УДК 314.153.2
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Фролкин Павел Петрович
профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России, Саратовский государственный социальноэкономический университет.
И frolkinpp@yandex.ru
© Шатило Ярослав Сергеевич
кандидат технических наук, доцент, ведущий редактор, Саратовский государственный социально-экономический университет.
’ shatl55@mail.ru
В статье рассматриваются тенденции демографического развития населения Российской Федерации в последние десятилетия современной российской истории. Авторы критически анализируют официальную статистику, информацию об основных демографических процессах в современной России, изучают основные проблемы, связанные с уменьшением численности населения, снижением рождаемости, увеличением смертности.
Ключевые слова: демографическое развитие, основные тенденции рождаемости, снижение продолжительности жизни, демографическая политика государства, причины демографического кризиса.
Демографическую и семейную политику в научной литературе часто отождествляют с общей социальной политикой. Действительно, эта граница является достаточно размытой, поскольку мероприятия семейной политики могут оказывать существенное влияние на демографические процессы [1, с. 35]. Тем не менее между этими понятиями имеется принципиальное отличие.
Семейная политика, являясь частью социальной политики, направлена, прежде всего, на поддержку семьи как социального института и оказание помощи определённым группам семей, однако она непосредственно не нацелена на изменение показателей демографического воспроизводства [2, с. 9-18].
Социальная политика проводится в области социального развития и социального обеспечения [3].
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить
тенденции динамики его численности и пола [3]. Сюда следует также отнести политику, проводимую государством в отношении миграции.
Исторической целью демографической политики государства является достижение демографического оптимума:
1) в развивающихся странах, где наблюдается демографический «взрыв», - снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультаций по вопросам планирования семьи, экономических и административных мер;
2) в экономически развитых странах - повышение уровня рождаемости и естественного прироста благодаря ссудам, предоставляемым молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных.
К экономическим мерам относятся следующие:
- оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества;
- оценка возраста и состояния семьи по прогрессивной шкале;
- ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы - при необходимости повышения рождаемости;
- преимущества для малодетных семей
- для для регулирования демографической ситуации в сторону снижения рождаемости.
Административно-правовые меры включают:
- законодательные акты, устанавливающие возраст вступления в брак, развода, определяющие отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при расторжении брака, режим труда работающих женщин.
Большое значение также имеют воспитательные, пропагандистские аспекты:
- формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;
- определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям;
- политика планирования семьи;
- половое образование молодёжи.
Демографическая ситуация, по мнению
представителя Программы развития ООН в России, остаётся одной из самых острых проблем современной России. Согласно ежегодным докладам Фонда ООН в области народонаселения, в России продолжается демографический кризис [4, с. 239-242]. Негативным фактором является то, что в результате демографического перехода в России рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся [4, с. 66].
По имеющимся оценкам, к 2050 г. население России составит от 83 до 115 млн чел. В частности, в среднесрочной программе социально-экономического развития, подготовленной Министерством экономического развития, указывается, что, при сохранении нынешних темпов миграции, к 2025 г. численность россиян сократится примерно до 120 млн, а к 2050 г. -до 100 млн чел. Согласно прогнозу ООН, при сохранении существующей демографической ситуации в России, уровня и рождаемости, к середине текущего столетия численность населения России уменьшится со 142,8 до 101 млн чел., по данным Института социально-политических исследований РАН - до 83 млн чел. [5, с. 546, 556; 6]. Прогноз, составленный Госкомстатом РФ и демографом Е. Андреевым, таков: при сохранении существующей демографической ситуации население России к 2050 г. составит 93,8 млн чел. Как видим, цифры расходятся весьма незначительно.
Начало 1990-х гг. характеризовалось для России воздействием мощных негативных де-
мографических факторов, вызванных резким изменением социально-экономического положения и жизненного уклада населения. Рост населения в стране прекратился с 1991 г., а с 1992 г. население России начало устойчиво сокращаться [7, с. 24-25]. Демографический кризис охватил Россию на фоне неуклонного падения жизненного уровня населения, обострения межнациональных отношений и распада СССР. В этом контексте с конца 1980-х гг. можно условно выделить следующие кризисные этапы в демографическом развитии России.
1. В 1989-1991 гг. - фаза активного накопления негативных изменений в демографическом развитии страны. Её можно считать первым этапом в развитии демографического кризиса.
К середине 1980-х гг. демографы прогнозировали спад рождаемости как последствие влияния послевоенной демографической волны. Правительство приняло меры, что сдвинуло спад на конец 1980-х гг. Однако начали сказываться результаты экономической политики, первая реакция общества на переход к рынку. В этот период общая численность населения России ещё увеличивалась (в основном за счёт притока мигрантов из других республик), хотя и незначительно. В 1986-1990 гг. прирост населения в среднем за год составлял 927 тыс. чел., но за 1991 г. он резко снизился и составил 162 тыс. чел. Естественная убыль населения в начале 1991 г. отмечалась на 30-ти территориях России (в областях, краях или национальных регионах), в ноябре-декабре этого же года она наблюдалась уже в 42-х территориальных единицах.
2. В 1992-1995 гг. демографический кризис в стране принимает критическую форму. В этот период происходит становление новых социально-экономических отношений, сопровождающихся резким снижением уровня жизни большинства населения страны. Впервые за послевоенное время смертность превышает уровень рождаемости, в стране устанавливается депопуляционный режим воспроизводства на-селения1, естественный прирост превратился в убыль населения (в 1992 г. - минус 207,0 тыс. чел.; 1993 г. - минус 737,7; 1994 г. - минус 870; 1995 г. - минус 831,9 тыс. чел.). В целом по России зафиксировано не только значительное падение показателя рождаемости (с 12,1% в 1991 г. до 9,4% в 1995 г.), но и скачкообразный рост смертности. По России уровень рождаемости, достаточный для замещения поколений родителей их детьми, сохранился только в республиках Тыва, Дагестан и Калмыкия.
1 Начиная с 1992 г. в России рождаемость упала ниже уровня простого воспроизводства и составляет сейчас, по разным данным, от 1,4 до 1,6 ребёнка на женщину. Началась депопуляция, или, вымирание страны.
3. Начиная с 1996 г. по 2002 г. естественная убыль всё более «растекается» по территории России, захватывая регион за регионом. В 1999 г. снижение численности населения наблюдалось в 82 из 89 субъектов РФ, где в настоящее время проживает 98,2% населения страны. Сокращение численности населения за период 1992-2002 гг. составило 3 158 901 чел., или 2,1%. В 2000 г. Президент России В. В. Путин в Послании к Федеральному Собранию РФ отметил: «Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация - одна из тревожных» [12].
4. В 2002-2010 гг. демографическая ситуация продолжает изменяться в негативную сторону. На 1 января 2009 г. численность населения России, по данным Росстата, составила 141 903 979 чел.
Таким, образом современную кризисную демографическую ситуацию в России характеризует:
- ускоренный вариант перехода к депопу-ляционному характеру развития демографических процессов в 1990-х гг.;
- стабильное и продолжающееся снижение показателя рождаемости до крайне низкого уровня;
- установление режима сверхсмертности мужского трудоспособного населения на подавляющей части территории страны;
- естественная убыль населения;
- низкая (по сравнению с развитыми странами) средняя продолжительность жизни;
- миграционная волна беженцев и переселенцев в Россию.
В группе причин, порождающих данные явления, необходимо отметить:
- общедемографические и общемировые тенденции снижения рождаемости (до определённого уровня);
- порождённые глобальным социальноэкономическим и политическим кризисом структурные изменения населения, вызвавшие сокращение численности населения наиболее плодовитых возрастов, сверхвысокую смертность и низкую продолжительность предстоящей жизни.
Демографический кризис, охвативший Россию, порождает острую полемику по вопросам демографической политики. Возникает закономерный вопрос о причинах возникновения и обострения демографического кризиса в России, принявшего трагические формы. Какие социальные силы и факторы вызвали его, а каковы перспективы его разрешения? Поиск ответов на эти непростые вопросы определяет нынешнюю полемику в российском обществе и среде российских учёных, а также остроту противоборства различных политического сил. Ответы на эти вопросы предопределяют и выбор соответствующей семейно-демографической политики.
Демографические изменения, которые были привнесены в жизнь ходом социальноэкономического развития на основе рыночных процессов, не отрицает никто из учёных, как отечественных, так и зарубежных, но оценка этих трансформаций оказывается принципиально различной. В науке существуют многочисленные попытки обоснования российского демографического феномена.
По одной из версий, главные причины депопуляции в России - политика власти и радикальные реформы. Соответственно предлагаются и пути решения демографических проблем. Это, во-первых, возвращение во времена тоталитаризма и реставрация его социальной политики. Во-вторых, в рамках «демографической технологии» предлагаются запретительные меры, направленные на подъём рождаемости, типа запрета разводов, абортов, регулирования рождаемости, восстановления налога на бездетность и т. п. Словом, установление тоталитарного контроля над репродуктивным процессом, подобного тому, что проводится в Китае, только с противоположными целями [7, с. 24-25]. Некоторые из учёных идут ещё дальше, предлагая переход к индустриальным способам производства людей: найму работниц для рождения детей с конкурентоспособной зарплатой и с дальнейшим воспитанием детей в государственных воспитательных учреждениях (детских домах, домах ребёнка, интернатах). Другими словами, полное упразднение семьи в качестве предприятия по воспроизводству человека и передача этой функции всецело в руки государства.
Многие демографы считают, что высокая смертность связана с незавершённостью процессов модернизации страны, включая социокультурный аспект, разрушением системы медицинской помощи, рекламой алкогольных напитков, распространением наркотиков и ухудшением положения с охраной труда и промышленной безопасности на предприятиях, в связи
с нежеланием владельцев нести ненужные, по их мнению, расходы. Особенно ярко это проявилось в случаях аварий на шахтах. Другой причиной является возросшая неуверенность в будущем, отсутствие перспектив развития, что приводит к развитию депрессий, связанных с ними болезней и самоубийств. Академик Е. И. Чазов даже выступил с гипотезой, что неуверенность в будущем является основной причиной демографического кризиса в России. Похожей точки зрения придерживается демограф И. А. Гундаров.
Среди причин падения рождаемости и увеличения смертности в России распространены версии о влиянии внешних сил. Так, доктор Антун Лисец из Хорватии, выступая на фестивале в защиту жизни в Москве 23 июля 2010 г., сообщил, что за последние двадцать лет западом на мероприятия по контролю над рождаемостью в России было израсходовано 370 млн дол. [9].
Вызывает тревогу навязывание населению страны продуктов питания, содержащих ГМО1. Ввоз в Россию генно-модифицированной сельскохозяйственной продукции разрешён с июля 1999 г. (хотя выращивать ГМО внутри страны в коммерческих целях запрещено законом, парадокс). Наша страна медленно, но верно превращается в «склад» генетически модифицированной еды. Евросоюз и США постоянно наращивают её экспорт, запрещая или ограничивая сомнительные продукты в пределах своих стран. Употребление такой пищи, по мнению многих учёных, может привести к утрате репродуктивной функции уже в третьем поколении [10].
Свою лепту в падение рождаемости, несомненно, внесла «проведённая» в России не без помощи внешних сил так называемая сексуальная революция.
Не сбрасывая со счёта вышеназванные причины, мы, как и большинство исследователей, придерживаемся мнения, что демографическая ситуация в России не является результатом антироссийской диверсии или антинародной политики правящих классов. Демографический кризис в России является частью общемирового демографического кризиса, и причина его кроется в переходе от патриархального общества, в котором родители были экономически заинтересованы в детях как в работниках, к ка-
1 Генно-модифицированный организм (ГМО) - организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, либо их фрагменты, комбинации.
питализму, при котором работниками являются чужие люди, а дети становятся нежелательными иждивенцами. На ограничение деторождения воздействует и высокий образовательный уровень населения, и более «свободное» положение женщины в обществе, и переход от многопоколенной патриархальной семьи к современной малодетной, пытающейся дать детям образование и приемлемый уровень жизни. Сказывается и внутрисемейное регулирование рождаемости.
Государственная демографическая политика в России повторяет политику Западной Европы по преодолению демографического кризиса и направлена на увеличение продолжительности жизни населения (что, впрочем, никак не влияет на демографическую ситуацию), сокращение уровня смертности, стимулирование рождаемости путём государственной поддержки семей, уже имеющих детей, стимулирование миграции, сохранение и укрепление здоровья населения [11]. Она реализуется в виде национального проекта «Демография», включающего в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и льготы по рождению ребёнка.
Однако существует мнение, что ни эти пособия и льготы по рождению ребёнка, ни вся демографическая программа не изменят демографическую ситуацию в России. В качестве примера приводятся Скандинавские страны, которые расходовали на пособия и льготы по рождению ребёнка гораздо большие суммы, но никакого эффекта это не дало. Хотя, с другой стороны, в Исландии данная программа работает - всё дело в сумме - правительство платит 25 тыс. евро за первого ребёнка, 50 - за второго и 75 - за третьего. Показателен пример увеличения рождаемости с помощью так называемых долговременных выплат, когда за рождение второго ребёнка семья получала квартиру (ГДР)2.
В последние годы (после 2006 г.) наблюдается устойчивое снижение как общей, так и детской смертности в России. В 2008 г. впервые в XXI в. средняя продолжительность жизни мужчины превысила пенсионный возраст. В 2010 г., по данным переписи населения, мужчины живут в среднем 63 года.
Меры демографической политики, принятые в 2006 г., и мероприятия в рамках реализации «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» привели к улучшению ситуации и показали свою эффективность. Однако последствия демографического кризиса 1990-х в ближайшие 15 лет приведут к существенному сокращению
2 Подобный эксперимент дал увеличение рождаемости и в нашем г. Тольятти.
численности молодых поколении, которые вносят основной вклад в рождаемость. Прогнозы показывают, что в случае непринятия новых кардинальных мер, направленных на поддержку семьи, материнства и детства, продолжительность предстоящего спада рождаемости будет не менее 15-20 лет. В Послании Президента
Российской Федерации 2010 г. Федеральному Собранию Российской Федерации отмечено, что предстоящие демографические угрозы являются реальным вызовом для России.
Материалы поступили в редакцию 21.09.2012 г.
Библиографический список
1. Народонаселение [Текст] : энциклопедический словарь / под ред. Г. Меликьян М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. - ISBN 5-85270090-8.
2. Дармодехин С. В. Государственная семейная политика: проблемы социальной практики [Текст] // Семья в России. - 1997. - № 1.
3. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 24.09.2012).
4. Доклад о развитии человека 2004 [Текст] / программа развития ООН; пер. с англ. - М. : Весь мир, 2004. - ISBN 5-7777-0296-1.
5. Елисеева И. И. Демография и статистика населения [Текст] : учебник / И. И. Елисеева [и др.]; под ред. проф. И. И. Елисеевой - М. : Финансы и статистика, 2006. - ISBN: 978-5279-02743-9.
6. Демоскоп-Weekly [Электронный ресурс] : электр. версия бюл. «Население и общество» : № 259-260, 2-15 октября 2006 г. - URL: http:// dem0sc0pe.ru/weekly/2006/0259/s_map.php (дата обращения: 24.09.2012). - ISSN 1726-2887.
7. Демографический ежегодник России [Текст] : стат. сб. - М. : Росстат, 2008.
8. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года [Текст]. - М. : Госкомстат РФ, 2003.
9. URL: http://o-megas.livejournal.com (дата обращения: 24.09.2012).
10. Шатило Я. С. Информационная война и трансгенные продукты [Текст] / Я. С. Шатило, И. Ю. Шорин // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2008.
- № 2(3). - ISSN 1995-5731.
11. Российская Федерация. Президент (2000—2007; В. В. Путин). Об утверждении «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации № 1351 : издан 9 октября 2007 г. // оф. сайт Президента России. - URL: http://archive.kremlin.ru/text/ docs/2007/10/147925.shtml (дата обращения: 24.09.2012).
12. Российская Федерация. Президент (2000—2007; В. В. Путин). Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. [Электронный ресурс] - URL: http://www.archive.kremlin.ru/ appears/2000/07/08/0000_type63372type63 374type82634_28782.shtml (дата обращения:
24.09.2012).
1. Narodonaselenie [Tekst] : jenciklopedicheskij slovar’ / pod red. G. Melik’jan M. : Bol’shaja Rossijskaja jenciklopedija, 1994. - ISBN 5-85270-090-8.
2. Darmodehin S. V. Gosudarstvennaja semejnaja politika: problemy social’noj praktiki [Tekst] // Sem’ja v Rossii. - 1997. - № 1.
3. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (data obrawenija: 24.09.2012).
4. Doklad o razvitii cheloveka 2004 [Tekst] / programma razvitija OON; per. s angl. - M. : Ves’ mir, 2004. - ISBN 5-7777-0296-1.
5. Eliseeva I. I. Demografija i statistika naselenija [Tekst] : uchebnik / Eliseeva I. I. [i dr.]; pod red. prof. I. I. Eliseevoj - M. : Finansy i statistika, 2006. - ISBN: 978-5-279-02743-9.
6. Demoskop-Weekly [Jelektronnyj resurs] : jelektr. versija bjul. «Naselenie i obwestvo» : № 259-260, 2-15 oktjabrja 2006 g. - URL: http://demoscope.ru/ weekly/ 2006/0259/s_map.php (data obrawenija:
24.09.2012). - ISSN 1726-2887.
7. Demograficheskij ezhegodnik Rossii [Tekst] : stat. sb. - M. : Rosstat, 2008.
8. Osnovnye itogi Vserossijskoj perepisi naselenija 2002 goda [Tekst]. - M. : Goskomstat RF, 2003.
9. URL: http://o-megas.livejournal.com (data obrawenija: 24.09.2012).
10. Shatilo Ja. S. Informacionnaja vojna i transgennye produkty [Tekst] / Ja. S. Shatilo, I. Ju. Shorin // Informacionnaja bezopasnost’ regionov : nauchno-prakticheskij zhurnal. - 2008.
- № 2(3). - ISSN 1995-5731.
11. Rossijskaja Federacija. Prezident (2000-2007; V. V. Putin). Ob utverzhdenii «Koncepcija demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [Jelektronnyj resurs] : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 1351 : izdan 9 oktjabrja 2007 g. // of. sajt Prezidenta Rossii. - URL: http://archive. kremlin.ru/text/docs/2007/10/147925. shtml (data obrawenija: 24.09.2012).
12. Rossijskaja Federacija. Prezident (20002007; V. V. Putin). Poslanie Federal’nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii 8 ijulja 2000 g. [Jelektronnyj resurs] - URL: http://www.archive. kremlin.ru/appears/2000/07/08/0000_type6 3372type63374type82634_28782.shtml (data obrawenija: 24.09.2012).