее опасный центр международного террориз-
ма в Афганистане. Пресечь его негативное воздействие на положение в других регионах мира, устранить исходившую оттуда для нас с вами угрозу» [5]. Одним из важнейших факторов стабильности на постсоветском пространстве президент назвал СНГ. О стабилизации ситуации президент говорил и тогда, когда рассказывал об итогах реализации положений своих первых посланий Федеральному собранию. В качестве наиболее важных результатов такой, в первую очередь, политической стабилизации президент назвал: профицит государственного бюджета, рост среднего размера пенсии выше прожиточного минимума, сокращение безработицы на 700 тысяч человек и т.д. Среди приоритетных проблем государства вновь фигурировали «демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства» и «повышение уровня жизни нашего народа». Вместе с тем В.В. Путин признал, что «политическая стабильность и благоприятная экономическая конъюнктура» не были использованы в полной мере «для качественного улучшения жизни граждан страны, для завоевания Россией достойного места в мировой экономической системе». В качестве конкретных шагов для достижения этих задач были названы: административная реформа, модернизация судебно-правовой системы, разграничение сфер ведения между федеральным, региональным и местным уровнями власти, перепись населения, борьба с экстремизмом. В.В. Путин подчеркнул особо: «Серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в стране представляет рост экстремизма. Речь, в первую очередь, о тех, кто под фашистскими, националистическими лозунгами и символикой устраивает погромы, избивает и убивает людей» [5]. Уже в первых строках своего послания Федеральному собранию 2003 г. Президент В.В. Путин обратил внимание на перемены, произошедшие в мире за последние годы. Он утверждал, что перед страной встала качественно новая задача, сделать так, чтобы «уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира...». Для решения этой задачи были необходимы новые политические инструменты. По словам В.В. Путина была «необходима консолидация, мобилизация интеллектуальных сил, соединенные усилия органов власти, гражданского общества, всех людей в стране». На основе понятных и четких целей, - говорил В.В. Путин, - «мы
должны добиться консолидации для решения наших самых главных общенациональных проблем». Другим важнейшим фактором такой консолидации, по словам президента, являлись различные «угрозы». Он несколько раз подчеркнул, что страна находится перед лицом «серьезных угроз». «Наш экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен. Большинство отраслей экономики неконкурентоспособны. При этом численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне медленно. Ядерное оружие продолжает распространяться по планете. Терроризм угрожает миру и безопасности наших граждан. Может ли Россия всерьез противостоять этим угрозам, если наше общество разбито на мелкие группы, если мы будем жить узкими, только своими групповыми интересами? . Я убежден: без консолидации хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей и задач противостоять этим угрозам будет невозможно» [6]. В.В. Путин не стал прямо называть то, что он относит к таким общенациональным ценностям. Но из его последующего выступления становилось ясно, что лично для него, в эту категорию входят...целостность страны, мир в государстве, стабильная жизнь, «сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире». Размышляя над наиболее актуальными проблемами государства, президент вновь использовал термин «вызов» причем с двумя очень важными эпитетами «стратегический» и «принципиальный». Стратегическим и принципиальным вызовом для страны была названа «экономическая слабость России». Как Россия ответила именно на этот «вызов» (а он был не единственным), президент рассказал довольно подробно. «Впервые за полвека, - утверждал В.В. Путин, - Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера, ... кредитный рейтинг страны стал самым высоким за всю историю новой России, . ряд российских компаний вошел в число крупнейших европейских и мировых.». Определяя дальнейшие задачи, В.В. Путин упомянул в качестве приоритетных: радикальное сокращение функций государственных органов, удвоение за 10 лет внутреннего валового продукта, полная конвертируемость рубля, преодоление бедности, модернизацию вооруженных сил. Реальными и потенциальными угрозами мирового масштаба, существенно влияющими на развитие государств,
В.В. Путин еще раз назвал - международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные, территориальные конфликты, наркоугрозу. «Сильная и ответственная власть, основанная на консолидации общества, необходима для сохранения страны, - утверждал В.В. Путин. - Без сильной власти невозможен и прорыв в будущее. Хотел бы еще раз подчеркнуть: мы стоим перед лицом серьезных проблем и угроз. И нужно быть умным и сильным, чтобы выжить в ожесточенной конкурентной борьбе в мире». В послании 2003 г. В.В. Путин впервые обозначил хронологический коридор, необходимый для реализации основных идей послания («считаю, что общество в состоянии добиться этих результатов в период до 2010 года»). Он существенно изменил стратегические акценты послания, дополнив идеи стабилизации идеями консолидации и мобилизации общества («я призываю всех, кто считает сформулированные задачи приоритетными для страны к интеллектуальной мобилизации, к выработке общих подходов и согласованию конкретных планов»). Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 2004 г. несколько отличалось от предшествующих посланий Президента В.В. Путина. Основные сюжеты послания остались традиционными: реформа вооруженных сил, развитие экономики, укрепление позиций России на международной арене, но было заметно, что в послании появилось большое количество «частных» сюжетов. Сам В.В. Путин так прокомментировал эту ситуацию: «Вы знаете: в предыдущих посланиях внимание, как правило, уделялось крупным социально-экономическим задачам в обобщенном виде. Считаю, сегодня необходимо отступить от этой традиции. и сконцентрироваться на задачах, затрагивающих практически каждого гражданина, каждую российскую семью. Теперь мы вместе должны решить самые насущные для граждан страны проблемы. Это, прежде всего, качество и доступность жилья, образования, медицинского обслуживания. Мы подошли к возможности эффективно решать эти задачи» [7]. Понятие «угроза» появилось в тексте выступления президента опять лишь в международном контексте. Среди самых острых угроз XXI века он опять назвал: международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты. Ответ на эти угрозы, по словам президента, можно было дать лишь солидарными усилиями мирового сообщества,
с опорой на инструменты ООН и международное право. Таким образом, идея консолидации, продекларированная ранее как средство решения внутренних проблем России была презентована, как один из способов решения международных проблем. Впервые в посланиях президента четко прозвучала тема преемственности политического курса. «Преемственность стратегического курса, продолжение преобразований, уже проверенных практикой последних четырех лет, является основой нашего дальнейшего стабильного развития», - заявил В.В. Путин. Появление этой темы в тексте послания, безусловно, было связано с новыми президентскими выборами. Послание В.В. Путина Федеральному собранию 2005 г. оказалось самым кратким и самым эмоциональным. Именно в этом послании распад СССР был назван «крупнейшей геополитической катастрофой века», а Россия была названа «крупнейшей европейской нацией». Послание уже не содержало принципиально новых стратегических установок, но содержало конкретные предложения по реализации идей, высказанных в предшествующих посланиях. Главными текущими задачами в послании были провозглашены: «необходимость повышения государственного управления», «укрепление Федерации, сохранение государства в существующих границах», либерализация предпринимательского пространства [8]. Именно в послании 2005 г. президент В.В. Путин впервые очень жестко оценил роль российской бюрократии в развитии страны. «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой . замкнутую и надменную касту, понимающую государственные интересы как разновидность бизнеса. Если мы не будем с этим бороться, продолжит процветать коррупция, оторванность чиновников от общества», - заявил В.В. Путин. В преддверии выборов такого рода высказывания президента имели особое значение. Они убедительно свидетельствовали о том, что президент хорошо понимает настроения некоторых важных с электоральной точки зрения групп населения.
Появились в речи президента и новые неожиданные обороты. Так, размышляя о доступности занятий спортом, В.В. Путин обратил внимание на то, что без помощи федеральных властей эту проблему не решить и произнес очень несвойственную для таких речей фразу: «Прошу Федеральное собрание посодействовать». Послание 2006 г. тоже не содержало новых «радикальных идей», но все-таки заметно отли-
чалось от всех предшествующих посланий особым вниманием к 2 основным сюжетам: демографической проблеме и ситуации в вооруженных силах. Именно эти сюжеты доминировали и в количественном, и в эмоциональном отношении. Это было первое послание, в котором В.В. Путин процитировал А.И. Солженицына (его знаменитую фразу «о сбережении народа»), а также высказывания И. Ильина и Ф. Рузвельта. Перечень мер, предложенных президентом для решения демографической проблемы, произвел на депутатов сильное впечатление (увеличение пособий по рождению ребенка, «материнский капитал», увеличение стоимости «родовых сертификатов» и т.д.). Не менее эффектным выглядел перечень мер по военной реформе: от формирования единой системы заказов и поставок вооружения до сокращения срока службы по призыву и т.д. В послании 2006 г. президент впервые заговорил об угрозах в сфере национальной безопасности. Он признал, что «на фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с которыми реально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере, до конца не осознан» [9]. Но при конкретизации перечня этих угроз В.В. Путин вернулся к уже традиционным угрозам, а именно к террористической угрозе, угрозе распространения оружия массового поражения, локальным конфликтам. В.В. Путин подчеркнул, что Россия сталкивается с этими угрозами как часть мировой системы, и что эти угрозы представляют опасность как внутреннему развитию страны, так и ее международным интересам. При этом В.В. Путин подтвердил, что по-прежнему в России существует. «низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу». Примечательно, что он касался этой темы в посланиях 2000-2005 гг., и таким образом, хотя бы косвенно, но был вынужден признать, что исправить ситуацию за прошедшие пять лет в этой области так и не удалось. Впервые в послании был поставлен вопрос о необходимости создания в России такой инновационной среды, «которая поставит производство новых знаний «на поток»». Однако этот сюжет детализирован не был. Послание 2007 г. было во многом итоговым посланием президента В.В. Путина. Он зачитал его 26 апреля на следующий день после похорон Б.Н. Ельцина. В этом послании Президент В.В. Путин констатировал несколько очень важных позиций и идей. Например, В.В. Путин утверждал, что
ситуация в стране постепенно, медленно, но начала меняться к лучшему. («Сейчас Россия не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. »), но необходимо дальнейшее сплочение общества. («Хотел бы отметить, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.»). В.В. Путин особо отметил возрастающую ответственность политических партий за те процессы, которые происходят в стране. В послании вновь прозвучала мысль о наличии в России и за ее пределами сил, заинтересованных в ослаблении страны. «Не всем нравится стабильное поступательное развитие нашей страны. Есть и те, кто, ловко используя псевдодемократическую фразеологию, хотел бы вернуть недавнее прошлое: одни - для того чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства, грабить людей и государство, другие - чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности» [10]. В связи с этим президент просил депутатов ускорить принятие поправок в законодательство, «ужесточающих ответственность за экстремистские действия». В завершающей части своего выступления президент вновь подтвердил отказ от идей быстрого радикального реформирования политических институтов. Кроме того, он упомянул о необходимости создать объективную систему оценки эффективности работы региональных властей и муниципалитетов; о расширении национального информационного пространства (в послании президента впервые был упомянут Интернет); об участии неправительственных объединений в основных политических процессах, происходящих в стране; о российской интеллигенции («пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской интеллигенции, на состоянии искусства и литературы, народного творчества»). Президент кратко коснулся сюжетов, связанных с Национальным фондом русского языка, с грантами для театров и т.д. Несколько слов в послании было сказано о национальных проектах, а также о масштабной модернизации ключевых отраслей экономики и решении частных экономических вопросов (таких как повышение пошлин на круглый лес). В послании шла речь о развитии отечественной науки, об укреплении вооруженных сил Российской Федерации, о конструктивном, прагматическом сотрудничестве с зарубеж-
ными партнерами. Завершая свое послание, В.В. Путин рекомендовал не рассматривать его как политическое завещание, но дал своеобразную самооценку своих прежних посланий. Он подчеркнул, что фактически в каждом из его посланий Федеральному собранию «давалась не только оценка ситуации в стране и ее положения в мире, но и определялись приоритеты, в том числе и долгосрочные приоритеты» во внешней и внутренней политике. По сути дела, говорил В.В. Путин, «это и есть, может быть, неполный, но все-таки достаточно конкретный и основательный концептуальный план развития России...» [10].
Таким образом, завершая, ретроспективный анализ посланий Президента В.В. Путина к Федеральному собранию 2000-2007 гг., следует еще раз обратить внимание на то, что, во-первых, эти послания являются своеобразным видом политического текста, написанного в соответствии с законами политической борьбы, а значит, даже спустя много лет, должны анализироваться с учетом этих законов; во-вторых, первые 8 посланий Президента В.В. Путина различаются по форме, содержанию, эмоциональной направленности, что связано с особенностями политической ситуации в стране, спецификой авторского коллектива, эволюцией взглядов самого президента; в-третьих, в исследованных посланиях обороты «вызов» и «угрозы» использовались как синонимы, что ярко отражает специфику политического дискурса Президента В.В. Путина; в-четвертых, обязательными сюжетами всех выступлений В.В. Путина были сюжеты о вооруженных силах Российской Федерации, реформе государственного аппарата и укреплении позиций России на международной арене. Особое внимание именно к этим сюжетам подтверждается результатами контент-анализа текстов посланий Президента Российской Федерации к Федеральному собранию, который был проделан российскими политологами [1]. Показательно, что некоторые сюжеты появились в текстах посланий только один раз, например, сюжет, посвященный российской интеллигенции или сюжет об инновационной экономике; в-пятых, если первые три послания президента были построены на идее стабилизации российского общества, то в дальнейшем одной из базовых стала идея консолидации, как необходимого условия дальнейшего развития России. Однако стержневой, системообразующей идеей всех посланий Президента В.В. Путина была идея укрепления государства.
Послания Президента В.В. Путина к Федеральному собранию Российской Федерации 2000-2007 гг. свидетельствуют о том, что в начале XXI в. наиболее влиятельные политики страны очень серьезно воспринимали угрозу ослабления позиций России на международной арене, неразрывно связывая ее с процессами, происходившими внутри российского государства. Признание основополагающего характера такой взаимосвязи для всей политической деятельности российского государства является, на наш взгляд, ключевым элементом «интеллектуальной матрицы» Президента В.В. Путина. По мере укрепления российского государства в первые годы XXI в. часть внешнеполитических угроз утратила свою актуальность, но базовая угроза безопасности России в представлении В.В. Путина осталась неизменной. Главными способами для устранения этой угрозы президент В.В. Путин всегда считал укрепление вооруженных сил Российской Федерации и повышение эффективности государственного аппарата.
1. Аверьянов, Л.Я. Контент-анализ [Электронный ресурс] / Л.Я. Аверьянов. URL: http://sbiblio. com/BIBLlO/archive/averjanov_kontent/06.aspx (дата обращения: 20.02.2013) и др.
2. Малинова, О. Тема прошлого в риторике президентов России [Электронный ресурс] / О. Малинова. URL: http://uisrussia.msu.ru/docs/ nov/pec/2011/3-4/ProEtContra_2011_3-4_07.pdf (дата обращения: 20.02.2013); Юханов, Н. Национальная повестка дня, новая идеология либерального государственничества [Электронный ресурс] / Н. Юханов. URL: http://www.whoiswho. ru/old_site/russian/Curnom/32002/put.htm (дата обращения: 20.02.2013) и др.
3. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию. 8 июля 2000г. [Электронный ресурс]. URL: http://archive. kremlin.ru/appears/2000/07/08/0000_type63372ty pe63374type82634_28782. shtml (дата обращения: 20.02.2013).
4. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию. 3 апреля 2001г. [Электронный ресурс]. URL: http://archive. kremlin.ru/text/appears/2001/04/28514.shtml (дата обращения: 20.02.2013).
5. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию. 18 апреля 2002г. [Электронный ресурс]. URL: http://2002. kremlin.ru/events/510.html (дата обращения: 20.02.2013).
6. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию. 16 мая 2003г. [Электронный ресурс]. URL: http://archive. kremlin.ru/text/appears/2003/05/44623.shtml (дата обращения: 20.02.2013).
7. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию. 26 мая 2004г. [Электронный ресурс]. URL: http://archive. kremlin.ru/text/appears/2004/05/71501.shtml (дата обращения: 20.02.2013).
8. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию. 25
апреля 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// archive.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type 63372type63374type 82634_87049.shtml (дата обращения: 20.02. 2013).
9. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию. 10 мая 2006г. [Электронный ресурс]. URL: http://archive. kremlin.ru/text/appears/2006/05/105 546.shtml (дата обращения: 20.02.2013).
10. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию. 26 апреля 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// archive.kremlin.ru/appears/2007/04/26/1156_type 63372type63374type 82634_125339.shtml (дата обращения: 20.02.2013).
1. Aver'janov, L.Ja. Kontent-analiz [Jelektronnyj resurs] / L.Ja. Aver'janov. URL: http://sbiblio.com/ BIBLl0/archive/averjanov_kontent/06.aspx (data obrashhenija: 20.02.2013) i dr. (Russian).
2. Malinova, O. Tema proshlogo v ritorike prezidentov Rossii [Jelektronnyj resurs] / O. Malinova. URL: http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2011/3-4/ProEtContra_2011_3-4_07. pdf (data obrashhenija: 20.02.2013); Juhanov, N. Nacional'naja povestka dnja, novaja ideologija liberal'nogo gosudarstvennichestva [Jelektronnyj resurs] / N. Juhanov. URL: http://www. whoiswho.ru/old_site/russian/Curnom/32002/put. htm (data obrashhenija: 20.02.2013) i dr. (Russian).
3. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V.Putina Federal'nomu Sobraniju. 8 ijulja 2000g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://archive.kremlin. ru/appears/2000/07/08/0000_type63372type63 374type82634_28782. shtml (data obrashhenija: 20.02.2013) (Russian).
4. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V.Putina Federal'nomu Sobraniju. 3 aprelja 2001g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://archive.kremlin. ru/text/appears/2 001 /04/28514. shtml (data obrashhenija: 20.02.2013) (Russian).
5. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V.Putina Federal'nomu Sobraniju. 18 aprelja 2002 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://2002.kremlin.ru/ events/510.html (data obrashhenija: 20.02.2013) (Russian).
6. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V.Putina Federal'nomu Sobraniju. 16 maja 2003g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://archive.kremlin. ru/text/appears/2003/05/44623.shtml (data obrashhenija: 20.02.2013) (Russian).
7. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V.Putina Federal'nomu Sobraniju. 26 maja 2004g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://archive.kremlin. ru/text/appears/2004/05/71501.shtml (data obrashhenija: 20.02.2013) (Russian).
8. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V.Putina Federal'nomu Sobraniju. 25 aprelja 2005g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://archive. kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223_type 63372type63374type 82634_87049.shtml (data obrashhenija: 20.02. 2013) (Russian).
9. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina Federal'nomu Sobraniju. 10 maja 2006g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://archive.kremlin. ru/text/appears/2006/05/105546.shtml (data obrashhenija: 20.02.2013) (Russian).
10. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V.Putina Federal'nomu Sobraniju. 26 aprelja 2007g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://archive. kremlin.ru/appears/2007/04/26/1156_type 63372type63374type 82634_125339.shtml (data obrashhenija: 20.02.2013) (Russian).
UDC 94(470)
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE FIRST LETTERS OF PRESIDENT VLADIMIR PUTIN TO THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MAZE OF "CHALLENGES" AND "THREATS"
Sibiryakov Igor Vyacheslavovich,
South Ural State University,
Professor of the Chair of History of Russia,
Doctor of Historical Sciences, Professor,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation
The paper analyzes the texts of the first eight letters of Russian President Vladimir Putin to the Federal Assembly, to which he addressed in 2000-2007. The author drew attention to the practice of using such concepts as "challenges" and "threats" in the texts; revealed the dominant, system forming ideas of these letters, found a significant set of "private plots."
Key concepts: presidential address, strengthening of the state, system challenge, political stability.