Н. Т. Маткаримов, В. А. Сибирев
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ КЫРГЫЗСТАНА И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЕЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В 2007 г.)
Политическая социализация молодежи является важным предметом социологического исследования. Это связано с возрастающей потребностью общества в формировании социально ответственной, активной личности в усложняющихся формах современной общественной жизни, с необходимостью управлять процессом социализации молодежи.
Политические, экономические, социально-культурные изменения, происходящие в последние годы в Кыргызстане, влияют на политическую социализацию молодежи. Молодые люди, сидящие сегодня в студенческих аудиториях, в недалеком будущем будут определять судьбу страны. От их социального самочувствия, ценностных ориентаций, уровня образованности, сознания, мотивов поведения, социальной активности зависят перспективы развития общества в целом. В процессе социализации кыргызской молодежи на передний план сегодня выдвигаются как проблемы формирования новой политической идентичности, нового державного сознания (переопределение роли страны в политическом мире), так и вопросы соотношения новой гражданской идентичности с этническими ценностями социума.
Таким образом, в переходном постсоветском кыргызском обществе ключевыми оказываются проблемы политической идентичности и базовых ценностей. На их основе складывается целостное отношение к новому общественному порядку, что имеет большое практическое значение для проведения демократических реформ. В условиях переходного периода молодое поколение переживает период интенсивной первичной и вторичной социализации. При этом оно приобретает несколько иную, собственную политическую идентичность, усваивая иные ценности и обретая свои политические качества.
Для исследования данного вопроса целесообразно воспользоваться концепцией политической социализации, учитывающей две направленности: историю общества и коллективную биографию поколений. В последней отражен процесс накопления его возрастными когортами собственного специфического политического опыта. В общественно-историческом направлении содержатся важнейшие события и периоды истории. Тем самым рассматриваются как объективные условия и факторы, так и субъективная сторона политической социализации — накопление когортами своего политического опыта, в том числе и в результате участия в политических и исторических событиях, в решении общественно-исторических задач, воспринятых поколениями1.
Особенности социализации молодежи Кыргызстана состоят в том, что современная обстановка в стране характеризуется экономическими кризисами, политической нестабильностью, социальной незащищенностью наиболее уязвимых слоев населения, что, естественно, накладывает отпечаток на молодежную социализацию, в некоторой степени порождая у нее чувство неуверенности в завтрашнем дне, определенный страх и недоверие к представителям власти. Отказавшись от ценностей советского общества, молодежь в настоящее время
© Н. Т. Маткаримов, В. А. Сибирев, 2009
находится на стадии поиска новых ценностей. Духовный ее вакуум заполняется инородным, чаще всего негативным содержанием, который характеризуется ростом молодежной преступности, безработицы, падением жизненного уровня, политической апатией, недоверием к политическим лидерам, падением уровня и престижности образования и т. д. Все это порождает состояние нестабильности, неуверенности молодых людей в завтрашнем дне.
Все вышеизложенное обусловило актуальность проведения социологического исследования с целью изучения ценностных ориентацией, установок, сложившихся в ходе социализации, а также социального самочувствия молодежи Кыргызстана. Анкета для сбора данных основана на концепции политической социализации молодежи как сложного общественного процесса. При анкетировании спрашивалось о влиянии важнейших факторов и агентов социализации: прежде всего о влиянии социально-структурных признаков — национальности и пола, далее — экономического положении семьи, социального слоя, к которому относятся родители и собственного материального положения студента на момент опроса. Определялась связь с избранной специальностью (технические, гуманитарные и естественные), влияние вузовских преподавателей как значимых фигур, воздействие средств массовой информации и сети Интернет, роль предшествующей социализации — всего было задано 95 вопросов. В анкету не вошли вопросы социализирующего влияния органов государства, партий, молодежных организаций и других участников политики, т. к. эти вопросы представляют собой отдельные сложные темы, требующие специального изучения.
Итак, по официальным данным в стране имеется 49 вузов, 16 из которых — негосударственные2. Всего в Республике Кыргызстан насчитывается 218,3 тыс. студентов, т. е. 426 студентов на 10 000 населения3. В исследовании, проведенном по случайной выборке в мае — июне 2007 г., принимали участие 500 студентов разных городов Кыргызстана. Возраст участников опроса колеблется от 18 до 25 лет, но чаще всего представлено мнение студентов в возрасте 21 год.
Доля респондентов — представителей юга и севера страны составила в выборке — 39 % (г. Ош) и 33 % (г. Бишкек) соответственно. Также в опросе приняли участие представители города Джалалабад — 14 %, города Баткен — 14 % (Юг). По национальному составу самую многочисленную группу составили кыргызы (87 %), далее — узбеки (6 %), русские (4 %), остальные — лишь 3 %. Большинство респондентов (59 %) позиционировали себя как люди с незаконченным высшим образованием, 19 % опрошенных отметили, что имеют высшее образование, хотя во время исследования учились на 5 курсе вуза. Таким образом, по географическому, половозрастному и национальному признакам данная выборка вполне соответствует в целом структуре студенчества страны.
Для Кыргызстана как страны, находящейся на пути самостоятельного национальногосударственного становления, политические установки молодежи имеют стратегическое значение для национальной безопасности. Многие постсоветские государства подчеркивают приоритетность формирования гражданского патриотизма молодежи, ее гражданской идентичности. Речь идет о том, насколько прочно молодые граждане связывают свое будущее с будущим своей страны, готовы ли они работать ради ее развития и процветания, защищать ее национальные интересы и безопасность.
Более половины опрошенных студентов осознают себя, прежде всего, гражданами независимого государства — Республики Кыргызстан (см. табл. 1). Думается, что столь высокий процент объясняется высоким сознанием себя как гражданина, в том числе и вследствие событий 2005 г. Тем не менее, среди молодежи Кыргызстана наблюдается значительный дефицит доверия к государству, о чем сообщили 32 % опрошенных. 19 % студентов ощущают
себя хозяевами своей земли, столько же опрошенных считают себя людьми своего поколения, еще 10 % отмечают значительную роль родного города, района, села в формировании и развитии собственной идентичности.
Таблица 1
Структура идентичности кыргызских студентов
№ п/п Показатель в % от числа опрошенных
1 хозяин своей земли 19
2 житель своего города 10
3 гражданин Кыргызстана 50
4 член своей компании 2
5 человек своего поколения 19
6 итого: 100
При распределении ответов респондентов по гендерному признаку (см. табл. 2) резких отличий в ответах об идентичности между женщинами и мужчинами не наблюдается: половина и тех, и других считают себя гражданами своей страны. Мужчин, осознающих себя хозяевами своей земли, немного больше (22 %), чем женщин — 17 %. Это можно объяснить особенностью азиатского (в том числе исламского) менталитета: несмотря на модернизацию кыргызского общества, в преобладающем большинстве случаев мужчина считается главой семьи и основным добытчиком (т. е. хозяином). Почти такая же разница (но только в обратной тенденции) наблюдается в ответах мужчин и женщин о самосознании себя человеком своего поколения (16 % против 20 %).
Таблица 2
Гендерные различия самосознания кыргызских студентов
№ п/п Показатель в % от числа опрошенных
мужской женской
1 хозяин своей земли 22 17
2 житель своего города 10 10
3 гражданин Кыргызстана 50 50
4 член своей компании 2 3
5 человек своего поколения 16 20
6 итого: 100 100
При распределении этих ответов по национальному признаку прослеживается совершенно естественная ситуация. Гражданином Кыргызстана (из ответивших 50 % всех студентов) осознают себя 55 % этнических кыргызов, тогда как лишь 19 % узбеков и 20 % русских относят себя к этой категории. Последние предпочитают считать себя представителями своего поколения (35 % русских и 34 % узбеков). Однако нужно отметить также довольно высокое число узбеков, осознающих себя жителями своего города, района, села:
22 % узбеков против 20 % русских респондентов и 8 % кыргызов. Данное обстоятельство вполне объяснимо — узбеки преимущественно населяют южные города и поселки, тогда как в сельской местности проживают преимущественно кыргызы (что можно проследить по ответам о самосознании себя хозяином своей земли — 19 %).
Если же рассмотреть вопрос об идентичности, выделяя значение основных субъектов (акторов) этого процесса, то можно сказать следующее. В большинстве случаев кыргызским гражданином ощущают себя студенты самого главного вуза страны — Кыргызского национального университета (62 %). Большой процент ответивших (от 40 % до 57 %), относящих себя к этой же категории, наблюдается в основном в вузах гуманитарного профиля, для студентов которых характерен довольно высокий уровень патриотизма. Выбивается из этого ряда лишь представители Кыргызской государственной медицинской академии, в большинстве случаев отметивших себя людьми нынешнего поколения. Высокий процент (40 %) по данному ответу наблюдается также среди представителей Университета им. И. Арабаева.
По территориальной характеристике вузов и студентов наблюдается следующее: существенная доля патриотизма отмечается в вузах южного региона (г. Ош, г. Баткен, г. Джа-лалабад), именно в этом регионе были инициированы революционные события 2005 г., существенно повлиявшие на самосознание кыргызской молодежи.
Если проследить зависимость становления самосознания от материального положения семьи (в частности, родителей) респондентов, то здесь нужно отметить всякое его отсутствие: вне зависимости от материального достатка родителей, попечителей, большинство студентов осознают себя кыргызскими гражданами (от 46 % до 56 % в каждой категории), на втором месте проявляется осознание себя хозяевами своей земли (от 17 % до 21 % в каждой категории). Данный факт можно объяснить влиянием событий 2005 года, не прекращающимися до сих пор в различных формах митингами, протестами, сплачивающими людей в более или менее однородное общество.
Что касается зависимости самосознания от материального достатка, как родительского, так и собственного, то она минимальна. Более того, отсутствует всякая зависимость между становлением самосознания и родом деятельности родителей. Также было проанализировано отношение самосознания детей и профессиональной деятельности отца и отдельно матери. Однако значительной разницы в ответах обнаружить не удалось, несмотря на сильное «ментальное» влияние на детей преимущественно отцов семейства.
В ответах о взаимосвязи самосознания с условиями поступления в вуз (затратами, льготами и т. д.) и успеваемостью учащихся также значительных различий не наблюдается. Во всех категориях студенты в большинстве своем ощущают себя гражданами своей страны (не менее 40 % в каждой категории), далее уже — хозяином своей земли. Можно отметить только более или менее «показательное» влияние различных предоставляемых государственных льгот при поступлении в вуз: поступление по результатам государственного тестирования и различных олимпиад предполагает большее влияние на самоощущение себя гражданином именно данного государства, и вследствие этого и высокого уровня патриотизма.
Не выбивается из этого ряда ответов и мнение студентов по поводу влияния на самосознание «преподавателей жизни». Однако здесь прослеживается существенное влияние преподавателей (возможно, молодых педагогов) на самосознание себя человеком своего поколения (чуть более 20 %).
Взаимосвязь самосознания и будущей профессиональной деятельности нынешних студентов отражается в ответах на вопрос об ощущении себя хозяином своей земли тех
респондентов, которые собираются заняться практической деятельностью по своей специальности, или же тех, которые еще не определились в роде своей будущей профессиональной деятельности, что вполне логично. Студенты гуманитарного профиля в большей степени ощущают себя людьми своего поколения (естественно, после самосознания гражданами Кыргызстана).
Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни, т. к. каждому молодому человеку необходимо освоить выработанные обществом нормы, ценности, идеалы, в том числе и политические. В связи этим необходимо рассмотреть и такой аспект политической социализации молодежи, как «детали включения граждан в господствующую политическую систему в ходе интеграции во всю общественную структуру и взаимосвязи между этими деталями, проявляющиеся в непосредственном участии в политической жизни»4. Речь идет о формировании политических установок и ориентаций, поддержке тех или иных политических лидеров, умении принимать правильное решение на выборах и т. д.
Исследования, проведенные в разных странах, позволили выделить наиболее характерные образцы, стандарты социализационного взаимодействия индивида и политической системы, в результате которого осуществляется преемственность политического развития, передача политических ценностей от одного поколения к другому5.
Так, взаимодействие власти и отдельно взятой личности может быть основано на диалоге, консенсусе или конфликте, что обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, на сегодняшний день выделяются четыре типа политической социализации.
Британской и американской культурам свойствен гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурной однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Власть и индивид при этом привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям входить в политическую жизнь без особых проблем.
В странах Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе согласия между всеми участниками политического процесса.
Конфликтный тип политической социализации присущ обществам незападной цивилизации. Высокий уровень нищеты, твердая приверженность человека ценностям кланов, рода весьма затрудняют достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Исследователи выделяют также гегемонистский тип политической социализации, предполагающий отношение индивида к политике под влиянием ценностей какого-либо класса, определенной религии (например, ислама) или политической идеологии.
В соответствии с этой типологией кыргызской молодежи сегодня в какой-то мере свойственны два последних типа политической социализации. Однако при более глубоком анализе нельзя сказать, что тот или иной тип всецело характеризуют процесс политической социализации молодых кыргызстанцев (и в отношении ценностей определенного класса, религии или идеологии, и в отношении конфликтогенности кыргызского общества).
Поэтому мы предлагаем иную типологию политической социализации, учитывающую и отражающую реалии Кыргызстана. Она сформирована в зависимости от экономических, политических, социальных и иных интересов представителя кыргызского общества и гражданина государства. В совокупности респондентов в результате статистических процедур можно выделить следующие типы респондентов: 1) политически активные почвенники; 2) аполитичная масса (выражающие неготовность к политическому действию); 3) политически активные прагматики; 4) критично настроенные с развитым гражданским сознанием сторонники СНГ; 5) активная молодежь, ориентированная на миграцию (см. табл. 3).
Таблица 3
Политическая типология студентов Кыргызстана
/п ^ и Политический тип доля
чел. в %
1 политически активные почвенники 97 19
2 аполитичная масса (неготовые к политическому действию) 104 21
3 политически активные прагматики 93 19
4 критично настроенные с развитым гражданским сознанием сторонники СНГ 80 16
5 активная молодежь, ориентированная на миграцию 126 25
6 всего: 500 100
Для Кыргызстана как страны, находящейся на пути самостоятельного национальногосударственного становления, политические установки молодежи имеют стратегическое значение для национальной безопасности. Многие постсоветские государства недвусмысленно ставят задачу формирования гражданского патриотизма среди молодежи, т. к. с этим связаны вопросы формирования идентичности гражданина государства. Речь идет о том, ассоциируют ли молодые граждане свое будущее с будущим своей страны, готовы ли они работать ради ее развития и процветания, защищать ее национальные интересы и безопасность.
Надо сказать, что все выделенные нами типы респондентов по результатам исследования предпочитают ориентироваться на близлежащие страны, а именно на Россию и Казахстан, студенты связывают с ними свои личные планы. Отмечается довольно высокий процент желающих выехать туда на учебу и временную работу, в т. ч. и в силу тяжелых экономических условий в своей стране. Однако большинство из них связывает свое будущее со своей родиной, что, конечно же, говорит о довольно высоком уровне патриотизма в среде молодежи. Тем самым (опять же отметим) студенты чаще всего идентифицируют себя как граждане Кыргызстана, только потом уже связывают себя со своим поколением или же уточняют региональную специфику.
Что касается проявления интереса студентов к внутренней политике Кыргызстана, то здесь отмечается довольно большой разброс: от заинтересованности до полной индифферентности. В рамках внутренней политики страны отмечается большая неудовлетворенность продолжающимися акциями протеста по отношению к власти, что даже рождает идею противодействия бунтарям. Объяснить этот факт можно наблюдающимся сегодня в стране обилием различных митингов и пикетов по самым незначительным поводам, что затрудняет повседневную жизнь в Кыргызской Республике. Многие студенты (разумеется, исключая
аполитичных) готовы к конструктивным действиям против революционеров (активно бы им противодействовали), несмотря на то, что могут сами при этом пострадать.
Распределение респондентов в гендерном отношении показывает следующую картину: большинство мужчин по своей сути являются политически активными почвенниками (почти 65 %), женщины же в большинстве своем (70 %), несмотря на развитое кыргызское гражданское сознание, являются сторонницами развития страны в рамках СНГ.
Тем не менее, надо отметить, что социализирующаяся молодежь в силу своего юного возраста находится под влиянием родителей, которые воспитывались еще в советский период. Соответственно, естественны проявляющиеся различия в определенных идеалах, нормах, ценностях нынешних студентов и их родителей. Почти половина респондентов всех исследуемых нами категорий говорит о среднем материальном достатке родителей, что говорит об отсутствии влияния родительского материального положения на степень их заинтересованности политическими событиями в стране и за рубежом. Важно отметить и следующий факт: заинтересованность политикой, как внешней, так и внутренней, прямо пропорциональна материальной обеспеченности респондентов и идет по восходящей по обоим параметрам.
Что касается профессиональной принадлежности родителей, то детям рабочих, крестьян и представителей интеллигенции (в отношении матерей — еще и безработных, о чем говорит статистика) весьма интересны политические события в стране, что следует считать эффектом советской политической социализации родителей и ее влиянием на следующее поколение. Большого значения в политической активности и идентичности фактора профессиональной деятельности самих респондентов также не было выявлено.
Однако родители — лишь один из агентов политической социализации молодежи. Помимо них, играют особую роль «преподаватели жизни». Несмотря на то, что более половины опрошенных отметили, что такой человек у них был (напомним, что в опросе также принимали участие пятикурсники), большинство из них не смогли сказать ничего определенного о влиянии работы такого преподавателя, что подтверждает тот факт, что в современный период система образования работает не на качество, а на количество. Сейчас в республике открылось много новых вузов, не все из которых соответствуют необходимым стандартам. В советское время система образования включала не только сам процесс образования, но и приобщение к культуре, организацию свободного времени молодежи, работали кружки по интересам и т. д. Сегодня вузы не только не в состоянии повлиять на характер политической социализации своих студентов, но, порой, вследствие экономических проблем, не могут удержать молодого человека в своих стенах, привлечь его внимание. Следовательно, решение проблемы формирования новой гражданской идентичности в Кыргызском обществе заключается в определении ее содержания, восполнении дефицита основных политических ценностей, консолидирующих общество, преодолении стихийности осмысления роли гражданина нового Кыргызстана.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, нужно отметить, что политические ценности молодых кыргызстанцев формируются сегодня под влиянием постсоветской трансформации институтов, являясь результатом адаптации к политико-институциональной среде. Базовые нормы демократической политической культуры пока еще слабо выражены в ценностях молодежи (несмотря на прошедшие 17 лет с момента повозглашения демократии в стране). Доверие к политическим институтам невелико. Соответственно, незначительно выражена и лояльность к демократическим политическим институтам. Политическое участие зачастую принимает неконвенциональные формы или вовсе сводится к пассивному безучастию.
На этом фоне выяснилось, что наименее влиятельным фактором политической социализации молодежи выступает, прежде всего, национальность. Гендерный признак сказывается на том, что мужчины более активны политически, но разница между студентами и студентками невелика. Экономическое положение семьи, которое во многом определяется принадлежностью к социальному слою, скорее говорит об отсутствии влияния родительского материального достатка на степень интереса студентов к политическим событиям в стране и за рубежом. Важно отметить и следующий факт: заинтересованность политикой, как внешней, так и внутренней, прямо пропорциональна материальной обеспеченности респондентов.
В результате анализа в целом можно обозначить следующую политическую типологию студентов: политически активные почвенники — 19 %, аполитичная масса — неготовные к политическому действию — 21 %, политически активные прагматики — 19 %, критично настроенные с развитым гражданским сознанием сторонники СНГ — 16 %, активная молодежь, ориентированная на миграцию — 25 %. Данная типология сложилась в процессе социализации под воздействием рассмотренных агентов и факторов и является устойчивой структурой процесса социализации молодежи страны в текущий исторический период.
1 Головин Н. А. Политическая социализация в постсоветском обществе. СПб., 2007. С. 12.
2 Кыргызстан в цифрах / Национальный статический комитет. Бишкек, 2005. С. 267.
3 Кыргызстан в цифрах / Национальный статический комитет. Бишкек, 2005. С. 267.
4Головин Н. А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб., 2004.
С. 30.
5 Соловьев А. И. Политология: Политические теории, политические технологии. М., 2000. С. 269.