ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПОЛИТОЛОГОВ)
Социализация, опрос студентов-политологов, политическая информация, воспитание, гражданская позиция.
Политическая социализация - это процесс усвоения индивидом ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы [Мухаев 2005 : 265]. Вхождение человека в политическую жизнь предполагает овладение им определенными политическими ценностями, нормами и образцами поведения, способами политической деятельности, а также творческое активное отношение к ним. Процесс этот отличается непрерывностью и отсутствием очерченных границ, он продолжается на протяжении всей человеческой жизни.
Политическая социализация включает в себя познавательную, воспитательную и практическую деятельность в их единстве и способствует формированию свойств политической субъективности. В задачи учебного процесса вуза входят:
1) формирование интереса у студентов к политической информации и активности к ее поиску;
2) воспитание привычки к самостоятельной оценке происходящих политических событий;
3) формирование умения защищать свою гражданскую позицию.
С помощью политической социализации студенты приобретают основные жизненные ориентации:
- получают определенную сумму общепринятых политических знаний;
- усваивают политические ценности, придающие определенный смысл их жизни;
- формируют установки, с которыми они подходят к политическим объектам (доверие, согласие, симпатии, почтительность, апатия, недоверие, враждебность и др.).
Наличие политических знаний, опыта и культуры помогают личности избежать участи заложника политических игр различных социально-политических сил.
Процесс вхождения человека в политику сложен и опосредован множеством факторов. В их числе прежде всего противоречивость самой политической жизни, где сиюминутные и перспективные потребности, интересы и цели неразрывно взаимосвязаны и переплетены.
Чем выше уровень приобщения личности к политике и политической культуре, тем отчетливее проявляются ее политическая самостоятельность и сформированность позиций, позволяющих избирательно усваивать предлагаемые властью политические ценности и цели.
Политическая социализация личности предполагает ее индивидуализацию: у каждой личности собственные наклонности, предпочтения, ориентации и уровни усвоения культуры, которые оказывают прямое влияние на их индивидуальный выбор. Отсюда достаточно широкий диапазон типологии политических индивидуальностей. Одни полностью принимают общепринятые стереотипы, не внося своих корректив; лица, обладающие качествами лидера, способны возбуждать эмоции и активность у других; третьи успешно манипулируют идеями; наконец, есть и индифферентные по отношению к политике личности.
В реальном процессе политической социализации человек приобретает социально-политические свойства, необходимые для определения своего места в обществе и достижения
достаточного уровня стабильности политической системы, если ей удается выработать у своих граждан принятые в обществе политические знания, ценности и установки.
В связи с введением новой специальности («Политология») на историческом факультете КГПУ появилась потребность в отслеживании уровня политической социализации студен-тов-политологов, осуществляемой в ходе учебного процесса. Для этой цели был выбран объект исследования - студенты-политологи Г-ГУ курсов исторического факультета. На данной специальности обучаются 86 студентов. Приняли участие в социологическом опросе 65 студентов (75,5 %). Опрос и обработка анкет проводились в сентябре - декабре 2008 г.
Для данного объекта исследования характерна высокая географическая мобильность. Красноярцы составляют 56,9 % от числа опрошенных, иногородние - 44,1 %. Это представители из разных городов и районов края (Норильск, Канск, Ачинск, Минусинск, Енисейск, Абакан, Сосновоборск, Железногорск, Тайшет, Назарово, Мотыгино и др.).
По уровню университетской успеваемости респонденты разделились следующим образом: 29,2 % - отличники, 41,5 % - учатся на отлично и хорошо, 29,3 % - на удовлетворительно.
Из десяти включенных в анкету личностных качеств, которые респонденты отметили как свойственные им: ответственность - 43 %, решительность и настойчивость - 41,5 %; воспитание в себе трудолюбия - 64 %, независимость - 63 %.
Недооценивают, к сожалению, студенты такие качества: воображение - всего только
27,6 %, толерантность - 21,5 %, доброжелательность - 18 %. А ведь эти качества в большей мере необходимы политологу как консультанту и аналитику. Умение общаться с властью и теми, кто нуждается в услугах политолога, имеет непосредственное отношение к успешной профессиональной деятельности в будущем. Следует подчеркнуть, что это на сегодня наиболее уязвимое место в характеристике портрета респондента.
Об искренности ответов на поставленные вопросы свидетельствуют признания студентами слабых сторон своего характера. Так, 60 % опрошенных указали, что им присуща лень;
21,5 % - неорганизованность, 13,8 % - необязательность. И только 24,3 % отметили, что подобные недостатки им не присущи.
Из числа опрошенных 61,5 % считают, что человек сам является творцом своей жизни и своего счастья, и только 7,6 % согласны с утверждением: «человек - игрушка в руках судьбы и обстоятельств». 36,9 % испытывают ощущения, что дальше так жить нельзя.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студентов-политологов рассчитывают на собственные силы и готовы к совершенствованию личных качеств.
О социальном самочувствии респондентов можно судить по их ответам на вопрос о том, как они воспринимают современную Россию. Содержание большинства ответов характеризует лояльность студентов к существующему режиму и их терпимое отношение к трудностям, которые они считают вполне преодолимыми -53,8 %, а 25 % респондентов уверены, что у России большое будущее; испытывают чувство гордости за свою Родину 15,3 %.
Удовлетворены всеми аспектами своей жизни лишь 24,6 %, остальные - частично. Такой результат свидетельствует о том, что не все возможности для самореализации используются в достаточной мере. Это осознают 55 % студентов-респондентов. Осознание этого факта может стимулировать активность студентов в этом направлении.
Вместе с тем студенты высоко оценивают возможности получения профессионального образования - 69 %, среднюю оценку дают возможности получения информации по интересующим вопросам 40 %. На наличие высокой возможности открыто выражать свои убеждения указали 38,7 %, средней - 35,3 % и низкой - 26 %.
Подавляющее большинство респондентов имеют свою позицию по отношению к происходящим политическим событиям - 67 %; 36 % готовы ее отстаивать по мере возможностей.
Из числа опрошенных 60 % студентов воспринимают себя в качестве самостоятельного субъекта и самодостаточной личности; 24,6 % воспринимают себя как часть целого (нации, страны и т. п.), 15,3 % затруднились дать ответ на данный вопрос.
Анализ анкет по студенческим группам показал, что большинство из тех, кто воспринимает себя как часть целого, - это студенты первого и второго курсов. Их ответы можно объяснить тем, что они пока не располагают достаточными политологическими знаниями.
Наиболее сложными в процессе политической социализации являются восприятие индивидом политических ценностей и интегрирование их в свою личность.
Анализ итогов опроса студентов показывает, что в ранжировании предложенных в анкете ценностей существует большой разброс мнений. На первом месте оказались такие ценности, как жизнь (36,9 %), чувство собственного достоинства (9,2 %), свобода (7,4 %), образование (6,1 %), здоровье (6,1 %), семья (6,1 %). Следует отметить, что данные показатели довольно низкие. Существенно недооценивается свобода как общечеловеческая ценность. Можно предположить, что причиной является то, что наш народ за свободу не боролся, а она была дарована «сверху» в том виде, в каком мы ее имеем. Кроме того, молодое поколение не знает, что такое цензура, о чем можно говорить на занятиях и о чем опасно. Поэтому они не в состоянии определить должное место этой ценности для себя.
Занижена оценка чувства собственного достоинства. Уважительное отношение к себе -залог уважения со стороны других. Эта ценность отсутствовала при тоталитарном режиме, где человек превращался в «винтик» общего механизма и его всегда можно было заменить. В таких условиях находилось несколько поколений советских людей. Освободить их сознание от рабства невозможно в короткий срок. Данная ценность только начинает утверждаться в российском массовом сознании, в том числе и среди студенчества, что и подтверждают полученные данные.
Таким ценностям, как индивидуализм, респонденты отвели третье - седьмое места (27,6 %), а коллективизму - десятое и одиннадцатое (6,1 %). Эти данные свидетельствуют о том, что коллективизм сегодня многими воспринимается как ценность советского образа жизни, когда осуществлялось усреднение личности и приоритет отдавался общественным интересам за счет личных. Однако коллективизм является общечеловеческой ценностью, которая способствует развитию личностных качеств, необходимых для общения, адаптации к окружающей среде. Кроме того, без развитого чувства коллективизма проявляются негативные свойства индивидуализма, такие как эгоизм, своекорыстие и др. Только в совокупности коллективизм и индивидуализм обеспечивают наиболее полную самореализацию личности.
В условиях рыночных отношений явно занижен интерес респондентов к частной собственности. Она оказалась на 10-13 местах (20 %), конкуренции отведены 8-10 места (15,1 %), 13, 15, 16 места (15,3 %). Таким образом, только 50 % опрошенных придают значение в своей жизни этим новым для российского менталитета ценностям.
Позиции студентов по отношению к ценностям во многом определяются их экономическим положением, социальным статусом и теми конкретными политическими событиями, свидетелями которых они являются.
Образцами социального поведения, как известно, служат социальные нормы права. Право опосредует экономические и нравственные отношения, направляет их развитие, способствует совершенствованию. Нормы права в определенной степени предопределяют процесс политической социализации.
Об отношении респондентов к правозаконности свидетельствуют следующие показатели. Большинство считает себя обязанным соблюдать правовые нормы, проявлять уважение к правам других. Под правом понимают юридическую ответственность за свои действия и поступки (79 %). Отдают предпочтение не закону, а справедливости 13,3 %.
Вместе с тем 30,8 % считают, что честным путем трудно чего-либо добиться, а 21,5 % готовы пойти на дачу ложных показаний в суде, 26,1 % могут продать свой голос на выборах,
24,3 % приняли бы участие в демонстрации в интересах определенных политических сил за особую плату. При этом делаются оговорки: из-за отсутствия необходимых материальных средств.
Приемлемым считают совершение экстремистских действий 24,3 % опрошенных студентов. Эти данные заставляют задуматься над тем, в каком направлении может использоваться студенческий максимализм при ухудшении социально-политической ситуации в стране или регионе.
В подготовке специалиста-политолога ведущую роль играют освоение политической культуры, выработка собственного отношения к политике и политической системе в целом, развитие способности оказывать плодотворное влияние на политический процесс в целях эффективного его функционирования.
Анализ итогов опроса свидетельствует, что только около 50 % респондентов проявляют повышенный интерес к политике, безразлично относятся 3 % (явно избравшие специальность не по призванию). Хорошо представляют то, что происходит сегодня в политике,
67,6 %, знают, что делать, чтобы голос их был услышан, 43 %.
В данном случае важное значение имеет уровень подготовки студентов по специальным предметам. Не случайно на эти вопросы затруднились ответить 40 %. Это в основном студенты первого курса, которые политологию в первом семестре еще не изучали.
Прогресс политической социализации в обществе зависит от характера отношений индивида и власти. Человек может пассивно принимать господствующие в обществе стереотипы. Но может и активно взаимодействовать с властью, вносить свой вклад в совершенствование политической жизни.
Показателем связи между властью и человеком является уровень доверия к политическим институтам и общественным организациям.
В нашем исследовании по этому вопросу получены следующие результаты. Представим их на сравнительной таблице.
Таблица
Данные о доверии граждан к институтам РФ
Наименование институтов и организаций Количество доверяющих студентов-политологов в %, 2008 г. Количество доверяющих граждане РФ в %, 1998 г.
Президенту РФ 70 86
Губернатору Хлопонину 60 60
Российской армии 53 51
Правительству РФ 52 50
Совету Федерации 60 30
Государственной думе 50 32
Телевидению 67 47
Прессе 64 35
Судебной системе 60 30
Политическим партиям 52 16
Церкви 60 64
Из приведенной таблицы видно, что у студентов показатели доверия к политическим институтам значительно выше общероссийских (за исключением доверия к президенту и церкви). Причины этих различий видятся в том, что опросы проводились в разные периоды
времени (в 1998 и 2008 гг.). Известно, что 1998 г. был не лучшим годом для России. Изменения, происшедшие к концу 2008 г., заметно повысили степень доверия к власти.
В любом обществе основу недоверия к политическим институтам составляет отчуждение людей от политики и политической системы. Встречи президента с гражданами России, ежегодные Послания Президента Федеральному собранию, выступления по телевидению несомненно способствуют приобщению людей к политике и их осознанному политическому выбору.
В процессе анализа итогов исследования обнаружено некоторое противоречие. Так,
41,5 % из опрошенных студентов являются носителями такой ценности, как социальная справедливость, и в то же время 38 % предпочли бы жить в обществе социального равенства. Данное противоречие обусловлено отождествлением ценностей «социальная справедливость» и «социальное равенство». Социального равенства быть не может, т. к. люди отличаются друг от друга разными способностями и тем вкладом, который вносят в общественное достояние. Распределение всем поровну есть прямое нарушение принципа социальной справедливости. Равенство допускается и реализуется лишь перед законом, в политических правах и стартовых возможностях.
Около 50 % студентов-респондентов выбрали общество индивидуальной свободы, т. е. их можно характеризовать как носителей либеральных и демократических ценностей.
Итак, на основе проведенного анализа результатов социологического опроса студентов-политологов мы получили интересные и полезные знания об объекте обучения, что несомненно скажется положительно на характере взаимоотношений преподавателя и студента.
Выявление слабых сторон, характеризующих респондентов, позволит определить аспекты преподавания, на которые должно быть обращено особое внимание. К ним следует отнести усиление формирования политического, правового и морального сознания значительной части респондентов.
Проделанная нами работа открывает возможности для совершенствования учебного процесса, стимулирует поиск новых методов и подходов к тем, кого мы обучаем.
Кроме того, полученные в ходе исследования материалы, будут использованы студентами при подготовке докладов на научную студенческую конференцию по теме «Политическая социализация личности».
Таким образом, можно утверждать, что подобные исследования позитивно влияют на студентов, так как заставляют их задуматься над многими проблемами политической реальности и выразить к ним свое отношение. Преподаватели, в свою очередь, получают представление об уровне знаний студентов, об эволюции процесса познания и его результативности.
Библиографический список
1. Мухаев, Р.Т. Теория политики / Р.Т. Мухаев. - М., 2005.
2. Полис. - 2008. - № 2. - С. 90-91.